Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
Направленность:
естественнонаучная
Уровень программы - базовый
Возраст учащихся: 8 – 12 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Ситкарева Татьяна Степановна,
педагог дополнительного
образования
г. Сыктывкар 2025 год
Оглавление программы
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ..........................3
1. 1. Пояснительная записка ..................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ...................................................................................................5
1.3. Содержание программы .................................................................................................6
1.3.1. Учебный план ................................................................................................................6
1.3.2.
Содержание учебного плана ..................................................................................7
1.4. Планируемые результаты .................................................................................................11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..........12
2.1. Условия реализации программы .................................................................................12
2.2. Информационно-методическое обеспечение .............................................................12
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ...............................................................12
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ...............................................................13
2.5. Список литературы .......................................................................................................14
Приложение 1 ...........................................................................................................................19
Приложение 2 ...........................................................................................................................30
Приложение 3 ...........................................................................................................................31
Приложение 4 ...........................................................................................................................32
Приложение 5 ..........................................................................................................................37
Приложение 6 ..........................................................................................................................40
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1. 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
эколог» – (далее – Программа «Юный эколог», Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленных в списке литературы.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики
Республики Коми - повышение экологической культуры населения. Программа «Юный
эколог» способствует реализации данного направления, т.к. учащиеся знакомятся с
биологическим разнообразием животного и растительного мира, с взаимодействием
живого организма и среды, рассматривают проблемы взаимоотношений человека с
природой и возможные пути их решения. Программа нацелена на формирование
устойчивого интереса к охране природы, рационального природопользования, любви к
природе Республики Коми и страны.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Сохранить гармоничные отношения человека и природы – основная задача, которая
стоит перед нынешним поколением. Актуальность программы «Юный эколог» опирается
на необходимость развития у современных школьников экологического сознания,
экологической культуры, что поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в
отношениях «человек – природа». Программа включает практикоориентированный
подход к организации образовательного процесса. Содержание программы реализуется в
активных формах учебной деятельности детей, организуются экскурсии и походы в
природу и природоохранные акции. Программный материал направлен не только на
укрепление фундамента нравственного поведения учащихся, усиление эмоционального
отношения к природе, но и на трансформацию интереса ребенка к природе с уровня «что
это такое?» на уровень «почему так происходит?», «как это происходит?» и «к чему это
приведет?». Включение учащихся в практическую деятельность по изучению природного
окружения и пониманию ролии места человека в нем обуславливают актуальность данной
программы.
3
Основные особенности программы
Программа «Юный эколог» - модифицированная.
Данная программа разработана на основе типово
Уровень программы – базовый
Программа разработана на основе программы (Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А.
Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
«Исследователи природы»), дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Юный эколог - исследователь» (О.Ю. Русских), а также курса занятий,
разработанных для начальной школы «Окружающий мир» (1-4 класс) (Виноградова Н.Ф.),
(Плешаков А.А.).
Содержание программы расширено за счет включения новых тем, интересных
фактов с использованием экосистемного подхода к изложению учебного материала,
широкого использования современных методов и разнообразных форм обучения.
Программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных
акциях. В рамках программы у учащихся формируются проектно-исследовательские
навыки, направленные на углубление и закрепление знаний в области окружающего мира,
биологии, ботаники, экологии.
Характеристика учащихся по программе
Программа адресована учащимся 8-12 лет. Программа будет особенно интересна и
полезна тем, кто стремится к непосредственному общению с природой, хочет больше
знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных
явлениях в растительном и животном мире, проявляющих интерес к взаимосвязи живой и
неживой природы, природных явлений. Набор в группу осуществляется на основе
письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми
(https://komi.pfdo.ru/) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие. Количество
учащихся в группе 15 человек.
Формы и технологии образования
Предполагается очная форма обучения. В период невозможности организации
учебного процесса в очной форме (карантин, неблагоприятная эпидемиологическая
обстановка, актированные дни), может быть организовано использование электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
На занятиях предусмотрены индивидуальные, парные и групповые формы работы,
что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят и
развитию навыков работы в группе. В программе предполагается дистанционная форма
обучения при изучении отдельных частей модулей. Дистанционная форма имеет
возможности использовать её в каникулярное время, при неблагоприятных погодных
условиях в актированные дни, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических
условиях, введении карантина и других причин отсутствия обучающегося на очном
занятии.
При реализации программы используются следующие формы занятий: учебное
занятие, занятие-игра, экскурсия, практическая работа, творческая мастерская, мастеркласс, защита творческого/проектного продукта, экологическая акция.
Объем и сроки реализации программы.
4
Реализация программы рассчитана на 2 года. Общий объем часов, запланированных
на весь период обучения и необходимых для освоения программы, составляет 1 год
обучения - 144 часа, 2 год обучения – 144 часа теоретических и практических занятий.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия на природе (экскурсии, учебные походы,
познавательные прогулки) могут длиться до 4 часов. В это случае занятие проводится 1
раз в неделю. Расписание составляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – формирование основ экологической грамотности учащихся в процессе
практической, творческой и проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
обучающие:
- формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о
единстве живой и неживой природы;
-
расширить знания о разнообразии живых организмов и условиях их жизни;
- знакомить с растительным и животным миром Республики Коми, ее
охраняемыми территориями.
- Формировать знания в области исследования и проекта;
развивающие:
- формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками
информации;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать познавательный интерес через исследовательскую и проектную
деятельность;
воспитательные:
- формировать основы экологического мышления (ответственного отношения к
родной природе и готовности к активным действиям по ее охране);
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать трудовые умения и навыки.
1 год обучения
обучающие:
- познакомить с понятием экология, разнообразием растительного и животного мира
Республики Коми, страны, планеты;
- учить способам и правилам ухода за растениями и животными;
- учить навыкам исследовательской и проектной деятельности;
развивающие:
- развивать трудовые умения и навыки;
- развивать коммуникативные умения, познавательный интерес, мышление, память;
воспитательные:
- воспитывать основы экологического мышления;
- воспитывать природосберегающее отношение, беречь и охранять растительный и
животный мир.
5
2 год обучения
обучающие:
- познакомить с понятием «экосистема», ее видами;
- способствовать приобретению опыта исследовательской и природоохранной
деятельности;
развивающие:
- формировать навык самостоятельной работы с различными источниками
информации;
- развивать общие познавательные способности, коммуникативные навыки, навыки
публичных выступлений;
воспитательные:
- формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к
окружающей среде;
- воспитывать ответственное отношение к природе.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№
Наименование раздела
1.
Правила поведения. Инструктаж по
ТБ: пожарная, электробезопасность,
ПДД.
Природа - наш дом. Человек – часть
природы.
Экология как наука. История
возникновения.
Экологические
объекты. Задачи экологии.
Живая и неживая природа. Текущий
контроль
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Среда
обитания.
Виды.
Экологические
факторы.
Приспособление живых организмов
к среде обитания.
Разнообразие растений
Разнообразие животных
Почему растения
и животные
относятся к живой природе?
Исследование и проект по теме
«Мир растений и животных»
Изготовление поделок из природных
материалов.
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1
1
6
2
4
10
4
6
6
2
4
8
4
4
34
28
14
12
11
6
22
17
8
14
4
10
10
2
8
Форма
контроля
Текущий
контроль.
Тест
6
11.
12.
Выращивание
рассады
однолетников. Высадка в грунт
Как человек охраняет природу.
Промежуточная аттестация
ИТОГО
6
2
4
6
2
4
144
52
92
Промежуточ
ный
контроль.
Викторина
2 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов,
тем
Вводное занятие. Правила
ТБ. Инструктаж по ТБ.
Экология. Экосистема.
Экосистема
«Лес».
Текущий контроль
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
1
1
6
36
2
14
4
22
Экосистема «Водоем»
Экосистема «Луг»
Экосистемы,
созданные
человеком
Работа над исследованием.
Работа
на
участке.
Промежуточная
аттестация.
34
28
12
14
10
4
20
18
8
14
12
4
3
10
9
ИТОГО
144
52
92
Форма контроля
Текущий контроль
Интеллектуальная
игра.
Промежуточная
аттестация. Тест,
защита
исследовательской
работы
1.3.2. Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с планом работы объединения. Правила поведения учащихся
и ТБ на теоретических и практических занятиях, на экскурсии в походе. Инструктаж по
технике безопасности, пожарная и электробезопасность, ПДД.
Практика: просмотр и обсуждение видеоролика «Правила безопасности дома и на
улице»
2. Природа - наш дом. Человек – часть природы.
Теория: Все в природе взаимосвязано. Происхождение и жизнь древнего человека.
Как человек приручил животных. Значение природы в жизни человека. Значение человека
в природе. Сходства и отличия с другими живыми организмами. Здоровый образ жизни.
7
Практика: Ответы на вопросы.
Лабораторная работа «Описание
антропометрических показателей». Общественно-полезный труд (помощь в уходе за
комнатными растениями ). Рисование стенда «Гармония человека и природы»
3. Экология как наука.
Теория: Происхождение жизни на планете. Первые обитатели Земли.
Распространение жизни в разных средах: водная, наземная, воздушная. Кто такие
динозавры и куда они подевались. Предки современных животных. Экология как наука.
История возникновения. Экологические объекты. Задачи экологии.
Практика: Просмотр фильма «Образование земли». Работа с книжной литературой.
Оформление стенда «Земля до начала времён».
4. Живая и неживая природа.
Теория: Что такое природа? Природа живая и не живая. Отличительные особенности
живой природы от неживой (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Текущий
контроль.
Практика: Дидактическая игра «Живое и неживое». Экскурсия по территории
школы «Живая и неживая природа». Сбор коллекции «Неживая природа». Видеоэкскурсия
в живой уголок «Условия, необходимые для жизни».
5. Среда обитания.
Теория: Среда обитания - понятие. Виды. Экологические факторы. Приспособления
живых организмов к среде обитания.
Практика: Викторина "В мире животных". Викторина "В мире птиц".
6. Разнообразие растений.
Теория: Знакомство с учебной программой. Систематика растений. Строение
растительного организма. Разнообразие растений. Комнатные растения, классификация,
правила ухода. Жизненные формы растений: сходства и отличия. Охраняемые виды
растений Республики Коми.
Практика: Ответы на вопросы. Экскурсии «Разнообразие растений Республики
Коми», в оранжерею ГУ ДО РК «РЦЭО» «Родина комнатных растений», в цветочный
магазин «Популярные комнатные цветы». Посев декоративных растений семенами,
луковицами. Уход за растениями. Презентация «Размножение комнатных растений.
Проведение и описание опыта учащимися «Размножение комнатного растения
черенкованием».
7. Разнообразие животных
Теория: Морфология и анатомия животных. Сравнение строения организма растений
и животных. Разнообразие животных. Одноклеточные и многоклеточные животные.
Животные Республики Коми. Охраняемые виды.
Практика: Экскурсия в зоопарк ГУДО РК «РЦЭО». Экскурсия в отдел природы
Национального музея, Зоологический музей СГУ. Работа с коллекциями животных.
Творческие работы (пластилиновые фигурки животных, рисунки и т.д.). Акция
«Покормите птиц зимой!» - изготовление и развешивание кормушек в школьном дворе и
по месту жительства. Кормление птиц с ноября по апрель.
8. Почему растения и животные относятся к живой природе.
Теория: Строение и функции клеток растений. Растения – живые организмы.
Процессы жизнедеятельности растений. Строение и функции клеток животных. Процессы
жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных. Сравнение физиологии
8
растений и животных. Животные и растения чемпионы. Роль растений и животных в
природе и в жизни человека. Пищевые цепи. Домашние и дикие животные.
Практика: Рассмотрение растительной клетки под микроскопом. Экскурсия «Жизнь
растений». Лабораторная работа «Прорастание семени фасоли». Рассмотрение животной
клетки под микроскопом. Сравнение растительной и животной клетки. Составление
пищевых цепей. Экскурсия в отдел природы Национального музея.
9. Исследование и проект по теме «Мир растений и животных»
Теория: Исследовательская работа и проект. Структура, отличия.
Практика: участие в исследовательской работе по выбранной теме. («Прорастание
семян нескольких растений при разных условиях».) Еженедельные измерения различных
параметров, запись, анализ. Наблюдение за повадками и привычками домашних
животных.
10. Изготовление поделок из природных и вторичных материалов
Теория: Поделки из вторичного сырья. Изготовление поделок из пластиковой
бутылки, одноразовой посуды. Из газет. Из коробок. Особенности работы с данными
материалами.
Практика: Изготовление поделок в различных техниках.
11. Выращивание рассады однолетников. Высадка в грунт.
Теория: Правила высадки семян цветочных культур для улицы. Оптимальные
условия для прорастания. Пикировка.
Практика: Ответы на вопросы. Посев семян различными способами. Уход за
рассадой. Пикировка. Наблюдение за изменениями, запись, анализ. Участие в акции
«Росток», «Сад Памяти» - сбор и высадка многолетних и однолетних растений на
школьном участке.
12. Как человек охраняет природу.
Теория: Способы охраны природы. Красная книга. Особо охраняемые
территории. Природоохранные организации. Промежуточная аттестация.
Практика: видеоэкскурсия в зоопарк «Редкие и охраняемые животные». Работа над
проектом «Жалобная книга», написание письма другу, в котором выражена тревога об
исчезающих растениях и животных. Викторина «Способы охраны природы». День
первоцветов. Создание и распространение листовок «Мы против мусора!». Акция
«Чистый лес».
2 год обучения
1. Вводное занятие. Правила ТБ. Инструктажи по ТБ
Теория: Ознакомление с планом работы объединения. Правила поведения учащихся
и ТБ на теоретических и практических занятиях, на экскурсии в походе. Инструктаж по
технике безопасности, пожарная и электробезопасность, ПДД.
Практика: просмотр видеоролика «Правила безопасности дома и на улице»
2. Экология. Экосистема
Теория: Экология. Экологические катастрофы, глобальные проблемы. Бытовые и
промышленные отходы. Экологическая ситуация в Республике Коми, в городе. Красная
книга и охраняемые территории Республики Коми и России. Понятие экосистема. Виды
экосистем.
9
Практика: Презентация «Экосистемы». Настольная игра от Национального парка
«Койгородский»
3.
Экосистема «Лес»
Теория: Экосистема леса. Ярусы леса. Деревья и кустарники леса. Ягодные
кустарнички. Травянистые растения леса. Грибы. Мхи и лишайники. Животные леса
(звери, птицы, насекомые). Пищевые цепи в лесу. Правила поведения в лесу. Текущий
контроль.
Практика: Игра «Поле чудес», «Лесная кладовая». Видеофильм «Природное
сообщество - лес». Игра «Загадки леса». Экскурсия в лес. Экскурсия по экологической
тропе, создание гербария. Составление пищевых цепей.
4.
Экосистема «Водоем»
Теория: Водоём как экосистема. Обитатели пресных водоемов. Приспособления к
водному образу жизни. Насекомые и их личинки. Пауки. Пиявки. Рыбы. Лягушки.
Моллюски. Птицы - обитатели водоёмов. Звери водоёмов. Растения водоемов.
Охраняемые растения. Пищевые цепи. Правила поведения около водоемов.
Национальный парк «Югыд ва».
Практика: Видеофильм «Загадки водоема». В икторина «Растительный
и
животный мир водоёма». Презентация "Рыбы водоемов Республики Коми". Составление
пищевых цепей. Экскурсия к реке. Рисование живых организмов водоема, занесенные в
Красную книгу. Виртуальная экскурсия в НП «Югыд ва». Создание коллажа «Водоем».
5.
Экосистема «Луг»
Теория: Экосистема луг. Понятие экосистемы луг. Растения луга. Жуки. Бабочки.
Птицы луга. Звери луга. Пищевые цепочки на лугу. Правила поведения на лугу.
Практика: Работа с гербарием. Животные луга (звери и птицы). Презентация
«Обитатели луга» Видеофильм «Жизнь насекомых». Работа с коллекциями. Игра
«Крестики-нолики». Составление пищевых цепей.
6.
Экосистемы, созданные человеком
Теория: Искусственные экосистемы. Пруд. Парк. Поле. Огород.
Практика: Экскурсия по территории Кировского парка. Поле. Огород.
Викторина «Искусственные экосистемы». Экскурсия в совхоз «Пригородный».
7.
Работа над исследованием.
Теория: Основные части исследовательской работы: Титульный лист; Введение;
Обзор литературы; Материалы и методы; Результаты и их обсуждения; Заключение;
Выводы; Список литературы; Приложения. Примерные технические требования к
оформлению исследовательских работ (шрифт, поля, интервал). Иллюстрации, их
нумерация и подписи (фотографии, рисунки, диаграммы, гистограммы, графики,
таблицы). Основные правила подготовки устного доклада.
Практика: Участие в исследовательской работе в любой области (на выбор
учащихся): ботаника, зоология, биология человека (работа в мини-группах, командах).
8.
Работа на участке.
Теория: Виды и правила сезонных работ на участке: осень; весна. ТБ при работе с
садовым инвентарем. Правила высадки многолетних растений в открытый грунт.
Промежуточная аттестация.
10
Практика: Ответы на вопросы, сбор семян растений, обработка семян, посев и
пикировка рассады, укрытие растений, перенос.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные:
- знакомы с понятием «экология», разнообразием растительного и животного мира
Республики Коми, страны, планеты;
- знают способы и правила ухода за растениями и животными;
- владеют навыками исследовательской и проектной деятельности;
Метапредметные:
- демонстрируют трудовые умения и навыки;
- проявляют коммуникативные умения, познавательный интерес, мышление, память;
личностные:
- сформированы основы экологического мышления;
- проявляют природосообразное отношение, берегут и охраняют растительный и
животный мир.
2 год обучения
Предметные
- владеют навыками ухода за комнатными и садовыми растениями;
- умеют действовать по известному алгоритму при уходе за растениями;
- имеют элементарный опыт природоохранной деятельности.
Метапредметные
- осуществляют поиск необходимой информации для учебных заданий, используя
различные источники информации;
- демонстрируют готовность к самостоятельной познавательной деятельности;
- умеют вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;
Личностные
- сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
Предметные:
- знакомы с понятием «экосистема», ее видами;
- приобрели опыт исследовательской и природоохранной деятельности;
Метапредметные:
- сформирован навык самостоятельной работы с различными источниками информации;
- развиты общие познавательные способности, коммуникативные навыки, навыки
публичных выступлений;
Личностные:
- сформирована способность осознавать последствия своих действий по отношению к
окружающей среде;
- проявляют ответственное отношение к природе;
11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- учебное помещение
- столы, стулья
- экран
- проектор
- ноутбук
2.2. Информационно-методическое обеспечение
Дидактические материалы: раздаточный материл (карточки с заданиями), фотографии,
схемы, таблицы, иллюстрации в книгах и на электронных носителях.
Учебные пособия
1. Волкова, Г.А. Инструкция полезных растений в подзоле средней тайги Республики
Коми./В.П.Мишуров, Н.В.Портнягина – СПб.: Наука, 2002. - 395 с.
2. Никишов, А.И.,. Экология: Учебник для 5(6) классов. / В.Н.Кузнецов, Д.Л.Теплов - М.:
Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
3. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2004 –
160с.: ил. – Зеленый дом;
4. Заповедники и национальные парки: [Электронный ресурс] / Благотворительный фонд
«Центр Охраны Дикой Природы». - М., 2000-2011.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Программа выстроена на основе теории развивающего обучения с
направленностью на развитие творческих качеств личности и формирование личности как
активного субъекта через деятельностное освоение содержания программы. Результатом
деятельности педагога является опыт успешного участия детей в конкурсах различного
уровня, в выставках и акциях, который в дальнейшем помогает им в самореализации и
адаптации в обществе.
Технология критического мышления через чтение и письмо. Основная цель
применения - заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую,
творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для
осмысления нового материала, помочь ему творчески переработать и обобщить
полученные знания. Использование данной технологии помогает развивать
коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, умение
аргументировать, развивает культуру общения, овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, получение новых знаний по конкретному предмету
Технология проектного обучения. Основная цель применения – развитие
исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, анализ, обобщение,
наблюдение), умение пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач.
Исследовательский метод обучения. Функциональное значение исследовательского
метода: способствует воспитанию познавательной активности учащихся; активизирует
мыслительную работу и развивает интеллектуальные навыки; формирует навыки
12
самостоятельности в познавательной сфере деятельности; формирует положительное
отношение к учебно-познавательной деятельности; развивает стремление к процессу
обучения, раскрытию своих творческих задатков.
Воспитательные технологии:
- технология «Создание ситуации успеха» Белкина А.С.;
- педагогика сотрудничества Соловейчика С.Л.
(Приложение 2)
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы. (Смотри
приложение 3)
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка качества реализации общеобразовательной программы включает в себя
текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала по мере прохождения
темы, разделов. Цель данного вида контроля - анализ хода формирования знаний и
умений. Может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, теста, выполнения творческого задания.
Промежуточная аттестация - после каждого года обучения по программе.
Контролируются знания, умения, навыки и основные компетенции. Проводится в форме
теста и практического задания. защита проекта исследования.
Отслеживание формирования и развития личностных качеств осуществляется
ежегодно с использованием методики М.И. Шиловой «Изучение качеств личности
воспитанников» (Приложение 6) во время групповой и парной работы. Наблюдение,
тестирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, участие в
конкурсах, беседа являются методами отслеживания педагогом основных компетенций
детей.
1 год обучения
Виды
контроля
Текущий
(декабрь)
Промежуточная
аттестация
(май)
Цель
Содержание
Форма
Контроль
усвоения
приобретенных
знаний.
Живая и
неживая
природа
тест
Определение
качества
освоения
программы,
умение
использовать
теоретические
КИМы, критерии
Высокий – выполнен
без ошибок.
Средний
–
допущены
1,2
ошибки.
Низкий
–
определение
не
раскрыто.
(см.
приложение №4)
Выбор ответа
Тест с
Высокий – от 17
на вопросы по практическим до22 баллов.
изученным
заданием
Средний – от 13 до
темам.
16 баллов
Низкий – от 12 до 10
баллов.
(см. приложение
13
знания при
выполнении
практических
задач.
2 год обучения
Виды контроля
Текущий
(ноябрь)
Промежуточная
аттестация
(май)
Цель
Контроль
усвоения
приобретенных
знаний
Определение
качества
освоения
программы,
умение
использовать
теоретические
знания при
выполнении
практических
задач.
№4)
Содержание
Экосистема
«Лес»
Форма
тест
КИМы, критерии
Высокий –
выполнен без
ошибок.
Средний –
допущены 1,2
ошибки.
Низкий
–
определение не
раскрыто.
(см. приложение
№4)
Выбор ответа
Тест, защита
Высокий – от 22
на вопросы исследовательской до28 баллов.
по изученным
работы
Средний – от 16
темам.
до 21 баллов .
Низкий – от 12
до 15 баллов.
(см. приложение
№4)
2.5. Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
14
детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от
07.05.2020 (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ
976/04);
9. Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики
Коми от 01.06.2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»;
10.
Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 «О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
11.
Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 № 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2035 года».
12.
Устав учреждения МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога
1. Фуфаева, И.В. Азбука среды./И.В. Фуфаева. - Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт»,
2009. – 238 с.
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана./В.А.Алексеев. Ярославль: Академия развития, 2010 г -320 с.
3. Волкова, Г.А. Инструкция полезных растений в подзоле средней тайги
Республики Коми./ В.П. Мишуров В.П., Н.В.Портнягина. – СПб.: Наука, 2002. 395 с.
4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные
материалы: 6кл./Е.Н. Демьянков. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 240 с.
5. Миркин, Б.М.
Экология России (Текст)./Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - М.:
Устойчивый мир, 2000.-140 с.
6. Нога, Г.С. Опыты и наблюдения над растениями./Г.С. Нога. - М., Просвещение, 2007.146 с.
7. Шиширина, Н.Е. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок
по здоровьесбережению школьников / Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И.
Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К» - 2006.- 180 с.
8. Рик Моррис «Тайны живой природы»/Р.Моррис. - М.: Росмэн, 2010. - 96 с.
9. Родионова, И.А. Глобальные проблемы человечества/И.А. Родионова. - М., 2009. – 56 с.
10. Смирнов, А.В. «Мир растений»/А.В.Смирнов. – М.:Дрофа, 2011. - 153 с.
11. Ушакова, М.М. По страницам экологического календаря./М.М. Ушакова. Н.Новгород, Экоцентр «Дронт». - 2005 – 250 с.
12. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк./А.А. Плешаков. – М.:
Просвещение, 2004 – 160 с.: ил.
Литература для учащихся
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст) / В.А. Алексеев –
Ярославль: «Академия развития», «Академия К», (Серия: «Расширяем кругозор
детей). 2005. – 320.с
15
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В.
Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006 -330 с.
3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты./А.П. Большаков. – СПб.:
«Паритет», 2000. -230 с.
4. Большая энциклопедия животного мира. М.: Росмэн. 2007.- 430 с.
5. Волкова Г.А.,. Инструкция полезных растений в подзоле средней тайги
Республики Коми./ Г.А. Волкова, В.П. Мишуров, Н.В. Портнягина – СПб.: Наука,
2002. - 395 с.
6. Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. М.: Росмэн. 2008. – 390 с.
7. Человек. Полная энциклопедия. М.: Эксмо. 2006. -180 с.
8. Никишов, А.И. Экология: Учебник для 5(6) классов. /А.И.Никишов, В.Н.
Кузнецов, Д.Л. Теплов. - М.: Устойчивый мир, 200. – 272с
9. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк./А.А. Плешаков. – М.:
Просвещение, 2004 – 160 с.: ил.
Интернет-ресурсы о проектной и исследовательской деятельности:
Экологическое образование и воспитание
1. Экологическая страничка сервера ЯрЦДОш : [Сайт]. – Ярославль, 2011. - URL
:http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/. – (23.12.18).
Учреждения экологического образования, детская электронная газета, палаточный
лагерь, энциклопедия любознательного натуралиста, Красная книга, фенологические
наблюдения, информационная "копилка" для педагогов экообразования.
2. Детский телекоммуникационный проект "Экологическое содружество" : [Сайт]. –
М., 2011. - URL :http://www.ecocoop.ru/. – (23.12.18)
Методические разработки, электронная конференция, детские исследования, вестник.
4. Государственный Дарвиновский музей : [Сайт]. – М., 1996-2011. - URL
:http://www.darwin.museum.ru/. – (23.12.18).
Экскурсии, изображения выставок, многообразие жизни на земле, общая биология и
экология и т.д.
Особо охраняемые природные территории
Все оттенки светлого. Национальный парк "Югыд ва" (The national Park "Yugyd VA")
https://www.youtube.com/watch?v=f8aqzBlGuno документальный фильм. (12.02.20)
Сохранение биоразнообразия
1 . Биоразнообразие. Practical Science : [Сайт]. – М., 2000-2010. URL :
http://www.sci.aha.ru/biodiv/. – (27.12.20).
Ссылки на ресурсы по биоразнообразию, популярные брошюры. Информационные
ресурсы по живой природе и биоразнообразию, национальная стратегия и план
действий по сохранению биоразнообразия России (документы, много карт,
диаграммы).
2. Красная книга Международного союза охраны природы (IUCN Red List of
threatened species) : [Сайт] / International Union for Conservation of Nature and Natural
Resources. – Cambridge, 2011. - URL :http://www.iucnredlist.org/. – (На английском
языке). – (27.12.20).
Редкие виды флоры и фауны Земли.
3. Виды охраняемых дикорастущих растений (России и Украины), находящиеся под
угрозой уничтожения в результате массового сбора на продажу : [Сайт] – М., 2011. 16
URL :http://www.forest.ru/rus/publications/snowdrop/. – (27.12.20).
Электронный справочник содержит сведения о растениях России и Украины, наиболее
подвергающихся массовому незаконному сбору, и их цветные изображения. 4. APUS. :
[Портал] / Компания «Направление РУ». – М., 1998-2009. - URL : http://www.apus.ru/. –
(27.12.20).
Портал обо всём, что бегает, прыгает, ползает, летает, плавает..
5. Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. : [Портал] / ГУ
ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании». –
Ярославль, 1996-2011. - URL :http://www.edu.yar.ru/russian/. – (23.12.20).
"Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования.
6. Государственный Дарвиновский музей : [Сайт]. – М., 1996-2011. - URL
:http://www.darwin.museum.ru/. – (23.12.20).
Экскурсии, изображения выставок, многообразие жизни на земле, общая биология и
экология и т.д.
Охрана птиц
1. Мензбировское орнитологическое общество : [Сайт] / Мензбировское
орнитологическое
общество
(г.
Москва).
–
М.,
2011.URL
:
http://zmmu.msu.ru/menzbir/. – (27.12.20). Изучение, охрана и рациональным
использованием диких птиц, распространением орнитологических знаний.
2. Птицы Средней Сибири : [Сайт]/ М., 1996-2010. – URL :
http://birds.krasu.ru/index.php?f=main – (27.12.20). Список видов Средней Сибири,
определитель птиц, голоса, фотогалерея и др.
Природоохранное законодательство, право
1. Экологическое законодательство: [Сайт] / «Эколайн» (г.Москва). – М., 2011. – URL:
http://www.ecoline.ru/mc/legis/index.html. – (28.12.20). Федеральные законы и
Постановления Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, Постановления
Правительства, Международные соглашения и другие документы.
Институты
1. Зоологический институт : [Сайт] / Зоологический институт Российской Академии
Наук (г. Санкт-Петербург). – Спб., 2011. – URL : http://www.zin.ru/about_r.htm. –
(28.12.20). Зоологический музей, лаборатории, биологические станции, библиотека,
научные общества, проекты, конференции.
Печатные экологические издания
1. Экология и жизнь. : [Международный экологический портал] / Автономная
некоммерческая организация «Журнал «Экология и жизнь»». – М., 2000-2009. - URL :
http://www.ecolife.ru/index.shtml. - (28.12.20). Содержание номеров, избранные статьи,
"книжный магазин", экологический форум, объявления о конференциях.
2. Охрана дикой природы: [Сайт] / Благотворительный фонд «Центр Охраны Дикой
Природы».М.,
2000-2011.
URL
:
http://www.biodiversity.ru/publications/odp/index.html. - (28.12.20). Электронная версия
некоторых номеров.
3. Заповедники и национальные парки : [Сайт] / Благотворительный фонд «Центр
Охраны
Дикой
Природы».
.М.,
2000-2011.
URL
:
http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html. - (28.12.20). Электронная версия
некоторых номеров.
17
4. Спасение : всероссийская экологическая газета : [Сайт] / Российское Экологическое
Федеральное Информационное Агентство. – М., 2003-2011. – URL : http://sos.refia.ru/. –
(28.12.20). Большой архив материалов, разнообразные рубрики: из первых рук,
атомный мир, лесной стадион, заповедный мир и др.
5. Лесной бюллетень : [Сайт] / Международный социально-экологический союз;
Центр охраны дикой природы, Гринпис России. – М., 2000-2011. - URL :
http://www.forest.ru/rus/bulletin/. – (28.12.20). Проблемы лесных экосистем и их охраны,
подходы, методика, обсуждения. Неправительственные организации по сохранению
лесных экосистем.
6. Вести СоЭС . Зелёный журнал для думающих людей. : [Сайт] / Международный
Социально-экологический союз. – М., 2002. - URL : http://www.seu.ru/vesti/200202/index.htm. - (28.12.20).
18
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Тема занятия
Кол-во часов
Теори
я
Правила поведения. Инструктаж по ТБ:
пожарная, электробезопасность, ПДД.
Правила поведения. Инструктаж по ТБ:
пожарная, электробезопасность, ПДД.
Все в природе взаимосвязано. Происхождение и
жизнь древнего человека.
Лабораторная работа «Описание
антропометрических показателей»
Значение человека в природе и природы в
жизни человека
Общественно-полезный труд (уход за
комнатными растениями»)
Рисование стенда «Гармония человека и
природы»
Рисование стенда «Гармония человека и
природы»
Происхождение жизни на планете
Просмотр и обсуждение фильма «Образование
Земли»
Кто такие динозавры и куда они подевались?
Работа с книжной литературой о жизни древних
животных.
Предки современных животных и растений
Работа с книжной литературой о жизни древних
животных.
Экология, как наука. История возникновения.
Задачи экологии. Экологические проблемы.
Оформление стенда «Земля до начала времен»
Оформление стенда «Земля до начала времен»
Оформление стенда «Земля до начала времен»
Живая природа.
Видеоэкскурсия в живой уголок «Условия,
необходимые для жизни»
Неживая природа. Текущий контроль
Сбор коллекции «Неживая природа»
Экскурсия на территории школы «Живая и
практ
ика
Дата
проведе
ния
Дата
проведе
ния по
факту
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
неживая природа»
Экскурсия на территории школы «Живая и
неживая природа»
Среда обитания. Понятие.
Викторина
Среда обитания. Виды.
Викторина
Среда обитания. Приспособление живых
организмов к среде обитания.
Среда обитания. Наблюдение за аквариумными
рыбками
Среда обитания. Приспособление живых
организмов к среде обитания.
Среда обитания. Наблюдение за растениями
осенью.
Систематика растений. Значение растений в
жизни человека и животных.
Экскурсия «Растения Республики Коми».
Практическая работа «Определение видов
растений». Обработка растительного материала
Практическая работа «Определение видов
растений». Обработка растительного материала
Строение организма растения. Органы
растений.
Лабораторная работа «Изучение растительного
организма (комнатные растения, гербарии).
Сравнение органов разных жизненных форм.
Мир комнатных растений. Классификация. Их
значение.
Определение комнатных растений в классе.
Уход за ними.
Болезни и вредители комнатных растений.
Основные способы размножения комнатных
растений.
Уход за комнатными растениями. Размножение
черенкованием.
Экскурсия в оранжерею ГУДО РК «РЦЭО»
«Родина комнатных растений»
Экскурсия в оранжерею ГУДО РК «РЦЭО»
«Родина комнатных растений»
Экскурсия в цветочный магазин «Популярные
комнатные растения»
Экскурсия в цветочный магазин «Популярные
комнатные растения»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
Декоративные деревья и кустарники
Практическая работа «Посев декоративных
растений семенами» - сирень, акация, клен
остролистный, ель голубая.
Основные отрасли сельскохозяйственного
производства, их значение в жизни людей.
Почва и ее плодородие.
Определение содержания некоторых элементов
в почве по растениям-индикаторам.
Посадка лука, петрушки корневой, сельдерея,
щавеля.
Посадка лука, петрушки корневой, сельдерея,
щавеля. Уход за посадками.
Важнейшие полевые культуры. Техника посева
и посадки овса и ячменя
Практическая работа «Посев полевых культур
(ячмень, овес) для домашних животных). Уход
за посадками.
Лекарственные растения, их значение. Ареал
распространения лекарственных растений в
Республике Коми.
Составление календаря сбора лекарственных
растений.
Общие сведения о важнейших хвойных и
лиственных породах деревьев, их
хозяйственном значении в Республике Коми.
Определение древесных пород по зеленым
побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам,
семенам и коре и другим признакам
Искусственное лесовосстановление и
лесоразведение.
Изготовление природоохранных знаков.
Экскурсия в Сыктывкарский лесной питомник
Экскурсия в Сыктывкарский питомник
Современное состояние и охрана
растительности. Охраняемые растения
Республики Коми.
Практическая работа «Определение редких и
охраняемых растений родного края»
Профессии людей, связанные с растениями.
Профессии людей, связанные с растениями.
1
Систематика животных
Систематика животных
Экскурсия в зоопарк ГУ ДО РК «РЦЭО»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Экскурсия в зоопарк ГУ ДО РК «РЦЭО»
Систематика животных. Беспозвоночные и
позвоночные животные.
Работа с коллекциями
Основные группы животных, представители
Республики Коми
Основные группы животных, представители
Республики Коми
Экскурсия в Зоологический музей СГУ
Экскурсия в Зоологический музей СГУ
Кто такие звери?
Творческие работы (фигурки животных из
пластилина, рисунки, оригами)
Кто такие птицы?
Творческие работы (фигурки животных из
пластилина, рисунки, оригами)
Кто такие насекомые?
Творческие работы (фигурки животных из
пластилина, рисунки, оригами)
Кто такие рыбы?
Творческие работы (фигурки животных из
пластилина, рисунки, оригами)
Кто такие рептилии и амфибии?
Творческие работы (фигурки животных из
пластилина, рисунки, оригами)
Сравнение строения организма разных
систематических групп животных (таблица)
Сравнение строения организма разных
систематических групп животных (таблица)
Строение одноклеточных и многоклеточных
животных
Лабораторная работа «Рассматривание
простейших под микроскопом»
Акция «Покормите птиц зимой!» (изготовление
кормушек)
Акция «Покормите птиц зимой!» (изготовление
кормушек))
Акция «Покормите птиц зимой!» (изготовление
кормушек)
Акция «Покормите птиц зимой!» (изготовление
кормушек))
Строение и функции клеток растений
Рассмотрение растительной клетки под
микроскопом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
Процессы жизнедеятельности растений
Лабораторная работа «прорастание семени
гороха»
Строение и функции клеток животных
Рассмотрение животной клетки под
микроскопом. Сравнение с растительной
клеткой.
Основные процессы жизнедеятельности
животных и растений. Размножение
Видеоролик об основных процессах
жизнедеятельности растений и животных
Экскурсия в отдел природы Национального
музея
Экскурсия в отдел природы Национального
музея
Роль животных и растений в природе. Пищевые
цепи.
Составление пищевых цепей.
Роль животных в жизни человека. Домашние и
дикие животные
Акция «Покормите птиц зимой!» (подкормка
птиц)
1
Основные части исследовательской работы и
проекта. Цель и задачи, методы
исследования. Продукт проекта.
Основные части исследовательской работы и
проекта. Цель и задачи, методы исследования.
Продукт проекта.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме. Актуальность, цель и
задачи
исследовательской
работы.
Обзор литературы.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме. Актуальность, цель и
задачи
исследовательской
работы.
Обзор литературы.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме.
Участие в исследовательской работе по
выбранной теме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Участие в исследовательской
выбранной теме.
Участие в исследовательской
выбранной теме.
Участие в исследовательской
выбранной теме.
Участие в исследовательской
выбранной теме.
Участие в исследовательской
выбранной теме.
Участие в исследовательской
выбранной теме.
работе по
1
работе по
1
работе по
1
работе по
1
работе по
1
работе по
1
Поделки из пластика. Особенности
работы
Поделки из одноразовых стаканчиков.
Поделки из одноразовых ложек и вилок.
Поделки из одноразовых ложек и вилок
Поделки из вторичного сырья – картона,
бумаги. Особенности работы.
Поделки из бумаги
Поделки из втулок.
Поделки из втулок.
Поделки из газет.
Поделки из газет.
1
Оптимальные условия для прорастания семян
цветочных культур
Подбор семян для прорастания, подготовка
почвы.
Правила высадки семян цветочных культур для
улицы.
Практическая работа «Высадка семян
цветочных культур»
Уход за рассадой. Полив. Пикировка. Акция
«Росток», «Сад памяти»
Уход за рассадой. Полив. Пикировка. Акция
«Росток», «Росток памяти»
1
спосо
Способы охраны природы. Красная книга
Работа над проектом «Жалобная книга»
Особо охраняемые территории в Республике
Коми
Работа над проектом «Жалобная книга»
Промежуточная аттестация. Викторина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
«Способы охраны природы»
Создание и распространение листовок «Мы
против мусора!». Акция «Чистый лес»
Промежуточная аттестация.
ВСЕГО
1
1
144
2 год обучения
Тема
Кол-во
часов
Правила поведения. Инструктаж по ТБ: пожарная,
электробезопасность, ПДД.
Правила поведения. Инструктаж по ТБ: пожарная,
электробезопасность, ПДД.
Дата
проведе
ния
Дата
проведения по
факту
1
1
Экология.
Экологические проблемы.
Экологическая ситуация в Республике Коми, в городе.
Красная книга и охраняемые территории Республики
Коми и России.
Работа с Красной книгой
Настольная игра от Национального парка
«Койгородский»
Настольная игра от Национального парка
«Койгородский»
Понятие экосистема. Виды экосистем
Презентация «Экосистемы»
1
Экосистема леса
Видеофильм «Природное сообщество – лес»
Ярусы леса
Создание гербария
Деревья
Создание гербария
Кустарники леса
Создание гербария
Ягодные кустарнички
Создание гербария
Травянистные растения леса
Создание гербария
Грибы
Изготовление муляжей грибов
Мхи и лишайники.
Создание гербария
Викторина «Лесная кладовая»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
Викторина «Лесная кладовая»
Животные леса – звери
Игра «Загадки леса»
Животные леса – птицы
Игра «Загадки леса»
Животные леса – насекомые
Игра «Загадки леса»
Пищевые цепочки в лесу. Приспособление животных и
растений к жизни в лесу.
Создание пищевых цепочек
Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа «Рисование растений и животных
из Красной книги»
Правила поведения в лесу. Текущий контроль.
Изготовление памяток о поведении в лесу
Экскурсия в лес
Экскурсия в лес
Викторина «Тайны лесной тропинки»
Викторина «Тайны лесной тропинки»
Экскурсия в отдел природы Национального музея
Экскурсия в отдел природы Национального музея
Экосистема водоема
Приспособление живых организмов к водному образу
жизни.
Насекомые и их личинки
Игра «Загадки водоема»
Пауки
Игра «Загадки водоема»
Пиявки
Игра «Загадки водоема»
Рыбы
Презентация «Рыбы водоемов Республики Коми»
Лягушки и моллюски
Игра «Загадки водоема»
Птицы водоемов
Игра «Загадки водоема»
Звери водоемов
Игра «Загадки водоема»
Растения водоемов
викторина «Растения водоема»
Экскурсия к реке
Экскурсия к реке
Экскурсия к реке
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Экскурсия к реке
Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Рисование живых организмов водоема, занесенные в
Красную книгу.
Национальный парк «Югыд ва»
Виртуальная экскурсия в НП «Югыд ва»
Пищевые цепочки.
Создание пищевых цепочек.
Правила поведения около водоемов
Изготовление знаков с правилами поведения у водоема
Создание коллажа «Водоем»
Создание коллажа «Водоем»
Создание коллажа «Водоем»
Создание коллажа «Водоем»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Экосистема луга
Приспособление живых организмов к жизни на лугу
1
Яркоцветущие растения луга, их классификация
Работа с гербарием
1
Злаковые растения луга
Работа с гербарием
Жуки
Видеофильм «Жизнь насекомых»
Бабочки
Видеофильм «Рождение бабочки»
Птицы
Викторина «Поле чудес»
Звери
Видеофильм «Жизнь крота»
Пищевые цепочки.
Создание пищевых цепочек
Растения и животные луга, занесенные в Красную
книгу.
Рисование объектов живой природы луга
Правила поведения на лугу.
Изготовление знаков о правилах на лугу.
Экскурсия на луг
Экскурсия на луг
Экскурсия на луг
Экскурсия на луг
Создание коллажа «Луг»
Создание коллажа «Луг»
Создание коллажа «Луг»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Создание коллажа «Луг»
1
Искусственные экосистемы. Пруд.
Викторина «Искусственные экосистемы»
Парк
Викторина «Искусственные экосистемы».
Поле
Викторина «Искусственные экосистемы».
Огород
Викторина «Искусственные экосистемы».
Экскурсия в совхоз «Пригородный»
Экскурсия в совхоз «Пригородный»
Экскурсия в совхоз «Пригородный»
Экскурсия в совхоз «Пригородный»
1
Основные части исследовательской работы
Примерные технические требования к оформлению
исследовательских работ
Основные части исследовательской работы
Примерные технические требования к оформлению
исследовательских работ
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Участие в исследовательской работе в любой области
(на выбор учащихся) естественно-научной
направленности
Правила сезонных работ на участке.
Техника безопасности при работе с садовым
инвентарем
Правила высадки многолетних растений в открытый
грунт
Посев и пикировка рассады. Промежуточная
аттестация
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
Уход за посадками
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
144
29
Приложение 2
План воспитательной работы
творческого объединения «Юный эколог»
1, 2 год обучения
Направление
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
Экологическое
Экологическое
месяц
сентябрь
Мероприятие
Беседа «Знай и выполняй правила
дорожного движения»
октябрь
ноябрь
Поход на Динамо
Участие в акции «Покорми птиц
зимой!»
Беседа «Традиции празднования
Нового года, Рождества в коми
крае и других странах»
Беседа «Пожарная безопасность
при использовании петард,
хлопушек, бенгальских огней»
Беседа «День защитника
Отечества»
Беседа «Осторожно! Тонкий лед!»
Духовно-нравственное
декабрь
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
Духовно-нравственная
январь
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
Экологическая
Экологическая
февраль
март
апрель
В течение года
Игра «Знатоки природы»
Участие в природоохранных
акциях
30
Приложение 3
План работы с родителями/ законными представителями
Цель: организация эффективного сотрудничества семьи и педагога для решения
образовательных и воспитательных задач в рамках программы «Юный эколог».
Мероприятия
Размещение информации для родителей
на стенде
Размещение информации для родителей
на сайте Центра
Выступление на родительских собраниях
Сроки
В течение
года
Начало
учебного года
Октябрь
Декабрь
Май
Беседы, встречи, консультации
(индивидуальные, групповые,
коллективные) по инициативе педагогов
или родителей.
Переписка в группе VK «Юный эколог»
Совместное участие детей и родителей в
экологических акциях Центра:
«Вершки», «Росток», «Покорми птиц
зимой!»
Помощь родителей детям при
выполнении проектных работ.
Организация совместных праздников:
«День матери», «Масленица»
Помощь родителей в организации
экскурсий
В течение
года
Анкетирование родителей по выявлению
удовлетворенности деятельностью
творческого объединения «Юный
эколог»
Открытые занятия
Май
Выставки
День открытых дверей
В течение
года
В течении
года
В конце
учебного года
Март
Содержание
Информационное
педагогическое обеспечение
родителей в вопросах
воспитания
Запись учащихся в творческие
объединения (консультация
родителей);
Соблюдение санитарногигиенических норм
безопасной жизнедеятельности;
Поддержка одаренных детей;
Портфолио ученика
Реклама программы «Юный
эколог»
Вовлечение родителей в
образовательный процесс
Демонстрация учебных
достижений учащихся
31
Приложение 4
Оценочные и контрольно-измерительные материалы для осуществления
диагностики уровня освоения программы
1 год обучения
Текущий контроль
1. Обведи правильный ответ.
Экология это:
• наука о том, как жить в собственном доме. Дом – это окружающая нас природа.
• наука о выживании в современном мире.
2. Основатель науки Экология:
• Карл Маркс
• Эрнст Геккель
Тест № 2
1) Что такое природа?
• Все, что нас окружает
• Все, что нас окружает и не создано руками
человека
• Все, что создано руками человека
2) Какая бывает природа?
• Природа бывает живая и неживая
• Природа бывает только живая
• Природа бывает только неживой
3) Что относится к неживой природе?
• Снегирь
• Стол
• Камень
5) К какой группе можно отнести человека?
• Человек – это живая природа
• Человек – это неживая природа
• Человек – это не природа
4) Что относится к живой природе?
• Дерево
• Кукла
• Облако
6) Что не является природой?
• Синица
• Ящерица
• Телевизор
Промежуточная аттестация
1.
Теоретическая часть
Выберите верный ответ и обведи или подчеркни
1.
Обведи правильный ответ. Экология это:
•
наука о том, как жить в собственном доме. Дом – это окружающая нас природа.
•
наука о выживании в современном мире.
2.
Что такое природа? Обведи правильный ответ.
•
Все, что нас окружает.
•
Все, что нас окружает и не создано руками человека.
•
Все, что создано руками человека.
3.
Какая бывает природа? Обведи правильный ответ.
•
Природа бывает живая и неживая.
•
Природа бывает только живая.
•
Природа бывает только неживой.
4.
Виды корневых систем. Обведи правильный ответ.
32
•
Стержневая
•
Мочковатая
•
Сетчатая
5.
Подчеркни три среды обитания и укажи по одному обитателю. Обведи
правильный ответ, допиши.
•
Почвенная __________________________________________________
•
Наземно-воздушная__________________________________________
•
Водная______________________________________________________
•
Болотная____________________________________________________
Критерии оценивания:
Правильные ответы:
1.Наука о том, как жить в собственном доме 2. Все, что нас окружает и не создано руками
человека. 3. Природа бывает живая и неживая. 4.Стержневая, мочковатая. 5. Почвенная,
наземно-воздушная, водная. 6. Правильный ответ-1 балл; неправильный ответ - 0 баллов;
В - от 17 до 22 баллов;
С – от 13 до 16 баллов;
Н – от 11 до 12 баллов;
Практическая работа.
Один из видов работ: посев семян различными способами, уход за рассадой.
Форма оценки – наблюдение.
Критерии оценивания:
В - выполняет работу качественно, без подсказок педагога;
С - выполняет работу качественно, с подсказками педагога;
Н - выполняет работу не качественно, с подсказками педагога.
2 год обучения
Текущий контроль
Самостоятельная работа.
1. Обведи правильный ответ.
Экология это:
• наука о гармоничных взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей
их средой.
• наука о выживании в современном мире.
2 Основатель науки Экология:
• Карл Маркс
• Эрнст Геккель
Тест №1
Обведи правильный ответ.
Экологическая катастрофа это:
• необратимое изменение в природе, связанное с массовой гибелью живых
организмов.
• выбрасывание выхлопных газов в атмосферу автомобилем.
Глобальные проблемы это:
33
• проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества.
• авария на заводе.
Антропогенный фактор это:
• воздействие человека на живую природу.
• влияние света и температуры на живую природу.
Тест № 3
Ф.И._________________________________________________________
1. Обведи правильный ответ. Есть ли у республики Коми своя «Красная книга?»
• Да
• Нет
2. Обведи правильный ответ. Какие из указанных растений охраняются в
республике Коми?
• Пион уклоняющийся
• Башмачок настоящий
• Мать – и – мачеха.
3. Назови несколько животных из «Красной книги» республики Коми.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________
Проверочная работа «Лекарственные растения»
ФИ
______________________________________________________
группа_________________
№ Название растения
От какой болезни
1
2
3
4
5
Инструментарий: Высокий – выполнена без ошибок и исправлений. Повышенный – без
ошибок с исправлениями. Средний – допущено не более 2 ошибок. Низкий – допущено
более 2 ошибок.
Промежуточная аттестация
1. Теоретическая часть
Выберите верный ответ и обведи или подчеркни
1. Обведи правильный ответ. Экология это:
• наука о гармоничных взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей
их средой.
• наука о выживании в современном мире.
2. Обведи правильный ответ.
34
•
•
3.
•
•
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Среда обитания это:
все, что окружает тот или иной живой организм
живая природа, окружающая организм.
Обведи правильный ответ. Экологическая катастрофа это:
экологическое бедствие, характеризующееся необратимыми изменениями
окружающей среды и существенным ухудшением здоровья обитателей.
кратковременное экологическое неблагополучие, не оказывающее существенного
влияния на обитателей.
Напиши ответ. Перечисли три функции корня
_______________________________________________________________________
______________________________
Напиши ответ. На какие части разделено тело рыб?
_______________________________________________________________________
_________________________________
Напиши
ответ.
От
чего
зависит
окраска
тела
рыб?
_______________________________________________________________________
____________________________
Обведи правильный ответ. Стратификация семян это:
• Температурный шок.
• Увлажнение семян.
Обведи правильный ответ. Сколько способов стратификации существует?
• Два
• Четыре
Соедини стрелками с правильным ответом. Укажи сроки разложения в природе
следующих отходов:
пластик,
газетная бумага,
стекло
1 месяц,
100 лет,
1000 лет
10. Обведи правильный ответ. Почва это:
• Поверхностный слой земли, обладающий плодородием.
• Смесь камней, глины, песка.
11. Обведи правильный ответ. Что делает почва быстрее?
• Образуется
• Разрушается
12. Обведи правильный ответ. Укажи лекарственные растения.
• Мать – и – мачеха
• Борщевик
• Подорожник
• Мох сфагнум
13. Обведи правильный ответ. Есть ли в республике Коми своя «Красная Книга»?
• Да
• Нет
14. Напиши ответ. Какие правила поведения в лесу ты знаешь?
____________________________________________________________
35
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________
15. Обведи свой ответ. Нужны ли заводы по переработке мусора?
• Да
• Нет
16. Обведи свой ответ. Нужно ли охранять природу и окружающую среду?
• Да
• Нет
Критерии оценивания:
Правильные ответы:
1.Наука о гармоничных взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их
средой. 2. Все, что окружает тот или иной живой организм. 3. Экологическое бедствие,
характеризующееся необратимыми изменениями окружающей среды и существенным
ухудшением здоровья обитателей. 4.Удержание, питание, дыхание. 5. Голова, туловище,
хвост. 6. От среды обитания. 7. Температурный шок. 8. Два. 9. Пластик – 100 лет, газетная
бумага -1 месяц, стекло – 1000 лет. 10. Поверхностный слой земли, обладающий
плодородием. 11. Разрушается. 12. Мать – и – мачеха, подорожник, мох сфагнум. 13. Да.
14 Не шуми, не рви растения, не жги траву, не мусори, не разоряй жилища животных и
птиц, не жги костры без необходимости. 15. Да. 16. Да.
Правильный ответ-1 балл; неправильный ответ - 0 баллов;
В - от 22 до 28 баллов;
С – от16 до 21 балла;
Н – от 12 до 15 баллов.
2. Практическая работа.
Один из видов работ: посев семян различными способами, уход за рассадой.
Форма оценки – наблюдение.
Критерии оценивания:
В - самостоятельно и грамотно выполняет порученную работу;
С - выполняет работу качественно, с подсказками педагога;
Н
выполняет
работу
не
качественно,
с
подсказками
педагога.
36
Приложение 5
Диагностическая карта
мониторинга развития личностных качеств воспитанников (по Шиловой М.И.)
№
ФИО
Активность,
организаторские
способности
дата заполнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
дата заполнения
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинирован
ность
дата заполнения
Нравственность,
гуманность
дата заполнения
Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
дата заполнения
Мониторинг развития личностных качеств воспитанников
Качества
личности
1. Активность,
организаторские
способности
2.
Коммуникативные
навыки, коллективизм
Признаки проявления качеств личности
ярко проявляются
3 балла
Активен,
проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
целеустремлен,
трудолюбив
и
прилежен, добивается выдающихся
результатов,
инициативен,
организует деятельность других.
Легко вступает и поддерживает
контакты, разрешает конфликты,
дружелюбен со всеми, инициативен,
по собственному желанию успешно
выступает перед аудиторией.
3. Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Выполняет
поручения
охотно,
ответственно,
часто
по
собственному желанию, может
привлечь
других.
Всегда
дисциплинирован, везде соблюдает
правила поведения, требует того же
от других.
4. Нравственность,
гуманность
Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится об
окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям,
проявляются
2 балла
Активен, проявляет стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших результатов.
слабо проявляются
1 балл
Мало активен, наблюдает за
деятельностью других, забывает
выполнить
задание.
Результативность невысокая.
не проявляются
0 баллов
Пропускает занятия, мешает
другим.
Вступает
и
поддерживает
контакты,
не
вступает
в
конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
по
инициативе
руководителя
или
группы
выступает перед аудиторией.
Выполняет поручения охотно,
ответственно. Хорошо ведет себя
независимо от наличия или
отсутствия контроля, но не
требует этого от других.
Поддерживает
контакты
избирательно, чаще работает
индивидуально, публично не
выступает.
Замкнут, общение затруднено,
адаптируется в коллективе с
трудом, является инициатором
конфликтов.
Неохотно выполняет поручения.
Начинает работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает правила поведения
только при наличии контроля и
требовательности преподавателя
или товарищей.
Помогает другим по поручению
преподавателя,
не
всегда
выполняет
обещания,
в
присутствии старших
чаще
скромен,
со
сверстниками
бывает груб.
Уклоняется от поручений,
безответственен.
Часто
недисциплинирован, нарушает
правила поведения, слабо
реагирует на воспитательные
воздействия.
Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об окружающих, но не требует
этих качеств от других.
38
Недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен с товарищами и
старшими, часто обманывает,
неискренен.
5. Креативность, склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
Имеет
высокий
творческий
потенциал.
Самостоятельно
выполняет
исследовательские,
проектировочные работы. Является
разработчиком
проекта,
может
создать проектировочную команду
и организовать ее деятельность.
Находит нестандартные решения,
новые
способы
выполнения
заданий.
Выполняет исследовательские,
проектировочные работы, может
разработать свой проект
с
помощью
преподавателя.
Способен принимать творческие
решения, но
в основном
использует
традиционные
способы.
39
Может
работать
в
исследовательскопроектировочной группе при
постоянной
поддержке
и
контроле. Способен принимать
творческие решения, но
в
основном
использует
традиционные способы.
В
проектноисследовательскую
деятельность не вступает.
Уровень выполнения заданий
репродуктивный.
Приложение 6
Юный эколог 1 г.о.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть
организована самостоятельная работа с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. (Приложение №1).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел учебного плана
Задания для самостоятельной с
использованием электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий
Экология
как
наука.
История https://clck.ru/UsBCE
возникновения. Экологические объекты. https://clck.ru/NE6oo
Задачи экологии.
Живая и неживая природа.
https://clck.ru/UsDkE
Среда обитания. Виды. Экологические https://clck.ru/UsG96
факторы.
Приспособление
живых https://www.youtube.com/watch?
организмов к среде обитания.
v=Ab0FqS1OC34&t=38s
Внешнее строение рыб.
https://clck.ru/UtmYq
Комнатные растения. Виды. Уход.
https://www.youtube.com/watch?
v=dbqTiL4v_wM&t=71s
Охраняемые территории РК.
https://www.youtube.com/watch?
v=llf-WmTJEHk
https://www.youtube.com/watch?
v=YrXBQfkUYNg&t=37s
Интересные факты о растениях.
https://www.youtube.com/watch?
v=9FwnFUxfzuM&t=205s
https://www.youtube.com/watch?
v=RBc-Sh7hefs
Интересные факты о животных
https://www.youtube.com/watch?
v=omCaPHD-OaQ
https://www.youtube.com/watch?
v=W5HMYgtZmbE
Юный эколог 2 г.о.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
40
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть
организована самостоятельная работа с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. (Приложение №1).
№ п/п
Раздел учебного плана
Задания для самостоятельной с
использованием электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий
Экология. Экологические задачи.
1
https://www.youtube.com/watch?v
=tNtVmgBrEbA
Окружающая среда человека.
2
https://www.youtube.com/watch?v
Экосистема города.
=AI-RdtIogUQ
Правила ухода за экзотическими
3
https://www.youtube.com/watch?v
домашними животными.
=sOYXdqoJ5SE
4
Вегетативные органы растений.
5
6
Бытовые и промышленные отходы.
Класс рыбы.
7
Вода.
8
Почва.
9
Воздух.
10
Зеленая аптека.
11
Первая помощь.
12
Комнатные растения. Размножение.
Болезни.
13
Здоровый образ жизни.
41
https://www.youtube.com/watch?v
=NxeKprLyxPg&t=333s
https://www.youtube.com/watch?v
=-gXHV11FRZ8&t=7s
https://clck.ru/V2Yy2
https://www.youtube.com/watch?v
=8R_ykGxOv5A&t=78s
https://www.youtube.com/watch?v
=BXzrLf4SJC8&t=8s
https://www.youtube.com/watch?v
=I2RSgQhKrgM&t=195s
https://www.youtube.com/watch?v
=atm7Vmgjqpc&t=117s
https://www.youtube.com/watch?v
=dhwmppeB-tc&t=13s
https://www.youtube.com/watch?v
=xbELMC7ItSo&t=6s
https://www.youtube.com/watch?v
=9kfJyjo1ryc&t=54s
https://www.youtube.com/watch?v
=FirJHdqqfPc&t=8s
https://www.youtube.com/watch?v
=dbqTiL4v_wM
https://www.youtube.com/watch?v
=GbUEeHcgBEs&t=15s
https://www.youtube.com/watch?v
=LLYe1fzhN1k&t=181s
https://www.youtube.com/watch?v
=-9yyNUVt8W0&t=45s
15
Правила поведения в лесу.
16
Поделки из вторичного сырья.
17
Интересные факты о животных.
18
Садовые растения.
https://www.youtube.com/watch?v
=YPgezW-2jOw&t=94s
https://www.youtube.com/watch?v
=QcexC7aUR4o&t=4s
https://www.youtube.com/watch?v
=eSHWioYif-Y&t=10s
https://www.youtube.com/watch?v
=lUkqIBMiDmw&t=200s
https://www.youtube.com/watch?v
=g4Spn8uDtlg&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v
=5eGvwvOSaKQ&t=57s
https://www.youtube.com/watch?v
=i3NrVnuIBCY&t=39s
https://www.youtube.com/watch?v
=BOCJ9GZcuZk&t=313s
https://www.youtube.com/watch?v
=ZJdlhW4IFjs
42