Студия ведущих

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Студия ведущих»
Направленность – художественная
Уровень сложности содержания - базовый
Возраст детей – 14 -18 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: педагог
дополнительного образования
Григорьева Елена Юрьевна

Сыктывкар 2023

I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа «Студия ведущих» разработана в соответствии со
следующими документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
-

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru);
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «
О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период
до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О

внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.

Направленность - художественная
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Уровень - базовый
Тип программы – модифицированная
Модель ДООП – модульная дополнительная общеобразовательная программа.
В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не
только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно,
нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ
общества ориентирует систему образования на формирование творческой
личности, развитие творческих способностей учащихся.
Современному обществу нужен человек, уверенный в себе, способный
ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и
независимостью мышления, верой в свои силы и идею, мужеством пробовать и
ошибаться, пока решение не найдено.
Именно эти качества являются определяющими показателями творческих
способностей, или креативности, и необходимым условием адаптации к
окружающему миру и комфортному существованию в нем.
Художественная

деятельность,

в

частности

творческая

деятельность

учащегося как ведущего мероприятий, выступает как содержательная основа и
важное условие эстетического развития детей на всех ступенях саморазвития.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным для развития
ребенка является процесс, а не результат, творческой работы, а также изучение
процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и
средств его развития. По мнению психолога Л.С. Выготского, творчество
существует не только там, где создаются великие произведения, но и везде, где
присутствует создание чего-то нового. Следовательно, актуальна организация
такой системы работы, которая будет учитывать особенности и проблемы
учащихся, и обеспечивать их эффективное развитие.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Студия ведущих» (далее Программа) направлена
на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Программа

модифицированная,

составлена

с

учетом

программ

дополнительного образования детей: «Юный организатор» (Е.Ю. Григорьева, г.
Сыктывкар),

«Театральный

кружок»

(Е.Ю.

Григорьева,

г.

Сыктывкар),

«Примерная внеурочная программа художественного творчества школьников»
(Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, г. Москва), «Театр-студия в современной
школе» (С.Ю. Кидин, г. Волгоград).
Актуальность программы
Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки
произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она
позволяет развивать личность учащегося, оптимизировать процесс развития речи,
голоса, чувства ритма. Сценическая деятельность базируется на единстве
коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого
исполнителя.
Отличительные особенности программы заключается в том, что целевые
ориентиры программы направлены на формирование и развитие творческих
способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном развитии, что соответствует

основным

направлениям социально - экономического развития города Сыктывкара и
Республики Коми, т.к. содействует развитию мотивации личности к познанию,
творчеству, труду, искусству; на обеспечение прав ребенка на личностное
самоопределение и самореализацию; на обеспечение адаптации к жизни в
обществе, профессиональной ориентации.
В программу введены коммуникативные и сценические тренинги, которые
способствуют раскрепощению мышечного и эмоционального аппарата учащегося,
осознанию своей роли в группе, а также пониманию своих страхов, мешающих

творчески и полноценно развиваться.
Взаимосвязь видов творческой деятельности (самопрезентация, этюды,
тренинги, работа в группах, создание сценария, репетиционные занятия) – один из
путей реализации интегрированного подхода к художественному и духовнонравственному воспитанию.
Данная программа позволяет учащимся освоиться в творчестве, узнать,
испытать на себе, что есть творческий поиск, познакомиться с сущностью и
техниками публичных выступлений, ораторского и актерского мастерства,
существующими традициями сценического искусства, прикоснуться к основам
драматургии.
Программа направлена на раннюю профориентацию и формирование гибких
навыков у учащихся. Помощь учащемуся в определении своих возможностей
(интеллект, темперамент, мотивация), и как правильно их применять при выборе
профессии. Определение личностных ценностей и особенностей с целью
последующего выбора университета и профессии. Развитие навыков осознанного
выбора, аналитических способностей учащихся.
Адресат программы. Содержание программы рассчитано на занятия с
учащимися 14 – 18 лет, проявляющих интерес к творчеству и сценическому
искусству, а также желающими попробовать себя в роли ведущих различного рода
мероприятий школьного и муниципального уровня.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления
родителей
(законных
представителей)
через
сайт
ПФДО

Коми

(https://komi.pfdo.ru/) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Объем

программы.

Объем

и

срок

освоения

программы:

совокупная

продолжительность реализации программы составляет 144 часа, 1 год обучения;
включает 5 модулей.
Форма обучения – очная; в период невозможности организации учебного
процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, актированных дней, он может быть организован с использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
В процессе занятий сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная
работа.
Виды занятий: репетиции, постановки, беседа, лекция, тренинги, просмотр кино, видео-, телефильма, художественные образовательные события, анализ,
выполнение самостоятельной работы.
Режим занятий: Занятия проходят в учебном кабинете 2 раза в неделю по 2
академических часа с перерывом на отдых в 10 минут. Продолжительность одного
часа – 40 минут. Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, –
12-15 человек. Расписание составляется в соответствии с требованиями СП
2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
1.2. Цели и задачи программы

Цель – формирование способности учащегося к творчески активной деятельности
через овладение приёмами сценической речи, техники публичных выступлений,
основ сценарного мастерства, проведения мероприятий.
Задачи
Обучающие


обучить

теоретическим

знаниям

публичных выступлений,

практическим умениям и навыкам в области сценического искусства;


научить проявлять интерес к чтению, осознанному выбору литературы,
влияющей на нравственное самоопределение личности;



познакомить с основами сценарного мастерства: основными понятиями
сценария и сценарно-режиссерского хода;

Развивающие


развить

навыки

осмысленного

использования

техники

публичных

выступлений, основ актерского мастерства и сценического движения;



развить

специальные

навыки,

необходимые

для

проведения

самостоятельных исследований, подготовки творческих работ, сценариев и
проектов;


развить

коммуникативно-речевые

умения,

осознанное

использование

речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для достойного
выражения своих чувств, мыслей и потребностей в различных жизненных
ситуациях (в устной и письменной форме), учитывая социальные роли
адресата;


развить

творческие

и

актерские

способности

учащихся

через

совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической
выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
Воспитательные
 способствовать

стремлению

учащихся

к

познанию,

трудолюбию,

целеустремлённости, добросовестности, креативности, ответственности за
результат своего труда;
 способствовать

формированию

способности

«прочтения»

жизненной

ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным
текстом, сценарием, этюдными постановками.
 готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
 воспитывать нравственные и гражданские качества личности, воспитывать
чувство гордости за свою Родину, Республику Коми, г.Сыктывкар.
1.3 Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№
п/п

1.
2.

Раздел

Техника публичных выступлений:
Сценическая речь

Количество часов
Всего

Теория

Практика

30
30

10
9

20
21

Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение.
Текущий

3.
4.

Сценическое движение
Сценарное мастерство

30
22

10
9

20
13

5.

Концертная деятельность

32

4

28

144

42

102

Итого

контроль
Чтение стиха.
Показ сценки.
Текстовая
работа.
Промежуточная
аттестация.
Творческий
отчет.

1.3.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 «Техника публичных выступлений»
Образовательная задача модуля:
- помочь учащимся в приобретении опыта публичных выступлений.
- Учебные задачи модуля:
- научить готовится к выступлению;
- познакомить учащихся с понятием - публичные выступления; с профессией ведущего; с
профессиональным лексиконом;
- обучить учащихся выстраивать структуру выступления для эффективной самопрезентации;
- обучить азам ораторского искусства;
- обучить работе на видеокамеру.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Тема 1.1. «12
Теория 4 ч.,
Введение. Инструктаж по ТБ. Кто такой
9 ч.
шагов к
беседа,
ведущий. Ведущий как стержень,
успешному
фронтальный тип скрепляющий концертное действие
публичному
работы.
Сценическое искусство ведущего.
выступлению»
Практическая
Подготовка к выступлению. Игровой
работа, 5 ч.
тренинг для учащихся «Твой путь к успеху
Групповой тип
публичного выступления»:
работы.
приобретение практических навыков
публичных выступлений
перед
аудиторией, спокойное реагирование на
критику. Закрепление достигнутого
результата.
Тема 1.2.
Теория 2 ч.
Что такое презентация и
7 ч.
«Эффективная
беседа, Групповой самопрезентация»,

презентация»

тип работы.
Практическая
работа 5 ч.
Индивидуальный
тип работы.
Групповая работа.

1.

Тема 1.3.
«Ораторское
мастерство
Самостоятельн
ая работа»

Теория, 2 ч.
Беседа.
Фронтальный тип
работы.
Практика, 6 ч.
Изучение
материала.
Индивидуальный
тип работы.
Групповая работа.

Тема 1.4.
«Выступления
на публике: как
преодолеть
страх?»

Теория, 2 ч.
Беседа.
Фронтальный тип
работы.
Практика, 4 ч.
Изучение
материала.
Индивидуальный
тип работы.
Групповая работа.

отличительные особенности
самопрезентации.
Структура выступленя для эффективной
самопрезентации; тренинг изучение
технологии ТАИ:«тезис-аргументиллюстрация», изучение оформления
презентации устной и письменной
(наглядной).
Изучение элементов ораторского
мастерства, отличие ведущего от
конферансье, навыки, необходимые
ведущему для удачного взаимодействия со
зрителями.
Самостоятельная работа в группах:
Практическое применение навыков,
необходимых ведущему для удачного
Взаимодействия со зрителями. Тренинги:
разбираем на практике. Ошибки
публичного выступления. Закулисная
подготовительная работа.Место на сцене:
положение ведущего относительно
зрителей, правило 90.
Способы преодоления страха перед
публичными выступлениями, этика
выступления и внешнего вида ведущего.

8 ч.

6 ч.

Выступления в подгруппе, перед группой,
перед незнакомой аудиторией.
Упражнения: «Как побороть
застенчивость: игра на
взаимодействие в группе, игровое
упражнение в парах», «Секреты
привлекательного голоса: дружелюбность,
доброта, притягательность». Этюды
на заданную тему.
Итого
30 ч.
Модуль 2: «Сценическая речь»
Образовательные задачи модуля:
- помочь учащимся развить природные голосовые возможности.
Учебные задачи модуля:
- обучить учащихся артикуляционным, дыхательным, голосовым, дикционным
упражнениям;
- научить учащихся правильно и осмысленно обращаться со «словом».
Тематические рабочие группы и форматы:

- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
Виды учебных
Содержание
Кол-во часов
занятий, учебных
работ
1. Тема 2.1.
Теория, 4 ч.
Артикуляционные,
16 ч.
«Речевые
Беседа.
дыхательные, голосовые,
2. тренинги»
Фронтальный
дикционные тренинги.
тип работы.
Практическая
Проведение практических
работа 14 ч.
упражнений на приобретение
Индивидуальный навыков регулярной работы
тип работы.
над артикуляционным,
Групповая
голосовым, дыхательным
работа.
аппаратом ведущего.
Тема 2.2.
Теория, 5 ч.
Моменты процесса речи,
14 ч.
«Словесное
Беседа.
превращающий простое
действие»
Фронтальный тип словоговорение в подлинное
работы.
продуктивное и
целесообразное действие.
Понятия: речь,
интонирование, ударение на
слово. Разбор четырех видов
пауз, понятие
психологической паузы.
Практическая
Тренинги на «оживление»
работа 9 ч.
речи. Упражнения диалогов и
Индивидуальный монологов. Подготовка
тип работы.
моноспектакля: проза, стих,
монолог.
Итого
30 ч.
Модуль 3 «Сценическое движение»
Образовательная задача модуля:
- обучить практическим навыкам сценического движения.
Учебные задачи модуля:
- научить владеть общей пластической культурой;
- учить снимать эмоциональные и физические зажимы;
- учить пластическим, акробатическим, хореографическим этюдам.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п

№ п/п

1.

Тема 3.1.
«Снятие
зажимов»

Тема 3.2.
«Сценическая
координация»

Тема 3.3.
«Сценическая
пластика»

Виды учебных
занятий, учебных
работ
Теория, 1 ч
Беседа.
Фронтальный тип
работы.
Практическая
работа 4 ч
Практика.
Групповая работа.
Теория, 5 ч
Фронтальный и
индивидуальный
тип работы.
Практическая
работа 7 ч.
Групповая работа.

Теория, 4 ч
Фронтальный и
индивидуальный
тип работы.

Практическая
работа 12 ч.
Групповая работа.

Содержание

Кол-во часов

Как снять зажим: мышечный,
голосовой, мыслительный.
Эмоциональное
раскрепощение.
Упражнения на снятие
зажимов. Зарядки для
развития физического
аппарата ведущего.
Почему движение так важно
для артиста сцены?
Чувство баланса, движения,
скорости и инерции.
Практические тренинги и
упражнения на развитие
координации:
«Баня», «Парус», «Капитан»,
«Чаша», «Гамлет» и др.
Для чего ведущему
необходимо овладеть общей
пластической культурой:
тренировка тела, музыкальноритмическое развитие,
освоение практических
навыков сценического
движения.
Упражнения на развитие
психо-физического комплекса
ведущего: тренировка тела,
музыкально-ритмическое
развитие, освоение
практических навыков
сценического движения,
пантомимы, танца, а также
задачи развития образнопластического мышления,
применения пластики и
сценического движения как
средства режиссуры
мероприятий. Пластические
этюды, акробатические
этюды, хореографические

4 ч.

12 ч.

16 ч.

этюды.
Итого
30 ч.
Модуль 4 «Сценарное мастерство»
Образовательная задача модуля:
-обучить основам написания небольших сценариев.
Учебные задачи модуля:
- научить пользоваться «инструментами» выразительности сценариста;
- учить слышать друг друга при читке сценария;
- учить обсуждать результаты своих и чужих сценариев.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды
учебных
Содержание
Кол-во часов
занятий, учебных
работ
Тема 4.1.
Теория, 4 ч
Основные понятия сценария
8 ч.
«Сценарий»
Фронтальный и
Экспозиция, завязка, основное
индивидуальный
действие, развязка, финал.
тип работы.
Сюжетные и внесюжетные
элементы сценария. Понятие
конфликта в сценарии.
Практическая
Упражнения по написанию
работа 4 ч.
небольших сцен по правилам
Групповая работа. сценарной композиции на
заданную
тему.
Тренинг
«Развиваем
воображение».
Обсуждение «10 причин, по
которым ваш сценарий может
оказаться скучным».
Тема
4.2. Теория, 5 ч.
Инструмент выразительности 14 ч.
«СценарноФронтальный и
сценариста. Сквозное
режиссерский
индивидуальный
Понятия: исходное событие,
ход»
тип работы.
основное
событие,
центральное
событие,
финальное событие, главное
событие (идея).
Практическая
Работа
над
сценарием.
работа 9 ч.
Выделение основных видов
Групповая работа. сценарно-режиссёрского хода.
Итого
22 ч.
Модуль 5 «Подготовка к концертной программе»
Образовательная задача модуля:

- подготовить учащихся к сценической практике.
Учебные задачи модуля:
- дать представление о сценическом этикете;
- рассказать о значении внешнего вида ведущего;
- провести выступления на сцене.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ
Тема 5.1.
Теория, 4 ч
«Репетиционные Фронтальный и
занятия»
индивидуальный
тип работы.

Тема 5.2.
«Выступление»

Содержание

Кол-во часов

Понятия: этика и эстетика 24 ч.
выступления
ведущего,
взаимоуважение участников
мероприятия.
Преодоление
волнения на сцене.
Практическая
Проведение индивидуальных
работа 20 ч.
и
групповых
репетиций
Групповая работа. согласно плану мероприятий
Центра.
Практическая
8 ч.
Проведение
мероприятий
работа 8 ч.
согласно плану мероприятий
Групповая работа. Центра. Творческий отчет.
Итого
Всего

32 ч.
144 ч.

1.4. Планируемые результаты
Предметные:


освоили теоретические знания публичных выступлений, приобрели

практические умения и навыки в области сценического искусства;


проявляют интерес к чтению, делают осознанный выбор

литературы,влияющей на нравственное самоопределение личности;


освоили основы сценарного мастерства: основные понятия сценария

исценарно-режиссерского хода;


приобрели

навыки преодоления замкнутости и

разобщённости,взаимодействия и общения в творческом коллективе.

Метапредметные:


используют навыки техники публичных выступлений,

основ

актерского мастерства и сценического движения;


развили коммуникативно-речевые навыки, осознанно используют

речевые средства, в соответствии с задачей коммуникации для достойного
выражения своих чувств (в устной и письменной форме).


развили

творческие

и

актерские

способности

через

совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической
выразительности;


освоили

специальные

знания,

необходимые

для

проведения

самостоятельных исследований, подготовки творческих работ, сценариев и
проектов.
Личностные:


проявляют

трудолюбие,

целеустремлённость,

добросовестность,

креативность, ответственность за результат своего труда, стремление к
познанию;


относятся уважительно к существующим системам сценического

искусства, этике выступлений и сценической деятельности;


учащиеся проявляют готовность к профессиональному и жизненному

самоопределению.


у учащихся

воспитано чувство гордости за свою Родину,

Республику Коми, г. Сыктывкар.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-тематическое планирование (См. Приложение № 1)
2.2. Условия реализации Программы
Материально-техническое

обеспечение:

Занятия

проходят

в

учебном кабинете и в актовом зале школы. Оборудованный кабинет:
учебные стулья (25 шт.) и столы (15 шт.), доска учебная, компьютер,
проектор, экран, принтер. Актовый зал: сцена, кулисы, ноутбук, колонки

(2 шт.), микрофоны(3 шт.), реквизит (ткани, стулья, костюмы).
Учебно-практическое оборудование: ручки, бумага А4, черновики
(тетрадные листы), сценарии (на бумаге формата А4), карандаши,
фломастеры и т.д.
Информационно - методическое обеспечение:
 мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук;
 информационно-методическая

литература:

сценарии,

игры,

беседы,

видеоматериалы, презентации, диски с фонограммами, тексты песен,
книги. тематические подборки материалов, текстов песен, стихов и т.п.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Основу программы составляет комплекс упражнений, развивающих
самостоятельность детей в творческом поиске образа, сценического действия
и создании сценарной композиции. Выступая в роли ведущего мероприятия
(концертов, праздничных программ, бесед, театрализованных представлений),
учащийся оптимизирует все свои творческие способности, приобретая навык
публичного выступления, тем самым успешно продвигается в саморазвитии и
самоопределении.
В программе используются не только традиционные методы (словесный,
наглядный, объяснительно-иллюстративный обучения), но и современные
педагогические технологии: технология проблемного обучения; игровые
технологии.
Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в
котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность
учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов
построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс
взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование
познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и
мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов

деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций.
Технология проблемного обучения ставит несколько задач: 1) усвоение
учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем; 2) воспитание активной, творческой
личности,

умеющей

видеть,

решать

нестандартные

профессиональные

проблемы; 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие
творческих умений.
Действуя как организатор обучения в проблемном основании, педагога
вызывают, чтобы действовать скорее как глава и партнер, чем как источник
готового знания и директив для учащихся.
Игровые технологии. В отличие от игр вообще педагогическая игра
обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть
обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и

характеризуются

учебно

–

познавательной направленностью. Игровая форма занятий создастся на уроках
при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций занятий происходит по таким
основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность
вводится

элемент

соревнования,

который

переводит

дидактическую

выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные и психологические;
- По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и
т. д.;
- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО,
комнатные и др.
Воспитательные технологии:
коллективного-творческого дела.

педагогика

сотрудничества,

технология

(См. Приложение № 5 План воспитательной работы)
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные
консультации, беседы, совместные мероприятия.
(См. Приложение № 6 План работы с родителями)

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
№

Предмет
оценивания

Формы и
методы
оценивания

Характеристика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

Критерии
оценивания
(Приложение 3)

Виды
контроля

Модуль 3 «Сценическая речь»
1.

Выявление
уров-ня
теоретических
знаний и
практических
умений

Чтение
стихотворения

Самостоятельное чтение
стихотворения в
соответствии с
требованиями

Соответствие требованиям к
Высокий уровень: 15 - 20
Текущий
чтению стихотворения
баллов; Средний уровень: 10 контроль
- 14 балла; Низкий уровень:
менее 9 баллов.

Модуль 3 «Концертная деятельность»
2.

Выявление Творческий отчёт Результат работы над
уровня
праздничной программой.
теоретических
знаний и
практических
умений
Тестовое задание Тест содержит вопросы о
открытой формы терминах сценического
искусства.

Знание и выполнение
основных правил
публичного выступления;
владение сценической
речью и сценическими
движениями.

Приложение 3

Правильность ответов;
- Количество правильных
ответов.

Низкий уровень – 0-5 баллов;
Средний уровень – 6-7
баллов;
Высокий уровень – 8-9
баллов.

Промежуточная
аттестация.

2.

Личностные
результаты

Наблюдение

Сформированность учебнопознавательного интереса.
Принятие и соблюдение
норм поведения.
Самооценка.
Установка на здоровый и
безопасный образ жизни.
Эмоциональная
отзывчивость, готовность к
сотрудничеству и дружбе.

Уровень проявления
личностных качеств

Приложение 6

2 раза в год

2.5. Список используемой литературы
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
-

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный
ресурс].

–Режим

доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении

Порядка

деятельности

по

организации

дополнительным

и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. –Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467

«Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей»

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Список литературы для педагога
1. Абраменкова, Н.Ф. Развитие творческих способностей детей через
творческую деятельность [Текст] / Н.Ф. Абраменкова // Образование и
воспитание . – 2015. – № 4. С. 1 – 2.
2.

Жданова, Л.У., Сафарова, Г.М., Шалашова, А.С. Развитие творческих

способностей детей [Текст] / Л.У. Жданова, Г.М. Сафарова, А.С. Шалашова //
Школьная педагогика. Научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 1 – 2.
3.

Лапина, Р.А. Особенности сценаристики театрализованного концерта.

Концерт и особенности его построения [Текст] / Р.А. Лапина // Праздник. 2013. - №5. - С. 38 – 41 с.
4.

Полищук, В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд [Текст]

/ Вера Полищук. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с.

5.

Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К.С. Станиславский.

– СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 608 с.
6.

Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе

переживания. Дневник ученика [Текст] / К.С. Станиславский. – СПб.: ПраймЕВРОЗНАК; М.: Полиграфиздат, 2012. – 512 с.
7.

Станиславский, К.С. Полный курс актерского мастерства (сборник)

[Текст] / К.С. Станиславский, С.В. Гиппиус. – М.: АСТ, 2018. – 475 с.
8.

Станиславский, К.С. Искусство представления: Классические этюды

актерского тренинга [Текст] / К.С. Станиславский. – СПб.: Азбука, АзбукаАттикус, 2012. – 192 с.
9.

Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания: учебное

пособие [Текст] / В.Г. Сахновский. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство
«Планета Музыки», 2016. – 320 с.
10. Социальное развитие личности. «Сюрпризы» переходного возраста. 511 классы. Воспитательные системы [Компакт-диск] / Под ред. Т.А.
Корепановой, Т.В. Плаховой и др. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.
Список литературы для учащихся
1. Болсунов, О.И. Ораторское искусство для начинающих [Электронный
ресурс] / О.И. Болсунов // http://bolsunov.com/kniga-oratorskoe-iskusstvo.html
2.

Козлянинова, И.П., Промптова, И.Ю. Сценическая речь: Учебник [Текст] /

И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. - М.: «ГИТИС», 2018. – 500 с.
3.

Станиславский, К.С. Этика. Процесс творческого воплощения [Текст] /

К.С. Станиславский. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 384 с.
4.

Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе

переживания. Дневник ученика [Текст] / К.С. Станиславский. – СПб.:
Едиториал УРСС, 2018. – 520 с.
5.

Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Театральные опыты [Текст]

/ К.С. Станиславский. – СПб.: АСТ, 2018. – 672 с.

Приложения
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей

программе «Студия ведущих»

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

1.

12 шагов к успешному публичному выступлению

9

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11

Эффективная презентация
Ораторское мастерство
Выступления на публике: как преодолеть страх?»
Речевые тренинги
Словесное действие
Снятие зажимов
Сценическая координация
Сценическая пластика
Сценарий
Сценарно-режиссерский ход
Репетиционные занятия
Выступление
Итого часов:

7
8
6
16
14
4
12
16
6
14
24
8

12

Кол-во
часов

Дата
проведен
ия

Дата
проведен
ия по
факту

144

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Студия ведущих»

Критерии оценки освоения программы:
Освоение программы учащимися оценивается по трём уровням:

высокий ,

средний, низкий.
Высокий уровень - учащийся: отвечает на вопрос самостоятельно, точно,
обнаруживает понимание и осознанность учебного материала, может обосновать
свои суждения, показывает полноту освоения материала, может самостоятельно и
полностью применить полученные знания и умения на практике.
Средний уровень

- учащийся обнаруживает знание и понимание основных

положений учебного материала, но: отвечает на вопрос при помощи наводящих
вопросов, дает ответ неполно и допускает неточности, не умеет глубоко и
доказательно обосновать свои суждения, показывает частичное освоение материала.
В основном самостоятельно использует знания программного материала на
практике.
Низкий уровень

- учащийся обнаруживает незнание большей части учебного

материала, допускает ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Не
может самостоятельно использовать значительную часть программного материала.

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Студия ведущих»

Контрольные задания
Модуль 2 «Сценическая речь»
Чтение стихотворения, прозы или монолога на публику.
№

Критерии

1
2
3

Представлены автор, название произведения, его жанр.
Безупречное владение текстом. Безошибочность.
Высокий уровень дикции и отчётливое произнесение окончаний слов.
Умение читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить).
Правильное логическое ударение (их длительность и характер).
Изменение силы голоса (сочетание силы голоса, высоты и длительности в
ударении).
Выразительное чтение на основе самостоятельной интерпретации
авторской позиции (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть,
насмешка, восхищение).
Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка
воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя).
Правильная расстановка пауз (соотношение логических и ритмические
пауз. Паузы: психологические, начальные, финальные паузы.)
Оптимальные темп и ритм чтения.
Управление дыханием (умение дышать незаметно, часто, но не учащенно.
Умение использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха.

4
5
6

7
8
9
10

Показатели
(максималь
ный балл)
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

Критерии оценивания:
Высокий уровень: 15 - 20 баллов; Средний уровень: 10 - 14 балла; Низкий уровень: менее 9 баллов.
Модуль 5 «Концертная деятельность»
Творческий отчет.
Критерии
Качество исполнения (чистота
исполнения элементов и переходов
между элементами, независимо от их
уровня сложности)
Образ (подробность и правдоподобность
действий, соответствуют ли внешний
вид, манера поведения, эмоции артистов
выбранным ими персонажам)

Эмоциональная работа (сценическое
обаяние, способность поддерживать
контакт со зрителем, передавать текущее
настроение персонажа или выражать
эмоциональное настроение номера в
целом)
Удержание внимания (способность

Параметры

Показатели

Высокое
Среднее
Низкое

2
1
0

Образы раскрыты, понятны и
интересны зрителю

2

Образы угадываются, но плохо
отыграны, до конца не
реализованы
Образы не раскрыты, не понятны
или не интересны
Учащиеся находятся в полном
контакте со зрителем, заражают
своими эмоциями и настроением
Учащиеся поддерживают
эмоциональный контакт со
зрителем
Отсутствует
Удержание внимания в течение

1

0
2

1

0
2

вызвать интерес и удерживать внимание
зрителя, сделать свое выступление
интересным)
Идея номера (основной замысел,
определяющий содержание номера)

всего номера
Периодическая потеря внимания
Не способность удержать
внимание
идея полностью понятна, раскрыта
и реализована в номере
идея не до конца понятна, не
раскрыта полностью, не
реализована должным образом
идея номера совершенно
непонятна или отсутствует

1
0
2
1

0

Критерии оценивания:
Высокий уровень: 8-10 баллов; Средний уровень: 5-7 балла; Низкий уровень: менее 4 баллов.

Теоретическая часть. Тест
1. К органам артикуляции не относятся:
1) мягкое небо и полость глотки
2) губы и нижняя челюсть
3) диафрагма
2. Дикция – это:
1) четкое, внятное произношение гласных и согласных звуков
2) правильное дыхание
3) совокупность норм и правил литературного произношения
3. Тембр – это:
1) сила голоса
2) «окраска» звучания
3) скорость речи
4. В основе постановки голоса лежит:
1) мягкая атака
2) твердая атака
3) придыхательная атака
5.Что такое пантомима?
1) Разновидность театра танца
2) Разновидность театра теней
3) Театр "без слов"
4) Юмористическая театральная зарисовка
6.Что такое "мысленное действие"?
7. Какими видами внимания актер пользуется на сцене?
1) Произвольное и непроизвольное
2) Внутреннее и внешнее
3) Оба ответа верны
7. Сценическое отношение - это
1) Отношение актера к своему образу, его личное восприятие
2) Комплекс взаимосвязей персонажей внутри сюжета пьесы
3) Умение воспринимать (т. е. видеть, слышать, осязать и т. д.) всякий объект таким, каким он
реально ему дан, относиться же к этому объекту он должен так, как ему задано

№

Критерии оценивании

Правильные ответы (ключи)

1

1б

3

2

1б

1

3

1б

2

4

1б

1

5

1б

3

6

2б

Начальная форма действия, предшествующая
физическому действию актера

7

1б

3

8

1б

3

Низкий уровень – 0-5 баллов; Средний уровень – 6-7 баллов;
Высокий уровень – 8-9 баллов.

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Студия ведущих»

План воспитательной работы
Цель: создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности
учащегося.
Задачи:
- сплочение группы в единый дружный коллектив;
- воспитание любви к родной школе, к малой родине, формирование гражданского
самосознания;
- формирование здоровой социальной среды в коллективе;
- развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся;
- формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у детей.
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Игры для сплочения коллектива «Правила поведения»,
«Построение по дням рождения»
Организация праздника «День пожилого человека»
Организация новогоднего праздника. Беседа «Безопасность
во время каникул»
Беседа «Безопасность на улице и дома»

Март

Организация праздников «Защитник Отечества», «Мамин
день»
Выставка открыток « С первым весенним праздником»

Апрель

Беседа «Безопасный интернет»

Май

Организация творческого отчета

Приложение 5
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Студия ведущих»

План работы с родителями
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия с родителями для
сплочения детей в единый дружный коллектив.
Задачи:
- привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Сроки
Мероприятия
Сентябрь

Организационное собрание для родителей учащихся

Октябрь

Декабрь

Обзор мероприятий весь учебный год. Планирование
совместных мероприятий.
Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Праздничное новогоднее мероприятие

Январь

«Итоги 1-го полугодия, план работы на 2-е полугодие»

Февраль

Праздничные мероприятия ко Дню защитника Отечества и к
Международному женскому дню.
Открытое занятие «Мои любимые стихотворения»

Ноябрь

Март
Апрель
Май

Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Творческий отчет учащихся по итогам года

Приложение 6
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Студия ведущих»

Карта личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе «_______________________________________________ »
Год обучения_____________
№ группы_______________________________
Педагог_________________________________
Учебный год_____________________________
№
Ф.И.
ученика

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Самооценка
Установка на
Эмоциональная
здоровый и
отзывчивость,
безопасный
готовность к
образ
сотрудничеству
жизни
и дружбе

Сформированнос
ть учебнопознавательного
интереса

Принятие и
соблюдение
норм
поведения

1 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

чел. /

%

Низкий -

2 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого: Высокий -

чел. /

%

Средний -

чел. /

%

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

Уровень проявления
качеств
(В, С, Н)

1 полуг.

2 полуг.

год

Показатели сформированности личностных результатов обучения
№ Оцениваемые
параметры
1.
Сформированность
учебнопознавательного
интереса

2.

3.

4.

5.

Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к
любому учебному материалу, как к
теоретическому,
так
и
к
практическому, старательно и с
желанием выполняет любые задания
педагога.

Принятие и
соблюдение норм
поведения
Самооценка

Всегда соблюдает правила и нормы
поведения в Центре и на занятиях.

Установка на
здоровый и
безопасный образ
жизни
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству и
дружбе

Знает и соблюдает правила здорового
образа жизни, интересуется
спортивной деятельностью.

Во всем реально оценивает себя, свои
возможности и достижения.

Всегда сопереживает и стремиться
сразу оказать помощь другим,
доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится об
окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям.

Уровень сформированности
Средний уровень
Проявляет интерес преимущественно к
практическому материалу; проявляет
познавательную активность лишь в
сотрудничестве с педагогом.

Знает и старается соблюдать правила
поведения, нарушая их, как правило,
под влиянием других.
В основном реально оценивает себя,
свои возможности и достижения
(допустима чуть завышенная
самооценка).
Интерес к здоровому образу жизни и
спорту не стабилен.
Способен к сопереживанию, но сразу
оказать помощь не стремится; помогает
другим по поручению педагога, не
всегда выполняет обещания, в
присутствии старших чаще скромен, со
сверстниками бывает груб.

Низкий уровень
Обнаруживает
безразличное
или
негативное отношение к учебной
деятельности, неохотно включается в
выполнение заданий, не принимает
помощь со стороны педагога, охотнее
выполняет лишь привычные действия,
чем осваивает новые.
Нормы и правила поведения не
соблюдает, игнорируя, либо не
осознавая их.
Чрезмерно завышенная или сниженная
самооценка,
некритичность к своему поведению.
Не интересуется
здоровым образом жизни и спортивной
деятельностью.
Переживает только собственные
неудачи и безразличен к проблемам
других; недоброжелателен, груб,
пренебрежителен, высокомерен с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».