Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ЖИВАЯ ГЛИНА
Направленность:
естественнонаучная
Уровень программы - базовый
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель программы:
Ситкарева Татьяна Степановна,
педагог дополнительного
образования
г. Сыктывкар, 2025 год
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ............................ 3
1.1.
Пояснительная записка ............................................................................................................... 3
1.2.
Цель и задачи программы........................................................................................................... 4
1.3.
Содержание программы.............................................................................................................. 5
1.3.1.
Учебный план ..................................................................................................................... 5
1.3.2.
Содержание учебного плана............................................................................................... 7
1.4.
Планируемые результаты ........................................................................................................... 9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ................. 10
2.1. Условия реализации Программы .................................................................................................. 10
2.2. Информационно-методическое обеспечение .............................................................................. 11
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ............................................................................ 11
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ............................................................................ 11
2.5. Список литературы ........................................................................................................................ 12
Приложение 1 ........................................................................................................................................ 15
Приложение 2 .............................................................................. Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 3 ........................................................................................................................................ 24
Приложение 4 ........................................................................................................................................ 25
Приложение 5 ........................................................................................................................................ 28
Приложение 6 ........................................................................................................................................ 30
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая глина»
– (далее – Программа «Живая глина», Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленных в списке литературы.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа ориентирована на вовлечение детей в естественно-научную
деятельность, обеспечивает интеграцию знаний и умений детей в областях биологии,
географии, экологии, содействует формированию у учащихся знаний, умений и навыков,
направленных на формирование естественнонаучного мировоззрения при активном
включении детей в продуктивную деятельность, создает условия для воспитания и
развития личности детей. Знакомство с представителями животного и растительного мира
Красной книги Республики Коми, России, планеты происходит в сочетании с освоением
приемов пластической работы с глиной. Воплощение в глине представителей флоры и
фауны, занесенных в Красную Книгу Республики Коми, России, планеты Земля, несет в
себе действенный, практико-ориентированный подход к изучению и закреплению
предлагаемого теоретического материала и при этом формируются умения грамотно
взаимодействовать с окружающим миром, а также социализации личности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у
современных детей экологического сознания, экологической культуры, осмысления
уникальности и значимости природы. Применение в работе с детьми такого природного
материала, как глина, является одним из условий для сохранения благоприятной
окружающей среды: ее можно многократно использовать для создания новых изделий (если
не обжигать).
Лепка из глины, знакомство с ее свойствами, качествами и ее применение технологическая основа программы. Знакомясь с животными и растениями Красной книги,
изготавливая их из глины, ребенок исследует внешний вид, окраску, сравнивает и
подмечает характерные особенности данного объекта. Дети воспринимают окружающий
мир в процессе продуктивной деятельности не только интеллектуально, но и
эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.
Основные особенности программы
3
Программа «Живая глина» - модифицированная.
Уровень программы – базовый
Программа разработана на основе содержания программ Федотова Г.Я. «Послушная
глина», Яковлевой Н.В. «Азбука юного эколога» и дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы Русских О.Ю. «Юный эколог - исследователь».
Отличительные особенности заключаются в интеграции содержания программ
естественнонаучной и декоративно-прикладной направленностей и адаптации для
учащихся 7-11 лет.
Новизна заключается в объединении эколого-биологического и художественного
подходов к изучению животного и растительного мира Республики Коми, России, планеты.
В основу положено изучение животного и растительного мира и мелкопластическая работа
с глиной. Воплощение в глине представителей флоры и фауны несет в себе действенный,
практико-ориентированный подход к изучению и закреплению предлагаемого
теоретического материала.
Характеристика учащихся по программе
Программа адресована для учащихся 7-11 лет. Учет индивидуальных особенностей:
не требует специальной подготовки. Набор в группу осуществляется на основе
письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие. Количество
учащихся в группе 15 человек.
Формы и технологии образования
Обучение осуществляется в очной форме обучения. В период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантин, неблагоприятная
эпидемиологическая обстановка, актированные дни), может быть организована
самостоятельная работа с использованием электронного обучения (Приложение 5).
На занятиях предусмотрены коллективные, групповые, парные, индивидуальные
формы работы, которые направлены на практическую деятельность - индивидуальную и
совместную деятельность учащихся и педагога, самостоятельный творческий поиск.
При реализации программы используются следующие формы занятий: учебное
занятие, занятие-игра, практическая работа с элементами исследования, игра-путешествие,
игра-сказка, мини - лекция, рассказ, беседа; просмотры слайдов, иллюстраций с
комментариями и обсуждением, анализ работ, экскурсии в природу, музеи г.Сыктывкар,
изготовление индивидуального изделия.
Объем и срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2 года. Общий объем часов, запланированных
на весь период обучения и необходимых для освоения программы, составляет 1 год
обучения - 72 часа, 2 год обучения – 144 часа теоретических и практических занятий.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов
в неделю – 2 часа в 1 год обучения, 4 часа во 2 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 часа в 1 год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа во 2 год обучения с перерывом
между занятиями не менее 10 мин. Расписание составляется в соответствии с требованиями
СП 2.4.3648- 20.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель – формирование представлений учащихся о взаимодействии человека и
природы через освоение лепки из глины.
Задачи:
1 год обучения
обучающие:
- познакомить с понятием «экология», животными и растениями из Красной книги
4
Республики Коми;
- формировать представление о глине, как природном материале, о ее свойствах и
качествах;
- обучить различным технологиям и приемам лепки фигурок животных и растений
из глины;
развивающие:
- развивать познавательные, творческие способности, мышление, внимание,
память;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим,разрешать конфликтные ситуации);
- развивать умение организовать свою деятельность;
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного края;
- прививать устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;
- обучить навыкам оценки и самооценки;
- формировать основы экологического поведения.
2 год обучения
обучающие:
- продолжать знакомить с растительным и животным миром, Красной книгой,
охраняемыми территориями Республики Коми, России, планеты Земля;
- дать представление о связи развития народных промыслов с полезными
ископаемыми местности, познакомить с дымковской, филимоновской, коми игрушкой из
глины;
- познакомить с природными чудесами Республики Коми и России;
- познакомить с профессиями людей, которые защищают природу;
- способствовать приобретению опыта природоохранной деятельности;
- способствовать приобретению опыта реализации группового и индивидуального
проекта;
развивающие:
развивать мышление, память, воображение, познавательные, коммуникативные
навыки, творческие способности;
формировать навык самостоятельной работы с различными источниками
информации;
воспитательные:
- воспитывать любовь к большой и малой Родине;
- формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению
к окружающей среде, оценивать собственные поступки;
- воспитывать ответственное отношение к природе, сопереживание.
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
5
Теория
Практика
Форма
контроля
1.
Вводное занятие. Правила техники
безопасности. Инструктаж.
Экология и мы.Что
такое
«экология».
Планета
Земля
в
опасности.
Что такое «природа». Живая и
неживая природа. Глина – чудесный
дар природы.
Красная Книга РеспубликиКоми. Мир
растений. Видовое разнообразие.
2
2
0
6
2
4
6
2
4
10
4
6
Царство грибов.
Красная книга Республики Коми. Мир
животных. Особенности зимования.
6
10
2
4
4
6
Крылатые-пернатые.
Армия насекомых.
Рыбы
и другие
обитатели
водоемов Республики Коми.
10. Четвероногие герои (о животных на
Великой Отечественной войне)
11. Звенья одной цепи. Экологические
пирамиды.
12. Промежуточная аттестация.
8
6
6
4
2
2
4
4
4
4
2
2
6
2
4
2
1
1
ИТОГО
72
29
43
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Текущий
контроль
(викторина)
Отчетная
выставка.
2 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Вводное занятие. Правила техники
безопасности. Инструктаж.
2. Природа России, ее разнообразие.
Зависимость развития народных
промыслов
от
месторождения
глины.
3. Заказники.
Заповедники.
Национальные парки Республики
Коми, России.
4. Красная книга России. Разнообразие
растительного мира
5. Красная
Книга
России.
Разнообразие животного мира.
Животные зимой.
6. Реализация
проекта
«Живые
страницы»
7. Природа континентов планеты.
8. Живые
памятники
природы
Республики Коми, России. Акция
«Дерево Победы»
9. Влияние деятельности человека на
экологию.
10. Реализация проекта «Я хочу
дружить с природой»
1.
Всего
2
6
Количество часов
Теория
Практика
2
0
22
4
18
12
3
9
10
2
8
44
11
33
10
2
8
10
14
2
4
8
10
6
2
4
12
4
8
Форма
контроля
Текущий
контроль
(выставка)
11. Промежуточная аттестация.
ИТОГО
2
0
2
144
36
108
Защита
проекта
1.3.2. Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с планом работы объединения. Правила поведения учащихся
и техники безопасности на теоретических и практических занятиях. Инструктаж по технике
безопасности, пожарная и электробезопасность, правил дорожного движения. Лепка из
глины – древнейший народный промысел.
2. Экология и мы.
Теория: Что такое «экология». Планета Земля в опасности. Значение природы в
жизни человека. Значение человека в природе.
Практика: Знакомство со свойствами глины. Лепка простейших форм. Роспись
изделий.
3. Что такое «природа».
Теория: Что такое «природа». Живая и неживая природа. Глина – чудесный дар
природы.
Практика: Экспериментально-опытная деятельность: определение свойств глины
(твердая, пластичная, хрупкая, не пропускает воду). Лепка из глины простейших форм –
«шар», «капля», «колбаска», «яйцо». Роспись изделий.
4. Красная книга Республики Коми. Мир растений Республики Коми. Видовое
разнообразие.
Теория: Красная книга – сигнал опасности. Заповедные места Республики Коми.
Видовое разнообразие зеленого наряда Республики Коми. Мы – хранители природы.
Практика: Освоение приемов лепки и росписи готового изделия. Лепка листьев.
Роспись изделий.
Контроль: викторина.
5. Царство грибов.
Теория: Поговорим о грибах. Съедобные и несъедобные.
Практика: лепка коллективной работы-композиции «Грибы на полянке».Роспись
изделий.
6. Красная книга Республики Коми. Мир животных Республики Коми.
Особенности зимования животных.
Теория: Видовое разнообразие животного мира Республики. Как животные проводят
зиму в экосистеме «Лес». Их надо охранять. О значении помощи животным зимой. Акция
«Покормите птиц зимой».
Практика: Лепка на основе шара и овала: ежик, зайчик. Лепка отдельных
представителей животного мира конструктивным способом (енот, медведь). Роспись
готовых изделий. Изготовление съедобных кормушек для птиц.
7. Крылатые-пернатые.
Теория: Что мы знаем о птицах? Внешнее строение птиц. Видовое разнообразие.
Их надо охранять.
Практика: Лепка представителей мира пернатых пластическим способом: утка,
сова, птичка-невеличка. Декорирование стеком. Роспись изделий.
8. Армия насекомых.
Теория: Удивительный мир шестиногих. Видовое разнообразие. Их надо
охранять.
7
Практика: Знакомство с рельефными формами: барельеф. Изготовление
барельефа: бабочка, божья коровка, стрекоза. Роспись изделия.
9. Рыбы и другие обитатели водоемов Республики Коми.
Теория: Водные обитатели. Кто живет в воде? Внешнее строение рыб. Их надо
охранять.
Практика: Знакомство с рельефными формами: контррельеф. Изготовление
контррельефа: рыбки. Роспись изделия.
10.
Четвероногие герои (о животных на Великой Отечественной)
Теория: Значение диких и домашних животных во время Великой Отечественной
войны.
Практика: Лепка кошки конструктивным способом. Роспись изделий.
11.
Звенья одной цепи.
Теория: Экологические связи в живой природе.
Практика: Лепка на свободную тему, роспись.
12.
Промежуточная аттестация.
Теория: Тест «Сохраним мир родной природы».
Практика: Оформление отчетной выставки.
Контроль: Отчетная выставка.
Календарно – тематическое планирование представлено в приложении 1.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Теория: Ознакомление с планом работы объединения на учебный год. Правила
поведения учащихся и техникой безопасности на теоретических и практических занятиях.
Инструктаж по технике безопасности, пожарная и электробезопасность, правила дорожной
безопасности.
2. Природа России, ее разнообразие. Зависимость развития народных
промыслов от месторождения глины.
Теория: Изменение природы России в зависимости от географического положения с
севера на юг, с запада на восток. Месторождения глины, ее виды. Развитие народных
промыслов. Знакомство с дымковской, филимоновской, коми игрушкой из глины.
Особенности росписи.
Практика: Лепка дымковской лошадки. Лепка филимоновского петушка. Лепка
животных Коми края. Роспись изделий.
3. Заказники. Заповедники. Национальные парки Республики Коми, России.
Теория: Что такое заказники, заповедники, Национальные парки, их особенности и
отличия. Самые значимые охраняемые территории в Республике Коми, России (ПечороИлычский заповедник, Национальные парки «Югыд ва», «Койгородский»). Участие в
проекте «В гости к Лосю Степану» национального парка «Койгородский».
Практика: Лепка фигуры Лешего (Ворсы) - охранника леса, Водяного (Васы) –
охранника водоемов.
4. Красная книга России. Разнообразие растительного мира.
Теория: Красная книга – сигнал опасности. Охраняемые растения России.
Практика: Лепка деревьев конструктивным и пластическим способом. Лепка
корзинки с ягодами. Роспись изделий.
5. Красная книга России. Разнообразие животного мира. Животные зимой.
Текущий контроль.
Теория: Поговорим о причинах исчезновения животных. Кто такие браконьеры?
Охраняемые животные России – тигр амурский, морской лев, афалина-дельфин, белый
медведь, горный баран, сцинк - ящерица, камышовая жаба, жук-олень. Особенности строения
тела этих животных. Животные зимой.
8
Практика: Лепка тигра амурского. Лепка белого медведя. Лепка горного барана.
Лепка морского льва. Лепка семьи афалин. Лепка камышовой жабы. Лепка сцинка на
камне. Лепка жука-оленя (барельеф). Лепка коллективной работы-композиции «Хоровод
животных у новогодней елки». Декорирование стеком. Роспись изделий.
Контроль: выставка поделок.
6. Реализация проекта «Живые страницы»
Теория: Что такое проект? Основные этапы группового проекта – постановка
проблемы, цели и задач, планирование, реализация этапов проекта. Определение
результатов работы. Оценка и самооценка.
Практика: Изучение дополнительных материалов в библиотеке о животных и
растениях Красной книги России и Республики Коми. Выбор животного из Красной книги,
лепка. Изготовление основы в виде книги. Защита проекта.
7. Природа континентов планеты.
Теория: Континенты планеты. Редкие растения планеты. Редкие животные планеты.
Исчезнувшие растения и животные.
Практика: Лепка африканского слона. Роспись изделия. Лепка мамонта.
Декорирование стеком.
8. Живые памятники природы Республики Коми, России. Акция «Дерево
Победы»
Теория:
Знакомство с природным памятником Маньпупунер (Столбы
выветривания), лесной рощей в с.Корткерос, болотом «Океан» в Усть-Цилемском районе,
заснеженным лесом на горе Тимаиз, гигантскими каменными шарами в Ижемском районе,
многоствольной елью в Усть-Куломском районе, озером Вад в Сысольском районе.
Практика: Лепка Столбов выветривания. Роспись изделия. Организация акции
«Дерево Победы» (поиск саженцев, высадка деревьев).
9. Влияние деятельности человека на экологию.
Теория: Последствия массовой вырубки лесов, отлова диких животных и рыб
человеком. Профессии людей, которые защищают природу – эколог, лесничий, ботаник и
др.
Практика: Лепка эколят – защитников природы. Роспись изделий.
10.
Реализация проекта «Я хочу дружить с природой»
Теория: О правилах поведения в природе. Встреча с лесничим. Определение
проблемы для индивидуальных проектов.
Практика: Планирование и реализация мероприятий. Лепка конечного продукта.
Роспись изделий.
11.
Промежуточная аттестация.
Практика: Защита индивидуального проекта «Я хочу дружить с природой».
Календарно – тематическое планирование представлено в приложении 1.
1.4.
Планируемые результаты
1 год обучения
предметные:
- познакомились с понятием «экология», животными и растениями из Красной
книги Республики Коми;
- имеют представление о глине, как природном материале, о ее свойствах и
качествах;
- применяют различные технологии и приемы лепки фигурок животных и растений
из глины.
метапредметные:
- развиты познавательные, творческие способности, мышление, внимание, память;
9
- имеет такие коммуникативные умения и навыки, которые обеспечивают
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные
ситуации);
- способен организовать свою деятельность.
личностные:
- проявляет любовь к природе родного края;
- проявляет устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;
- имеет навыки оценки и самооценки;
- проявляет основы экологического поведения.
2 год обучения
предметные:
- знает материалы о растительном и животном мире, Красной книге, охраняемых
территориях Республики Коми, России, планеты Земля;
- имеет представление о связи развития народных промыслов с полезными
ископаемыми местности, знает особенности дымковской, филимоновской, коми игрушки
из глины;
- знает природные чудеса Республики Коми и России;
- знает профессии людей, которые защищают природу;
- приобрел опыт природоохранной деятельности;
- имеет опыт реализации группового и индивидуального проекта.
метапредметные:
- развиты мышление, память, воображение, познавательные, коммуникативные
навыки, творческие способности.
- имеет навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
личностные:
- проявляет любовь к большой и малой Родине;
- способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей
среде, оценивать собственные поступки;
- относится к природе ответственно и бережно, проявляет сопереживание.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебное помещение,
- водопроводный кран с водой,
- столы, стулья, шкафы,
- экран,
- проектор,
- ноутбук,
- стеллажи,
- ёмкости для замачивания глины,
- инструменты и материалы, применяемые при лепке,
- наглядные пособия и готовые работы учащихся.
10
2.2. Информационно-методическое обеспечение
Дидактические материалы:
наглядный
и иллюстративный материал,
видеофильмы, презентации.
Учебные пособия для педагога и учащихся, представленные в списке литературы.
Интернет-ресурсы, представленные в списке литературы.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Программа направлена на развитие творческих качеств личности и формирование
личности как активного субъекта через деятельностное освоение содержания программы.
При освоении учащимися приемов обработки скульптурных материалов
незаменимы репродуктивные, логические методы, методы самостоятельной работы и
развивающих упражнений.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую игровую
деятельность, самостоятельно организуются в группы, активно играют с игрушками,
разыгрывают между ними диалоги.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит
через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее
игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование,
деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Технология проектного обучения. Основная цель применения – развитие проектных
умений (выявление проблемы, сбор информации, анализ, обобщение, наблюдение), умение
пользоваться приобретенными знаниями для создания творческого продукта.
Исследовательский метод обучения. Функциональное значение исследовательского
метода: способствует воспитанию познавательной активности учащихся; активизирует
мыслительную работу и развивает интеллектуальные навыки; формирует навыки
самостоятельности в познавательной сфере деятельности; формирует положительное
отношение к учебно-познавательной деятельности; развивает стремление к процессу
обучения, раскрытию своих творческих задатков.
Воспитательные технологии:
- технология «Создание ситуации успеха» Белкина А.С.;
- педагогика сотрудничества Соловейчика С.Л.
План воспитательной работы представлен в Приложении 2.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы (Приложение
3).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка качества реализации общеобразовательной программы включает в себя
текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала по мере
прохождения нескольких разделов. Цель данного вида контроля - анализ хода
формирования знаний и умений. Может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, викторин, теста, выполнения творческого задания,
выставки творческих работ.
Промежуточная аттестация - после завершения обучения по программе.
Контролируются знания, умения, навыки и основные компетенции. Проводится в форме
теста, практического задания, защиты проекта.
Отслеживание формирования и развития личностных качеств осуществляется
ежегодно с использованием методики М.И. Шиловой «Изучение качеств личности
11
воспитанников» (Приложение 6) во время групповой и парной работы. Наблюдение,
тестирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, участие в
конкурсах, беседа являются методами отслеживания педагогом основных компетенций
детей.
1 год обучения
Виды
контроля
Текущий
(декабрь)
Цель
Содержание
Форма
Контроль усвоения
приобретенных
знаний.
Освоение способов и
приёмов лепки.
Представители
викторина
растительного
мира
Красной
Книги
РК.
Способы
и
приемы лепки.
Промежуточная Определение
Выполнение
отчетная
аттестация
качества
освоения творческих
выставка
(май)
программы, умение работ.
использовать
теоретические знания
при выполнении
практических задач.
Контрольноизмерительные
материалы,
критерии
(Приложение 4)
Высокий - от 26 до
32 баллов;
Средний – от 18 до
25 баллов;
Низкий – от 10 до
17 баллов.
Выставка
высокий
уровень
(12-15
баллов),
средний
(9-11
баллов), низкий (8
баллов и ниже).
2 год обучения
Виды
контроля
Текущий
(декабрь)
Цель
Содержание
Контроль усвоения
приобретенных
знаний.
Освоение способов и
приёмов лепки.
Форма
Представители
выставка
животного мира работ
Красной Книги
России. Способы
и приемы лепки.
Промежуточная Определение
Выполнение
аттестация
качества
освоения творческого
(май)
программы, умение проекта.
использовать
теоретические знания
при выполнении
практическихзадач.
защита
проекта
Контрольноизмерительные
материалы,
критерии
(Приложение 4)
высокий уровень 12-15 баллов,
средний - 9-11
баллов,
низкий - 8 баллов и
ниже.
Защита проекта
Высокий уровень –
10-12 баллов
Средний уровень7-9 баллов
Низкий уровень – 6
и ниже
2.5. Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
12
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от
07.05.2020 (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ
976/04);
9. Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики
Коми от 01.06.2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»;
10.
Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 «О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
11.
Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 № 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2035 года».
12.
Устав учреждения МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература, использованная для разработки программы
1. Аксенова П.В. В заповедном лесу: экологическое воспитание школьников //
Школьный вестник. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т.М.Бондаренко. –
Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2012 – 105 с.
3. Вершинина Т. А. Сборник программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ «Исследователи природы». -М.: Просвещение, 2000. – 221 с.
4. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. / Горичева, В.С.
Нагибина М.И.- Ярославль: Академия развития. Академия К. - 2007. – 120 с.
5. Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические
проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012.-112 с.(Библиотека журнала «Биология в школе», вып. 10.)
6. Мельникова Н.В. Красная книга Республики Коми для детей. Научно-популярное
издание. – Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2023. – 135 с.
7. Мельникова, Н.В. Увлекательная экология, или Эффект бумеранга/ Наталья
Мельникова, Наталья Герасименко; рис., дизайн Елена Сокерина. – Сыктывкар: Коми
республиканская типография, 2019 – 72 с.
8. Торопов В.Л. Уроки лепки./ Торопов В.Л., Щекотилова О.С. - Сыктывкар, 2000.
– 48 с.
9. Федотова Г. Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. / Г. Федотов
М.: АСТ – Пресс, 2005.- 40 с.
10.
Яковлева Н.В. Азбука юного эколога. – М.: Росмэн, 2010 г. – 53 с.
13
Литература для учащихся
1. Большая энциклопедия животного мира. - М.: Росмэн. 2007.- 430 с.
2. Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа!: Практический материал по экологии
для детей 6-10 лет/ Ищенко Г.Г. // Книжки, нотки и игрушки. - 2004. - №2. - с.19-21.
3. Мельникова, Н. Красная книга Республики Коми для детей. Научно-популярное
издание. – Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2023. – 135 с.
4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк./А.А.Плешаков. –
М.: Просвещение, 2004 – 160 с.: ил.
Интернет-ресурсы о проектной и исследовательской деятельности
1. http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по
экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем,
образованию для устойчивого развития).
2. http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
3. http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического
образования и концепции "устойчивого развития" в России).
4. http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ
"Сохранение биоразнообразия", для информационной кооперации в сфере охраны живой
природы России).
5. ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране
окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база
данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
6. http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам
"Зеленый шлюз").
7. http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
8. http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
9. http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал)
10. https://igrushkovo.ru/dizajn-glinjanyh-igrushek/ (Глиняные игрушки народов России).
14
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№
Тема занятия
1.
Правила поведения. Инструктаж по технике
безопасности: пожарная, электробезопасность,
правилам дорожного движения.
Правила поведения. Инструктаж по технике
безопасности: пожарная, электробезопасность,
правилам дорожного движения.
Лепка из глины – древнейший народный
промысел.
Экология – наука о доме.
Знакомство со свойствами глины. Лепка
простейших форм.
Значение природы в жизни человека.
Значение
человека в природе.
Знакомство со свойствами глины. Лепка
простейших форм.
Знакомство со свойствами глины. Лепка
простейших форм
Живая и неживая природа.
Глина – чудесный дар природы.
Определение свойств глины.
Лепка из глины простейших форм «шар»,
«капля», «колбаска», «яйцо».
Лепка из глины простейших форм «шар»,
«капля», «колбаска», «яйцо».
Лепка из глины простейших форм «шар»,
«капля», «колбаска», «яйцо».
Красная книга – сигнал опасности.
Заповедные
места Республики Коми
Лепка листьев.
Видовое разнообразие зеленого наряда
Республики Коми. Строение растений.
Роспись готовых изделий.
Их надо охранять: липа мелколистая, гвоздика
ползучая, пион уклоняющийся, венерин
башмачок.
Лепка цветка на плакетке.
Охраняемые растения Красной книги
Республики Коми: сон-трава, ветреница
лютиковая. Текущий контроль - викторина
Роспись готового изделия.
Лепка простейших форм, закрепление
основных
приемов лепки. Изготовление на плакетке
растений - представителей Красной книги
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
15
Кол- Теоретические Практические
во
занятия
занятия
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Республики Коми.
Роспись готового изделия.
Грибы съедобные.
Лепка
грибов
для
коллективной
работы композиции «Грибы на полянке».
Грибы несъедобные.
Роспись готовых изделий.
Интересные факты о грибах.
Оформление коллективной работыкомпозиции
«Грибы на полянке».
Видовое разнообразие животного мира
Республики Коми.
Лепка на основе шара: ёжик.
Как животные проводят зиму в лесу. Новый год
для лесных жителей.
Лепка на основе овала: зайчик.
Охраняемые звери Красной книги
Республики
Коми: северный олень, европейский барсук,
северная пищуха.
Лепка отдельных представителей животного
мира конструктивным способом: медведь.
Охраняемые звери Красной книги
Республики
Коми: бурый ушан, европейская норка.
Роспись готовых изделий.
Лепка представителей Красной книги
Республики Коми конструктивным способом.
Роспись готовых изделий.
Внешнее строение птиц. Интересные факты о
птицах.
Лепка пластическим способом: уточка.
Видовое разнообразие птиц.
Роспись готового изделия.
Пернатые представители
Красной книги
Республики Коми: европейская чернозобая
гагара, лебедь-кликун, серый журавль.
Лепка пластическим способом: белая сова
(филин).
Пернатые представители Красной книги
Республики Коми: орлан-белохвост, белая сова,
филин.
Роспись готового изделия.
Удивительный
мир
шестиногих.
Видовое
разнообразие.
Знакомство с рельефными формами:
барельеф.
Барельеф «Божья коровка». Лепка.
Насекомые, занесенные в Красную книгу
Республики Коми: жужелица блестящая,
плавунец широчайший, шмель скромный,
стрекоза плоская, павлиноглазка малая,
парусник мнемозина.
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Барельеф «Божья коровка». Роспись.
Барельеф «Бабочка» («Стрекоза»). Лепка.
Барельеф «Бабочка» («Стрекоза»). Роспись.
Водные обитатели. Кто живет в воде?
Внешнее
строение рыб.
Знакомство с рельефными формами:
контррельеф. Изготовление контррельефа:
рыбка.
Рыбы, занесенные в Красную книгу
Республики Коми: нельма, обыкновенный
подкаменщик, арктический голец, сибирский
осетр, сибирский хариус, таймень.
Контррельеф «Рыбка». Роспись.
Контррельеф «Аквариум». Лепка.
Контррельеф «Аквариум». Роспись.
Значение домашних животных во время Великой
Отечественной войны.
Лепка собаки. Декорирование стеком.
Значение диких животных во время Великой
Отечественной войны.
Лепка мышки. Декорирование стеком
Экологические связи в живой природе.
Звенья
одной цепи.
Лепка представителей отдельной цепи питания.
Экологические пирамиды.
Роспись готового изделия.
Закрепление основных приемов лепки.
Лепка
композиции «Берегите природу!»
Роспись композиции.
Промежуточная аттестация. Выставка.
Промежуточная аттестация. Выставка.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72
1
1
1
43
29
2 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Кол-во
часов
Правила поведения. Инструктаж по технике 1
безопасности: пожарная,
электробезопасность, правилам дорожного
движения.
Правила поведения. Инструктаж по технике 1
безопасности: пожарная,
электробезопасность, правилам дорожного
движения.
От Москвы до Курил. Из тундры в
1
субтропики
Месторождения глины, ее разновидности.
1
Народные промыслы.
Особенности лепки и росписи дымковской
1
игрушки
Особенности лепки и росписи дымковской
1
17
Теоретические Практические
занятия
занятия
1
1
1
1
1
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
игрушки
Лепка дымковской лошадки
Лепка дымковской лошадки
Роспись дымковской лошадки
Роспись дымковской лошадки
Особенности лепки и росписи
филимоновской игрушки
Особенности лепки и росписи
филимоновской игрушки
Лепка филимоновского петушка
Лепка филимоновского петушка
Роспись филимоновского петушка
Роспись филимоновского петушка
Лепка оленя.
Лепка оленя
Роспись оленя
Роспись оленя
Лепка совы
Лепка совы
Роспись совы
Роспись совы
Особенности и отличия заказников,
заповедников, национальных парков.
Значимые охраняемые территории в
Республике Коми и России
Особенности и отличия заказников,
заповедников, национальных парков.
Значимые охраняемые территории в
Республике Коми и России
Лепка фигуры Лешего (Вöрсы)-охранника
леса
Лепка фигуры Лешего (Вöрсы)-охранника
леса
Роспись Лешего (Вöрсы) - охранника леса
Роспись Лешего (Вöрсы) - охранника леса
Лепка фигуры Водяного (Васы)-охранника
водоемов
Лепка фигуры Водяного (Васы)-охранника
водоемов
Роспись фигуры Водяного (Васы)-охранника
водоемов
Роспись фигуры Водяного (Васы)-охранника
водоемов
Участие в проекте «В гости к лосю Степану»
Участие в проекте «В гости к лосю Степану»
Красная книга России. Охраняемые растения.
Богатства лесов
Красная книга России. Охраняемые растения.
Богатства лесов
Лепка деревьев конструктивным способом.
Лепка деревьев конструктивным способом.
Роспись деревьев
Роспись деревьев
Лепка корзинки с ягодами
Лепка корзинки с ягодами
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
Роспись корзинки с ягодами
Роспись корзинки с ягодами
Причины исчезновения животных. Кто такие
браконьеры.
Причины исчезновения животных. Кто такие
браконьеры.
Охраняемые животные России.
Млекопитающие. Животные зимой
Охраняемые животные России.
Млекопитающие. Животные зимой
Лепка тигра амурского.
Лепка тигра амурского
Роспись тигра амурского
Роспись тигра амурского
Лепка белого медведя на льдине
Лепка белого медведя на льдине
Роспись белого медведя на льдине
Роспись белого медведя на льдине
Лепка горного барана
Лепка горного барана
Роспись горного барана
Роспись горного барана
Охраняемые животные России. Морские
обитатели. Животные зимой
Охраняемые животные России. Обитатели
водоемов. Животные зимой
Лепка морского льва
Лепка морского льва
Роспись морского льва
Роспись морского льва
Лепка семьи афалин
Лепка семьи афалин
Роспись семьи афалин
Роспись семьи афалин
Охраняемые животные России.
Пресмыкающиеся и земноводные. Животные
зимой. Текущий контроль
Охраняемые животные России.
Пресмыкающиеся и земноводные. Животные
зимой. Текущий контроль
Лепка камышовой жабы
Лепка камышовой жабы
Роспись камышовой жабы
Роспись камышовой жабы
Лепка сцинка (ящер) на камне
Лепка сцинка на камне
Роспись сцинка на камне
Роспись сцинка на камне
Охраняемые животные России. Насекомые.
Животные зимой.
Охраняемые животные России. Насекомые.
Животные зимой.
Барельеф. Жук-олень. Декорирование стеком
Барельеф. Жук-олень. Декорирование стеком
Лепка коллективной работы-композиции
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
«Хоровод животных у новогодней елки»
Лепка коллективной работы-композиции
«Хоровод животных у новогодней елки»
Роспись коллективной работы-композиции
«Хоровод животных у новогодней елки»
Роспись коллективной работы-композиции
«Хоровод животных у новогодней елки»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Реализация проекта «Живые страницы»
Редкие животные и растения Евразии,
Австралии, Антарктиды
Редкие животные и растения Евразии,
Австралии, Антарктиды
Лепка мамонта. Декорирование стеком
Лепка мамонта. Декорирование стеком
Редкие животные и растения Африки,
Северной и Южной Америки.
Редкие животные и растения Африки,
Северной и Южной Америки.
Лепка африканского слона
Лепка африканского слона
Роспись африканского слона
Роспись африканского слона
Знакомство с природным памятником
Маньпупунер (Столбы выветривания),
Знакомство с природным памятником
Маньпупунер (Столбы выветривания),
Лепка столбов выветривания. Декорирование
стеком
Лепка столбов выветривания. Декорирование
стеком
Знакомство с болотом «Океан» в УстьЦилемском районе, гигантскими каменными
шарами в Ижемском районе, озером Вад в
Сысольском районе
Знакомство с болотом «Океан» в УстьЦилемском районе, гигантскими каменными
шарами в Ижемском районе, озером Вад в
Сысольском районе
Знакомство с лесной рощей в с.Корткерос,
заснеженным лесом на горе Тимаиз
многоствольной елью в Усть-Куломском
районе,
Знакомство с лесной рощей в с.Корткерос,
заснеженным лесом на горе Тимаиз
многоствольной елью в Усть-Куломском
районе,
Организации акции «Дерево Победы»
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
Организации акции «Дерево Победы»
Организации акции «Дерево Победы»
Организации акции «Дерево Победы»
Организации акции «Дерево Победы»
Организации акции «Дерево Победы»
Последствия нарушения экосистем
человеком.
Профессии - защитники природы
Лепка эколят - защитников природы
Лепка эколят - защитников природы
Роспись эколят - защитников природы
Роспись эколят - защитников природы
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Реализация проекта «Я хочу дружить с
природой»
Промежуточная аттестация. Защита проекта
Промежуточная аттестация. Защита проекта
ИТОГО
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
144
1
1
108
36
Приложение 2
План воспитательной работы
творческого объединения «Живая глина»
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
Мероприятия
Ответственный
Игра «Давайте познакомимся»
Изготовление подарков ко Дню пожилого
человека
Праздник «Синичкин день» в рамках акции
«Покормите птиц зимой»
Педагог
Педагог
Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Педагог,
родители
Ноябрьфевраль
Киноурок «День Героя»
Презентация «Кошачий «батальон» (роль
кошек во время блокады Ленинграда)
Изготовление сувениров ко Дню защитника
Отечества
Всероссийский экологический урок «Эколятамолодые защитники природы»
Интеллектуальная игра «День Земли»
Беседа «Символы Победы» (с практической
деятельностью)
Профориентационная работа (беседы):
знакомство с профессиями: гончар, скульптор,
ихтиолог, егерь, орнитолог
Беседы по профилактике вирусных и
инфекционных
заболеваний,
дорожнотранспортной,
личной
безопасности,
безопасности в быту, на воде.
Педагог
Педагог
декабрь
Январь
педагог
февраль
педагог
март
педагог
педагог
апрель
май
Педагог
В
течение
года
педагог
В
течение
года
2 год обучения
№
1.
Праздничная программа «Снова вместе».
Педагог
Сроки
проведения
Сентябрь
2.
Изготовление сувениров гражданам пожилого
возраста АНО «Жизнь»
Поход на стадион «Динамо»
Экскурсия в библиотеку им.С.Я.Маршака, зал
«Филин» (естественнонаучное направление)
Акция «Покормите птиц зимой»
педагог
сентябрь
Педагог
Педагог
Октябрь
Ноябрь
Педагог,
родители
педагог
Ноябрьфевраль
декабрь
Педагог
январь
3.
4.
5.
6.
7.
Мероприятия
Ответственный
Муниципальный
конкурс
«Новогодний
вернисаж»
Встреча с интересным человеком
22
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Интеллектуальная викторина «Своя игра»,
посвященная Дню защитника Отечества
Муниципальный конкурс «Юные дарования»
педагог
февраль
педагог
март
Изготовление сувениров для пожилых граждан
АНО «Жизнь»
Презентация-беседа «Животные во время
Великой Отечественной войны»
Профориентационная работа (беседы):
знакомство с профессиями: эколог, кинолог,
агроном, зоолог, ветеринар
Беседы по профилактике вирусных и
инфекционных
заболеваний,
дорожнотранспортной,
личной
безопасности,
безопасности в быту, на воде.
педагог
апрель
педагог
май
Педагог
В
течение
года
педагог
В
течение
года
23
Приложение 3
План работы с родителями/ законными представителями
Цель: организация эффективного сотрудничества семьи и педагога для решения
образовательных и воспитательных задач в рамках программы
Мероприятия
Сроки
Содержание
Размещение информации для В
течение Информационное педагогическое
родителей на стенде, на сайте года
обеспечение родителей в вопросах
Центра
воспитания
Выступление
собраниях
на
родительских сентябрь
май
Беседы, встречи, консультации
(индивидуальные, групповые,
коллективные) по инициативе
педагогов или родителей.
Помощь родителей детям при
выполнении проектных работ.
Помощь родителей в организации
экскурсий.
Участие в городском конкурсе
«Юные дарования»
Анкетирование родителей по
выявлению
удовлетворенности
деятельностью творческого
объединения «Живая глина»
Открытые занятия
Выставки
Запись учащихся в творческие
объединения
(консультация
родителей); соблюдение санитарногигиенических норм безопасной
жизнедеятельности;
поддержка
одаренных
детей;
портфолио
учащихся
В
течение
года
В
течение Вовлечение
родителей
года
образовательный процесс
в
Декабрь, май
В
течении Демонстрация учебных достижений
года
учащихся
24
Приложение 4
Оценочные и контрольно-измерительные материалы для
осуществления диагностики уровня освоения программы
1 год обучения
Текущий контроль
Викторина
1.
Какое растение
жители коми называют
«Марья-моль»?
(Пион
уклоняющийся).
2.
Я знаю дерево одно, любимо пчелками оно:
Нектар им щедро отдает, что превратили в сладкий мед. (Липа).
3.
Какое дерево весной «плачет»? (Береза. Весной у березы начинается
сокодвижение).
4.
Я в лесу нашла цветок, он похож на башмачок. Имя у него богини, носит он его
доныне. В Красной книге он, друзья, значит, рвать его нельзя! (Венерин башмачок).
5.
Что можно делать в заповедниках?
А) собирать ягоды.
Б) рвать цветы.
В) разводить костер.
Г) фотографировать.
6.
Главная роль растений на земле. (Обогащение воздуха кислородом).
7.
Растения, которые считают редкими или исчезающими заносят в …
А) Синюю книгу
Б) Красную книгу
В) Зеленую книгу
8. Как называются листья хвойных растений? (Хвоя)
9. Лежало на свету, бросили в темноту.
Да и там покоя нет: как бы вырваться на свет. (Семена)
10. Подземный орган растения. Главное его назначение – питание, опора, запас
питательных веществ. (Корень).
11. Чем покрыто тело рыб?(чешуей)
12. Как называются конечности рыб (плавники)
13. Как называется орган дыхания у рыб? (жабры)
14. Как речные рыбы выводят потомство? (из икры)
15. Назови части тела рыб (голова, туловище, хвост, плавники)
16. Назови рыб, которые занесены в Красную книгу Республики Коми (хариус
сибирский, нельма)
17. Как называются инструменты, используемые при лепке? Выбери верный ответ:
А) резцы;
Б) зубило;
В) стеки.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ - 2 балла; неправильный ответ 0 баллов;
Высокий - от 26 до 32 баллов;
Средний – от 18 до 25 баллов;
Низкий – от 10 до 17 баллов.
25
Промежуточная аттестация
Критерии оценивания изделий из глины к выставке
1. Аккуратность исполнения.
2. Соответствие цветовой гамме.
3. Законченность произведения.
4. Оригинальность исполнения.
5. Соответствие изделия оригиналу.
Критерии оценки (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется, 2 –
проявляется частично, 3 – проявляется полностью).
Показатели: высокий уровень (12-15 баллов), средний (9-11 баллов), низкий (8
баллов и ниже).
2 год обучения
Текущий контроль
Критерии оценивания изделий из глины к выставке.
1. Аккуратность исполнения.
2. Соответствие цветовой гамме.
3. Законченность произведения.
4. Оригинальность исполнения.
5. Соответствие изделия оригиналу.
Критерии оценки (от 0 до 3 баллов по каждому критерию, 0- не проявляется, 1 –
проявляется частично, 3 – проявляется полностью).
Показатели: высокий уровень (12-15 баллов), средний (9-11 баллов), низкий (8
баллов и ниже).
Промежуточный контроль
Критерии оценивания защиты проекта
3
балла
за
каждый
критерий
Проектная
работа
соответствует
цели
и
отвечает на проблемные
вопросы
Участник
проекта
использовал
все
рекомендованные
социальные сервисы, провел
коллективные обсуждения в
ходе работы над проектом
2
балла
за
каждый
критерий
Проектная
работа
соответствует цели и отвечает
на некоторые проблемные
вопросы
Участник
проекта
использовал
некоторые
рекомендованные
социальные сервисы, провел
коллективные обсуждения в
ходе работы над проектом
26
1 балл за каждый
критерий
Проектная
работа
не
совсем точно отражает
цель проекта и его
проблемные вопросы
Участник
проекта
использовал
один
рекомендованный
социальный
сервис,
провел
коллективное
обсуждение в ходе работы
над проектом
Устное
выступление Устное
выступление
участника
логично, участника
логично,
отсутствуют грамматические присутствуют
и лексические ошибки
незначительные
грамматические
и
лексические
ошибки, не
мешающие пониманию
материала
В ходе устного выступления В ходе устного выступления
даны ответы на все вопросы
даны ответы на некоторые
вопросы
Показатели:
Высокий уровень – 10-12 баллов,
средний уровень- 7-9 баллов,
низкий уровень – 6 и ниже
27
Устное
выступление
участника
не
всегда
логично,
присутствуют
грамматические
и
лексические
ошибки,
которые
затрудняют
понимание
Учащийся
затруднялся
давать правильные ответы
на вопросы
Приложение 5
Форма обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть
организована самостоятельная работа сиспользованием электронного обучения.
1 год обучения
№
п/п
Раздел учебного плана
Задания для самостоятельной с
использованием электронного обучения
Экология и
мы. Что такое
«экология». Планета Земля в
опасности.
Что такое «природа». Живая и
неживаяприрода. Глина – чудесный
дар природы.
1
2
https://clck.ru/V37Da
https://www.youtube.com/watch?v
=UM-929YM7p0&t=49s
https://www.youtube.com/watch?v
=t3my8Z-tpEc&t=52s
https://www.youtube.com/watch?v
=y3pM2KXyqw4&t=37s
Красная Книга Республики Коми. https://www.youtube.com/watch?v
Мир
растений.
Видовое =tpHgpEHwc5U&t=413s
разнообразие.
Царство грибов.
https://www.youtube.com/watch?v
=4gdY4T6_FWo&t=34s
Красная Книга Республики Коми. https://www.youtube.com/watch?v
Мир
животных.
Видовое =_E3UbQ215N8&t=3s
разнообразие.
Крылатые-пернатые.
Армия насекомых.
https://www.youtube.com/watch?v
=O347UNMY4OM&t=126s
Рыбы и другие обитатели водоемов https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologiiРеспублики Коми
respubliki-komi-promislovie-ribi779548.html
Звенья одной
цепи. https://animals-wild.ru/biologiya/2087Экологические
pischevaya-cep.html
пирамиды.
3
4
5
6
7
8
9
2
№
1.
год обучения
Наименование разделов, тем
Форма контроля
Природа
России,
ее https://fishki.net/2069699-16-faktov-o-kurilah.html
разнообразие.
Зависимость https://art-ceramics.livejournal.com/16199.html
развития народных промыслов
от месторождения глины.
28
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Заказники.
Заповедники. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3267528Национальные
парки chem-otlichaetsja-zapovednik-i-zakaznik-otРеспублики Коми, России.
nacionalnogo-parka.html
https://uraloved.ru/oopt-komi
https://natworld.info/nauki-o-prirode/top-10zapovednikov-i-ohranjaemyh-prirodnyh-territorijrossii-nazvanija-foto-karty-i-opisanie
Красная
книга
России. https://redbookrf.ru/
Разнообразие
растительного
мира
Красная Книга
России. https://kipmu.ru/zhivotnye-krasnoj-knigi-rossii/
Разнообразие животного мира.
Новый год.
Реализация проекта «Живые https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomuстраницы»
vospitaniyu-shkolnikov-zhivaya-planeta1848310.html
https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskiestranicy-iz-opyta-raboty-chast-2.html
Природа континентов планеты. https://udimir.com/35-vymershih-zhivotnyhkotoryh-stoilo-by-klonirovat/
https://www.youtube.com/watch?v=GHjiaukAR8M
Загадочные природные места https://must-see.top/dostoprimechatelnostiРеспублики Коми, России. respubliki-komi/
Акция «Дерево Победы»
https://zen.yandex.ru/media/unirussia/tainstvennaiaiazycheskaia-rosca-naroda-komi-otkryl-dlia-sebiaesce-odnu-zagadku-rossii-pokazyvaiu-pliashuscie-isrosshiesia-derevia-60fbbc063b939a51faa58d54
https://pg11.ru/news/64500
Влияние деятельности человека https://propostuplenie.ru/article/jekologicheskieна экологию.
professii-sejchas-i-v-buduschem/
Реализация проекта «Я хочу https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyyдружить с природой»
komponent/2021/05/15/ekologicheskiy-proekt-yahochu-druzhit-s-prirodoy
29
Приложение 6
Диагностическая карта
мониторинга развития личностных качеств воспитанников (по Шиловой М.И.)
№
ФИО
Активность,
организаторские
способности
дата заполнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Коммуникативные
навыки,
коллективизм
дата заполнения
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинирован
ность
дата заполнения
Нравственность,
гуманность
дата заполнения
Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
дата заполнения
Мониторинг развития личностных качеств воспитанников
Признаки проявления качеств личности
Качества
личности
ярко проявляются
3 балла
1. Активность,
Активен, проявляет стойкий
организаторские
познавательный
интерес,
способности
целеустремлен, трудолюбив и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность других.
2.
Коммуникативные Легко вступает и поддерживает
навыки, коллективизм
контакты, разрешает конфликты,
дружелюбен
со
всеми,
инициативен, по собственному
желанию успешно выступает
перед аудиторией.
3. Ответственность,
Выполняет поручения охотно,
самостоятельность,
ответственно,
часто
по
дисциплинированность
собственному желанию, может
привлечь
других.
Всегда
дисциплинирован,
везде
соблюдает правила поведения,
требует того же от других.
проявляются
2 балла
Активен, проявляет стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших результатов.
слабо проявляются
не проявляются
1 балл
0 баллов
Мало активен, наблюдает за Пропускает занятия, мешает
деятельностью
других, другим.
забывает выполнить задание.
Результативность невысокая.
Вступает и поддерживает
контакты, не вступает в
конфликты, дружелюбен со
всеми,
по
инициативе
руководителя или группы
выступает перед аудиторией.
Выполняет поручения охотно,
ответственно. Хорошо ведет
себя независимо от наличия
или отсутствия контроля, но
не требует этого от других.
Поддерживает
контакты
избирательно, чаще работает
индивидуально, публично не
выступает.
Замкнут,
общение
затруднено, адаптируется в
коллективе
с
трудом,
является
инициатором
конфликтов.
Уклоняется от поручений,
безответственен.
Часто
недисциплинирован,
нарушает
правила
поведения, слабо реагирует
на
воспитательные
воздействия.
4. Нравственность,
гуманность
Доброжелателен,
правдив,
верен своему слову, вежлив,
заботится об окружающих, но
не требует этих качеств от
других.
Неохотно
выполняет
поручения.
Начинает работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает правила поведения
только при наличии контроля
и
требовательности
преподавателя или товарищей.
Помогает
другим
по
поручению преподавателя, не
всегда выполняет обещания, в
присутствии старших чаще
скромен, со сверстниками
бывает груб.
Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об
окружающих,
пресекает
грубость, недобрые отношения к
людям,
Недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен с товарищами
и
старшими,
часто
обманывает, неискренен.
5.
Креативность,
склонность
к
исследовательскопроектировочной
деятельности
Имеет
высокий
творческий
потенциал.
Самостоятельно
выполняет
исследовательские,
проектировочные
работы.
Является разработчиком проекта,
может создать проектировочную
команду и организовать ее
деятельность.
Находит
нестандартные решения, новые
способы выполнения заданий.
Выполняет
исследовательские,
проектировочные
работы,
может
разработать
свой
проект
с
помощью
преподавателя.
Способен
принимать
творческие
решения, но
в основном
использует
традиционные
способы.
Может
работать
в
исследовательскопроектировочной группе при
постоянной поддержке и
контроле.
Способен
принимать
творческие
решения, но
в основном
использует
традиционные
способы.
В
проектноисследовательскую
деятельность не вступает.
Уровень
выполнения
заданий репродуктивный.