Умелые Руки_2 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Титульный лист

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
УМЕЛЫЕ РУКИ

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 8-12 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор-составитель программы:
Волкова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования

Сыктывкар, 2025

Оглавление
Титульный лист..................................................................................................... 1
Оглавление ............................................................................................................. 2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ....................... 3
1.1.
1.2.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.4.

Пояснительная записка ..................................................................................................3
Цель и задачи программы ..............................................................................................5
Содержание программы .................................................................................................6
Учебный план ..............................................................................................................6
Содержание учебного плана ......................................................................................7
Планируемые результаты ...............................................................................................8

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ............... 9
2.1. Условия реализации программы .......................................................................................9
2.2. Информационно-методическое обеспечение ................................................................10
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ..............................................................10
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ..............................................................11
2.5. Список литературы...........................................................................................................16
Нормативно – правовые источники: ........................Ошибка! Закладка не определена.
Литература, использованная для разработки программы: ..............................................16
Литература для учащихся ...................................................................................................16

Приложения к программе ................................................................................. 17
Приложение №1. Задания для самостоятельной работы. ....................................................17
Приложение № 2. Календарно – тематическое планирование............................................18
Приложение № 3. Работа с родителями. ...............................................................................23
Приложение № 4. План воспитательной работы..................................................................23

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые
руки» (далее – Программа «Умелые руки», Программа) составлена в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленными в списке литературы.
Согласно документу «О Стратегии социально-экономического развития
муниципального образования городского округа «Сыктывкар» до 2035 года», большое
значение придается социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие
эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую
деятельность. Развитие созидательной активности молодежи. Внедрение и распространение
эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью,
поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений.
Формирование целостной системы поддержки способной, инициативной и талантливой
молодежи.
Программа способствует в полной мере решению поставленных задач и способствует
дальнейшей успешной социализации учащихся.
Программа имеет базовый уровень сложности. В групповых занятиях могут
участвовать дети с ОВЗ (нарушение слуха при наличии аппарата, речи, незначительные
соматические заболевания), которым рекомендована инклюзия с допуском к занятиям по
рекомендации лечащего врача.
Занятия проводятся на русском языке.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа «Умелые руки» имеет художественную направленность в системе
дополнительного образования и ориентирована на вовлечение детей в художественную
деятельность, обеспечивает интеграцию знаний и умений детей в областях
изобразительного искусства, народных промыслов и фольклора, содействует
формированию у учащихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным
пребыванием в условиях природной и городской среды, создает условия для воспитания и
развития личности, а также для социализации учащихся.
Также, в программе заложены принципы сохранения культурных традиций
русского, коми и немецкого народов, что позволяет детям в полной мере развить свои
творческие навыки, познакомиться с особенностями декоративно-прикладного искусства
разных народов.
3

Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа ориентирована на формирование у ребенка знаний, умений и навыков
художественной направленности, к которым он проявляет интерес в конкретных условиях
времени и места обучения.
Актуальность (своевременность) программы обеспечивается:
- соответствием содержания и результатов программы вызовам образовательной
политики, рекомендациям органов управления образования, значимым социальным
инициативам и проектам;
- публичным представлением процессов и результатов обучения и воспитания в формах
презентаций, публикаций, выставок, экспозиций фото и видео материалов, живописных
работ, поделок, выступлений, исследований и презентаций, конкурсов и пр.
- реализацией партнерских связей внутри и вне учреждения в формах сотрудничества с
родителями учащихся, образовательными и иными организациями;
- обеспечением успешности детей в системе школьного образования, взаимозачетами
результатов общего и дополнительного образования в формах оценок работ, участия в
выставках, выступлениях и пр.;
- изучением и развитием сложившихся традиций народного творчества Республики Коми,
Российской Федерации и немецкой культуры.
Программа обеспечивает решение задачи усвоения детьми понятий, навыков,
ценностных ориентаций, имеющих художественное содержание и значение.
Программа обеспечивает комплексный, системный, целевой характер обучения и
воспитания детей, реализацию предметного, метапредметного и личностного содержания
образования на основе принципов системно-деятельностного подхода (организация
деятельности; системность; возможность достижения разными детьми минимальных и
максимальных результатов; психологический комфорт; вариативность содержания,
действий и результатов; творческая активность детей).
Основные особенности программы
Особенности программы:
- освоение детьми таких понятий как: декоративно-прикладное искусство, народные
промыслы, фольклор, орнамент, роспись по дереву, керамика, шитье, ткачество и др.;
- формирование умений и навыков работы с необходимыми материалами и
инструментами, такими как: ткань, бумага, картон, глина, шило, игла, ножницы и пр.;
- получение детьми опыта в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
- проявление и усвоение детьми нравственных позиций и целевых ориентаций в ходе
подготовки образовательных событий художественной, экскурсионной, музейной
практики;
- создание перспектив для продолжения детьми образовательных путей в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Программа является модульной по строению.
Программа предназначена для освоения детьми возраста 8 – 12 лет. Принцип
комплектования групп - все желающие. Группы могут формироваться с учетом уровня
подготовки учащихся. Количественный состав группы до 15 человек, постоянный.
Объём и срок реализации программы
Год обучения
1
2
Итого

Количество часов
144
144
288
4

Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Может быть организовано электронное
обучение (в период невозможности организации учебного процесса в очной форме:
карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней). В
рамках дистанционного обучения может быть организована самостоятельная работа с
использованием электронного обучения (приложение №1).
Занятия проходят в форме бесед, практикумов, с применением элементов игрового
обучения, с использованием электронных образовательных технологий, форм организации
проектной деятельности.
Занятия проводятся в группах численностью по 15 человек
Режим занятий1
Год
обучения

1
2

Продолжительность
одного занятия в
академических часах,
мин
40 мин
40 мин

1.2.

Количество занятий в
неделю
2 занятия по 2 часа
2 занятия по 2 часа
Итого:

Количество
часов в неделю

Всего часов в
год

4
4

144
144
288

Цель и задачи программы

Цель 1-го года обучения: развитие творческих способностей учащихся через освоение
основ культурных традиций декоративно-прикладного творчества народов проживающих
в Республике Коми, России, Германии, воспитание уважительного отношения к их
культуре.
Задачи 1-го года обучения.
Обучающие:
- Познакомить с русским, коми и немецким декоративно-прикладным творчеством,
народными праздниками, обычаями.
- Обучить навыкам художественной обработки материалов, особенностям изготовления
изделий, распространенных на севере Республики Коми, Российской Федерации и
Федеративной Республики Германии.
- Научить учащихся работать с инструментами (ножницы, шило, игла и др.).
- Научить самостоятельно выполнять декоративные работы, работать с заданными
требованиями.
Воспитательные:
- Воспитать чувства любви к Родине и общечеловеческим ценностям.
- Воспитать уважения к культуре народов: к немецкому, русскому и Коми народов.
- Воспитание уважительного отношения к труду.
- Развить навыки при работе в группе.
- Научить выражать свои мысли и выступать перед аудиторией.
- Развить вкус, учится подбирать материал.
Развивающие:
- Развить коммуникативные умения.
- Развить умения планировать собственную деятельность, способность самостоятельно
выполнять работу.
- Развить эстетический вкус, аккуратность и терпение в работе.
- Развивать индивидуально-творческие способности учащихся.
1

в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)

5

Цель 2-го года обучения: расширить представление учащихся о разнообразии
декоративно-прикладного творчества народов проживающих в Республике Коми, России,
Германии, через практико-ориентированные задания.
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
− Расширить представление о многообразии видов декоративно прикладного искусства
народов проживающих в Республике Коми, России, Германии.
− Научить самостоятельно выполнять декоративные работы, работать по заданным
требованиям.
− Научить учащихся характеризовать собственный опыт в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета.
− Научить обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах.
Воспитательные:
− Воспитать чувства любви к Родине и общечеловеческим ценностям.
− Воспитать уважения к культуре народов: к немецкому, русскому и Коми народов.
− Воспитание уважительного отношения к труду.
− Развить навыки при работе в группе.
− Научить выражать свои мысли и выступать перед аудиторией.
− Развить вкус, учится подбирать материал.
Развивающие:
− Развить коммуникативные умения.
− Развить умения планировать собственную деятельность, способность самостоятельно
выполнять работу.
− Развить эстетический вкус, аккуратность и терпение в работе.
− Научить обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения;
− Научить вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой
работы.

1.3.

Содержание программы

1.3.1. Учебный план
Учебный план 1 года обучения
№

1
2
3
4
5

Раздел

Всего
часов

Теория

Практика

4

4

-

Электронное
обучение (при
необходимости)
-

82
16
26
16

12
3
3
-

70
13
23
16

20
8
8
-

122

22

122

36

Всего
часов

Теория

Практика

Электронное
обучение (при

Введение в
программу
Сувениры
Игрушка
Бисероплетение
Оформление
выставок
ИТОГО

Учебный план 2-го года обучения
№

Раздел

6

1
2
3
4
5

Введение в
программу
Сувениры
Бисероплетение
Ткачество
Оформление
выставок
ИТОГО

4

4

-

необходимости)
-

74
32
18
16

13,25
6
3
-

60,75
26
15
16

20
8
8
-

144

26,25

117,75

36

1.3.2. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Введение в программу.
Теоретические знания: Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с
инструментами (ножницы, шило, игла). Противопожарная безопасность, правила
дорожного движения. Антитеррористическая безопасность.
2. Сувениры.
Теоретические знания: Виды декоративно-прикладного искусства. Декоративноприкладное искусство народов России, Республики Коми. Немецкие народные
традиции, обычаи, праздники.
Папье-маше – история творческого направления. Технология выполнения папье-маше.
Наследие женского рукоделия народов русского Севера. Приемы и техника
изготовления сувениров. Последовательность в изготовлении изделий. Виды стежков,
виды отделки материалов.
Практические знания: Художественная обработка материалов, подбор нужных
материалов. Работа по шаблонам, таблицам, выкройкам, рисункам, конструирование
моделей, изготовление чертежей, раскрой материалов, шитье изделий, шитье отделки,
лепка объемных форм, композиционное размещение и декоративное оформление
сувениров.
3. Игрушка.
Теоретические знания: Коми, русские и немецкие праздники, обычаи и традиции.
Игрушки из разных материалов, особенности изготовления игрушек. Способы
выполнения работ. Традиционные игрушки коми народа (текстиль, береста, роспись по
дереву).
Практические знания: Работа по шаблонам, таблицам. Раскрой игрушек по выкройкам,
пошив изделий. Работа с природным материалом. Декоративное оформление игрушек.
Склеивание деталей игрушек, украшение игрушек разными материалами.
4.
Бисероплетение.
Теоретические знания: Бисероплетение, как вид декоративно- прикладного творчества.
Технология изготовления изделий из бисера.
Материалы и оборудование.
Последовательность выполнения работы. Бисероплетение в декоративно-прикладном
творчестве разных народов России.
Практические знания: Бисероплетение на леске и проволке. Техники бисероплетения.
Декоративное оформление работ.
5. Оформление выставок.
Практические знания: Декоративное оформление выставки. Оформление работ.
Инструменты и материалы.
Подбор рамки, подставки. Шитье рамки к картону. Склеивание работы на картон
нужного размера и др.
Содержание учебного плана 2-го года обучения.
7

1.

2.

3.

4.

5.

Введение в программу.
Теоретические знания: Инструменты и материалы. Инструктаж по технике
безопасности при работе с инструментами (ножницы, шило, игла). Противопожарная
безопасность, правила дорожного движения, правила действий при чрезвычайных
ситуациях.
Сувениры.
Теоретические знания: Коми, русские и немецкие праздники, обычаи и традиции.
Легенды и рассказы. Декоративное оформление праздников. Декоративно-прикладное
творчество в изделиях и композициях из различных материалов: ткани, нитки, бумаги,
картона, солёного теста. Папье-маше – история творческого направления. Техники
выполнения папье-маше.
Женское рукоделие народов Севера. Художественная обработка кожи и меха. Виды,
свойства и способы обработки кожи и меха. Вышивка бисером. Сувениры из природных
материалов: соломки, засушенных листьев и цветов,
Китайский гороскоп, герои китайского гороскопа.
Приемы лепки из глины и росписи. Особенности выполнения работ из природных
материалов. Материалы и оборудование. Последовательность выполнения работ.
Практические знания: Работа по шаблонам, таблицам, чертежам, эскизам. Вышивка
бисером по коже и ткани. Подбор материалов, лепка сувениров, раскрой ткани, меха,
кожи. Шитье изделий. Композиционное размещение композиций. Изготовление деталей
и приклеивание на основу. Подготовка основы композиций, изготовление украшений.
Украшение и декоративное оформление сувениров.
Игрушки.
Теоретические знания: Куклы и декорации. Немецкие игрушки обычаи и традиции.
Особенности изготовления игрушек. Последовательность выполнения игрушки.
Игрушки –марионетки. Изготовление пальчиковых кукол с отражением элементов коми
и русского фольклора.
Практические знания: Работа по шаблонам, таблицам. Изготовление и склеивание,
соединение деталей. Работа с разными видами материалов. Раскрой, шитье игрушек.
Декоративное оформление.
Ткачество.
Теоретические знания: Немецкие праздники, легенды, сказки и рассказы. Технология
росписи по ткани. Коми мифологические сюжеты в декоративных композициях для
батика.
Практические знания: Эскиз росписи по ткани, шелку. Создание декоративного образа.
Роспись по ткани. Декоративное оформление работ.
Оформление выставок.
Практические знания: Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Подготовка материалов: картона, основы и закрепление рамки. Шитье изделий на
основу. Композиционное размещение декоративных работ.

1.4.

Планируемые результаты

Первый год обучения.
Предметные:
- Знать основные особенности декоративно-прикладного творчества немецкого, коми и
русского народа.
- Знать народные праздники и обычаи немецкого, коми и русского народа.
- Владеть навыками художественной обработки материалов, знать особенности
изготовления изделий, распространенных на территории Республики Коми, Российской
Федерации и Федеративной Республики Германии.
- Умело работать с инструментами (ножницы, шило, игла и др.).
8

Метапредметные:
- Уметь общаться, выстраивать совместную деятельность в коллективе.
- Уметь планировать собственную деятельность и самостоятельно выполнять творческую
работу.
- Уметь оценивать эстетическую сторону произведений декоративно-прикладного
творчества, научаться аккуратно и терпеливо выполнять свою работу.
- Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения;
Личностные:
- Испытывать чувство любви к Родине и общечеловеческим ценностям.
- Уважительно относятся к культуре народов России, Республики Коми и Германии;
- Уважительно относятся к труду;
- Развить навыки при работе в группе;
- Уметь выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- Уметь подбирать материал.
Второй год обучения.
Предметные:
- Расширение представления о стилистическом языке декоративно-прикладного
искусства народов проживающих в Республике Коми, России, Германии.
- Создание самостоятельно декоративных работ, умение работать с заданными
требованиями.
- Умение узнавать и характеризовать произведения декоративно-прикладного творчества
немецкого, коми и русского народа.
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах.
Метапредметные:
- Умение общаться, выстраивать совместную деятельность в коллективе.
- Умение планировать собственную деятельность и самостоятельно выполнять
творческую работу.
- Умение оценивать эстетическую сторону произведений декоративно-прикладного
творчества, научаться аккуратно и терпеливо выполнять свою работу.
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения;
- Умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой
работы;
Воспитательные:
- Испытывать чувство любви к Родине и общечеловеческим ценностям.
- Уважительно относятся к культуре народов: к немецкому, русскому и Коми народов.
- Уважительно относятся к труду.
- Развить навыки при работе в группе.
- Уметь выражать свои мысли и выступать перед аудиторией.
- Уметь подбирать материал.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, учебные стулья и столы, доска
учебная, ноутбук с представленным программным обеспечением, принтер, проектор
9

мультимедийный, колонки.
Учебно-практическое оборудование: бумага, картон, фольга, клей, ножницы,
иголки, нитки, атласные ленточки, пуговицы, веревки, вата, целлофановые пакеты ткань,
баночки, кисти, картинки, открытки, природные материалы, и др.

2.2. Информационно-методическое обеспечение
Журналы, книги, дидактический материал, наглядные пособия, чертежи,
репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые изделия, видео, фото, работа
с интернетом.

2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Программа построена по принципу наглядности, системности, последовательности
и доступности.
Задачи программы решаются с помощью различных форм и методов обучения:
- Словесные методы: рассказ, беседа, инструктажи. По каждой теме или разделу
проводятся беседы о традициях Коми, русского, немецкого народа, о различных видах
декоративно - прикладного творчества, о праздниках и обычаях разных народов.
- Наглядные методы: демонстрация иллюстраций, репродукций, готовых изделий,
образцов, использование технических средств обучения (презентации, мастер классы,
видео уроки)
- Репродуктивные методы: иллюстрированное объяснение по схеме, таблице, эскизам,
использование интерактивных заданий.
- Метод творческой деятельности: создание на занятиях ситуаций проживания и
ассоциаций, диалоговое общение, ролевые инсценировки, сюжетно ролевые игры.
метод проектов. Создание индивидуальных работ, способствующих творческому
развитию учащихся.
Учащиеся первого года обучения
Должны знать:
- Основные понятия и термины декоративно – прикладного искусства;
- Названия материалов, инструментов и приспособлений для занятий декоративно –
прикладным искусством;
- Понимать место и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и
общества в разные времена.
Должны уметь:
-

Работать с различными инструментами и материалами;
Передавать замысел основной идеи в работе;
Сохранить технологию выполнения работы.

Учащиеся второго года обучения
Должны знать:
- Обработку и работу с различными материалами инструментами;
- Этапы выполнения работы.
Должны уметь:
- Самостоятельно проводить сбор информации;
- Анализировать свою работу в группе;
- Самостоятельно проводить анализ хода выполнения работ. Следить за качественным
выполнением поставленных целей.
План работы с родителями представлен в приложении №3.
10

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания 1-го года обучения.
Информационная карта оценка творческой работы (текущий и промежуточная аттестация)
№ Наименование
Предмет
модуля контроля/ оценивания
аттестации
1 Сувениры
1.
Определить
знания о немецком
празднике
«День
Благодарения».
2.
Определить
уровень
умений
выполнения
технических
приемов работы.

Формы
и
методы
оценивания
Практическая
работа.
Лепка
из
соленого теста
барельефного
изображения.

Критерии оценивания

Показатели
оценивания

Виды

Высокий уровень:
9-10 баллов
Учащийся знает о немецком празднике «День
Благодарения». Четко воспроизводит знания о
традициях и обычаях немецкой культуры.
Проявляет интерес, потребность в творческих
действиях. Усвоил приемы и навыки лепки из
соленого теста. Качественно и самостоятельно
выполнил работу. Работа выполнена в
соответствии с технологией. Работа выполнена
в срок. Сувенир соответствует образцам.

Сувениры
к
празднику
«День
Благодарения»:
Корзинка
с
фруктами и цветами.

Текущий
контроль
(ноябрь
декабрь)

Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся знает о немецком празднике «День
Благодарения». Частично умеет обобщать и
сформулировать приемы и навыки лепки из
соленого теста с помощью педагога. Проявляет
неустойчивый интерес. Работа выполнена с
отклонением
от
указанной
последовательности. На выполнение работы
затрачено времени больше установленного.
Практическая работа выполнена с помощью
педагога.
Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание учащегося о
традициях и обычаях, о празднике «День
Благодарения». Приемы лепки из соленого
теста освоил с помощью педагога. Не умеет

-

2

Бисероплетение

1.
Определить
знания о техниках
бисероплетения.
2.
Определить
уровень
умений
выполнения
технических
приемов работы.

самостоятельно
создавать
композицию
сувенира. Отсутствуют умения и навыки при
работе с глиной. Слабый интерес к работе.
Оформление работы выполнялось с грубыми
отклонениями
от
технологии.
Работа
выполнена небрежно, неаккуратно.
Практическая
Высокий уровень:
работа.
9-10 баллов
Выполнение
Учащийся знает о техниках бисероплетения и
изделий в двух четко их воспроизводит. Проявляет интерес,
техниках
потребность в творческих действиях. Усвоил
бисероплетения: приемы и навыки плетения из бисера.
технике
Качественно и самостоятельно выполнил
«параллельного работу. Работа выполнена в соответствии с
плетения»
и технологией. Работа выполнена в срок.
технике
Изделие соответствует образцам.
«крестик»
Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся знает о техниках бисероплетения и
частично умеет обобщать и сформулировать
приемы и навыки плетения из бисера с
помощью педагога. Проявляет неустойчивый
интерес. Работа выполнена с отклонением от
указанной
последовательности.
На
выполнение работы затрачено времени больше
установленного.
Практическая работа
выполнена с помощью педагога.
Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание учащегося о
техниках
бисероплетения.
Приемы
бисероплетения освоил с помощью педагога.
Отсутствуют умения и навыки при работе с
бисером. Слабый интерес к работе. Работа
выполнена небрежно, неаккуратно.

12

Подарки близким из Промежуточная
бисера: «Кольцо» в аттестация
технике «крестик» и (апрель)
брелок в технике
параллельного
плетения

№п\п

Ф.И. ребенка

Передача единства
формы и декора

Выстраивание
декоративной
композиции

Владение
практическими
навыками

Владение
средствами
выразительности

Умение оценивать
свою работу

Итог

Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено с учётом всех требований); средний уровень (задание выполнено с небольшими
недочётами); низкий уровень (задание выполнено с многочисленными ошибками и требует дополнительных занятий с педагогом).

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания 2-го года обучения.
Информационная карта оценка творческой работы (текущий и промежуточная аттестация)
№ Наименование
модуля
контроля/
аттестации
1 Сувениры

Предмет
оценивания

Формы
методы
оценивания

и Критерии оценивания

1.
Определить
знания о немецком
празднике «День
Благодарения».
2.
Определить
уровень
умений
выполнения
технических
приемов работы.

Практическая
работа.
Лепка
из
соленого теста
барельефного
изображения.

Высокий уровень:
9-10 баллов
Учащийся знает о немецком празднике «День
Благодарения». Четко воспроизводит знания о
традициях и обычаях немецкой культуры.
Проявляет интерес, потребность в творческих
действиях. Усвоил приемы и навыки лепки из
соленого теста. Качественно и самостоятельно
выполнил работу. Работа выполнена в
соответствии
с
технологией.
Работа
выполнена в срок. Сувенир соответствует
образцам.
Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся знает о немецком празднике «День
Благодарения». Частично умеет обобщать и
сформулировать приемы и навыки лепки из

Показатели
оценивания

Виды

Сувениры
к
празднику
«День
Благодарения»:
Корзинка
с
фруктами
и
цветами.

Текущий
контроль
(ноябрь
декабрь)

-

соленого теста с помощью педагога.
Проявляет неустойчивый интерес. Работа
выполнена с отклонением от указанной
последовательности. На выполнение работы
затрачено времени больше установленного.
Практическая работа выполнена с помощью
педагога.

2

Бисероплетение

1.
Определить
знания о техниках
бисероплетения.
2.
Определить
уровень
умений
выполнения
технических
приемов работы.

Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание учащегося о
традициях и обычаях, о празднике «День
Благодарения». Приемы лепки из соленого
теста освоил с помощью педагога. Не умеет
самостоятельно
создавать
композицию
сувенира. Отсутствуют умения и навыки при
работе с глиной. Слабый интерес к работе.
Оформление работы выполнялось с грубыми
отклонениями
от
технологии.
Работа
выполнена небрежно, неаккуратно.
Практическая
Высокий уровень:
работа.
9-10 баллов
Выполнение
Учащийся знает о техниках бисероплетения и
изделий в двух четко их воспроизводит. Проявляет интерес,
техниках
потребность в творческих действиях. Усвоил
бисероплетения: приемы и навыки плетения из бисера.
технике
Качественно и самостоятельно выполнил
«параллельного работу. Работа выполнена в соответствии с
плетения»
и технологией. Работа выполнена в срок.
технике
Изделие соответствует образцам.
«крестик»
Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся знает о техниках бисероплетения и
частично умеет обобщать и сформулировать
приемы и навыки плетения из бисера с
помощью педагога. Проявляет неустойчивый
интерес. Работа выполнена с отклонением от

14

Подарки близким из Промежуточная
бисера: «Кольцо» в аттестация
технике «крестик» и (апрель)
брелок в технике
параллельного
плетения

указанной
последовательности.
На
выполнение работы затрачено времени
больше установленного. Практическая работа
выполнена с помощью педагога.
Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание учащегося о
техниках
бисероплетения.
Приемы
бисероплетения освоил с помощью педагога.
Отсутствуют умения и навыки при работе с
бисером. Слабый интерес к работе. Работа
выполнена небрежно, неаккуратно.

15

2.5. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература, использованная для разработки программы
1. Артамонова, Е. Бисер [Текст]: практическое руководство / Е. Артамонова. – М.: Эксмо,
2008. – 272 с.: ил.
2. Бутырева Г, Лимеров П. «АРТ» Республиканский литературно-публистический
историко-культурологический,
художественный
журнал
изд.:
ООО
Коми
республиканская типография. Сыктывкар 2011 г.
3. Возвращение к истокам [Текст]: народное искусство и детское творчество: учебнометодическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Т. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС,
2000. – 272 с.: ил.
4. Дубовская Н.В. «Подарок своими руками» М: Аст СПБ.:Сова, 2011 г.
5. Крайсман И.В. «Историческая мозайка», изд: Томская региональная общественная
организация «Российско-немецкое молодёжное объединение «Югендблик». Томск. 2011
г.
6. Корепанова, О.А. Композиция от А до Я. Ассоциативная композиция [Текст] / О. А.
Корепанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 458 с.
7. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. М.:
Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 272 с.
8. Лещенко, Т. А. Нетканый гобелен [Текст]: ткачество, вязание крючком, макраме,
аппликация, лоскутное шитье, керамика и др. / Т. А. Лещенко. – Ростов н/Д: Феникс,
2005. – 144 с.: ил. – (Город мастеров).
9. Хилтрид Зайбел «Фестлихе флористик вайнахтсцайт». Изд. Вруннен-Райне ФРГ 2010 г.
10.
Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную
форму. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009. – 240 с.
Литература для учащихся
1. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010 – 224 с.
2. Журнал «Искусство детям» Изд. «Мозайка-синтез». М. 2013г.
3. Патрисия Вибьен. Поделки из глины. М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2008 – 31 с.
4. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.
Интернет-ресурсы для учащихся:
1. https://vk.com/handmade_blog
2. 1000 поделок для детей. | Дзен (dzen.ru)
3. ДЕТСКИЕ ПОДЕЛКИ | ВКонтакте (vk.com)

Приложения к программе
Приложение №1. Задания для самостоятельной работы
Задания на самостоятельную работу на 1-2 год обучения.
№
п/п
1

2

3

4

Раздел учебного Задания для самостоятельной с использованием электронного
плана
обучения
Сувениры
Оригами
«Звезда»:
https://yandex.ru/video/preview/17533741048630583948
Оригами
«Рыба»:
https://yandex.ru/video/preview/2507634406844139120
Сердечко
из
фетра
и
бисера:
https://yandex.ru/video/preview/8878738709252774249
Кукла-скрутка:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11242199288975786603
&from=tabbar&parent-reqid=16211873823472701119068665592726067800276-prestable-app-host-sas-web-yp5&text=кукла+скрутка+мастер+класс+для+детей
Пасхальный
заяц:
https://yandex.ru/video/preview/2334371920744111168
Подарок на 23 февраля:
https://yandex.ru/video/preview/8804135859162013525
Подарок
на
8
марта:
https://yandex.ru/video/preview/6231044065757938501
Подарок
на
9
мая
мастер-класс
«Самолёт»:
https://dzen.ru/video/watch/61df0bc640e40b385feefdd3?f=d2d
Игрушка
Игрушка
из
носка:
https://yandex.ru/video/preview/10525967397038805075
Игрушка
из
фетра
«Собака»:
https://yandex.ru/video/preview/2525566543319944608
Ёлочная
игрушка
из
пластилина;
https://yandex.ru/video/preview/15688876154936126910
Мастер
классы
игрушек
из
пластилина:
https://svoimirukamy.com/figurki-iz-plastilina-dlya-detej.html (Дата
обращения 25.10.24)
Бисероплетение Поделка из бисера «Банан» в технике параллельного плетения:
https://yandex.ru/video/preview/14138549283257028096
Простая бабочка из бисера:
https://yandex.ru/video/preview/11779322398842668483
Объемная ягодка в технике параллельного плетения:
https://yandex.ru/video/preview/1753074903620660945
Простая мордочка тигра из бисера в технике «крестик»:
https://yandex.ru/video/preview/975064239659779022
Лягушка
в
технике
«крестик»:
https://yandex.ru/video/preview/12370403802017421568
Ткачество
Простой станок для ткачества из пряжи и бисера:
https://yandex.ru/video/preview/1214570818300809127
Ткачество
бисером
на
станке:
https://yandex.ru/video/preview/9043472257427691519
Мастер-класс
по
ручному
ткачеству
из
пряжи:
https://yandex.ru/video/preview/515818480650578587
17

Приложение № 2. Календарно – тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование 1 года обучения.
Название темы

Теория

Практика

1. Введение в программу. Инструменты и
материалы. Техника безопасности.
2. Сувениры
Декоративно-прикладное искусство. Виды и
материалы.
Сувениры к празднику День благодарения (Праздник
урожая):
-Приемы плоскостной лепки из пластилина. Понятие
«Натюрморт». Панно из пластилина.
-Понятие «Аппликация». Аппликация в технике
«Коллаж»
-Приемы лепки из соленого теста. Сувенир
«Корзиночка с фруктами и цветами».
-Роспись сувенира «Корзиночка с фруктами и
цветами»
Работа с тканью. Основы кройки и шитья. Основные
швы.
Сувениры к немецкому празднику к Дню Святого
Мартина:
- Шитье мягкой игрушки «Гусь». Подбор ткани и
ниток. Раскрой изделия.
- Декоративное оформление игрушки «Гусь»
Сувениры к празднику День Матери.
История возникновения праздника. Бумажная
пластика, пластилинография.
Сувениры к Новому Году и Рождеству
Новогодние сувениры в технике папье-маше:
- Техника папье-маше. История возникновения.
Материалы и инструменты. Папье-маше на основе
воздушного шара.
- Поклейка слоёв на основу. Подготовка
дополнительных деталей.
- Декоративное оформление изделия в технике папьемаше
- Декоративное оформление изделия в технике папьемаше
Новогодние сувениры из ткани:
- Елочные игрушки из фетра и ткани. Раскрой
игрушек.
- Елочные игрушки из фетра и ткани. Декоративное
оформление бисером и тесьмой.
Новогодние сувениры из бумаги и картона:
- Гирлянда
- Открытки с героем китайского гороскопа
- Пряничный домик из картона
- Декоративное оформление изделия
Северные росписи. Изготовление сувениров по
мотивам северных росписей.
- Мезенская роспись: история возникновения. Конь
18

4

-

Всего
часов
4

12
1

70
1

82
2

1

7

8

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,5

1,5

2

1

3

4

0,5

1,5

2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2

3
1
0,25

17
7
1,75

20
8
2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

1
0,5

3
1,5

4
2

0,5

1,5

2

1
0,25
0,25
0,25
0,25
1,5

7
1,75
1,75
1,75
1,75
8,5

8
2
2
2
2
10

0,25

1,75

2

из бумаги и картона по мотивам мезенской росписи.
- Пижемская роспись: история возникновения.
Роспись заготовки по мотивам пижемской росписи.
- Вычегодская роспись: история возникновения.
Изготовление изделия по мотивам вычегодской
росписи.
-Домовые росписи народов русского севера.
Изготовление изделия по мотивам домовых
росписей.
- Итоговое занятие по северным росписям
Сувениры-подарки к праздникам:
- Открытка ко Дню защитника Отечества
- Подарки к Масленице. Солнце из соленого теста.
- Декоративное оформление сувенира из соленого
теста.
- Подарки к 8 марта. Открытка.
- Открытка ко Дню космонавтики
- Открытка к Пасхе
- Открытка ко Дню Победы
Сувениры из бумаги и картона:
- Весенняя птичка. Работа с нитками и картоном.
- Самодельный блокнот. Технология изготовления.
- Самодельный блокнот. Декоративное оформление
- Кот в технике оригами
- Голубь из картона и бумаги
- Лягушка из картона и бумаги. Работа с шаблонами.
Сувениры из пластилина:
- Плоскостная лепка. Подводный мир.
- Плоскостная лепка. Пейзаж.
- Плоскостная лепка. Букет.
- Объемная лепка. Домашние животные.
3. Игрушка
Мягкие игрушки:
- Игрушка «Зайчик». Раскрой, пошив изделия.
- Декоративное оформление работы.
Игрушка «Лягушка». Раскрой, пошив изделия
- Декоративное оформление работы
Подвижные игрушки из картона:
Подвижная игрушка «Попугай». Вырезание деталей
по шаблону. Скрепление деталей проволокой.
Подвижная игрушка «Лисичка». Вырезание деталей
по шаблону. Скрепление деталей проволокой.
Подвижная игрушка «Человек». Вырезание деталей
по шаблону. Скрепление деталей проволокой.
Декоративное оформление игрушек
4. Бисероплетение
Основы бисероплетения. Основные техники,
материалы и инструменты.
Изготовление простых украшений. Особенности
прикрепления карабина.
Изделия из бисера в технике параллельного
плетения:
- Приемы изготовления изделий из бисера в технике
параллельного плетения. Изготовление плоских
фигурок на проволоке.
19

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,5
2,5
0,25
0,25
0,25

1,5
11,5
1,75
1,75
1,75

2
14
2
2
2

0,25
0,5
0,5
0,5
2
0,25
0,5
0,5
0,25
0,25
0,25
1
0,25
0,25
0,25
0,25
3
1
0,25
0,25
0,25
0,25
2
0,5

1,75
1,5
1,5
1,5
10
1,75
1,5
1,5
1,75
1,75
1,75
7
1,75
1,75
1,75
1,75
13
7
1,75
1,75
1,75
1,75
6
1,5

2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
16
8
2
2
2
2
8
2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5
3
0,5

1,5
23
1,5

2
26
2

0,25

1,75

2

1,25

8,75

10

0,25

1,75

2

- Плоские фигурки. Дары природы (фрукты, овощи,
ягоды, цветы)
- Плоские фигурки. Насекомые
- Плоские фигурки. Животные
- Изготовление объемной фигурки на леске или
проволоке
Изделия из бисера в технике «крестик»:
- Приемы плетения из бисера в технике «крестик»
- Плетение кольца в один ряд
- Плетение изделия в 2-3 ряда
- Плетение небольшой фигурки
- Плетение объемной фигурки
- Плетение объемной фигурки
5.Оформление работ к выставкам
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
Итого:

0,25

1,75

2

0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75

2
2
2

1
0,25
0,25
0,25
0,25
22

11
1,75
1,75
1,75
1,75
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
122

12
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
144

Календарно - тематическое планирование 2 года обучения
Название темы

Теория

1. Введение в программу. Инструменты и
материалы. Техника безопасности.
2. Сувениры
Декоративно-прикладное искусство. Виды и
материалы.
Работа с тканью. Основы кройки и шитья. Основные
швы.
Декоративное панно из ткани:
-Эскиз композиции «Декоративные птицы»
-Композиция «Декоративные птицы». Вырезание
деталей по эскизу.
-Панно «Декоративные птицы». Сшивание деталей
согласно эскизу
-Декоративное оформление работы
-Оформление работы в раму или на картон
Сувениры к немецкому празднику Дню Святого
Мартина:
-Бумажная пластика из цветной бумаги и картона к
немецкому празднику дню Святого Мартина
«Фонарик».
- Приемы лепки из глины. Композиция из глины
«Гуси»
- Декоративное оформление композиции «Гуси»
День Матери.
Портрет мамы в технике пластилинография.
Сувениры к Новому Году и Рождеству:
Новогодние сувениры в технике папье-маше:
20

Практика

Всего
часов

4

-

4

13,25
1

60,75
1

74
2

0,5

1,5

2

1,25
0,25
0,25

8,75
1,75
1,75

10
2
2

0,25

1,75

2

0,25
0,25
1,5

1,75
1,75
4,5

2
2
6

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2

4
1

20
7

24
8

- Техника папье-маше. История возникновения.
Материалы и инструменты. Папье-маше сложной
формы.
- Поклейка слоёв на каркас. Подготовка
дополнительных деталей.
- Декоративное оформление изделия в технике папьемаше
- Декоративное оформление изделия в технике папьемаше
Новогодние сувениры из ткани:
- Новогодний сувенир. Герой китайского гороскопа.
Раскрой ткани по шаблону.
- Герой китайского гороскопа. Пошив изделия
- Герой китайского гороскопа. Декоративное
оформление
- Герой китайского гороскопа. Декоративное
оформление
Новогодние сувениры из бумаги и картона:
- Оригами «Рождественская звезда»
- Открытка «Ёлочка» в технике оригами
- Рождественский пряничный домик из картона.
Вырезание деталей по шаблону.
- Декоративное оформление изделия блестками,
маркерами и краской.
Северные росписи. Изготовление сувениров по
мотивам северных росписей.
- Мезенская роспись: история возникновения.
Роспись деревянной заготовки по мотивам мезенской
росписи.
- Пижемская роспись: история возникновения.
Роспись деревянной заготовки по мотивам
пижемской росписи.
- Вычегодская роспись: история возникновения.
Изготовление изделия по мотивам вычегодской
росписи.
-Домовые росписи народов русского севера.
Изготовление изделия по мотивам домовых
росписей.
- Итоговое занятие по северным росписям .
Сувениры-подарки к праздникам:
- Открытка ко Дню защитника Отечества
- Подарки к 8 марта. Открытка.
- Открытка ко Дню космонавтики
- Открытка к Пасхе
- Открытка ко Дню Победы
Сувениры из глины:
- Приемы лепки из глины. Тарелочка из глины
- Фигурка из глины «Любимое животное»
- Прием лепки из глины «Жгутовая лепка».
Выполнение изделия в технике «Жгутовая лепка»
- Декоративное оформление изделий
3. Бисероплетение
Основы бисероплетения. Основные техники,
материалы и инструменты.
Изготовление простых украшений. Особенности
21

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

2
0,5

6
1,5

8
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2

0,5

1,5

2

1
0,25
0,25
0,25

7
1,75
1,75
1,75

8
2
2
2

0,25

1,75

2

1,5

8,5

10

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,5
2
0,25
0,25
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5

1,5
8
1,75
1,75
1,5
1,5
1,5
7
1,5
2
1,5

2
10
2
2
2
2
2
8
2
2
2

6
0,5

2
26
1,5

2
32
2

0,25

1,75

2

прикрепления карабина.
Изделия из бисера в технике параллельного
плетения:
- Приемы изготовления изделий из бисера в технике
параллельного плетения. Изготовление плоских
фигурок на проволоке.
- Плоские фигурки сложной формы
- Плоские фигурки сложной формы
- Изготовление объемной фигурки на леске или
проволоке
- Изготовление объемной фигурки на леске или
проволоке. Декоративное оформление работы
Изделия из бисера в технике «крестик»:
- Приемы плетения из бисера в технике «крестик»
- Плетение кольца в 2-3 ряда
- Плетение браслета с самодельной застежкой
- Плетение небольшой фигурки
- Плетение фигурки сложной формы
- Плетение фигурки сложной формы
Изделия из бисера «Амигуруми»
- Плетение небольшой фигурки «Амигуруми»
- Плетение фигурки «Амигуруми».
- Плетение фигурки «Амигуруми».
4. Ткачество
- Ручное ткачество. Необходимые инструменты и
материалы.
- Начало ткачества. Выполнение безворсового
коврика 15*15 см
- Ручное ткачество. Продолжение работы над
ковриком
- Декоративное оформление работы
- Ткачество с использованием различных техник.
Приемы выполнения техник «коса», «ворс» и т.д.
- Ручное ткачество. Выполнение небольшого коврика
с использованием разных техник.
- Ткачество бисером на простом станке. Технология
ткачества бисером.
- Изготовление украшений на станке. Декоративное
оформление
- Изготовление украшений на станке. Декоративное
оформление
5.Оформление работ к выставкам
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Новогодняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»
- Оформление работ «Весенняя выставка»

22

1,25

8,75

10

0,25

1,75

2

0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75

2
2
2

0,25

1,75

2

2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
3
0,25

10
1,75
1,75
1,75
1,75
1,5
1,5
4
1
1,5
1,5
15
1,75

12
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
18
2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

2

0,25
0,5

1,75
1,5

2
2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

2

-

16
2
2
2
2
2
2
2
2

16
2
2
2
2
2
2
2
2

Приложение № 3. Работа с родителями
Работа с родителями
Работа с родителями является неотъемлемой частью программы. Она предполагает
следующие формы работы (родительские собрания, индивидуальные беседы,
консультации), а также предполагает взаимопомощь в формировании целостных
личностных качеств у детей.
Темы родительских собраний:
1. Праздники в культурах разных народах.
2. Творческая деятельность- залог успеха в развитии учащихся.
3. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
4. Принципы сотрудничества в коллективе.
5. Семейные традиции и ценности.

Приложение № 4. План воспитательной работы
План воспитательной работы
В течение учебного года в творческом объединении «Умелые руки» проводятся
такие беседы как:
1.Еженедельно: правила поведения в комнате школьника, техника безопасности ДПИ.
2. Один раз в месяц: противопожарная безопасность, правила поведения на улице и ПДД.
Месяц
Первый год обучения
Сентябрь День знаний, день учителя.
Подготовка поздравительных
открыток
Октябрь Праздник осени. Поделки к осенней
ярмарке сбора урожая
Ноябрь
Праздник «День матери». Выставка
проектов
Декабрь
Февраль
Март

Апрель
Май

Беседа на тему «Поведение детей в
каникулы», «Правила поведения на
улице в зимний период»
Беседа на тему «Безопасность в
интернете и экстремизм»
Праздник 8 марта. Выставка детских
рисунков и подготовка
поздравительных открыток для
ветеранов
Конкурс работ
Праздник «День победы».
Подготовка поздравительных
открыток для ветеранов ВОВ

Второй год обучения
День знаний, день учителя. Подготовка
поздравительных открыток
Подготовка поздравительных открыток для
ветеранов ко Дню пожилого человека
Беседа о добром отношении к родителям, к
окружающим людям, сверстникам.
Подготовка поздравительных открыток ко
Дню матери
Участие в конкурсе рисунков «Немецкое
Рождество»

Подготовка сувениров к празднику 8 марта

Беседа «Безопасность на воде»

Инструкции по технике безопасности:
− Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками,
кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
− Антитеррористическая безопасность
− Противопожарная безопасность
23

−
−
−
−
−

Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
Правила поведения на улице и ПДД
Правила поведения на экскурсии
Правила поведения в зимний период
Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».