Графический дизайн

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа

«Графический дизайн»

Уровень сложности содержаниябазовый
Направленность – техническая
Возраст детей - 12 -18 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: педагог
дополнительного образования
Овчинникова Валентина Ивановна

Сыктывкар, 2025

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................3
1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы ......................................................................................................5
1.3. Содержание программы ........................................................................................................5
1.3.1. Учебно-тематический план ................................................................................................6
1.3.2. Содержание учебного плана ...............................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ....................................................................................................12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ..............................................12
2.1. Условия реализации программы .........................................................................................12
2.2. Информационно - методическое обеспечение ..................................................................13
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ..................................................................13
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ..................................................................15
2.6. Список литературы...............................................................................................................17
Приложение 1...............................................................................................................................19
Приложение 2...............................................................................................................................21
Приложение 3...............................................................................................................................23
Приложение 4...............................................................................................................................25
Приложение 5...............................................................................................................................29

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа «Графический дизайн» (далее – Программа «Графический
дизайн», Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования,
представленных в списке литературы.
Одним из приоритетных направлений политики Республики Коми является
социализация и эффективная самореализация молодежи, развитие системы
профориентации и развитие IT-инфраструктуры; содействие занятости молодежи, развитие
эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую
деятельность; духовно-нравственное развитие; развитие созидательной активности
молодёжи.
Программа «Графический дизайн» Центра разработана не только с учетом
основных приоритетов в области дополнительного образования, но и с учетом запросов
родителей и детей, как основных социальных заказчиков и потребителей,
предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Программа направлена на профессиональную самореализацию в области
графического дизайна, а также на развитие и увеличение количества учащихся,
занимающихся цифровыми технологиями; нацеливает учащихся на осознанный выбор
будущей профессии, дает представление о востребованных в настоящее время
профессиях, связанных с дизайн – проектированием; способствует развитию личности
учащегося,
социально-педагогической
поддержке
становления
и
развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина Республики Коми, страны.
Уровень сложности программы – базовый, так как направлена на удовлетворение
потребностей детей в ранней профориентации и приобщение детей к графическому
дизайну, через освоение цифровых технологий.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что графический дизайн стал
неотъемлемой частью современного мира. Масштаб проекта, над которым работает
графический дизайнер, может быть, как совсем небольшим – почтовая марка, так и
глобальным – навигационный дизайн для целого государства. Благодаря развитию
цифровых и компьютерных технологий, становятся важным и доступным средством
коммуникации: страницы в социальных сетях, реклама, печатная продукция. В связи с
этим процесс фотографирования стал популярным среди разных возрастных категорий.
Это вызвало потребность в обработке, восстановлении фотографий, создании на их основе
3

новых изображений, коллажей, то есть проводить качественную и оперативную обработку
фотографии для ее последующей распечатки или размещения в Интернете. Программы
GNU Image Manipulation Programт (далее - GIMP) и Krita являются одним из самых
мощных инструментов в этой сфере. В результате изучения данных программ, учащиеся
самостоятельно смогут использовать свои знания и умения для создания цифровых
коллажей, иллюстраций, презентаций. В дальнейшем учащиеся смогут продолжить
образование в области искусства, рекламы и дизайна.
Программа ориентирована на формирование у учащегося знаний, умений и навыков
технической направленности, к которым он проявляет интерес в конкретных условиях
времени и места обучения; на обеспечение успешности ребенка в системе школьного
образования и взаимозачёты результатов общего и дополнительного образования в формах
оценок работ, участия в выставках и выступлениях и пр.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, составлена на основе дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ «Фотостудия «Атмосфера» (автор О.В. Бояркина, 2018 год) и «Мир через объектив» (автор - И.В. Мурылев, 2013 год). В
данных программах упор больше уделяется искусству фотографии, работе в фотостудии и
последующей обработке фотографий, а не созданию дизайн проекта.
Модификация заключается в том, что учащиеся не только обогатят свои
представления об искусстве фотографии, будут еще выполнять задания в программах
GIMP и Krita, создавать дизайн проекты на основе фотографии в сочетании с текстом и
другими графическими элементами.
Программа создана для решения возникшей потребности общества в формировании
социально-активных личностей, их адаптации к новым социальным условиям в
современном информационном обществе на основе информационно-коммуникативной
культуры.
Адресат программы
Программа адресована детям от 12 до 18 лет. Для обучения принимаются все
желающие. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет (портал
«ПФДО» (https://komi.pfdo.ru/)).
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 144 часа.
Срок освоения программы
Объем программы – 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней), может быть организовано
использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Очная, очно-заочная, заочная, может быть организовано электронное обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий (в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантин, неблагоприятная
эпидемиологическая обстановка, актированные дни).
Формы организации образовательного процесса
По количеству учащихся используются фронтальные, групповые и индивидуальные
организационные формы обучения.
Виды занятий
Содержание программы предусматривает следующие виды занятий: беседы об
известных фотографах и графических дизайнерах, практические занятия с созданием
4

дизайн проектов, защита проектов, фотовыставки, конкурсы, прогулки и экскурсии с
фотографированием.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование познавательных интересов и творческих способностей учащихся
посредством создания творческих продуктов через программы GIMP и Krita.
Задачи
Обучающие:
− сформировать знания учащихся о жанровом многообразии фотографии;
− познакомиться с основными понятиями и принципами работы программ GIMP и Krita;
− научиться обрабатывать изображение с помощью компьютера в программах GIMP и
Krita;
− приобщиться к проектно-творческой деятельности, созданию творческого продукта с
использованием освоенных инструментов программ GIMP и Krita;
Развивающие:
− сформировать умение использовать средства информационных технологий для
решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска материала;
− сформировать умение планировать, анализировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных технических задач; презентовать продукт;
− сформировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Воспитательные:
− сформировать эмоционально-ценностное отношение к осуществляемой деятельности;
− воспитать чувство уважения и гордости к стране, к родной республике, к родному
городу;
− сформировать
высоконравственную
личность,
разделяющую
российские
традиционные духовные ценности, обладающую актуальными знаниями и умениями,
способную реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовую к
мирному созиданию и защите Родины.

1.3. Содержание программы
-

-

Освоение программы обеспечит для детей:
расширение и углубление знаний по программам GIMP и Krita, и по профессиям в сфере
графического дизайна;
условия вовлечения в создание художественных объектов;
развитие знаний, умений и получение опыта работы с явлениями эстетической среды, в
том числе и на основе использования современных цифровых технологий, электронных
коммуникаций;
развитие навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях художественного творчества, проектной деятельности,
навыков целеполагания, организации планирования и оценки технической деятельности,
её результатов;
5

- реализация и сохранение культурного кода Республики Коми, в том числе и в
соответствии с приоритетами Стратегии государственной культурной политики на
период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.

1.3.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Модуль

1.

Основные инструменты
программы GIMP
Наблюдаем и фиксируем
реальность
Основы цифровой иллюстрации и
эффекты фотографии
Моя история (фотокнига или
брендбук)

2.
3.
4.

Итого:

Количество часов
Всего Теория Практика
22

2,75

19,25

34

4,25

29,75

46

5,75

40,25

42

10,5

31,5

144

23,25

120,75

Формы
аттестации/
контроля
Текущий
контроль
Промежуточная
аттестация

1.3.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 «Основные инструменты программы GIMP»
Образовательная задача модуля: обучиться основным инструментам программы GIMP.
Учебные задачи модуля:
− дать знания и умения по применению различных инструментов программы GIMP;
− развить умение работать в коллективе посредством групповой работы;
− заложить основы проектной деятельности;
− воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру.
Тематические рабочие группы и форматы:
− групповые (творческая мастерская);
− индивидуальные (практическая творческая работа).
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Количество
занятий учебных
часов
работ
Тема 1.1. Вводное Тренинг на знакомство. Введение в программу.
2ч
занятие. Работа с Беседа. Показ этапов
Техника безопасности при
меню «Файлы» и работы. Упражнение.
работе с компьютером и
панелью
Практическая работа за правила поведения.
программы
компьютером.
Знакомство с элементами
GIMP.
интерфейса графического
редактора GIMP. Знакомство
с опциями для работы с
файлами и панелью
программы. Создание нового
документа, алгоритм
сохранения документа.
Работа со слоями.
Тема 1.2. Работа с Показ различных
Знакомство с инструментами 4 ч
панелью
вариантов работы.
выделения. Выделение части
инструментов
Упражнение.
изображения
разными
«Выделение»,
Практическая работа за способами.
Кадрирование
6

«Кадрирование»,
«Заливка»,
«Кисть».
Тема 1.3. Работа с
панелью
инструментов
«Трансформация»
и меню
«Фильтры»

компьютером.

изображения.
Работа
заливкой и кистью.

Показ различных
вариантов
трансформации
объектов. Показ
вариантов работы с
фильтрами.
Упражнение.
Практическая работа за
компьютером.
Тема 1.4. Работа с Беседа. Показ вариантов
меню
настройки размера и
«Изображение» и цвета изображения.
инструментом
Устранение дефектов на
«Штамп».
фото. Упражнение.
Практическая работа за
компьютером
Тема 1.5. Работа с Беседа. Показ работы с
инструментом
текстом. Упражнение.
«Текст»
Практическая работа за
компьютером.
Тема 1.6.
Беседа. Работа над
Фотоколлаж
проектом. Практическая
«Открытка»
работа за компьютером.
Создание творческой
работы.
Тема 1.7.

Защита проекта.

Трансформация объектов.
Знакомство с настройками
для применения фильтров.
Применение фильтров в
фотографии.

с
2ч

Знакомство с настройками 4ч
размера
и
цвета
изображения.
Черно-белая и цветная
обработка фотографии.
Ретушь.
Знакомство с настройками 2ч
текста. Применение текста в
фотографии.
Правила
композиции 6ч
открытки.
Создание открытки с
применением основных
меню, панелей и
инструментов программы.
Представление проекта.
2ч

Модуль 2 «Наблюдаем и фиксируем реальность»
Образовательная задача: развить мотивацию учащегося к познанию окружающего его
мира, приобщить к культурным ценностям через технику и искусство фотографии.
Учебные задачи:
− познакомиться с жанрами фотографии;
− сформировать навыки совместной работы в творческом коллективе;
− продолжить формирование навыком проектной деятельности;
− воспитать чувство прекрасного, умение видеть мир по-своему, замечать необычное в
обычном.
Тематические рабочие группы и форматы:
− групповые (творческая мастерская);
− индивидуальные (практическая творческая работа).
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Количество
занятий учебных
часов
работ
Тема 2.1.
Беседа. Просмотр Знакомство с творчеством С.М. 4ч
Истоки
фильма.
Прокудина-Горского.
Просмотр
цветной
Практическая
фильма.
Компьютерная
обработка
фотографии
работа за
фотографии в стиле фотографий С.М.
компьютером.
Прокудина-Горского.
7

Тема 2.2.
Искусство
фотографии
Тема 2.3.
Свет как
искусство
Тема 2.4.
Ретушь
фотографий

Беседа.
Демонстрация
работ
фотографов.
Беседа.
Фотопробы.

Показ ретуши
портретной
фотографии.
Знакомство с
профессией
ретушер.
Практическая
работа за
компьютером.
Тема 2.5.
Беседа.
Портретная
Демонстрация
съемка
работ
фотографов.
Фотопробы.
Практическая
работа за
компьютером.
Тема 2.6.
Беседа.
Фото для
Демонстрация
портфолио
работ
фотографов.
Фотопробы.
Практическая
работа за
компьютером.
Тема 2.7.
Беседа.
Фотосъёмка
Демонстрация
пейзажа и
работ
архитектуры фотографов.
Фотопробы.
Практическая
работа за
компьютером.
Тема 2.8.
Беседа.
Фотосъёмка
Демонстрация
натюрморта и работ
предметная
фотографов.
съемка.
Фотопробы.
Практическая
работа за
компьютером.
Тема 2.9.
Беседа.
Дизайнерский Демонстрация

Знакомство с классиками фотографии.
Композиция в фотографии.

2ч

Виды освещения. Виды и варианты 2ч
портретного освещения. Оборудование
для управления светом. Фотосъемка
при различных видах освещения.
Знакомство с инструментами ретуши. 2ч
Обработка фотографии.

Знакомство с фотографами портретной 2ч
съемки.
Виды
и
особенности
портретной съемки. Передача образа в
портрете. Компьютерная обработка
портрета.

Особенности деловой фотографии и 4ч
требования. Создание индивидуального
стиля и образа и фотопроба. Ретушь
фотографии.

Знакомство с фотографами пейзажной 4ч
съемки и архитектуры. Виды и
особенности
фотографирования
пейзажа и архитектуры. Отработка
приёмов фотосъёмки. Компьютерная
обработка фотографий.
Знакомство
с
фотографами 4ч
предметного мира. Виды и особенности
фотографирования
натюрмортов.
Выбор предметов и фона для
натюрморта. Постановка освещения.
Отработка
приёмов
фотосъёмки
натюрморта. Компьютерная обработка
фотографии натюрморта.
Знакомство
с
дизайнерскими 8ч
продуктами:
календарь,
буклет,
8

продукт
«Мой край»

Тема 2.10.
Защита
проектов

работ дизайнеров.
Работа над
проектом.
Практическая
работа за
компьютером.
Защита
творческой
работы.

листовка, упаковка, визитка и т.д.
Примеры визуализации дизайнеров.
Создание дизайнерского продукта на
основе накопленного материала и
опыта.
Представление проекта.

2ч

Модуль 3 «Основы цифровой иллюстрации и эффекты фотографии».

Образовательная задача модуля: обучить основным инструментам Krita для
иллюстрирования и применять инструменты программы GIMP для создания
эффектов.
Учебные задачи модуля:
− научить основам иллюстрирования и придавать различные эффекты
фотографиям;
− развить умения различать, сравнивать и анализировать результаты
− труда;
− воспитать уважение к профессии дизайнера и иллюстратора.
Тематические рабочие группы и форматы:
− групповые (творческая мастерская);
− индивидуальные (практическая творческая работа).
№ п/п
Тема 3.1.
Маски
Тема 3.2.
Эффект
съемки с
применением
стекла
Тема 3.3.
Эффект
акварели и
рисунка
Тема 3.4.
Двойная
экспозиция

Виды учебных занятий
учебных работ
Беседа. Просмотр фильма.
Практическая работа за
компьютером.
Беседа. Демонстрация
работ дизайнеров.
Фотопробы. Практическая
работа за компьютером.

Количество
часов
Знакомство с понятием маски. 4ч
Основные
приемы
использования масок.
Обработка фотографии.
2ч

Беседа. Демонстрация
работ дизайнеров.
Практическая работа за
компьютером.
Беседа. Демонстрация
работ дизайнеров.
Практическая работа за
компьютером.
Беседа. Демонстрация
работ дизайнеров.
Практическая работа за
компьютером.

Знакомство
с
эффектом 2ч
акварели и рисунка. Обработка
фотографии.

Тема 3.5.
Текстура в
тексте и
эффект
слияния
текста с
изображением
Тема
3.6. Беседа. Показ

Содержание

Знакомство
с
понятием 2ч
двойная
экспозиция.
Обработка фотографии.
Показ
изображений
с 4ч
применением
текстуры
в
тексте и слияния текста и
изображения.
Обработка
текста и изображения.
Презентация
9

дизайнерских 6ч

Иллюстрация
в дизайне

дизайнерский решений.
Работа за компьютером.

Тема 3.7.
Работа с
меню
«Файлы»,
панелью
программы и
кистями Krita.

Беседа. Показ этапов
работы. Упражнение.
Практическая работа за
компьютером.

Тема 3.8.
Иллюстрации
на заданные
темы
Тема 3.9.
Стикеры

Беседа. Практическая
работа за компьютером.

Тема 3.10.
Серия
иллюстраций
на темы
родного края
Тема 3.11.
Защита
проектов

решений.
Выполнение
рисунка. Оцифровка рисунка.
Соединение фото и рисунка.
Введение в программу.
2ч
Знакомство с элементами
интерфейса графического
редактора Krita. Знакомство с
опциями для работы с
файлами, панелью программы
и кистями. Создание нового
документа, алгоритм
сохранения документа. Работа
со слоями и кистями.
Выполнение иллюстраций в
6ч
программе Krita.

Беседа. Упражнения.
Работа за компьютером.

Знакомство
с
историей 6ч
создания стикеров. Профессия
стикермейкер.
Этикет
в
интернет-общении.
Правила
создания стикеров. Создание
стикеров.
Беседа. Демонстрация
Знакомство с дизайнерскими 10ч
работ дизайнеров. Работа
продуктами, где применяется
над проектом.
серия иллюстраций. Создание
Распределение на
дизайнерского продукта на
команды. Практическая
основе
накопленного
работа за компьютером.
материала и опыта.
Защита творческой работы. Представление проекта.
2ч

Модуль 4 «Моя история»
Образовательная задача: раскрыть творческий потенциал учащегося художественноизобразительными средствами через создание фотокниги или брендбука в графических
программах.
Учебные задачи:
− научить выполнять в творческую работу с соблюдением законов и правил композиции;
− сформировать умение сравнивать и анализировать результаты своей деятельности;
− воспитать потребность в творческой активности, в самосовершенствовании и
саморазвитии.
Тематические рабочие группы и форматы:
- групповые (творческая мастерская);
- индивидуальные (практическая творческая работа).
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Количество
занятий учебных
часов
работ
Тема 4.1.
Беседа. Просмотр
Примеры оформления плакатов, 2ч
Композиция в фильма. Практическая журналов, страниц книг. Основные
10

типографике

работа за
компьютером.

средства и приёмы типографики в
композиции.
Коллаж
изображениями и текстом.
Тема 4.2.
Беседа. Демонстрация Знакомство с понятием леттеринг.
Леттеринг
работ дизайнеров.
Взаимосвязь рисунка букв с
Практическая работа
содержанием
текста.
за компьютером.
Удобочитаемость.
Создание
художественного
шрифта,
оцифровка
шрифта
в
компьютерной
программе.
Создание гармоничной цветовой
композиции.
Тема 4.3.
Беседа. Практическая Особенности
оцифровки
Монтаж
работа за
фотографий с пленки. Оцифровка
старой
компьютером.
фото.
Устранение
дефектов
фотографии
изображения.
Восстановление
утраченных фрагментов. Ретушь
фотографий.
Изменение
насыщенности,
тонирование,
раскрашивание изображения.
Тема
4.4. Беседа. Демонстрация Особенности репортажа как жанра.
Репортажная работ фотографов
Требования, предъявляемые к
съемка
репортажной съемки. современному
репортажу
(оперативность, выразительность,
правдивость). Формы репортажа.
Знакомство
с
творчеством
фотографов репортажной съемки
Республики Коми. Фотоочерк.
Создание серии снимков.
Тема 4.5.
Беседа. Демонстрация Сходства и отличия албомов от
Оформление альбомов и брендбука. брендбука. Дизайн от титульных
албома и
Практическая работа
листов до концевой страницы.
брендбука.
за компьютером.
Определение над темой и видом
продукта. Эскиз книги или
брендбука.
Тема 4.6.
Беседа. Демонстрация Выбор композиции титульного
Титульный
оформления
листа для фотокниги. Создание
лист альбома титульных листов.
титульного листа для продукта.
и брендбука. Практическая работа
за компьютером.
Тема 4.7.
Беседа. Демонстрация. Примеры
оформления
Иллюстрация, Практическая работа
иллюстраций, фотографий и текста
фотография и за компьютером.
в альбоме и брендбуке. Основные
текст
средства и приёмы размещения.
Коллаж изображения и текста.
Работа над содержанием продукта.
Тема 4.8.
Беседа. Демонстрация. Предварительное
представление
Итоговое
Практическая работа
продукта.
Завершение
оформление
за компьютером.
оформления.
продукта
Тема 4.9.
Защита творческой
Представление проекта фотокниги.
11

4ч

4ч

4ч

8ч

4ч

8ч

4ч

2ч

Защита
проектов
Тема 4.10.
Экскурсия

работы.
Прогулка на природе.
Фотопробы.

Итоговые фотографии на память 2ч
об окончании учебного года.

Календарно – тематическое планирование представлено в приложении 1.

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты
Характеризуют опыт учащихся в технической и художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения Программы:
− знают жанровое многообразие фотографии;
− знают основные понятия и принципы работы в программах GIMP и Krita;
− умеют обрабатывать изображение с помощью компьютера в программах GIMP и Krita;
− выполняют проектно-творческую деятельность, создают продукт с использованием
освоенных инструментов программ GIMP и Krita;
Метапредметные результаты
Характеризуют уровень сформированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практическо-творческой деятельности:
− используют средства информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска материала;
− умеют планировать, анализировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач, презентовать продукт;
− умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе:
− сформировано эмоционально-ценностное отношение к осуществляемой деятельности;
− уважительно и с чувством гордости относятся к своей стране, к Республике Коми, к
городу Сыктывкару;
− сформирована высоконравственная личность, разделяющая российские традиционные
духовные ценности, обладающая актуальными знаниями и умениями, способная
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовая к мирному
созиданию и защите Родины.
Карта целенаправленного педагогического наблюдения за сформированностью
личностных результатов учащихся представлена в приложении 5.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет, столы и учебные стулья,
проектор и экран, ноутбуки, графические планшеты, программное обеспечение GIMP и
Krita, цветной принтер.
Учебно-практическое оборудование: тетрадь, ручка, телефон, USB-шнур для
телефона.

12

2.2. Информационно - методическое обеспечение
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные
программы, информационные технологии.

2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Помимо
традиционных
методов
объяснительно-иллюстративного
(демонстрация наглядного материала) и репродуктивного (воспроизводящего) в
программе используются и другие методы.
Метод проблемного изложения применяется во время передачи новых знаний
учащимся, перед выполнением задания (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет
пути её решения).
Частично поисковый метод применяется во время беседы с детьми, когда
учащиеся уже имеют какие-либо знания по заданной теме.
По своей специфике образовательный процесс объединения «Графический
дизайн» имеет развивающий характер, направлен прежде всего, на развитие природных
задатков, на реализацию интересов детей и на развитие творческих и специальных
способностей.
В связи с этим, я, как педагог дополнительного образования, использую
образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, их максимальную
самореализацию в обществе.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности,
но добровольные, гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность
для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику
следующие технологии.
Технология
системно-деятельностного
подхода.
Сданный
подход
предусматривает:
− наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
− выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
− выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
− формирование у учащихся умения контролировать свои действия;
− включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного
достижения новых результатов образования и включает в себя:
1. Мотивацию к учебной деятельности – данный этап процесса обучения предполагает
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по открытию
нового знания.
2. Актуализацию знаний – организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в
учебной деятельности.
3. Проблемное объяснение нового знания – на данном этапе педагог организует
выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Использует наиболее распространенные приемы:
− учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты;
− учащиеся получают проблемный вопрос и задание – предположить, как могли бы
доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему;
− обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой
учащиеся смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения;
− группе надо выбрать из нескольких известных решений одно – наиболее рациональное.
5. Самостоятельную работу с самопроверкой – учащиеся самостоятельно выполняют
задание и осуществляют, сравнивая с эталоном.
13

6. Включение в систему знаний – на данном этапе уточняются существенные особенности
нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
7. Рефлексия – фиксируется самооценка учениками собственной учебной деятельности,
соотносится поставленная цель и результаты и намечаются дальнейшие цели
деятельности.
Следуя главной особенности деятельностного метода, которая заключается в
деятельности самих учащихся, создаются такие условия в учебном процессе, в которых
личность выступает как активное творческое начало. Мною, как педагогом лишь
направляется эта деятельность, вносятся коррективы, и подводится итог, давая конечную
формулировку установленных алгоритмов действия.
Таким образом, полученные знания и умения приобретают личностную
значимость для учащегося и становятся для них интересными.
Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Позволяют
учащемуся осваивать культуру и разные виды искусства в процессе собственной
творческой деятельности с помощью информационно-обучающих компьютерных
программ и мультимедийных презентаций.
Технология интегрированного обучения. Помогает дать учащимся желанное
представление о единстве окружающего нас мира. В основу интегрированных занятий
положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированные
занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению
и нахождению причинно-следственных связей. Чаще всего на занятиях интегрируются
знания из изобразительного искусства, коми и русской культуры.
Проектное обучение и метод кейсов. Способствуют практикоориентированному
характеру обучения для выработки умений и навыков, востребованных в современном
высокотехнологичном обществе.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проектной деятельности. Способствует созданию ребёнком
продуктов художественного творчества, которые можно предъявлять обществу. Она
используется в процессе решения поисковых и практических задач в художественнотворческой и дизайнерской деятельности детей.
В центре моего внимания находится уникальная, целостная личность ребёнка, а
также его потребности, возможности, интересы, способности и особенности. Технологии,
представленные выше обеспечивают благоприятные условия для самоактуализации,
развития и саморазвития ребёнка, самовыражения в технической и художественнотворческой деятельности.
В рамках воспитания использую методы, направленные на генерирование идей,
моделирование процесса поиска знаний, создание продукта, отличающегося степенью
новизны:
− метод эвристической (сократической) беседы - вопросно-ответный метод обучения, при
котором педагог не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными
вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений,
личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам;
− метод аналогии - это метод креативного и логического мышления. Креативного потому,
что помогает растормошить инерцию мышления, посмотреть на знакомое под другим
углом и заметить то, что ускользало от понимания. Найти слово, смысл, идею и прийти
к нестандартному решению проблемы;
− метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти, который
необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и
является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого
метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как,
невозможно представить математику без цифр;
14

− метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого
объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро и микрокосма, познание
человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным;
− метод мозгового штурма - это метод коллективного обдумывания нестандартных
креативных идей, основанный на творческом подходе и интеллекте.
План воспитательной работы представлен в приложении 2.
План работы с родителями представлен в приложении 3.

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
№ Наименован
ие модуля
контроля/
аттестации
1.
Основные
инструменты
программы
GIMP

2.

Фотокнига
или брендбук

Предмет Формы и
оценивани методы
я
оценивани
я
Определит
Тест
ь уровень
«Меню,
знаний на
панели,
владение
инструмент
основными
ы
командами программы
программы
GIMP»
GIMP

Определит
ь уровень
творческог
о
потенциала
при
создании
фотокниги
или
брендбука,
умение
презентова
ть проект

Дизайн
проект
«Фотокниг
а или
брендбук»

Критерии
оцениван
ия

Показатели
оценивания

Виды
аттестации

Высокий
уровень:
9-10
баллов
Средний
уровень:
7-8 баллов
Низкий
уровень:
6 баллов

Уровень
теоретическ
их знаний

Текущий
контроль
(декабрь)

Высокий
уровень:
13-18
баллов
Средний
уровень:
7-12
баллов
Низкий
уровень:
6 баллов

Уровень
практически
х навыков

Промежуточн
ая аттестация
(май)

Критерии оценивания:
− Текущий контроль (декабрь):
Высокий уровень 9-10 баллов – Ответили на 9-10 вопросов из 10 вопросов.
Средний уровень 7-8 баллов – Ответили на 7-8 вопросов из 10 вопросов.
Низкий уровень 6 баллов – Ответили на 6 вопросов из 10 вопросов.
− Промежуточная аттестация (май):
Высокий уровень 13-18 баллов – Полное раскрытие темы проекта, соответствие
содержания темы дизайн решению, оригинальность идеи, грамотное владение
15

графическими программами при выполнении дизайн проекта, четкое изложение
материала.
Средний уровень 7-12 баллов – Недостаточно полное раскрытие темы проекта,
незначительные ошибки в соответствии содержания темы дизайн решению, помощь в
выборе идеи, незначительные ошибки в использовании основных команд графических
программ при выполнении дизайн проекта, нечеткое изложение материала.
Низкий уровень 6 баллов – Нет раскрытия темы проекта, нет соответствия содержания
темы дизайн решению, полное копирование идеи другого автора, неграмотное владение
основными командами графических программ при выполнении дизайн проекта,
неразборчивое изложение материала.
Формы диагностики: тест, педагогическое наблюдение, защита дизайн-проекта.
Оценочные и контрольно-измерительные материалы представлены в приложении 4.

16

2.5. Глоссарий
Абрис – контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то
объекта
Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и изменения
графического изображения на экране компьютера, а также его сохранения в виде
графического файла.
Интерфейс графического редактора – основным компонентом графического редактора
является его интерфейс - это своеобразный образец, предназначенный для удобства и
эффективности работы.
Интернет - всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой
как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных
компьютеров для обмена информацией.
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность способов,
механизмов и средств, используемых для сбора, обработки, хранения и передачи
информации.
Мультимедийная презентация – это тип презентации, в которой для передачи
сообщения используется несколько различных форм связи.
Презентация – это способ визуализации информации, которую спикер хочет донести до
аудитории.
Ретушь (фр. retouche, англ. retouch) – это процесс и результат исправления изображений.
Спикер – это человек, выступающий перед аудиторией с речью или докладом.
Техническая ретушь – устранение заметных дефектов снимка: пятен, ошибок в яркости,
насыщенности и др. Она применяется для восстановления старых печатных снимков и для
быстрой обработки новых фото после фотосессии.
Фотопробы – уже само слово «фотопроба» говорит о том, что это как бы первые
подступы к воплощению замысла. Фотопроба – это абрис будущей картины, некий намек
на то, какой я ее увижу, к чему буду стремиться, когда начнутся съемки.
Художественная ретушь – обработка фото для решения художественной задачи:
стилизации, улучшения качества, устранения ненужных элементов, добавления новых
деталей и др.
GNU Image Manipulation Programт или GIMP («Гимп») – свободно распространяемый
растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой
графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой.
Krita – свободный и открытый растровый графический редактор, программное
обеспечение.

2.6. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
17

4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога:
1.
Айсман К. Ретуширование и обработка фотографий / А. Кетрин – М.: Издательский
дом «Вильямс», 2008 – 560с.
2.
Беленький А.И. Фотография. Школа мастерства / А.И. Беленький – С-Пб.: Питер,
2011 – 136с.
3.
Бояркина О.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фотостудия «Атмосфера» МАУ ДО ДЮЦ «Рифей» г. Пермь, 2019.
4.
Дегтерев А.Р Фотокомпозиция / А.Р. Дегтерев – М.: ФАИР, 2008 – с.272
5.
Ефремов А.А. Цифровая фотография и Photoshop / А.А. Ефремов – С-Пб.: Питер,
2008 – 192с.
6.
Иванов В.И. О тоне и цвете в живописи – М.: Юный художник, 2007;
7.
Кораблёв Д. Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов. – С.-П.: «Учитель
и ученик. Корона принт», 2013.
8.
Кэплин С. Секреты создания спецэфектов в Adobe Photoshop / С. Кэплин – М.:
Эксмо, 2009 – 294с.
9.
Левин А.Ш. Самоучитель Adobe Photoshop / А.Ш. Левин – С-Пб.: Питер, 2008 –
448с.
10. Михалкович В., Стигнеев В.Поэтика фотографии. – М.: «Искусство», 2010.
11. Мурылев И.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир через объектив» МАОУ ДО ЦДТТ г. Заречный, 2013.
12. Мусорин М.К., Привалов В.Д. Фотогафия – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2013.
13. Мурылев И.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир через объектив» МАОУ ДО ЦДТТ, 2013.
14. Симонович С.В., Муравский, В.И. Секреты цифрового фото / С.В. Симонович, В.И.
Муравский – С-Пб.: Питер, 2008 – 146с.
15. Фрост Л. Творческая фотография. – М.: «Арт-родник», 2003.
16. Фрост Л. Фото на продажу. Пособие для фотографов-фрилансеров. – М.: «Омега»,
2004.
17. Хэджкоу Д. Как делать фотографии Hi-класса. – М.: «Омега», 2004.
Список литературы для учащихся и родителей:
1.
Голубова Е.А., Тарасенко Н.Н., Тарасенко Ю.С. Сам себе фотограф, Серия учебный
курс. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003.
2.
Милберн К., Рокуэлл Р., Чемберс М.Л., Цифровая фотография. Библия пользователя
(пер. с англ.). – М.: ИД «Вильямс», 2003.
3.
Мусорин М., Привалов В. Фотография (учебное пособие). – М, «Владос», 2003.
4.
Тарантино К. Цифровая фотография. Компьютерная обработка изображений шаг за
шагом / К. Тарантино – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003 – 320с.
5.
Фотография. Справочник (перевод с итальянского). – М.: «Астрель», 2004.
6.
Фрост Л. Фотография. Вопросы и ответы. – М.: «Арт-родник», 2003.
Интернет-ресурсы для учащихся:
1.
Школа фотографии URL: http://www.schoolphotography.ru
2.
Фотостарт URL: https://www.photostart.info/article.php

18

Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Название темы

1.
2.

Вводное занятие
Работа с панелью инструментов
«Выделение», «Кадрирование»,
«Заливка», «Кисть»
Работа с панелью инструментов
«Выделение», «Кадрирование»,
«Заливка», «Кисть»
Работа с панелью инструментов
«Трансформация» и меню
«Фильтры»
Работа с меню «Изображение» и
инструментом «Штамп»
Работа с меню «Изображение» и
инструментом «Штамп»
Работа с инструментом «Текст»
Фотоколлаж «Открытка»
Фотоколлаж «Открытка»
Фотоколлаж «Открытка»
Истоки цветной фотографии
Истоки цветной фотографии
Искусство фотографии
Свет как искусство
Ретушь фотографий
Портретная съемка
Фото для портфолио
Фото для портфолио
Фотосъёмка пейзажа и архитектуры
Фотосъёмка пейзажа и архитектуры
Фотосъёмка натюрморта и
предметная съемка
Фотосъёмка натюрморта и
предметная съемка
Дизайнерский продукт «Мой край»
Дизайнерский продукт «Мой край»
Дизайнерский продукт «Мой край»
Дизайнерский продукт «Мой край»
Защита проектов
Маски
Маски
Эффект съемки с применением
стекла
Эффект акварели и рисунка
Двойная экспозиция
Текстура в тексте и эффект слияния
текста с изображением
Текстура в тексте и эффект слияния
текста с изображением
Иллюстрация в дизайне
Иллюстрация в дизайне

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Количество часов
Теория
2
0,25

Практика
0
1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25
0,25

1,75
1,75

19

Дата
проведения

Дата проведения
по факту
(число, месяц)

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Иллюстрация в дизайне
Работа с меню «Файлы», панелью
программы и кистями Krita
Илюстрации на заданные темы
Илюстрации на заданные темы
Илюстрации на заданные темы
Стикеры
Стикеры
Стикеры
Серия иллюстраций на темы
родного края
Серия иллюстраций на темы
родного края
Серия иллюстраций на темы
родного края
Серия иллюстраций на темы
родного края
Серия иллюстраций на темы
родного края
Защита проектов
Композиция в типографике
Композиция в типографике
Леттеринг
Леттеринг
Монтаж старой фотографии
Монтаж старой фотографии
Репортажная съемка
Репортажная съемка
Оформление фотокниги или
брендбука
Оформление фотокниги или
брендбука
Оформление фотокниги или
брендбука
Оформление фотокниги или
брендбука
Титульный лист альбома или
брендбука
Титульный лист альбома или
брендбука
Иллюстрация, фотография и текст
Иллюстрация, фотография и текст
Иллюстрация, фотография и текст
Иллюстрация, фотография и текст
Итоговое оформление продукта
Итоговое оформление продукта
Защита проектов
Экскурсия

0,25
0,25

1,75
1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

2

0

2

0

2

0

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

20

Приложение 2
План воспитательной работы
Цель воспитания - развитие личности ребенка, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, в том числе
Республики Коми, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания: усвоение детьми нравственных позиций, духовнонравственных ориентаций, и ценностей, соответствующих идеям Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Коми и предметному содержанию
образовательной программы, опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний, а также морально-волевых качеств.
Основные целевые ориентиры воспитания
- российская гражданская принадлежность (идентичность), сознание единства с народом
России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в
настоящем, прошлом и будущем;
- уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России;
- осознание этнической, национальной принадлежности, знания и уважения к истории и
культуре своего народа;
- деятельное ценностное отношение к художественному и историческому наследию
народов России, российского общества, к знаниям, открытиям, проектам мирового
значения, языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням,
религиям народов России;
- установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку
нуждающихся в помощи;
- ориентация на создание устойчивой семьи на основе традиционных семейных
ценностей народов России, в том числе Республики Коми;
- уважение к художественной культуре народов России, мировому искусству,
культурному наследию;
- установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- уважение к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желание и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
Получение детьми осознанного опыта и усвоение ими морально-волевых
качеств, обеспечивающих:
- воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России,
российскому художественному наследию, мировому искусству, ценностного
отношения к художественной культуре республики, города, Центра;
- формирование восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих способностей в искусстве;
- формирование и развитие интереса к художественным ценностям и процессам, к
истории фотографии и дизайна, достижениям и биографиям дизайнеров и фотографов,
внесшим значимый вклад в развитие культурного потенциала города Сыктывкара,
Республики Коми, России, других стран, в мировое искусство в целом;
- воспитание стремления увидеть, понять, зафиксировать в памяти и информационных
продуктах свидетельства ценности художественной культуры, результатов труда и
21

-

-

-

-

достоинства творцов художественной культуры, результатов собственного творческого
самовыражения;
формирование заинтересованности к участию в культурной жизни Центра, Республики
Коми, России в составе творческих коллективов, сообществ, зрителей, посетителей
выставок, концертов и т. п.;
формирование и укрепление в совместной деятельности качеств участника командной
деятельности, лидерских качества, умений действовать в команде, брать на себя
ответственность, достигать целей деятельности в совместной работе, творчестве;
развитие волевых качеств в реализации художественных замыслов, в достижении
результатов деятельности, имеющих художественное значение, принципиальности и
готовности к компромиссам при решении вопросов, требующих совместных действий;
формирование опыта, навыков применения своих знаний и умений в области
художественного творчества, искусства в социально значимой деятельности в
волонтерских,
экологических,
производственно-технических,
научноисследовательских объединениях, акциях, программах.
План мероприятий по воспитательной работе представлен в таблице 1
План мероприятий работы
Таблица 1

№

Дата

Наименование мероприятия
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятия профориентационной направленности
1.
октябрь
В каких направлениях может работать Графический дизайнер?
2.
ноябрь
Решение кейсов: коммуникация графического дизайнера с клиентами
3.
январь
Маркетплейсы и роль графического дизайнера в оформлении товаров
4.
февраль
Портфолио графического дизайнера
5.
апрель
Знакомство с профессией Ретушер
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятия гражданско-патриотической направленности
1.
март
Акция «Письмо солдату»
2.
май
Открытки к 9 мая
Мероприятия, посвященные безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни
1.
сентябрь
Комплекс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизм
Мероприятия добровольческой направленности
1.
декабрь
Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы»

22

Приложение 3
План работы с родителями
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более успешного
взаимодействия семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка
как личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями
учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование
активной
педагогической
позиции
родителей,
повышение
воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психологопедагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в объединении.
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания:
− беседы, анкетирование родителей;
− формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе:
− родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой моей
деятельности, обсудить возможные пути реализации);
− приглашение на занятия и внеурочные мероприятия;
− создание базы телефонов родителей, создание беседы в месенджере.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
− при личных встречах;
− с помощью записок-извещений;
− посредством телефона и интернета.
План работы:
Сентябрь
− знакомство с родителями учащихся, реклама своей программы;
− посещение родительских собраний по классам;
− индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь
− информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его
психическом состоянии;
− обсуждение с родителями и подготовка к конкурсам.
Ноябрь
− проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;
− индивидуальные консультации для родителей;
− общение с семьями учащихся, нарушающих дисциплину.
Декабрь
− посещение родительских собраний по классам;
− индивидуальные, групповые консультации для родителей;
− подведение итогов I полугодия.
− индивидуальные собеседования с родителями по итогам текущего контроля.
Январь

23

− анонимное
анкетирование
«удовлетворённость
родителей
образовательным
процессом»;
− индивидуальные консультации.
Февраль
− посещение родительских собраний по классам;
− индивидуальные консультации для родителей;
Март
− проведение праздничных мероприятий (эстафеты, викторины);
− индивидуальные консультации для родителей;
− обсуждение с родителями и подготовка к конкурсам.
Апрель
− проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;
− индивидуальные консультации для родителей.
Май
− открытое занятие: подведение итогов работы объединения, достижений учащихся;
− обсуждение перспектив учеников продолжения обучения на следующий учебный год.

24

Приложение 4
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Текущий контроль учащихся
1. Как можно вырезать часть файла, (выделив его предварительно), так, чтобы вырезанное
оказалось только на новом слое?
А) Layer/New/Layer Via Copy
Б) Select/Load Selection/Ok
В) Select/Similar Layers
Г) Layer/New/Layer Via Cut
2. Есть три слоя. Каждый из них полностью залит определенном цветом. В окне “Layers”
слои расположены сверху вниз в таком порядке : Layer 5 (красный), Layer 8 (белый), Layer
1 (синий). Режим смешивания normal. Каким цветом будет залито рабочее окно?
А) Белым
Б) Красным
В) Синим
Г) Жёлтым
3. В рабочем окне открыта фотография. Что будет, если нажать комбинацию клавиш
Shift+Ctrl+U (Desaturate)?
А) Фото станет чёрным
Б) Фото станет Белым
В) Фото станет чёрно-белым
Г) Откроется окно Hue & Saturation
4. Что значит RGB?
А) Red, Green, Black
Б) Right, Good, Bad
В) Red, Green, Blue
Г) Red, Great, Black
5. Каким фильтром можно наиболее быстро немного увеличить резкость фотографии?
А) Filter/Render/Fibers
Б) Filter/Sharpen/Unsharp Mask
В) Filter/Blur/Blur
Г) Filter/Noise/Median
6. Как можно вдвое уменьшить разрешение фотографии?
А) Image/Image Size/ В окне устанавливаем Width и Height по 200%. Constrain Proportions
включено.
Б) Image/Image Size/ В окне устанавливаем Width и Height по 50%. Constrain Proportions
включено.
В) Image/Image Size/ В окне устанавливаем Width на 50%, а Height на 200%. Constrain
Proportions выключено.
Г) Image/Image Size/ В окне устанавливаем Width на 2000%, а Height на 50%. Constrain
Proportions выключено.
7. Какими клавишами можно увеличиватьуменьшать размер кисти?
А) “1”,”2”
Б) “”, “
25

В) “)”, ”(”
Г) “]”, “[”
8. Каким инструментом чаще всего пользуются для быстрого ретуширования проблемных
частей кожи на фотографиях?
А) Eraser Tool
Б) Magic Eraser Tool
В) Healing Brush
Г) Background Eraser Tool
9. Как можно вновь открыть любое случайно закрытое вами окно в PS?
А) View/Screen Mode/Full Screen Mode
Б) View/Show Grid
В) Image/ и далее нужное окно…
Г) Window/ и далее нужное окно...
10. Удерживая какую кнопку можно проводить идеально прямые линии с помощью
инструмента Brush Tool?
А) Tab
Б) Shift
В) Ctrl
Г) Alt
Правильные ответы:
1=Г, 2=Б, 3=В, 4=В, 5=Б, 6=Б, 7=Г, 8=В, 9=Г, 10=Б.
Промежуточная аттестация учащихся по дизайн-проекту
№
п/п

Показатели

1.

Умение ставить
цель и задачи

2.

Владение
инструментами и
командами
графических
программ

Критерии
Целеполагание
Цель и задачи дизайн-проекта
сформулированы понятно и конкретно,
создают образ желаемого результата. Цель и
задачи согласованы между собой
Цель и задачи дизайн-проекта
сформулированы с незначительными
ошибками.
Цель и задачи дизайн-проекта
сформулированы неконкретно. Цель и задачи
не согласованы между собой.
Владение графическими программами
Интересно передал идею в работе
графическими средствами. Допустил
незначительные ошибки, сам их исправил.
Графику помог подобрать педагог.
Не придает значения допущенным ошибкам.

3.

Передача
эмоционального

Оценка

Баллы

Высокий
уровень

3

Средний
уровень

2

Низкий
уровень

1

Высокий
уровень

3

Средний
уровень
Низкий
уровень

2

Эмоциональная составляющая в творческой работе
Находит графические варианты решения
Высокий
задач для передачи эмоционального
уровень
26

1

3

отклика в работе

4.

5.

6.

состояния в работе.
Педагог на протяжении всей работы
направляет для передачи эмоционального
состояния в работе.
Использует идеи других учеников для
передачи эмоционального состояния в
работе.
Погружение в работу
Самостоятельность
Умело распределяет этапы в процессе
выполнения работы.
Педагог подсказывает некоторые этапы
выполнения дизайн-проекта.
Работу ведет только с подсказкой каждого
этапа.
Оценивание дизайн-проекта
Взаимодействие с
Проявляет уважение и к своему и к чужому
другими
творчеству как результату труда.
учащимися
Соблюдаются нормы деловой коммуникации
(не перебивают задающих вопрос, корректно
обращаются к другим участникам)
Оценивает только качествами «красиво –
некрасиво».
Не проявляет уважение ни к своему, ни к
чужому творчеству.
Презентация проекта
Изложение
Грамотно и четко презентует проект.
материала
Небольшая помощь педагога.
Не выполнена презентация проекта.

Средний
уровень

2

Низкий
уровень

1

Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень

3

Высокий
уровень

3

Средний
уровень
Низкий
уровень

2

Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень

3

2
1

1

2
1

Протокол промежуточной аттестации
Тема:
Цель: Определение уровня учащихся
Форма: Практическое задание
№ Ф.И.
п/ учащег
п
ося

Критерии оценки
Все
Целеполаг Владение Эмоционал Погружение в Оценивани Презента го
ание
графическ
ьная
работу
е дизайнция
ими
составляю
проекта
проекта
программа
щая в
ми
творческой
работе
Умение
Владение
Передача Самостоятель Взаимодейс Изложен
ставить
инструмен эмоциональ
ность
твие с
ие
цель и
тами и
ного
другими
материал
задачи
командами отклика в
учащимися
а
графическ
работе
их
программ

1.
2.
27

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
15
.

28

Приложение 5
Карта целенаправленного педагогического наблюдения за сформированностью
личностных результатов учащихся
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Объединение_________
учебный год
____________
Педагог__________________________________________________________
Качество личности

На начало года (уровня обучения?)
Выражено
в полной
мере 3 б.

Выражено
частично
1 б.

Не
выражено
0 б.

Уважение и
принятие
духовных и
культурных
ценностей народов
Республики Коми
Эстетические
взгляды,
нравственные
установки и
потребности
общения с
духовными
ценностями
Умения у
учащихся
самостоятельно
воспринимать и
оценивать
культурные
ценности
Навыки
творческой
деятельности
Умение
планировать свою
работу
Навыки
осуществления
самостоятельного
контроля за своей
деятельностью
Умение давать
объективную
оценку своему
труду
Навыки
взаимодействия с
педагогами и
учащимися в
образовательном
процессе
Уважительное
отношение к
29

К окончанию года (уровня
обучения?)
Выражено Выражено
Не
в полной
частично 1 выражено
мере 3 б.
б.
0 б.

людям.
Понимание причин
успеха/неуспеха
собственной
деятельности

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».