Палитра_2 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Палитра

Уровень базовый
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Крестьянинова
Анастасия Григорьевна, Новосёлова
Наталия Николаевна,
педагоги дополнительного образования.

г. Сыктывкар, 2025

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................3
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................4
1.3. Содержание программы .........................................................................................................6
1.3.1 Учебно-тематический план .................................................................................................6
1.3.2. Содержание учебного плана ...............................................................................................6
1.4 Планируемые результаты .......................................................................................................8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ...............................................9
2.1. Условия реализации программы ...........................................................................................9
2.2 Информационно - методическое обеспечение ...................................................................10
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания ...................................................................10
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ..................................................................10
2.5 Глоссарий ...............................................................................................................................11
2.6 Список литературы................................................................................................................12
Приложение 1...............................................................................................................................15
Приложение 2...............................................................................................................................17
Приложение 3...............................................................................................................................18
Приложение 4...............................................................................................................................20
Приложение 5.....................................................................Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 6...............................................................................................................................29

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра»
(далее – Программа «Палитра», Программа) разработана в соответствии с нормативноправовыми актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского
округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленными в списке литературы.
Исходя их того, что основным направлениям социально-экономического развития
города Сыктывкара и Республики Коми является духовно-нравственное воспитание
молодого поколения, воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально культурных традиций. Посещая объединение «Палитра», у
ребенка развиваются такие качества, как дружелюбие, милосердие, чувство долга и
справедливости. Кроме того, формируются положительные жизненные ориентиры и планы,
а также модель поведения в различных трудных жизненных ситуациях. В процессе
художественной деятельности должно использоваться культурное наследие, включая
литературу, искусство, театр и кино. Важно увеличить доступность культурных ценностей
и актуализировать произведения национальной культуры, которые передают традиционные
ценности.
Уровень сложности программы – базовый. Данная Программа обеспечивает
учащимся фундаментальные навыки, такие как понимание цветовой теории, композиции и
основных техник рисования, что является необходимой основой для дальнейшего развития
в художественной деятельности. Обучаясь по данной программе, учащиеся могут
экспериментировать с различными материалами и стилями, что помогает им найти свой
уникальный подход к искусству.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы заключается в том, что в эпоху информационных
технологий важно развивать у учащихся креативное мышление, способность видеть мир
по-новому и находить нестандартные решения, не используя гаджеты. Рисование станет
неотъемлемым инструментом для стимулирования воображения и творческого
потенциала.
Программа «Палитра» знакомит учащихся с различными видами изобразительного
искусства, техниками и стилями, формирует эстетический вкус, развивает чувство
прекрасного и способность ценить красоту окружающего мира.
Отличительные особенности программы: данная программа в качестве
отправного источника использует программу, разработанную под руководством Н. В.
Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных
программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
3

Адресат программы: данная программа рассчитана на детей возраста 7-11 лет,
которые проявляют интерес к изобразительному искусству. Состав группы – постоянный,
в группе обучаются учащиеся разных возрастных категорий. Количество детей в группе –
15 человек.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/). На программу
могут быть зачислены дети с ограниченными возможностями здоровья.
Объем и срок освоения программы:
Год обучения
1
2
Итого

Количество часов
72
144
288

Формы обучения: очная; может быть организовано электронное обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней.
Самостоятельная работа с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
представлена в приложении 1.
Формы
организации
образовательного
процесса:
групповые,
парные,
индивидуальные занятия.
Формы занятий: учебное занятие, беседы, игра, выставки, экскурсии.
Режим занятий составлен в соответствии с постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Год обучения

1
2

Продолжительность
Количество
одного занятия в
занятий в неделю
академических часах,
мин
40 мин
2 занятия по 1 часу
40 мин
4 занятия по 1 часу
Итого:

Количество
часов в
неделю

Всего часов в
год

4
4

72
144
288

1.2. Цель и задачи программы
Цель – формирование у учащихся устойчивого интереса к изобразительному
искусству, достижение творческих результатов в данной области.
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
обучающие:
- дать знания основных понятий, терминов и определений изобразительного
искусства;
- обучить основным техникам в живописи, графике, прикладном искусстве с
использованием различных художественных материалов;
- научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
развивающие:
- развивать навыки работы с информацией (сбор, накопление, структурирование,
сохранение);
- формировать организационные умения и навыки (планировать свою деятельность;
определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
4

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- способствовать приобретению детьми опыта творческой деятельности;
воспитательные:
- прививать устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
- воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- развивать навыки рефлексивной деятельности (оценки и самооценки личностных
достижений).
1 год обучения
Задачи:
обучающие:
- дать минимальные теоретические знания в области изобразительного искусства;
- научить применять гуашь, акварель и элементарные технические приемы в
живописи, графике и прикладном искусстве;
развивающие:
- научить пользоваться несложными источниками информации;
- научить содержать в порядке свое рабочее место и планировать свою деятельность;
- развивать умение слушать педагога, реагировать на его рекомендации, учитывать
мнение других;
- способствовать активизации фантазии, привлекать к участию в творческой
деятельности.
воспитательные:
- прививать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать навыки самооценки своей деятельности;
- развивать усидчивость, трудолюбие при выполнении творческих работ.
2 год обучения
обучающие:
- научить применять основные термины, понятия и определения изобразительного
искусства в речи;
- сформировать навыки работы с различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- развить умение рисовать по памяти и с натуры предметы в разных несложных
положениях;
развивающие:
- продолжить развитие навыков работы с информацией (сбор, накопление,
структурирование, сохранение);
- обучать навыкам планирования и коррекции своей деятельности;
- формирование умения выражать свои мысли и доказывать собственную точку
зрения, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений, построении
продуктивное сотрудничества со сверстниками и взрослыми; воспринимать позицию
других людей как партнёров в общении и совместной деятельности;
- развивать творческую деятельность в изобразительном искусстве.
воспитательные:
- научить понимать смысл занятий изобразительным творчеством;
- сформировать такие ценные личностные качества как терпение, воля, усидчивость,
трудолюбие, аккуратность;

5

- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.

1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
Название разделов и тем

Количество часов
1 г.о.
Всего
Т
П
программу.
2
2

1.Введение
в
Организационное занятие
2. Изобразительное искусство
3. Декоративное рисование
4. Самостоятельная работа
5. Экскурсии в музеи и на выставки
6. Промежуточная аттестация
Итого

30
26
8
4
2
72

8
7
3
1

22
19
5
4
1

Количество часов
2 г.о.
Всего
Т
П
2
2
76
54
8
4
2
144

12
12

1
25

64
42
8
4
1
119

1.3.2. Содержание учебного плана
1 год обучения
Основные задачи курса: знакомство с предметом учебного курса; получение
первичных знаний о цветоведении (основные и составные, холодные и теплые цвета), о
пропорциях, перспективе, об основных законах, видах и жанрах изобразительного искусства
формирование умения слушать, осматривать, наблюдать, играть, формирование
первичных изобразительных умений.
1. Введение (2ч.)
Теория: организационное занятие. Введение в образовательную программу.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Знакомство с учебным
планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
ТБ
2. Изобразительное искусство (30ч.)
Теория: Вводное занятие. Правила техники безопасности в творческом объединении
«Палитра». Организация рабочего места. Знакомство с начальными понятиями цветоведения
(основные и составные, холодные и теплые цвета). Ахроматическая палитра и ее возможности.
Богатство оттенков серого цвета. Понятие возможной перспективы при использовании
ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Пуантелизм - оптическое
смешение чистых цветов. Симметрия и асимметрия. Виды симметрий. Уравновешенная и
неуравновешенная композиция. Создание равновесия в асимметрической композиции.
Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Известные художники-живописцы.
Понятия «композиция», «композиционный центр» и «колорит». Изображение человека в
изобразительном искусстве. Понятие «портрет», его виды. Пропорции головы человека.
Анималистический жанр.
Практика. Выполнение упражнений для постановки руки. Эксперименты по
смешиванию красок. Способы получения составных, ахроматических цветов. Изучение
свойств гуаши и акварели. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью и гуашью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Выполнение работ хроматической и
ахроматической гамме.
Зарисовки разных видов деревьев. Выполнение цветочных, тональных натюрмортов.
Пейзажная живопись. Составление композиций по теме «Космическое путешествие».
6

Создание симметричной и ассиметричной практической работы. Зарисовки людей.
Рисование диких животных с соблюдением пропорций.
3. Декоративное рисование (26ч.)
Теория: Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления,
творческой импровизации ребёнка. Искусство витража. Витраж как вид монументальнодекоративного искусства. История возникновения витража. Выполнение эскиза к витражу.
Монотипия. Виды орнамента. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Ритм
узора и орнамента. Упрощение и обобщение природных форм. Понятие «стилизация».
Представление о разных видах масок. Назначение маски и технологии изготовления маски.
Правила и приемы композиции. Закон целостности, соподчинения, равновесия.
Композиционный центр. Иллюстрация.
Практика. Упражнение «Укрась жучка» (первые попытки стилизовать и упростить
природную форму). Превращение объемной формы в плоскостную. «Образ из пятна» выполнение рисунка путем отпечатывания краски. Выполнение стилизованного рисунка с
добавление дополнительных деталей (обобщение и усложнение форм, добавление деталей,
отсутствующих в натуре). Выполнение геометрического и растительного орнамента в
полосе и в квадрате. Изготовление эскиза театральной маски. Выполнение композиции.
Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Сказочный персонаж русской и
коми сказки. Рисунок с передачей характера и настроения героев. Выполнение задания с
использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски и т.д.
Рисование ватными палочками.
4. Самостоятельная работа (8 ч.)
Пейзажная живопись. Рисование животных с соблюдением пропорций. Простой
натюрморт. Выполнение заданий по предложенному образцу с включением собственных
элементов с помощью интернет-сервиса Rutube. Ссылки на видео - уроки по рисованию
отправляются детям через группу ВКонтакте. Обратная связь также осуществляется с
помощью ВКонтакте. Творческий продукт учащегося: пейзаж, натюрморт, композиция.
5. Экскурсии в музеи и на выставки (4ч.)
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями
искусства (живописью, графикой, скульптурой).
6. Промежуточная аттестация (2 ч.)
Итоговое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
2 год обучения
Основные задачи курса: закрепление и углубление знаний об изобразительном
искусстве (жанрах и видах), о цветоведении, рисунке, композиции. Развитие мотивации к
творческой деятельности.
Формировать творческо-композиционные способности
учащихся. Воспитание общей культуры, личностного развития учащихся.
Введение (2ч.)
Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасного обращения с
травмоопасными материалами на уроках ИЗО и ДПИ. Знакомство с учебным планом
первого года обучения. Основные формы работы.
Изобразительное искусство (80 ч.)
Теория: Вводное занятие. Закрепление знаний о цветоведении. Теплые и холодные
цвета (ощущение тепла, согревания). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Ахроматическая палитра. «Мастерская Деда Мороза». Празднование Нового года и
Рождества в России. Символ года. Симметрия в природе. Соразмерность и порядок вещей.
Перспектива. Виды перспектив и ее значение в изобразительном искусстве. Динамическое
уравновешенность элементов. Симметрия и ассиметрия. Образ и силуэт дерева. Природные
формы и их строение. Конструкция, сквозная прорисовка, линейное построение, светотень,
элементы перспективы, способы рисования от общего к деталям и комбинирование деталей.
7

Правила, законы и приемы композиции. Понятия «композиция», «композиционный центр»
и «колорит». Портрет. Знакомство с изображением человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета. Характерные животные формы. Знакомство с
произведениями художников-анималистов, понятиями «анималист», «анималистический
жанр», «статика», «динамика». Иллюстрация.
Практика. Выполнение практических работ в теплых и холодных цветах цветах, в
ахроматической палитре. Натюрморт. Выполнение композиции на тему Нового года.
Симметричный и ассиметричный рисунок. Зарисовки хвойных и лиственных видов
деревьев. Выполнение линейной и световоздушной перспективы. Рисунок натюрморта из
нескольких предметов быта. Изображение животных по образцу с соблюдением
пропорций. Изображение портрета и человека в полный рост. Построение фигуры
взрослого человека. Схематичное изображение человека в движении. Составление
композиции группы людей.
3. Декоративное рисование (58 ч.)
Теория. Витраж. Декоративное рисование. Декоративное изображение природных
форм. Понятие «оптическое смешение чистых цветов». Геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный орнамент. Рапорт. Понятие «Графика». Использование
цвета для отражения эмоционального состояния. Правила и приемы композиции. Закон
целостности, соподчинения, равновесия. Композиционный центр. Стилизация.
Иллюстрация. Особенности книжной графики. Художники-иллюстраторы. Сказочный
персонаж русской и коми сказки. Декоративный и реалистический подход к композиции
(решение костюма, передача окружения). Роль декоративного пятна. Подчинение колорита
образному решению.
Практика. Имитация витража. Выполнение витража в геометрической фигуре.
Выполнение стилизованных рисунков с прорисовкой мелких деталей. Композиция из
пятна. Изображение орнамента в круге, полосе и в других геометрических формах.
Декорирование природных форм. Упражнения на выполнение линий разного характера:
прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Выполнение иллюстрации к коми и
русским сказкам с передачей характера и пропорций героев. Отразить в работе характер
героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску.
4. Самостоятельная работа (8 ч.)
Пейзаж разных времен года. Рисование животных с соблюдением пропорций.
Сложный натюрморт. Выполнение заданий по предложенному образцу с включением
собственных элементов с помощью интернет-сервиса Rutube. Ссылки на видео - уроки по
рисованию отправляются детям через группу ВКонтакте. Обратная связь также
осуществляется с помощью ВКонтакте. Творческий продукт учащегося: пейзаж,
натюрморт, композиция.
5. Экскурсии в музеи и на выставки (4 ч.)
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями
искусства (живописью, графикой, скульптурой).
6. Промежуточная аттестация (2 ч.)
Итоговое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Календарно-тематическое планирование представлено в приложении № 6.

1.4

Планируемые результаты

1 год обучения
Предметные
- освоены теоретические знания изобразительного искусства: понятия, термины,
определения;
8

- используют различные художественные материалы и технические приемы в
живописи, графике и прикладном искусстве;
- приобретены начальные навыки работы с натуры и по памяти предметов
окружающего мира.
Метапредметные
- используют различные источники информации,
- осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий, используя
различные источники информации.
- планируют свою деятельность, содержат в порядке свое рабочее место;
- слышат и слушают педагога, реагируют на его рекомендации, учитывают мнение
других;
- активизируют свою фантазию, участвуют в творческой деятельности.
Личностные
- проявляют интерес к занятиям художественным творчеством;
- проводят самооценку своей деятельности;
- проявляют усидчивость, трудолюбие при выполнении творческих работ.
2 год обучения
Предметные
- применяют основные термины, понятия и определения изобразительного искусства
в речи;
- приобретен опыт работы с различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- умеют рисовать по памяти и с натуры предметы в разных несложных положениях.
Метапредметные
- развиты навыки работы с информацией (сбор, накопление, структурирование,
сохранение);
- научены навыкам планирования и корректировку своей деятельности;
- выражают и доказывают собственную точку зрения, участвуют в коллективном
обсуждении и принятии решений, строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и совместной
деятельности;
- приобретен опыт творческой деятельности в изобразительного искусства.
Личностные
- понимать смысл занятий изобразительным творчеством;
- приобретены ценные личностные качества: терпение, воля, усидчивость,
трудолюбие, аккуратность;
- сформированы ответственное отношение к учению, готовность и способность
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
- Доска – 1 штука
- Столы – 8 шт., стулья -16 шт;
- Экран – 1 шт;
- Проектор – 1 шт;
9

- Ноутбук – 1шт;
- Гуашь, акварель, набор кистей, набор цветных карандашей, простые карандаши,
ластик, восковые мелки, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, скотч – 15 шт.

2.2 Информационно - методическое обеспечение
Учебные пособия:
1. Кузин, В.С. Изобразительное искусство: 1 класс/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Я.М.
Богатырёв. – М.: Просвещение, 2022. – 127 с.
2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство: 2 класс / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Я.М.
Богатырёв. – М.: Просвещение, 2022. – 126 с.
3. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н.Г. Ли. – М.: Эксмо, 2017.
– 480 с.
4. Степанова, А. Основы рисования и живописи / А. Степанова. – М.: АСТ, 2017. – 96с.
Дидактические материалы
Дидактическая игра «Цветовой круг», дидактическая игра «Времена года» - назови
цвета осени, зимы, лета, весны. Дидактическая игра «Палитра художника» (к пейзажу
нужно подобрать палитру с нужными красками). Репродукции картин русских и
зарубежных художников.

2.3 Методы и технологии обучения и воспитания
Информационно-коммуникационные технологии – педагогическая технология,
использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио,
видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Это создание для педагогов и для учащихся благоприятных условий для свободного
доступа к культурной, учебной и научной информации.
Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое
усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология
позволяет при помощи диалога с детьми выйти на проблему и найти пути её решения, при
помощи постоянных постановок специально выстроенных педагогом вопросов.
В рамках Программы предусмотрена воспитательная работа с учащимися
приложение 2, которая позволяет лучше узнать коллектив объединения.
Воспитательные технологии:
1. Технология «Создание ситуации успеха» Белкина А.С.;
2. Технология КТД (коллективно – творческое дело) Иванова И.П.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно в тесном сотрудничестве
с родителями (законными представителями). Такое взаимодействие педагога с родителями
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей,
развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в
поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Такая работа должна
происходить в атмосфере поддержки и общности интересов, взаимопонимания,
сотрудничества. План работы с родителями (законными представителями представлен в
приложении 3.
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий
контроль и промежуточную аттестацию.
1 год обучения
Виды
аттестации,
сроки

Цель

Содержание

10

Форма

Контрольноизмерительные
материалы

проведения
Текущий
Декабрь

Промежуточная
аттестация
Май

Определить
уровень
усвоения
полученных
знаний, умений и
навыков
по
пройденным
темам
Определить
уровень
усвоения
программного
материала за 1
год обучения

Критерии
Приложение 4

Проверка
усвоения
материала
комплексу
занятий

Теория:
Тест
по Практическая
работа:
выполнение
рисунка
в
технике
пуантилизм.
Основы
Теория:
Приложение 4
терминологии.
Тест
Практические
Практическая
навыки, умения
работа:
выполнение
композиции
в
технике
по
выбору
учащихся.

2 год обучения
Виды
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
Декабрь

Промежуточная
аттестация
Май

Цель

Содержание

Определить
уровень
усвоения
полученных
знаний, умений
и навыков по
пройденным
темам
Определить
уровень
усвоения
программного
материала за два
года обучения

Проверка
усвоения
материала
комплексу
занятий

Форма

Теория:
Тест
по Практическая
работа:
выполнение
рисунка
в
перспективе

Основы
терминологии.
Практические
навыки, умения

Теория:
Тест
Выполнение
композиции в
технике витраж.

Контрольноизмерительные
материалы
Критерии
Приложение 4

Приложение 4

2.5 Глоссарий
Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения
рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона,
залитых тушью по воску.
Детализация - тщательная проработка деталей изображения.
Жанр (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся
внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в
изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся
от неё по цвету и фактуре.
Композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является
важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и
целостность.
11

Набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров,
бегло и быстро исполненное художником.
Паспарту (от франц. passe-partout) - картонная рамка для рисунка, гравюры,
фотографии, акварели или гравюры.
Пленэр (от франц. plein air, буквально - открытый воздух) - 1) передача в картине
всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и
окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.
Ракурс (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное
сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи
движения и пространства.
Растушевка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных
карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой,
хлебным мякишем или пальцем.
Эскиз (от франц. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел
художественного произведения или отдельной его части.
Этюд (от франц. etude, буквально - изучение) - произведение, выполненное с натуры
с целью ее изучения. Часто служит подготовительным материалом при работе над
картиной, скульптурой и т.д.

-

-

-

-

2.6 Список литературы
Нормативно – правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р);
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России
от 07.05.2020 (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ
976/04);
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
от 01.06.2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»;
12

-

-

Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 «О стратегии
социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 № 03/2011-61 «О Стратегии
социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2035 года».
Литература, использованная для разработки программы:

1. Гаврилова, Е.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс: пособие
для учителя / Е.А. Гаврилова – М.: Вако, 2024. – 144 с.
2. Гаврилова, Е.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс: пособие
для учителя / Е.А. Гаврилова – М.: Вако, 2024. – 128 с.
3. Искусство цвета / Иоханнес Иттен; пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. –М.: Д. Аронов,
2020. – 95 с.
4. Киплик, Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик – СПб.: Планета музыки, 2024. – 442 с.
5. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н.Г. Ли – М.: Эксмо, 2017.
– 480 с.
6. Смирнов, В.И. Композиция в живописи. Воплощение и восприятие образа / В.И. Воронов,
М.Г. Кудреватый – СПб: Планета музыки, 2024. – 136 с.
7. Степанова, А.П. Теория орнамента: учебное пособие / А.П. Степанова – СПб: Лань, 2024.
– 160 с.
8. Степанова, А.П. Теория орнамента: учебное пособие / А.П. Степанова – СПб: ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ, 2024. – 160 с.
9. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник / Т.Я. Шпикалова, Л.В.
Ершова – М.: Просвещение, 2022. – 160 с.
10. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник / Т.Я. Шпикалова, Л.В.
Ершова – М.: Просвещение, 2022. – 159 с.
Литература для учащихся:
1. Сток, Б. Винсент. Графическая биография / Барбара Сток. –М.: Манн, Иванов и Фербер,
2017.- 144 с.
2. Воронцов, Н. Один рисунок в день / Н. Воронцов – М.: АСТ, 2023. – 320 с.
3. Шайнбергер, Ф. Акварельный скетчинг. Как рисовать и рассказывать истории в цвете /
Ф. Шайнбергер; пер. с англ. А. Авдеевой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 160 с.
4. Расторгуева, А. Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой. 6 жанров – 6 уроков / А.
Расторгуева – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 192 с.
5. Робертс, Р. Большой творческий челендж. Учимся рисовать все, что угодно / Р. Робертс;
пер. с англ. Е. Петровой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 248 с.
6. Линлей, М. Рисовать? Легко! / М. Линлей; пер. с англ. С. Куракиной – М.: Эксмо, 2014.
– 328 с.
7. Шоуэлл, Б. Ботанические портреты. Практическое руководство по рисованию акварелью
/ Б. Шоуэлл; пер. с англ. Е. Петровой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 196 с.
8. Ландра, Р. Скетчбук, который научит вас рисовать / Р. Ланда; пер. с англ. А. Вапнярчука
– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 224 с.
Интернет-ресурсы:
1. Artdoart. Онлайн галерея. URL: Artdoart – онлайн-галерея картин и скульптур (дата
обращения: 25.10.2024).
13

2. Linteum. Сайт для художников. [Электронный ресурс]. URL: Изобразительное
искусство, уроки живописи и рисунка on-line, галерея картин современных художников
(linteum.ru) (дата обращения: 25.10.2024).
3. Бириус. Детская библиотека. [Электронный ресурс]. URL: Библиотека детской
литературы // читать книги онлайн (barius.ru) (дата обращения: 25.10.2024).
4. Виртуальные прогулки по Русскому музею. URL: Виртуальные прогулки по Русскому
музею (virtualrm.spb.ru) (дата обращения: 25.10.2024).
5. Национальный музей Республики Коми. Виртуальные туры. Игротека — Виртуальные
туры Национального музея Республики Коми (museumtur.ru) (дата обращения:
25.10.2024).
6. Тур по экспозиции Третьяковской галереи. Выставки - Третьяковская галерея
(tretyakovgallery.ru) (дата обращения: 25.10.2024).
7. Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google). URL: The State
Hermitage Museum, St. Petersburg, Россия — Google Искусство и культура (дата
обращения: 25.10.2024).

14

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Самостоятельная работа с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
№
п/п
1.

Раздел учебного
плана (1 год
обучения)
Изобразительное
искусство

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.

Декоративное
рисование

11.
12.

13.
14.

Самостоятельная
работа

№
п/
п
1.

Раздел учебного
плана (2 год
обучения)
Изобразительно

Задания для самостоятельной с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Колористика. Теория цвета. Тема «Цветовой круг».
https://rutube.ru/video/03aaea0bbfd9542b2fe34cd86a613773/?r=wd
Теплые и холодные цвета. Тема «Котики».
https://rutube.ru/video/0bf0e7c943e736a7d2fbfb72b5255dfb/?r=wd
Тема «Африка». Теплые тона.
https://rutube.ru/video/e55402b23db284b4a25d1d687a08d476/?r=wd
Хроматические и ахроматические цвета. Тема «Бабочка».
https://rutube.ru/video/1385da6bfecbf8b53a62387ee514f596/?r=wd
Тема «Собачка»
https://rutube.ru/video/b9d597733d3a0f1cb953efc5c9154ccf/?r=wd
«Мастерская Деда Мороза».
https://rutube.ru/video/435842feedd99472c988de5fc0fe436b/?r=wd
https://rutube.ru/video/c2c20cf5e7a9a0e0eee8d068d1c7d55d/?r=wd
Тема «Весна идёт». Пуантилизм.
https://rutube.ru/video/d977b59f89ab524fcc5379882b0f6a74/?r=wd
Тема «Деревенский пейзаж».
https://rutube.ru/video/e036cbd4134b2a2cb86f570ae71f6869/?r=wd
Тема «Городской пейзаж».
https://rutube.ru/video/97256379500118db7e38ceeede3a8e11/?r=wd
Тема «Космическое путешествие».
https://rutube.ru/video/f3418d7d8f37dfe3b4c49026866e23e6/?r=wd
Тема «Подсолнухи»
https://rutube.ru/video/668edab95feaa98c1799daf44365601a/?r=wd
Тема «Хамелеон»
https://rutube.ru/video/faf0a3bb7e1f36fc2388c84935ce0cee/?r=wd
«Сова»
https://rutube.ru/video/009bcf2aad46c9e6fe8957fbbf7bd2f1/?r=wd
Сказочные персонажи.
https://rutube.ru/video/802e7435ca2b8bf204dd642418200e3a/?r=wd
https://rutube.ru/video/ba6cefe09506d16de38876b10cec1e0e/?r=wd
https://rutube.ru/video/fe47b692f7ab64288e5f15162cddcc60/?r=wd
«Портрет защитника»
https://rutube.ru/video/c1aaaee9f849857e6aea42d0055a7356/?r=wd
«Пейзаж»
https://rutube.ru/video/955f3c486bd55ce0313937c7b2f1b59f/?r=wd
Животные
https://rutube.ru/video/c681cc32e9eb34cf07c763f695b50416/?r=wd
Натюрморт
https://rutube.ru/video/d3f8e241788e4c3456d2e306fe6cc802/?r=wd
Задания для самостоятельной с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Цветоведение. Темы «Осень», «Ежик», «Звёздная ночь»,
15

е искусство

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

Декоративное
рисование

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

Самостоятельная
работа

«Фрукты», «Перо Жар-птицы».
https://rutube.ru/video/70a0dfaf8d71e5ba7eb80ad43cf939eb/?r=wd
https://rutube.ru/video/e10028f3afb0b34ea51191a4feb7c433/?r=wd
https://rutube.ru/video/01edc963600bbff3ec1e4b4f821d6971/?r=wd
Ахроматические цвета. Темы «Сорока», «Семейство
пингвинов», «Кошки».
https://rutube.ru/video/b5d2f4a17731cb87985d402d3e3aea13/?r=w
d
https://rutube.ru/video/f7cf64d9bf51714e9501975e2793ed4c/?r=w
d
https://rutube.ru/video/969c070a3d13d54101b309e72ebfd6ec/?r=w
d
«Мастерская Деда Мороза»
https://rutube.ru/video/3e9c90da3de4ff427d3f27597b2770da/?r=w
d
https://rutube.ru/video/a5114b01418e4719ce1ebc8321551969/?r=
wd
https://rutube.ru/video/684cb703ddd1f64acf65d51eaecf6959/?r=wd
Темы: «Лесные зарисовки», «Деревья», «Лесной пейзаж»
https://rutube.ru/video/d2de5b316380df4c6b42bbdbd4877bbc/?r=w
d
https://rutube.ru/video/0ef0facc8b492726a0041a0d2dcec54c/?r=wd
https://rutube.ru/video/d5fd40d0895890c952cb7575458d0aee/?r=w
d
«Городской пейзаж»
https://rutube.ru/video/b5a01d0cf14f46643e2e17a400391941/?r=wd
«Деревенский пейзаж»
https://rutube.ru/video/6498f0bf1020722622b3ab1ba7c44053/?r=wd
«Космос»
https://rutube.ru/video/192f00d5d501dcdd3a006859d27a9d00/?r=wd
«Белочка»
https://rutube.ru/video/75978ab5dcb40c5cc754f859da8a74f1/?r=wd
«Лиса»
https://rutube.ru/video/c22f79939c1523096efe874b26fbfb9d/?r=wd
«Моя семья»
https://rutube.ru/video/a30f5c49e7620438bda6eda1cb4a0c3c/?r=wd
«Профессии»
https://rutube.ru/video/db37837bfdbcd310f8def3ce5cdd4809/?r=wd
«Аквариум»
https://rutube.ru/video/80909e085a953f755ab378053aa95168/?r=wd
«Вода ошибок не прощает»
https://rutube.ru/video/0451f591ded2d89b60db8f571406cb38/?r=wd
https://rutube.ru/video/e20624fc4e4369de6f405fedd0662060/?r=wd
«Праздник победы»
https://rutube.ru/video/df0d8550e87da24ae2a6257af6afd7ed/?r=wd
«Пейзаж»
https://rutube.ru/video/c193d51cbffd8f1f985d226c3e551b3d/?r=wd
«Животные»
https://rutube.ru/video/70fc28ac8b2b93e959a5b1453bcbea1a/?r=wd
«Натюрморт»
https://rutube.ru/video/c3e0a9f4dad87cc69c56d69645c9eb7f/?r=wd

16

Приложение 2
План воспитательной работы
1 год обучения
Цель: создание положительной атмосферы в творческом объединении.
Задачи:
1. формирование здоровой социальной среды в коллективе;
2. развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся;
3. обучать навыкам безопасного поведения и прививать культуру здорового образа жизни;
4. формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
№ Мероприятия
Сроки
1.
«Здравствуй, друг!» Повтор готового ритуала приветствия. Игра для Сентябрь
сплочения коллектива.
2.
Беседы на темы:
В течение года
- «Правила поведения: до занятий, на переменах, на занятиях, по окончании
А также беседы по правилам поведения на осенних, весенних и летних
каникулах.
3.
Организация выставок:
В течение года
- «Мамин праздник»;
- «Защитники Отечества»;
4.
Выполнение открыток и поделок к праздникам:
- День учителя;
- День матери;
- Новый год и Рождество;
- 8 Марта и День защитника Отечества.
5.
Праздники в объединении и совместные мероприятия с другими В течение года
творческими объединениями.
6.
Посещение выставок и музеев
В течение года
2 год обучения
№
1.
2.

3.

4.

5.
6.

Мероприятия
«Дружный класс!» Игра и беседа для сплочения коллектива.
Беседы на темы:
- «Безопасность вокруг тебя»;
А также беседы по правилам поведения на осенних, весенних и летних
каникулах.
Организация выставок:
- «Новогоднее волшебство»;
- «Мамин праздник»;
- «Защитники Отечества».
Выполнение открыток и поделок к праздникам:
- День учителя;
- День пожилого человека;
- День матери;
- Новый год и Рождество;
- 8 Марта и День защитника Отечества.
Праздники в объединении и совместные мероприятия с другими
творческими объединениями.
Посещение выставок и музеев

17

Сроки
Сентябрь
В течение года

В течение года

В течение года
В течение года

Приложение 3
План работы с родителями (законными представителями)
1 год обучения
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогом для
создания благоприятной среды в детском коллективе.
Задачи:
1.установить доверительные и доброжелательные отношения между родителями, детьми и
педагогом;
2.проводить просветительскую и консультационную деятельность для родителей;
3.привлекать их к организации работы объединения.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Выступления на родительских собраниях школ
В течение года
презентация программы «Палитра»
2.
Организация совместных праздников: ко Дню матери и
Ноябрь
Дню семьи.
3.
Оформление выставок и проведение концертов
По итогам года
4.
Проведение открытых мероприятий
2 раза в год
5.
Оформление информационного стенда для родителей
В течение года
6.
Привлечение родителей к организации экскурсий,
В течение года
выполнению проектных работ
7.
Проведение родительских собраний в объединении.
Сентябрь
Темы:
Сентябрь
- Правила приёма в объединение
Ноябрь
-Если ваш ребёнок одарённый
Апрель
-Информационная опасность
-Зависимость от виртуального мира
8.
Беседы, встречи, консультации (индивидуальные,
В течение года
групповые, коллективные) по инициативе педагогов или
родителей
9.
День открытых дверей
Март
10.
Анкетирование родителей
Декабрь
Май
2 год обучения
План работы с родителями (законными представителями)
Цель: объединение усилий семьи и педагога для решения образовательных и воспитательных
задач.
Задачи:
1.установить доверительные и доброжелательные отношения между родителями, детьми и
педагогом;
2.проводить просветительскую и консультационную деятельность для родителей;
3.привлекать их к организации работы объединения;
4.изучить мнение семей учащихся об уровне образовательных и воспитательных услуг.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Выступления на родительских собраниях школ
В течение года
презентация программы «Палитра»
2.
Организация совместных праздников.
В течение года
3.
Оформление выставок.
По итогам года
4.
Проведение открытых мероприятий
2 раза в год
5.
Оформление информационного стенда для родителей
В течение года
6.
Привлечение родителей к организации экскурсий,
В течение года
выполнению проектных работ
18

7.

8.
9.

10.
11.

Проведение родительских собраний в объединении.
Темы:
- Правила приёма в объединение
- Формирование мотивации достижения.
-Информационная опасность
- Воспитание навыков и привычек культурного
поведения.
Участие родителей в родительской конференции
Беседы, встречи, консультации (индивидуальные,
групповые, коллективные) по инициативе педагогов или
родителей
День открытых дверей
Анкетирование родителей

19

Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Апрель

В течение года
В течение года
Март
Декабрь
Май

Приложение 4
1 год обучения
Текущий контроль
Ответь на вопросы:
№
Вопрос
1 Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный
цвет?
2 Какие цвета относятся к тёплой гамме?
3 Какие цвета относятся к холодной гамме?
4 Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
5 Какие геометрические фигуры ты знаешь?
6 С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?
7 Что такое орнамент?

Текущий контроль по теме «Изобразительное искусство»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вопрос
Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)
Чем отличается эскиз от композиции?
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?
Какие линии используются в рисунке?
Чем отличается плоская аппликация от объёмной?
Что такое линия горизонта?
Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
Какие объёмные формы ты знаешь?

Промежуточная аттестация
Теоретическая часть
1. Какие из перечисленных цветов относятся к холодной цветовой гамме?
1) синий 2) желтый 3) красный 4) зеленый 5) сиреневый 6) голубой 7) охра
2. Какие цвета относятся к ахроматическим?
1) красный
2) зеленый
3) фиолетовый
4) белый
синий
серый
оранжевый
серый
желтый
черный
зеленый
черный
3. Как называется жанр, изображающий животных?
1) животноводческий 2) бытовой 3) анималистический 4) хозяйственный
4. Как называется жанр, изображающий различные предметы быта?
1) пейзаж 2) предметный 3) портрет 4) натюрморт
5. Как называется картина, на которой художник изображает самого себя?
1) портрет 2) самопортрет 3) автопортрет 4) зеркалопортрет
6. Какие из перечисленных цветов считаются основными?
1) зеленый 2) синий 3) черный 4) розовый 5) фиолетовый 6) желтый 7) оранжевый 8)
белый 9) коричневый 10) красный 11) охра 12) голубой
7. Как называется жанр изобразительного искусства, показывающий красоту
окружающей природы?
1) натюрморт
2) портрет
3) пейзаж
4) анималистический жанр
8. Как называется техника работы с красками, при которой с листа, на котором
нанесена краска, делается отпечаток на чистый лист бумаги, при этом получаются
красивые изображения с разводами?
20

1) слепок 2) отпечаток 3) переводка 3) монотипия
4) граттаж
9. Как называются краски, требующие для работы большое количество воды?
1) гуашь
2) темпера
3) масляные 4) акриловые 5) акварель
10. Как называется инструмент художника, на котором он смешивает краски?
1) доска
2) бумага
3) палитра
4) этюдник
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Критерии оценивания:
Высокий – 15-20 баллов
Средний –9-14 баллов
Низкий – менее 8 баллов
II. Практический материал. Выполнение композиции в технике по выбору учащихся.
Критерии оценивания:
1. Умение найти композиционное решение, соответствующее заданной теме.
2. Умение пользоваться художественными материалами и инструментами.
3. Самостоятельное выполнение задания.
4. Умение при необходимости работать с аналогами.
5. Владение основными техниками изобразительного искусства (живопись, графика).
6. Умение пользоваться палитрой при работе в технике живописи.
7. Грамотное использование графических материалов (нанесение штриховки,
растушевки, линии).
8. Умение работать по предварительному эскизу.
9. Пользуется основными знаниями по цветоведению в процессе создания работы.
10. Качество выполненной работы, аккуратность, эстетичность.
Высокий (отлично) - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком
качественном уровне, его работа отличается самостоятельностью композиционного и
цветового решения, правильным техническим исполнением, творческим подходом.
Средний (удовлетворительно) - учащийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Низкий (неудовлетворительно) - работа выполнена со значительными нарушениями
основных закономерностей и правил композиции, технически неправильно.
2 год обучения
Текущий контроль
1. Продолжи фразу.
Живописец – художник, который «пишет ___________».
2.Чем отличается гуашь от акварельных красок? Соедини при помощи стрелок
правильное соотношение.
Акварель – Плотная непрозрачная краска.
Гуашь – Прозрачная яркая краска, хорошо растворяется в воде.
3. Вставь нужные слова в предложения.
Холодные цвета передают__________ настроение.
Тёплые цвета передают ________ настроение.
4. Как расположить альбомный лист: по горизонтали или по вертикали?
Если рисуешь пейзаж «Берёза»? _______________________
Если рисуешь композицию «Праздничный город»____________________
5. Как изобразить удалённость предметов на рисунке? Соедини при помощи
стрелок правильное соотношение.
21

Ближе Меньше
Дальше Больше
6. Продолжи предложение.
Выразительными средствами живописи являются: пластика, фактура, …
Тематический контроль
1. Отметь изображения графики

а)

б)

в)
2. Графические изображения передают с помощью:
а) чёрного и белого цветов
б) красного и жёлтого цветов
в) синего и чёрного цветов
3. Отметь правильные варианты ответов. Графические изображения можно
выполнить:
а) только штрихами и точками
б) сочетая пятна и линии
в) мазками
4. Продолжи высказывание:
К выразительным средствам графики относятся точка, штрих, _______ и _________.
Промежуточная аттестация
1. Какая группа цветов основная:
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
в) оранжевый, фиолетовый, голубой
2. Перечисли:
Тёплые цвета _____________
3. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
4. Что такое цветовой круг?
а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек
в) смешение красок
5. Как называется картина, на которой изображается природа?
а) натюрморт
б) пейзаж
6. Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?
а) натюрморт
б) портрет
7. Изображение лица человека это – ______________________
8. Найди соответствие. Соедини:
1. Изображение человека
а. Архитектура
22

2. Изображение природы
б. Натюрморт
3. Проекты зданий
в. Портрет
4. Изображение «неживой природы»
г. Пейзаж
5.Лепка человека и животных
д. Скульптура
9. Подчеркните музеи изобразительного искусства:
а) Эрмитаж б) Цирк в) Третьяковская галерея г) Кинотеатр д) Русский музей
10. Объёмное изображение, существующее в реальном пространстве,
называется:
а) графика
б) скульптура
в) живопись
II. Практический материал. Выполнение композиции в технике витраж.
Критерии оценивания:
1.
Умение найти композиционное решение, соответствующее заданной теме.
2.
Умение пользоваться художественными материалами и инструментами.
3.
Самостоятельное выполнение задания.
4.
Умение при необходимости работать с аналогами.
5.
Владение основными техниками изобразительного искусства (витраж).
6.
Умение пользоваться палитрой при работе.
7.
Пользуется основными знаниями по цветоведению в процессе создания
работы.
8. Качество выполненной работы, аккуратность, эстетичность.
Высокий - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком качественном
уровне, его работа отличается самостоятельностью композиционного и цветового решения,
правильным техническим исполнением, творческим подходом.
Средний - учащийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает
к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
Низкий - работа выполнена со значительными нарушениями основных
закономерностей и правил композиции, технически неправильно.
Критерии оценивания работы учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой
роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного
отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Мониторинг личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной
общеразвивающей программе
23

Дополнительная образовательная программа_____________________
Год
обучения_________________
№
группы______________
Педагог_________________________________ Учебный год
№
Ф.И.
ученика

Личностные результатов обучения
уважение доброжелате самостоятельн
к
льность
ость,
культурн чуткость по ответственнос
ому
отношению
ть
в
наследию к
деятельности
народа
окружающи
коми
м

позиция активного индивидуал
деятеля
ьные
творческие
способности

Признаки проявления метапредметных результатов:
3 б. – проявляется ярко; 2 б. – проявляется достаточно; 1 б. – слабо проявляется;0
б. – не проявляется
Определение метапредметных результатов
№
п/п

ФИО

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение слушать Умение
Умение
и
слышать общаться с делиться
педагога
детьми и с своим
педагогом мнением

Умение
Умение
стремиться контролиро
к победе
вать
и
оценивать
свою
деятельност
ь.

Умени
е
пользо
ваться
допол
нител
ьной
инфор
мацие
й

1.
2.

Оценка метапредметных результатов:
В – умение проявляется во всех видах деятельности;
С – умение проявляется частично;
Н – умение не проявляется.
Лист самооценки проектно-исследовательской работы
Ф.И.
ученика(цы)_____________________________________________________________
_
Критерий
Уровень
Самооценка
Самостоятельн 1) 0 баллов, если проблема в работе не поставлена или не
0
ое
продемонстрировано умение находить пути ее решения.
приобретение
2) 1 балл, если проблема и пути ее решения определены с помощью
1
знаний
и руководителя

24

решение
проблем

3) 2 балла, если ты самостоятельно определил проблему, этапы
решения; продемонстрировал способность приобретать новые
знания или осваивать новые способы действий.
4) 3 балла, если работа в целом свидетельствует о твоей
способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее
решения; в работе ты продемонстрировал свободное владение
логическими операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение),
навыками критического мышления, умение самостоятельно
мыслить, делать выводы и умозаключения.
Познавательн
1) 0 баллов, если при защите работы ты не продемонстрировал
ые действия
понимание содержания выполненной работы или в работе и в
ответах на вопросы по содержанию работы были грубые ошибки.
2) 1 балл, если при защите работы ты продемонстрировал
понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах
на вопросы по содержанию отсутствовали грубые ошибки (чтение с
листа).
3) 2 балла, если при защите ты продемонстрировал свободное
владение содержанием, но имеются незначительные ошибки
(рассказ с обращение к тексту).
4) 3 балла, если ты продемонстрировал свободное владение
содержанием (рассказ без обращения к тексту). Ошибки
отсутствуют. Высокое качество наглядности (презентации).
Целеполагание 1) 0 баллов, если не продемонстрированы навыки планирования
работы. Работа не доведена до конца, все этапы выполнялись под
контролем руководителя.
2) 1 балл, если ты продемонстрировал навыки определения темы и
планирования этапов работы, определил цель и задачи. Работа
доведена до конца, но определенные этапы выполнялись только под
контролем и при поддержки руководителя.
3) 2 балла, если работа тщательно спланирована и выполнена в
соответствии поставленных задач, этапов самостоятельно, но у тебя
возникали трудности хода собственной деятельности, поэтому ты
обращался за помощью к руководителю.
4) 3 балла, если ты работа тщательно спланирована и реализована в
соответствии поставленных задач, этапов самостоятельно.
Контроль и коррекция хода работы осуществлялась самостоятельно.
Коммуникатив 1) 0 баллов, если ты не продемонстрировал навыки оформления
ные навыки и проектной работы и пояснительной записки, а также
умения
подготовки презентации и затруднялся отвечать на вопросы.
2) 1 балл, если ты не продемонстрировал навыки оформления
проектной работы и пояснительной записки, а также
подготовки презентации;
отвечал на вопросы неполными
ответами, плохо ориентировался в специальной терминологии по
теме проекта. При защите не соблюдал регламент.
3) 2 балла, если тема ясно определена. Текст хорошо
структурирован. Отвечал на вопросы уверенно и четко,
но продемонстрировал недостаточный уровень наглядности
(качество презентации).
4) 3 балла, если тема ясно определена и пояснена. Все мысли
выражал четко, логично, последовательно, аргументированно.
Работа вызвала практический интерес. Ты свободно отвечал на
вопросы и владел вниманием аудитории, умел отстаивать свою
точку зрения. Продемонстрировал высокий уровень презентации и
умение использовать различные средства наглядности при
выступлении.
Итог
25

2

3

0

1

2

3

0
1
2
3

0
1
2
3

Диагностическая карта предметных результатов обучения
по дополнительной образовательной программе «Палитра»
Критерии

Показатели

Степень выраженности

Теоретические предметные результаты
1.Теоретически Соответствие
• практически
не
усвоил
е знания
теоретических
теоретическое содержание программы;
знаний
• овладел менее чем 50% объема
программным
знаний,
предусмотренных
требованиям
программой;
• объем усвоенных знаний составляет
более 50%;
• освоил практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за конкретный период
2.Оперировани Осмысленность и ▪ не
употребляет
специальные
е элементарной правильность
термины;
терминологией использования
▪ знает
отдельные
специальные
специальной
термины, но избегает их употреблять;
терминологии
▪ сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
▪ специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с
их содержанием.
Практические предметные результаты
1.Практически Соответствие
• не усвоил практические умения и
е умения и практических
навыки, предусмотренные программой;
навыки,
умений и навыков • овладел менее чем 50%умений,
предусмотренн программным
предусмотренных программой;
ые программой требованиям
• объем усвоенных умений составляет
более 50%;
• освоил
весь
объем
умений,
предусмотренных
программой
за
конкретный период
2.Владение
Отсутствие
▪ практически
не
владеет
специальным
затруднений
в специальным оборудованием и
оборудованием использовании
оснащением;
и оснащением
специального
▪ овладел
специальным
оборудования и оборудованием и оснащением
оснащения
менее чем на 50%;
▪ овладение
специальным
оборудованием и оснащением
составляет более 50%;
▪ овладел,
специальным
оборудованием и оснащением,
предусмотренным программой за
конкретный период
2.3.Творческие Креативность
в ▪ начальный
(элементарный)
навыки
выполнении
уровень развития креативности
(творческое
заданий
(ребенок в состоянии выполнять
отношение к
лишь простейшие практические
делу и умение
задания педагога);
воплотить его в
▪ репродуктивный
уровень
готовом
(выполняет в основном задания на
26

Уро
вень

Методы
диагностики

В
С
Н

Наблюдение
Тестировани
е
Контрольны
е задания

В
С
Н

В
С
Н

Наблюдение
Контрольны
е задания

В
С
Н

Наблюдение
Контрольны
е задания

В
С
Н

Наблюдение
Контрольны
е задания

продукте

основе образца);
▪ творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества).

Уровни достижения планируемых результатов:
С – средний уровень; В – высокий уровень; Н - низкий
Критерии оценки теоретических знаний
Уровни
Высокий

Средний
Низкий

Критерии
Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение
заданий как воспроизводящего, так и творческого характера. Проявление
познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новым технологиям,
образным решениям.
Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение
заданий с элементами творческого характера. Проявление познавательного интереса
к изучаемому предмету, новым технологиям.
Недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической
деятельности; выполнение только заданных заданий. Пассивность, созерцательный
познавательный интерес к изучаемому предмету; отсутствие стремления выполнять
более сложное задание.

Оценка сформированности метапредметных результатов:
Уровень
Низкий

Средний

Высокий

Сформированные способы деятельности
общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;
знание того, где основная информация может находиться; «узнавание» новой проблемы,
возникшей в знакомой ситуации; ожидание любой помощи, пассивность;
умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в
различных источниках и работать с нею; попытка переноса имеющихся знаний, умений,
способов деятельности в новую ситуацию; готовность оказать посильную помощь
другим участникам совместной деятельности; минимальная помощь извне.
умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;
умение проектировать сложные процессы; умелый перенос имеющихся знаний, умений,
способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; умение принять разумный
совет; оказание помощи другим участникам совместной деятельности;

Критерии оценки рисунка
27

Содержание рисунка
Особенности изображения

Проявление творчества в рисунке:

Проявление самостоятельности
Отношение к процессу и результату
рисования:

•
•
•
•
•
•

Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции строения предмета
Композиция
Передача движений
Цвет

•
•

Замысел
Выразительные средства (цвет, форма, ритм,
композиция).
Эмоциональная окрашенность
Отношение к готовому рисунку
Умение назвать и озвучить его
Увлеченность процессом рисования.

1.
2.
3.
4.

28

Приложение 5
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ пп
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.

Раздел программы

Тема занятия

Всего
72 часа

Изобразительное
искусство

Организационное занятие

2

«Цветовой круг»
«Дружба»
«Листопад»
«Фрукты»
«Букет для мамы»
«Кот ученый»
«Снежный город»
«Мастерская Деда Мороза»
«Черепашки в пустыне»
«Бабочка»
«Лиственные деревья»
«Лесной пейзаж»
«Деревенский пейзаж»
«Морское путешествие»

2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2

«Мамин портрет»

2

«Птица»
«Ёжик в норке»
Упражнение «Укрась жучка»

2
2

«Чьи следы на снегу?»
«Спящий медведь»
«Ждём весну-красу»
«Фантастическое животное»
«Вода ошибок не прощает»
«Портрет защитника»
«Ёма-баба» (Баба-яга)
«Яг-Морт» (Леший)
«Водяной»
«Пейзаж с домиком»
«Сова»
Пейзаж

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Животные
Натюрморт
Экскурсии в музеи и на выставки

2
2
2

Промежуточная аттестация

2

Текущий
контроль
Декоративное
рисование

Самостоятельная
работа
Экскурсии в
музеи и на
выставки
Промежуточная
аттестация

2

2 год обучения
29

№ пп

Раздел программы

Тема занятия

Всего 144
часа

1.

Изобразительное
искусство

Организационное занятие

2

«Осень»
«Ежик»
«Звёздная ночь»
«Фрукты»
«Перо Жар-птицы»
«Рыбка»
«Стрекоза»
«Сорока»
«Бабочки»
«Кошки»
«В лесу»
«Мастерская Деда Мороза»
«Черепашка»
«Павлин»
«Паучок на паутине»
«Лесные зарисовки»
«Деревья»
«Лесной пейзаж»
«Городской пейзаж»
«Деревенский пейзаж»
«Яблоки»
«Чаепитие».
«Птица»
«Космос»
«Мой питомец»
«Заяц»
«Белочка»
«Лиса»
«Мамин портрет»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4

«Папа»
«Моя семья»

4
2

«Профессии»
«Дремучий лес»
«Матрешка»
«Волшебные поляны»
«Черепашки в пустыне»
«Бусы»
«Цветочные гирлянды»
«Кот на крыше»
«Аквариум»
«Сказочный лес»
«Вода ошибок не прощает»
«В мире театра»
«Синички»
«Закат на море»
«Подводные обитатели»
«Колобок»
«Сказка об умном мышонке»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Текущий
контроль
Декоративное
рисование

30

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.

Самостоятельная
работа
Экскурсии в
музеи и на
выставки
Промежуточная
аттестация

«Теремок»
«Пушистые животные»
«Радость творчества»
«Праздник победы»
«Птица филин»
«Баба-Яга»
«Мой любимый сказочный герой»
«Попугай»
«Цветы». Витраж.
«Сова»
Пейзаж

2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4

Животные
Натюрморт
Посещение художественных музеев и выставок.

2
2
2

Тестирование для проверки теоретических
знаний обучающихся. Просмотр учебных работ
и творческих заданий за учебный год.

2

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».