Азбука вязания_1 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
Содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

АЗБУКА ВЯЗАНИЯ

Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Шучалина Евгения Александровна
педагог дополнительного образования

Сыктывкар 2025 год

Оглавление
Титульный лист
Оглавление
Оглавление .....................................................................................................................................2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ........................3
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................3
1.2. Цель и задачи ..........................................................................................................................5
1.3. Содержание программы .........................................................................................................6
1.3.1 Учебный план 1 года обучения .......................................................................................6
1.3.2. Содержание учебного плана ...........................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ......................................................................................................8
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ............................8
2.1. Условия реализации программы ...........................................................................................8
2.2. Информационно - методическое обеспечение ....................................................................9
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания ....................................................................9
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ..................................................................11
2.5. Список литературы...............................................................................................................11
Литература для педагога: ............................................................................................................11
Литература для учащихся: ..........................................................................................................12
ПРИЛОЖЕНИЯ ...........................................................................................................................12

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука вязания»
(далее – Программа «Азбука вязания») разработана в соответствии с современными
нормативно-правовыми документами в сфере образования:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования, представленными в
списке литературы
Стратегической целью Национального проекта «Образование» является воспитание
гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций посредством обеспечения возможностей для самореализации и
развития талантов детей.
В «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года»
отмечается необходимость усиления образовательных и культурно-просветительских мер
по формированию гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального
общения, изучению истории и традиций народов России, а также по активизации и
развитию познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей
учащихся путём включения их в исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе, в области декоративно-прикладного искусства.
Приоритетные направления работы с молодежью включают духовно-нравственное
воспитание гармонично развитой и социально ответственнойличности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национальнокультурных традиций. Воспитание чувства патриотизма и гражданской
ответственности. «Социализация и эффективная самореализация молодежи. Развитие
эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую
деятельность. Сохранение и поддержка национальных культур народов, проживающих на
территории Республики Коми».
Достижение высоких результатов в социализации и эффективной самореализации детей
школьного возраста, формирование социально-бытовых навыков учащихся, культурное
развитие личности, являются приоритетными направлениямисоциально-экономического
развития Республики Коми и города Сыктывкара. Они направлены на обеспечение
современного, содержательного и развивающего досуга для детей с возможностью для
дальнейшей профессиональной ориентации.
Программа «Азбука вязания» способствует реализации данной стратегической
цели, так как в программе заложены принципы сохранения культурных традиций коми и
3

русского народов. Она предоставляет возможность детям развить свои творческие
способности посредством знакомства с разными видами вязания.
Уровень сложности – стартовый (ознакомительный).
Направленность программы – художественная.
Актуальность.
Актуальность программы заключается в том, что наблюдается спрос у родителей и
детей на программу по вязанию. Поэтому было принято решение разработать программу, в
которой вязание спицами и крючком занимает большую часть времени, имеет
последовательную структуру от простого к сложному. А также дополнено смежными
видами декоративно-прикладного творчества.
Занятия не только сочетают в себе различные виды практической работы по
изготовлению игрушек, но и открывают учащимся прекрасный мир народного искусства,
дают возможность поверить в себя, в свои способности, проявить творчество, фантазию.
Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес
к работе и приносит удовлетворение результатами труда, пробуждает желание к
последующей деятельности.
Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити)
– как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на
твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить
пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и
эффектностью готовых работ. Не так много программ дополнительного образования
используют изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой
моторики, абстрактного мышления.
Отличительные особенности
Программа «Азбука вязания» является модифицированной. Она разработана на
основе программы «Вязаная игрушка» Варзиной Н.Г. г.Тотьма 2023 год.
Программа «Азбука вязания» педагогически целесообразна, так как вязание
оказывает огромное влияние на формирование трудовых навыков ребенка, его
эстетических вкусов, способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, трудолюбие.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней сделан
акцент на объединение известных и малоизвестных приемов и способов при изготовлении
изделий декоративно - прикладного искусства, повышение мотивации к занятиям
посредством включения детей в креативную деятельность, формирование у учащихся
специальных знаний в области вязания, макраме, изонити, гобелена (ручного ткачества)
необходимы для осуществления инновационных процессов в декоративно - прикладном
творчестве, организации образовательного процесса.
Адресат программы
Программа «Азбука вязания» составлена для учащихся 8-11 лет, проявляющих
интерес к декоративно-прикладному искусству.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных
представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Рекомендуемое количество детей в группе до 15 человек.
Своевременно зафиксированные отличия в действиях ребенка и подростков и
грамотно сформированная преподавательская поддержка имеют все шансы исполнить
важную роль в предупреждении деформации личности растущего человека, что приводит
к правонарушениям и преступлениям.
Объём программы и срок ее освоения:
Год обучения
1
Итого

Количество часов
144
144
4

Форма обучения – очная; может быть организовано электронное обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий (в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней).
Формы организации учебного процесса: коллективные, групповые, парные,
индивидуальные занятия.
Формы занятий: практические занятия; мастер-классы (с приглашением
специалистов, выпускников коллектива и т.д.); открытое занятие; беседа; просмотр видео
материалов; игра; экскурсия; творческий отчет.
Режим занятий: в соответствии с СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» занятия с учащимися на первом году обучения проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью не более 2 академических часов (4 часа в неделю –144 часа в год). В
период между занятиями проводится 10-минутный перерыв. В актированный день и в дни
карантина для учащихся организуется обучение в форме самостоятельной работы и
повторение пройденного материала.
Год обучения Продолжительность
Количество
Количество
Всего часов в
одного занятия в
занятий в неделю
часов в
год
академических
неделю
часах, мин
1
40 мин
2 занятия по 2
4
144
часа
Итого:
144

1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса, развитие
творческих способностей путем обучения вязанию крючком и через другие виды
декоративно - прикладного творчества, поддержка учащихся, проявляющих выдающиеся
способности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения вязания, макраме и другими видами
декоративно прикладного творчества, связанного с нитками.
- обучить практическим навыкам работы с материалами и инструментами для вязания
крючком, спицами, другими видами декоративно прикладного творчества, связанного с
нитками.
- обучить детей правильной и безопасной организации труда.
- научить технологическим приёмам и способам изготовления игрушек и предметов
различной степени сложности из ниток.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей, их эстетический вкус;
- развивать у воспитанников мелкую моторику и сенсорику пальцев рук;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность,
самостоятельность;
- научить анализировать свою работу и работу других учащихся;
- воспитывать нравственные и гражданские качества личности

5

1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1 года обучения
Всег
о
часо
в
2

Теори Практик Форма контроля/
я
а
аттестации

2

0

Основные
1
приемы вязания
крючком. Беседа «Профессии,
которые мы выбираем».
Плоские
1
изделия крючком

12

3

9

16

4

12

Простая
1
объемная игрушка
крючком
Игрушки
1
– помпоны

22

5,5

16,5

8

2

6

Основные
1
приемы вязания
спицами.
Узорное вязание Коми. Экскурсия в
Коми национальный музей, отдел
этнографии.
Простые
1
изделия, связанные
спицами.
Изонить
1

14

3,5

10,5

18

4,5

13,5

10

2.5

7,5

Макраме
1

12

3

9

Гобелен.
1
Основы плетения.
Беседа про традиционное ткачество
половиков, поясов. История
возникновения. Ткачество поясов на
бердо.
Простые
1
изделия из гобелена.

10

2,5

7,5

18

4,5

13,5

Промежуточная
1
аттестация

2

2

0

Итого

144

39

105

1

Темы

№
Вводное
1
занятие
1
2

3
4

Мини выставка
Тест, кроссворд

5
6

7
8
9
1
0

1
1
1
2

Выставка готовых
работ

1.3.2. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие:
Теория: Игра «Будем знакомы». Просмотр презентации –«Из истории вязания:
исторические сведения о том, как появилось вязание крючком». Рассматривание
иллюстраций, фотоматериалов, наглядных пособий с вязаными игрушками. Знакомство с
необходимыми материалами и инструментами для работы. Инструктаж по правилам
безопасности труда, противопожарной безопасности, правила поведения во время занятий.
2. Основные приемы вязания крючком:
6

Теория: Положение крючка при работе, основные приёмы вязания крючком: цепочка
из воздушных петель, столбик без накида. Беседа «Профессии, которые мы выбираем».
Творческие профессии, связанные с вязанием, гобеленом и макраме, на примере творческой
мастерской «Югыд арт» Светланы Туровой. Блогинг и вязание. Популяризация вязания
через социальные медиа пространства. (Вконтакте, телеграмм, Livemaster.ru (Ярмарка
мастеров).
Практика: Упражнения в выполнении основных приёмов вязания крючком.
Образование первой петли. Вязание цепочки из воздушных петель, столбиков без накида.
Аппликация из цепочек, украшения.
3. Плоские изделия крючком (закладка слоник, котенок, лягушка):
Теория: Рассматривание образцов, подбор материала (пряжи), правило вязания круга
(показ). Способ прибавления петель. Последовательность выполнения работы. Показ
приема соединения деталей игрушки (потайной шов), основная вязка столбик без накида
(ст. б/н.). Правила безопасности труда при работе с иглой.
Практика: Упражнение в вязании круга, круговыми рядами, по спирали. Упражнение
в прибавлении петель. Вязание закладки – слоник, котенок. Соединительный потайной шов,
оформление поделок. Соблюдение правил безопасности.
4. Простая объемная игрушка:
Теория: Рассматривание образцов, технология и последовательность выполнения
простой вязаной игрушки, приемы вязания объемного шара круговыми рядами, по спирали.
Просмотр видео мастер-класса. Правило вязания круга (закрепление ранее изученного),
способ прибавления и убавления петель. Выбор игрушки. Выбор пряжи.
Практика: Вязание объемного шара – детали игрушки. Это могут быть игрушки с
двигающимися лапками, ножками. Основная вязка столбики без накида. Соединение
деталей. Оформление игрушки.
5. Игрушки-помпоны:
Теория: Презентация «Игрушки-помпоны», видео мастер-класс. Рассматривание
образцов игрушек, выбор. Цветовое решение. Технология изготовления помпонов разными
способами. Правила безопасности при работе с инструментами.
Практика: Изготовление помпонов, соединение, вырезание деталей игрушки,
используя шаблоны. Применение дополнительных материалов для оформления (лента,
тесьма, драп и т.п.).
6. Основные приемы вязания спицами.
Теория: Набор петель, лицевые и изнаночные петли, кромочные петли, закрепление
петель. Узорное вязание Коми. Экскурсия в Коми национальный музей, отдел этнографии.
Практика: учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные, закреплять петли.
Мастер-класс с приглашением народного мастера Республики Коми по узорному вязанию.
Посещение выставки «Мастер года».
7. Простые изделия, связанные спицами.
Теория: Виды узоров лицевых и изнаночных петель.
Практика: вязание прихватки, шарфика для куклы, игрушка «Зайчик»
8. Изонить
Теория: История возникновения изонити. Подготовка в вышивке. Способы
закрепления нитки. Знакомство с инструментами и художественными материалами.
Основные приемы заполнения угла, круга, дуги.
Практика: выполнение изделий (открытки, закладки) «Парусник», «Корзинка»,
«Сердечки», «Узор в полосе», «Лебеди на пруду» «Цыплёнок», «Одуванчик», «Улитка»
9. Макраме
Теория: Презентация «История Макраме». Как правильно нарезать нить.
Необходимые инструменты. Технология последовательности плетения «плоского двойного
узла».
7

Практика: Накидывание нитей петельной техникой. Плетение «Петельный узел»
(браслет). Плоский двойной узел. Плетение браслета плоским двойным узлом. Плетение
браслета с применением различных узлов.
10. Гобелен. Основы плетения.
Теория: гобелен как вид декоративно-прикладного творчества. История гобелена.
Основные технические приемы изготовления гобелена. Материалы и инструменты. Беседа
про традиционное ткачество половиков, поясов. История возникновения. Ткачество поясов
на бердо.
Практика: подготовка рамы к ткачеству, снование. Выполнение полотняного
переплетения. Изготовление пояса, плетение на пальцах. Творческая встреча с мастером по
традиционному ткачеству поясов. Экскурсия в Сыктывдинский Дом народных ремёсел
«Зарань».
11. Простые изделия из гобелена
Теория: панно и гобелены в нетрадиционной технике.
Практика: выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная проект. Проект «Мифы и легенды Коми края».
12. Промежуточная аттестация
Теория: ответить на вопросы теста, решить кроссворд.
Календарно-тематическое планирование представлено в Приложение 1.

1.4. Планируемые результаты
В результате изучения программы «Азбука вязания» должны быть достигнуты
определенные результаты:
Предметные:
- ознакомлены с историей возникновения вязания, макраме и других видов декоративно
прикладного творчества, связанного с нитками.
- владеют практическими навыками работы с материалами и инструментами для вязания:
крючком, спицами; знакомы с другими видами декоративно прикладного творчества,
связанного с нитками.
- обучены правильной и безопасной организацией труда.
- владеют технологическими приёмами и способами изготовления игрушек и предметов
различной степени сложности из ниток.
Метапредметные:
- развиты художественно-творческие способности детей, их эстетический вкус;
- развита мелкая моторика и сенсорика пальцев рук детей;
- сформирована потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Личностные:
- научатся усидчивости, трудолюбию, терпению, аккуратности и самостоятельности;
- сумеют анализировать свою работу и работу других учащихся;
- воспитаны нравственные и гражданские качества личности.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
− просторный оборудованный кабинет;
8

− предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная
информация);
− оборудование: ноутбук, проектор, колонки, принтер;
− шкаф для хранения изделий, материалов, коробки для хранения бумаги.
Материалы и оборудование
Учебно-практическое оборудование:
Для занятий по программе «Азбука вязания» в кабинете имеются необходимые материалы
и инструменты для изготовления изделий:
− нити для плетения (сутаж, полиэфирный шнур, вязальные нитки, мулине);
− булавки;
− ножницы;
− подушки поролоновые;
− метры;
− вязальные крючки;
− вязальные спицы;
− пластмассовые иголки;
− конструктивные детали (металлические кольца, бусины, шарики, планки, рейки,
пяльцы).
Инструкции по технике безопасности:
− Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: нитками,
спицами, крючками, иголками, ножницами, канцелярским ножом)
− Антитеррористическая безопасность
− Противопожарная безопасность
− Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
− Правила поведения на улице и ПДД
− Правила поведения на экскурсии.

2.2. Информационно - методическое обеспечение
− методическая литература;
− презентации в программе Power Point по темам (макраме, изонить, гобелен,
ткачество и т.д.);
Учебно-наглядные пособия:
− по основам вязания: Михайлова Т. Азбука вязания для начинающих [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/charodeika66/post480809227/
− по видам декоративно-прикладного творчества, связанного с нитками;
− раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы ребенка: схемы
вязания
− альбомы по разным видам узорам вязания.
− Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.livemaster.ru/item/50506350-materialy-dlya-tvorchestva-1000-uzorovvyazaniya-kryuchkom-kn.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
ИКТ. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает статус педагога, так как
преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт
самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
В настоящее время незаменимо умение получать информацию из разных
источников, использовать её, создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ
открывает для педагога новые возможности в преподавании своей дисциплины, а также
9

значительно облегчают его работу, повышают продуктивность обучения, позволяют
улучшить качество преподавания.
Проектная технология. Усваивая культуру проектирования, ученик привыкает
творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним
задач. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, объединять
различные знания, творчески относиться к работе.
Технология позволяет реализовать индивидуальный подход к учащимся; выбирая
самостоятельно тему проекта, ученик имеет мотивацию к учебной деятельности;
повышается качество и продуктивность образования.
Педагог выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает
возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе.
Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ученику.
В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде
волонтерской деятельности. Педагоги с учащимися стараются бескорыстно помогать
людям, нуждающимся в их помощи.
Здоровьесберегающие технологии предполагают своевременную смену характера
деятельности на занятиях; применение различных приемов психологической разгрузки,
приемов музыкальной и арт-терапии, поэтических минуток.
Основные методы работы:
− Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении книги, при анализе
− музыкального или художественного произведения. Наглядный метод используется при
показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
− Практический – это упражнения, тренинг, демонстрация выполнения технологии.
Программа «Азбука вязания» основана на следующих принципах:
− принцип связи обучения с практикой
− принцип поэтапности
− принцип систематичности и последовательности
− принцип доступности
− принцип наглядности - одна из самых специфических черт декоративно-прикладного
искусства как учебного предмета.
− принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных
композиций. Принцип реализуется при организации коллективных праздников,
конкурсов, проведении и участия в выставках;
− принцип выбора
− принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение
истории родного края, его природы, архитектуры, декоративно –прикладного
искусства, традиций.
Воспитательные технологии:
На занятиях по программе «Азбука вязания» я использую следующие
воспитательные технологии: технология «Создание ситуации успеха» (автор Белкин А.С.)
и гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили (См. Приложение 2 План
воспитательной работы и Приложение 3)
Семья оказывает большое влияние на процесс воспитания и развития личности
ребенка. Ведется работа с родителями в целях взаимодействия в учебном процессе и
оказания помощи в организации досуговой деятельности. Используются следующие формы
работы с родителями, каждая из которых имеет свои конкретные цели и задачи:
− приглашение на конкурсы-выставки детских творческих работ, где участвуют их дети;
− выполнение детьми рисунков и открыток на семейные праздники;
− выступление на школьных родительских собраниях с целью рекламы объединения;
− проведение социологического опроса среди родителей, учащихся в объединении.
Формы работы с родителями представлены в Приложение 4.
10

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Форма подведения итогов реализации программы
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- текущий, который проводится в середине учебного года и предназначен для выявления
начального уровня подготовки учащихся,
- промежуточный, проводимый в конце учебного года.
Текущий контроль проводится в форме теста, кроссворда и просмотра, и анализа
работ учащихся. Промежуточная аттестация для детей проводится в форме зачётной работы
- изготовление изделия и выставки готовых работ.
Виды
контроля
Текущий
контроль

(декабрь)

Промежуточная
аттестация

(май)

Цель

Содержание

Форма

Определить
уровень
теоретической
подготовки
учащихся.
Определить
степень
сформированности
практических
умений и навыков.

Ответить
на Тест,
вопросы теста.
кроссворд
Отгадать
просмотр
и
кроссворд.
анализ работ

КИМы,
критерии
Приложение 5

учащихся.
Приложение 6
Связать
Изготовление
игрушку
изделия
и
крючком или выставка
спицами.
готовых работ.

2.5. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МУДО «ЦДОД «Вдохновение».

Литература для педагога:
1. Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2004. – 64 с.
2. Гилевич Г.И. Технология изготовления гобелена – ширмы// Школа и производство. –
2006.-№1-С.48-53
3. Головань Т.В. Модные детали макраме. Самоучитель. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-256
с.
4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.:
«Детство-Пресс», 2000. – 40с.
5. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
11

6. Лилия Бурундукова. Волшебная изонить. – АСТ-Пресс Книга, 2013. – 80с
7. Леонова О.В. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить. – Литера, 2012.
– 56с.
8. Лещинская Ю.С. Волшебная изонить. – Минск: Харвест, 2011. – 112с.
9. Прокопенко И.П. «Макраме. Узелок завяжется, узелок затянется». – Издательство АСТ,
Кладезь. 2023
10. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г.
Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с.

Литература для учащихся:
Величко, Н.В. Поделки из ниток -Белгород: «Клуб семейного досуга», 2011.
Кузьмина М. «Азбука плетения». - М.: Леспромбытиздат, 1994.
Кузьмина М., Максимова М. «Послушные узелки». - М., ЭКСМО-Пресс,1997. – 96 с.
Максимова Н., Кузьмина М. Быстрый крючок – М.: Эксмо, 2000.
Потебня Д.М. «Макраме» - М.: Эксмо, 2021.
6. Тимаер А. Нарядные прихватки - М.: Мой мир, 2005.- 80 с
1.
2.
3.
4.
5.

Интернет- источники:
Т. Михайлова Азбука вязания для начинающих
Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.
№

Тема занятия

1

Вводное занятие.
Знакомство с направлением работы объединения. Техника безопасности
при работе с инструментами.
Крючок. Столбики без накида. Условные обозначения.
Крючок. Столбики с накидом.
Крючок. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.
Крючок. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.
Крючок. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.
Крючок. Профессии, которые мы выбираем.
Изонить. Открытка на День пожилого человека
Изонить. Открытка на День учителя
Крючок. Бабочка.
Крючок. Чашки.
Крючок. Котик.
Крючок. Закладка «Такса»
Крючок. Морские обитатели. Медуза
Крючок. Закладка «Перо»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Кол-во
часов

12

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53
54

Крючок. Игрушка плоская «Дольки»
Крючок. Игрушка плоская «Дольки»
Крючок. Игрушка плоская «Дольки»
Крючок. Амигуруми – маленькая игрушка.
Крючок. Правила вязания деталей игрушки.
Крючок. Подготовка к конкурсу. Практическая работа: вязание игрушки
(по выбору).
Крючок. Подготовка к конкурсу. Практическая работа: вязание игрушки
(по выбору).
Крючок. Подготовка к конкурсу. Практическая работа: вязание игрушки
(по выбору).
Крючок. Подарок ко Дню Матери
Крючок. Сборка и оформление игрушки.
Крючок. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.
Крючок. Практическая работа: вязание прихватки
Крючок. «Елочки». Беседа на тему «Семейные традиции встречи Нового
года» Текущий контроль
Помпоны.
Изготовление сувенира «Шапочка»
Помпоны. Изготовление сувенира «Снеговик»
Помпоны. Декоративное панно.
Помпоны. Декоративное панно.
Изонить. Рождественская открытка. Беседа на тему традиции праздника
«Рождество»
Спицы. История возникновения вязания. Правилаповедения на занятиях
Спицы. Виды пряжи. Виды спиц.
Спицы. Основные приемы вязания спицами. Изготовление витого
шнура, кисти и помпона.
Спицы. Основные приемы вязания спицами. Коми узорное вязание.
Спицы. Посещение Коми национального музея, отдел этнографии.
Спицы. Основные приемы вязания спицами.
Спицы. Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Спицы. Узор «Резинка 1*1»
Спицы. Узор «Резинка 2*2»
Спицы. Прибавление и убавление петель. Изготовление прихватки
Спицы. Изготовление прихватки
Спицы. Вязание простой игрушки.
Спицы.Вязание простой игрушки.
Спицы.Вязание простой игрушки.
Спицы. Вязание простой игрушки.
Изонить. Открытка к 8 марта.
Спицы. Вязание простой игрушки.
Гобелен. Беседа на тему «Материалы для ткачества и их использование»
Поиск или создание стилизованного эскиза. Натяжение основы на раму,
вставка линейки в нити основы.
Гобелен. Посещение выставки «Мастер года»
Гобелен. Объяснение всех техник переплетения.
Выполняется пробный мини гобелен по выбранным техникам.
Экскурсия в Сыктывдинский Дом народного творчества «Зарань»
13

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Гобелен. Выполнение гобелена формат 35х25
Гобелен. Выполнение гобелена формат 35х25Подготовка к конкурсу
Гобелен. Выполнение гобелена формат 35х25Подготовка к конкурсу
Гобелен. Выполнение гобелена формат 35х25Подготовка к конкурсу.
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Гобелен. Выполнение в материале изделия в технике ручного ткачества.
Индивидуальная работа. Проект «Мифы и легенды Коми края».
Макраме. История макраме. Накидывание нитей петельной техникой
«Петельный узел» (браслет)
Изонить. Открытка на 9 мая
Макраме. Плоский двойной узел (Браслет)
Макраме. Плоский узел с приемами в плетение бусин. (Браслеты)
Макраме. Плетение браслета с применением различных узлов.
Макраме. Плетение браслета с применением различных узлов.
Макраме. Плетение браслета с применением различных узлов.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
144ч.

Приложение 2

План воспитательной работы.
В течение учебного года в творческом объединении «Азбука вязания» проводятся такие
беседы как:
− Еженедельно: правила поведения в комнате школьника, техника безопасности ДПИ.
− Раз в месяц: противопожарная безопасность, правила поведения на улице и ПДД.
Инструкции по технике безопасности:
− Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками,
кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
− Антитеррористическая безопасность
− Противопожарная безопасность
− Правила поведения в кабинетах
− Правила поведения на улице и ПДД
− Правила поведения на экскурсии
− Правила поведения в зимний период
− Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ.
Приложение 3
Воспитательный компонент программы
14

Цель воспитательной работы: воспитание у учащихся духовно-нравственных ориентиров,
навыков творческого дела, познавательного интереса.
Календарный план воспитательной работы учебный год:
Сроки
проведения

Название мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

Открытки ко Дню учителя.

Мастер- класс

Октябрь

Открытки/подарки ко Дню пожилого человека.

Мастер-класс

Ноябрь

Открытки/поделки ко дню материв технике
изонить.
Поделки к новому году и рождеству, сделанные
из ниток.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Открытки к 23 февраля с элементами, связанными
крючком.
Открытки/ подарки к 8 марта с элементами,
связанными крючком.

Мастер-класс

«Не шути с огнём»

Викторина
Мастер-класс

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Открытки ко Дню Победы в технике изонить.

Мастер-класс
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс

Приложение 4
План работы с родителями:
1. Беседы индивидуальные.
2. Индивидуальные тематические консультации обмен информацией, дающей реальное
представление о работе и поведении ребенка, его проблемах.
3. Интернет переписка с родителями позволяет оперативно в письменной форме
информировать родителей о предстоящей совместной деятельности в объединении или
учреждении дополнительного образования, поздравлять с праздниками и т. д. Главное
условие переписки -доброжелательный тон, радость общения.
4. Семейный мастер – класс.
5. Анкетирование.
Приложение 5
Промежуточная аттестация учащихся по
программе «Азбука вязания»
Цель: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и
соответствия прогнозируемых результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи:
- определить уровень теоретической подготовки учащихся;
- определить степень сформированности практических умений и навыков;
- проанализировать полноту реализации дополнительной общеразвивающей программы,
сравнить прогнозируемые и реальные результаты образовательного процесса.
Формы проведения:
Теоретические знания проверяются на зачетном занятии в ходе выполнения проверочных
заданий.
Практические умения проверяются в течение всего обучения с помощью наблюдения и в
процессе выполнения контрольного задания.
15

Оценка результатов производится по трехуровневой системе: низкий уровень30-49%,
средний уровень50-79%и высокий 80-100%.
Проверочная работа по текущему контролю
учащегося по программе «Азбука вязания» (1 вариант)
Ответь на вопросы
1.Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? Выбери и
подчеркни:
- справа кольцами к себе;
- слева кольцами от себя.
2. Передавать ножницы следует
- острием вперед;
- кольцами вперед с сомкнутыми концами;
3.Куда необходимо вкалывать булавки и иголки при работе?
- в одежду;
- в игольницу;
- в клубок ниток.
4. Как следует поступать со сломанной иглой?
- выбросить в мусорную корзину;
- отдать руководителю;
- вколоть в игольницу.
5. С чего начинается вязание
- с вязания столбиков без накида,
- с вязания воздушных петель.
6. Какой основной прием используется для вязания игрушек?
-столбик с накидом,
-столбик без накида,
-полустолбик.
7. Чтобы прибавить количество петель при вязании круга, нужно:
- провязать еще один ряд,
- провязать петли два раза.
8. Какой материал используют для набивки игрушек (может быть не один ответ)
- песок,
- синтепон,
- вата.
9. Каким швом соединяются детали игрушки?
- шов назад иголка,
- шов через край,
- потайной шов.
10. Что можно изготовить из пряжи не пользуясь крючком
- носки,
- игрушку,
- помпон.
11. Основные цвета цветового круга:
- красный, оранжевый, зелёный,
- красный, жёлтый, синий,
- белый, красный, зелёный.
12. Этапы изготовления вязаной игрушки. Поставить по порядку:
1.Вязание деталей игрушки,
2.Сшивание деталей,
3.Набивка,
16

4.Выбор пряжи,
5.Оформление.
13.Реши кроссворд
Вопросы
1. Отгадай загадку.
Чем больше крутится, тем меньше становится.
Маленькое, кругленькое, за хвост не поднять.
2. Как называется инструмент для вязания.
3. Как называется прием вязания
4. Как называется петля в конце вязания
5. Какой материал используют для набивки игрушек.
6. С чего начинается вязание
7. Где хранятся иголки?
8. Как соединяются вязаные детали игрушки? Как называется шов?
9. Какой материал используется для вязания.
10.Отгадай загадку. Инструмент бывалый, не большой не малый. У него полно забот, он и
режет, и стрижет.

Кроссворд «Рукодельница»

8
5
4
1

10

7
6

3
9
2

Р

У

К

О

Д

Е

Л

За каждый правильный ответ 1 балл

Ь

Н

И

( 13 б - 100%)

Проверочная работа по текущему контролю

17

Ц

А

учащегося по программе «Азбука вязания» (2 вариант)
Ответить на вопросы (Выбери и подчеркни)
1. Что можно отнести к видам декоративно-прикладного творчества:
-вышивание,
- вязание,
-исполнение песни.
2. Крючок должен быть толще пряжи
-в 2 раза,
-в 3 раза.
3. Что такое цветовое решение:
- название красок,
- Сочетание нескольких цветов пряжи, выбранных для вязания,
- Дополнительное декорирование.
4. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называются
- вытянутые,
- кромочные,
-воздушные.
5. К приемам ажурного вязания относятся (может быть не один правильный ответ):
- столбик с накидом,
-столбик с 2накидами,
-воздушные петли.
6. Прием, который не относится к технике вязания крючком
- столбик с накидом,
- воздушная петля,
- лицевая петля.
7. Чтобы добавить количество петель в ряду, нужно:
- провязать еще один ряд,
- провязать петли два раза.
8. Чтобы количество петель в ряду убавить, нужно:
-провязать петли вместе,
-провязать петли два раза,
-провязать еще один ряд.
9. Для декорирования лица игрушки используют:
- гуашь,
- румяна,
- тени.
За каждый правильный ответ 1 балл

(9 б - 100%)
Приложение 6

Промежуточная аттестация (изготовление изделия)
Промежуточная аттестация для детей проводится в форме зачётной работы изготовление изделия и выставки готовых работ. Выбранная игрушка выполняется за
установленный временной промежуток.
Критерии выполнения зачётной работы:
− Оригинальность замысла 0-5 баллов;
− Последовательно выполнены все этапы технологии изготовления игрушки 0-5 баллов;
− Правильное исполнение работы 0-5 баллов;
− Гармоничное сочетание цветов 0-5 баллов;
18

− Аккуратность 0-5 баллов.
Усвоение программы каждым ребёнком отслеживается по результатам аттестации.
Используя критерии и показатели результативности усвоения программы, определяется три
уровня усвоения программы: низкий, средний, высокий.
Высокий – 25-22 баллов
Средний – 21-18 баллов
Низкий – 17 – 14 баллов.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».