Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Начинающий гитарист
Направленность:
Художественная
Уровень программы - базовый
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Филиппова В.А.
педагог
дополнительного
образования
г. Сыктывкар, 2025
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы ..................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ....................................................................................................... 3
1.2 Содержание программы ..................................................................................................... 5
Освоение аккордов и приемов игры на гитаре ...................................................................... 5
1.3 Планируемые результаты ................................................................................................. 14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................. 15
2.1Условия реализации программы ....................................................................................... 15
2.2.Информационное обеспечение: ......................................................................................... 15
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания:............................................................ 15
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации ............................................................ 17
Список литературы ....................................................................................................................... 17
Приложение 1 .................................................................................................................................. 18
Приложение 2 .................................................................................................................................. 20
Приложение 3 .................................................................................................................................. 23
Приложение 4 .................................................................................................................................. 23
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начинающий
гитарист» (далее – Программа «Начинающий гитарист», Программа, ДООП) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского
округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования, представленными в
списке литературы.
Программа согласуется со Стратегией социально-экономического развития
республики Коми и направлена на развитие культурного потенциала Республики Коми как
духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности,
единства социокультурного пространства Республики Коми
Данная программа ориентирована на формирование основ и развитие общей
музыкальной культуры, знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным
наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов),
освоение средств, форм и методов творческого выражения, освоение основ гитарного
аккомпанемента.
В настоящее время использование средств обучения игре на музыкальных
инструментах в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на
учащихся приобретает все большее значение в духовно-нравственном воспитании детей и
юношества.
Уровень сложности освоения программы – cтартовый.
Направленность художественная
Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания
молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления
индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и
социально-значимые направления деятельности — всё это отвечает растущим запросам
подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для
них привлекательной.
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Начинающий гитарист» заключается в том, что в настоящее время среди музыкальных
инструментов наибольшей популярностью у учащихся пользуется шестиструнная гитара.
Учащиеся рассматривают гитару, прежде всего, как способ самовыражения,
самоутверждения и социальной адаптации. Умение играть на гитаре и петь под собственный
аккомпанемент дает возможность обратить на себя внимание ровесников, реализовать свой
творческий потенциал и получать удовольствие от собственного творчества.
Программа также соответствует основным потребностям современного общества – это
организация досуга, вовлечение в концертную и социально значимую деятельность и,
конечно же, личностный рост каждого ребёнка.
Отличительная особенность
Отличительными особенностями данной программы являются:
−
обучение игре на шестиструнной гитаре осуществляется по табулатуре (запись
гитарной музыки без нот). Простота и доступность этого метода позволяет в короткий срок
научиться исполнять несложный аккомпанемент;
−
программа не предусматривает профессионального обучения, так как
ориентирована на учащихся с различными музыкальными данными, на всех, кто желает
научиться играть на шестиструнной гитаре.
−
в программе объединены два вида деятельности - игра на гитаре и вокал, что
позволяет максимально реализовать предусмотренные программой цели развития
музыкально-сенсорных способностей с одновременным формированием разносторонних
музыкальных умений в художественно-творческих видах деятельности (пение, игра на
гитаре).
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Начинающий
гитарист» рассчитана на учащихся 7-17лет. Программа разработана с учетом возрастных
особенностей учащихся данной категории.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления учащегося через
сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Объем и срок освоения программы
Год обучения
Количество часов
1
144
Итого
144
Форма обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней), может быть организовано
использование электронного обучения.
Формы организации учебной деятельности – коллективные, групповые, парные,
индивидуальные. Основная форма обучения – коллективная.
Виды занятий: вокально-хоровые занятия, сольфеджио и теория музыки,
репетиционная работа, концертная деятельность.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год обучения
Продолжительность
Количество
Количество
Всего часов в
одного занятия в
занятий в
часов в неделю
год
академических
неделю
часах, мин
1
40
2 занятия по 2
4
144
часа
Итого:
144
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся в области музыкального гитарного
искусства.
Задачи реализации программы:
Обучающие:
•
Познакомить с историей и современными направлениями музыкального гитарного
искусства;
• Сформировать знания терминологии в области гитарного и вокального искусства;
• обучить читать с листа
табулатуру музыкальных произведений,
анализировать музыкальные произведения, обладать слуховым анализом;
• способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков игры на
шестиструнной гитаре.
Развивающие:
• развить природные задатки, творческий потенциал, фантазию, мышление, память,
внимание;
• развить у учащихся мелодический и гармонический слух, чувство ритма;
• развить у учащихся музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического
поведения и актерского мастерства.
Воспитательные:
• формировать коммуникативные навыки во взаимодействии со сверстниками;
• способствовать воспитанию трудолюбия, целеустремленности, усидчивости,
аккуратности;
• воспитать чувство личной ответственности, настойчивость, активность,
самостоятельность.
1.2 Содержание программы
ДООП реализуется в течение всего учебного года, в соответствии с учебным планом,
календарно-тематическим планированием.
Учебный план
Количество часов
Формы
№
Название раздела, темы
аттестации и
п/п
всего
теория
практика
контроля
1. Введение в программу
2
1
1
2. Навыки игры на гитаре
2.1 История гитарного
2
2
0
искусства
2.2 Устройство и настройка
4
1
3
гитары
2.3 Основы игры на гитаре
8
1
7
2.4 Аппликатура и буквенно4
1
3
цифровые обозначения
аккордов
2.5 Аккорды первой позиции
4
1
3
2.6 Освоение
4
1
3
аккордов
и
приемов игры на гитаре
2.7 Техника пальцев при игре
8
2
6
на гитаре
2.8 Детские песни
2
0
2
2.9 Музыкальные средства
4
1
3
выразительности
3. Работа над музыкальным
произведением
3.1 Основы игры на гитаре
8
2
6
3.2 Авторские (бардовские)
2
0
2
песни
3.3 Техника пальцев при игре
на гитаре
3.4 Музыкальные средства
выразительности
3.5 Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
3.6 Сочинения отечественных
современных авторов
3.7 Виды концертных
выступлений
4. Музыкальная грамота
4.1 Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
4.2 Музыкальные средства
выразительности
4.3 Сочинения отечественных
современных авторов
4.4 Техника пальцев при игре
на гитаре
4.5 Изучение строения песни
4.6 Лад, тональность
4.7 Этапы разучивания
музыкальных
произведений
4.8 Основы игры га гитаре
4.9 Авторские песни
4.10 Виды концертных
выступлений
5. Исполнительское
мастерство
5.1 Этапы разучивания
музыкальных
произведений
5.2 Изучение строения песни
5.3 Сочинения отечественных
современных авторов
5.4 Техника пальцев при игре
на гитаре
5.5 Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
5.6 Основы игры на гитаре
5.7 Этапы разучивания
музыкальных
произведений
6. Концертная деятельность
6.1 Практическое освоение
музыкальных
произведений по выбору
6.2 Этапы разучивания
4
1
3
4
1
3
4
1
3
2
0
2
2
1
1
4
1
3
4
1
3
2
0
2
2
1
1
2
2
4
1
1
1
1
1
3
2
2
2
1
0
1
1
2
1
4
1
3
2
1
1
2
2
1
0
1
2
4
1
3
2
1
1
4
4
1
1
3
3
4
1
3
4
1
3
Текущий контроль
6.3
6.4
6.5
музыкальных
произведений.
Техника пальцев при игре
на гитаре
Виды концертных
выступлений
Отчетный концерт
Культурно-массовые
мероприятия
7.1 Посещение концертов,
фестивалей, конкурсов
7.2 Развлекательная
программа «Весёлый
праздник!»
7.3 Музыкальная викторина
«Угадай-ка»
Итого:
4
1
3
2
1
1
4
1
3
4
0
4
2
0
2
2
0
2
144
37
107
Промежуточная
аттестация
7.
Календарно–тематическое планирование составлено в соответствии с учебным
планом. Представлено в приложении 1.
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Презентация творческого объединения
Теория. Знакомство с программой обучения. Цели и задачи обучения. Обоснование
необходимости. Техника безопасности при работе с инструментом и аппаратурой.
Правила поведения.
Практика. Знакомство, сплочение группы (коммуникативные игры:
«Снежный ком», «Назови имя»). Входная диагностика.
Раздел 2. Навыки игры на гитаре
Тема 2.1. История гитарного искусства
Теория. Родина гитары. Предшественники гитары. Гитара в ХVII-ХIХ веках.
Знаменитые гитаристы прошлого (наиболее известные авторы, сочинявшие для гитары:
Л.Боккерини, М.Джулиани, Н.Паганини, Ф.Сор).
Гитара в начале XX века. Роль гитары в современной музыке. Ведущие современные
музыканты.
Тема 2.2. Устройство и настройка гитары
Теория. Устройство шестиструнной гитары. Составные части гитары.
Строй струнного музыкального инструмента.
Подготовка инструмента к занятию, соответствие размера инструмента росту
исполнителя. Натяжка струн, регулировка высоты струн над грифом, устройство
гитары, строй шестиструнной гитары.
Правила настройки гитары. Виды настройки гитары – по камертону, при
помощи инструмента (фортепиано, гитарный тюнер). Инструктаж по технике
безопасности в процессе освоения инструмента.
Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и
расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей
и пальцев). Правильный подбор стула, подставки, ремня. Расположение рук, ног,
туловища при игре на гитаре в позиции стоя и сидя на стуле. Использование ремня
при игре на гитаре.
Практика. Изучение составных частей гитары. Сравнение различных гитар
по внешнему виду, по звучанию.
Правильное расположение рук, ног, туловища при игре на гитаре.
Настройка музыкального инструмента. Замена струны на гитаре.
Тема 2.3. Основы игры на гитаре
Теория. Правила исполнения простейших аккордов на гитаре.
Целесообразность применения полных аккордов, на основе наглядных схем правила
их взятия на гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Основные приемы игры на гитаре. Советы учащимся игре на гитаре.
Практика. Упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы
с аккорда на аккорд. Разучивание и обыгрывание простейших
мелодий и песен из двух - трех аккордов, затем более сложных. Исполнение простых
песен с применением приемов игры на гитаре.
Тема 2.4. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов
Теория. Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки.
Аппликатурные схемы и способ их употребления.
Практика. Слуховое ощущение каждого аккорда, их ладо – тональное
отличие. Определение аккорда по записи. Определение на слух мажорных и
минорных аккордов.
Тема 2.5. Аккорды первой позиции
Теория. Понятие «аккорд». Обозначение аккорда и его строение. Мажор и
минор. Буквенно-цифровая система обозначения нот и аккордов. Виды аккордов.
Запись табулатурным методом аккордов Am, Dm, E G, C, F. Расположение их на
грифе.
Практика. Исполнение цепочки минорных аккордов. Игра мажорных
аккордов. Определение на слух мажорных и минорных гамм. Упражнения для
исполнения аккордов. Игра аккордов в разных размерах.
Тема 2.6. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Теория. Различные приемы игры правой руки: бой, перебор, щипок. Их
разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы
6/6, 8/8, полуперебор.
Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры
аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки
и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.
Практика. Работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых
струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев,
способы извлечения аккордов, игра по буквенно-цифровому обозначении,
разучивание и закрепление приемов игры.
Тема 2.7. Техника пальцев при игре на гитаре
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки
пальцев рук для развития техники игры. Основные правила положения левой руки.
Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков
указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки.
Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки
пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с
движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные
упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Сведение работы рук. Одновременная игра обеими руками. Начальные
упражнения, направленные на развитие техники рук, приемы исполнения.
Тема 2.8. Детские песни
Теория. Обзорная беседа о композиторах: В. Шаинский, М.
Пляцковский, Г. Гладков, их биографические данные и музыкальное творчество.
Практика. Разбор и разучивание произведений: «Песенка про Кузнечика»,
«Песенка Львенка и Черепахи», «Чунга-Чанга» - музыка В. Шаинского, «Настоящий
друг» - музыка М. Пляцковского, «Ничего на свете лучше нету» - музыка Г. Гладкова.
Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение.
Тема 2.9. Музыкальные средства выразительности
Теория. Объяснение специфики музыкальной терминологии. Понятия: звук, размер,
ритм,темп мелодия, штрихи, аккомпанемент, динамические оттенки. Ритмический
рисунок.
Практика. Определение размера музыкального произведения.
Упражнения для развития мелодического и ритмического слуха.
Раздел 3. Работа над музыкальным произведением
Тема 3.1. Основы игры на гитаре
Теория. Правила простейших аккордов на гитаре. Целесообразность
применения полных аккордов, на основе наглядных схем правила их взятия на
гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Основные
приемы игры на гитаре: арпеджио,
легато, глиссандо,
игра пальца
простейших мелодий и песен из двух - трех аккордов, затем более сложных.
Исполнение песен с применением приемов игры на гитаре.
Тема 3.2. Авторские (бардовские) песни
Теория. Обзорная беседа о бардах: С. Никитин, В. Высоцкий, Ю. Визбор.
Практика. Разбор и работа над произведениями: «Цветной мир» - музыка А.
Серко, «Изгиб гитары» - музыка О. Митяева, «Все расстояния» - музыка М.
Бесчальника.
Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение.
Тема 3.3. Техника пальцев при игре на гитаре
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки
пальцев рук для развития техники игры. Основные правила положения левой руки.
Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков
указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки.
Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки
пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с
движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные
упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Сведение работы рук. Одновременная игра обеими руками. Начальные
упражнения, направленные на развитие техники рук, приемы исполнения.
Тема 3.4. Музыкальные средства выразительности
Теория. Объяснение специфики музыкальной терминологии. Понятия: звук,
размер, ритм, темп мелодия, штрихи, аккомпанемент, динамические оттенки.
Ритмический рисунок.
Практика. Определение размера музыкального произведения.
Упражнения для развития мелодического и ритмического слуха.
Тема 3.5. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Теория. Различные приемы игры правой руки: бой, перебор, щипок. Их
разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы
6/6, 8/8, полуперебор.
Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры
аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки
и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.
Практика. Работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых
струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев,
способы извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенноцифровому обозначении, разучивание и закрепление приемов игры.
Тема 3.7. Сочинения отечественных современных авторов
Теория. Обзорная беседа о сочинениях отечественных современных авторов.
Практика. Разбор и работа над произведениями отечественных современных
авторов.
Тема 3.8. Виды концертных выступлений
Теория. Виды концертных выступлений: фестивали, конкурсы, концерты. Их
общие черты и различия. Правила выхода и ухода со сцены. Правильный поклон в
начале и в конце выступления. Правила поведения учащихся на сцене, за кулисами,
в зрительном зале.
Практика. Отработка сценической походки. Отработка правильного поклона.
Осуществление концертов в соответствии с планом ДЭБЦ, заявками предприятий и
учреждений.
Раздел 4. Музыкальная грамота
Тема 4.1. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Теория. Различные приемы игры правой руки: бой, перебор, щипок. Их
разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы
6/6, 8/8, полуперебор.
Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры
аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки
и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.
Практика. Работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых
струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев,
способы извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенноцифровому обозначении, разучивание и закрепление приемов игры.
Тема 4.2. Музыкальные средства выразительности
Теория. Объяснение специфики музыкальной терминологии. Понятия: звук,
размер, ритм, темп мелодия, штрихи, аккомпанемент, динамические оттенки.
Ритмический рисунок.
Практика. Определение размера музыкального произведения.
Упражнения для развития мелодического и ритмического слуха.
Тема 4.3. Сочинения отечественных современных авторов
Теория. Обзорная беседа о сочинениях отечественных современных авторов.
Практика. Разбор и работа над произведениями отечественных современных
авторов.
Тема 4.4. Техника пальцев при игре на гитаре
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки
пальцев рук для развития техники игры. Основные правила положения левой руки.
Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков
указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки.
Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки
пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с
движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные
упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Сведение работы рук. Одновременная игра обеими руками. Начальные
упражнения, направленные на развитие техники рук, приемы исполнения.
Тема 4.5. Изучение строения песни.
Теория. Строение песни. Произведения русских и зарубежных композиторов,
современников в исполнении популярных музыкантов и прославленных
коллективов, солистов.
Практика. Разбор и разучивание произведений русских и зарубежных
композиторов, современников в исполнении популярных музыкантов и
прославленных коллективов, солистов.
Тема 4.6.Лад, тональность
Теория. Понятие лада, тональности. Примеры песен в мажоре и миноре. О
линии баса. Дополнительный бас. О ритмических рисунках партии аккомпанемента.
Разбор схем аккомпанемента.
Практика. Упражнения на усложнение аккомпанемента. Работа над
эстрадными миниатюрами. Классические произведения для гитары, техника
исполнения.
Тема 4.7. Этапы разучивания музыкальных произведений
Теория. Прослушивание песни в оригинальном исполнении или в исполнении
самим педагогом. Краткая аннотация песни:
- рассказ о композиторе, написавшем ее;
- исторические события, связанные с возникновением песни;
- рассказ о жанре, в котором она написана;
- разбор встречающихся аккордов;
- приемы игры, технические трудности.
Последовательность этапов разучивания музыкальных произведений. Анализ
этапов разучивания музыкальных произведений. Прослеживание мелодической
линии голоса. Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Практика. Разучивание новых аккордов, встречающихся в данном
произведении или закрепление ранее выученных; разбор гитарного аккомпанемента
(приемов игры), необходимого для исполнения; разбор ритмических особенностей
песни; прослеживание мелодической линии голоса. Работа по повторению над
трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в начале песни. Работа
над координацией пения во время исполнения аккомпанемента.
Тема 4.8. Основы игры на гитаре
Теория. Правила простейших аккордов на гитаре. Целесообразность
применения полных аккордов, на основе наглядных схем правила их взятия на
гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Основные приемы игры на гитаре: арпеджио, легато, глиссандо, игра пальцами и
боем, приемы их исполнения на гитаре, примеры их применения.
Практика. Упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы
с аккорда на аккорд. Разучивание и обыгрывание простейших
мелодий и песен из двух - трех аккордов, затем более сложных. Исполнение песен с
применением приемов игры на гитаре.
Тема 4.9. Авторские песни
Теория. Обзорная беседа.
Практика. Разбор и работа над произведениями: «Цветной мир» - музыка А.
Серко, «Изгиб гитары» - музыка О. Митяева.
Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение.
Тема 4.10.Виды концертных выступлений
Теория. Виды концертных выступлений: фестивали, конкурсы, концерты. Их
общие черты и различия. Правила выхода и ухода со сцены. Правильный поклон в
начале и в конце выступления. Правила поведения учащихся на сцене, за кулисами,
в зрительном зале.
Практика. Отработка сценической походки. Отработка правильного поклона.
Осуществление концертов в соответствии с планом ДЭБЦ, заявками предприятий и
учреждений.
Раздел 5. Исполнительское мастерство
Тема 5.1.Этапы разучивания музыкальных произведений
Теория. Прослушивание песни в оригинальном исполнении или в исполнении
самим педагогом. Краткая аннотация песни:
- рассказ о композиторе, написавшем ее;
- исторические события, связанные с возникновением песни;
- рассказ о жанре, в котором она написана;
- разбор встречающихся аккордов;
- приемы игры, технические трудности.
Последовательность этапов разучивания музыкальных произведений. Анализ
этапов разучивания музыкальных произведений. Прослеживание мелодической
линии голоса. Координация пения и собственного гитарного аккомпанемента.
Практика. Разучивание новых аккордов, встречающихся в данном
произведении или закрепление ранее выученных; разбор гитарного аккомпанемента
(приемов игры), необходимого для исполнения; разбор ритмических особенностей
песни; прослеживание мелодической линии голоса. Работа по повторению над
трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в начале песни. Работа
над координацией пения во время исполнения аккомпанемента. Совершенствование
навыков.
Тема 5.2. Изучение строения песни
Теория. Песня как музыкальный жанр. Структура песни. Чем отличается трек
от песни. Самые популярные музыкальные жанры.
Практика. Разбор и работа над песенным репертуаром.
Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение.
Тема 5.3. Сочинения отечественных современных авторов
Теория. Обзорная беседа о сочинениях отечественных современных
авторов.
Практика. Разбор и работа над произведениями отечественных современных
авторов.
Тема 5.4. Техника пальцев при игре на гитаре
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки
пальцев рук для развития техники игры. Основные правила положения левой руки.
Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков
указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки.
Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки
пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с
движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные
упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Тема 5.5. Освоение аккордов и приемов игры на гитаре
Теория. Различные приемы игры правой руки: бой, перебор, щипок. Их
разновидности: простой, сложный, комбинированный бой, прием щипок, переборы
6/6, 8/8, полуперебор.
Обозначение пальцев левой и правой рук, гитарных ладов, запись игры
аккомпанемента правой рукой, обозначение и запись аккордов, приемов игры, знаки
и символы, аккорды без баррэ, понятие баррэ. Аккорды баррэ.
Практика. Работа со звуком, игра на открытых струнах, игры на закрытых
струнах, смена позиций, разучивание упражнений на координацию рук и пальцев,
способы извлечения аккордов (без баррэ, с баррэ, септаккордов), игра по буквенноцифровому обозначении, разучивание и закрепление приемов игры.
Тема 5.6. Основы игры на гитаре
Теория. Правила простейших аккордов на гитаре. Целесообразность
применения полных аккордов, на основе наглядных схем правила их взятия на
гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд.
Основные
приемы игры на гитаре: арпеджио,
легато, глиссандо,
игра пальцами и боем, приемы их исполнения на гитаре, примеры их применения.
Практика. Упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы с
аккорда на аккорд. Разучивание и обыгрывание простейших мелодий и песен из
двух - трех аккордов, затем более сложных. Исполнение песен с применением
приемов игры на гитаре.
Тема 5.7. Этапы разучивания музыкальных произведений
Теория.
Особенности
разучивания
того или иного произведения.
Музыкальный образ. Музыкальные средства выразительности.
Практика. Разучивание упражнений с применением связок, кодов и жестов,
знаков сокращения нотного письма.
Работа над трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в
начале песни. Работа над координацией пения во время исполнения аккомпанемента.
Совершенствование навыков.
Раздел 6. Концертная деятельность
Тема 6.1.Концертная деятельность
Практика. Практическое освоение музыкальных произведений по выбору
учащихся. Организация и участие в концертах к памятным датам (Дню победы, День
защитников Отечества, День пожилого человека).
Тема 6.2. Этапы разучивания музыкальных произведений.
Теория. Особенности разучивания того или иного произведения.
Музыкальный образ. Музыкальные средства выразительности.
Практика. Разучивание упражнений с применением связок, кодов и жестов,
знаков сокращения нотного письма.
Работа над трудными фрагментами песни, одновременных вступлений в
начале песни. Работа над координацией пения во время исполнения аккомпанемента.
Совершенствование навыков.
Тема 6.3. Техника пальцев при игре на гитаре
Теория. Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки
пальцев рук для развития техники игры. Основные правила положения левой руки.
Правильное положение правой руки при игре.
Практика. Упражнения для большого пальца. Извлечение звуков
указательным и средним пальцами. Чередование всех пальцев правой руки.
Разучивание мелодий простого ритма комбинированным звукоизвлечением.
Постановка левой руки. Разминочные упражнения. Отработка постановки
пальцев руки. Разминочные упражнения для пальцев. Разучивание мелодий с
движением левой руки по грифу.
Постановка правой руки. Тренировка кисти правой руки. Основные
упражнения для разминки и тренировки кисти руки.
Тема 6.4.Виды концертных выступлений
Теория. Виды концертных выступлений: фестивали, конкурсы, концерты. Их
общие черты и различия. Правила выхода и ухода со сцены. Правильный поклон в
начале и в конце выступления. Правила поведения учащихся на сцене, за кулисами,
в зрительном зале.
Практика. Отработка сценической походки. Отработка правильного поклона.
Осуществление концертов в соответствии с планом ДЭБЦ, заявками предприятий и
учреждений. Итоговая диагностика.
Тема 6.5. Отчетный концерт
Теория. Анализ проведенной работы.
Практика. Отчетный концерт (исполнение ранее изученных песен по выбору
учащихся). Награждение учащихся по итогам года.
Раздел 7. Культурно-массовые мероприятия
Тема 7.1. Посещение концертов, фестивалей, конкурсов
Теория. Правила дорожного движения для пешехода; правила поведения в
общественных местах, в транспорте.
Практика. Участие учащихся в культурно-массовых мероприятиях и
конкурсах.
Тема 7.2. Развлекательная программа «Весёлый праздник!»
Теория. Правила поведения учащихся во время участия в культурно-массовом
мероприятии.
Практика. Участие учащихся в развлекательной программе.
Тема 7.3. Музыкальная викторина «Угадай-ка»
Теория. Правила поведения учащихся во время проведения викторины.
Практика. Участие учащихся в музыкальной викторине.
1.3 Планируемые результаты
Предметные
будут знать:
− историю и современные направления музыкального гитарного искусства;
− строение гитары, настройку, посадку, аппликатуру, способы извлечения;
− музыкальную грамоту, буквенное и цифровое обозначение нот и аккордов, знаки
альтерации, динамику, темп.
будут уметь:
− проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности;
ориентироваться в цифровых обозначениях аккордов в 1-ой и 2-ой позиции
Метапредметные
у учащихся будут развиты:
−
−
−
−
музыкальный вкус, эрудиция, навыки сценического поведения и актерского мастерства;
природные задатки, творческий потенциал, фантазия, мышление, память, внимание;
мелодический и гармонический слух, чувство ритма;
учащихся будут способны: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
без применения баррэ (А, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7,
Личностные:
− будут сформированы качества: трудолюбие, целеустремленность, усидчивость,
аккуратность;
− будут развиты чувства самоуважения и уважения к другой личности;
− адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, учащимися;
− будет сформировано понимание причин успешности (не успешности) собственной
творческой деятельности;
− учащиеся будут уметь оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности и искать способы их преодоления.
− C, G);
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Начинающий гитарист» необходим специально оборудованный учебный
кабинет для проведения занятий, соответствующий нормам СанПин.
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
1. Техническое оборудование:
– музыкальный центр;
– ноутбук;
– гитары;
– записи фонограмм в режиме «+» и «-».
2. Методическое обеспечение:
– методическая, учебная, тематическая литература;
– комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство
инструмента, аппликатурные таблицы и др.);
– схемы, разработки занятий, сценарии мероприятий.
2.2.Информационное обеспечение:
– электронные образовательные ресурсы;
– аудиовизуальные ресурсы (мультимедийные презентации, слайд-фильмы,
аудио записи, видеозаписи с выступлений, концертов, учебные фильмы на цифровых
носителях (Video-CD, DVD).
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- теоретические занятия;
- использование мультимедийных средства обучения;
- концертная деятельность;
- репетиции;
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы занятия строятся в
форме
теоретическо-практической
деятельности,
создаются
условия
для
самосовершенствования и саморазвития. Повышение качества образования проходит
через использование в педагогической деятельности образовательных технологий.
Технология развивающего обучения — это ориентация учебного процесса на
потенциальные возможности человека и их реализацию. Целью такого обучения является
подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к
независимости в повседневной жизни. Отличительными чертами технологии развивающего
обучения являются направленность на всестороннее развитие ребёнка, активнодеятельностный способ обучения, вовлечение учащегося в различные виды деятельности,
использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения,
направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи;
Технология проблемного обучения — это педагогический подход, при котором
учащиеся сталкиваются с научными или практическими дилеммами и стремятся найти их
решения самостоятельно, развивая при этом навыки критического мышления и творческого
подхода к решению задач. Суть технологии в создании проблемных ситуаций и активной
образовательной деятельности детей, которая представляет собой поиск и решение трудных
вопросов. Педагог создаёт проблемную ситуацию, мотивирует учащихся на её решение,
способствует организации поиска выхода из неё.
Технология игровой деятельности — это организация педагогического процесса в
форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через
реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля).
Коммуникативная технология обучения предполагает организацию обучения на основе
общения, а также выстраивание отношений между участниками образовательного процесса на
принципах сотрудничества, диалога и равноправия.
Информационно-коммуникационные — это широкая и динамичная область,
объединяющая цифровые технологии в повседневной коммуникации и обработке
информации. Она включает в себя широкий спектр продуктов, приложений и услуг, которые
используются для производства, хранения, обработки, распространения и обмена
информацией в электронном виде.
Технология коллективной творческой деятельности (КТД) — это система условий,
методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и
творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Оценка качества реализации ДООП включает в себя текущий контроль, промежуточную
аттестацию.
На всех этапах обучения осуществляется контроль результативности освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начинающий гитарист».
Механизм мониторинга включает в себя следующие компоненты:
- текущий контроль осуществляется на занятиях с целью отслеживания уровня освоения
программы и развития учебных умений, предметных навыков и личностных качеств учащихся;
- промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и включает диагностику
предметных знаний и умений (выполнение вокального задания), тестирования, анализ
результативности участия в мероприятиях, концертах и конкурсах различного уровня.
Формы проведения контроля: беседа, педагогическое наблюдение, практические задания,
тестирование, участие в конкурсах и концертной деятельности.
Контроль педагогом дополнительного образования осуществляется большей частью из
педагогического наблюдения. Объективная информация о состоянии учащихся в ходе творческой
деятельности позволяет педагогу анализировать получаемые данные и вносить соответствующие
корректировки в процесс подготовки.
Материалы представлены в приложении 2.
2.5. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике
Коми»;
4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МУДО
«ЦДОД «Вдохновение».
Список литературы
1. Аккорды для игры на шестиструнной гитаре. – Пенза, ООО фирма «Эмузин», 2003.
2. Александрова Е.Ю. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
программа «Шесть серебряных струн». – Оренбург, 2014.
Борисенко Н.В.Рабочая программа для детей среднего и старшего возраста
«Гитарная песня».- 2013.
Возьмемся за руки, друзья / Под ред. Л.П. Беленького. Сборник рассказов об
авторской песне. – М.: Молодая гвардия. 1990.
Гитара. Аккорды, построение, обозначения: Практическое руководство /
составитель И.И. Юрин. – Минск: Издательство: Современное слово, 2001.
Гитара: карманная энциклопедия аккордов / составитель А.И. Одинцов. – Минск:
Современное слово, Лада ИКТЦ, 2005.
Ефимова Н. Школа быстрого обучения игре на 6-струнной гитаре. – М.: Клуб
Семейного Досуга, 2011.
Иванова В.А. Я учусь играть на гитаре. – М.: ООО Лабиринт Пресс,2006.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. –
Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2012.
10. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 2002.
11. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре (в 3-х частях). – М.:
Издательство: Тороповъ, 2002, 2004.
12. Михайлов А., Спирина С., Волков С. Самоучитель игры на гитаре по аккордам. –
М.: ИД Равновесие, 2007.
13. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Кифара, 2014.
14. Сор Ф. Школа игры на шестиструнной гитаре.– Ростов-на-Дону, ООО «Феникс»,
2012.
15. Суханов В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М. М.:
Изд-во Феникс, 1997.
16. Тимонин М. Ю. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: Изд-во АртСервис, 2006.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Колво
часов
Теорети
ческие
занятия
Практи
ческие
занятия
1.
2.
3.
4.
Введение в программу
Навыки игры на гитаре
История гитарного искусства
Устройство и настройка
гитары
Основы игры на гитаре
Аппликатура и буквенноцифровые обозначения
аккордов
Аккорды первой позиции
Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
Техника пальцев при игре на
гитаре
Детские песни
Музыкальные средства
выразительности
Работа над музыкальным
произведением
Основы игры на гитаре
Авторские (бардовские)
песни
Техника пальцев при игре на
гитаре
Музыкальные средства
выразительности
Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
Сочинения отечественных
современных авторов
Виды концертных
выступлений
Музыкальная грамота
2
1
1
2
4
2
1
0
3
8
4
1
1
7
3
4
4
1
1
3
3
8
2
6
2
4
0
1
2
3
8
2
2
0
6
2
4
1
3
4
1
3
4
1
3
2
0
2
2
1
1
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Дата
Дата
проведения
проведения
занятия (план) занятия (факт)
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43
44.
45.
46.
47.
48.
Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
Музыкальные средства
выразительности
Сочинения отечественных
современных авторов
Техника пальцев при игре на
гитаре
Изучение строения песни
Лад, тональность
Этапы разучивания
музыкальных произведений
Основы игры га гитаре
Авторские песни
Виды концертных
выступлений
Исполнительское мастерство
Этапы разучивания
музыкальных произведений
Изучение строения песни
Сочинения отечественных
современных авторов
Техника пальцев при игре на
гитаре
Освоение аккордов и
приемов игры на гитаре
Основы игры на гитаре
Этапы разучивания
музыкальных произведений
Концертная деятельность
Практическое освоение
музыкальных произведений
по выбору
Этапы разучивания
музыкальных произведений.
Техника пальцев при игре на
гитаре
Виды концертных
выступлений
Отчетный концерт
Культурно-массовые
мероприятия
Посещение концертов,
фестивалей, конкурсов
Развлекательная программа
«Весёлый праздник!»
Музыкальная викторина
«Угадай-ка»
Итого:
4
1
3
4
1
3
2
0
2
2
1
1
2
2
4
1
1
1
1
1
3
2
2
2
1
0
1
1
2
1
4
2
1
1
3
1
2
2
1
0
1
2
4
1
3
2
1
1
4
4
1
1
3
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
4
1
3
4
0
4
2
0
2
2
0
2
144
37
107
Приложение 2
Формы аттестации
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начинающий
гитарист» обеспечивает комплексный подход к оценке текущих и промежуточных
результатов программы и позволяет осуществить оценку динамики достижения
учащихся, а также включает описание объекта, форм, периодичность и содержание
мониторинга.
Отслеживание результатов осуществляется через текущий и промежуточный
контроль.
Время
Цель проведения
Формы контроля
проведения
Текущий контроль
В
течение всего
учебного года
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности учащихся
к восприятию нового материала.
Выявление
учащихся,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения
Педагогическое
наблюдение,
опрос,
практическое
задание,
выступление, исполнение
песни,
тестирование, конкурсы,
фестивали,
участие
в
мероприятиях
Промежуточная аттестация
В
конце месяца,
Определение степени усвоения Отчетный концерт
полугодия.
учащихся учебного материала.
Определение
результатов
обучения.
№
п/п
Протокол фиксации текущего контроля
Ф.И. ребёнка
Результаты
Высокий уровень: 16-11 баллов.
Средний уровень: 10-6 балла.
Низкий уровень: 5-0 баллов.
1. Выберите правильное утверждение. Гитара состоит из…
а) деки, обечайки, смычка, звукоснимателя;
б) деки (нижней и верхней), обечайки, подставки, грифа, ладов, порожков, колков;
в) деки (нижней и верхней), подставки, грифа, ладов, порожков, бриджа.
2. Как записываются следующие длительности: целая, две четверти, половинная, две
восьмых?
_________________________________________________________________
3. Нота – это…
а) длительность звучания;
б) частота звучания;
в) обозначение высоты звука.
4. Подпишите название нот данной мелодии.
5. Напишите указанные знаки альтерации:
диез________________
бекар_______________
бемоль______________
6. Реприза – это____________________________________________________
7. Между какими нотами расстояние в пол тона?
ре – ля
ми – фа
соль – ля
си – до
8. Какие из указанных октав есть на гитаре?
I октава;
субконтр октава;
II октава;
IV октава;
Малая октава.
9. Что обозначает размер музыкального произведения?
_____________________________________________________________
10. Что такое аккомпанемент?
а) Сопровождение мелодии;
б) Скорость звучания;
в) Характер музыки;
г) Низкий голос.
11. Соедините стрелками динамические обозначения с их переводом.
Тихо
mf
Очень громко
p
Громко
ff
Не очень тихо
f
Не очень громко
mp
12. Динамика – это…
а) Сопровождение мелодии;
б) Скорость звучания;
в) Сила звучания;
г) Характер музыки.
Промежуточная аттестация
Теоретическая часть:
1. Между какими нотами расстояние в пол тона?
до – ми
ми – фа
соль – ля
си – до
2. Укажите соответствие ноты буквенной и слоговой нотации:
С до
A фа
D ля
F ре
G соль
B ми
E си
3. Запишите длительностями следующий ритмический рисунок: шестнадцатая и
восьмая, две восьмых, две тридцать вторых, одна тридцать вторая.
__________________________________________________________________
4. Метроном – это…
Прибор для настройки музыкального инструмента;
Прибор для определения темпа музыкального произведения;
Прибор, при ударе издающий звук определенной высоты.
5. Соотнесите итальянское обозначение темпа с русским.
а) Allegro а) Очень быстро
b) Allegretto б) медленно
c) Adajio в) умеренно
d) Moderato г) подвижно, оживленно
c) Presto д) быстро
6. Вставьте недостающие ноты в последовательности знаков при ключе:
Фа до ______ ре ______ ми _____
_____ ми ______ ре соль _____ фа
7. Укажите страны, в которых гитара является национальным инструментом:
Норвегия, Португалия, Африка
Россия, Испания, Италия
США, Испания,
8. Укажите определение терминов:
Мелодия – это____________________________________________________
Аккомпанемент – это______________________________________________
9. Тембром звука называется:
длительность звука;
высота звука;
окраска звука.
10. Прием «стаккато» - это…
Короткое отрывистое звучание нот;
Плавный скользящий переход между нотами;
Быстрое последовательное извлечение звуков;
Плавный переход одного звука в другой.
Практическая часть
Выступление на отчетном концерте.
Критерии оценивания:
Высокий уровень:
- программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по
форме;
- проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению;
- понимание стиля произведения;
- понимание формы произведения, осмысленность исполнения;
- продемонстрировано свободное владение техническими приёмами, а также приёмами
качественного звукоизвлечения;
- выразительность исполнения, яркая динамика, владение интонированием;
- артистичность, сценическая выдержка.
Средний уровень:
- грамотно выученный текст
- наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, - владение динамикой, понимание характера музыкального произведения возможны
умеренные темпы
- осмысленная и выразительную игра, за демонстрация учащимся достаточного
понимания характера.
- проявлено индивидуальное отношение к произведению, разнообразие звуковой палитры,
однако допущены технические и стилистические неточности: штрихи, динамика,
ритмические отклонения.
Низкий уровень
- недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения)
- учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое и необразное
исполнение программы
- исполнение произведений наизусть с неточностями и ошибками, в которых слабо
проявлено осмыслённое и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
- непонимание формы, характера исполняемого произведения
- погрешности в качестве исполнения: зажатость в аппарате, неровная, замедленная
техника, погрешности в звукоизвлечении, неточность штрихов и ритмического рисунка,
вялая динамика, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция.
Протокол фиксации промежуточной аттестации
№
п/п
Ф.И. ребёнка
Результаты
Приложение 3
План воспитательной работы
дата
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Тема. Форма проведения.
Игровая программа: «Давайте дружить».
Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности в ДДТ, на
улице, в транспорте.
Беседа: «Всемирный день музыки»
Беседа: «День матери – прекрасный праздник»
Беседа: «История праздника Новый год»
Беседа: «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок»
Беседа: «Моя страна – страна героев!»
Художественно- лирический час: «Тебе, любимая мама»
Беседа: «День космонавтики»
Литературный час: «Песня – спутница Победы»
Приложение 4
План работы с родителями
Цель и задачи работы с родителями учащихся.
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более успешного
взаимодействия семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка
как личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями
учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение
воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого–
педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в кружке;
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
- беседы, анкетирование родителей;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
- приглашение на занятия и внеурочные мероприятия;
- создание базы телефонов родителей, создание беседы в интернет ресурсах.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей
- при личных встречах;
- с помощью записок-извещений;
- посредством телефона и интернета