Православный мир

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Православный мир»
Направленность – социально –
гуманитарная.
Возраст детей - 7-13 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень сложности - стартовый
Составители: педагоги дополнительного
образования Полищук Валентина
Максимовна, Пономарева Надежда
Ивановна, Дёмина Ольга Ильинична

Сыктывкар, 2023 год
1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
обще-развивающая программа «Православный мир» (далее – Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/Tq6qh;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185
«О стратегии
период

до

социально-экономического развития Республики Коми на
2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О

внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
2

"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
В настоящее время наше общество находится в состоянии, когда вместе
со стремлением к духовности, к возрождению православных традиций,
существуют и негативные тенденции, способствующие моральной и
физической деградации личности, к появлению разнообразных форм
антисоциального
влиянию

поведения.

подрастающее

индивидуализм

и

эгоизм,

Особенно

поколение,

подвержено
в

пренебрежение

среде

этому пагубному

которого

интересами

и

нарастают
ценностями

общества, разрыв с историческими корнями. Формирование личности
современного подростка происходит в условиях агрессивного влияния культа
потребления,

бездуховности,

пропаганды ложных ценностей. Великий

русский педагог К.Д. Ушинский в своих работах убедительно и всесторонне
раскрыл значение православия для развития России: что оно явилось
фактором объединения русских людей в единое общество и способствовало
устремлению народа к исполнению христианского долга, воплощению в себе
высоких нравственных идеалов.
Более тысячи лет назад русский народ принял православную веру. Именно
вера и сделала наших людей тем великим народом, который дал миру
множество святых, героев, великих писателей и ученых. Пока русские люди
жили в согласии с верой своих предков, они творили добро, помогали друг
другу и любили друг друга. Когда вера была утрачена, они потеряли
истинный смысл жизни. В настоящее время в обществе распространяются
зависть, ненависть и корыстолюбие, что неизбежно приводит к внутренней
пустоте, разочарованию и раздражению. Жизнь человека полна и интересна
только тогда, когда она дарит другим радость, мир и счастье. Мы не можем
переделать мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя. И чем
больше будет таких людей, тем лучше будет наше общество.

3

Именно в этот момент очень важна грамотная социализация. Поэтому
Министерство образования ввело в школы такие предметы как

ОПК

(«Основы православной культуры») в рамках ОРКСЭ («Основы религиозных
культур и светской этики») – с 1 сентября 2012 года, а также в некоторых
школах

началось

преподавание

курса

ОДНК

(«Основы

духовно-

нравственной культуры народов России») – с 1 сентября 2015 года.
Программа составлена на основе программы курса «Основы религиозных
культур и светской этики» (ОРКСЭ), модуль «Основы православной
культуры» (ОПК) для начального и общего образования (А.Я. Данилюк),
утвержденной

Министерством

образования

Поскольку культурообразующей

Российской

Федерации.

религией России является православие, то

данная Программа способствует достижению целей и планируемых
результатов вводимого курса.
Уровень программы: стартовый.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы
направлено на

состоит в том, что содержание занятий

развитие внутренней духовно-нравственной культуры

учащихся, в основе которой находится систематический опыт самопознания
и самовоспитания индивидуальных личностных качеств детей.
Отличительные особенности: данная программа модифицированная.
При написании программы авторами использован учебно – методический
комплекс программы Основы православной культуры, разработанный
кандидатом педагогических наук, гранд доктором философии в области
образования Тамарой Александровной Берсеневой. Данная программа была
одобрена кафедрой социально – педагогического образования

Санкт –

Петербургской академии постдипломного педагогического образования и
отделом религиозного образования и катехизации Санкт – Петербургской
митрополии. Программа прошла апробацию в школах Санкт – Петербурга и
Ленинградской области. Результаты апробации положительные. Авторами
программы наряду с христианской тематикой в программу привнесена
4

светская тематика: «Россия - моя Родина», «Моя семья», «Добродетели –
акции добра и милосердия, выход в госпиталь к ветеранам Великой
Отечественной войны». «Совесть и раскаяние». «Отношения в семье:
родители и дети». «Монастыри России и Республики Коми». «Христианское
отношение к природе». «Роль труда в жизни человека». «Защита Отечества».
Новизна.
предметами

Программа «Православный мир» предполагает интеграцию с
«Литература»,

«Музыка»,

«История»,

«Изобразительное

искусство» и развитие метапредметных умений и навыков. «Православный
мир» помогает формировать целостное восприятие мира. У школьника
складывается представление о культурном и историческом единстве России и
российского народа. Программа способствует нравственному, моральному и
патриотическому становлению школьников, - в этом и заключается польза
для учащихся.
Этнокультурный компонент. Знакомство с историей христианизации
Коми края, главными святынями нашей земли. Экскурсии по храмам города
Сыктывкара и его окрестностям напрямую позволяют погрузиться в
изучаемый

материал.

Посещение

музеев

и

библиотек

расширяет

мировоззрение учащихся.
Адресат программы.
Категория обучаемых: 7-13 лет, проявляющих интерес к изучению истоков
православной культуры. Набор в группу осуществляется на основе
письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт
ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется в объеме 72 часа.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической

обстановки,

актированных

дней),

может

быть
5

организовано

использование электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий. (Приложение №1)
Формы организации учебной деятельности – коллективные, групповые,
парные, индивидуальные.
1.Программа
предусматривает
тематические
занятия,
выполнение
самостоятельной работы, концерты, традиционные обряды (например,
колядки) выставки, фестивали.

Социализация с

культурологическими

обществами Сыктывкара.
2.Экскурсии в национальную галерею, (школьный музей Славы воинов
Великой Отечественной войны), музеи и храмы города Сыктывкара.
Посещения детских библиотек города, госпиталя ветеранов Великой
Отечественной войны, музея «Вредных привычек».
3.Тематические лектории для педагогов, учащихся, школа для родителей.
4.Участие в школьных, городских и республиканских творческих и
традиционных мероприятиях.
5.Просмотр видеофильмов на духовно - нравственную и патриотическую
тематику.
6.Проведение

мониторингов,

исследовательская

викторин,

тестов,

анкет.

Проектно

–

деятельность учащихся. Игры: деловые и ролевые,

творческие, профессиональные, сюжетные. Туристические, познавательные и
виртуальные экскурсии.
7.Встречи с творческими людьми города, изучение жития святых Коми зырянского края и святых подвижников России.
Виды занятий: теоретические, беседы, игры, викторины, тестирование,
конкурсы, праздники, экскурсии в храмы г. Сыктывкара, музеи. Учащиеся
участвуют в исследовательской и проектной деятельности объединения, в
различных культурно-массовых и духовно-нравственных мероприятиях и
социальных акциях. Ведут традиционный, здоровый и активный образ
жизни. Итоги обучения по программе проходят в форме исследовательских и
творческих проектов, фестивалей, фотовыставок, издания брошюр, участие в
6

культурно - традиционных мероприятиях школы, города, Сыктывкарской и
Коми – зырянской епархии. Занятия проводятся в учебных классах, а также
на свежем воздухе в виде пеших прогулок и выездах на рейсовом автобусе
по городу.
Режим занятий.
Расписание составляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
Продолжительность занятия - 1 академический час,

перерыв 10 минут.

Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество
часов в неделю – 2 часа. Занятия проходят в кабинетах школы №21, №26,
КНГ.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - формирование у учащихся мотивации к осознанному
нравственному

поведению,

основанному

на

знании

православных

культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и
истории своего народа, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи Программы:
1 Воспитательные:
- учить осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и
Российского государства;
- знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся
имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников
православной культуры России;
- осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей,
как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность,
трудолюбие и милосердие;

7

- уметь следить за своими словами и делами; способность контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра;
-

формировать

настроенность

на

доброе

поведение

и

добрые

взаимоотношения с окружающими;
-уважительно относиться к людям других верований, другой национальной
культуры,
- формировать потребность в нравственном совершенствовании.
Развивающие:
- развивать познавательную деятельность учащихся в гуманитарной сфере;
- развивать умение бережно относиться к родному языку, родной истории,
литературе, культуре и вере;
- уметь

сравнивать и анализировать документальные и литературные

источники.
Обучающие:
- формировать чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками
православной культуры;
- знать важные события отечественной истории, имен и подвигов
величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых
людей России;
- приобщать учащихся к духовно – нравственным ценностям своего народа;
- приобрести устойчивые представления о нравственности и духовности в
рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность,
совесть и долг;
- знать основные сюжеты Библии, содержания Евангелия.

8

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 года обучения
Количество часов

Введение.

Духовные 1

Практика

1.

всего

Разделов

контроля

теория

I год обучения

Наименование

Формы

1

-

12

12

ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и
общества. Россия – наша
Родина.
Инструктаж

по

технике

безопасности.

Анкета

знакомств.
Проектная деятельность.
2. Основы православной 24
культуры.

Контроль

Православие
Книга

Текущий

и

культура.

жизни.

Красота

окружающего

мира.

Православное

учение

человеке.

что

Во

православные

презентация
«Традиции
моей семьи»

о

верят

христиане.

Добро и зло в православной
традиции. Десять заповедей.
Нагорная

проповедь.

Добродетели и зло.
Рождество

Христово.

Православные

церковные

таинства.

Совесть

и

раскаяние.

Православная

молитва. Почитание святых.
9

Православные
чудеса.

святыни

и

Милосердие

сострадание.

и

Семья.

Отношения

в

семье:

родители

и

дети.

Православные и семейные
праздники.

Монастыри

России и Республики Коми.
Христианское отношение к
природе.
жизни

Роль

труда

человека.

в

Защита

Отечества.
Проектная деятельность.
3.

Подведение

итогов 8

4

4

5

5

4

25

изучения курса. Культура
и традиции России и Коми
края.
Пасха.

Подготовка

творческих

проектов

и

выступления учащихся.
Проектная деятельность.
4.

Архитектура

внешнее

и

храма: 10

внутреннее

устройство храмов - формы,
разновидность, символика.
Иконопись.
Проектная деятельность.
5.Экскурсии:

посещение 29

Промежуточная

храмов, библиотек, музеев,

аттестация

галереи,

Творческий

художественных

творческих и ремесленных

проект по

выставок.

итогам

святым

Экскурсии
местам

Сыктывкара.

по

города

изучения
программы
10

Итого:

72

26

46

Содержание учебного плана
1. Введение (1ч).
Теория:

Знакомство

с

учащимися

и

деятельностью

«Православный мир». Определение целей и задач курса.

объединения
Духовные и

культурные традиции нашей Родины.
Анкета: «Расскажи о себе». Инструктаж по технике безопасности во время
экскурсий. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного
движения.
Практика: проект по теме «Патриот России».
2. Основы православной культуры. (24 ч.)
Теория: Православие и культура (взаимосвязь религии и культуры; культура
России исторически формировалась под воздействием православия).
Книга жизни (Библия - структура: Ветхий и Новый Завет).
Красота окружающего мира (Православное учение о сотворении мира).
Православное учение о человеке (первые люди. Выбор между добром и
злом).
Во что верят православные христиане (Личность Господа Иисуса Христа –
Спасителя;

основные

праздники

православной

церкви,

в

которых

вспоминаются события, связанные со Спасителем; Символ веры).
Добро и зло в православной традиции (понятие добродетели; добродетельная
жизнь на примере святых).
Десять заповедей (духовные законы христианского мира).
Нагорная проповедь (евангельские притчи –

особая форма обращения

Спасителя к людям; заповеди Блаженств – заповеди Счастья).

11

Добродетели и зло (как победить в себе зло и возрастить добро – на примерах
святых Русской церкви).
Рождество Христово (суть праздника; народные традиции и обряды)
Православные церковные таинства.
Совесть и раскаяние (совесть помогает человеку обнаружить неправильность
своих слов и поступков).
Православная молитва (виды молитв; когда надо обращаться с молитвой к
Богу).
Почитание святых (кто такие «святые»).
Православные святыни и чудеса (события, лица, места, обозначающиеся в
православии как «святыни». Паломнические поездки по святым местам).
Милосердие

и

сострадание

(евангельская

притча

о

Самарянине.

Деятельность Российского Красного Креста в Первую мировую войну 1914
г.)
Семья. Отношения в семье: родители и дети. (с чего начинается семья; зачем
жених и невеста венчаются в церкви; в чем проявляется любовь в семье; что
такое тактичность; хамское поведение; примеры семей: святые Петр и
Феврония, Царская семья).
Православные и семейные праздники (церковные праздники; дни рождения и
именины; семейные традиции)
Монастыри России и Республики Коми.
Христианское отношение к природе (наш мир – это дар людям, и человек
должен хранить и заботиться о нем)
Роль труда в жизни человека (зачем человек трудится?; какой труд вреден
для человека; понятие «работать на совесть»; басня Л.Н. Толстого «Старик и
яблони»; значение бескорыстного труда человека на общее благо, его
влияние на самого человека)
Защита Отечества (Гимн Российской Федерации – строки, которые говорят о
величии

России;

многонациональность

нашего

государства;

понятие
12

Справедливой войны; понятие Оборонительной войны; законы милосердия и
сострадания на войне).
Практика: проект по теме «История моего имени»
Теория: Что такое проект? Определение целей и задач. Этапы создания
проекта. Информационно – исследовательская и творческая, деятельный
сбор, анализ и обработка материала. План, гипотеза и выполнение проекта.
Подведение итогов, анализ проекта, ожидаемый результат.
Практика: сочинение

или презентация

под названием: «Моя Родина»,

«Моя семья», «Традиции нашей семьи».
3. Подведение итогов изучения курса. Культура и традиции России и
Коми края.
(8 ч.)
Теория: Пасха – как самый главный праздник в Православии (традиции,
обряды, символы Пасхи)
Практика: подготовка творческих проектов по теме «Традиции моей семьи».
4. Архитектура храма. Внешнее и внутреннее устройство храмов формы, разновидность, символика. Иконопись.(10 ч.)
Теория:

первые

катакомбные

храмы;

символика

первых

христиан.

Архитектурные формы храмов – корабль, крест, круг и т.д. Внешнее и
внутреннее обустройство храмов. Звонница – значение колокольного звона
на Руси. Памятник – храм в Сыктывкаре – Свято – Вознесенский храм м.
Кируль (история открытия, личность купца Суханова). Часовни.
Что такое икона. Чудотворные иконы православной церкви: Казанская,
Тихвинская, Владимирская, Донская и др. Русские иконописцы.
Практика:

Викторина или кроссворд по теме занятия. Экскурсия в

Национальную галерею, посещение выставки коми и русских художников.
Проектная деятельность.
13

5. Экскурсии, в том числе и заочные (29ч.): посещение храмов, библиотек,
музеев, Национальной галерии, художественных творческих и ремесленных
выставок. Участие в акциях добра и милосердия.
1.Посещение главного кафедрального Собора в честь святого Стефана
Пермского, святого Прокопия Праведного – чудотворца и храма Божией
Матери «Неувядаемый цвет».
2.Храм Преподобного Сергия Радонежского основателя Троице-Сергиевой
лавры, и его благочестивых родителей Преподобных Кирилла и Марии,
поселок Максаковка.
3. Храм благоверного князя Александра Невского на ул. Катаева.
4.Храм Покрова Пресвятой Богородицы , микрорайон Орбита.
5.Кылтовское

подворье.

Храм

Животворящего

Креста

Господня,

Октябрьский проспект.
6. Храм

в честь Чудотворной иконы «Казанской Божьей Матери»,

микрорайон Кочпон.
7. Свято – Вознесенский храм, местечко Кируль.
8. «Свеча в камне» - часовня Новомучеников и исповедников Российских,
ул. Кирова.
9. Храм в честь святителя Николая Чудотворца в поселке Красный Затон или
село Вильгорт.
10. Храм в честь Святой Троицы, поселок Верхний Чов.
11. Свято – Преображенский храм в микрорайоне Эжва.
12. Храм Рождества Христова, епархиальное управление, ул. Бабушкина.
МОНАСТЫРИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ:
Свято - Троицкий

- Ульяновский монастырь, село Ульяново, Усть –

Куломский район.
Михаило - Архангельский монастырь, село - Усть-Вымь.
Серафимовский женский монастырь, село Ыб.

14

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 Личностные результаты:
- учащийся осознаёт себя ответственным членом семьи, школы, общества и
Российского государства;
- знают важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся
имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников
православной культуры России;
- осознают необходимость для личностного развития таких добродетелей, как
благодарность,

дружба,

ответственность,

честность,

трудолюбие

и

милосердие;
- стараются следить за своими словами и делами; способны контролировать
собственную деятельность на основе выбора добра;
-

сформирована

настроенность

на

хорошее

поведение

и

добрые

взаимоотношения с окружающими;
-уважительно относятся к людям других верований, другой национальной
культуры,
-

сформирована

потребность

в

постоянном

нравственном

совершенствовании.
Метапредметные:
- развита познавательная деятельность учащихся в гуманитарной сфере;
- развито умение бережно относиться к родному языку, родной истории,
литературе, культуре и вере;
- умеют

сравнивать и анализировать документальные и литературные

источники.
Предметные:
- развивато чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками
православной культуры;

15

- знают

важные события отечественной истории, имен и подвигов

величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых
людей России;
- учащихся приобщены к духовно – нравственным ценностям своего народа;
- учащиеся приобрели

устойчивые представления о нравственности и

духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода

и

ответственность, совесть и долг;
- знают основные сюжеты Библии, содержания Евангелия.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеется:
Материально-техническое обеспечение: кабинет, ноутбук, проектор,
магнитная доска, мультимедийная доска, принтер, компьютер, интерактивная
доска,

методические

аудионосители,

материалы,

наглядный

материал,

тетради,

музыкальные диски и видеоносители, языковые словари,

книги: Библия, Евангелие – Новый завет, притчи, сказки, народная мудрость,
хрестоматии для внеклассного чтения, методические пособия, инструктажи
по технике безопасности и здоровье сбережению учащихся, магниты, указка,
фотоальбомы, usb–носители, информационные носители.
Учебные пособия:
1. Берсенева Т.А., Мороз А., священник. Добрые уроки – наставления.
Учебное

пособие к курсу «Основы православной культуры» для

учащихся 4 – 5 классов. Изд. «Покров», 2014.
2. Библейская энциклопедия Брокгауза.
3. Господникова

М.

К. «Проектная

деятельность в начальной

школе».2010.
2.2. Информационно - методическое обеспечение.
- использование информационно-коммуникационные технологий
16

Кадровое обеспечение:
- педагог, владеющий профессиональными качествами (умение использовать
формы и методы активного обучения; умение самостоятельно разрабатывать
методику своего предмета, владеющий диагностическим инструментарием;
обеспечивающий

устойчивый

положительный

результат

в

учебно-

воспитательной работе).
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания.
Эффективность процесса обучения зависит от

рациональной

организации занятий, выбора оптимальной нагрузки соответственно возраста
и индивидуальных особенностей занимающихся.
Обучение строится на основе следующих принципов:
- доступность материала;
- последовательность обучения;
- систематичность;
- индивидуальность, дифференцированность, коллективность;
- наглядность обучения (рассказ, показ, демонстрация).
Традиционными методами обучения являются:
- слово: объяснение, описание, беседа, диалог;
- показ и демонстрация наглядного материала;
- игровой метод;
- коллективное обучение;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- индивидуальные беседы и консультации;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проблемно-диалогическое обучение.
Принципы обучения:
•

Принципы интеграции и дифференциации обучения;

•

Принцип системности - наличие единых линий развития и воспитания;

17

•

Принцип креативности - создание условий для раскрытия творческого

потенциала ребенка;
•

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм

работы;
•

Принцип межпредметных связей в процессе изучения программы.
Программа

«Православный мир»

разработана

на основе теории

развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности и формирование личности как активного субъекта через
деятельностное освоение содержания программы.
Технология проектного обучения. Основная цель применения –
развитие проектных умений (выявление проблемы, сбор информации,
анализ, обобщение, наблюдение), умение пользоваться приобретенными
знаниямидля создания творческого продукта.
Исследовательский

метод

обучения.

Функциональное

значение

исследовательского метода: способствует воспитанию познавательной
активности учащихся; активизирует мыслительную работу и развивает
интеллектуальные навыки; формирует навыки самостоятельности в
познавательной

сфере

деятельности;

формирует

положительное

отношение к учебно-познавательной деятельности; развивает стремление
к процессуобучения, раскрытию своих творческих способностей.
Воспитательные технологии:
- технология «Создание ситуации успеха»;
- педагогика сотрудничества.
(Приложение № 4 План воспитательной работы)
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации,
беседы. (Приложение №3)
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации

18

Знания, умения и навыки, полученные на

занятиях, оцениваются

посредством педагогического контроля и диагностики с целью выявления
качества усвоения учащимися знаний в рамках программы обучения.
Проводится текущий контроль и промежуточная аттестация. Данные виды
контроля дают педагогу возможность проверить усвоение учащимися знаний
по пройденной теме. Формы контроля: игры, презентации, кроссворды,
викторины,

тесты,

рефераты,

сочинения,

эссе,

исследовательская

и

творческая проектная деятельность.
Образовательные результаты деятельности.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися духовно нравственных и социальных знаний. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим
педагогом, как значимыми для него носителями социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения
учащихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника
с другими учащимися на уровне класса, школы, т. е. в защищенной,
дружественной ему среде. Именно в такой близкой среде ребенок получает
первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,
начинает их ценить. У ребёнка есть возможность проявить инициативу в
организации коллективного творческого дела (КТД).
Третий

уровень

результатов

–

получение

учащимся

опыта

самостоятельного общественного действия. При этом ученик изучает
социальную реальность и получает знания об обществе. Для достижения
данного

уровня

результатов особое

учащегося с социальными субъектами

значение

имеет взаимодействие

за пределами школы, в открытой

общественной среде. В случае младшего школьника выход в пространство
19

социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в
дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации
конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени
ограничены для ученика начальной школы.
Приведем

лаконичную

формулировку

трех

уровней

результатов

деятельности:
1-й уровень – учащийся знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – учащийся ценит общественную жизнь, проявляет инициативу;
3-й уровень – учащийся самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение

всех трех уровней

увеличивает

вероятность

результатов

появления

деятельности

образовательных

учащихся

эффектов

этой

деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
-

формирования

у

детей

традиционно-культурной,

государственной,

этнической и других культур;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль

выявляет имеющиеся

знания

учащихся

о

традиционных культурных ценностях русского и коми народов.
Промежуточная аттестация. Обеспечивает контроль эффективности
учебной деятельности и образовательного процесса в целом, получение
объективной

информации

о

состоянии

образовательных

результатов

учащихся для осуществления коррекции образовательного процесса и
обеспечение эффективности управления качеством образования.

Вид контроля

Цель, задачи

Содержание

Формы

КИМы,
критерии
20

(см.
приложение
№5
Текущий

Проверка усвоения Проведение

контроль.

учащимися

ноябрь.

главных

Диагностические

диагностики

тесты,

духовных имеющихся

анкетирование,

ценностей культуры знаний и умений устный
и традиций.

Высокий:
свыше 10
баллов

учащихся

опрос,

Средний: 6
- 10 баллов

о собеседование.
Низкий: 0 –

традиционных

Практическое

культурных

задание: составить

ценностях

календарь

5 баллов

или

Русского и коми сделать
народов

в презентацию

сравнении.

теме:

по

«Наши

семейные
традиции».
Промежуточная Контроль

за Выявление

аттестация

умением

учащихся

май

синтезировать
полученные знания и
применять
практике

их

на
в

повседневной жизни.

Высокий:
свыше 10
полученных
проект «Значение
баллов
навыков
к заповедей
в
Средний: 6
анализу мыслей повседневной
- 10 баллов
и действий и жизни»
Низкий: 0 –
умению
5 баллов
выделять
главное

Творческий

из

целого,
правильно
делать

свой

выбор

по

заповедям
Божиим и нести
ответственность
за

свои

поступки.

21

Знания учащихся

проверяются посредством разработки учащимися,

проектов и творческих работ.

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в

Российской

29.12.2012

ресурс].

№273-ФЗ

[Электронный

Федерации»
–Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
[Электронный

Правительства

РФ

от

ресурс].

29

мая

2015

–Режим

года

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
22

- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

дополнительного

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/RE9tR
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Список литературы, рекомендуемый для педагогов:
23

1. Берсенева Т.А., Мороз А., священник. Добрые уроки –
наставления. Учебное

пособие к курсу «Основы православной

культуры» для учащихся 4 – 5 классов. Изд. «Покров», 2014.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка.
3. Православная

культура.

Изд.

«Московская

педагогическая

академия». М., 2014.
4. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Собр. соч. Изд.
«Академия педагогических наук».
Электронные ресурсы:
http://www.virtualrm.spb.ru - портал проекта «Русский музей: виртуальный
филиал»
http://slovari.yandex.ru - Яндекс словари
http://azbyka.ru - Православная энциклопедия «Азбука веры»
www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
Список литературы, рекомендуемый учащимся:
1. Берсенева Т. А., Мороз А., священник. Уроки добротолюбия. Изд.
«Сатис»,С. – Пет., 2016.
2. Бородина А.В. «Основы православной культуры детям», М., 2014.
3. Ганаго Б. А. Рассказы для детей. Минск, 2012.
4. Глаголева О. И. Твоё православное имя. Изд. «Олмага - Пресс». М.,
2013
5. Горбачева Н.Е. Детская библия, Москва, 2009.
6. Православные святыни. М., 2015.
7. Рудзянская С. И. Православный храм. М., 2010.
8. Шполянский И. М. Образ и Личность - десять заповедей и их
практическое применение в повседневной жизни». М., 2014.
Список литературы, рекомендуемой родителям:
24

1. Ганаго Б.А. Рассказы родителям и детям. Духовные посевы. Серия
«Духовно-нравственное чтение для школы и семьи и подростков».
2. Закон Божий для детей и родителей. Санкт- Петербург, 2009.
3. Зеньковецкий И. М. Послушание - основа воспитания. М., 2010.
4. Илларионов Д.И. Наука о душевном и физическом здоровье. М., 2010.
5. Православная культура и традиции: о вере и нравственности.
6. Сурова Л.В. «Открытый урок», «Христианская жизнь», Клин,2013.
7. Азбука православного воспитания. Беседы с родителями и детьми. М.,
2012.
Электронные ресурсы:
1.

Большая православная детская энциклопедия для детей. [Электронный

ресурс] http://www.mirknig.com/
2.

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В.

Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
3. Электронный ресурс https://azbuka.ru/
4. Мультимедийное пособие( DVD диск), включенный в УМК для
преподавания курса «Основы православной культуры» в 4-х классах. Сост.
Берсенева Т.А.
Приложение
5. Диск: «Сыктывкар, мой город северный» - путеводитель по историческим,
скульптурным и архитектурным памятникам города Сыктывкара». Видео галерея города. Приложение
6. Иллюстрационная наглядность храмов.

Приложение № 1
№
п/п

Раздел учебного плана

Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
25

Рождество Иисуса

1.

https://www.youtube.com/watch?v=yjMKhVF5veE

Христа
Семья и семейные

2.

https://www.youtube.com/watch?v=LsuZLhooPO0

ценности
Труд в жизни

3.

https://www.youtube.com/watch?v=86UHAwlwjk4

человека
Праздник Пасхи

4.

Христовой

https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-pashahristos-voskrese-84647.html
Презентация «Здравствуй, Пасха светлая!»

Архитектура храмов.

5.

http://stefan-sobor.ru/vnutrennee-ubranstvo-hrama/

Свято-Стефановский
кафедральный собор
г.Сыктывкара

Приложение №2
Календарно – тематическое планирование
№

Тема занятия

Количество

Дата

Дата

часов

проведения

проведения

(число,

по факту

месяц)

(число,
месяц)

1.

Вводное занятие – «Православная

1

13.09

1

15.09.

1

20.09.

культура.
Просмотр фильма «Сыктывкар – город
северный». Инструктаж по технике
безопасности. Анкета - «Давайте
познакомимся».
2.

Экскурсия в Собор Святого Стефана
Пермского

3.

Истоки

–

идеалы

жизни.

Святой

благоверный Александр Невский
26

4.

Заочная экскурсия

в

храм Александра

1

22. 09.

Культура и традиции – история праздника

1

27. 09.

Невского.
5.

Рождества пресвятой Богородицы.
Мультимедия. Книга жизни.
6.

Экскурсия в Национальную галерею.

1

29. 09.

7.

Истоки - история праздника Воздвижения

1

04. 10.

1

06. 10.

1

11.10.

1

13. 10.

Сергий

1

18. 10.

Сергия

1

20.10.

1

25.10.

14. Народный праздник «Покров пришёл».

1

27. 10.

15. История возникновения первых храмов.

1

01.11.

1

03. 11.

1

08.11.

1

10. 11.

1

15.11.

Креста господня. Фильм «Сотворениие
мира».
8.

Просмотр

фильма

«Архитектурные

памятники Республики Коми».
9.

Культура и традиции – история праздника:
Вера Надежда и Любовь.

10. Добродетели – акции добра и милосердия,
выход в госпиталь к ветеранам Великой
Отечественной войны.
11. Идеалы

жизни.

Преподобный

Радонежский.
12. Духовное завещание

святого

Радонежского. Просмотр фильма «Троице
– Сергиева Лавра в Москве».
13. История

праздника

Покров

Пресвятой

Богородицы.

Презентация: «Храмы моего города».
16. Внешнее устройство и символика храмов.
Фильм: «Вход в храм».
17. История праздника иконы Божьей Матери
Спорительница Хлебов.
18. Презентация:

«Хлеб

земной

и

хлеб

духовный». Хлеб – всему голова, бережное
отношение к хлебу.
19. Истоки и история праздника Казанской

27

иконы Божьей Матери. Показ презентации
к столетию храма.
20. Заочная

экскурсия

в

храм

Казанской

1

17. 11.

21. Просмотр фильма: «Храмы Республики

1

22.11.

22. Игра-викторина «Мой Сыктывкар»

1

23.11.

23. Презентация «Ангелы хранители небесные

1

29. 11.

24. Чудотворная икона Архистратига Михаила.

1

01.12.

25. Рождественский

1

06.12.

1

08.12.

1

13.12.

1

15.12.

1

20.12.

–

1

22.12.

31. Николай Чудотворец – образ кротости и

1

27.12.

1

29.12.

1

11. 01.

Божьей Матери
Коми».

покровители».
пост

–

разновидность

постов их смысл и назначение.
Текущий

контроль:

«Семейные

традиции».
26. Культура и традиции – «Цветы для мамы»,
мастер – класс, посвящённый дню Матери.
27. Введение во храм Пресвятой Богоматери –
образ

воспитания

девочки,

будущей

Национальную

галерею:

матери.
28. Экскурсия

в

«Образ Богородицы глазами художников»,
иконопись.
29. Идеалы жизни – Александр Суворов.
Святая Великомученица Екатерина.
30.

просмотр

художественного

фильма

Александр Суворов.
милосердия.

Презентация:

«Кто

такой

Санта Клаус?».
32. Храмы России в честь святого Николая
Чудотворца (просмотр фильма)
33. Идеалы

жизни

Тримифундского,

-

житие
просмотр

Спиридона
фильма:

«Остров Корфу».
28

34. Божественная Литургия, суточный круг.

1

13. 01.

1

18..01.

1

20. 01.

1

25.01.

1

27. 01.

праздника

1

01. 02.

40. Храмы Сыктывкара, скит святых Кирилла

1

03. 02.

1

08.02.

1

10. 02.

1

15. 02.

по

1

17. 02.

Сретение

1

22. 02.

и

1

24. 02.

христианские традиции –

1

01. 03.

1

03.03.

Фильм – беседа.
35. Внутреннее устройство храмов: притвор,
молитвенная часть, алтарь. Церковный
этикет.
36. Культура

и

возрождение

традиции:

«Пришла Коляда – хозяева, открывайте
ворота!».
37. Небесные покровители – святой Серафим
Саровский.
38. Истоки – «Крещение Господне таинство
Крещения».
39. Святая

Татьяна,

традиции

Татьянин день.
и Марии.
41. Житие и подвиги Ксении Петербургской,
презентации.
42. Устройство храма – престол, амвон, солея,
клирос – экскурсия.
43. Православная

культура

–

святые

Пермского края: Герасим, Питирим и Иона.
44. Просмотр

презентаций

учащихся

выбранным темам
45. Истоки

история

праздника

Господне.
46. Сравнение

традиций

христианской

западной культур – «День влюблённых».
47. Культура и

02.

«Прощённое Воскресение».
48. Культура и традиции - Масленица.
Народное гуляние.
49. Великий пост: познание Бога, упражнение

1

08.03.

воли.
29

50. Экскурсия в библиотеку: в мире сказок и

1

10. 03.

1

15. 03.

музей,

1

17. 03.

Торжество

1

22. 03.

54. Посещение храма в честь Вознесения

1

24.03.

1

29. 03.

1

31. 03.

не

1

05. 04.

58. Благая весть – (собщение тайны небесной)

1

07. 04.

1

12. 04.

60. Акции милосердия - твори добрые дела.

1

14. 04.

61. Законы жизни – пятая заповедь – чти Отца

1

19. 04.

62. Экскурсия в Собор Стефана Пермского.

1

21. 04.

63. Законы жизни, шестая заповедь - не убей!

1

26. 04.

1

28. 04.

музыки.
51. Законы жизни – десять заповедей.
Первая заповедь – заповедь Любви.
52. Экскурсия

в

Национальный

живопись икон.
53. Культура

и

традиции

–

православия.
Господня.
55. Законы жизни вторая заповедь - не сотвори
себе кумира.
56. Архитектурные памятники Сыктывкара,
экскурсия по городу.
57. Законы

жизни

–третья

заповедь:

произноси имя Божие в суете напрасно.
традиции праздника, выход в храм.
59. Законы жизни – четвёртая заповедь –
помни день воскресный.

и Мать, заповедь послушания.

Истоки, история праздника

«Вербное

Воскресение»,
64. «ПАСХА ГОСПОДНЯ!», ликуй Вселенная,
славь Творца, пасхальные звоны.
65. История праздника «Неувядаемый цвет»,

1

03. 05.

законы жизни – седьмая заповедь, заповедь
целомудрия.
66. Экскурсия в Собор, в храм иконы Божией
Матери

«Неувядаемый

цвет

–

1

05. 05.

образ
30

целомудрия».
67. Идеалы жизни – житие святого Стефана

1

10. 05.

1

12. 05.

1

17. 05.

1

19.05.

1

24.05.

1

27. 05.

Пермского, виртуальная экскурсия.
68. Участие в республиканских Стефановских
чтениях по проектам учащихся.
69. Законы жизни: не укради, не осуждай, не
завидуй. Промежуточная аттестация –
Проекты учащихся.
70. Заочная

экскурсия

в

музей

вредных

привычек, просмотр рекламного ролика.
71. Житие

и

подвиги

равноапостольных

Кирилла и Мефодия – учителей славянской
письменности.
72. Итоговое

занятие.

благодарностей.

Вручение
Концерт

грамот,
силами

учащихся.
ИТОГО:

72 часа

Приложение №3

Работа с родителями.
Наиболее эффективная и рациональная расстановка сил по разностороннему,
гармоничному развитию ребенка построена на сотрудничестве с родителями.
 Совместные экскурсии и выезды по храмам Республики Коми.
 Экскурсии на предприятия, где работают родители.
 Участие в работе объединения, родительского комитета;
 Родительские собрания на темы: «Вера и свобода выбора», «Воспитание
характера ребенка», «Ответственность и любовь», «Отношения в семье».
 Совместные семейные проекты на темы обучающей программы.
 Праздничные культурно – традиционные мероприятия объединения и
епархиального управления;
31

 Проведение совместных благотворительных акций добра и милосердия;
 Мастер-классы: «Таланты родителей», «Кем ты хочешь быть?».
 Совместные

творческие

проекты

«Родители-Дети»,

«Культура

и

традиции», издание книг, традиционных календарей.
 Посещение родителями учащихся научных городских и республиканских
конференций по духовно - нравственному воспитанию детей.
 Посещение занятий объединения и школы для родителей.
 Совместные посещение театров, выставок, музеев и Национальной
галереи города Сыктывкара.
Приложение №4
План воспитательной работы с учащимися
Цель воспитательной работы – создание условий для развития, саморазвития,
самореализации личности учащегося - личности психически и физически
здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной,
востребованной в современном обществе.
№
п/п

Наименование мероприятия

Сроки
проведения

Место проведения

1.

Инструктаж по технике
безопасности (ПДД, пожарная и
антитеррористическая
безопасность, профилактика
травматизма)

сентябрь

Кабинет

2

Мама-слово святое. Презентации
учащихся о своих мамах ко Дню
матери

ноябрь

Кабинет

3

Участие в Рождественском
утреннике в концертном зале
Свято-Стефановского Собора

январь

Концертный зал СвятоСтефановского собора

4

День защитника Отечества.
Презентации детей о своих
папах, дедушках.

февраль

Кабинет

5

Участие в празднике
«Здравствуй, Пасха светлая!

апрель

Концертный зал СвятоСтефановского собора

6.

Беседа «Моя будущая

апрель

кабинет
32

профессия». «Профессии моих
родителей»
День именинника, подведение
итогов, концерт учащихся и
родителей

6

май

Кабинет

Приложение №5
Контрольно-измерительные материалы
Критерии определения уровня сформированности
учебной деятельности учащихся.
Содержание

Диагностика

Критерии
Высокий

Средний

Низкий

(свыше 10 баллов)

(6-10 баллов)

(0-5 баллов)

Учащийся знает

Учащийся не

имеющихся знаний и знаниями о

традиции своей

имеет достаточных

умений учащихся о традиционной культуре,

семьи, проявляет

знаний по теме,

традиционных

которая является

живой интерес к

нуждается в

культурных

образом жизни семьи.

традиционной

помощи педагога.

ценностях

Учащийся

культуре своего

Не умеет ставить

народа, стремиться

цель и

послушен

к новым знаниям.

реализовывать её,

самостоятелен,

Практическая

нет

ответственный,

работа выполнена с самодисциплины.

трудолюбивый,

помощью

Работа выполнена

дружелюбен.

родителей.

небрежно, с

Русского

и

Учащийся владеет

коми дисциплинирован,

народов в сравнении.

нарушением срока.
Дать

определение, Учащийся умеет собрать Учащийся умеет

Учащийся слабо

что есть добродетель, информацию из разных

найти

владеет

святость, и подвиг по источников, отлично

информацию, но

информацией, не

учению святых отцов. владеет терминологией.

не может выделить

умеет выделить
33

Выявить

духовно- способен правильно

нравственные

объёме

задачи, не может

информации.

самостоятельно,

которые формируют материал необходимый

Работает с

без помощи

личность человека.

для выполнения работы.

большими

педагога, довести

Легко составляет план

перерывами во

задание до

работы, цели и задачи.

времени.

результативного

Работает творчески и

Содержание темы

конца. На

добивается выполнения

раскрывает не до

выполнение

поставленной цели.

конца.

задание затрачено

качества

проанализировать и

главное в большом главную цель и

святых, выделить главный

Презентация выполнена Учащийся

времени больше

хорошо, красочно

нормы, работа не

нуждается в

иллюстрирована, несёт в коррекции
себе познавательный

аккуратна.

старших.

характер и
воспитательный смысл.
Прививать навыки к Учащийся прекрасно

Учащийся знает

Учащийся

анализу

материал, но не

принимает систему

действий и умению и практическими

имеет логического

нравственных

выделять главное из знаниями, и имеет

и

ценностей но не

целого,

последовательного

имеет волевых

делать свой выбор по заповедей на практике в

изложения, не

усилий начать

заповедям Божиим и повседневной жизни.

достаточный запас

практические

нести

слов и

упражнения по

терминологии.

укреплению

анализу и контролю

Практический

волевых навыков,

мыслей, легко

опыт начальный –

не имеет

ориентируется в выборе

пробный,

решимости

действий и принятию

неуверенный, но

избавиться от

решений.

имеет стремление

вредных привычек

Самостоятелен,

к стабильной

без контроля и

ответственный,

практике познания

помощи взрослых.

дружелюбный, отлично

самого себя и

учится.

желания к

мыслей

и владеет теоретическими

правильно навыки применения

ответственность
свои поступки.

Умеет навыки к
за самостоятельному

34

избавлению от
вредных привычек
и зависимости.
Настойчивый в
преодолении
трудностей, умеет
управлять своей
волей и
поведением.

Приложение №6

Методические материалы
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий,
предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного
периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью
понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных
действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом
и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Проекты отличаются друг от друга:
 результатом:

поделки, презентации, игрушки, книги, рисунки,

открытки, макеты, модели и т. д.; числом детей:
 индивидуальная деятельность (результат работы одного человека);


персональные изделия могут быть объединены в коллективный
продукт (например, выставка работ учащихся);
35

 работа в малых группах (поделки, коллажи, подготовка конкурсов и
викторин и т. д.);


коллективная

деятельность

(концерт

или

спектакль

с

общей

подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм
с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.)
продолжительностью от нескольких часов до нескольких месяцев;
 Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов,
предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения
свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные
по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные,
индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
 Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то
конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить
ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
 При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий детей,
рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями
учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в
проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет
создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и
умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует
тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в
ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в
рамках одного проекта).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и
оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в
процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои
желания и возможности. После завершения работы над проектом надо
предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то,
что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на
представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но
36

и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять
промежуточные

этапы,

по

результатам

которых

дети

получают

положительное подкрепление.
Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это
спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов,
завершающихся

изготовлением

моделей,

макетов,

поделок,

надо

организовывать специальным образом.
Этапы работы над проектом
1.

Поисковый



моделирование идеальной (желаемой) ситуации;



анализ имеющейся информации;



определение и анализ проблемы;



определение потребности в информации;



сбор и изучение информации

2.

Аналитический



постановка цели проекта;



определение задач проекта;



определение способа разрешения проблемы;



составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;



анализ ресурсов;



планирование продукта;



анализ имеющейся информации;



определение потребности в информации;



сбор и изучение информации

3.

Практический



выполнение плана работ;



текущий контроль

4.

Презентационный



предварительная оценка продукта;
37



планирование презентации и подготовка презентационных материалов;



презентация продукта

5.

Контрольный



анализ результатов выполнения проекта;



оценка продукта;



оценка продвижения
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта

соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов
деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий
элемент проектной деятельности. Так на этапе презентации используются
презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения
проблемы – элементы проблематизации (аналитический процесс работы в
проблемном поле с целью выделения проблемы для ее последующего
рассмотрения и решения). При формулировании цели проекта необходимо
владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках
проекта – умениями составлять план и т.д.
Оценка проектных умений учащихся.
Уровни сложности
Проектное умение

Проблематизация

-

Низкий

Средний

Высокий

(0-5 баллов)

(6-10 баллов)

(свыше 10 баллов)

с

помощью -

выделить

педагога

сформулировать

формулировать

проблему

проблему

и -

-

какой-либо

проблему

ситуации,

разными

порождающей

зрения;

нескольких

рядоположенных
из проблем

после множества проблем;

рассмотрения

из

выделить

главную.

рассмотреть Обосновать выбор.
под
углами

38

проблему

-

сформулировать

проблему

с

определенной
позиции;
произвести

-

суждение проблемы
путем

ограничения

пространства

и

времени в ситуации,
породившей
проблему
Целеполагание

цель

формулировать - выбирать главную - ранжировать цели
деятельности цель из нескольких, по

по

заданному установив

результату;
цель

их достижения,

взаимосвязь;

деятельности -

предполагаемых

провести результатов,

решению уточнение

проблемы

по

масштабам

формулировать обосновать выбор;

по

срокам

цели

по

с принадлежности

учетом имеющихся (личные,
средств

ее групповые);

достижения;

- сделать сужение и

провести расширение цели

-

распределение
общей

групповой

цели между членами
группы
Планирование

-

формулировать -

планировать - составлять сетевое

задачу, исходя из поэтапное

планирование

формулировки цели

сложной структурой

достижение цели;
-

формулировать этапов,

задачи
предполагаемые
результаты
каждого этапа;

со
сроков,

и исполнителей,
распределением
для задач

и

предполагаемых
39

Планировать

результатов;

распределение

-

выполнять

деятельности между графическое
членами группы и представление этого
ставить

задачу планирования

каждому из них по
получению
определенных
результатов
Рефлексия
самоанализ

и - анализ результата - анализ результата - анализ результата
по

практической по

важности;

социальной по

значимости;

оптимальности

затрат

- анализ результата - анализ результата
по

соответствию по степени решения

цели;
-

проблемы;
рефлексия -

поставленной
задачи

и

рефлексия

результатов решения

личных проблемы

возможностей

ее

решения

Значение исследовательской работы для учащихся
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет
учащимся:


Овладеть существенными научными понятиями, представлениями;



Самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их

разрешения;


Точно описать факты, явления с применением общепризнанной

технологии;


Приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;



Сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными

правилами;
40



Проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое,

случайное и закономерное;


Выстроить доказательство и дать опровержение.

При написании исследовательской работы у учащихся развиваются
умения:
1.Анализировать, систематизировать (анализ - способ познания объекта
посредством изучения его части и свойств);
2.Сравнивать (сравнение – способ познания посредством установления
сходства и различия);
3.Обобщать

и

классифицировать

(обобщение

–

способ

познания

посредством определения общих существенных признаков);
понятия

4.Определять
обозначающее

(понятие

–

слово

или

словосочетание,

отдельный объект или совокупность объектов и их

существенные признаки);
и

5.Доказывать

опровергать

(доказательство

–

рассуждение,

устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения
ранее доказанных утверждений. Опровержение – рассуждение, направленное
на установление ложности выдвинутого утверждения).
Участвуя в исследовательской работе, учащиеся усваивают готовые
формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт,
занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться
позитивной

самореализации.

Полученные

в

процессе

творческой

деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя
приобщенным к культуре и науке, способным активно проявить себя.
Достоинством
деятельности

исследовательского

является

привитие

метода

учащимся

организации
навыка

учебной

сотрудничества.

Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных
интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать,
что результаты их будут использованы для анализа полученных данных и
формулирования выводов.
41

Типы уроков:
o урок-диалог
o урок-беседа
o урок-диспут
o урок-акция
o урок - деловая игра
o урок-практикум
o урок-экскурсия
o видео-урок
o урок-тренинг
o урок-исследование
o урок-проект
o урок - презентация.
Приложение №7
Конспект занятия в 4 классе.
Тема занятия: «Милосердие и сострадание»
Автор – Пономарева Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДОД №21 «Вдохновение», Сыктывкар.
Актуальность: с раннего возраста необходимо прививать детям чувство
сострадания и милосердия к окружающим их людям
Цель: развить в детях доброту, отзывчивость к нуждающимся в помощи
людям.
Задачи:
Предметные:
42

 познакомить учащихся с евангельской притчей о добром самарянине.
Метапредметные:
 Создать условия для познавтельной деятельности в области русского
языка и родной истории;
 создать условия для анализа поступков и жизненных ситуаций;
 создать условия для самостоятельной работы школьников и работы в
микрогруппах;
 создать условия для рефлексии учащихся.
Личностные:
 Способствовать развитию в детях милосердия, любви к ближнему;
 способствовать формированию нравственных, эстетических чувств у
детей;
 способствовать воспитанию уважительного отношения к истории и
культуре русского

народа.

Оборудование:
1. Презентация (DVD –диск)
2. Песня автора – исполнителя С. Копыловой «Калека»
3. Доска, маркеры.
Ход занятия.
Для определения темы урока учитель включает презентацию
Кадр 1 . Притча о добром самарянине (6 мин. 14. Сек)
Учитель. Ребята, вы посмотрели притчу о добром самарянине. Самарянин –
это житель древней страны Самарии. Ответьте на следующие вопросы:
- Какими словами мы можем охарактеризовать отношение самарянина к
человеку, которого избили разбойники?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Кадр 2. Тема нашего урока:
43

Учитель. Исходя из этого, как мы назовем тему урока?
Кадр 3. Тема нашего урока: «Милосердие и сострадание».
Учитель записывает на доске слово «Милосердие». Ребята, назовите корни в
слове «Милосердие». Подберите однокоренные слова к этому слову.
Дети называют, учитель записывает на доске.
Учитель. Посмотрим, как в словарях русского языка определяется слово
«милосердие».
Кадр 4. Толковый словарь В.И.Даля
Ученики читают определение слова «милосердие».
Кадр 5. Толковый словарь С. И. Ожегова
Ученики читают определение слова «милосердие».
Учитель: Кто такие сестры милосердия?
Дети отвечают
Учитель. Сестра милосердия – женщина, ухаживающая за больными,
ранеными. Впервые сестры милосердия появились в 1854 году во время
Крымской войны (1853-1856гг.). Санитарные службы воюющих сторон не
успевали оказывать помощь раненым, которые были обречены на страшные
страдания. Тогда на помощь пришли женщины, сестры милосердия.
Через 25 лет, в 1879 г., возникло Российское общество Красного Креста
(РОКК)
Кадр 6. Плакат РОКК, 1914 г.
На плакате показана деятельность Красного Креста в Первую мировую войну
(1914 г)
Учитель с учащимися рассматривает и читает плакат, а также ордена.
Кадр 7. Сестры милосердия.
Многие сестры милосердия 19 – начала 20 века в обычной жизни были
богатыми, знатными дамами, но они умели любить и проявлять милосердие к
ближнему. А ближним для них был каждый человек, нуждавшийся в их
помощи.
44

Например, Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной
барышней» (кисея – тонкая дорогая ткань), любила наряды, танцы, балы. А
когда началась Крымская война, решила отправиться на фронт, что было
очень нелегко. Для того, чтобы испытать себя, она ежедневно посещала
самую страшную из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так: «С
именем Бога – всё для людей!»
А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым
заразилась, ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять
свой долг, пока у неё были ещё силы.
Кадр 8. Сестры милосердия.
Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком
посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.
Другие представители Царского дома тоже участвовали в движении сестер
милосердия. Во время Первой мировой войны императрица Александра
Федоровна и четыре великие княжны, её дочери, стали сестрами милосердия,
а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие знатные и
богатые люди свои личные средства вкладывали в благотворительность.
Итак, дело милосердия – ухаживать за больными.
Учитель. Какие еще есть дела милосердия?
Кадр 9-11. Дело милосердия – милостыня.
Учитель. Читает заранее написанную на доске пословицу: «Нищий богатым
питается, а богатый молитвой нищего спасается» - так говорили в старину о
тех, кто подает милостыню, и о тех, кто её принимает.
Учитель. Послушайте песню Светланы Копыловой и скажите:
-Как песня соотносится с темой нашего урока «Милосердие и сострадание»?
Кадр 12. Видеоклип на песню «Калека» (2 мин.38 сек)
С. Копылова «Калека».
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Он человека был кусок: таким его уж создал Бог.
Но у него была душа – большая, как воздушный шар.
45

Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его.
Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,
Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,
И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.
На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,
А кто калеку обижал – за тех молился и прощал.
Еще мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,
И рисовать он стал Того, Кто сотворил таким его.
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.
Ну а потом его душа летела, как воздушный шар,
Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.
Кадр 13. Подумай и ответь
- Как песня соотносится с темой нашего урока «Милосердие и сострадание»?
Дела милосердия: быть благодарным (благодарность исходит из милующего,
доброго сердца); не роптать (ропот – это недовольство, выражаемое
негромкой речью, в неясной форме); прощать обидчиков (а кто калеку
обижал, за тех молился и прощал)
Кадр 14. Подумай и ответь.
- Мы с вами говорим о делах милосердия. В чем может проявляться
милосердие и сострадание в отношении к инвалидам?
- А в чем может проявляться милосердие в отношении к пожилым людям? А
к маленьким детям?
46

Учитель. Перед вами Дерево дел милосердия.
Кадр 16. Дерево дел милосердия.
Расскажите, какие дела милосердия вы можете сделать уже сегодня!
Молодцы! Посмотрите, сколько добрых дел можно сделать! Будем стараться
делать добро, быть милосердными и сострадательными.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».