Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей
«Вдохновение»(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЭКО-ДИЗАЙН
Направленность:
естественнонаучная
Уровень программы - стартовый
Возраст учащихся: 9 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ситкарева Татьяна Степановна,
педагог дополнительного
образования
г. Сыктывкар, 2025 год
Оглавление программы
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ......................................... 3
1.1.
Пояснительная записка ............................................................................................................... 3
1.2.
Цель и задачи программы ........................................................................................................... 4
1.3
Содержание программы.............................................................................................................. 5
1.3.1.
Учебный план ............................................................................................................................. 5
1.3.2.
Содержание учебного плана .................................................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................................................. 12
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- .................................................................................. 13
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ........................................................................................................... 13
2.1.
Условия реализации Программы ............................................................................................. 13
2.2. Информационно-методическое обеспечение .............................................................................. 13
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ............................................................................ 14
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ........................................................................... 15
2.5. Список литературы ....................................................................................................................... 16
Приложение 1 ........................................................................................................................................... 20
Приложение 2 ........................................................................................................................................... 23
Приложение 3 ........................................................................................................................................... 24
Приложение 4 ........................................................................................................................................... 25
Приложение 5 ........................................................................................................................................... 31
Приложение 6 ........................................................................................................................................... 32
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-дизайн»
– (далее – Программа «Эко-дизайн», Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленных в списке литературы.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики Республики Коми повышение экологической культуры населения. Программа «Эко-дизайн» способствует реализации
данного направления, т.к. в рамках программы учащиеся изучают природные богатства России и
Коми Республики, знакомятся с ее экологической ситуацией, создают продукцию, совместимую с
окружающей средой. Кроме того, учащиеся изучают инфраструктуру г. Сыктывкара, которая
занимается переработкой вторичного сырья. Программа также призвана закрепить в детях
патриотические чувства через изучение родного края; удовлетворить познавательные интересы
учащихся, расширить знания об использовании вторичного сырья в данной образовательной
области, тем самым формируя гражданское сознание.
Актуальность программы
Актуальность программы «Эко-дизайн» заключается в том, чтобы воспитывать
личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения; личность,
готовую самостоятельно и в команде ставить цели и достигать их; умело реагировать на
разные жизненные ситуации. Организация занятий по данному направлению формирует
сознательное отношение детей к охране окружающей среды, использованию природных
богатств, основам предпринимательского мышления. В ходе занятий по программе
учащиеся развивают коммуникативные, исследовательские умения.
Основные особенности программы
Данная программа является модифицированной, в основу которой положены три
программы: «Юный эколог», «Декоративно-прикладное творчество», разработанные на
основе типовых программ (Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А. Сборник программ для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»;
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Сборник примерных программ внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование.) и «Финансовая грамотность», на основе
авторской учебной программы (Вигдорчик Е.А., Липсис И.В., Верлюгова
Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность. 5-7 классы.)
Программа «Эко-дизайн» - модифицированная
Уровень программы - стартовый
3
Модель ДООП – модульная дополнительная общеобразовательная программа.
Программа составлена из самостоятельных целостных блоков - модулей. Каждый
модуль имеет свою содержательную завершенность. В программе предусмотрена
диагностика достижений учащихся по итогам освоения каждого модуля.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области
программ является включение модуля «Я-будущий предприниматель», при реализации
которого создаются условия для развития финансового мышления детей. Это обусловлено
тем, что вторичная переработка бытовых отходов не только улучшает экологическую
ситуацию в регионе и стране, но и может приносить доход.
Характеристика учащихся по программе
Программа адресована для учащихся 9 – 17 лет. Учет индивидуальных особенностей: не
требует специальной подготовки. Набор в группу осуществляется на основе письменного
заявления родителей (законных представителей) и заявления учащихся, достигших 14 лет,
через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Программа ориентирована на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые
стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о растительном
мире, охране природы. В процессе обучения дети учатся общаться в коллективе и
развивают в себе положительные личностные качества, участвуют в воспитательных
мероприятиях, акциях, конкурсах, выставках. Условия набора учащихся: для обучения
принимаются все желающие. Количество учащихся в группе 15 человек
Формы и технологии образования
Обучение осуществляется в очной форме обучения. В период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантин, неблагоприятная
эпидемиологическая обстановка, актированные дни), может быть организована
самостоятельная работа с использованием электронного обучения (Приложение 5).
На занятиях предусмотрены коллективные, групповые, парные, индивидуальные
формы работы, которые направлены на практическую деятельность - индивидуальную и
совместную деятельность учащихся и педагога, самостоятельный творческий поиск.
При реализации программы используются следующие формы занятий: учебное
занятие, занятие-игра, практическая работа с элементами исследования, игра-путешествие,
игра-сказка, мини - лекция, рассказ, беседа; просмотры слайдов, иллюстраций с
комментариями и обсуждением, анализ работ, экскурсии в природу, музеи г.Сыктывкар,
изготовление индивидуального изделия.
Объем и срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год. Общий объем часов, запланированных на
весь период обучения и необходимых для освоения программы, составляет 1 год обучения
– 72 часа теоретических и практических занятий.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз
в неделю по 2 часа. Расписание составляется в соответствии с требованиями СП 2.4.364820.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования экологического сознания учащихся через
организацию практической деятельности.
Задачи:
обучающие:
- Познакомить учащихся с правилами и нормами экологического поведения в
современном мире, причинно- следственными связями экологических проблем;
4
- обогатить знания детей о разнообразии природных материалов в Республике Коми;
- познакомить детей с видами отходов и способами их цивилизованной утилизации и
переработки;
- познакомить с правилами сбора, хранения и подготовки природного материала;
- научить создавать декоративные изделия из вторичного сырья и природных
материалов;
- познакомить учащихся с основами дизайна, основами создания декоративной
композиции, с простейшими приёмами обновления устаревших вещей, для оформления
предметов, изготовленных из вторичного и экологически чистого сырья;
- учить основам проектно-исследовательской деятельности;
- познакомить с технологией создания презентации, оформления проектов;
- познакомить учащихся с предприятиями по переработке вторичного сырья, крупными
цветочными магазинами, занимающимися флористическим дизайном, г.Сыктывкар и
Республики Коми;
- познакомить с основными терминами, понятиями, принципами финансовой
грамотности.
развивающие:
- развивать у учащихся умение ставить цели и выбор путей ее достижения;
- развивать познавательные и творческие способности учащихся;
- формировать навыки поиска информации из различных источников (в глобальных
компьютерных сетях, книгах, от других людей),
- развивать коммуникативные умения при межличностном взаимодействии преподносить и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию,
взаимодействовать в команде;
- развивать логические операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения причинно –
следственных связей.
воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся осознанного отношения к защите и охране
окружающей среды;
- формировать
морально-волевые
и
нравственные
качества:
любознательность, ответственность, эмпатию, аккуратность, дисциплинированность,
трудолюбие;
- формировать положительное эмоциональное отношение к достижению поставленных
целей;
- формировать потребность в саморазвитии и самореализации.
1.3 Содержание программы
1.3.1.Учебный план
№п/п
Наименование модулей, тем
1
Вводное занятие. Знакомство с
планом работы. Техника
безопасности
Модуль 1 «Живая природа и
человек»
2.
Количество часов
Всего Теория Практ
ика
1
1
0
25
10
Формы
контроля
16
5
2.1 Экологические проблемы планеты и
способы их решения.
2.2
Заготовка материала.
2
1
1
3
1
2
2.3.
Арт-объекты из сухоцветов
3
1
2
2.4
Работа с камнями.
3
1
2
2.5.
Работа с деревом.
4
1
3
2
1
1
3
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
0
32
10
22
1
1
0
2
1
1
5
1
4
5
1
4
Вторичное использование
упаковок.
Вторичное использование старых
игрушек
5
1
4
4
1
3
Вторичное использование старой
одежды
Экскурсия в пункт приема
вторичного сырья
Итоговое занятие.
4
1
3
3
1
2
2
1
1
13
5
8
4.1
Модуль 3 «Я - будущий
предприниматель»
Что такое деньги
2
1
1
4.2
Доходы и расходы
3
1
2
Комнатные растения, их видовое
разнообразие. Растения в
оформлении помещений
2.7
Цветочный этикет. Основы
составления букета. Экскурсия в
цветочный магазин.
2.8 Знакомство с технологией создания
презентации.
2.9.
Оформление проектов. Способы
поиска информации.
2.10.
Итоговое занятие. Текущий
контроль
3
Модуль 2 «Сохраним планету
вместе»
3.1 Способы утилизации и переработки
бытовых отходов; виды бытовых
отходов.
3.2.
Понятие «бросовый» материал.
Вторая жизнь бросового материала.
3.3
Вторичное использование
пластика.
3.4 Вторичное использование бумаги.
2.6
3.5
3.6
3.7
3.8
3.8
4
Беседа, опрос
Наблюдение,
творческая
работа
6
4.3
Мое хобби
2
1
1
4.4
3
1
2
4.6
Как рассчитать стоимость
продукции?
Реклама.
2
1
1
4.6.
Итоговое занятие.
1
0
1
5
Промежуточная аттестация
1
0
1
Итого:
72
27
45
Защита минипроекта
1.3.2.Содержание учебного плана
Тематическая программа модулей
№ п/п
Тема 1. Вводное
занятие
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Теория, беседа, опрос,
Мотивация на предстоящую
1ч
фронтальная работа деятельность. Знакомство с планом
1 ч.
работы, расписанием. Техника
безопасности. Оборудование и
материалы.
Итого
1ч
Модуль 1 «Живая природа и человек»
Образовательная задача модуля:
- Формирование у учащихся знаний о роли человека в жизни природы.
Учебные задачи модуля:
- познакомить учащихся с экологическими проблемами мира, их последствиями;
- познакомить учащихся с современным направлении «эко-дизайн»;
- дать представление детям о правилах сбора, хранения и подготовки природного
материала;
- обучать детей навыкам работы с разными природными материалами и техниками.
- обучать детей навыкам создания презентаций, проектов, способам поиска информации
из различных источников.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
Тема 2.1
«Экологические
проблемы планеты
Теория, беседа,
фронтальная,
1ч
Значение человека в природе.
Загрязнение воздуха, воды, суши.
Мусорные свалки.
2
7
и
способы их
решения
Практическое занятие,
индивидуальная,
групповая форма
работы, 1 ч.
Тема 2.2 «Заготовка
материала»
Теория, беседа,
фронтальная работа.
1 ч.
Тема 2.3 «Артобъекты из
сухоцветов»
Установление причинноследственных связей влияния
человека на природу
Общая
характеристика
природных материалов, их
многообразие. Методы обработки
растений: воздушная сушка,
плоскостная
сушка,
скелетизация,
отбелив
ание, окрашивание. Инструктаж по
ТБ на дороге, правила поведения в
общественном месте.
Практическое занятие, Экскурсия в парк. Сбор природного
индивидуальная форма
материала. Определение и
работы, групповая
классификация собранных
форма
материалов. Подготовка
работы. 2ч.
растительного материала для сухих
цветов.
Теория, беседа,
фронтальная работа.
1 ч.
О стиле композиции. Пропорции,
фон и текстура композиции.
Уравновешенность идинамичность
композиции. Цветовая гамма.
Вариантыаранжировки.Основы
составленияцветочныхкартин:
цветосложение, материалы и
инструменты, разнообразие форм.
Техника работы
Практическое занятие,
индивидуальнаяформа
работы, 2 ч.
Составление композиций из сухих
растений
Тема 2.4 «Работа с
Теория, беседа,
Разнообразие природных камней.
камнями»
фронтальная работа, 1 ч. Секреты техники рисования на
камнях.
Практическое
Брошь «Кот». Рисование орнамента.
занятие, 2 ч.
Рисование пейзажа
Тема 2.5 «Работа с
Теория, беседа,
Особенности древесины. Секреты
деревом»
фронтальная
работы с деревянным материалом.
работа. 1 ч.
Обработка деревянных изделий.
Практическое
Панно на деревянном спиле.
занятие, 3 ч.
Декор деревянной доски в технике
«декупаж». Ваза из веточек
3
3
3
4
8
Тема 2.6
«Комнатные
растения, их
видовое
разнообразие.
Растения в
оформлении
помещений».
Теория, беседа,
фронтальнаяработа.
1 ч.
Практическое
занятие, 1 ч.
Декоративные свойства растений.
Принципы построения композиций
из комнатных растений.
Композиции, построенные на
принципе сочетания цвета.
Композиции в сочетании с
различнымиприроднымии другими
материалами– камнем, водой.
Декоративные уголки сминиводопадами, мини-фонтанами,
скульптурными композициями.
Творческая работа по составлению
планаозеленения своей комнаты,
класса или школьного коридора.
Тема 2.7
Теория, беседа,
Символика и «язык» цветов.
«Цветочный этикет. фронтальная работа, 1
Цветовые сочетания. Правила
Основы составления
составления букета. Симметрия и
букета. Экскурсия в
асимметрия. Классификациябукетов:
цветочный магазин»
букет ниспадающий,
сгруппированный, стоячий,
бутоньерка, гнездо, венок, гирлянда,
шар и т.д. Инструменты и
дополнительные материалы для
поддержания букета.
Практическая
Упражнения с цветом (акварель,
деятельность,
гуашь).
наблюдение, 2 часа
Составление букета.
Тема 2.8.
«Знакомство
технологией
создания
презентации»
Беседа, фронтальная
работа, 1 часа
Практическая работа,
Оформление презентации «Моя
1 часа
поделка»
Беседа, фронтальная Структура проекта. Способы поиска
работа, 1 часа
информации
Тема 2.9
«Оформление
проектов. Способы
поиска
Практическая работа, 1
информации»
часа
Тема 2.8
«Итоговое занятие»
Знакомство с технологией создания
презентации в программе Power
Paint
Теория. 1 ч.
2
3
2
2
Работа в мини-группах «Учимся
писать проект»
Оформление творческой работы.
1
Итого
25
Модуль 2 «Сохраним планету вместе»
Образовательная задача модуля:
- обучение детей созданию предметов декоративно- прикладного творчества из
вторичного сырья.
Учебные задачи модуля:
- углубить знания детей о вреде мусора на природу;
- формировать практические умения и навыки учащихся в создании арт-объектов из
9
пластика, бумаги, упаковок, старых одежды и игрушек;
- обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами;
- формировать эстетический и художественный вкус учащихся;
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
Тема 3.1
Теория, беседа,
Способы утилизации отходов:
«Способы
фронтальная
сжигание, переработка, захоронение.
утилизации и
работа.
Мусороперерабатывающие заводы и
переработки
1 ч.
их продукция.
бытовых отходов;
виды бытовых
отходов»
Тема 3.2
Понятие
«бросовый»
материал. Вторая
жизнь бросового
материала.
Тема 3.3
«Вторичное
использование
пластика»
Тема 3.4
«Вторичное
использование
бумаги»
Тема 3.5
«Вторичное
использование
Теория, беседа,
фронтальная
работа. 1 ч.
Практическое
занятие. 1 ч.
Раздельный сбор мусора.
Классификация в зависимости от
материала изготовления.
Дискуссия «Одноразовая посуда –
необходимость или вред?»
Теория, беседа,
фронтальная
работа. 1 ч.
Виды поделок из вторсырья.
Первичныетехнические понятия и
правила работы с
пластиком. Техника изготовления
цветов из пластика. Техника
изготовления бабочки-держателя
для штор из пластика. Техника
изготовления вазы из пластика.
Техника изготовления игрушекшуршалок из киндер-сюрпризов.
Техника изготовления фоторамки из
компакт-дисков. Техника
изготовления ангелочка из
пластиковой бутылки. О празднике
Новый год.
Практическое
Изготовление поделок из пластика:
Занятие,
цветы, бабочки-держателя для штор,
индивидуальная форма
вазы, игрушек-шуршалок,
работы 4 ч.
фоторамки, ангелочка к Новому
году
Теория, беседа,
Знакомство с видами поделок из
фронтальная
газетныхтрубочек. Правила
работа. 1ч.
плетения из газетных
трубочек.
Практическое
Занятие, индивидуальн.
форма работы, 4ч.
Изготовление трубочек.
Плетение из газетных трубочек
звезды, корзинки.
Теория, беседа,
фронтальный тип
работы, 1 ч.
Обзор различных видов упаковок.
Знакомство со способами
вторичного
1
2
5
5
5
10
упаковок»
Использования упаковок в быту.
Практическое
Изготовление практичных
занятие,индивидуальная
предметов из упаковок:
форма работы. 4 ч.
органайзеры, шкатулки, кормушки
для птиц
Тема 3.6.
Теория, беседа,
Разнообразие детских игрушек.
«Вторичное
фронтальный тип
Влияние качества игрушек на
использование
работы.
длительность их применения.
старых игрушек»
1 ч.
Техника работы с мягкими
игрушками. Техника работы с
пластиковыми игрушками. Праздник
Пасхи.
Практическое
Изготовление куклы би-ба-бо
занятие,индивидуальная (перчаточной куклы) из мягких
форма работы, 3 ч.
игрушек. Изготовление народной
куклы из пластиковой куклы
Барби ко Дню Пасхи.
Тема 3.7.
Теория, беседа,
Виды одежды. Разнообразие
«Вторичное
фронтальный тип
материалов. Техники работы с
использование
работы. 1 ч.
мехом, кожей, текстилем. Готовимся
старой одежды»
ко Дню Победы.
Практическое
Подвеска из меха. Сувенир из кожи
занятие,
ко Дню Победы. Брелок из текстиля.
индивидуальная
Коврик из текстиля.
форма работы. 3 ч.
Тема 3.8
Теория, беседа,
Что такое пункт приема вторичного
«Экскурсия на
фронтальный тип
сырья. Завод по переработке мусора
пункт приема
работы, 2ч.
в Сыктывкаре. Их значение для
вторичного сырья»
города. Правила сбора вторичного
сырья для переработки. Техника
безопасности.
Практическое занятие, Акция «Мы с природой дружим,
2 ч.
мусор нам не нужен»
3.9 «Итоговое
занятие»
Теория, устный опрос, Проверка усвоения теоретического
1 ч.
материала модуля программы.
Практическая занятие,
Устный опрос. Выставка работ
1ч
учащихся.
Итого
4
4
4
2
32
Модуль 3 «Я - будущий предприниматель»
Образовательная задача модуля:
- формирование основ финансовой грамотности у учащихся.
Учебные задачи модуля:
- раскрыть детям понятие «финансовая грамотность»;
- познакомить учащихся с профессией «предприниматель»;
-учить детей формировать бюджет, планировать доходы и расходы, рассчитывать
стоимость продукции, рекламировать его.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
11
Тема 4.1
Теория, беседа,
История возникновения денег. Виды
«Что такое деньги?» фронтальная работа. денег. Названия валют разных стран.
1 ч.
Современные деньги. Дискуссия
Практич. работа, 1ч. «Хорошо ли иметь много денег?»
2
Тема 4.2
«Доходы и расходы.
Бюджет»
Основные характеристики доходов и
расходов, их составляющие.
Увеличение бюджета. Профессия
«предприниматель». Бизнес.
Практич. работа, 2 ч.
Деловая финансовая игра
«Менеджер»
Теория, беседа,
Увлечения и их роль в выборе
фронтальная работа, профессии. Значение хобби для
1 ч.
создания бизнеса.
Практическое
Работа в парах – определить
занятие, работа в
любимое хобби, чем оно будет
группах, 1 ч.
полезно окружающим.
3
Тема 4.4
«Как рассчитать
стоимость
продукции?»
Теория, беседа,
Раскрытие понятий «цена»,
фронтальная работа. «стоимость», из чего складывается
1ч.
цена товара.
3
Тема 4.5
«Реклама»
Теория, беседа,
Значение рекламы в продвижении
фронтальная работа, товара. Виды реклам. Основные
1 ч.
характеристики рекламы.
Тема 4.3
«Мое хобби»
Тема 4.6
Итоговое занятие
Теория, беседа,
фронтальная
Работа, 1 ч.
2
Практическое
Определение цены своей продукции.
занятие, индивид.
работа, 2 ч.
Практическое
занятие, творческая
работа. 1 ч.
Практическое
занятие, индивид.
работа, 1 ч.
2
Составление рекламы своей
творческой работы.
Защита мини-проекта
1
Итого:
13
Промежуточная аттестация
Промежуточная
аттестация
Практическоезанятие.
1 ч.
Диагностика результатов освоения
образовательнойпрограммы.
Ярмарка изделий.
1
Итого:
1
Всего:
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- Учащиеся знают правила и нормы экологического поведения в современном мире,
причинно- следственные связи экологических проблем;
12
- расширят представления о разнообразии природных материалов в Республике Коми;
- знают виды отходов и способы их цивилизованной утилизации и переработки;
- знают правила сбора, хранения и подготовки природного материала;
- умеют создавать декоративные изделия из вторичного сырья и природных материалов;
- имеют представление об основах дизайна, создания декоративной композиции, о
простейших приёмах обновления устаревших вещей, оформления предметов,
изготовленных из вторичного и экологически чистого сырья;
- освоили основы проектно-исследовательской деятельности;
- знакомы с технологией создания презентации, оформления проектов;
- знают предприятия по переработке вторичного сырья, крупные цветочные магазины,
занимающиеся флористическим дизайном, г.Сыктывкар и Республики Коми;
- умеют выполнять и защищать проектную работу.
- знают основные термины, понятия, принципы финансовой грамотности
Метапредметные:
- владеют умением постановки цели и выбора путей ее достижения;
- проявляют познавательные и творческие способности;
- владеют навыками поиска информации из различных источников (в глобальных
компьютерных сетях, книгах, от других людей),
- применяют современные технологии при создании презентаций, оформлении проектов;
- умеют преподносить и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию,
взаимодействовать в команде;
- владеют логическими навыками анализа, синтеза, сравнения, нахождения причинно –
следственных связей.
Личностные:
- проявляют осознанное
отношение
к защите и охране окружающей среды;
- воспитаны
морально-волевые и нравственные качества: любознательность,
ответственность, эмпатия, аккуратность, дисциплинированность и трудолюбие;
- выражают положительное эмоциональное отношение к достижению поставленных целей,
- проявляют потребность в саморазвитии и самореализации.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации Программы
Материально-техническое о обеспечение
- учебное помещение, столы, стулья, доска;
- проектор, экран, компьютер, электронные носители;
- клей ПВА, клеевой пистолет, клеевые стержни, ножницы, линейки, карандаши, цветная
бумага, картон, газеты, гофрированная бумага, бечевка, джут, природный материал,
секаторы, проволока, флористическая губка, краски, тейп-лента, атласные ленты различной
ширины, фоамиран, пластик, куски кожи, меха, текстиля.
- настольная игра «Менеджер».
2.2. Информационно-методическое обеспечение
Дидактические материалы: раздаточный материл (карточки с заданиями), фотографии,
схемы, таблицы, образцы растений, иллюстрации в книгах и на электронных носителях.
Учебные пособия
13
1. Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.: Культура и
традиции, 2003. – 224 с.
2. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.- М.: Детский дизайн, 2016.
3. Орлова Л., Панфилова Е., Калмыкова М. Поделки из природных материалов. –
РиполКлассик, 2011.
4. Справочник «Азбука финансовой грамотности»: методическое пособие для педагогов
дополнительного образования. Электронное издание/ Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг
В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М., 2017 год.
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Красивые поделки из природных материалов. – Владис,
2011.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Программа предполагает очную форму обучения. В процессе обучения педагогом
используются словесные методы воспитательной работы, такие, как беседа, обсуждение,
дискуссия. Воспитательные мероприятия, направленные на сплочение коллектива
учащихся.
Обучение строится на следующих принципах:
1. Доступность в изучении и освоении.
2. Последовательность процесса обучения.
3. Систематичность процесса обучения.
4. Индивидуальный метод обучения (при необходимости).
5. Наглядность обучения.
6. Смена форм деятельности в рамках занятия.
Большое внимание в программе уделяется теоретической подготовке учащихся. На
практических занятиях учащиеся приобретают навыки сбора и обработки природного
материала, техники работы с ними и бросовым материалом, создание флористических
композиций, изготовление искусственных цветов, основы финансового мышления. Для
развития практических навыков проводятся экскурсии в природу, учреждения и объекты
социальной значимости, учащиеся посещают мастер- классы и различные выставки.
Образовательный процесс ведется по следующим направлениям деятельности:
1. Приобретение теоретических знаний
2. Практическая работа
3. Самостоятельная работа (презентации, видеоролики, работа с интернетресурсами)
4. Экскурсии
5. Игры, викторины, конкурсы, социальные акции
6. Встречи с интересными людьми
При
проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Новый учебный материал подается в форме – учебных занятий, практических занятий,
творческих работ, экспериментальной деятельности, экскурсий, акций.
Элементы здоровьесберегающей технологии присутствуют на всехэтапах обучения,
учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При реализации программы используются:
Личностно-ориентированный подход к обучению, направленный на передачу знаний,
умений и навыков каждому ученику, и компетентностный подход, при котором
осуществляется развитие компетенций: коммуникативных и информационных. Реализация
компетентностного подхода при освоениипрограммы ставит перед педагогом задачу так
выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться ребенку, научить его
мыслить, привить навыки практических действий. Деятельностная парадигма обеспечивает
умение учиться, овладение универсальными учебными действиями. Программа создаёт
14
условия для развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения природы и
её взаимосвязей, работы над проектами и исследованиями, участия в воспитательных
мероприятиях, выполнения творческих работ.
Программа выстроена на основе теории развивающего обучения с направленностью
на развитие творческих качеств личности и формирование личности как активного субъекта
через деятельностное освоение содержания программы. Результатом деятельности педагога
является опыт успешного участия детей в конкурсах различного уровня, в выставках и
акциях, которыйв дальнейшем помогает им в самореализации и адаптации в обществе.
Технология проектного обучения. Основная цель применения – развитие
исследовательских и проектных умений (выявление проблемы, сбор информации, анализ,
обобщение, наблюдение), умение пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач.
Воспитательные технологии:
- технология «Создание ситуации успеха» Белкина А.С.;
- педагогика сотрудничества Соловейчика С.Л.
План воспитательной работы представлен в Приложении 2.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы (Приложение
3).
Алгоритм занятия
Учебное занятие строится и проводится по следующим этапам:
•
Организационный – подготовка детей к работе на занятии.
•
Подготовительный – проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Подготовка к
восприятию нового материала.
•
Основной – усвоение новых знаний, первичная проверка понимания,закрепление и
систематизации знаний.
•
Рефлексивный – оценивание результативности и работоспособности.
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной программыдополнительной общеразвивающей программы включает в себя текущий контроль и
промежуточную аттестацию.
Текущий контроль контролирует качество и уровень освоения учащимися тем,
разделов дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Промежуточная аттестация проводится после каждого года обучения по
дополнительным
общеобразовательным
программам
–
дополнительным
общеразвивающим программам после освоения каждого модуля и определяет успешность
развития учащегося и усвоения им дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Предусматривается проверка теоретических знаний (устные и письменные опросы,
тесты) и практических умений (игровые задания, самостоятельная работа, зачет,
контрольная работа, творческая работа, олимпиады, защита проектов, контрольные работы,
выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки,
открытые уроки, вернисажи и т.д.).
Отслеживание формирования и развития личностных качеств детей осуществляется
ежегодно с использованием методики М.И. Шиловой «Изучение качеств личности
воспитанников» (Приложение 6) во время групповой и парной работы. Наблюдение,
тестирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, участие в конкурсах,
беседа являются методами отслеживания педагогом основных компетенций детей.
15
№
1
2
Наимено
вание
модуля
контроля
Модуль 1
«Живая
природа и
человек»
Модуль 2
«Сохраним
планету
вместе»
Предмет
оценивания
Формы и
методы
оценки
Выявление
уровня
усвоения
материла по
теме
Выявление
уровня
усвоения
материла по
теме
Критерии
оценивания
Виды
аттестац
ии
Творческий высокий уровень (11проект
12 баллов), средний (810 баллов), низкий (7
баллов и ниже).
Самостоятельност
ь, содержание,
эстетичность,
творчество
Текущий
контроль
Устный
опрос
правильность,
полнота ответа,
умение доказать
свою точку зрения
Выставка
3
Модуль 3
«Я –
будущий
препринима
тель»
Выявление
уровня
усвоения
материла по
теме
Защита
минипроекта
4
Выявление
уровня
усвоения
содержания
программы
Тест
Контроль
усвоения
приобретен
н ых
знаний.
Практическа Ярмарка
я часть.
изделий
Показатели
оценивания
высокий уровень (8-9
баллов), средний
уровень (6-7 баллов),
низкий уровень (5
баллов и ниже)
высокий уровень (1112 баллов), средний (810 баллов), низкий (7
баллов и ниже).
Аккуратность
исполнения,
Соответствие
цветовой гамме,
Законченность
работы.
Оригинальность.
высокий уровень (11- Грамотность
12 баллов), средний (8- изложения
10 баллов), низкий (7 материала,
баллов и ниже).
применение
экономических
терминов, умение
отвечать на
вопросы,
убедительность
высказываний
Высокий уровень – от Правильность
14 до 16 баллов;
ответов.
Средний уровень - от
10 до 13 баллов;
Низкий уровень – от 9
баллов и ниже.
Высокий уровень – от Авторская идея,
13 до 15 баллов;
оригинальность
Средний уровень - от замысла.
10 до 12 баллов;
Оформление и
Низкий уровень – от 9 дизайн
баллов и ниже.
представленных
работ. Уровень
мастерства.
Презентация
творческих работ.
Промежу
т очная
аттестаци
я
2.5. Список литературы
16
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от
07.05.2020 (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ
976/04);
9. Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики
Коми от 01.06.2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»;
10.Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 «О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
11.Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 № 03/2011-61 «О Стратегии
социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2035 года».
12.Устав учреждения МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога
1.
Асманн П. А. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.:Культура и
традиции, 2003. – 224 с.
2.
Бенджамин П., Слюис М., Бруин Т., Современная флористика. Оформление стола. –
М.: Дизайнер БУКС, 2010. – 96 с.
3.
Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.- М.: Детский дизайн, 2016.
4.
Лерш Г. Основы композиции во флористике. - М.: Дизайнер BOOKS, 2013. –232 с.
5.
Миркин Б.М. Экология России (Текст)./Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. - М.:Устойчивый
мир, 2000 – 356 с.
6.
Орлова Л., Панфилова Е., Калмыкова М. Поделки из природных материалов. – М.:
РиполКлассик, 2011.
7.
Рик Моррис. Тайны живой природы./Рик Моррис - М.: Росмэн, 2010 – 200 с.
8.
Сидорова М.А. Европейская флористика. - М.: Ниола-пресс, 2007. – 135 с.
9.
Справочник «Азбука финансовой грамотности»: методическое пособие для педагогов
дополнительного образования. Электронное издание/ Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг
В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М.: Росмэн, 2017. – 182 с.
10. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Красивые поделки из природных материалов. – М.:
17
Владис, 2011. – 239 с.
11. Фомина Ю. В. Современные букеты. – М.: Издательский дом «Ниола 21-йвек», 2004.
– 144 с.
12. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка,
ассортимент, техника.- М.: ЗАО «Фитон+», 2003. – 125 с.
Литература для учащихся
1.
Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.:Культура и
традиции, 2003. – 224 с.
2.
Волкова, Г.А. Инструкция полезных растений в подзоле средней тайги Республики
Коми./ Г.А.Волкова, В.П. Мишуров, Н.В.Портнягина. – СПб.: Наука, 2002. - 395 с.
3.
Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. - М.: Росмэн, 2008 – 511 с.
4.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М,: Дрофа-Плюс, 2005. – 320 с.
5.
Куров В.Н. «Расширяем кругозор детей». – Ярославль: Академия развития, 2006
– 180 с.
6.
Лобков Д.А. Язык цветов, или Все тайны цветочной магии. – Ростов н/Д: Феникс,
2013. – 331 с.
7.
Лысиков А.Б. Мир цветов. Истории, загадки, факты. – М.: Фитон+,2008. – 224 с.
8.
Никишов А.И. Экология: Учебник для 5(6) классов/А.И.Никишов,В.Н.Кузнецв,
Д.Л.Теплов - М.: Устойчивый мир, 2009 – 272 с.
9.
Плешаков А.А. Мир
вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. /А.А.Плешаков М.: Просвещение, 2004 – 160 с.
Интернет-ресурсы
1. Экология и жизнь. : [Международный экологический портал] / Автономная
некоммерческая организация «Журнал «Экология и жизнь». – М., 2000-2009. - URL :
http://www.ecolife.ru/index.shtml. - (28.12.11). Содержание номеров, избранные статьи,
"книжный магазин", экологический форум, объявления о конференциях.
2. Охрана дикой природы : [Электронный ресурс], [Сайт] / Благотворительный фонд
«Центр
Охраны
Дикой
Природы».М.:
2000-2011.URL
:
http://www.biodiversity.ru/publications/odp/index.html. - (28.12.11). Электронная версия
некоторых номеров.
3. Заповедники и национальные парки : [Электронный ресурс], [Сайт] / Благотворительный
фонд «Центр Охраны Дикой Природы». .- М., 2000- 2011. - URL :
http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html. - (28.12.11). Электронная версия
некоторых номеров.
5. Лесной бюллетень : [Электронный ресурс], [Сайт] / Международный социальноэкологический союз; Центр охраны дикой природы, Гринпис России. – М., 2000-2011. URL : http://www.forest.ru/rus/bulletin/. – (28.12.11). Проблемы лесных экосистем и их
охраны, подходы, методика, обсуждения. Неправительственные организации по
сохранению лесных экосистем.
- Дальневосточный морской заповедник : [Электронный ресурс], [Сайт] /
Дальневосточный государственный морской заповедник. – Владивосток, 2011. URL :
http://www.fegi.ru/PRIMORYE/PROTECT/zap.htm. - (23.12.11).
9. «Цветы»: [Электронный
ресурс],
[Сайт]/
оналйн-журнал
–
URL:
https://fantazy.ru/floristika/floristika-obsh.html (23.04.20).
10. «Все о флористике»: [Электронный ресурс], [Сайт] URL: https://df- floristika.ru/
(23.04.20).
11. https://vk.com/ti_eto_mojesh
13. https://vk.com/public31805219
14. https://vk.com/h.made
15. http://lovets-snov.info/
18
19
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
1.
Введение. Правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности:
пожарная и электробезопасность, ПДД
Экологические проблемы планеты
Экскурсия в парк. Заготовка материала
Экскурсия в парк. Заготовка материала
Заготовка материала
Заготовка материала
Разнообразие природных камней.
Особенности заготовки. Секреты техники
рисования на камнях. Необходимые
инструменты и материалы
Брошь «Кот»
Брошь «Кот»
Особенности древесины и их
предварительной обработки.
Секреты работы с деревянными спилами
Панно на деревянном спиле.
Особенности комнатных растений, их
разнообразие и значение. Правила ухода
за комнатными растениями в зависимости
от времени года. Экскурсия по школе.
Принципы построения композиций из
комнатных цветов. Композиции в
сочетании с различными природными и
другими материалами.
Символика и «язык» цветов. Цветовые
сочетания.
Правила составления букета.
Классификация букетов. Инструменты и
материалы.
Составление букета
Знакомство с технологией создания
презентации
Оформление презентации «Моя поделка»
Оформление презентации «Моя поделка»
Структура проекта. Способы поиска
информации
Структура проекта. Способы поиска
информации
Работа в мини-группах «Учимся писать
проект»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Количество часов
теория практика
Дата
проведен
ия
Дата
проведения
по факту
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Работа в мини-группах «Учимся писать
проект»
Защита творческой работы. Текущий
контроль.
Способы утилизации отходов.
Мусороперерабатывающие заводы и их
продукция
Раздельный сбор вторичного сырья, его
классификация.
Виды поделок из бросового материала.
Первичные понятия и правила работы с
пластиком.
Изготовление цветов из пластика
Беседа об истории праздника Новый год.
Техника изготовления вазы из пластика,
фоторамки из компакт-диска к Новому
году
Изготовление фоторамки из компактдиска к Новому году
Знакомство с видами поделок из газетных
трубочек. Правила плетения из
газетных трубочек.
Изготовление трубочек.
Техника плетения из газетных
трубочек.
Плетение звезды из газетных трубочек.
Обзор различных видов упаковок.
Знакомство со способами вторичного
использования упаковок в быту.
Обзор различных видов упаковок.
Знакомство со способами вторичного
использования упаковок в быту.
Изготовление вазы из пластиковой
бутылки от стирального геля.
Изготовление вазы из пластиковой
бутылки от стирального геля.
Изготовление шкатулки из упаковок.
Разнообразие детских игрушек. Влияние
качества игрушек на длительность их
применения. Техника работы с мягкими
игрушками.
Изготовление куклы бибабо
Изготовление куклы бибабо
Техника работы с пластиковыми
игрушками. Беседа о празднике Пасхи.
Виды одежды. Разнообразие материалов.
Техника работы с мехом
Подвеска из меха
Подвеска из меха
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Техника работы с кожей, текстилем.
Беседа о празднике День Победы.
Сувенир из кожи ко Дню Победы
Брелок из текстиля
Брелок из текстиля
Что такое пункт приема вторичного
сырья. Завод по переработке мусора в
Сыктывкаре. Их значение для города.
Правила сбора вторичного сырья для
переработки. Техника безопасности.
Экскурсия на пункт приема вторичного
сырья
Экскурсия на пункт приема вторичного
сырья
Акция «Мы с природой дружим, мусор
нам не нужен» (сбор и сдача пластиковых
крышек, батареек, макулатуры)
Итоговое занятие. Опрос.
Выставка работ учащихся.
История возникновения денег. Виды
денег. Названия валют разных стран.
Современные деньги.
Дискуссия «Хорошо ли иметь много
денег?»
Что такое бюджет? Составляющие
доходов и расходов. Увеличение бюджета
1
Профессия «предприниматель». Что такое
бизнес. Правила игры «Менеджер»
Деловая финансовая игра «Менеджер»
Увлечения и их роль в выборе профессии.
Значение хобби для будущей профессии.
Обсуждение в парах о значении своего
хобби для людей
Понятия «цена», «стоимость», их
составляющие
Понятия «цена», «стоимость», их
составляющие
Составление таблицы расчета стоимости
товара
Значение рекламы в продвижении товара.
Виды реклам. Основные характеристики
рекламы.
Составление рекламы своей творческой
работы.
Защита мини-проекта
Промежуточная аттестация. Ярмарка
изделий
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
42
22
Приложение 2
План воспитательной работы
творческого объединения «Экодизайн»
Направление
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
Экологическое
месяц
сентябрь
Мероприятие
Беседа «Знай и выполняй правила
дорожного движения»
октябрь
Экскурсия на стадион «Динамо»
Экологическое
ноябрь
Духовно-нравственное
декабрь
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
январь
Участие в акции
«Покорми птиц зимой!»
Беседа «Традиции празднования Нового года,
Рождества в Коми крае и других странах»
Беседа «Пожарная безопасность при
использовании петард, хлопушек, бенгальских
огней»
Духовно-нравственная
февраль
Основы здорового и
безопасного образа
жизни
Экологическая
март
апрель
Духовно-нравственное
апрель
Духовно-нравственное
Экологическая
апрель
май
Беседа «День защитника
Отечества»
Беседа «Осторожно! Тонкий лед!»
Знакомство с современными профессиями
Беседа «Кто такой волонтер?»
Участие в Республиканской акции «Весенняя
неделя добра»
Экскурсия в Свято-Стефановский собор
«Готовимся к Пасхе»
Акция ко Дню Победы «Подарок ветерану»
Участие в акции по озеленению школьного
двора «Росток»
23
Приложение 3
План работы с родителями/ законными представителями
Цель: организация эффективного сотрудничества семьи и педагога для
образовательных и воспитательных задач в рамках программы «Экодизайн».
Мероприятия
Размещение информации для
родителей на стенде Размещение
информации для
родителей на сайте Центра
Выступление на родительских
собраниях
решения
Сроки
В течениегода
Содержание
Информационное педагогическое
обеспечение родителей в вопросах
воспитания
Начало
учебного года
Запись учащихся в творческие
объединения (консультация
родителей);
Соблюдение санитарно- гигиенических
норм безопаснойжизнедеятельности;
Поддержка одаренных детей;
Портфолио ученика
Реклама программы «Экодизайн»
Октябрь
Декабрь
Май
Беседы, встречи, консультации
В течение года
(индивидуальные, групповые,
коллективные) по инициативе
педагогов или родителей.
Переписка в группе VK «Экодизайн»
Совместное участие детей и
В течениегода
родителей в экологических акциях
Центра: «Вершки», «Росток»,
«Покорми птиц зимой!», сбору
бытовых отходов. Помощь родителей
детям привыполнении проектных
работ.
Организация совместных праздников:
«День матери»,
«Масленица»
Помощь родителей в организации
экскурсий
Анкетирование родителей по
Май
выявлению удовлетворенности
деятельностью творческого
объединения «Экодизайн»
Открытые занятия
В течениигода
В конце
учебного
года
Выставки
Март
День открытых дверей
Оперативная информация, решение
организационных вопросов.
Вовлечение родителей в
образовательный процесс
Демонстрация учебных достижений
учащихся
24
Приложение 4
Оценочные и контрольно-измерительные материалы для
осуществления диагностики уровня освоения программы
Модуль 1 - Текущий контроль
Форма проведения - творческий проект
Цель: выявление уровня усвоения материала по теме «Живая природа и человек»
Материалы: природный материал (засушенные растения, веточки, шишки, камни, клей,
картон, камни…).
Задание:
1. Определите сюжет и необходимые материалы будущей работы по теме «Русская
народная сказка»
2. Составь композицию из представленных материалов
3. Закрепи при помощи клея композицию на картоне.
Критерии оценки (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало
проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): самостоятельность
выполнения, содержание, эстетичность, творчество
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и
ниже).
Модуль 2
Форма проведения –опрос, творческая работа
Цель: выявление уровня усвоения материала по модулю «Сохраним планету вместе»
Вопросы для устного опроса:
1.Что такое бросовый материал?
2.Какие способы утилизации и переработки бытовых отходов существуют?
3.Назовите, какие материалы нельзя переработать?
Критерии оценки (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало
проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): правильность,
полнота ответа, умение доказать свою точку зрения
Показатели: высокий уровень (8-9 баллов), средний уровень (6-7 баллов), низкий уровень
(5 баллов и ниже)
Выставка
Критерии оценивания изделий из бросового материала (от 1 до 3 баллов по каждому
критерию, 1- не проявляется/мало проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется
полностью)).
1.Аккуратность исполнения.
2.Соответствие цветовой гамме.
3.Законченность работы.
4.Оригинальность исполнения.
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и
ниже).
Модуль 3
Форма проведения – защита мини-проекта
Цель: выявление уровня усвоения материала по модулю «Я-будущий предприниматель»
Критерии оценивания (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало
проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): грамотность
изложения материала, применение экономических терминов, умение отвечать на
вопросы, убедительность высказываний.
25
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и
ниже).
Промежуточный контроль
1. Тест.
Выбери один из вариантов ответа.
1. Украшение интерьера срезаннымицветами
– это:
А) бонсай
Б) флористика В) манжетка Г) бутоньерка
2. Как называется процесс составления
букета, композиции
А) дизайн
Б) стилистика В) аранжировкаГ) творчество
3. Элемент из листьев или декоративных
материалов, завершающий букет:
А) венок
Б) бутоньеркаВ) фестон
Г) манжетка
4. Композиции из растительного материала,в
стиле японской икебаны или в европейском
формалинейном стиле, основакоторого
контраст формы и линии – это:
А) архитектура Б) фитоскульптура
В) скульптура Г) аппликация
5. Черный, белый, серый – это:А)
хроматические цвета
Б) яркие цвета
В) ахроматические цветаГ) бледные цвета
6. Букеты, изготовленные из большого
количества цветов и рассматриваемые со
всех сторон, относятся к:
А) треугольным Б) одностороннимВ)
массовым
Г) линейным
8. Особый вид букетов, используемый для
украшения платьев, причесок. Существует
петличный вариант для мужчин:
А) икебана
Б) бутоньерки В) композицияГ) бонсай
7. Для стиля ……. Типичны абстрактные и
конструктивные решения, т.е. изломанные
неровные линии, нарочито ограниченная
или упрощенная цветовая гамма:
А) ретро
Б) пейзажныйВ) модерн
Г) барокко
9. Понятие, противоположное симметрии;
нарушение равновесия и соразмерности в
композиции:
А) ритм
Б) асимметрияВ) баланс
Г) масштаб
11.Как называется процесс получения
«прозрачного кружевного» листа:
А) кристаллизация
Б)
скелетизация В)
отбеливание
окрашивание
10. Равновесие композиции в целом и между
ее частями. Придает устойчивостьвазе с
растениями и усиливает гармоничность
композиции:
А) замысел Б) ритм
В) баланс Г) масштаб
12. Как называется процесс погружения
сухих цветов в растворы красок или
опрыскивания специальными аэрозолями:А)
Г) кристаллизация
Б)
скелетизация В)
отбеливание Г)
окрашивание
26
12.Самый экологичный способ утилизации
бытовых отходов:
А) переработка
Б) сжигание
В) захоронение
Г) выброс в море, лес
15. Стоимость сувенира – это:
А) Сумма, за которую вы его когда-то
купили
Б) Сумма, за которую его можно продать
сейчас
В) Сумма, по которой другой человек
оценит сувенир
Г) Сумма, за которую можно купить
аналогичный сувенир
14. В синий контейнер нужно собирать:
А) органический мусор
Б) пластик
В) стекло
Г) бумага
16. Верно ли следующее суждение - при
составлении бюджета сложнее планировать
доходы, чем расходы.
А) верно
Б) неверно
Правильные ответы: 1)Б, 2)В, 3)Г, 4)Б, 5)В, 6)В, 7)В, 8)Б, 9)Б, 10)В, 11)Б,12)Г, 13)А 14)
Г, 15) А, 16)А
Критерии оценивания: за каждый правильныйответ – 1 балл, неправильный ответ – 0
баллов. Максимальное количество – 16 баллов.
Высокий уровень – от 14 до 16 баллов;
Средний уровень - от 10 до 13 баллов;
Низкий уровень – от 9 баллов и ниже.
2. Практическая часть.
Ярмарка изделий.
Критерии оценивания работ (смотри таблицу оценки творческих работ)
Высокий уровень – от 13 до 15 баллов;
Средний уровень - от 10 до 12 баллов;
Низкий уровень – от 9 баллов и ниже.
Этапы работы над проектом
Этапы
1. Мотивация
Задачи
Деятельность
учащихся
Определение
темы, 1.
Уточняют
уточнение
целей, информацию
исходного
положения. 2. Обсуждают задание
Выбор рабочей группы
Деятельность
педагога
1. Мотивирует
учащихся
2. Объясняет цели
проекта
27
2.
Планирование
Анализ
проблемы. 1. Формируют задачи
Определение
2.
Уточняют
источников
информацию
информации. Постановка (источники)
задач
и
выбор 3. Выбирают
и
приоритетов
оценки обосновывают
свои
результатов.
Ролевое критерии успеха
распределение в команде
1. Помогает в
анализе и синтезе
(по необходимости)
2. Наблюдает
3. Принятие
решения
Сбор
и
уточнение
информации. Обсуждение
альтернатив
(мозговой
штурм).
Выбор
оптимального варианта.
Уточнение
планов
деятельности
Выполнение проекта
1.
Работают
с
информацией
2. Проводят синтез и
анализ идей
3.
Выполняют
исследование
1. Наблюдает
2. Консультирует
Выполняют
исследование,
и
работают
над
проектом.
Оформляют проект
Участвуют
в
коллективном
самоанализе проекта и
самооценке
результатов
своего
продвижения
1. Защищают проект
2.
Участвуют
в
коллективной оценке
результатов проекта
1. Наблюдает
2. Советует (по
просьбе)
4. Выполнение
5. Оценка
результатов
6. Защита
проекта
Анализ
выполнения
достигнутых результатов
(успехов и неудач) и
причин этого. Анализ
достижения поставленной
цели
Подготовка выступления;
обоснование
процесса
проектирования,
объяснение полученных
результатов.
Коллективная
защита
проекта.
Оценка
результатов
1. Наблюдает
2. Направляет
процесс анализа
(если необходимо)
Организует процесс
коллективной
оценки результатов
Критерии оценивания проекта
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ
Критерии
1.
2.
3.
4.
Максимальное Самооцен Оценка Оценка
количество
ка
педагога одногру
баллов
пп
ников
Эстетичность оформления работы
0-5 балла
Достигнутый результат
0-5 балла
Грамотность.
0-5 балла
Отсутствие отклонений от темы.
0-5 балла
28
5. Соблюдение структуры проекта.
6. Наличие научного, интересного,
познавательного материала.
0-5 балла
0-5 балла
7. Формулирование вывода.
0-5 балла
8.
Использование ресурсов сети
0-5 балла
интернет и печатной литературы.
Защита
9.Представление
0-5 балла
проекта
10. Ответы на
0-5 балла
вопросы
Среднеарифметическая величина45 - Итого:
50 баллов высокий уровень;
35 – 44 балла повышенный уровень;
25 – 34 балла средний уровень;
Менее 24 баллов – низкий уровень.
Итоговая оценка
(Суммируются итоги оценок
трех
столбцов и делятся на 3)
Критерии оценивания защиты проекта
Высокий
Средний
Низкий
Проектная работа соответствует
Проектная работа
Проектная работа несовсем
цели иотвечает на проблемные соответствует цели иотвечает
точно отражает цель
вопросы
на некоторые
проекта и его
проблемные вопросы
проблемные вопросы
Участником проекта
Участником проекта
Участник проекта
использованы все
использованы некоторые
использовал один
рекомендованные социальные рекомендованные социальные
рекомендованный
сервисы,проведены коллективные
сервисы,проведены
социальный сервис, провел
обсуждения в ходе работы над
коллективные обсуждения в коллективноеобсуждение в
проектом
ходе
ходе работы над проектом
работы над проектом
Устное выступлениеучастника Устное выступление участника
Устное выступление
логично, отсутствуют
логично, присутствуют
участника не всегда
грамматические и лексические
незначительные
логично, присутствуют
ошибки
грамматические и лексические
грамматические и
ошибки,не мешающие
лексические ошибки,
пониманию
которые затрудняют
материала
понимание
В ходе устного выступления даны В ходе устного выступления Учащийся затруднялся
ответы на все
даны ответы на некоторые даватьправильные ответы
вопросы класса
вопросы класса
на вопросы класса
Критерии и показатели качественной оценки творческих работ
29
Критерии
Владение
технологией
Высокий уровень
знает и соблюдает
технологию
изготовления изделия
Самостоятельно
сть в работе
самостоятельное
выполнениеработы,
от выбора сюжета
до исполнения
Цветовое
решение
удачное
решение
Трудоемкость
Креативность
сложно
стремиться
к
оригинальному
решению,
работа
выполнена
по
собственному
замыслу
Средний уровень
Знает технологию
изготовления изделия,
ноизделие
содерж
итнебольшие
технологические
дефекты;
выполнение работы
с
небольшой
помо
щью педагога
допущены
незначительные
ошибки
достаточно сложно
в реализации замысла
проявляет творчество,
в
разработке
эс
киза обращается за
помощьюпедагога
Качество
исполнения
изделие аккуратное
изделие
Соблюдение
правил
ТБ,
организации
рабочего места
знает и соблюдает
правила организации
рабочего места,
правила техники
безопасности
аккуратно
знает и соблюдает
правила организации
рабочего места,
правила техники
безопасности, ноне
всегда соблюдает
цветовое
не
совсем
Низкий уровень
слабо владеет
технологией
изготовления
изделия,изделие
имеет грубые
технологические
дефекты
выполнение работы
под контролем
педагога.
неудачное решение
достаточно просто
в
практической
работе творчество
проявляет
при
актив
ном
напоминании
педагогалибо
издел
ие выполнено на
основе
образца
изделие выполнено
неаккуратно.
знает не все правила
организации
рабочего места,
правила техники
безопасности,
соблюдает их при
напоминании
педагога
30
Приложение 5
Программа предполагает очную форму обучения; в периодневозможности организации
учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть организована
самостоятельная работа с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательныхтехнологий.
№п/п
1
Раздел учебного плана
Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Живая природа и человек. https://www.youtube.com/watch?v=IHGpZFwah6A&t=61s
https://www.youtube.com/watch?v=qVami9urDj4
https://www.youtube.com/watch?v=JWtYZc8lS0Y&t=14s
2
Спасем планету вместе
3.
Я будущий
предприниматель
https://www.youtube.com/watch?v=lUkqIBMiDmw&t=200s
https://www.youtube.com/watch?v=g4Spn8uDtlg&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v=DLdlhf49wXw&t=189s
https://www.youtube.com/watch?v=Y0nWwKRrTWk&
t=164s
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=68559891546283690
06&text=для+детей+о+финансовом+мышлении&where=all
https://www.youtube.com/watch?v=0zgKe0ssNpY
https://fintolk.pro/10-multfilmov-kotorye-nauchat-detejobrashhatsja-s-dengami/
31
Приложение 6
Диагностическая карта
мониторинга развития личностных качеств воспитанников (по Шиловой М.И.)
№
ФИО
Активность,
организаторские
способности
дата заполнения
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
дата заполнения
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинирован
ность
дата заполнения
Нравственность,
гуманность
дата заполнения
Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
дата заполнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
32
Мониторинг развития личностных качеств воспитанников
Признаки проявления качеств личности
Качества
личности
ярко проявляются
3 балла
1. Активность,
Активен, проявляет стойкий
организаторские
познавательный
интерес,
способности
целеустремлен, трудолюбив и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность других.
2.
Коммуникативные Легко вступает и поддерживает
навыки, коллективизм
контакты, разрешает конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
инициативен, по собственному
желанию успешно выступает
перед аудиторией.
3. Ответственность,
Выполняет поручения охотно,
самостоятельность,
ответственно,
часто
по
дисциплинированность
собственному желанию, может
привлечь
других.
Всегда
дисциплинирован,
везде
соблюдает правила поведения,
требует того же от других.
проявляются
2 балла
Активен, проявляет стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших результатов.
слабо проявляются
не проявляются
1 балл
0 баллов
Мало активен, наблюдает за Пропускает занятия, мешает
деятельностью
других, другим.
забывает выполнить задание.
Результативность невысокая.
Вступает и поддерживает
контакты, не вступает в
конфликты, дружелюбен со
всеми,
по
инициативе
руководителя или группы
выступает перед аудиторией.
Выполняет поручения охотно,
ответственно. Хорошо ведет
себя независимо от наличия
или отсутствия контроля, но
не требует этого от других.
Поддерживает
контакты
избирательно, чаще работает
индивидуально, публично не
выступает.
Замкнут,
общение
затруднено, адаптируется в
коллективе
с
трудом,
является
инициатором
конфликтов.
Уклоняется от поручений,
безответственен.
Часто
недисциплинирован,
нарушает
правила
поведения, слабо реагирует
на
воспитательные
воздействия.
4. Нравственность,
гуманность
Доброжелателен,
правдив,
верен своему слову, вежлив,
заботится об окружающих, но
не требует этих качеств от
других.
Неохотно
выполняет
поручения.
Начинает работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает правила поведения
только при наличии контроля
и
требовательности
преподавателя или товарищей.
Помогает
другим
по
поручению преподавателя, не
всегда выполняет обещания, в
присутствии старших чаще
скромен, со сверстниками
бывает груб.
Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об
окружающих,
пресекает
грубость, недобрые отношения к
людям,
Недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен с товарищами
и
старшими,
часто
обманывает, неискренен.
33
5.
Креативность,
склонность
к
исследовательскопроектировочной
деятельности
Имеет
высокий
творческий
потенциал.
Самостоятельно
выполняет
исследовательские,
проектировочные
работы.
Является разработчиком проекта,
может создать проектировочную
команду и организовать ее
деятельность.
Находит
нестандартные решения, новые
способы выполнения заданий.
Выполняет
исследовательские,
проектировочные
работы,
может
разработать
свой
проект
с
помощью
преподавателя.
Способен
принимать
творческие
решения, но
в основном
использует
традиционные
способы.
Может
работать
в
исследовательскопроектировочной группе при
постоянной поддержке и
контроле.
Способен
принимать
творческие
решения, но
в основном
использует
традиционные
способы.
В
проектноисследовательскую
деятельность не вступает.
Уровень
выполнения
заданий репродуктивный.
34