Юный организатор

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный организатор» (Дружба)
Направленность: социально-гуманитарная
Для учащихся 14-18 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень сложности – базовый
Составитель: педагоги дополнительного
образования Григорьева Елена Юрьевна
Расова Валерия Вадимовна

Сыктывкар 2022

2

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая
программа «Юный организатор» разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
- приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/566085656
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 « О стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа https://clck.ru/TjJbM
- Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении изменений в решение
Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического
развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea

Данная программа особенно актуальна в соответствие с утверждением «Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года».

Актуальна также интеграция основного и

дополнительного образования, т.к. важнейшими чертами современного обучения являются:
направленность на подготовку учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных
перемен, но и активно осваивать их; воспитание активной, самостоятельной, ответственной и
творческой личности.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа «Юный организатор» (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и
(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Программа нацелена на обеспечение процесса духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации детей и подростков. Занятия по программе позволяют подростку перейти в позицию
активного участника гражданского общества, способного проявлять инициативу, вырабатывать
собственное понимание цели, на основе высших

моральных ценностей, планировать и

организовывать свои действия по осуществлению проектов и акций, нести ответственность за
принимаемые решения.
Преобразования, в которых участвуют подростки в рамках организации и проведения
мероприятий, реализации проектов, акций, касаются многих сторон школьной и общественной
жизни:

помощи

сверстникам

и

младшим

школьникам,

оказание

посильной

поддержки

3

представителям социально незащищенных слоев населения, отношений между социальными
группами, защиты и развития культурной и природной среды.
Программа, за счет вовлечения учащихся в обсуждение норм этики, морали и права,
формирования культуры речи, развития понятий ценности и целостности слова, как главного
«оружия» современного человека, обучения лидерским качествам (коммуникации, уверенному
поведению в конфликтной ситуации, взаимодействия, навыков работы в команде), овладения
техникой публичных выступлений, формирования опыта организации мероприятий и общественноважных дел; способствует обогащению познавательного опыта, положительно влияет на
формирование умственных способностей и способствует формированию ряда чрезвычайно важных
для дальнейшего обучения предпосылок, как в познавательной, так и в личностной сфере. В ходе
занятий учащийся воспринимает свое обучение, как платформу для личностного роста и
самоопределения.
Благодаря такому взгляду на процесс познавательной деятельности, получив основы
искусства коммуникации, актерского мастерства, речевых

тренингов, КТД, лидерства и

проектирования, он переходит к деятельности творческой. В процессе участия в общешкольных и
городских акциях, подросток получает положительный опыт взаимодействия со сверстниками,
старшеклассниками, взрослыми и различными социальными институтами. Получив опыт творческой
деятельности, учащийся переходит на следующий уровень личностного развития – социальной
деятельности
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что для разрешения реальных противоречий, сложившихся в
теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, необходима поддержка
самоопределения личности, развития ее способностей, талантов, передачи ей системных научных
знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации. Программа
направлена на раннюю профориентацию и формирование гибких навыков у учащихся. Помощь
учащемуся в определении своих возможностей (интеллект, темперамент, мотивация), и как
правильно их применять при выборе профессии. Определение личностных ценностей и особенностей
с целью последующего выбора университета и профессии. Развитие навыков осознанного выбора,
аналитических способностей учащихся.
Поэтапно и планомерно подросток получает знания и приобретает навыки и опыт, влияющие на
его личностный рост, самоидентификацию и самоопределение. Получение положительного опыта
взаимодействия с окружающими подростка людьми, социальными институтами (школа, семья,
общественные организации), включение его в процесс активной, социально-значимой деятельности,
где формируются и «закаляются» навыки коммуникации, поведения его как духовно и нравственно
развитого человека, определяет становление личности учащегося, как ответственного, активного,
самостоятельного гражданина своей страны.
Также актуальность обусловлена формированием активной позиции подростка, составляющей

4

основу лидерского потенциала личности, наличием у нее позитивного отношения к жизни,
готовности взять на себя ответственность, развитие способности к самоанализу, организаторских
навыков.
Отличительные особенности программы
Данная программа базируется на единстве и взаимосвязи умений и навыков,
получаемых подростком и в школе, и во внеурочной практике дополнительного
образования. Программа учитывает межпредметные и внутрипредметные связи, логику
учебного процесса, основывается на модели единого социального пространства, через
вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность и организацию школьных
мероприятий.
В содержании программы используется рекомендации по организации социальной
активности детей таких авторов, как Фришман И.И., доктора педагогических наук, и
Ермаковой Т.М., кандидата соц. наук.
Целевые ориентиры программы направлены на формирование и развитие
творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном развитии; на формирование мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству; на обеспечение прав ребенка на развитие,
личностное самоопределение и самореализацию; на обеспечение адаптации к жизни в
обществе, профессиональной ориентации, на выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности; а также на выявление и развитие у учащихся творческих
способностей и интереса к научной(научно-исследовательской) деятельности.
Адресат программы
Программа составлена с учетом Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы 14-18 лет.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или самого
учащегося, достигшего возраста 14-ти лет. Основной набор в группы осуществляется по
следующей схеме:


1 год обучения – 14-18 лет



1 год обучения – 15 человек;

Срок освоения программы. Реализация программы рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
усвоения программы составляет 144 часа теоретических и практических занятий.
Формы занятий: индивидуальные, коллективные, групповые.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий
Формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные

5

(беседа, лекция), художественные образовательные события, общественно-значимые
проекты и мероприятия.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до
завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные
характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование
группой учащихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в
историческом прошлом, настоящем или будущем.
Информационные занятия предполагают беседы:
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого
ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Этическая беседа – это не лекция по морально-нравственной проблематике. Это
обращенное к слушателям развернутое личное высказывание инициатора беседы,
проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на
получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом
общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных
жизненных ситуациях и художественных текстах.
Внутригрупповые дискуссии – они позволяют учащимся соотнести собственное
отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют
коррекции этого отношение, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто
становится источником изменения взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям
школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться
уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта – представление, в
ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.
Репетиционные занятия – основная форма подготовки (под руководством или с
участием педагога) представлений, мероприятий, концертных программ, отдельных
номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия – творческий процесс создания эстрадного представления
(в том числе игровых программ), осуществляется постановщиком совместно с педагогами
других областей духовно-нравственного воспитания и развития.
Художественное

образовательное

событие

(например,

театрализованный

праздник или концерт, спектакль, конкурс) – акт художественного творчества, выносимый
на публичное рассмотрение с образовательными целями.
КТД (коллективное творческое дело) - Концепция коллективного творческого
воспитания, разработанная И.П. Ивановым, основана на осознании и самопринятии себя
как творца общего дела; на определении и развитии учащимися своего творческого

6

потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также
способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества.
Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого
подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях,
получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба — это
довольно непродолжительное, законченное действие, продуктом которого являются
социально значимая информация и знание.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности организации учебного
процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных
дней, отсутствия педагога), может быть организовано
использование электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Приложение 5).
Режим занятий: расписание составляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20.
Продолжительность одного занятия - 1 час по 40 минут. Всего часов в неделю 4: занятия проводятся 2 раза
в неделю по 2 часа. Занятия проходят в учебном кабинете и в актовом зале школы.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействие формированию нравственных основ личности
учащихся, качеств лидера, навыков коммуникации, через организацию деятельности по
подготовке общественно и социально значимых мероприятий, проектов.
Программа призвана решать следующие задачи:
Обучающие:


научить участвовать в детско-юношеских организациях и движениях;



научить проводить акции и праздники (школьные, городские, республиканские,

международные);


дать специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных

исследований, подготовки творческих работ и проектов;
Воспитательные:


обучить

навыкам

выстраивать

взаимоотношения

с

другим

на

основе

доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах,
взаимопомощи в трудных ситуациях.


формировать у учащихся внутреннюю потребность к самосовершенствованию и

саморазвитию, развивать навыки управления собой: своими эмоциями, мыслями,
поступками.


формировать и развивать лидерские качества.



готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

7



воспитывать нравственные и гражданские качества личности,

воспитывать

чувство гордости за свою Родину, Республику Коми, г.Сыктывкар.
Развивающие:


развить

стремление

к

познанию,

трудолюбию,

целеустремлённости,

добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда;


развивать коммуникативно-речевые умения, осознанное использование речевых

средств в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения своих чувств,
мыслей и потребностей в различных жизненных ситуациях (в устной и письменной
форме), учитывая социальные роли адресата;
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план:
№

Название темы

1
2
2.1
2.2
2.3

Вводное занятие.
Лидер и его команда.
Кто такой лидер
Идеальный лидер
Лидерская
позиция.
Лидер
в
общественном объединении
Понятие команды. Роли в команде
Отличие команд от рабочих групп.
Эффективная команда
Правила
организаторской
работы.
Стили руководства.
Качества
личности
лидера,
как
организатора
Лидер
общения.
Искусство
коммуникации.
Ораторское искусство
Искусство общения
Самопрезентация
Современный этикет поведения в
обществе
Имидж лидера
Самовоспитание.
Самообразование.
Постановка целей и их достижение
Техника публичных выступлений.
Речевые тренинги: артикуляционный,
дыхательный, голосовой, дикционный,
интонационный.
Элементы актерского мастерства.
Игровые программы.
Техника
публичных
выступлений.
Выступление перед аудиторией
Социальное творчество.
Организация общественно-важных
дел (акции, проекты).

2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1

4.2
4.3
4.4
5

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
2
20
7
13
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
4

0,5
1

1,5
3

4

1

3

4

1

3

24

9

15

4
4
4
4

1
1
1,5
1,5

3
3
2,5
2,5

4
4

2
2

2
2

28
10

7
2,5

21
7,5

4
4
10

1
1
2,5

3
3
7,5

34

6

28

8

5.1

5.2

5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3

6.4
6.5

Определение
задач
деятельности
команды. Планирование мероприятий,
акций.
Подготовка
и
проведение
общешкольных конкурсов, акций и
мероприятий.
Подготовка и участие в городских
конкурсах, акциях, мероприятиях.
Социальный
проект.
Разработка,
реализация. Промежуточная аттестация.
(Итоговое занятие)
Гражданская
активность.
Добровольческая деятельность.
Особенности добровольчества
Виды добровольческой деятельности
Основные
направления
добровольческой
(волонтерской)
деятельности в России. Составление
плана работы команды. Выбор форм
работы.
Направление социальное волонтерство.
Цели, задачи, достижения.
Направление культурное волонтерство
Цели, задачи, мероприятия.
Итого

2

0,5

1,5

14

1

13

8

2

6

10

2,5

7,5

36

11

25

2
4
4

2
4
2

0
0
2

12

1,5

10,5

14

1,5

12,5

144

40

104

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по ТБ. Знакомство: Гражданская активность. Кто такой Доброволец?
Добровольчество в России. История вопроса. Нравственные ценности подрастающего
поколения и волонтерские практики. Форма информационного занятия: фронтальная
беседа.

Выявление

качеств

добровольца,

обсуждение

нравственных

ценностей

волонтерской деятельности.
Лидер и его команда.

2.
2.1.

Кто такой лидер

Теория. Понятия «Лидер» и «Лидерство»
Практика.
 Индивидуальный мини-проект по теме «Лидер в моем понимании».
 Упражнение: «Проверь себя» - заполнение карточки самооценки
2.2. Идеальный лидер
Теория. Понятия «Идеал лидера» и «Качества лидера»
Практика. Упражнение «Мой идеал лидера»
2.3.

Лидерская позиция. Лидер в общественном объединении

Теория. Понятия «Лидерская компетенция» и «Лидерская позиция». Деятельность лидера
в объединении.
Практика.

9

 Упражнение «Формула успеха лидера».
 Упражнение «Советы лидеру»
2.4. Понятие команды. Роли в команде
Теория. Механизм выдвижения в позицию лидера. Формирование команды и правила
работы в команде. Влияние параметров группы на процесс лидерства. Роли в команде.
Практика.
 Разработка правил работы в команде. Классификация ролей в команде.
 Упражнение «Многоликий лидер»
Отличие команд от рабочих групп. Эффективная команда

2.5.

Теория. Понятия «Рабочая группа» и «Эффективная команда». Базовые признаки
реальной команды.
Практика. Упражнение «Характеристика эффективной команды»: 1-й этап – работа в
малой группе. 2-й этап – обсуждение.
2.6.

Правила организаторской работы. Стили руководства.

Теория. Понятия «Стиль работы организатора» и «Этапы организаторской деятельности».
Практика. Упражнение «Составление правил организаторской работы». Тест «Яконцепция творческого саморазвития»
2.7.

Качества личности лидера, как организатора

Теория. Понятие «Личность организатора»
Практика. Практикум «Ситуации». Тест «Могу ли я быть лидером-организатором?»
3. Лидер общения. Искусство коммуникации.
3.1.

Ораторское искусство

Теория. История ораторского искусства, основные навыки выступления, внешний облик
оратора, голос, интонация
Практика. Упражнения: «Странный город», «Разговор через стекло», «Слепой и
поводырь», «Приветствие: научиться обращать на себя внимание»; Игровой тренинг
«Введение в командообразование»
3.2.

Искусство общения.

Теория. Виды общения, правила, искусство диалога. Жесты, мимика, интонация.
Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника. Механизмы
межличностного восприятия.
Практика. Игра «Портрет». Тренинг «Искусство ведения спора» (Составление правил
ведения диалога)
3.3.

Самопрезентация.

Теория. Основы самопрезентации. Тактика самоподачи. Приемы расположения к себе.
Практика. Упражнение «Самопрезентация». Ролевая игра «Визитная карточка».
3.4.

Современный этикет поведения в обществе.

Теория. Понятие термина «Этикет». Основные правила и требования этикета.

10

Практика. Составление презентации по теме «Правила этикета в обществе». Защита
презентация «Правила этикета в обществе».
3.5.

Имидж лидера.

Теория. Что приводит к формированию имиджа лидера. Какие внешние и внутренние
факторы влияют на становление лидерских качеств в человеке.
Практика. Игра «Харизматическая личность».
3.6.

Самовоспитание. Самообразование. Постановка целей и их достижение.

Теория. Сущность самовоспитание и его результаты. Самовоспитание и достижение
жизненных целей. Направленность человеческой личности. Сила характера. От чего она
зависит? Самооценка и ее роль в самовоспитании.
Практика. Творческая работа «Составление путеводителя жизни».
4. Техника публичных выступлений
4.1.

Речевые тренинги: артикуляционный, дыхательный, голосовой, дикционный,
интонационный.

Теория. Понятие «Публичные выступления» и «Что такое речевые тренинги».
Практика. Учимся абстрагироваться и концентрироваться на достижение результата.
Речевые тренинги: артикуляционный (упражнение на разработку внешних органов речи:
губы, язык, челюсть); дыхательный (упражнения «вдох-выдох», «утки»,

«гуси»),

голосовой (упражнения «выше-ниже», «мягкая атака»), дикционный; интонационный.
4.2.

Элементы актерского мастерства.

Теория. Понятие «Актерское мастерство». Как его применять при работе организатора?
Практика. Упражнения: «Освобождение от зажимов». «Смотреть и видеть». Блок
упражнений.
4.3.

Игровые программы

Теория. Что такое игровые программы? Как их составлять? Чему учат игровые
программы? Виды игровых программ. Основы сценарного мастерства.
Практика. Практикум «Разрабатываем игровую программу»
4.4.

Техника публичных выступлений. Выступление перед аудиторией

Теория. Семь шагов подготовки к выступлению. Публичное выступление и уверенность в
себе. Определение цели (выбор темы). Анализ аудитории и ситуации. Определение
предмета речи. Сбор материала. Создание плана речи. Подбор слов. Практика
произнесения вслух.
Практика. Практикум-подготовка выступления презентации на одну из тем (или
самостоятельную тему): «Это Я», «Я и моя семья», «Я и мой класс», «Я и мое хобби», «Я
и моя школа»; используя полученные знания и составив план подготовки и выступления.
Лаборатория самоконтроля.
5. Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции,

11

проекты).
Определение задач деятельности команды. Планирование мероприятий, акций.

5.1.

Теория. Что такое КТД. Этапы проведения КТД. Обсуждение по теме: «А почему бы в
этом году вам самим не попробовать провести несколько наиболее интересных дел от
начала до конца?».
Подготовка и проведение общешкольных конкурсов, акций и мероприятий.

5.2.

Согласно плану работы МУ ДО ЦДОД

«Вдохновение»,

МАОУ «СОШ №21 с

углубленным изучением немецкого языка».
Подведение итогов проведенных мероприятий. Учимся анализировать итоги деятельности
Подготовка и участие в городских конкурсах, акциях, мероприятиях.

5.3.

5.4.

Социальный проект. Разработка, реализация.

Теория. Понятие «Социальный проект». Структура социального проекта. Портфолио
социального проекта.
Практика. Тренинг «А что бы мы хотели улучшить?». Планирование участия в социальнозначимой деятельности г. Сыктывкара.
6. Гражданская активность. Добровольческая деятельность
6.1.

Особенности добровольчества

Теория. Понятие «Доброволец», «Волонтер». Нравственные ценности подрастающего
поколения.
6.2.

Виды добровольческой деятельности.

Теория. Понятие «Добровольческая деятельность». Виды добровольческой деятельности.
волонтёрская группа (звено).
6.3.

Основные направления добровольческой (волонтерской) деятельности в
России. Составление плана работы команды. Выбор форм работы.

Теория. Основные задачи добровольчества. Обсуждение направлений: Экологическое
волонтерство; Социальное волонтерство; Культурное волонтерство.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий.
6.4.

Направление социальное волонтерство. Цели, задачи, достижения

Теория. Виды деятельности в направлении. Мнения о добровольцах и их деятельности.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий
6.5.

Направление культурное волонтерство Цели, задачи, мероприятия.

Теория. Виды деятельности в направлении. Мнения о добровольцах и их деятельности.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий.

Календарно-тематический план (Приложение №1)
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

12

Принципиальное требование к оценке результатов социализации: фиксация не
внешней «активности» учащегося, не произносимых им слов, а его реальной социальной
позиции, ее устойчивости и мотивированности, персональной включенности подростков в
реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это – важнейший
генеральный результат социализации учащихся подросткового возраста.
К результатам освоения программы следует отнести:
Предметные результаты


принимают участие в деятельности детско-юношеских организаций и движений;



приобрели навыки проведения акций и праздников (школьных, городских,

республиканских, международных);


освоили специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных

исследований, подготовки творческих работ и проектов;
Метапредметные результаты


проявляют

стремление

к

познанию,

трудолюбию,

целеустремлённости,

добросовестности, креативности, ответственности за результат своего труда;


сформирована самостоятельность в выработке своих собственных ответов на

основные жизненные вопросы, которые ставит его личный жизненный опыт;


получили навыки коммуникативно-речевых умений, осознанное использование

речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для достойного выражения
своих чувств, мыслей и потребностей в различных жизненных ситуациях (в устной и
письменной форме), учитывая социальные роли адресата;
Личностные результаты


освоили навыки выстраивания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на

основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и
интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях.
 Сформирована внутренняя потребность у учащихся к самосовершенствованию и
саморазвитию, развиты навыки управления собой: своими эмоциями, мыслями, поступками.
 Сформированы и развиты лидерские качества.
 Учащиеся проявляют готовность к профессиональному и жизненному самоопределению.
 Воспитаны нравственные и гражданские качества личности, у учащихся воспитано чувство
гордости за свою Родину, Республику Коми, г.Сыктывкар.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кабинеты в помещениях МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение», кабинеты в МАОУ
«СОШ №21», актовый зал МАОУ «СОШ №21». Взаимодействие с Сыктывкарским

13

городским движением детей и молодежи «СМЕНА» на площадке Дворца творчества детей
и учащейся молодежи г. Сыктывкар, взаимодействие с Добровольческим штабом
Республики

Коме на базе площадки

«Центр

по

туризму»,

взаимодействие

представителями МАУ «Молодежный Центр г. Сыктывкара» на

с

интерактивных

площадках города, Сыктывкарской и Коми-Зырянской Епархией.
Оборудование: ноутбуки, экран, проектор, аудио и звуковая аппаратура.
Учебные пособия:
1. Иванченко, В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей:
новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов,
педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей,
руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей,
студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко.
– Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007. – 256 с.
2. Фришман,

И.И.

Педагогу

дополнительного

образования

об

организации

общественной активности детей и молодежи (Дополнительное образование) / И.И.
Фришман. – М.: УЦ Перспектива, 2009. – 196 с.
2.2. Информационно - методическое обеспечение:


мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук;



информационно-методическая

литература:

сценарии,

игры,

беседы,

видеоматериалы, презентации, диски с фонограммами, тексты песен, книги.
тематические подборки материалов, текстов песен, стихов и т.п.

- использование информационно-коммуникационных технологий.
Кадровое обеспечение:
- педагог, владеющий профессиональными качествами (умение использовать формы и методы активного
обучения; умение самостоятельно разрабатывать методику своего предмета, владеющий диагностическим
инструментарием; обеспечивающий устойчивый положительный результат в учебно-воспитательной
работе).
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
1.Технология
Сергеевна

личностно-ориентированного

Якиманская)

сочетает

обучение

развивающего

обучения

(нормативносообразная

(Ирина

деятельность

общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не
формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка
на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В соответствии с данной технологией для каждого учащегося составляется
индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит
индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному
подростку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

14

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и
возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего
развития» учащегося.
Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного
предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной
основе: каждый отвечает за результаты своего труда.
Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами
взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
2. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация
занятий предполагает создание под руководством

педагога проблемных ситуаций и

активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит
овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск
новых познавательных ориентиров.

Подросток самостоятельно постигает ведущие

понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
· Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение,
организует поиск решения.
· Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную
ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами
действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через
открытие.
3. Игровые технологии (Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая
игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,
психологические);
-по

характеру

познавательные,

педагогического

тренировочные,

процесса

контролирующие,

(обучающие,
познавательные,

тренировочные,
развивающие,

репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,
компьютерные и др.). Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие
определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,

15

коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям
среды.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного
возраста,

в старшекласcников и используются при организации занятий по всем

направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации,
подготовиться к принятию решения в жизни.

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Проводится текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль
направлен на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по направлениям лидерскому
и коммуникативному. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уже
усвоенных коммуникативных и организаторских навыков учащихся, легкости

их

применения на практике.
Виды
контроля
Текущий
контроль
(октябрь)

Промежуточная
аттестация
(апрель)

Цель

Содержание

Форма

Выявление
информации о
базовых
нравственных
ценностях
учащегося,
определение
причин интереса к
организаторской
деятельности,
особенности
добровольчества

Рассказ учащихся о себе,
о направлениях
деятельности
добровольчества,
которыми им нравится
заниматься

Анкетирование,
беседа

Выявление
умений и
навыков,
закрепленных
учащимися в
ходе занятий.
Социальный
проект.
Разработка,
реализация,
подведение
итогов,
перспективы
проекта.

Создание учащимися
плана выступлениядля
самопрезентации перед
группой.

КИМы, критерии (см.
приложение № 2)
Высокий уровень –
освоение программы
более 80%;
Средний уровень освоение программы
более 50%;
Низкий уровеньосвоение программы
менее 50%

Выступление со своими
проектами

Творческий
отчет

Высокий уровень –
освоение программы
более 80%;
Средний уровень освоение программы
более 50%;
Низкий уровеньосвоение программы
менее 50%

16

2.5. Список литературы
Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития
воспитания
на
период
до
2025
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от
29
мая
2015
года
№996-р)
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа
2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель развития
региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. –
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении
правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»
от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27
января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение».

1.

Литература для педагога:
Быков, А.К. Программа воспитания и социализации в основной школе: концептуальные
подходы к разработке / А.К. Быков //Воспитание школьников. – 2013. -№7. – С.14.

2.

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя (Стандарты второго поколения) / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М.: Просвещение, 2011. – 223с.

3.

Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
(Работаем по новым стандартам) / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение,

17

2011. – 80с.
4.

Иванченко, В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагоговорганизаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей
образовательных

учреждений,

учителей,

классных

руководителей,

студентов

педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко. – Ростов н/Д:
Издательство «Учитель», 2007. – 256 с.
5.

Игры современных тинейджеров. Ролевые и социально-моделирующие игры. Внеурочная
деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты. Пособие / Г.И.

6.

Кумарина, Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности –
способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. – М.: УЦ «Перспектива», 2012 –
172 с.

7.

Коэн, У. Новое искусство лидера. Библиотека практической психологии / Уильям Коэн.
М.: АСТ, 2005. – 320 с.

8.

Личностное портфолио. Воспитай в себе человека: Пособие / Под ред. Е.В. Меттус, А.В.
Литвиной. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. – 58 с.

9.

Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ,
обобщение опыта (Дополнительное образование) / Автор-составитель М.В. Кайгородцева.

10.

– Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 377 с.
Нетреба. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 219 с.

11.

Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного
образования детей (Дополнительное образование): Методическое пособие / Под ред. А.Б.
Фоминой. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2009. – 272 с.

12.

Социальное развитие личности. «Сюрпризы» переходного возраста. 5- 11 классы.
Воспитательные системы [Компакт-диск] / Под ред. Т.А. Корепановой, Т.В. Плаховой и
др. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2013

13.

Пуговкин, А.А. Хочу быть лидером. Технологии работы с лидерами в детских
общественных объединениях / А.А. Пуговкин. – Н.Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2010. – 104 с.

14.

Фришман, И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной
активности детей и молодежи (Дополнительное образование) / И.И. Фришман. – М.: УЦ
Перспектива, 2009. – 196 с.

15.

Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми /
Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.

18

Литература для учащихся
1.

Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д.Адаир
Д. - М. : Эксмо , 2003. - 318 с. Свердловская ОУНБ

2.

Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

3.

Дерябо

С.,

Ясвин

В.

Гроссмейстер

общения.

Иллюстрированный

самоучитель

психологического мастерства. – М., 2005.
4.
5.

Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.

6.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.

7.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное
образование, 2005.

8.
9.
10.

Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.

19

Литература для родителей
1.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

2.

Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.

4.

Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005

5.

Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.

20

Приложение №1
Календарно-тематический план
№

Название темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Знакомство: Инструктаж по
технике безопасности
2
2
Гражданская активность.
1
Кто такойДоброволец?
Лидер и его команда.
2
Кто такой лидер
2
0,5
1,5
Идеальный лидер
2
0,5
1,5
3
Лидерская позиция. Лидер в
2
0,5
1,5
общественном объединении
4
Лидер общения. Искусство коммуникации.
5
Ораторское искусство
2
0,5
1,5
6
Искусство общения
2
0,5
1,5
Техника публичных выступлений.
Речевые
тренинги:
2
0,5
1,5
артикуляционный, дыхательный
7
Речевые тренинги: голосовой
2
0,5
1,5
(чистоговорки, скороговорки)
8
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Определение задач деятельности
2
0,5
1,5
команды.
Планирование
9
мероприятий, акций.
Подготовка
и
проведение
2
0,5
1,5
общешкольных конкурсов, акций
10
и мероприятий.
Подготовка
и
проведение
общешкольных конкурсов, акций
2
0,5
1,5
и мероприятий.
11

12
13

14

15
16
17
18
19

Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Особенности
добровольчества.
2
2
Текущий контроль.
Виды
добровольческой
2
2
деятельности
Основные
направления
добровольческой (волонтерской)
2
1
деятельности
в
России.
Составление плана работы
команды. Выбор форм работы.
Лидер и его команда.
Понятие команды. Роли в
2
0,5
команде
Отличие команд от рабочих
2
0,5
групп. Эффективная команда
Правила
организаторской
2
0,5
работы. Стили руководства.
Лидер общения. Искусство коммуникации.
Ораторское искусство
2
0,5
Самостоятельная работа
Искусство общения
2
0,5

0
-

1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

21

20
21
22

Техника публичных выступлений.
Речевые тренинги: голосовой
2
0,5
(скороговорки)
Речевые тренинги: дикционный
2
0,5
Речевые
тренинги:
2
0,5
интонационный.

1,5
1,5
1,5

Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Подготовка
и
проведение
общешкольных конкурсов, акций
2
0,5
1,5
23
и мероприятий.
Подготовка
и
проведение
общешкольных конкурсов, акций
2
2
и мероприятий.
24
Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Основные
направления
добровольческой (волонтерской)
деятельности
в
России.
2
1
1
Составление
плана
работы
команды. Выбор форм работы.
25
Направление
культурное
2
0,5
1,5
волонтерство
Цели,
задачи,
26
мероприятия.
Направление
культурное
2
0,5
1,5
волонтерство
Цели,
задачи,
27
мероприятия.
Лидер и его команда.
Отличие команд от рабочих
2
0,5
1,5
групп. Эффективная команда
28
Правила
организаторской
2
0,5
1,5
работы. Стили руководства.
29
Лидер общения. Искусство коммуникации.
30
Самопрезентация
2
1
1
Самостоятельная работа
Современный этикет поведения в
2
1
1
31
обществе
Техника публичных выступлений.
Элементы актерского мастерства.
2
0,5
1,5
32
Самостоятельная работа
33
Элементы актерского мастерства.
2
0,5
1,5
34
Игровые программы.
2
0,5
1,5
35
Игровые программы.
2
0,5
1,5
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Подготовка
и
участие
в
городских конкурсах, акциях,
2
0
2
36
мероприятиях.
Подготовка и участие в
2
0
2
городских конкурсах, акциях,
37
мероприятиях.
Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Направление
социальное
2
0,5
1,5
волонтерство.
Цели,
задачи,
38
достижения.

22

39

Направление
волонтерство.
достижения.

социальное
Цели,
задачи,

2

0,5

1,5

Лидер и его команда.
Качества личности лидера, как
2
0,5
1,5
40
организатора
Качества личности лидера, как
2
0,5
1,5
41
организатора
Лидер общения. Искусство коммуникации.
42
Самопрезентация
2
0,5
1,5
Самостоятельная работа
Современный этикет поведения в
2
0,5
1,5
43
обществе
44
Имидж лидера
2
1
1
Техника публичных выступлений.
Техника
публичных
2
0,5
1,5
выступлений. Выступление перед
45
аудиторией
Техника
публичных
выступлений. Выступление перед
2
0,5
1,5
46
аудиторией
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Социальный проект. Разработка
2
0,5
1,5
47
48

49

50

51

52
53

54

55

56

57

Социальный проект. Разработка
2
0,5
Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Виды
добровольческой
2
2
деятельности
Направление
культурное
волонтерство
Цели,
задачи,
2
0,5
мероприятия.
Направление
культурное
волонтерство
Цели,
задачи,
2
мероприятия.
Направление
культурное
2
волонтерство
Цели,
задачи,
мероприятия.
Лидер общения. Искусство коммуникации.
Имидж лидера
2
1
Самовоспитание.
Самообразование.
Постановка
2
1
целей и их достижение
Самовоспитание.
Самостоятельная работа
2
1
Самообразование.
Постановка
целей и их достижение
Техника публичных выступлений.
Техника
публичных
2
0,5
выступлений. Выступление перед
аудиторией
Техника
публичных
выступлений. Выступление перед
2
0,5
аудиторией

1,5
1,5

2

2

1
1

1

1,5

1,5

23

Техника
публичных
2
0,5
1,5
выступлений. Выступление перед
58
аудиторией Самостоятельная
работа
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Подготовка
и
проведение
2
2
общешкольных конкурсов, акций
59
и мероприятий.
Подготовка и участие в
городских конкурсах, акциях,
2
0,5
1,5
мероприятиях. Промежуточная
60
аттестация.
Социальный проект. Разработка,
2
0,5
1,5
план мероприятий
61

62

63

Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Направление
социальное
волонтерство.
Цели,
задачи,
2
0,5
достижения.
Направление
социальное
волонтерство.
Цели,
задачи,
2
достижения.

1,5

2

Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Подготовка
и
проведение
2
2
общешкольных конкурсов, акций
64
и мероприятий.
Подготовка
и
проведение
общешкольных конкурсов, акций
2
2
65
и мероприятий.
Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Направление
социальное
волонтерство.
Цели,
задачи,
2
2
достижения.
66
Направление
социальное
волонтерство.
Цели,
задачи,
2
2
достижения.
67
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Социальный проект. Разработка,
2
0,5
1,5
реализация.
68
Подготовка и участие в
городских конкурсах, акциях,
2
0,5
1,5
мероприятиях.
69
Гражданская активность. Добровольческая деятельность.
Направление
культурное
волонтерство
Цели,
задачи,
2
2
мероприятия.
70
Направление
культурное
волонтерство
Цели,
задачи,
2
2
мероприятия.
71
Социальное творчество. Организация общественно-важных дел (акции, проекты).
Социальный проект. Разработка,
реализация, подведение итогов,
2
0,5
1,5
перспективы проекта.
72
Промежуточная аттестация.

24

Приложение №2
Оценочные и контрольно-измерительные материалы для
осуществления диагностики уровня освоения программы
1. Текущий контроль. Текущий контроль направлен на выявление знаний,
умений и навыков, учащихся по направлениям лидерскому и
коммуникативному.
Предмет оценивания: Информации о базовых нравственных ценностях
учащегося, определение причин интереса к организаторской деятельности,
особенности добровольчества.
Критерии оценивания:
Высокий уровень - Обобщение и
самостоятельное
выражение
собственного мнения. Учащийся четко формулирует свою мысль, отвечает
развернуто иоткрыто.
Средний уровень - Умение обобщатьи
мнение
позаданной теме.

формулировать

Низкий уровень - Неумение самостоятельно высказывать
по заданной теме.

собственное
своемнение

Анкета «Доброволец – кто он такой?»
Цель - определение уровня осведомленности учащихся по вопросам волонтёрства и
добровольчества.
1. Доброволец – это?
а) люди, которых рассматривают как бесплатную рабочую силу;
б) люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на
пользу обществу или конкретному человеку;
в) люди только с лидерскими качествами, очень активные и успешные;
г) свой вариант
2. Волонтер и доброволец это одно и то же?
а) да;
б) нет;
в) не знаю
3. Выберите мнение, которое вы поддерживаете:
а) современному обществу не обойтись без волонтерского движения;
б) волонтерское движение существует, но часто носит обязательно принудительный
характер;
в) о каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается
заработать деньги и добиться чего-то в жизни;
г) волонтерство – это когда учащиеся принимают участие в каких-то разовых
акциях, взрослым людям это неинтересно;
д) добровольцами работают только абсолютно героические люди, которые

25

готовы трудиться каждый день бесплатно.
4. Что вы знаете о волонтерском движении?
а) достаточно, могу рассказать другим;
б) кое-что слышал;
в) это часто просто дань моде;
г) это пустая трата времени;
д) практически ничего не знаю.
5. Принимали ли вы участие в какой-либо волонтерской акции,
мероприятии?
а) если да, перечислите акции, мероприятия;
б) да, я слышал о некоторых, но никогда не участвовал;
в) я ничего о них не знаю, не слышал.
6. Хочешь ли стать волонтером?
2. Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация проводится с целью выявления
уже усвоенных коммуникативных и организаторских навыков учащихся, легкости их
применения на практике.
Предмет оценивания: Выявление умений и навыков, закрепленных учащимися в ходе
занятий. Социальный проект. Разработка, реализация, подведение итогов, перспективы
проекта.
Критерии оценивания:
Высокий уровень - Учащийся
умеетсамостоятельно придумать план выступления.
Уверенно держится напублике. Активноевыполнение работы, устойчивыйинтерес.
Средний уровень - Учащийся
умеет применять знания, согласно технике публичных
выступлений.Учащийся выполняет задание
без усердия: нет последовательности и
достаточныхзнаний и умений. Неустойчивый интерес к занятию,работе.
Низкий уровень - Учащийся демонстрирует слабое знание и отсутствие навыков
построения логически выверенного плана самопрезентации. Отсутствие интереса к
организационной работе.
План проекта:
1 . Проблематизация
2.

Целеполагание

3.

Планирование

4.

Реализация

Определение конкретной, социально значимой проблемы,
актуальности и темы проекта
Постановка цели и задач. Формулирование ожидаемых
результатов. Определение вида продукта проекта.
Планирование действий по разрешению проблемы –
пооперационная разработка проекта, в которой приводится
перечень конкретных действий с указанием результатов,
сроков и ответственных.
Выбор способов работы.
Определение источников
информации, выбор критериев оценки результатов,
распределение ролей в команде. Ресурсы, бюджет.
Осуществление
намеченных
шагов.
Исследование
учащихся как обязательное условие каждого проекта.

26

5.

Оценка
результатов

Поиск информации. Разработка продукта. Подготовка
проекта, продукта, материалов к презентации. Публичная
защита проектов.
Оценка результатов проекта и отчёт.
Рефлексия.

Защита проекта и критерии оценивания
Высокий уровень – 14-11 баллов
Средний уровень – 10 – 7 баллов
Низкий уровень – 6 – 1 баллов.
Оцениваются работы по следующим общим критериям:
Критерий

Уровни достижения

А. Обоснование
актуальности проекта
(Проблемное поле)

2 балла
Актуальность
работы обоснована

1 балл
Актуальность
работы частично
обоснована

0 баллов
Актуальность
работы не
обоснована

В. Образ продукта

2 балла
Выбор
характеристик
продукта хорошо
обоснован

1 балл
Выбранные
характеристики
продукта не
полностью
обоснованы

0 баллов
Выбор
характеристик
продукта не
обоснован и не
позволяет решить
заявленную
проблему

С. Логика поэтапного
планирования (задачи)

2 балла
Соблюдена
логическая
последовательность
поставленных
задач, ресурсы и
сроки адекватны
поставленным
задачам

1 балл
Логическая
последовательность
поставленных задач
имеет недочёты,
ресурсы и сроки не
полностью
адекватны
поставленным
задачам

0 баллов
Планирование
отсутствует или
имеет логические
несоответствия,
сроки и ресурсы
неадекватны
поставленным
задачам

D. Продукт

2 балла
Созданный продукт
решает
поставленную
проблему; продукт
соответствует
изначально
заявленным
характеристикам;
изменения
ключевых
характеристик
обоснованы

1 балл
Созданный продукт
частично решает
поставленную
проблему; частично
соответствует
заявленным
характеристикам;
изменения
ключевых
характеристик
недостаточно
обоснованы

0 балов
Созданный
продукт вовсе не
решает
поставленную
проблему;
не соответствует
ключевым
характеристикам

27

E. Защита
(представление
работы)

2 балла
Презентация
наглядна, отражает
сущность проекта;
выступление
поддерживает
презентацию;
ответы на вопросы
аргументированы

1 балл
Презентация не в
полной мере
отражает сущность
продукта; ответы
на вопросы даны
неполно

0 баллов
Презентация
отсутствует; не
отражает
сущность проекта;
ответы на
вопросы
отсутствуют

F. Владение методами

2 балла
Автор в
достаточной мере
выбрал и освоил
оптимальные
методы. Возможны
незначительные
ошибки.

1 балл
Автор использовал
неоптимальные
методы. Не знаком
со всем спектром
методов в сфере
проектирования.

0 баллов
Автор не имеет
представления о
существующих
методах в сфере
проектирования.

G. Оригинальность

2 балла
Данный проект
оригинален и не
имеет полных
аналогов.

1 балл
Проект имеет
аналоги, но по
отдельным
параметрам
усовершенствован.

0 баллов
Проект не
оригинален,
полностью
копирует уже
существующие
проекты.

Приложение №3
План воспитательной работы
Цель: обеспечить каждому учащемуся коллектива определенный минимум знаний и умений,
которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Задачи:






развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, коммуникативной,
организационной);
формирование у учащихся умения переживать неудачи, преодолевать препятствия;
формирование у учащихся толерантного отношения к другим людям, интереса к проявлениям их
индивидуальности, умения оценить, признать успех, достижение, приоритет того, кто находится
рядом;
организация участия детей в конкурсах и проектах различного уровня.
1. Направление «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации,
правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории села,
школы.

28

2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
Формы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы,города, государства.
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение встреч с участниками войны;
Организация и проведение экскурсий по Сыктывкару;
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

6. Направление «Духовно -нравственное».
Цель: создать эффективные условия для формирования духовности и нравственности школьников,
способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к
человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы,
законы.
Формы:
1.
2.
3.
4.
5.

Организация и проведение семейных вечеров.
Организация и проведение тематических бесед, акций.
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация и проведение праздников.
Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

8.

Направление «Профориентация»

Цель:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы
деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда.
Задачи:
1.
Повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством вооружения
их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения
потребности в самосовершенствовании.
2. Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как
индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей
профессии.
3. Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4. Привлечь к деятельности всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей
учащихся.
Формы:
- Профессиональной просвещение;

29

- Профессиональная диагностика;

Приложение №4
План работы с родителями
1. Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии,
физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях,
способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их
трудовой и общественной деятельности.





1. Изучение условий семейного воспитания:






особенности семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей;
сочинения учащихся о семье;
конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в объединении:




родительские собрания;
информация об уровне сплоченности и организованности коллектива, его успехах и
неудачах.
приглашение на занятия и внеурочные мероприятия.

3. Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Приложение №5
Самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы
№
п/п
1

Раздел учебного
плана
Социальный
проект

Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
https://multisport48.ru/meropriyatiya/socialnye_proekty/?gcli

30

d=Cj0KCQjwzYGGBhCTARIsAHdMTQzvHIGwIOMjRGR
j2Y5ARONq_W87YFn12NIzG1Pli8kXotq0D4XCkPoaAmiu
EALw_wcB
2
3

Кто такой
волонтёр
Техника
публичных
выступлений

https://www.youtube.com/watch?v=6YA1dOOEUds
https://bolsunov.com/samouchitel-po-oratorskomu-iskusstvu-kaknauchit-sebya-vystupat-publichno-urok-1/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».