Мастер рукоделия_1 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Титу

льный лист

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
МАСТЕР РУКОДЕЛИЯ
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Волкова Елена Владимировна
педагог дополнительного образования

Сыктывкар, 2025

2

Оглавление
Титульный лист ...........................................................................................................................1
Оглавление ...................................................................................................................................3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ..................................................4
1.1.

Пояснительная записка ...................................................................................................4

1.2. Цель и задачи программы ..................................................................................................5
1.3. Содержание программы .....................................................................................................6
1.3.1 Учебно-тематический план .........................................................................................6
1.3.2. Содержание учебного плана .......................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ..................................................................................................9
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................10
2.1. Условия реализации программы .....................................................................................10
2.2. Информационно-методическое обеспечение ................................................................10
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ..............................................................10
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации...............................................................11
2.5. Список литературы ...........................................................................................................15
Приложения к программе ........................................................................................................16
Приложение №1. Задания для самостоятельной работы. ....................................................16
Приложение №2. Календарно-тематическое планирование. ..............................................17
Приложение №3. Работа с родителями. ................................................................................19
Приложение № 4. План воспитательной работы..................................................................20

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастер
рукоделия» (далее – Программа «Мастер рукоделия», Программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленными в списке литературы.
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Доступное дополнительное
образование для детей», «Поддержка талантов», «Культура малой родины». Они
направлены на обеспечение современного, содержательного и развивающего досуга для
детей с возможностью для дальнейшей профессиональной ориентации. Также на создание
муниципальных центров по работе с одаренными детьми в каждом муниципальном
образовании республики и на сохранение традиций и культуры своей малой Родины.
Программа «Мастер рукоделия» способствует реализации данной стратегической цели, так
как она доступна для всех категорий детей. В программе заложены принципы сохранения
культурных традиций коми, русского и немецкого народа. Она позволяет одаренным детям
развить свои творческие навыки и способности.
Программа разработана на основе наработок в области декоративно-прикладного
творчества Бритты ван Хорн, И.В. Крайсман, Энне Бурда, Ю.Даркова, А. Зайцева, Хильтрид
Зайбель, Инги Томан, Е. А. Бойко, А.А.Шепелева.
Направленность - художественная
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Уровень - базовый
Актуальность программы
Данная программа является продолжением программы «Умелые руки», для детей
старших классов. Она охватывает сферу прикладного творчества намного больше и
является более усложненной версией программы «Умелые руки».
Актуальность программы «Мастер рукоделия» заключается в том, что она
продолжает учащихся знакомить с традициями трёх культур через знакомство с народным
декоративно - прикладным искусством, которое окружает нас в повседневной жизни,
сохраняет, изучает и развивает сложившиеся традиции народного творчества народов
севера Республики Коми, народов, проживающих на территории Российской Федерации и
немецкой народной культуры. И благодаря этому учащиеся получат возможность, лучше
понять истоки культуры народа своей малой Родины.
Актуальность обусловлена тем, что в настоящие время уделяется большой интерес
к народной культуре со стороны детей и родителей, это связано с самоопределением и
осознанием своей национальной принадлежности. Данная программа предоставляет такую
4

возможность, так как особое внимание в ней уделяется изготовлению народных сувениров
и переработке традиционных форм и создание на их основе новых произведений.
Отличительной особенностью данной программы является – развитие личности
гражданина России через диалог культур двух стран – Российской Федерации и
Федеративной Республики Германии с учетом самобытности Республики Коми и в связи с
разработанной «Концепцией духовно - нравственного воспитания и развития личности
гражданина России». Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы
учащиеся не просто осваивали знания об истории, литературе, о культурных ценностях,
нравах, праздниках, обычаях, но и с тем, чтобы в конечном итоге сложились поведенческие
мотивы, необходимые для общения в разных сферах жизнедеятельности коми и немецкого
народа. Программа соответствует государственному социальному запросу детей и
родителей.
Данная программа нацелена на интеграцию предметного содержания с уроком
краеведения, литературного чтения, технологии, иностранного языка и черчения, коми
языка, что позволяет углубить и расширить знания учащихся по этим предметам в
творческом объединении.
Большое внимание в этой программе уделяется проектной деятельности, с целью
продемонстрировать достижения учащихся в самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний и видов деятельности. Выполнение проекта
обязательно для каждого учащегося.
Адресат программы. Программа обучения рассчитана на разновозрастный
коллектив постоянного состава в возрасте от 10 до 14 лет. Форма обучения - очная. Может
быть организовано электронное обучение (в период невозможности организации учебного
процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки,
актированных дней). Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления
родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Объем и срок освоения программы: Выполнение программы рассчитано на 1 год
(216 ч.). Расписание составляется в соответствии с требованиями СанПиН. Перерыв между
уроками составляет 10 минут. В актированные дни и в дни карантина для учащихся
организуется обучение в форме самостоятельной работы и повторения пройденного
материала.
Формы организации учебного процесса: групповые, фронтальные, индивидуальные,
парные.
Виды занятий: практические занятия, тестирование, выполнение творческих проектов,
выставки.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год составляет 216 часов; занятия проходят 3 раза в неделю по 2
академических часа с перерывом на отдых. Продолжительность одного часа – 40 минут.
Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, – 10-12 человек.
Форма обучения:
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть
организована самостоятельная работа с использованием электронного обучения.
(Приложение №1).

1.2. Цель и задачи программы
Цель - совершенствование мастерства учащихся в декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить различать разнообразные виды декоративно-прикладного творчества.
5

2. Совершенствовать навыки художественной обработки материалов.
3. Способствовать обучению навыкам слушания, понимания и анализа
произведения искусства.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности и художественный вкус.
2. Развивать способность самостоятельно выполнять декоративные работы,
умение планировать собственную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитание уважительного отношения к культуре народов, проживающих в
республике Коми.
2. Воспитание трудолюбия.
3. Воспитание уважительного отношения и чувства гордости за свою Республику
Коми, город Сыктывкар.

1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
1.3.2. Учебный план
Раздел

Всего Теория Практика Электронное обучение
(при необходимости)

1. Введение в программу. Виды
декоративно-прикладного
творчества
2. Сувениры
3.Панно
4.Игрушки.
5.Оформление выставок
Всего

3

3

-

117
30
42
24
216

19,5
5
7
34,5

96,5
25
35
24
182,5

30
12
12
54

1.3.2. Содержание учебного плана
Содержание программы:
Каждый раздел программы предлагает знакомство с различными видами
деятельности, характерными для декоративно- прикладного творчества.
Лепка, оригами, аппликация, бумажная пластика, работа с природным
материалом. В изучение каждого блока включены темы, которые знакомят
с традициями немецкого, русского и коми народа. Учащиеся знакомятся с
декоративно-прикладным творчеством, народными праздниками, обычаями.
1. Введение в программу (3 ч.)
Теория: расписание работы кружка, правила поведения, распределение поручений
согласование тем с интересами детей.
Практика: инструктаж по технике безопасности в работе с инструментами и
приспособлениями. Техника безопасности при чрезвычайных ситуациях. Расположение
запасных выходов и огнетушителей в центре. Правило поведения на уроке, на перемене,
на экскурсии. Правило дорожного движения.
2. Сувениры (117ч.)
Теория: Виды декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное
искусство народов России, Республики Коми. Немецкие народные традиции, обычаи,
6

праздники. Наследие женского рукоделия народов Севера. Немецкие традиции
обработки материалов. Приемы и техника изготовления сувениров. Последовательность
в изготовлении изделий. Виды стежков, виды 10 отделки материалов. Лепка сувениров
из глины. Особенности лепки сувениров.
Практика: Художественная обработка материалов, подбор нужных материалов. Работа
по шаблонам, таблицам, выкройкам, рисункам, конструирование моделей, изготовление
чертежей, раскрой материалов, шитье изделий, шитье отделки, лепка объемных форм,
композиционное размещение и декоративное оформление сувениров.
3. Панно (30 ч.)
Теория: Понятие панно из ткани, виды, основные технологические операции
изготовления. Ручные швы. Технология выполнения ручных швов, инструменты,
материал и правила техники безопасности при работе. Основные приёмы и
технологические операции. Понятие эскиз, основа, фон, детали аппликации
Практика: Рисунок эскиза композиции. Выполнение панно из различных материалов.
Декоративное оформление.
4. Игрушки (42 ч.)
Теория: Немецкие праздники, обычаи и традиции. Немецкие игрушки из разных
материалов, особенности изготовления игрушек. Способы выполнения работ.
Традиционные игрушки коми народа (текстиль, береста, роспись по дереву).
Практика: Работа по шаблонам, таблицам. Раскрой и выкраивание игрушек по
выкройкам, пошив изделий. Работа с природным материалом. Декоративное
оформление игрушек. Склеивание деталей игрушек, украшение игрушек разными
материалами.
5. Подготовка к выставкам (24 ч.)
Практика: Декоративное оформление выставки. Оформление работ. Инструменты и
материалы. Подбор рамки, подставки. Шитье рамки к картону. Склеивание работы на
картон нужного размера и др.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Тема занятия
Вводное занятие. Техника безопасности.
Сувениры. Беседа «День благодарения урожая»
Сувениры. Подготовка материалов и инструментов.
Сувениры. Эскиз композиции.
Сувениры. Раскрой ткани, картона по рисунку.
Сувениры. Изготовление деталей. Склеивание
деталей на основу.
Сувениры.
Изготовление
деталей.
Подбор
материалов.
Сувениры. Оформление работы.
Сувениры. Оформление деталей работы.
Сувениры. Подбор материалов для декоративного
оформления.
Декоративное панно «Коми легенды». Эскиз
композиции.
Декоративное панно. Подбор материалов. Раскрой
деталей.
Декоративное панно. Изготовление деталей.
Декоративное панно. Декоративное оформление
деталей.
7

Теория
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Практика
0
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

Всего
3
3
3
3
3
3

0,5

2,5

3

0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5

3
3
3

0,25

2,5

3

0,25

2,5

3

0,25
0,25

2,5
2,5

3
3

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Декоративное панно. Декоративное оформление
работы.
Сувениры.
Изготовление
деталей.
Подбор
материалов.
Сувениры. Изготовление деталей. Раскрой деталей.
Сувениры. Изготовление деталей. Вышивка деталей.
Сувениры. Изготовление деталей. Соединение
деталей.
Сувениры. Изготовление деталей. Соединение
деталей.
Сувениры. Соединение, склеивание деталей.
Сувениры. Изготовление деталей. Шитьё деталей
Сувениры. Декоративное оформление работы.
Оформление работ к новогодней выставке.
Оформление работ к новогодней выставке
Оформление работ к новогодней выставке.
Оформление работ к новогодней выставке.
Оформление работ к новогодней выставке.
Декоративное панно. Эскиз композиции
Декоративное панно. Изготовление деталей по
эскизу.
Декоративное панно. Декоративное оформление
деталей
Декоративное панно. Оформление деталей.
Декоративное оформление работы
Игрушки. Эскиз композиции.
Игрушки. Игрушки. Изготовление деталей.
Игрушки. Изготовление деталей Шитьё деталей.
Игрушки. Раскрой и шитьё деталей
Игрушки. Изготовление деталей. Шитьё изделий
Игрушки. Декоративное оформление работы.
Игрушки. Подготовка материалов для игрушки.
Игрушки. Раскрой ткани и меха.
Игрушки. Изготовление деталей.
Игрушки. Изготовление деталей.
Игрушки. Шитьё деталей одежды игрушки.
Игрушки. Шитьё деталей одежды игрушки.
Игрушки. Изготовление деталей одежды игрушки,
декоративное оформление.
Игрушки. Декоративное оформление работы.
Декоративное панно. Эскиз композиции
Декоративное
панно.
Подбор
материалов.
Изготовление деталей.
Сувениры. Эскиз композиции сувенира.
Сувениры. Изготовление деталей.
Сувениры. Изготовление деталей.
Сувениры. Изготовление деталей и декоративное
оформление
Оформление работ к весенней выставке
Оформление работ к весенней выставке.
8

0,25

2,5

3

0,5

2,5

3

0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5

3
3
3

0,5

2,5

3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,25
0,25

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,75
2,75

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

0,25

2,75

3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

0,5
0,25
0,25

2,5
2,75
2,75

3
3
3

0,5
0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5
2,5

3
3
3
3

-

3
3

3
3

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Оформление работ к весенней выставке
Сувениры к празднику «Пасха». Подбор материалов.
Сувениры к празднику. Изготовление деталей.
Сувениры. Соединение деталей
Сувениры к празднику. Декоративное оформление
деталей
Сувениры. Декоративное оформление деталей
работы.
Сувениры. Подготовка материалов и инструментов.
Сувениры. Изготовление выкройки.
Сувениры. Работа по шаблонам и выкройкам.
Сувениры. Декоративное оформление деталей
работы.
Сувениры. Эскиз композиции.
Сувениры. Изготовление деталей.
Сувениры. Декоративное оформление, украшение
работы
Сувениры. Декоративное оформление работы.
Сувенир «Белый цветок» Изготовление деталей.
Декоративное оформление
Украшение деталей работы.
ИТОГО:

0,5
0,5
0,5
0,5

3
2,5
2,5
2,5
2,5

3
3
3
3
3

0,5

2,5

3

0,5
0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5
2,5

3
3
3
3

0,5
0,5
0,5

2,5
2,5
2,5

3
3
3

0,5
0,5
0,5
0,5
34,5

2,5
2,5
2,5
2,5

3
3
3
3
216

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Знают разнообразные виды декоративно-прикладного творчества.
2. Приобретён опыт художественной обработки материалов.
Метапредметные результаты:
1. Умеют самостоятельно выполнять декоративные работы, умение планировать
собственную деятельность.
2. Сформировано заинтересованное отношение к прикладному искусству.
Личностные результаты:
1. Испытывают чувство любви к своей малой Родине и общечеловеческим ценностям.
2. Уважают историю и культуру своего Отечества.
3. Испытывают чувство гордости и уважения к своей Республике Коми, городу
Сыктывкару.
Прогнозируемый результат:
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Должны знать:
- Виды декоративно – прикладного творчества;
- Технику безопасности при работе с инструментами;
- Названия материалов и рабочих инструментов.
Должны уметь:
- Самостоятельно выполнять декоративные работы;
- Планировать собственную деятельность;
- Владеть коммуникативными способностями;
- Подбирать материал, виды отделки;
- Участвовать в школьных, городских, республиканских, российских выставках;
9

- Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- Добросовестно выполнять поручения, осваивает новые социальные роли.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, учебные стулья и столы, доска учебная,
компьютер.
Учебно-практическое оборудование: Бумага, картон, гуашь, клей, ножницы, акварельные
краски, акриловые краски, иголки, нитки, шило, проволока, глина, бисер, кожа, веревки,
шнурки, шпагат, булавки, фанера, ткань, синтепон, мех, доски, баночки, кисти, картинки,
открытки, природные материалы, рамки, тесьма, пяльцы и др.

2.2. Информационно-методическое обеспечение
Журналы, книги, дидактический материал, наглядные пособия, чертежи,
репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые изделия, видео, фото, работа
с интернетом.

2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Организационно-методическое обеспечение программы. Программа построена по
принципу наглядности, системности, последовательности и доступности.
Технологии,
применяемые
дополнительной
программой:
информационно
–
коммуникационная технология, проектная технология. Цель проектного обучения состоит
в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения,
проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1. в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в
учении;
3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на
свой уровень развития;
4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному
развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального
их использования в разных ситуациях.
Задачи программы решаются с помощью различных форм и методов обучения:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, инструктажи. По каждой теме или разделу
проводятся беседы о традициях Коми, русского, немецкого народа, о различных
видах декоративно - прикладного творчества, о праздниках и обычаях разных
народов.
2. Наглядные методы: демонстрация иллюстраций, репродукций, готовых изделий,
образцов, использование технических средств обучения (презентации, мастер
классы, видео уроки)
10

3. Репродуктивные методы: иллюстрированное объяснение по схеме, таблице, эскизам,
использование интерактивных заданий.
Учащиеся должны знать:
1. Основные понятия и термины декоративно – прикладного искусства;
2. Названия материалов, инструментов и приспособлений для занятий декоративно –
прикладным искусством;
3. Понимать место и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и
общества в разные времена.
4. Обработку и работу с различными материалами инструментами;
5. Ход выполнения работы.
Должны уметь:
1.
2.
3.
4.
5.

Работать с различными инструментами и материалами;
Передавать замысел основной идеи в работе;
Сохранить технологию выполнения работы;
Самостоятельно проводить сбор информации;
Анализировать свою работу в группе:
Самостоятельно проводить анализ хода выполнения работ. Следить за качественным
выполнением поставленных целей.

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Предмет Формы Характери Показатели Критерии оценивания
оценива и
стика
оценивания
ния
методы оценочны
оценива х
ния
материало
в
1 Определи Практич Презентаци Создание
Высокий
уровень:
ть
еская
я
декоративно 9-10
баллов
уровень
работа.
проделанно го сувенира. Учащийся
знает
о
знаний о Участие й работы.
художественной
обработке
художест в
сувениров. Усвоил приемы и
венной
выставк
навыки
художественной
обработк е.
обработки
материалов.
е
Качественно и самостоятельно
материал
выполнил
работу. Работа
ов
выполнена в соответствии с
сувениро
технологией.
Работа
в.
выполнена в срок. Сувенир
соответствует образцам.
Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся
знает
о
художественной
обработке
сувениров. Частично умеет
обобщать и сформулировать
приемы
и
навыки
11

Виды
аттестац
ии

Текущий
контроль
(ноябрь)

художественной
обработки
материалов
и
помощью
педагога. На выполнение
работы затрачено времени
больше
установленного.
Практическая
работа
выполнена
с
помощью
педагога.

2 Определи
ть
уровень
знаний о
художест
венной
обработк
е
материал
ов
сувениро
в.
Определи
ть
уровень
умений
приёмов
и техники
изготовле
ния
сувениро
в.

Практич
еская
работа
Выставк
а
детских
работ.

Презентаци Создание
я
декоративно
проделанно го сувенира.
й работы.

Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание
учащегося о художественной
обработке
материалов.
Приемы изготовления освоил с
помощью
педагога.
Отсутствуют умения и навыки
при работе с материалами
Слабый интерес к работе.
Оформление
работы
выполнялось
с
грубыми
отклонениями от технологии.
Работа выполнена небрежно,
неаккуратно.
Высокий уровень: 9-10 баллов
Учащийся
знает
о
художественной
обработке
сувениров.
Проявляет
интерес,
потребность
в
творческих действиях. Усвоил
приемы
и
навыки
художественной
обработки
материалов. Качественно и
самостоятельно
выполнил
работу. Работа выполнена в
соответствии с технологией.
Работа выполнена в срок.
Средний уровень: 7-8баллов
Учащийся
знает
о
художественной
обработке
сувениров. Частично умеет
обобщать и сформулировать
приемы
и
навыки
художественной
обработки
материалов
и
помощью
педагога.
Проявляет
неустойчивый интерес. На
выполнение работы затрачено
времени
больше
установленного.
Практическая
работа

12

Промежу
точная
аттестаци
я
(апрель)

выполнена
педагога.

с

помощью

Низкий уровень: 6 баллов
Незнание и слабое знание
учащегося о художественной
обработке
материалов.
Отсутствуют умения и навыки
при работе с материалами
Слабый интерес к работе.
Текущий контроль и промежуточная аттестация выполняется в форме творческой работы.
Критерии по которым оценивается работа представлены в информационной карте.

Информационная карта

итог

Умение
оценивать
свою работу

Владение
средствами
выразительнос
ти

Владение
практическим
и навыками

Ф.И.
ребенка

Выстраивание
декоративной
композиции

№
п\
п

Передача
единства
формы
декора

и

оценка творческой работы

Итог

Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено с учётом всех требований); средний
уровень (задание выполнено с небольшими недочётами); низкий уровень (задание
выполнено с многочисленными ошибками и требует дополнительных занятий с педагогом).
Оценка творческого проекта
Проекты выполняются учащимися с целью продемонстрировать свои достижения
в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
13

результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую). Выполнение проекта обязательно для каждого учащегося.
Примерное содержательное описание критериев оценки проекта
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Средний
Высокий
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует Работа в целом свидетельствует о
приобретение
о способности самостоятельно, способности
самостоятельно
знаний и решение но с опорой на помощь ставить проблему и находить пути
проблем
руководителя ставить проблему её решения; продемонстрировано
и находить пути её решения; свободное владение логическими
продемонстрирована
операциями,
навыками
способность приобретать новые критического мышления, умение
знания и/или осваивать новые самостоятельно
мыслить;
способы действий, достигать продемонстрирована способность
более глубокого понимания на этой основе приобретать новые
изученного
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы
Знание предмета Продемонстрировано
Продемонстрировано
свободное
понимание
содержания владение предметом проектной
выполненной работы. В работе и деятельности. Ошибки отсутствуют
в ответах на вопросы по
содержанию
работы
отсутствуют грубые ошибки
Регулятивные
Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и
действия
определения темы проекта и последовательно
реализована,
планирования работы. Работа своевременно
пройдены
все
доведена
до
конца
и необходимые этапы обсуждения и
представлена
комиссии; представления.
Контроль
и
некоторые этапы выполнялись коррекция
осуществлялись
под контролем и при поддержке самостоятельно
руководителя.
При
этом
проявляются
отдельные
элементы
самооценки
и
самоконтроля учащегося
Коммуникация
Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена.
оформления проектной работы и Текст хорошо структурирован. Все
пояснительной записки, а также мысли выражены ясно, логично,
подготовки
простой последовательно,
презентации. Автор отвечает на аргументированно.
Работа
вопросы.
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы на защите
Решение о том, что проект выполнен на среднем уровне, принимается при
условии, что:
1) такая оценка выставлена по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый
продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников,
положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
14

Решение о том, что проект выполнен на высоком уровне, принимается при
условии, что:
1) такая оценка выставлена по каждому из трёх предъявляемых критериев,
характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка,
отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

2.5. Список литературы
Нормативно – правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
// Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии
развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/docs/18312/
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
5. ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
6. ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
7. ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
8. ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая
модель развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576
9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный
ресурс].
10.
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
11. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
12.
Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
15

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea - Устав учреждения. МУДО
«ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога:
1. Наварро А. Игрушки из бумаги./ А.Наварро. – М. : Манн, 2016. - 64 с.
2. Барто И. 200 моделей для умелых рук./И.Барто. - СПб.: 2012. – 93 с.
3. Еременко Т.И. Иголка – волшебница./ Т.И. Еременко. - М.: Просвещение, 2011. – 58
с.
4. Героникус Г.М. 150 уроков труда в начальных классах./ Г.М.Героникус - Тула.:
Аквариус, 2012 – 146 с.
5. Голубинцева Е. Подарки из кожи./ Е. Голубинцева .- М.: ЭКСМО 2012. -132 с.
6. Панасюк Х.Г.-И., Бейлина А.А. Германия, Праздники и обычаи./ Х.Г.-И.Панасюк,
А.А. Бейлина. .- М.: ЭКСМО 2016. -255 с.
7. Долженко Г.И. 100 оригами./ Г.И. Долженко. – Ярославль.: Академия развития,
2012- 112 с.
8. Базулина Л.В., Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов./ Л.В
Базулина., И.В. Новикова.- Ярославль.: Академия развития, 2012 – 99 с.
Литература для учащихся:
1. Наварро А. Игрушки из бумаги./ А.Наварро. – М. : Манн, 2016. - 64 с.
2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология в 4-х классах./ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева.- М.
:Просвещение. 2021 – 127 с.
Интернет-ресурсы для учащихся:
1. https://vk.com/handmade_blog
2. https://vk.com/i_d_t
3. https://www.livemaster.ru/

Приложения к программе
Приложение №1. Задания для самостоятельной работы.
Задания на самостоятельную работу на учебный год (Использование электронного
обучения)
№
п/п

Раздел
плана

1

Сувениры

учебного Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения
Подарочный
мешок:
https://www.livemaster.ru/topic/2142351-shem-podarochnyjmeshochek-dlya-tekstilnoj-igrushki?msec=103
Пёрышка: https://www.livemaster.ru/topic/1364935-bystro-ilegko-masterim-peryshki-dlya-igrushek?msec=103
Новогодняя
ёлочка
из
https://www.livemaster.ru/topic/1501019-masterimnovogodnyuyu-elochku-iz-fetra?msec=103

фетра:

Сова из фетра: https://www.livemaster.ru/topic/57314716

master-klass-sova-iz-fetra?msec=103
Котик:
https://www.livemaster.ru/topic/532519-kotik-naladoshke?msec=103
Декоративная
бутылочка:
https://www.livemaster.ru/topic/2782033-masterclass-kakpokrasit-sol-dekor-malenkoj-butylochki-video-master-klass
Мастерим слайм: https://www.livemaster.ru/topic/2425535masterclass-eksperiment-i-taktilnaya-igra-delaem-lizuna-vdomashnih-usloviyah
Заколка «Лиса»; https://www.livemaster.ru/topic/2022463shem-s-rebenkom-zakolku-iz-fetra-lisichka
Тюлень
из
солёного
теста:
https://www.livemaster.ru/topic/3060387-lepim-tyulenya-izsolenogo-testa
Роспись
футболки
акриловыми
красками:
https://www.livemaster.ru/topic/1173751-raspisyvaemfutbolku-vmeste-s-rebenkom
2

Панно

Панно
из
пластилина
«Одуванчик»:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3147528307543871
358&text=панно+из+пластилина+своими+руками&where
=all
Панно
из
бумаги:
https://pedkopilka.ru/blogs/blog69041/pano-v-novogodnem-lesumaster-klas-s-poshagovym-foto.html
Панно
«Бумажные
цветы»:
https://yandex.ru/video/preview/?text=панно%20мастер%20
класс%20для%20детей%20из%20бумаги&path=wizard&p
arent-reqid=1621194484713319818274014888992782100271-production-app-host-sas-webyp-120&wiz_type=vital&filmId=5537124124976068474

3

Игрушки

Игрушка
«Кофейная
собака»:
https://www.livemaster.ru/topic/2659149-shem-ozornuyukofejnuyu-sobachku-k-novomu-godu?msec=103
Игрушка «Кит»: https://www.livemaster.ru/topic/1800643-shemsimpatichnogo-tekstilnogo-kita?msec=103
Ёлочная игрушка: https://www.livemaster.ru/topic/1574924shem-simpatichnye-elochnye-igrushki-iz-fetra?msec=103
Игрушка
«Заяц»:
https://www.livemaster.ru/topic/644145delaem-pashalnyh-zajchikov?msec=103

Приложение №2. Календарно-тематическое планирование.
№

Тема занятия

Количество
часов
17

Дата
проведения
(число, месяц)

1.Вводное
1
занятие. Техника безопасности.
2. Сувениры. Беседа «День благодарения урожая»
3. Сувениры. Подготовка материалов и инструментов.
4. Сувениры. Эскиз композиции.
5. Сувениры. Раскрой ткани, картона по рисунку.
6. Сувениры. Изготовление деталей. Склеивание деталей на
основу.
7. Сувениры. Изготовление деталей. Подбор материалов.
8. Сувениры. Оформление работы.
9. Сувениры. Оформление деталей работы.
10. Сувениры. Подбор материалов для декоративного
оформления.
11. Декоративное панно «Коми легенды». Эскиз композиции.
12. Декоративное панно. Подбор материалов. Раскрой деталей.
13. Декоративное панно. Изготовление деталей.
14. Декоративное панно. Декоративное оформление деталей.
15. Декоративное панно. Декоративное оформление работы.
16. Сувениры. Изготовление деталей. Подбор материалов.
17. Сувениры. Изготовление деталей. Раскрой деталей.
18. Сувениры. Изготовление деталей. Вышивка деталей.
19. Сувениры. Изготовление деталей. Соединение деталей.
20. Сувениры. Изготовление деталей. Соединение деталей.
21. Сувениры. Соединение, склеивание деталей.
22. Сувениры. Изготовление деталей. Шитьё деталей
23. Сувениры. Декоративное оформление работы.
24. Оформление работ к новогодней выставке.
25. Оформление работ к новогодней выставке
26. Оформление работ к новогодней выставке.
27. Оформление работ к новогодней выставке.
28. Оформление работ к новогодней выставке.
29. Декоративное панно. Эскиз композиции
30. Декоративное панно. Изготовление деталей по эскизу.
31. Декоративное панно. Декоративное оформление деталей
32. Декоративное панно. Оформление деталей.
33. Декоративное оформление работы
34. Игрушки. Эскиз композиции.
35. Игрушки. Игрушки. Изготовление деталей.
36. Игрушки. Изготовление деталей Шитьё деталей.
37. Игрушки. Раскрой и шитьё деталей
38. Игрушки. Изготовление деталей. Шитьё изделий
39. Игрушки. Декоративное оформление работы.
40. Игрушки. Подготовка материалов для игрушки.
41. Игрушки. Раскрой ткани и меха.
42. Игрушки. Изготовление деталей.
43. Игрушки. Изготовление деталей.
44. Игрушки. Шитьё деталей одежды игрушки.
45. Игрушки. Шитьё деталей одежды игрушки.
46. Игрушки. Изготовление деталей одежды игрушки,
декоративное оформление.
47. Игрушки. Декоративное оформление работы.
18

3
3
3
3
3
3

17.09
19.09
24.09
26.09
1.10
3.10

3
3
3
3

8.10
10.10
15.10
17.10

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

22.10
24.10
29.10
31.10
5.11
7.11
12.11
14.11
19.11
21.11
26.11
28.11
3.12
5.12
10.12
12.12
17.12
19.12
24.12
26.12
9.01
14.01
16.01
21.01
24.01
28.01
30.01
4.02
6.02
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
3.03

3

5.03

48. Декоративное панно. Эскиз композиции
49. Декоративное панно. Подбор материалов. Изготовление
деталей.
50. Сувениры. Эскиз композиции сувенира.
51. Сувениры. Изготовление деталей.
52. Сувениры. Изготовление деталей.
53. Сувениры. Изготовление деталей и декоративное
оформление
54. Оформление работ к весенней выставке
55. Оформление работ к весенней выставке.
56. Оформление работ к весенней выставкам
57. Творческий проект.Сувениры к празднику «Пасха». Подбор
материалов.
58. Сувениры к празднику. Изготовление деталей.
59. Сувениры. Соединение деталей
60. Сувениры к празднику. Декоративное оформление деталей
61. Сувениры. Декоративное оформление деталей работы.
62. Сувениры. Подготовка материалов и инструментов.
63. Сувениры. Изготовление выкройки.
64. Сувениры. Работа по шаблонам и выкройкам.
65. Сувениры. Декоративное оформление деталей работы.
66. Сувениры. Эскиз композиции.
67. Сувениры. Изготовление деталей.
68. Сувениры. Декоративное оформление, украшение работы
69. Сувениры. Декоративное оформление работы.
70. Сувенир «Белый цветок» Изготовление деталей.
71. Декоративное оформление
72. Украшение деталей работы.
ИТОГО:

3
3

10.03
12.03

3
3
3
3

17.03
19.03
24.03
26.03

3
3
3
3

31.03
2.04
7.04
9.04

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
216

14.04
16.04
21.04
23.04
28.04
30.04
5.05
7.05
12.05
14.05
19.05
21.05
26.05
28.05
2.06

Приложение №3. Работа с родителями.
План работы с родителями
Цель и задачи работы с родителями учащихся.
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и
дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка как личности.

19

Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала
семьи.
4.Просвещение родителей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей,
формирование основ педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к общим делам и мероприятиям в объединении.
Название
Сроки
Выступления на родительских собраниях школ презентация программы В течение года
«Умелые руки». Индивидуальные консультации для родителей.
Организация совместных праздников.
Оформление выставок.
Привлечение родителей к организации экскурсий
Проведение родительских собраний в объединении. Темы:
- Правила приёма в объединение
- Формирование мотивации достижения.
-Информационная опасность
- Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
Проведение открытых мероприятий
Анкетирование родителей

В течение года
По итогам года
В течение года
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Апрель
В течение года
Декабрь, май

Приложение № 4. План воспитательной работы
План воспитательной работы.
В течение учебного года в творческом объединении «Мастер рукоделия» проводятся такие
беседы как:
1.Еженедельно: правила поведения в комнате школьника, техника безопасности ДПИ.
2. Раз в месяц: противопожарная безопасность, правила поведения на улице и ПДД.
Месяц.
Сентябрь

Название
День знаний, день учителя. Подготовка поздравительных открыток.

Октябрь

Подготовка поздравительных открыток для ветеранов ко Дню пожилого
человека.
Праздник осени. Поделки к осенней ярмарке сбора урожая.
Беседа о добром отношении к родителям, к окружающим людям,
сверстникам. Подготовка поздравительных открыток ко Дню матери.
Участие в конкурсе рисунков «Немецкое Рождество».

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель-май

Изготовление праздничных сувениров
Беседа на тему «Безопасность в интернете и экстремизм»
Подготовка сувениров к празднику 8 марта.
Беседа «Безопасность на воде». Праздник «День победы». Подготовка
поздравительных открыток для ветеранов ВОВ. Посещение концерта,
посвященного празднику «День победы».
Беседа «День славянской письменности и культуры».

Инструкции по технике безопасности:
• Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками,
кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
• Антитеррористическая безопасность
• Противопожарная безопасность
20

•
•
•
•
•

Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
Правила поведения на улице и ПДД
Правила поведения на экскурсии
Правила поведения в зимний период
Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».