Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
(«Вдохновение» ЧСТСШ» СТС МУ)
Титульный лист
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
КРАСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы-составители программы:
Крестьянинова А.Г., Шебырева А.В.
педагоги дополнительного образования
Сыктывкар, 2025
Оглавление
Титульный лист..................................................................................................... 1
Оглавление ............................................................................................................. 2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ....................... 3
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.4.
Пояснительная записка ..................................................................................................3
Цель и задачи программы ..............................................................................................4
Содержание программы .................................................................................................5
Учебный план ..............................................................................................................5
Содержание учебного плана ......................................................................................6
Планируемые результаты .............................................................................................13
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ............. 13
2.1. Условия реализации программы .....................................................................................13
2.2. Информационно-методическое обеспечение ................................................................13
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ..............................................................14
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ..............................................................15
2.5. Список литературы...........................................................................................................17
Нормативно – правовые источники: ..................................................................................17
Литература, использованная для разработки программы: ..............................................17
Литература для учащихся ...................................................................................................17
Приложения к программе ................................................................................. 19
Приложение № 1. Критерии оценки освоения программы.. ...............................................19
Приложение № 2. Контрольные задания. .............................................................................20
Приложение № 3. Календарно – тематическое планирование............................................23
Приложение № 4. Работа с родителями. ...............................................................................24
Приложение № 5. План воспитательной работы..................................................................25
Приложение № 6. Диагностическая карта мониторинга развития личностных качеств
учащихся...................................................................................................................................26
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красочные
фантазии» (далее – Программа «Красочные фантазии», Программа) составлена в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленными в списке литературы.
Проектирование Программы осуществлялось с учётом современных требований к
дополнительному образованию. Приоритетной задачей является развитие личности
учащегося,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина своей Родины.
Одним из приоритетных направлений Стратегии социально- экономического
развития Республики Коми на период до 2035 года является сохранение традиций и
создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка
народных художественных промыслов и ремесел.
Программа «Красочные фантазии» имеет базовый уровень сложности и
представляет собой интеграцию разных аспектов декоративно-прикладного искусства,
таких как, изобразительное искусство и графика, «Верхневычегодскую» и «Мезенскую»
роспись, бисероплетение, бумагопластика, лепка.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа «Красочные фантазии» имеет художественную направленность в
системе дополнительного образования и ориентирована на приобретение учащимися
определённых знаний по теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
а также основополагающих практических умений и навыков в данной сфере.
Декоративно – прикладное творчество является наиболее доступным для детей,
обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с
эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение
некоторые особенности его интеллекта и характера.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы в том, что обучение связано с развитием интереса и
творческих возможностей школьников во внеурочное время, что соответствует запросам
родителей (законных представителей).
Программа «Красочные фантазии» предлагает свободу выбора, вариативность
содержания, приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной
3
деятельности. Тесная связь с практикой поддерживает интерес учащихся к народным
промыслам, к различным выдам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной
Программе позволяет детям войти в мир цвета, формы, фантазии и в полной мере
реализовать все свои творческие способности, а в дальнейшем использовать их в
повседневной жизни. Программа предоставляет возможность учащимся на начальном этапе
познакомить с мастерами в сфере творчества и искусства, развить интерес к профессиям.
Основные особенности программы
Отличительные особенности программы в том, что она разработана на основе
Интегрированной программы по изобразительному искусству для 1-4 классов; авторы Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., М.: ВЕНТАНА- ГРАФ, 2018 г. Внесены существенные
изменения в структуру и содержание новой программы в соответствии с предпочтениями и
узкой специализацией педагогов, а также запросами учащихся: изобразительное искусство
переплетается с видами декоративно-прикладного искусства. Программа «Красочные
фантазии» - модульная; включает 7 модулей.
Новизной программы является включение в тематику занятий знакомство с
росписями народа Коми, развитие интереса детей к коми культуре, чувства осознания себя
частицей земли Коми. Темы изобразительного творчества интегрируются с темами
декоративно- прикладным творчества-бисероплетением, бумагопластикой, лепкой.
Программа является модульной по строению.
Программа предназначена для освоения детьми возраста 7 – 11 лет. Принцип
комплектования групп - все желающие. Группы могут формироваться с учетом уровня
подготовки учащихся. Количественный состав группы до 15 человек, постоянный.
Объём и срок реализации программы
Год обучения
1
Итого
Количество часов
72
72
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Занятия проходят в форме практических
занятий, бесед, тестирования, выполнения творческих проектов, выставок, экскурсий,
самостоятельной работы.
Занятия проводятся в группах численностью по 15 человек.
Режим занятий1
Год
обучения
1
Продолжительность
одного занятия в
академических часах,
мин
40 мин
1.2.
Количество занятий в
неделю
1 занятие по 2 часа
Итого:
Количество
часов в неделю
Всего часов в
год
2
72
72
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческих способностей и возможностей учащихся
средствами изобразительного и декоративно-прикладногоискусства.
Задачи.
Обучающие:
- ознакомить с основами знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
- научить работать с необходимыми инструментами и приспособлениями при обработке
разных материалов;
1
в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
4
- сформировать систему знаний о приёмах и техниках в области изобразительного
искусства, росписи по дереву, бумагопластики, бисероплетения, лепки;
- способствовать приобретению опыта в создании предметных и декоративных форм;
- познакомить с разнообразием мира профессий.
Развивающие:
- формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность, определять её проблемы и их причины, содержать в порядке своё рабочее
место);
- формировать навыки рефлексивной деятельности;
- осваивать информационные и логические умения;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности.
Воспитательные:
- прививать устойчивый
интерес
к
искусству,
занятиям
художественнымтворчеством;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, аккуратность и трудолюбие; соблюдать
правила поведения на занятиях изобразительным и прикладнымтворчеством;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела
до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Учебный план
№
Наименование модуля
Теория Практика
Всего часов
Формы
контроля
1
Изобразительноеискусство
5
5
10
2
4
8
12
3
4
Графика (декоративноерисование)
Верхневычегодская роспись
Мезенская роспись
Просмотр
работ
Наблюдение
2
4
6
Опрос
2
4
6
Просмотр
работ
5
Бисероплетение
2
15
17
Текущий
контроль
6
Лепка
7
Бумагопластика
4
4
6
5
10
9
Наблюдение
Опрос
8
Промежуточная аттестация
1
1
2
Тест.
Выставка
работ
24
48
72
ИТОГО
5
1.3.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 «Изобразительное искусство»
Образовательная задача модуля:
- обучить основам изобразительного искусства.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с понятиями «пейзаж», «натюрморт», «портрет»;
- научить работать с различными художественными материалами;
- обучить различным техникам изобразительной деятельности, основам рисования с натуры, по
памяти и по воображению; научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема,
перспективы, светотени, композиции;
- развивать навыки проектной деятельности.
- Тематические рабочие группы и форматы: фронтальная, индивидуальная, проектная
деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных Содержание
занятий, учебных
работ
Тема 1.1. «Введение. Теория, беседа, Введение. Понятие об изобразительном
Понятие об
фронтальный тип искусстве. Виды и жанры изобразительного
изобразительном
работы. 1 ч.
искусства. Профессия - художник. Правила
искусстве»
работы в изостудии. Техника безопасности при
работе с материалами, инструментами и
красками.
Кол- во
часов
2 ч.
Практическая
Изображение фантастического животного.
работа.
Соединение воедино элементы различных
Индивидуальный животных. Смешивание и сочетание различных
тип работы. 1ч. цветов.
Физминутка: пальчиковая игра
«Паучок» с проговариванием. Дети повторяют
движения за педагогом.
Тема 1.2. «Основные Теория, беседа, Рисунок и его основные изобразительно2 ч.
выразительные
фронтальный тип выразительные средства. Характеристика и виды
средства рисунка» работы. 1 ч.
точки, линии (штриховка) и пятна. Понятие
«Натюрморт». Показ презентации.
Практическая
Задание-упражнение. Выполнить рисунок яблока
работа.
3 разными способами: линией, пятном и точкой.
Индивидуальный Физминутка для глаз «Летний день»,
тип работы. 1ч. презентация. Дети следят глазами за
движущимися фигурами.
6
Тема 1.3.
«Перспектива.
Линия горизонта.
Пропорция»
Теория, беседа, Значение перспективы, пропорции и композиции 2 ч.
фронтальный тип в изобразительном искусстве. Виды перспектив.
работы. 1 ч.
Линия горизонта. Точка зрения. Точка схода.
Показ презентации.
Практическая
Выполнить пейзаж карандашом в перспективе.
работа.
Показать передний, средний и дальний план.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Тема 1.4. «Портрет Теория, беседа, Портрет как жанр изобразительного искусства.
человека»
фронтальный тип Определение и описание видов портрета.
работы. 1 ч.
Понятие «портрет « и
«автопортрет». Показ презентации.
2 ч.
Практическая
Изображение портрета человека. Передача
работа.
характера человека.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Тема 1.5.
«Праздники».
Просмотр работ
Теория, беседа, Проект: создание наглядного художественного
фронтальный тип образа на тему
работы. 1 ч.
«Праздник».
2 ч.
Практическая
Выбор сюжета. Выбор колорита,
работа, 1 ч.
соответствующего настроению праздника.
Индивидуальный Составление и решение композиции в цвете.
тип работы.
Просмотр готовых работ учащихся.
Закрепление
пройденного
материала.
Итого:
10 ч.
Модуль 2 «Графика (декоративное рисование)»
Образовательная задача модуля:
- научить основам декоративного рисования.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с понятиями «стилизация», «орнамент», «ахроматические цвета»;
- освоить техники «пуантилизм», «по - сырому», «сухая кисть»;
- научить преобразовывать реалистичный рисунок в стилизованный, передавать
последовательность, чередование элементов графики (пятен, мазков, штрихов, точек),
выполнять тематические композиции на плоскости и в объеме;
- развивать навыки проектной деятельности.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Тема 2.1.
«Стилизация»
Виды учебных
занятий, учебных
работ
Теория, беседа,
фронтальный тип
работы. 1ч.
Содержание
Кол-во
часов
Понятие «стилизация» как метод
художественного творчества. Понятие
«пуантилизм». Применение стилизации.
2 ч.
7
Практическая
работа.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Тема 2.2.
Практическая
«Животный мир» работа.
Индивидуальный
тип работы. 2 ч.
Тема 2.3.
«Орнамент»
Теория, беседа,
фронтальный тип
работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Тема 2.4.
Теория, беседа,
«Зимний пейзаж» фронтальный тип
работы. 1 ч.
Тема 2.9.
«Снегири»
Практическая
работа.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальный
тип работы.
Проектная,
групповая работа.2
ч.
Тема 2.11 «Чудо- Теория, беседа,
дерево».
фронтальный тип
Наблюдение
работы. 1 ч.
Практическая
работа.
Индивидуальный
тип работы. 1ч.
Итого:
Особенности стилизации. Стилизация как основа
декоративной композиции. Профессия Дизайнер. Показ презентации. «Стилизация».
Упражнение «Укрась птицу». Творческая
переработка реалистичного изображения в
декоративную. 1 ч.
Декоративное изображение животных. Строение. 2 ч.
Пропорции. Работа «по-сырому». Использование
акварели и гуаши в одной работе.
Последовательность работы.
Работа с нетрадиционными материалами.
Физминутка для глаз «Осень», презентация.
Дети следят глазами за движущимися
фигурами.
Орнамент. Определение и виды. Символами и
2 ч.
принципы композиционного построения. Показ
презентации «Орнаменты".
Орнамент. Геометрический. Составление
орнамента в квадрате.
Показ презентации.
Ахроматические и хроматические цвета.
Характеристика и квалификация цветов.
2 ч.
Работа с сухой кистью. Принцип и
последовательность работы с сухой кистью.
Работа нетрадиционным способом.
Выполнение рисунка гуашью с использованием 2 ч.
соли.
Составление общей композиции на н формате
А4.
Первая часть работы – выполнение птиц в
различных техниках рисования. Вторая часть
работы – объединение птиц на одном формате в
общую композицию. Завершающий этап
– дети присыпают соль (снег) на ветки деревьев.
Обсуждение работы.
Проект: иллюстрация к произведению К.
2 ч.
Чуковского
«Чудо-дерево».
Создание наглядного художественного образа по
теме.
Выбор техники рисования.
Составление и решение композиции в цвете.
12 ч.
Модуль 3: «Верхне-Вычегодская роспись»
Образовательная задача модуля:
- раскрыть основные элементы и особенности построения композиций верхне- вычегодской
росписи.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с историей и технологией верхне-Вычегодской росписи по дереву;
- освоить навыки работы с кистями, красками;
8
- обучить обработке деревянных заготовок, приёмам росписи по дереву;
- развивать навыки проектной деятельности
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Тема 3.1.
«Введение в
технологию
росписи»
Тема 3.2.
«Упражнения»
Виды учебных
занятий, учебных
работ
Теория, 1 ч. Беседа.
Фронтальный тип
работы.
Содержание
Кол-во
часов
Правила и режим работы. Техника безопасности 1 ч.
при работе с инструментами и материалами.
Презентация «Вычегодские
прялки».
Практика, 1 ч.
Техника выполнения основных элементов:
1 ч.
Изучение материала. полоса, волна, капелька, травинка, скобка Индивидуальный
отработка наклонов кисти.
тип работы.
Физминутка «Рисуем носиком»
Проектная,
— разминка для шеи.
групповая работа. Работа со вспомогательными инструментами
(ватная палочка - тычок).
Композиция-фантазия из изученных элементов.
Тема 3.3.
Теория, 1 ч. Беседа. Проект:
роспись
изделия
по 4 ч.
«Роспись
мотивам мезенской росписи.
изделия». Опрос. Практика, 3 ч.
Роспись итогового изделия: карандашная
Закрепление
разметка, выполнение росписи.
материала.
Индивидуальный
тип работы.
Итого:
6 ч.
Модуль 4 «Мезенская роспись»
Образовательная задача модуля:
- обучить основным элементам и особенностям построения композиций мезенской росписи.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с историей и технологией верхне-вычегодской росписи по дереву;
- продолжить работу с кистями, красками; приёмам росписи по дереву;
- понимать структуру мезенской композиции;
- развивать навыки проектной деятельности.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Тема 4.1.
«Основы
мезенской
росписи»
Тема 4.2.
«Роспись
Виды учебных
занятий, учебных
работ
Теория, 1 ч. Беседа.
Фронтальный тип
работы.
Содержание
Просмотр выпуска канала ZagorodLifeTV
Ремесло 60: Мезенская роспись.
История и технология мезенской росписи.
Материалы и инструменты.
Особенности композиций. Демонстрация
изделий, иллюстраций.
Практика, 1 ч.
Узоры в прямой и косой клетке. Бумажные
Изучение материала. закладки: копирование образцов.
Индивидуальный тип Физминутка «Если бы я был деревом»
работы.
Теория, 1 ч. Беседа. Проект: роспись изделия по мотивам мезенской
росписи.
9
Кол-во
часов
2 ч.
4 ч.
изделия».
Просмотр
работ.
Практика, 3 ч.
Подготовка заготовки. Роспись итогового
Закрепление
изделия: карандашная разметка, выполнение
материала.
росписи. Рефлексия.
Индивидуальный тип
работы.
Итого:
6 ч.
Модуль 5: «Бисероплетение»
Образовательная задача модуля:
- обучить основам бисероплетения.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с историей и технологией бисероплетения;
- освоить технологические навыки работы с бисером, леской, проволокой;
- обучить техникам перекрёстного и параллельного бисероплетения; формировать цветовое
видение будущих изделий, умение грамотно подбирать цветовые сочетания;
- развивать навыки проектной деятельности.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Тема 5.1.
«Введение в
технологию
бисероплетения»
Тема 5.2.
«Цепочки»
Тема 5.3.
«Параллельное
плетение»
Тема 5.4.
«Сюжетная
композиция из
бисера». Текущий
контроль.
Итого:
Виды учебных Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Теория, 1 ч.
Правила и режим работы. Техника безопасности 1 ч.
Беседа.
при работе с инструментами и материалами.
Фронтальный
Искусство бисероплетения, история
тип работы.
возникновения.
Основные материалы, их подготовка к работе,
хранение и использование.
Демонстрация изделий. Видеоролик
«Производство бисера».
Практика, 4 ч.
Работа со схемой, плетение.
4 ч.
Изучение
Физминутка «Рисуем носиком»
материала.
— разминка для шеи.
Индивидуальный
тип работы.
Практика, 4 ч.
Совместная композиция «Мир насекомых».
4 ч.
Изучение
Физминутка «Букашки» — изображаем
материала.
насекомых, стоя машем кистями, предплечьями,
Индивидуальный руками.
тип работы.
Теория, 1 ч.
Проект: сюжетная композиция из бисера.
8 ч.
Тестирование
Тестирование по теме
Практика, 7 ч.
«Бисероплетение»
Закрепление
материала.
Индивидуальный
тип работы
17 ч.
Модуль 6 «Лепка»
Образовательная задача модуля:
- обучить основам лепки.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с основными понятиями в области лепки: объем, форма, композиция, сюжет, образ,
характер;
- сформировать навыки работы с пластическим материалом;
10
- обучить способам и приёмам лепки;
- развивать навыки проектной деятельности.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Тема 6.1.
Теория, 1ч.
Правила и режим работы. Сведения о
1ч.
«Введение в
Беседа. «Я
художественном материале, ее свойствах.
образовательный
леплю…»
Инструменты, оборудование. Техника
процесс»
Фронтальный
безопасности при работе с материалом,
тип
инструментами. Профессия скульптор.
работы.
Демонстрация изделий. Презентация «Я леплю»
Тема 6.2.
Теория, 1ч.
Понятия: объем, форма. Геометрические формы: 2 ч.
«Формообразова
шар, диск, овал, цилиндр, конус.
ния»
Практика, 1ч.
Лепка простых по форме изделий. Приемы их
Индивидуальный изображения (делим на части, придаём форму,
тип работы
соединяем детали, оформляем изделие).
Забавные превращения: (червячок, улитка,
снеговик;фрукты, овощи).
Физминутка для пальчиков.
Тема 6.3.
Практика,1ч.
Элементы росписи: точка, линия, пятно. Приёмы 1 ч.
«Декоративная
Упражнение.
кистевой росписи на объёмной форме: заливка
роспись»
Индивидуальный цветом, цветовые пятна.
тип работы.
Тема 6.4. «Лепка из Практика, 1ч.
Способ лепки. Последовательность работы в
1 ч.
целого куска»
Индивидуальный материале (последовательность: деление
тип работы.
комочка на выступающие части, проработка
деталей, оформление).
Лепка домашних животных и птиц (образ,
отличительная особенность)
Физминутка (игра жестов) — изображаем
животных.
Роспись (заливкой либо нанесением цветовых
пятен).
Тема 6.5.
Теория, 1ч.
Понятия: композиция, сюжет, образ, характер.
2 ч.
«Сюжетная
Беседа.
Композиционное решение изобразительного
композиция»
Фронтальный
предмета, фигуры.
тип работы.
Практика: 1ч
Лепка по сюжету. Роспись.
Групповая
работа.
Тема 6.6.
Теория, 1ч.
Проект: разработка авторской сувенирной
3 ч.
«ИгрушкиБеседа
игрушки.
сувениры».
Наблюдение.
Практическая
Самостоятельный выбор объекта лепки; способа
работа, 2 ч.
лепки.
Индивидуальный
проект.
Итого:
10 ч.
Модуль 7 «Бумагопластика»
Образовательная задача модуля:
- обучить навыкам пространственного воображения на основе техник и приёмов бумагопластики.
Учебные задачи модуля:
11
- ознакомить с основными понятиями: «бумагопластика», «оригами»;
- обучить навыкам работы с инструментами и материалами, ознакомить со свойствами и видами
бумаги;
- освоить техники: «коллаж», «панно»;
- изучить приёмы оригами;
- развивать навыки проектной деятельности.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная, индивидуальная, групповая работа, проектная деятельность.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Тема 7.1.
Теория, 1 ч.
Вводное занятие. Знакомство с правилами
1 ч.
«Введение в
Беседа.
техники безопасности при работе с разными
образовательный
Фронтальный
инструментами и материалами. Знакомство с
процесс».
тип работы.
понятием «бумагопластика». Показ презентации.
Тема 7.2.
Теория, 1 ч.
Искусство оригами, история
2 ч.
«Знакомство с
Беседа. Показ
возникновения, профессия - оригамист.
техникой Оригами». презентации.
Знакомство со схемами сборки Оригами.
«Шкатулка».
Фронтальный
Показ презентации «Оригами».
тип работы.
Практика, 1 ч.
Выполнение поделок по схемам. Составление
Показ.
композиции на альбомном листе. Выполнение
Индивидуальная деталей по схеме. Использование разных видов
работа.
бумаги. Декорирование.
Физминутка «У оленя дом
большой».
Тема 7.3.
Теория, 1 ч.
Показ готового образца работы. Мотивация.
2 ч.
«Выполнение
Беседа.
Объяснение последовательности работы.
блокнота для
Фронтальный
Показ презентации «Блокнот».
записей своими
тип работы.
руками».
Практика, 1 ч.
Подготовка листов и обложки блокнота. Все
Показ.
части блокнота соединяются с помощью
Индивидуальная атласной ленты через отверстия, сделанные
работа.
дыроколом.
Тема 7.4.
тип
Изготовление открыток в различных техниках и 2 ч.
«Мастерская
работы.
использование различных материалов. Показ
подарков».
Практика, 2 ч.
готового образца работы. Мотивация.
Показ.
Объяснение последовательности работы.
Индивидуальная Изготовление праздничных открыток.
работа.
Физминутка «Найди бабочку».
Тема 7.5.
«Красочная
фантазия». Опрос.
Итого:
Промежуточная
аттестация.
Теория, 1ч.
Беседа.
Проект: авторский коллаж/панно.
2 ч.
Выбор сюжета, техники и материалов
исполнения.
Практика, 1 ч.
Создание наглядного художественного образа по
Индивидуальный теме.
тип работы.
Выполнение работы в технике коллаж/панно.
Обобщение
Оформление выставки по итогам года.
пройденного
материала.
9 ч.
Теория, 1 ч.
Тестирование,
1ч.
Выполнение теста.
12
2 ч.
Практика, 1ч.
Подготовка и представление выставки свои
Индивидуальная работ.
работа. Показ.
Итого:
2 ч.
Всего:
72 ч.
1.4.
Планируемые результаты
Предметные:
- сформированы теоретические знания в области изобразительного и декоративноприкладного искусства;
- освоены основные правила и технические приемы работы с нужными
инструментами и приспособлениями при обработке разных материалов;
- владеют основными приёмами в области изобразительного искусства, росписи по
дереву, бумагопластики, бисероплетения, лепки;
- приобретены навыки работы по созданию предметных и декоративных форм;
- знакомы с разнообразием мира профессий, могут определить вид деятельности
мастера.
Метапредметные:
- умеют планировать и контролировать деятельность;
- имеют представление о рефлексии своей деятельности;
- следуют алгоритму выполнения работ (замысел, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
- умеют использовать различные источники информации, анализировать,
преобразовывать, применять информацию для решения творческих проблем;
- повышена культура общения; умеют самостоятельно сотрудничать с другими
людьми, строить высказывание;
- сформирована мотивация и интерес к учебной и трудовой деятельности.
Личностные:
- понимают смысл занятий изобразительным творчеством и декоративноприкладным искусством;
- освоили поведенческие нормы и правила, воспитали терпение, волю, усидчивость,
аккуратность и трудолюбие;
- соблюдают правила поведения на занятиях изобразительным и прикладным
творчеством;
- демонстрирует трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в
доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, учебные стулья и столы, доска
учебная, ноутбук с представленным программным обеспечением, принтер, проектор
мультимедийный, колонки.
Учебно-практическое оборудование: бумага белая, цветная, картон белый,
цветной, деревянные заготовки, карандаши, линейки, дырокол, кисти №2, №3, №5, перо,
гуашь, акварель, акрил, баночки для воды, палитра, глина, пластилин, тесто, бисер, леска,
проволока, ткани, клей-карандаш, клей ПВА, ножницы, булавки, наждачная бумага.
2.2. Информационно-методическое обеспечение
Образцы изделий, демонстрационные таблицы по росписям, иллюстрации в книгах
и на электронных носителях, шаблоны, инструкционные карты, схемы, видеоролики о
13
мастерах изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Образовательный процесс на занятиях имеет развивающий характер, направленный на
развитие у детей природных задатков и интересов. Значительное количество занятий
направлено на практическую деятельность в сочетании с изучением теоретических основ
по предложенным темам, на которых дети получают знания, умения и навыки в области
декоративно- прикладного творчества. Выполнение каждого задания сопровождается
демонстрацией образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром
репродукций, фотоматериалов и мультимедийных средств.Программа предполагает очную
форму обучения и включает в себя:
- традиционные методы обучения:
словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; частичнопоисковый, игровой, дискуссионный, проектный и др.
репродуктивный (воспроизводящий), беседа;
наглядно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
информационно-рецептивный (наблюдение, обследование, рассматривание, показ способа
действия, объяснение, рассказ);
исследовательский (поиск самостоятельного решения поставленнойзадачи);
проблемный (педагог создаёт проблемную ситуацию и вместе с детьми ищет пути её
решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, и они же предлагают способы ее
решения).
педагогические технологии:
интерактивные приёмы обучения;
метод проектов.
Информационно-коммуникационные технологии – педагогическая технология,
использующая специальные способы, программные итехнические средства (кино-, аудио-,
видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Это создание для педагогов и для учащихся благоприятных условий для свободного
доступа к культурной, учебной и научной информации.
Интерактивные приёмы обучения - способность взаимодействовать или находиться в
режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Это способствует созданию комфортных условий обучения, при которых обучаемый
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Метод проектов - серия мероприятий, предпринимаемых для достижения четко
определенных целей посредством получения результатов, направленных на решение неких
проблем или дальнейшее развитие деятельности в условиях ограниченного периода
времени, определенных фиксированных ресурсов силами организаций участников проекта
и направлен на определенную целевую группу.
Алгоритм занятия:
1. Организационный этап 2. Мотивационный этап 3. Введение нового материала 4.
Практическая работа 5. Самостоятельная работа 6. Рефлексия. Подведение итогов.
14
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
№
Предмет
оценивания
Формы и
методы
оценивания
Характеристика оценочных
материалов
Показатели
оценивания
*Критерии
оценивания
(Приложение 2)
Виды
контроля
Тестовое
задание
открытой
формы
Тест содержит вопросы по
истории и технологии
бисероплетения, о технике
безопасности, о профессии.
Правильность
ответов. Количество
правильных ответов.
Индивидуальны
й творческий
проект
Результат работы над проектом –
сюжетная композиция из
игрушек, выполненных в технике
объёмного параллельного
бисероплетения
Соответствие
требованиям к
творческому проекту
(бисероплетение)
высокий уровень - от
Текущий
80% до 100 % освоения контроль
программного
материала, средний
уровень - от 51 % до 79
% освоения
программного
материала, низкий
уровень - 50 %
освоения программного
материала и менее.
высокий уровень - от
80% до 100 % освоения
программного
материала, средний
уровень - от 51 % до 79
% освоения
программного
материала, низкий
уровень - 50 %
освоения программного
материала и менее.
Модуль 5 «Бисероплетение»
1.
Выявление
уровня
теоретических
знаний и
практических
умений
Промежуточная аттестация
1.
Выявление
уровня
теоретических
знаний и
практических
умений
Выставка
Подготовка и защита экспозиции
Соответствие
требованиям к
выставке
Приложение 2
Тестовое
задание.
Тест.
Правильность
ответов. Количество
правильных ответов.
Приложение 2
высокий уровень - от
80% до 100 % освоения
16
Промежуто
ч ная
аттестация.
2.5. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература, использованная для разработки программы:
1. Алексеева, В.В. «Что такое искусство?» / В.В. Алексеева. — М.:
2. «Советский художник», 2016. — 240 с.
3. Беккер Т. Волшебные фигурки и животные из бисера / Т. Беккер– Харьков, Белгород:
Клуб семейного досуга, 2017.-125 с.
4. Виноградова, Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения / Е. Виноградова.
5. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2020. - 132с.
6. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева,
Нагибина М.И. -Ярославль: Академия развития. Академия К, 2017.- 138 с.
7. Гуревич, М. М. Цвет и его измерение / М. М. Гуревич. - М. — Л., 2017. – 39 с.
8. Долженко, Г.И.100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко-Ярославль: Академия развития,
2016. - 186 с.
9. Донателла, Ч. Оригинальные поделки из бумаги / Ч. Донателла - М.:ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2019. – 210 с.
10. Дорожин, Ю. Мезенская роспись. Искусство детям: Учебное издание / Ю. Дорожин. —
М.: «Мозаика-Синтез», 2017. — 16 с.
11. Лоран Катио, Фигурки из бисера. Животные. Птицы. Насекомые. /Пер. с фран. – М.:
«Контент», 2017-25 с.
12. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. —
Волгоград: Учитель, 2016. — 151 с.
13. Сердитова, Т.В. Дарить красоту: Учеб.пособие. Методические рекомендации к
комплектам наглядных пособий по вычегодским росписям / Т.В. Сердитова. —
Сыктывкар, 2017. — 44 с.
14. Врублевская, Н. Техники изобразительного искусства для начинающих./Н. Врублевская.
- М: Астрель. АСТ, 2016. - 59 с.
15. Уткина, И. Прялки коми-зырян. / Из собрания национального музея Республики Коми /
И. Уткина. – Сыктывкар: «Коми республиканская типография», 2016. — 67 с.
Литература для учащихся:
1. Афонькин, С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей./С.Ю.
Афонькин, Е.А. Афонькина. – М.: Оникс, 2018. — 120 с.
2. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия / Н.К. Величко.
3. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2019. — 224 с.
4. Джек Хамм. Как рисовать животных. /Джек Хамм.– М.: Попурри, 2016. — 128 с.
5. Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера. – 3-е изд. / Е.Н. Золотарева М.: Айрис-пресс, 2019.48 с.
6. Панфилова, Е. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову./ Е. Панфилова. –
М.: Рипол-Классик, 2016. — 156 с.
7. Яковлева, О. Загадки истории и тайны живописи. Школа Шерлока Холмса./ О. Яковлева.
– М.: Хоббитека, 2017. — 32 с.
Интернет-ресурсы для учащихся:
1. Композиция, её основные виды и категории. http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0106.shtml
2. Лепка из соленого теста. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/lepka-iz-solenogo-testa/
3. Техника параллельного плетения из бисера. https://ru.pinterest.com/ideas/бисер-схемыпараллельное-плетение/915607299705/
4. Латынин,
Л.
Основные
сюжеты
русского
народного
искусства.
http://www.latynin.ru/books/folkart/russianfolkart.html
18
Приложения к программе
Приложение №1. Критерии оценки освоения программы.
В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущегоконтроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» освоение программы учащимися оценивается по трем
уровням: высокий уровень - от 80% до 100 % освоения программного материала,
средний уровень - от 51 % до 79 % освоения программного материала,
низкий
уровень - 50 % освоения программного материала и менее.
Высокий уровень (от 80% до 100 % освоения программного материала) учащийся отвечает на вопрос самостоятельно, точно, обнаруживает понимание и
осознанность учебного материала, может обосновать свои суждения, показывает полноту
освоения материала, может самостоятельно и полностью применить полученные знания
и умения на практике.
Средний уровень (от 51 % до 79 % освоения программного материала) - учащийся
обнаруживает понимание и осознанность учебного материала. Допускает
незначительные неточности, но может привести обоснованные суждения. Может
применить полученные знания и умения на практике, но изредка прибегает к помощи
педагога.
Низкий уровень (50 % освоения программного материала и менее)- учащийся
обнаруживает знание и понимание основных положений учебногоматериала, но отвечает
на вопрос при помощи наводящих вопросов, дает ответ неполно и допускает неточности,
не умеет глубоко и доказательно обосновать свои суждения, показывает частичное
освоение материала. В основном самостоятельно использует знания программного
материала на практике.
19
Приложение №2. Контрольные задания. Текущий контроль.
Модуль 5 «Бисероплетение»
Теоретическая часть. Тест.
Ответь на вопросы:
1. Где предположительно появился первый бисер?
2. Из какого материала изготовляли бусины в древние времена, и изкакого
сейчас? (перечисли)
3. Как называется профессия человека, который занимается бисероплетением?
4. Какие материалы и инструменты нужны для бисероплетения?(перечисли)
5. Назови техники бисероплетения, которым мы научились? (перечисли)
6. Чего нельзя делать во время занятий бисероплетением?
№
Критерии
оценивания:
1
1 балл
2
3 материала и В древние времена - глина (керамика), камни, древесина, ракушки,
более – 1 балл
стекло. Сейчас - стекло, пластик (пластмасса).
3
1 балл
4
5 и более - 1балл Бисер, бусины, леска, проволока, ножницы, иголки, подушка или
тряпочка.
5
Названы все - 3 Плетение крестиком (монастырское), плетение
балла
(восьмёрка), параллельное плетение (полотно)
6
Одно правило 1 балл
Более - 3 балла
Правильные ответы (ключи):
Древний Египет
Мастер по бисероплетению.
колечками
Нельзя кидаться бисером, есть бисер, передавать ножницы лезвиями
вперёд, открытыми, бегать с ними, бегать с иголками, тыкать ими
соседа, тыкать соседа проволокой…
Высокий уровень – 8-10 баллов; средний уровень– 4-6 балла; низкий уровень – 0-3 балла.
Требования к выполнению творческого проекта (бисероплетение):
• соответствие работы технологии (соответствие игрушек схемам, соразмерность
использованного бисера, грамотность составлениякомпозиции, цветовое сочетание);
• аккуратность выполнения;
• самостоятельность выполнения;
• общий эстетический вид работы.
Критерии оценивания
Высокий уровень (8 - 10 баллов) – учащийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком качественном уровне.
Средний уровень (4-6 баллов) - учащийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя.
Низкий уровень (0-3 балла) - работа учащегося выполнена со значительными
нарушениями.
20
Промежуточная аттестация
Теоретическая часть. Тест
1. Какой цвет в радуге лишний?
6. Что не
материалом?
А) пастель
Б) сангина
В) акварель
А) красный
Б) оранжевый
В) черный
является
графическим
7. Вспомни хотя бы три деревянных
предмета,
которые
традиционно
украшали росписью.
2. Рисунок в книге это - …?
А) набросок
Б) плакат
В) иллюстрация
3.Перечисли
основные
материалы
инструменты для бисероплетения.
и 8. Назови технику бисероплетения,
которую ты изучил.
4. Ответь на вопрос, используя слова- 9. Что, из ниже перечисленного,
подсказки: (дерева, камня, мрамора, теста, относится к
пластилина).
А) материалам и Б) инструментам:
Чем занимается скульптор?
Ножницы, Карандаш, Картон, Цветная
Лепит из...;
бумага, Клей, Линейка, Канцелярский
Высекает из...;
нож.
Вырезает из...;
Запиши:
А
Б
5. Выберите правильный ответ:
Что такое графика?
а)
Вид
изобразительного
искусства,
использующий
в
качестве
основных
изобразительных средств линии, штрихи,
пятна и точки.
б)
Вид
изобразительного
искусства,
произведения которого создаются с помощью
красок, наносимых на какую-либо твёрдую
поверхность.
№
Критерии оценивания:
10. Выбери правильный ответ: Что
такое аппликация?
А)
создание
картины
путём
наклеивания на основу (лист)
предметов
и
материалов,
отличающихся от основы по цвету и
фактуре.
Б)
создание
картины
путём
наклеивания
на
основу
(лист)
материалы, вырезанные по шаблону.
Правильные ответы (ключи):
1
1 б.
Черный
2
1 б.
Иллюстрация
3
5 б. –перечислено 8-5 Бисер, бусы, стеклярус, леска, проволока, иголки,
предметов,
ножницы, подушка/отрез ткани.
3 б. – 4-3предмета,
1б – 1 предмет,
0 б. - нет ответа
21
4
3 б. - все верно,
Лепит из теста, пластилина.
2б. - 2 правильных ответа Высекает из камня, мрамора.
1 б. - 1 правильный ответ Вырезает из дерева.
0 б. - нет ответа
5
1 б.
Графика-вид
изобразительного
искусства,
использующий в качестве основных изобразительных
средств линии, штрихи, пятна и точки.
6
1 б.
Акварель
7
5 б. - приведено 3примера, прялки, посуда (ложки, ковши, туеса, подносы...),
3 б.- приведено 2 примера мебель и транспорт (колыбели, шкафы, сани...), стены
1 б. - приведен 1 пример и двери.
8
1б.
9
5 б. - перечислено 7-5 А) Картон, Цветная бумага, Клей,
Б) Ножницы, Карандаш, Линейка, Канцелярский нож.
предметов,
3 б. - 4-3 предмета,
1 б. - 2-1 предмет
0 б.- все неверно
10
1 б.
Параллельное плетение.
Аппликация
Высокий уровень -8-10 баллов; средний уровень– 4-6 баллов; низкий уровень– 0-3 балла.
Практическая часть. Подготовка экспозиции.
Критерии оценки отчётной выставки.
1. Принести свои изделия
2. Скомпоновать их в единую композицию
3. Публично представить выставку (рассказать о своих изделиях).
Критерии оценивания:
Высокий уровень – учащийся самостоятельно справился со всеми этапами подготовки,
выставка работ сделана качественно, презентована перед всеми отлично;
Средний уровень - учащийся справился со всеми этапами работы с минимальной помощью
педагога или других учащихся, выставка работ не соответствует композиционным правилам
и презентована формально.
Низкий уровень - учащийся справился со всеми этапами работы с большой долей
вмешательства педагога или других учащихся, изделий предоставил мало и не презентовал
их.
22
№
пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Приложение № 3. Календарно – тематическое планирование.
Модуль
Тема занятия
Изобразительное
искусство
Графика
(декоративное
рисование)
ВерхнеВычегодская
роспись
Мезенская
роспись
16.
17.
Бисероплетение
18.
19.
20.
21.
Лепка
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Бумагопластика
28.
29.
30.
31.
32.
ВСЕГО
«Введение. Понятие об изобразительном искусстве»
Кол-во
часов
2
Основные выразительные средства рисунка
Перспектива. Линия горизонта. Пропорция
Портрет человека
«Праздники». Просмотр работ
Стилизация
2
2
2
2
2
Животный мир
Орнамент
Зимний пейзаж
Снегири
Чудо- дерево
Введение в технологию росписи
2
2
2
2
2
1
Упражнения
Роспись изделия. Опрос
Основы мезенской росписи
1
4
2
Роспись изделия. Просмотр работ.
Введение в технологию бисероплетения
Цепочки
Параллельное плетение
Сюжетная композиция из бисера. Текущий контроль
Введение в образовательный процесс
Формообразова ния
Декоративная роспись
Лепка из целого куска
Сюжетная композиция
Игрушки- сувениры
Введение в образовательный процесс
Знакомство с техникой Оригами. Шкатулка
Выполнение блокнота для записей своими руками
Мастерская подарков
Красочная фантазия
Промежуточная аттестация
4
1
4
4
8
1
2
1
1
2
3
1
2
2
2
2
2
72
23
Приложение № 4. Работа с родителями
План работы с родителями
Цель: организация сотрудничества между педагогом и семьей в интересахраскрытия
интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Мероприятия
Организационное собрание для родителей. Выборродительского
актива. Анкетирование.
Обзор творческих конкурсов для детей, достижения кружковцев
прошлых лет. Беседа: «Портфолио - способ
накопления индивидуальных достижений в дополнительно
образовании детей».
Декабрь
Индивидуальные консультации по вопросам развитиятворческого
потенциала ребенка
Выставка творческих работ «Новогоднее волшебство».
Январь
«Итоги 1-го полугодия, план работы на 2-е полугодие»
Февраль
Лекция «Организация совместных творческих мероприятийкак
фактор оптимизации детско-родительских отношений»
Открытое занятие «Мастер оригами»
Март
Апрель
Май
Индивидуальные консультации по вопросам развитиятворческого
потенциала ребенка
Вернисаж творческих работ учащихся.
24
Приложение № 5. План воспитательной работы
План воспитательной работы
Цель: создание
условий для успешной
социализации,
саморазвития
и
самореализации личности обучающегося.
Задачи:
-воспитание
любви к родной школе, к малой родине, формирование
гражданского самосознания;
-формирование здоровой социальной среды в коллективе;
- развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся;
- обучать навыкам безопасного поведения и прививать культуру здоровогообраза жизни;
- формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма удетей.
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Игра для сплочения коллектива «Я знаю пять имен»
Октябрь
Беседа «День пожилого человека»
Ноябрь
Выставка рисунков «Осень золотая»
Декабрь
Беседа «Сколько лет Деду Морозу»
Январь
Беседа «Безопасность на улице и дома»
Февраль
Выставка рисунков «Защитник Отечества»
Март
Выставка открыток « С первым весенним праздником»
Апрель
Беседа «Безопасный интернет»
Май
Выставка «Наше творчество»
Инструкции по технике безопасности:
− Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками,
кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
− Антитеррористическая безопасность
− Противопожарная безопасность
− Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
− Правила поведения на улице и ПДД
− Правила поведения на экскурсии
− Правила поведения в зимний период
− Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ
25
Приложение № 6. Диагностическая карта
мониторинга развития личностных качеств учащихся
(автор М.И. Шилова)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «
Дата проведения: «___»20___ г.
Год обучения
Учебный год
№
ФИО
Активность,
организаторские
способности
дата заполнения
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
дата заполнения
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинирован
ность
дата заполнения
1
2
3
4
5
6
26
Нравственность,
гуманность
дата заполнения
»
Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
дата заполнения
Мониторинг развития личностных качеств учащихся
Качества личности
ярко проявляются
3 балла
1. Активность,
организаторские
способности
Активен, проявляет стойкий
познавательный интерес,
целеустремлен, трудолюбив
и прилежен, добивается
выдающихся результатов,
инициативен, организует
деятельность других.
Легко вступает и
поддерживает контакты,
разрешает конфликты,
дружелюбен со всеми,
инициативен, по
собственному желанию
успешно выступает перед
аудиторией.
Выполняет поручения
охотно, ответственно, часто
по собственному желанию,
может привлечь других.
Всегда дисциплинирован,
везде соблюдает правила
поведения, требует того же от
других.
2. Коммуникативные
навыки, коллективизм
3. Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Признаки проявления качеств личности
проявляются
слабо проявляются
2 балла
1 балл
не проявляются
0 баллов
Активен, проявляет стойкий
познавательный интерес,
трудолюбив, добивается
хороших результатов.
Мало активен, наблюдает за Пропускает занятия, мешает
другим.
деятельностью других,
забывает выполнить задание.
Результативность невысокая.
Вступает и поддерживает
контакты, не вступает в
конфликты, дружелюбен со
всеми, по инициативе
руководителя или группы
выступает перед
аудиторией.
Поддерживает контакты
избирательно, чаще работает
индивидуально, публично не
выступает.
Замкнут, общение затруднено,
адаптируется в коллективе с
трудом, является инициатором
конфликтов.
Выполняет поручения
охотно, ответственно.
Хорошо ведет себя
независимо от наличия или
отсутствия контроля, но не
требует этого от других.
Неохотно выполняет
поручения.
Начинает работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает правила
поведения только при
наличии контроля и
требовательности
Уклоняется от поручений,
безответственен. Часто
недисциплинирован, нарушает
правила поведения, слабо
реагирует на воспитательные
воздействия.
4. Нравственность,
гуманность
5. Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
Доброжелателен, правдив,
верен
своему слову, вежлив,
заботится об окружающих,
пресекает грубость,
недобрые отношения к
людям,
Имеет высокий творческий
потенциал.
Самостоятельно выполняет
исследовательские,
проектировочные работы.
Является разработчиком
проекта, может создать
проектировочную команду и
организовать ее
деятельность. Находит
нестандартные решения,
новые способы выполнения
заданий.
Доброжелателен, правдив,
верен
своему слову, вежлив,
заботится об окружающих,
но не требует этих качеств
от других.
Выполняет
исследовательские,
проектировочные работы,
может разработать свой
проект с помощью
преподавателя.
Способен принимать
творческие решения, но в
основном использует
традиционные способы.
28
преподавателя или
товарищей.
Помогает другим по
поручению
преподавателя, не всегда
выполняет обещания, в
присутствии старших чаще
скромен, со сверстниками
бывает груб.
Может работать в
исследовательскопроектировочной группе при
постоянной поддержке и
контроле. Способен
принимать творческие
решения, но в основном
использует традиционные
способы.
Недоброжелателен, груб,
пренебрежителен,
высокомерен с товарищами
и старшими, часто
обманывает, неискренен.
В проектно-исследовательскую
деятельность не вступает.
Уровень выполнения заданий
репродуктивный.