Звонкие голоса

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Звонкие голоса

Направленность:
Художественная
Уровень программы - базовый
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:
Куратова
Э.В,
педагог
дополнительного образования

г. Сыктывкар, 2025 год

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы .........................................................3
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы ......................................................................................................4
1.3. Содержание программы .........................................................................................................5
1.4. Планируемые результаты .......................................................................................................8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................8
2.1 Условия реализации программы ............................................................................................8
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации.....................................................................9
2.5. Список литературы ...............................................................................................................10
Приложение 1 ...............................................................................................................................10
Приложение 2 ...............................................................................................................................12
Приложение 3 ...............................................................................................................................13
Приложение 4 ...............................................................................................................................14

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкие
голоса» (далее – Программа «Звонкие голоса», Программа, ДООП) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования, представленными в
списке литературы.
Программа согласуется со Стратегией социально-экономического развития
республики Коми и направлена на развитие культурного потенциала Республики Коми как
духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности,
единства социокультурного пространства Республики Коми
Уровень сложности освоения программы – базовый.
Направленность художественная
Актуальность программы «Звонкие голоса» определяется несколькими важными
факторами:
- патриотическое воспитание: в условиях современных вызовов и изменений в
обществе, формирование патриотизма, любви к Родине и уважения к её истории является
приоритетной задачей. Хоровое пение, особенно исполнение патриотических песен и
гимнов, способствует укреплению этих чувств и формирует национальное самосознание;
- духовно-нравственное развитие: пение в хоре развивает у учащихся чувство
коллективизма, ответственности и взаимопомощи. Исполнение духовной музыки
способствует формированию нравственных ценностей, таких как милосердие, сострадание
и уважение к другим культурам и религиям;
- эстетическое воспитание: занятия хоровым пением развивают музыкальный слух,
чувство ритма, вокальные данные и художественный вкус. Участие в концертах и конкурсах
позволяет учащимся приобщиться к миру искусства, расширить свой кругозор и развить
творческие способности;
- дисциплина и организованность: хоровое пение требует от участников
дисциплины, сосредоточенности и умения работать в коллективе. Регулярные репетиции и
выступления воспитывают у учащихся организованность, ответственность и
пунктуальность, что особенно важно для будущих офицеров;
- социокультурная адаптация: Участие в хоровом коллективе помогает учащимся
адаптироваться к новым условиям, найти общий язык с ровесниками и развить
коммуникативные навыки. Выступления на различных мероприятиях позволяют им
проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах и приобрести ценный опыт
публичных выступлений.

3

Таким образом, программа «Звонкие голоса» является актуальным и важным
компонентом воспитательного процесса, способствующим формированию всесторонне
развитой личности, обладающей высокими моральными качествами, патриотическим
духом и эстетическим вкусом.
Отличительная особенность программы.
Программа интегрирует в репертуар хорового коллектива произведения военнопатриотической тематики, народные песни, духовные песнопения и классические хоровые
сочинения. Это позволяет учащимся не только развивать вокальные навыки и музыкальный
слух, но и приобщаться к богатому культурному наследию России и мира, укреплять
чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Программа предполагает активное участие хора в различных мероприятиях военнопатриотической направленности, таких как торжественные церемонии, парады, концерты,
посвященные памятным датам. Это дает учащимся возможность продемонстрировать свои
вокальные навыки и проявить себя как творческая личность.
Так же программа ориентирована на создание благоприятной творческой атмосферы
в хоровом коллективе, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, уверенно и может
проявить свои индивидуальные способности. Развитие лидерских качеств, умения работать
в команде, ответственности и дисциплины является важным аспектом программы.
Адресат программы: девочки и мальчики 7-8 лет. Программа разработана с учетом
возрастных особенностей учащихся данной категории.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления учащегося через
сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Объем и срок освоения программы
Год обучения
Количество часов
1
72
Итого
72
Форма обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней), может быть организовано
использование электронного обучения.
Формы организации учебной деятельности – коллективные, групповые, парные,
индивидуальные. Основная форма обучения – коллективная.
Виды занятий: вокально-хоровые занятия, сольфеджио и теория музыки,
репетиционная работа, концертная деятельность.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год обучения Продолжительность
Количество
Количество
Всего часов в
одного занятия в
занятий в
часов в неделю
год
академических
неделю
часах, мин
1
40
2 часа
2
72
Итого:
72
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие личности учащегося через вокально-хоровое искусство,
воспитание патриотизма, духовности и высокой нравственности, формирование чувства
коллективизма и ответственности. Программа направлена на создание благоприятной
среды для творческой самореализации и профессиональной ориентации.
Задачи реализации программы:
обучающие:
- ознакомление с основами вокальной техники, хорового пения;
4

- формирование навыков ансамблевого пения и сценической культуры;
- формирование музыкального слуха, ритма, памяти и интонации;
развивающие:
- развитие творческих способностей и индивидуальности каждого учащегося;
- расширение кругозора и интеллектуального развития;
- формирование коммуникативных навыков и умения работать в команде;
воспитательные:
- воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к истории Отечества;
- формирование чувства коллективизма, ответственности и дисциплины;
- развитие эстетического вкуса и духовной культуры.
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных
особенностей учащихся, реализация данных задач способствует формированию
гармонично развитой личности ребенка, способного к активной творческой деятельности.
1.3. Содержание программы
ДООП реализуется в течение всего учебного года, в соответствии с учебным планом,
календарно-тематическим планированием.
Учебный план
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
5.
5.1
5.2
6.
Итого:

Название раздела, темы
Вводное занятие
Пение как вид
музыкальной
деятельности
Понятие о хоровом и
ансамблевом пении
Диагностика.
Прослушивание голосов
Строение голосового
аппарата
Правила охраны детского
голоса
Вокально-певческая
установка
Формирование детского
голоса
Звукообразование
Певческое дыхание
Дикция и артикуляция
Речевые игры и
упражнения
Вокальные упражнения
Вокально-хоровая работа
Работа над песенным
репертуаром
Концертноисполнительная
деятельность
Репетиции
Выступления, концерты
Промежуточная
аттестация

Количество часов
всего
теория практика
1
1
0
2
1
1
2

2

0

2

0

2

2

1

1

1

1

0

2

1

1

2

1

1

4
4
4
4

2
2
2
2

2
2
2
2

4
8
8

2
2
2

2
6
6

8

2

6

8
4
2

2
0
1

6
4
1

72

27

45

5

Формы
аттестации и контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация.
Практическое задание,
тестирование

Календарно–тематическое планирование составлено в соответствии с учебным
планом. Представлено в приложении 1.
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие.
Теория: Организованное занятие. Правила техники безопасности. Объяснение целей и
задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Знакомство с планом
работы на учебный год.
2. Пение как вид музыкальной деятельности.
2.1. Понятие о хоровом и ансамблевом пении.
Теория: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о
солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. Понятие об
ансамблевом пении. Пение в унисон (одноголосном).
2.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Практика: Голосовые и музыкальные данные учеников. Оценивается тембра голоса,
диапазон, чистота интонации, ритмичность и музыкальность. Оценивание наличие
вокальных дефектов, таких как гнусавость, хрипота или шепелявость.
2.3. Строение голосового аппарата.
Теория: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения
– гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
2.4. Правила охраны детского голоса.
Теория: В возрасте 7-8 лет голосовой аппарат ребенка находится в стадии активного
формирования, рассказ о соблюдение правил гигиены детского голоса.
2.5. Вокально-певческая установка.
Теория: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля
за ней.
Практика: Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка
легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос»,
«Обними плечи», «Большой маятник».
3. Формирование детского голоса
3.1. Звукообразование.
Практика: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная);
движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы
звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой
контроль за звукообразованием.
3.2. Певческое дыхание.
Практика: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костоабдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха,
выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства
«опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание (элементы из дыхательной
гимнастики А.Н.Стрельниковой).
3.3. Дикция и артикуляция.
Практика: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового
6

аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
3.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа).
Практика: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения
сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого
воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
3.5. Вокальные упражнения для развития певческого голоса.
Практика: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание
звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание
различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение
упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука;
звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
4. Вокально - хоровая работа. Слушание, разучивание и исполнение песен.
4.1 Работа над песенным репертуаром.
Практика: Работа над репертуаром – основа патриотического воспитания личности
ребенка, он широк и разнообразен, постоянно обновляется. В хоровой и вокальный
репертуар учащихся включены песни патриотической направленности, это песни о родине,
России, красоте родного края, о мире на земле. На этапе показа и в процессе разучивания
произведения необходимо обращать внимание учащихся именно на раскрытие идейной
стороны творческого замысла автора текста и композитора. В подборе репертуара могут
участвовать и сами ребята, они подбирают репертуар по заданной теме, разыскивают
подробную информацию о песне, ее авторах и исполнителях, истории создания.
Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. В ней
отражаются события войны и жизни, чувства людей, в ней отражаются века и сама история,
наша память и огромная благодарность. В патриотической песне звучит любовь и нежность,
грозы и ликование Победы, в ней звучит наша жизнь! У каждой песни своя судьба и своя
история!
Разучивание и исполнение репертуара. Показ - исполнение или показ произведения в
записи. Раскрытие содержания, художественного образа. Работа над художественным
образом. Пение репертуара. Анализ разучиваемых произведений.
5. Концертно - исполнительская деятельность
5.1 Репетиции.
Практика: Генеральные репетиции на сцене, с микрофонами. Подготовка к выступлению.
5.2 Выступления, концерты.
Практика: Выступление на мероприятиях в вязи с целями и задачами, поставленными на
данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов,
содержание тематического планирования может видоизменяться.
6. Промежуточная аттестация.
Подведение итогов года обучения, тестирование для определения усвоения
теоретического материала и практическое задание.

7

6.1 Планируемые результаты:
Предметные результаты.
К концу обучения по ДООП «Звонкие голоса» учащиеся должны знать:
- основные вокальной техники, хорового пения (ритм, темп, динамика, лад,
тональность, интервал, аккорд);
- правила ансамблевого пения и сценической культуры;
- понимать значение патриотических песен в формировании гражданской позиции.
уметь:
- демонстрировать правильную певческую установку, координировать дыхание и
звукообразование. Чисто интонировать мелодию, исполнять вокальные упражнения;
- петь в унисон и многоголосии, соблюдая ансамблевую стройность и баланс. Слушать и
слышать других участников хора;
- участвовать в творческом процессе создания музыкальных номеров.
Личностные – развитие творческих способностей, инициативности и
самостоятельности в музыкальной деятельности. Умение проявлять фантазию и
воображение при исполнении хоровых произведений.
Формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ и его
историю. Понимание своей роли и ответственности как гражданина России.
Воспитание чувства дисциплины, ответственности и организованности. Умение
соблюдать правила внутреннего распорядка и требования педагогов. Ответственное
отношение к своим обязанностям в хоре.
Метапредметные – развитие логического мышления, воображения, памяти и
внимания. Умение работать с информацией, анализировать ее и делать выводы. Развитие
творческих способностей и умения самовыражаться через музыку;
Участвовать в обсуждении музыкальных произведений, аргументированно
отстаивать свою точку зрения. Сотрудничать с другими участниками хора при выполнении
совместных заданий.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Программа адаптирована под имеющиеся материально - технические условия.
Материально-техническое обеспечение:
Основной учебной базой для проведения занятий является кабинет МОУ КНГ.
Помещение для занятий, оборудовано доской, стендом для плакатов, столами, стульями.
Для прохождения данной программы необходимо:
-концертмейстер;
-фортепиано; баян или гармошка;
- методические разработки, музыкальные игры;
- техническое оснащение (оборудование): проектор, компьютер, колонка
2.2. Информационно - методическое обеспечение:
Дидактические материалы:
- видеоматериалы: исторические видеозаписи, учебные фильмы;
- тематическая литература;
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- теоретические занятия;
- использование мультимедийных средства обучения;
- концертная деятельность;
- репетиции;
8

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы занятия строятся
в форме теоретическо-практической деятельности, создаются условия для
самосовершенствования и саморазвития.
Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). становится
неотъемлемой
частью
эффективной
работы.
В
рамках
дополнительной
общеобразовательной программы художественной направленности «Звонкие голоса»
применение ИКТ открывает новые возможности для повышения качества обучения,
активизации творческого потенциала учащихся и оптимизации работы педагога.
В процессе обучения хоровому искусству ИКТ применяются для создания мультимедийных
презентаций, содержащих теоретический материал по музыкальной грамоте, истории
хоровой музыки и биографиям композиторов. Использование визуальных и
аудиоматериалов делает обучение более наглядным и увлекательным, способствуя лучшему
усвоению информации.
Здоровьесберегающие технологии
Структура занятий разрабатывается с учетом профилактики физического и
психического переутомления, предполагает использование смены деятельности;
выполнение упражнений на снятие эмоционального и психического напряжения.
Игровые технологии позволяет позволяют сделать образовательный процесс более
увлекательным и эффективным. Они способствуют активизации познавательной
деятельности, развитию творческих способностей и формированию положительной
мотивации к занятиям хоровым искусством.
Внедрение игровых элементов в репетиционный процесс позволяет преодолеть
монотонность и рутину, характерные для традиционных методов обучения. Игровые
задания и упражнения способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, памяти
и внимания. Они также помогают формировать навыки ансамблевого пения, развивать
коммуникативные компетенции и умение работать в коллективе.
Для организации воспитательной работы с учащимися используются: беседы,
репетиции, конкурсы, выступления. План воспитательной работы представлен в
Приложении 3.
Направления и формы работы с родителями представлены в приложении 4.
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Оценка качества реализации ДООП включает в себя текущий контроль,
промежуточную аттестацию.
На всех этапах обучения осуществляется контроль результативности освоения
учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкие
голоса». Механизм мониторинга включает в себя следующие компоненты:
- текущий контроль осуществляется на занятиях с целью отслеживания уровня
освоения программы и развития учебных умений, предметных навыков и личностных
качеств учащихся;
- промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и включает
диагностику предметных знаний и умений (выполнение вокального задания), тестирования,
анализ результативности участия в мероприятиях, концертах и конкурсах различного
уровня.
Формы проведения контроля: беседа, педагогическое наблюдение, практические
задания, тестирование, участие в конкурсах и концертной деятельности.
Контроль педагогом дополнительного образования осуществляется большей частью
из педагогического наблюдения. Объективная информация о состоянии учащихся в ходе
творческой деятельности позволяет педагогу анализировать получаемые данные и вносить
соответствующие корректировки в процесс подготовки.
9

Формой отслеживания образовательных результатов является диагностическая
карта.
- бланк фиксации диагностических результатов (заполняется по диагностической карте);
- грамоты, дипломы;
- видеозаписи и фото;
- отзывы детей и родителей.
Основной формой подведения итогов обучения является участие учащихся в
мероприятиях всех уровней. Дополнительно необходимо отметить, что система оценки
освоения программы не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки
умений и навыков по виду направления программы. Она ставит более важную задачу:
развивать у учащихся умение контролировать себя, проверять и находить свои ошибки,
анализировать и искать пути их устранения.
Материалы представлены в приложении 2.

2.5. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
4. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература, использованная для разработки программы
1.
2.
3.
4.

Абелян, Л. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1988.
Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000.
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
Огороднов, Д.Е. Вокально-хоровая работа в школе. – М.: Музыка, 1986.
5. Струве, Г.Э. Школьный хор. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1981.

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия

Колво
часов

Теорети
ческие
занятия

Практи
ческие
занятия

1.

2

1

1

Знакомство с хором,
правилами поведения,
техникой безопасности.
Прослушивание хоровых
произведений.

10

Дата
проведения
занятия
(план)

Дата
проведения
занятия
(факт)

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Пение как вид музыкальной
деятельности.
Понятие о хоровом и
ансамблевом пении.
Диагностика. Прослушивание
голосов.
Строение голосового
аппарата. Правило охраны
детского голоса.
Вокально-певческая
установка. Основные правила
при пении в хоре.
Основы вокальной техники:
Дыхательная гимнастика,
артикуляция, дикция,
певческая установка.
Распевки и вокальные
упражнения.
Звукообразование.
Упражнения на
звукообразование.
Певческое дыхание.
Упражнения и игры на
дыхание.
Дикция и артикуляция.
Работа над дикцией и
артикуляцией. Вокальные
упражнения на дикцию и
артикуляцию.
Речевые игры и упражнения.
Вокальные упражнения.
Работа над музыкальным
слухом и ритмом:
музыкальные и ритмические
упражнения.
Вокально-хоровая работа.
Работа над песенным
репертуаром.
Работа над песенным
репертуаром.
Работа над песенным
репертуаром.
Концертно-исполнительская
деятельность.
Репетиционная работа.
Концертная деятельность.
Промежуточная аттестация.
Итого

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

1

3

4

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
4

1
1
2

1
1
2

4
2

0
0

4
2

4

0

4

4

0

4

8

0

8

8
8
2
72

0
0
1
16

8
8
1
56

11

Приложение 2
Текущий контроль
№
п/п

Ф.И. ребёнка

Результаты

Высокий уровень: 9-7 баллов.
Средний уровень: 6-4 балла.
Низкий уровень: 3-0 баллов.
Диагностика вокальных и музыкально - ритмических способностей учащихся (ладовое
чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма).
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется.
Тестовые задания:
1. Игра «Ритмическое эхо»
Задание позволяет определить: насколько развито у учащегося чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение;
2 балла – повторение с ошибкой;
1 балл - отсутствие ритма.
2. Игра «Повтори мою мелодию»
Задание позволяет определить: насколько развит у учащегося музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии;
2 балла – повторение мелодии с ошибкой;
1 балл - полное не воспроизведение мелодии.
3. Исполнение любимой песни
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность
исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении;
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций;
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала.
Высокий уровень: 9-7 баллов.
Средний уровень: 6-4 балла.
Низкий уровень: 3-0 баллов.
Промежуточная аттестация
Цель аттестации: закрепление у учащихся изученного теоретического материала, в
зависимости от уровня освоения программы учащихся.
Теоретическая часть:
I. Отметь верное утверждение:
1. Хор — это
а) коллектив музыкантов, совместно исполняющих инструментальное произведение;
б) коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение;
в) это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют в сопровождении оркестра.
2. «а капелла» — это
а) пение без инструментального сопровождения
б) произведение для симфонического оркестра
в) быстрый темп в музыке
3. Как называют одного исполнителя?
a) Солист
12

б) Ансамбль
в) Трио
4. Кто руководит хором?
a) балетмейстер
б) дирижер
в) пианист
г) режиссер
5. Что из утверждений о певческой установке не верно?
a) Голову следует держать прямо, не опуская вниз и не
запрокидывая назад.
б) Стоять на согнутых ногах
в) Корпус держать прямо
Практическая часть
№
п/п

Ф.И. ребёнка

Результаты

Высокий уровень: 8-6 баллов.
Средний уровень: 5-3 балла.
Низкий уровень: 2-0 баллов.
Результаты фиксируются и определяются суммой уровней развития трех основных
показателей, деленных на общее количество показателей – 3.
Итоговый показатель уровня развития музыкальных способностей рассчитывается по
формуле: У. муз. сп. = (У слух. + У ритм. + У память): 3.
I. Музыкально-слуховые представления
1. а) Повторить голосом мелодию, предложенную педагогом.
2. а) Найти на инструменте и сыграть звук, предложенный педагогом, пропеть этот звук.
3. а) Определить на слух направление движения мелодии (вверх, на месте, вниз).
II. Музыкально-ритмическое чувство
а) Прохлопать или простучать ритмическую основу мелодии.
б) Прохлопать ритмический рисунок, записанный на карточке.
III. Музыкальная память отслеживается параллельно с музыкально-слуховыми
представлениями и музыкально-ритмическим чувством.

Приложение 3
План воспитательной работы
Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в условиях
сотрудничества всех участников образовательного процесса и в различных видах
деятельности.
Задачи:
1. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют
безопасное пространство, в котором хорошо и интересно всем.
2. Создание условий для воспитания у учащихся любви к спорту, родному краю, к
формированию гражданского самосознания.
3. Развитие индивидуальных способностей, предоставление возможности реализоваться в
соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка
нестандартности, индивидуальности.
4. Формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
13

5. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы, продолжение
формирования системы работы с родителями и общественностью.
План воспитательной работы
№
1.
2

Дата
В течение года
(сентябрь – май)
В течение года
(сентябрь – май)

Наименование мероприятия
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» (по отдельному
плану)
Концерты, мероприятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятия гражданско-патриотической направленности
1.
май
Всероссийская акция «Окна Победы»
Мероприятия, посвященные безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни
1.
сентябрь
Комплекс мероприятий по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма
2.
декабрь
Беседа «Правила поведения в новогодние праздники»

Приложение 4
План работы с родителями
Цель и задачи работы с родителями учащихся.
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более успешного
взаимодействия семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка
как личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями
учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение
воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого–
педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в кружке;
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
- беседы, анкетирование родителей;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
- приглашение на занятия и внеурочные мероприятия;
- создание базы телефонов родителей, создание беседы в интернет ресурсах.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей
- при личных встречах;
- с помощью записок-извещений;
- посредством телефона и интернета

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».