Спортивные игры

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Спортивные игры
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Корепанов Николай Александрович,
Ракин Алексей Александрович,
педагоги дополнительного образования

г. Сыктывкар
2023 год

1

1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Спортивные игры» носит физкультурно-спортивную
направленность и ориентирована на разностороннюю физическую подготовку,
привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
Для любой спортивной игры характерны свои двигательные действия и
постоянно меняющиеся игровые ситуации. Для успешной игры необходимо
обладать быстрой реакцией, быть ловким, находчивым при решении
возникающих задач. В связи с этим, в программу включен разнообразный
комплекс общеразвивающих упражнений и подвижных игр.
Действия участников спортивных игр зависят от знания единых правил,
которые определяют количественный состав команды, продолжительность
игры, размеры площадок, полей, оборудования, инвентаря.
В процессе занятий учащиеся получают начальные знания о спортивных
играх, научатся выполнять простейшие технические элементы.
Нормативно-правовые документы
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Спортивные игры» (далее – программа)
разработана

в

соответствии

с

современными

нормативно-правовыми

документами в сфере образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonob-obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;

2

-

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на
период

до

2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://clck.ru/TjJbM;
- Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О
внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
Характеристика программы
Тип: дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа
Вид: общеразвивающая
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы
Актуальность связана с тем, что дополнительное образование отвечает
интересам и запросам

детей, позволяет формировать

их мотивацию к

познанию, творчеству, труду и спорту; базируется на принципах, одним из
которых является «формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни,

укрепление

здоровья

учащихся»

(Концепции

развития
3

дополнительного образования детей в Республики Коми, утвержденная
распоряжением Правительства РК от 15 апреля 2015 года N 134-р).
Программа «Спортивные игры», в силу своей разносторонней
подготовки:
- способствует удовлетворению потребности детей в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности;
- воспитывает потребность в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями, повышает работоспособность;
- способствует укреплению здоровья;
- формирует представление о позитивных факторах, влияющих на
здоровье, так как во время игры ребенок имеет возможность снять физическое
утомление и эмоциональное напряжение.
Отличительные особенности
В связи с тем, что дополнительное образование тесно связано с
основным образованием, программа «Спортивные игры» разработана на
основе материалов:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11
классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, Просвещение 2011).
- Рабочей программы дополнительного образования детей «Спортивные
и подвижные игры» 1-4 классы Г.И. Шамаева, Москва, 2016).
Программа «Спортивные игры» рассчитана на ознакомительный
уровень освоения, который способствует формированию базы двигательных
умений и навыков, приобретению первоначальных теоретических и
практических знаний о спортивных играх, что в свою очередь, поможет
ребёнку с дальнейшим выбором вида спорта. Отличительной чертой данной
программы является то, что освоение всего комплекса упражнений,
адаптированного под детей 7-12 лет; содержание программы реализуется с
использованием современных педагогических технологий (ИКТ, проблемнодиалогического, микроисследования).
Адресат программы
4

Категория обучаемых: 7-12 лет, проявляющих интерес к занятиям
спортом. Этот возраст считается благоприятным для разучивания новых
движений, воспитания устойчивого интереса к систематическим занятиям
физической культурой, потребности в двигательной активности. К этому
времени созревают физиологические механизмы двигательной координации,
происходит интенсивное развитие пространственной ориентировки. Большое
значение для формирования двигательных навыков имеет использование
подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
Учет индивидуальных особенностей: не требует специальной подготовки.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
При приёме в объединение учащийся предъявляет медицинский допуск
об отсутствии противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 года обучения; реализуется в объеме 144
часов.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, парные, групповые.
Виды занятий по программе:
- учебно-тренировочные занятия;
- игровые занятия, учебные игры, контрольные игры;
- теоретические занятия, беседы;
- турниры и дружеские встречи, соревнования;
- тестирование;
- спортивные конкурсы, праздники.
Режим

занятий,

Расписание

периодичность

составляется

в

и

продолжительность

соответствии

с

требованиями

занятий
СанПиН.

Продолжительность занятия - 2 академических часа. Занятия проходят в
учебном кабинете. В актированный день и в дни карантина для учащихся

5

организуется обучение в форме самостоятельной работы и повторение
пройденного материала.
Общее количество часов в год составляет 144 часа по 2 часа 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 40 минут. Количество учащихся,
одновременно находящихся в группе 12-15 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование физически здоровой и волевой
личности в процессе занятий спортивными играми.
Задачи:
 образовательные:
- познакомиться с правилами поведения и техникой безопасности во время
занятий физической культурой и спортом, в спортивном зале и на спортивных
площадках;
- познакомиться с начальными теоретическими знаниями в спортивных играх;
- сформировать первоначальные практические навыки и умения спортивных
игр;
- познакомиться с правилами личной гигиены;
 развивающие:
- развить коммуникативные способности, умение взаимодействовать в
коллективе;
- развить способность понимать и контролировать своё физическое состояние
(распределение сил на время занятия, подготовка организма перед началом
выполнением упражнений – разминка, ощущение усталости, заминка);
- развить умение организовать свою деятельность;
- формировать и развить такие умения, как гибкость, логичность мышления,
доказательность суждений при анализе спортивных ситуаций;
 воспитательные:
- приучаться к личной ответственности, воспитывать чувство коллективизма;
- сформировать нравственные, морально-волевые качества (стремление к
победе, настойчивость, упорство, дружелюбное отношение к учащимся);
6

- сформировать стойкий интерес к занятиям физической культурой и спортом.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
1.

Наименование модулей,
тем
Подвижные игры

1.1. Вводный инструктаж
1.2. Познакомить с правилами
личной гигиены
1.3. Ознакомить с разметкой
площадки в спортивном
зале и с основными
правилами подвижных игр.
1.4. «Догонялки»
1.5. «Подвижные игры»
1.6. «Подвижные игры с
мячами»
1.7. «Спортивные игры по
облегчённым правилам Баскетбол»
1.8. «Спортивные игры по
облегчённым правилам Футбол»
1.9. «Тематические эстафеты»
Текущий контроль
2. Общая физическая
подготовка
2.1. «Изучение упражнений
для развития физических
качеств»
3. Специальная физическая
подготовка
3.1. «Изучение упражнений
для развития скорости»
3.2. «Изучение упражнений
для развития прыгучести»
3.3. «Изучение упражнений
для развития ловкости»

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1

1

2
1

Форма
контроля

Подвижная
игра
1
14
14
14

78

10

10
1

8
1
10
10

6
12
2
4

7

4.

Техническая подготовка

4.1. «Ведение баскетбольного
мяча»
4.2. «Передачи баскетбольного
мяча»
4.3. «Передачи теннисного
мяча»
4.4. «Ведение футбольного
мяча»
4.5. «Передачи и удары
футбольного мяча»
4.6. Текущий контроль

8

4.7 Промежуточная аттестация

2

2

139

144

Итого часов:

42

8

Выполнение
технического
элемента

8
8
8
2

5

Контрольная
игра

Содержание учебного плана
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий,
часов
учебных работ
Модуль 1 «Подвижные игры»
Образовательная задача: научить детей играть в подвижные игры.
Учебные задачи:
- ознакомить с разметкой спортивного зала;
- обучить правилам подвижных игр;
- познакомить с разнообразием подвижных игр;
- развить игровое мышление, координацию в пространстве, правильность принятия
решений
Тематические рабочие группы и форматы:
- групповые;
- индивидуальные;
- игры.

8

Тема 1.1. «Вводный
инструктаж»

Теоретическое
занятие

«Техника безопасности на
занятиях в спортивном зале, на
спортивной площадке. Техника
безопасности при работе со
спортивным инвентарём».
Фронтальный
«Правила противопожарной
Индивидуальный безопасности. Правила
электробезопасности».
«Правила
дорожного
движения».
Тема 1.2. Познакомить с Теоретическое Понятие «Спортивная одежда».
правилами
личной
Занятие
Виды спортивных костюмов для
гигиены
разного вида спорта. Личная
Фронтальный
гигиена в спорте. Видеоролик.
Групповой

1

Тема 1.3. «Ознакомить с
разметкой площадки в
спортивном зале и с
основными правилами
подвижных игр.».

1

Теоретическое
занятие

Изучение разметки
баскетбольной, футбольной,
волейбольной площадок.
Фронтальный
Организация подвижной игры
Групповой
(начало и окончание игры),
Индивидуальный
значение соблюдения правил
игры.
Тема 1.4. «Догонялки»
Практическое
Использование программы «Coзанятие
ach`s Eye» и «Тактическая
панель». Планшет.
Фронтальный
- «Догонялки»
Групповой
- «Догонялки в парах»;
- «Догонялки по линиям»;
- «Догонялки по площадкам»;
- «Догонялки - Сети».
Тема 1.5. «Подвижные
Практическое
- «Чай, чай – выручай»;
игры»
занятие
- «Липкие пеньки»;
Фронтальный
- «Море волнуется…»;
Групповой
- «Волк и зайцы».
Тема 1.6. «Подвижные
Практическое
- «Догонялки с мячом»;
игры с мячами»
занятие
- «Выбей мяч»;
Фронтальный
- «Снайпер»;
Групповой
- «Лучший дриблёр».
Тема 1.7. «Спортивные
Практическое
Вместо
высоких
колец
игры по облегчённым
занятие
используются стулья. Игрокам не
правилам - Баскетбол»
надо забросить мяч в высокое
Работа в парах кольцо, его необходимо положить

2

14

14

14

10

9

Групповой

на стул, соблюдая основные
правила игры.
Тема 1.8. «Спортивные
Практическое
Игра проходит без ограничения
10
игры по облегчённым
занятие
по площадке (игроки могут
правилам - Футбол»
Групповой
заступать в аут).
Тема
1.9.
Практическое
Эстафеты с спортивным мячами
8
«Тематические
занятие
и без мячей.
эстафеты»
Праздничные
эстафеты
Фронтальный
(новогодние, на 23 февраля, на 8
Групповой
марта).
Текущий контроль
Опрос
Педагог показывает карточки и
1
Индивидуальный задает вопросы (Приложение 1).
Модуль 2 «Общая физическая подготовка»
Образовательная задача: ознакомить с основными упражнениями для развития и
сохранения здоровья.
Учебные задачи:
- рассказать о значимости здоровья в жизни каждого ребёнка;
- сформировать навыки выполнять самостоятельно упражнения для развития и
сохранения личного уровня здоровья;
- познакомить с техникой выполнения упражнений.
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальные, групповые;
- учебно-тренировочные упражнения.
Тема 2.1. «Ознакомить с
Практическое
Использование
программы
10
упражнениями
для
занятие
«Тактическая панель». Планшет.
развития
физических
1. Упражнения для развития
качеств»
скоростных способностей.
Фронтальный
2. Упражнения для развития
Групповой
выносливости.
Индивидуальный 3. Упражнения для развития
силовых способностей.
4. Упражнения для развития
координационных способностей.
5. Упражнения для развития
гибкости.
Модуль 3 «Специальная физическая подготовка»
Образовательная задача: научить основным способам передвижений.
Учебные задачи:
- научить передвигаться по площадке с различной скоростью и в различных
направлениях;
- познакомить с техникой выполнения прыжков.
- познакомить с техникой выполнения остановок и поворотов.
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
10

- учебно-тренировочные упражнения.
Тема 3.1. «Выполнение

Практическое
Занятие

Использование
программы
«Тактическая панель». Планшет.
упражнений для
1. Спринт (бег на максимальной
развития скорости»
Фронтальный
скорости).
Групповой
2. Бег с изменением скорости.
Индивидуальный 3. Бег с изменением направления
(челночный бег).
Тема 3.2. «Выполнение
Практическое
1. Прыжки вверх с двух ног.
Занятие
2. Прыжки вперёд с двух ног.
упражнений для
Фронтальный
3. Прыжки с поворотами.
развития прыгучести»
Групповой
4. Прыжки на правой ноге.
Индивидуальный 5. Прыжки на левой ноге.
Тема 3.3. «Выполнение
Практическое
1. Остановки:
Занятие
- прыжком;
упражнений для
- на 2 шага;
развития ловкости»
Фронтальный
- остановка с поворотом.
Групповой
2. Повороты:
Индивидуальный - поворот через грудь;
- поворот через спину;
- повороты в движении.
Модуль 4 «Техническая подготовка»
Образовательная задача: ознакомить с базовыми техническими элементами.
Учебные задачи:
- познакомить с техникой выполнения упражнений;
- научить дриблингу футбольного и баскетбольного мяча;
- научить ловле и передачи баскетбольного и теннисного мяча;
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальные, парные, групповые;
- учебно-тренировочные упражнения.
Тема 4.1. «Ведение
Практическое
Использование программы «Coбаскетбольного мяча»
занятие
ach`s Eye» и «Тактическая
панель». Планшет.
Фронтальный
1. Ведение баскетбольного мяча
Групповой
правой рукой.
Индивидуальный 2. Ведение баскетбольного мяча
левой рукой.
3. Ведение баскетбольного мяча
со сменой руки.
Тема 4.2. «Передачи
Практическое
1. Передачи баскетбольного мяча
баскетбольного мяча»
занятие
двумя руками.
2. Передачи баскетбольного мяча
Работа в паре
правой рукой.
Групповой
3. Передачи баскетбольного мяча

6

2

4

8

8

11

левой рукой.
Тема 4.3. «Передачи
Практическое
1. Передачи теннисного мяча
теннисного мяча»
занятие
правой рукой.
Работа в паре
2. Передачи теннисного мяча
Групповой
левой рукой.
Тема 4.4. «Ведение
Практическое
1. Ведение футбольного мяча
футбольного мяча»
занятие
правой ногой.
2. Ведение футбольного мяча
Фронтальный
левой ногой.
Групповой
3. Ведение футбольного мяча со
Индивидуальный сменой ног.
Тема 4.5. «Передачи и
Практическое
1. Передачи и удары футбольного
удары
футбольного
занятие
мяча правой ногой боковой
мяча»
частью стопы.
Работа в парах 2. Передачи и удары футбольного
Групповой
мяча правой ногой передней
частью стопы.
3. Передачи и удары футбольного
мяча левой ногой боковой частью
стопы.
4. Передачи и удары футбольного
мяча левой ногой передней
частью стопы.
Текущий контроль
Фронтальный
Выполнение технических
Групповой
элементов:
Индивидуальный
- ведение баскетбольного мяча
по прямой;
- передачи теннисного мяча;
- удары футбольного мяча по
воротам.
Промежуточная
Практическое
Тест. (Приложение 1)
аттестация
занятие
Подвижная игра «Догонялки
Фронтальный
по линиям»
Итого
1.4. Планируемые результаты

8

8

8

2

2

144

Предметные:
- приобретены теоретические

знания о спортивных и подвижных играх

(правила, разметка);
- владеют основными техническими элементами спортивных игр;
- соблюдают правила техники безопасности, правила поведения на занятиях,
правила личной гигиены;
12

- знают основные упражнениями для укрепления и сохранения здоровья.
Метапредметные:
- владеют умением организовывать свою деятельность;
- обрабатывают полученную информацию;
- приобретены первичные навыки сотрудничества с другими людьми; умеют
вступать в коммуникацию с целью быть понятым; умеют слышать собеседника;
- умеют выполнять задания по алгоритму; умеют запоминать и удерживать
правило, инструкцию во времени.
Личностные:
- умеют оценивать свою деятельность по критериям;
- проявляют доброжелательность, уважение и отзывчивость по отношению к
окружающим;
- имеют позитивное отношение к своему здоровью; владеют способами
физического

совершенствования,

эмоциональной

саморегуляции,

взаимоподдержки и взаимоконтроля;
- привиты самостоятельность и ответственность в принятии решений.
1.5. Формы аттестации
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала по мере
прохождения темы, раздела. Осуществляется в форме выполнения творческих
заданий. Результаты фиксируются в журнале. При этом учитывается полнота
раскрытия темы, качество выполнения, самостоятельность, творческое
воображение.
Промежуточная аттестация – в конце
обеспечивает

контроль

эффективности

обучения по программе;

учебной

деятельности

и

образовательного процесса в целом, получение объективной информации о
состоянии образовательных результатов учащихся за определенный период
времени , (год) для осуществления коррекции образовательного процесса и
13

обеспечение эффективности управления качеством образования.
Оценивание результатов текущего контроля и промежуточной аттестации
осуществляется по 3 уровням: высокий, средний, низкий. Рекомендуемая
шкала оценки высокого уровня - от 80% до 100 % освоения программного
материала, среднего уровня - от 51 % до 79 % освоения программного
материала, низкого уровня - 50 % освоения программного материала и менее.
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
№

1.

2.

Предмет
оцениван
ия

Формы
и
методы
оценива
ния
Теоретиче Индивиду
ские
альный
знания о
опрос.
правилах
подвижны
х игр

Уровень
усвоения
техническ
их
элементов

Ведение
баскетбол
ьного
мяча

Показ
(практиче
ская
работа),
индивиду
альный
опрос,
диалог,
совместна
я оценка
техники
выполнен
ия
двигатель
ных
действий.
Индивиду
альная
практичес
кая
работа

Характерис
тика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

Критерии
оценивания

Виды
аттеста
ции

Ребёнок
различает
название
площадок
на
карточках.
Работа с
Ребёнок
карточками правильно
(площадка называет линий
спортивного на карточках.
зала)
Рассказывает
правила
игры
догонялки
по
линиям
Выполнение
Сравнение с
технических
эталоном
элементов и
(образцом)
способов
передвижен
ий

Высокий
уровень:
активная беседа, зна-ние
всех линий (7 правильных
ответов).
Средний
уровень:
пассивная беседа, имеются
пробелы в материале,
необходима
помощь
педагога (3-4 правильных
ответа).
Низкий
уровень:
незнание материала (менее
3 правильных ответов).
Высокий
уровень:
технический
элемент
освоен полностью.
Средний
уровень:
технический
элемент
освоен частично.
Низкий
уровень:
технический элемент не
освоен.

Текущи
й
контрол
ь

Игрок
выполняет
ведение мяча
по прямой
(сначала
правой,

Высокий
уровень:
постоянное ведение мяча.
Средний уровень: частая
потеря мяча или ловля в
две руки.

Устные
вопросы на
знание
линий.

Во
время
ведения
мяч
находится сбоку
игрока немножко
впереди.

Текущи
й
контрол
ь

14

Передачи
Парная
теннисног практичес
о мяча
кая
работа в
парах

Удары
ногой
по мячу

3

Индивиду
альная
практичес
кая
работа

Умение
Контроль
играть в
ная игра
подвижны (догонялк
е игры и
и по
соблюдат
линиям)
ь правила
игры

потом левой
Мяч
не
рукой)
2 должен
площад-ки
отскакивать
(24 мет-ра)
выше
уровня
груди и ниже
колена.
Игрок
движется прямо,
не петляя по залу
из сто-роны в
сторону.
Два
Перед
игрока
выполнением
располагают передачи, игрок
ся
друг должен
напротив
убедиться
в
друга
на готовности
расстоянии 6 партнёра.
метров.
Игрок держит
Выполня мяч одной рукой,
ют передачи выполняет
мяча правой сначала замах,
и
левой потом мах и
рукой
по выпускает мяч в
очереди.
руки партнёру.
Игрок
Игрок должен
располагаетс установить мяч
я
на по центру ворот.
расстоянии 6
Возможен
метров
от небольшой
ворот,
разбег.
устанавлива
Удар
ет
мяч наноситься по
напротив
центру
мяча
ворот
и либо
боковой
выполняет
частью
стопы,
удар
по либо
носком,
воротам.
либо подъёмом
стопы.
Дети
Перед
встают
на началом
игры
линии
оценивается
площадки
правильность
(баскетбольн выбора
ой) и играют положения
в догонялки относительно
только
по водящего.
линиям
(с
Во
время
линий
игры
нельзя
сходить
обегать иг-роков.
нельзя).
В ходе игры
оценивается

Низкий
уровень:
постоянная потеря мяча и
ловля в две руки.

Высокий уровень: точная
передача мяча партнёру.
Средний
уровень:
неточная передача мяча.
Низкий
уровень:
неумение передавать мяч.

Высокий уровень: точное
попадание в цель.
Средний
уровень:
неточный удар по цели.
Низкий
уровень:
неумение ударять по мячу.

Высокий
уровень: Промеж
строгое
соблюдение уточная
правил,
логическое аттестац
принятие решений во
ия
время игры, активная
помощь партнёрам.
Средний уровень: частое
нарушение
правил,
нелогическое
принятие
решений.
Низкий
уровень:
незнание и несоблюдение
правил игры.
15

В
ходе
игры
водящие
меняются.
Теоретиче
ские
знания

правильность
выбора
направления
движения
игрока.
Тест
Соответствие
содержит 10 программным
вопросов с требованиям
выбором
ответа.

Тест

8-10 баллов – высокий
уровень
5-7 баллов – средний
уровень
менее
5
баллов
–
пониженный уровень

1.6. Образовательные и учебные форматы
Программа предполагает очную форму обучения.
Форма

реализации

–

коллективные,

групповые,

парные,

индивидуальные.
Основными методами обучения являются:
- слово: объяснение, описание, беседа, диалог, распоряжение, команда;
- показ предметных ориентиров;
- игровой метод;
- коллективное обучение;
- практические занятия;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- индивидуальные консультации.
Современные педагогические технологии
Информационно-коммуникационная технология. Данная технология
предусматривает использования планшета на уроках в спортивном зале. Она
подразумевает использование специальных программ для успешного
усвоения учебного материала:
-

программа

«Coach`s

Eye»

позволяет

записывать

видео

и

воспроизводить его в различных направлениях и с различной скоростью. Это
позволяет в мельчайших деталях рассмотреть недочёты в выполняемых

16

ребёнком действий, на основе которых он может заметить свои ошибки со
стороны и составить пути их корректировки.
- программа «Тактическая панель» проецирует спортивный зал на экран
планшета. В дальнейшем, на рабочей панели программы, педагог отображать
схемы упражнений, а дети пытаются воспроизвести их в реальных условиях.
Программа позволяет, как рисовать упражнения в статическом режиме
(педагог рисует в реальном режиме последовательность действий при детях),
так и в динамическом (педагог заранее записал схему упражнения, а потом
воспроизводит его в режиме видео).
- видеопроигрыватель позволяет просматривать игры в режиме онлайн,
позволяет смотреть записи исполнения технических элементов мировыми
спортивными звездами, с целью дальнейшего воспроизведения (подражание
кумиру).
Все эти программы могут работать как отдельно друг от друга, так и в
совместном использовании.
Технология проблемно-диалогического обучения. Данная технология
позволяет при помощи диалога с детьми выйти на проблему и найти пути её
решения, при помощи постоянных постановок специально выстроенных
педагогом вопросов.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик. На этапе
постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики
осознали

противоречие,

заложенное

в

проблемной

ситуации,

и

сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»
знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление
учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит

17

учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает
логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Здоровьесберегающая

технология.

Данная

технология

позволяет

контролировать распределение нагрузок во время выполнения упражнений
(обще-развивающих, упражнений для специальной физической подготовки,
упражнений для технической подготовки), контролировать осанку ребёнка.
Для достижения максимального эффекта, данную технологию необходимо
сочетать с информационно-коммуникационной технологией, а именно –
программой «Coach`s Eye».
Микроисследования (измерение частоты сердечных сокращений). Данная
технология позволяет «познать» свой организм при помощи измерения
частоты сердечных сокращений и «научиться понимать», как он ведёт себя во
время и после выполнения упражнений.
Алгоритм занятия:
- подготовительная часть (разминка);
- основная часть;
- заключительная часть (заминка).
1.7. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
- спортивный зал с воротами, кольцами и сеткой;
- баскетбольные, футбольные, теннисные мячи по 15 мячей;
- конусы - 20 штук, фишки – 10 штук, скамейки - 6 штук.
Дидактические материалы:
- карточки с техническими элементами, разметка площадки;
- картотека упражнений по спортивным играм;
- правила спортивных игр;
- разработки обще-развивающих упражнений и подвижных игр.
1.8. Информационно-методические материалы
Литература для педагога:
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол - игра для всех. 2-е изд. [Электронный
18

ресурс] / Алиев Э.Г. Мутко В.Л. - М. Изд.: Советский спорт, 2008. - 264 с.
2. Глазырина, Л.Д. «Методика преподавания физической культуры» /
Л.Д. Глазырина. - Москва, 2004.г. – 87 с.
3. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник. 9-е
издание / Ю.Д. Железняк Изд.: Академия, 2014.- 464 с.
4. Железняк, Ю.Д.. Спортивные игры: Техника, тактика, методика
обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Портнов Ю.М., Савин
В.П., Лексаков А.В. под ред. Ю.Д. Железняка 2-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр. Учебник. 9-е
издание/ Ю.Д. Железняк - Изд.: Академия 2014. - 464 с.
6. Игнатьева, В.Я. Гандбол: Подготовка игроков в спортивных школах/
В.Я. Игнатьева. - Изд.: Советский спорт, 2013. - 288 с.
7. Ковель, С.Г. Специальные упражнения для технико-тактической
подготовки в мини-футболе. Методические рекомендации. [Электронный
ресурс] / С.Г. Ковель, М.Ю. Мишенский. - Минск: БНТУ. - 2013. - 19 с.
8. Полозов, А.А. Мини-футбол. Новые технологии в подготовке команд/
А.А. Полозов. - М.: 2007. - 68 с.
Литература для учащихся
1. Малькольм К. Сто одно упражнение для юных футболистов. - М. : А.С.Т.
Астрель, 2012
2. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. - М. : Советский спорт, 2013
3. Кузнецов В.С.‚ Колодницкий Г.А.‚ Эпас Н.Ц. Физические упражнения и
подвижные игры. Методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2012
4. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. — М.: Олимпия. Пресс,
2010.
5. Губа В. П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы [Текст] / В.
П. Губа, А. Стула, К. Кромке. – М.: Спорт, 2017. - 272 с.
19

6. Заваров А.Б. Футбол для начинающих. - СПБ. : Питер, 2012
7. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный
баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.
8.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и
спорт. 1982.
Электронные ресурсы:
1. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика
обучения. Учебник для студ. высш. проф. образования. 2-е изд., стереотип.
[Электронный

ресурс]/

Ю.Д.

Железняк

–

2001.

Режим

доступа:

http://www.studmed .ru/zheleznyak-yud-sportivnye-igry-tehnika-taktika-metodikaobucheniya_-799a0b423e5.html
2. Безумный спорт. Гандбол [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=J2c7AcvITUM
3. Безумный спорт. Мини-футбол [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Jp-k4IvFA3A
4.

Футбол

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

https://www.ivi.ru/collections/football-movies
5. Гандбол [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2.russia.tv/video/show/brand_id/388episode_ id/135700/video_id-/135700/

20

Приложение 1
Оценочные материалы

Карточки площадок

баскетбольная площадка

футбольная площадка

*Вопросы по карточкам к модулю 1. «Подвижные игры»:
1. Какой из этих карточек нарисована баскетбольная площадка, а на
какой футбольная?
2. Покажите «боковые» линии на обоих площадках.
3. Покажите «лицевые» линии на обоих площадках.
4. Покажите «центральные» линии на обоих площадках.
5. Покажите «штрафную» линию.
6. Покажите «трехочковую» линию.
7. Покажите линию вратарской зоны.
Ф.И.О.
1

2

№ ВОПРОСА
3
4
5

6

7
21

Тест для промежуточной аттестации
Подчеркните или обведите правильный вариант (1 правильный ответ – 1 балл,
1 неправильный ответ – 0 баллов).
1. За какое время перед началом занятия необходимо прийти в раздевалку?
а) За 10 минут
б) Прийти перед самой тренировкой
в) За 30 минут
2. Можно ли заходить в спортивный зал без присутствия педагога?
а) Нет

б) Да

3. Что нельзя делать в спортивном зале?
а) Выполнять задание педагога
б) Соблюдать требования техники безопасности
в) Баловаться
4. Что служит сигналом для начала и окончания упражнения, игры?
а) Хлопок

б) Свисток

в) Крик

5. Что необходимо сделать, когда вы услышали свисток?
а) Продолжать выполнять задание
б) Остановиться и продолжать выполнять задание
в) Прекратить выполнение задания и обратить внимание на педагога
6. Что нельзя делать с баскетбольным мячом?
а) Пинать ногой
б) Передавать партнеру
в) Выполнять ведение мяча
г) Бросать в кольцо
7. Что нельзя выполнять ведение баскетбольного мяча?
а) Выполнять ведение правой рукой
б) Выполнять ведение и правой и левой рукой попеременно
в) Выполнять ведение левой рукой
22

г) Выполнять ведение двумя руками
8. Можно ли брать баскетбольный мяч в руки во время ведения?
а) Нет

б) Да

9. Что нельзя делать во время игры в футбол?
а) Выполнять ведение ногами
б) Выполнять передачи ногами партнеру
в) Выполнять передачи руками партнёру
г) Бить по воротам
10. При каких условиях можно выполнять передачу партнёру?
а) Игрок не смотрит на партнёра и не показывает готовность принять передачу
(руки)
б) Игрок смотрит на партнёра и показывает готовность принять передачу
(руки)
в) Игрок не смотрит на партнёра и показывает готовность принять передачу
(руки)
Ключ:
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

в

б

в

а

г

а

в

б

Критерий оценивания:
8-10 баллов – высокий уровень
5-7 баллов – средний уровень
менее 5 баллов – низкий уровень

23

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема занятия

Вводный инструктаж
Подвижные игры
Познакомить с правилами
личной гигиены
Ознакомить с разметкой
площадки в спортивном
зале и с основными
правилами подвижных
игр.
Подвижные игры
Подвижные игры
Подвижные игры
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры

Количество часов
теория

практика

1

1

Дата
проведения
(число, месяц,
год)

Дата
проведения
по факту

2
1

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

24

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Общая физическая
подготовка
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры
Текущий контроль
(знание линий и правил)
Подвижные игры
Специальная физическая
подготовка

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1

1
2
2
25

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Подвижные игры
Техническая подготовка
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Текущий контроль
(освоение технических
элементов)
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Промежуточная
аттестация
(контрольная игра)
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Техническая подготовка
Подвижные игры
Подвижные игры
Итого

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5

2
139

144
27

Приложение 3
План воспитательной работы
Цели и задачи воспитательной работы:
- формирование здорового образа жизни, профессионального
самоопределения обучающихся и достижение высоких спортивных
результатов;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая
индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные
возможности, состояние здоровья, выявлять и реализовывать потенциал
учащихся;
- отслеживание развитие одаренных учащихся, создавая при этом
эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и
саморазвития каждого человека.

Месяц
сентябрь

Мероприятия
Участие в празднике «День знаний».

Участие в школьных

соревнованиях «Осенний кросс»
октябрь

Всероссийский день ходьбы

ноябрь

Спортивный праздник «Семейный ералаш»

декабрь

Новогодние турниры, встречи. Беседа по ТБ на время зимних каникул

январь

День санок. День здоровья. Лыжня России. Информационные беседы с
младшими школьниками

февраль

День зимних видов спорта в России. День защитников Отечества. Участие
в товарищеской встрече по баскетболу среди школьников СОШ№26 и КНГ.
«А ну-ка, мальчики!». Праздничное чаепитие.

март

Товарищеская встреча по баскетболу. Международный день спорта на
благо развития и мира. «А ну-ка, девочки!». Праздничное чаепитие.
28

апрель

Акция «Здоровье – золото!», посвященная Всемирному Дню здоровья

май

Участие в празднованиях, организация спортивных игр для детей и
подростков.

Приложение 4
План работы с родителями
Месяц
сентябрь

Мероприятия
Обновление базы данных о родителях учащихся
Организационное родительское собрание в группах. Беседа
«Толерантны ли мы?»

октябрь

Информация перед родителями о состоянии учебного процесса.
Беседа об успеваемости детей
Индивидуальные беседы с родителями учащихся «группы
риска», из неблагополучных семей.

ноябрь

Родительское собрание в группах. Беседа «Враги человека» (о
наркомании).

декабрь

Подготовка к празднованию Нового года

январь

Беседа «Народные обычаи и традиции и их роль в нашей жизни»

февраль

Консультации с родителями о поведении и учёбе своих детей.

март

Беседа «Здоровье – это актуально»

апрель

Организация фотовыставки

май

Итоговое родительское собрание. Подведение итогов за учебный
год. Перспективный план работы на следующий учебный год.

29

Приложение 5
Самостоятельная работа
№
п/
п

Раздел
учебного
плана

Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

1

Ознакомление
со
спортивными
играми.

https://infourok.ru/sportivnye-igry-samostoyatelnayarabota-4389548.html
https://www.youtube.com/watch?v=o4gGPHuPIEA
https://www.youtube.com/watch?v=x_LR5YGbp5I&list=PL
AUhrtAMVO--o1rJ24menUBdyFWuZ7q2-&index=33
https://www.youtube.com/watch?v=vi039I5kUSw
https://www.youtube.com/watch?v=lWAWlqK4PWo
https://www.youtube.com/watch?v=FNzo4y0E5g&list=PLAUhrtAMVO-o1rJ24menUBdyFWuZ7q2-&index=33

2

3

Общая
физическая
подготовка

https://www.youtube.com/watch?v=um7AApkpzZA

Специальная
физическая
подготовка

https://www.youtube.com/watch?v=L3PQUQQq_Y&list=PLxbmwYOtStuB5_U60WZJviXepTa
jqwpMn&index=5
https://www.youtube.com/watch?v=Qvc8ScbQ16A&t=18s

https://www.youtube.com/watch?v=6K2XNo_bv4U

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».