Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Активист
Направленность:
социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы: Арнаутова
Виктория Михайловна
Сыктывкар, 2025 год
Оглавление
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................ 3
1.2. Цели и задачи программы ........................................................................................................ 5
1.3. Содержание программы ........................................................................................................... 5
1.3.1. Учебный план ......................................................................................................................... 5
1.4. Планируемые результаты ....................................................................................................... 11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................... 11
2.1. Условия реализации программы ........................................................................................... 11
2.2 Информационно-методическое обеспечение ........................................................................ 11
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания ..................................................................... 12
2.4. Формы контроля ..................................................................................................................... 13
2.5. Глоссарий................................................................................................................................. 15
2.6. Список литературы ................................................................................................................. 15
Приложения .................................................................................................................................... 16
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Активист»
(далее – Программа «Активист», Программа, ДООП) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и
молодежи «Движение первых».
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского
округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
и иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение» (далее – Центр, учреждение) в области образования, представленными в
списке литературы.
Формирование и развитие социального кластера в Сыктывкаре является одной из
приоритетных задач стратегии социально-экономического развития Республики Коми.
Важными направлениями при этом становятся: глубокое изучение причин и особенностей
личностного неблагополучия в регионе на основе постоянного мониторинга и научных
исследований; усиление сотрудничества органов государственной власти с
некоммерческими организациями в вопросах духовно-нравственного оздоровления
общества; консолидация и активизация потенциала психологической службы учреждений
образования, здравоохранения и социальной защиты; Обеспечение доступности объектов
сферы культуры для населения; создание условий для личной самореализации граждан и
раскрытия творческого потенциала.
Программа способствует реализации данных направлений, т.к. она ориентирована на
создание социально-эмоционально благоприятных условий, направленных на развитие
разносторонних личностных качеств у учащихся и овладение важными социальными
навыками - такими внешне направленными навыками, которые обеспечивают развитие
социально адекватного поведения учащихся, позволяют им продуктивно взаимодействовать
с окружающими людьми и успешно справляться с возникающими проблемами в
повседневной жизни.
Уровень сложности Программы - базовый - формирование функциональной
грамотности учащихся в избранном виде деятельности (т.е. использование навыков и
умений), освоение содержания повышенной сложности, развитие интересов и навыков,
формирование устойчивой мотивации, специальных знаний и практических навыков,
творческих способностей, освоение проектной деятельности.
Программа «Активист» имеет социально-гуманитарную направленность в системе
дополнительного образования и ориентирована на формирование у учащихся активной
гражданской позиции, развитии социальных и гуманитарных компетенций, а также
воспитании уважения к общечеловеческим ценностям, что делает акцент на развитие
личности, способной гармонично существовать в обществе, активно участвуя в его жизни и
способствуя его улучшению.
Актуальность программы. В современном обществе важно воспитывать молодых
людей, которые будут активно участвовать в жизни общества, заботиться о своем окружении
и вносить вклад в улучшение качества жизни.
3
Программа направлена на развитие лидерских качеств, социальной активности и
гражданской ответственности у детей и подростков. Также включает в себя различные
мероприятия и занятия, направленные на формирование активной жизненной позиции,
умения работать в команде, развивать организаторские способности и навыки публичного
выступления. В рамках программы участники учатся планировать и проводить социальные
акции, волонтерские проекты.
В связи с этим создание ДООП, знакомящей подростков с основами социальной
активности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию, способствует
профессиональному самоопределению детей и молодежи, так как приобретенные знания и
умения позволяют сформировать навыки организаторской деятельности, необходимые во
взрослой жизни становится особенно актуальным.
Отличительные особенности Программы заключаются в том, что целевые
ориентиры программы направлены на формирование и развитие творческих способностей
учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и освоение образовательной программы; на формирование мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству; на обеспечение прав ребенка на
развитие, личностное самоопределение и самореализацию; на обеспечение адаптации к
жизни в обществе, профессиональной ориентации, на выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности; а также на выявление и развитие у учащихся
творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.
В программе не ставится задача специальной подготовки учащихся к лидерской
деятельности, а приоритетным является развитие таких качеств личности, которые будут
способствовать самоопределению и самореализации учащихся, получению социального
опыта и знаний, который самостоятельно смогут реализовать в обществе.
Вид программы – модифицированная. Она разработана на основе Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я.,
Кондаков А.М., Тишков В.А). В связи с этим, специфика предполагаемой деятельности детей
обусловлена правом учащихся принимать участие в управлении детской организацией и
правом на защиту своих прав и интересов. Практические занятия по программе связаны с
приобретением социальных, организационных, представительских и управленческих
умений.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса приемов, форм и
методов.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или самого
учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Занятия проводятся на русском языке.
Группы могут формироваться с учетом уровня подготовки учащихся.
Количественный состав группы от 10 до 12 человек, постоянный.
Программа является разноуровневой по степени сложности содержания и достижения
детей.
Объем и срок реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы
составляет 72 часа теоретических и практических занятий.
Год обучения
1
Итого
Количество часов
72
72
Формы обучения
Очная, очно-заочная, заочная. Программа предполагает очную форму обучения; в
период невозможности организации учебного процесса в очной форме (карантина,
4
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней), может быть
организовано использование электронного обучения, представленного в приложении №3.
Занятия проходят в форме бесед, практикумов, с применением элементов игрового
обучения, с использованием электронных образовательных технологий, форм организации
проектной деятельности.
Режим занятий. Занятия проводятся (в соответствии с постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») 1 раз в неделю, по 2
академических часа (1 академический час 40 минут, с перерывом между ними 10 минут, для
детей школьного возраста).
Год обучения
1
Продолжительность
одного занятия в
академических
часах, мин
40 мин
Количество
занятий в
неделю
Количество
часов в неделю
Всего часов в
год
1 занятие по 2
часа
2
72
Итого:
72
1.2. Цели и задачи программы
Целью обучения программы является вовлечение активистов в общественно-полезную
деятельность и формирование активной гражданской позиции, а также создание
благоприятных условий для реализации творческого потенциала и активного участия
молодежи в жизни общества.
Задачи:
Образовательные:
- обучить подростков знаниям, умениям, необходимым для эффективного взаимодействия
с социумом;
- обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии реализации (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка
результатов);
- освоить на практике реализации социально-значимых проектов;
Развивающие:
- формировать у учащихся гибкие предпрофессиональные навыки (ответственность,
лидерство, дисциплина, сотрудничество, командная работа, навык управления временем,
критическое мышление), подготавливая к жизненному и профессиональному
самоопределению;
- развивать навыки самостоятельной работы над совершенствованием качеств личности и
потребности в саморазвитии;
- развивать интерес к повышению уровня креативности;
Воспитательные:
- формировать представления об этических духовно-нравственных ценностях;
- привить положительные отношения подростков к организаторской деятельности;
- направить учащихся к выбору социально-значимой деятельности;
- воспитывать уважение и гордость за свою Республику Коми, г. Сыктывкар.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
5
№
Раздел
1
2
3
Вводное занятие
Воспитай в себе человека.
Искусство коммуникации.
Навыки и умения.
Детское и молодежное
движение в России
Лидер общения.
Организация общественноважных дел (акции,
проекты, социальное
творчество).
Гражданская активность.
Добровольческая
деятельность.
Итого
4
5
6
7
Количество часов
Форма
контроля
Всего
4
2
14
Теория
4
1
5
Практика
1
9
6
3
3
12
14
4
4
8
10
20
9
11
72
33
39
Текущий
контроль
Промежуточ
ная
аттестация
1.3.2. Содержание учебного плана
Вводное занятие.
1. Теория. Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, расписанием.
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Решение организационных
вопросов.
2. Теория. Кто такой активист и что он должен уметь? Форма информационного занятия:
фронтальная беседа. Определение активист, его качеств, навыков, которыми он должен
научиться владеть, его роли в микросоциуме (группа, школа) и обществе.
Воспитай в себе человека.
3. Теория. Нормы и правила поведения. Зачем нужны правила? Обсуждение норм и
правил поведения в объединении, в Центре, в школе, на мероприятиях. Ораторское
искусство. История ораторского искусства, основные навыки выступления, внешний облик оратора,
голос, интонация
Практика. Учимся составлять список правил поведения. Упражнения:
«Странный
город»,
«Разговор
через стекло», «Слепой и поводырь», «Приветствие: научиться
обращать на себя внимание»; Игровой тренинг «Введение в командообразование»
Анализ: соблюдаю ли я правила?
Искусство коммуникации. Навыки и умения
4. Теория. Искусство общения. Установление контактов, умение вызывать симпатию.
Развитие навыков эффективного общения и их закрепление. Расширение круга друзей и
близких знакомых, приобретение социальных навыков, установление деловых отношений.
Задачи: Развитие эмпатии. Установление доверительных отношений через телесный контакт.
Удовлетворенность своими межличностными отношениями зависит от уровня симпатии.
Что такое симпатия?
Ключевые понятия: общение, вербальное общение, невербальное общение, новые
знакомства, контакт, места для знакомства, симпатия, взаимная симпатия, комплимент.
Практика. Учимся выстраивать взаимодействие в группе. «Разговор через стекло» на
умение использовать невербальные средства общения; «Слепой и поводырь» на
установление доверительных отношений; Упражнение «Диалог в парах: все хорошее за 100
секунд» на умение слушать собеседника и умение презентовать себя; Подготовка ко дню
Педагога дополнительного образования. Изготовление поздравительных открыток.
5. Теория. Подготовка ко дню Педагога дополнительного образования. История
возникновения праздника.
Практика. Изготовление поздравительных открыток для педагогов Дополнительного
образования.
6
6. Теория. Открытость и откровенность. Обсуждение: можно ли тренировать сложный
и комплексный навык – навык открытого выражения чувств (отражения чувств). Типы
открытости чувств. Неуверенность и агрессивность в выражении желаний и чувств.
Альтернативу неуверенности и агрессивности в выражении чувств составляет уверенное,
открытое, истинное и спонтанное выражение (отражение) чувств. Именно этот навык
поведения тренируется в последующих упражнениях и ролевых играх.
Ключевые понятия: барьерное взаимодействие, чувства, позитивные чувства, негативные
чувства, открытое выражение чувств, неуверенность, агрессивность.
Практика. Учимся наблюдению и анализу. Упражнение «Что сложнее?» задача
проранжировать и определить для себя, что сложнее: выражение позитивных чувств или
негативных; Упражнение «Отгадай чувство» на умение творчески выразить себя.
7. Теория. Взаимодействие с окружающими. Взаимодействие – действие одного
человека по отношению к другому или совместно с другим. Задачи: научить учащихся
успешно сотрудничать в группе; сформировать представление о себе как о члене группы;
обсудить необходимость поддерживать дружеские отношения.
Практика. Учимся сравнивать виды взаимодействия и анализировать полученные знания.
Упражнение «Путаница» на умение понимать различные ситуации и принимать решения по
ним; Упражнение «Ищу друга» на понимание качеств друга, важный аспект занятия – каким
другом готов стать сам учащийся; Упражнение «Помощь» на готовность и умение помогать
другим. Упражнение «Башня» на умение работать в команде.
8. Теория. Неуверенность и страхи. Выражение позитивных чувств. Определение
эмоционального компонента неуверенности в себе и уровня социальных страхов, связанных
с проблемами в отношениях. Умение открыто выражать позитивные чувства. Умение
сдерживать негативные чувства.
Ключевые понятия: неуверенность в себе, страх. Позитивные чувства, выражение
позитивных чувств.
Практика. Учимся сравнивать виды взаимодействия и анализировать полученные знания.
Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся» на умение формулировать собственные
страхи; Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся» задача обнаружить и найти такие
действия, совершать которые не боятся; Упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»
на умение формулировать фразы, которые помогли справиться со страшной ситуацией.
Ролевая игра «Как ты меня порадовала». Практическое задание «Позитивное отношение к
собственным чувствам». Участие в активностях октября.
9. Теория. Правовая школа. Знаете ли вы свои права? Каждый ребенок должен знать
свои права и обязанности. Общение по данной теме построено в форме бесед, с применением
стихов, загадок, сказок и рассказов,
а также разнообразных вопросов и заданий, что поможет лучше усвоить материал. Учащийся
знакомится с такими правами, как право жить и воспитываться в семье, право на имя,
отчество и фамилию, право на охрану здоровья, право на воспитание в образовательных
учреждениях, право быть гражданином своей страны.
Практика. Учимся обобщать и классифицировать полученные знания.
Обсуждение изученных прав в форме обратной связи при работе с заданиями и вопросами,
разбор предложенных ситуаций, которые требуют от учащегося знания своих прав и
обязанностей, а также знания прав других членов коллектива. Участие в активностях
октября.
10. Теория. Самопрезентация. Основы самопрезентации. Тактика самоподачи.
Приемы расположения к себе.
Практика. Упражнение «Самопрезентация». Ролевая игра «Визитная карточка».
Детское и молодежное движение в России
11. Теория. Знакомство с детскими и молодежными общественными организациями.
История создания общественных организаций, их цели, направления и достижения. Ознакомление
с понятиями «общественное объединение», «общественная организация», Российское
движение школьников (РДШ), юнармия, волонтерское движение, молодежные
7
парламентские объединения, кадеты и юные спасатели, спортивные секции и клубы, научные
кружки и технические клубы.
Практика. Участие в активностях ноября.
12. Теория. Знакомство с Общероссийским общественно-государственным
движением детей и молодежи «Движение Первых». Устав РДДМ «Движение первых». Цели
и задачи движения. Структура движения. Ценности движения.
Практика. Участие в активностях ноября.
13. Теория. Основные направления деятельности Российского движения детей и
молодежи «Движение Первых». Ознакомление с направлениями деятельности РДДМ:
«Образование и наука», «Наука и технологии», «Труд, профессия и свое дело», «Культура и
искусство», «Волонтерство и добровольчество», «Патриотизм и историческая память»,
«Спорт», «Здоровый образ жизни», «Медиа и коммуникации», «Дипломатия и
международные отношения», «Экология и охрана природы», «Туризм и путешествия».
Практика. Участие в активностях декабря.
Лидер общения.
14. Теория. Портрет лидера. Знакомство с понятиями «Лидер», «организатор»,
«руководитель». Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.
Практика. Просмотр презентаций. Упражнения: «Бегущие огни»; «Развитая личность»;
«Управление собой». Участие в акции «Российский детский Дед Мороз» (Помощники Деда
Мороза) - поздравительные открытки для представителей самых различных профессий
нашего города.
15. Теория. Мы – команда. Сотрудничество. Стратегия формирования команды.
Критерии успешного лидерства. Информационное занятие в форме фронтальной беседы:
Что такое команда? Командой принято называть эффективно действующую группу, в
которой четко распределены обязанности, установились тесная взаимосвязь и
взаимопонимание, создан особый микроклимат. Развитие групповой сплоченности за счет
укрепления чувства «мы» и интегрирования навыков вербального и невербального общения
в групповом взаимодействии; осознание учащимися стратегии поведения в стрессовой
ситуации.
Практика. Упражнения: «Знакомство», «Да-Нетки» на быстроту реакции всей группы
участников; «Сесть на стол» на умение взаимодействовать внутри группы; Участие в акции
«Российский детский Дед Мороз» (Помощники Деда Мороза) - поздравительные открытки
для представителей самых различных профессий нашего города.
16. Теория. Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств.
Лидер - ориентир.
Практика. Игровые методы. Игра «Найди соответствие» поможет закрепить основные
понятия. «Квест-комната» головоломки и задачи для достижения общей цели. Развивает навыки
командной работы, креативность и умение находить нестандартные решения.
В игре «Брейн-ринг» мы сможем проявить свои знания и скорость мышления, а в
«Крокодиле» – потренировать креативность и умение объяснять сложные вещи простыми
словами.
17. Теория. Игры на выявление подростков с лидерской позицией. Организаторские
способности в работе.
Практика. «Построение башни» распределение ролей и координация действий команды.
«Поиск сокровищ» проявление себя через умение организовать команду, распределять
задачи и поддерживать мотивацию. Участие в активностях января.
18. Теория. Техника публичных выступлений. Умение формулировать свою мысль.
Семь шагов подготовки к выступлению. Публичное выступление и уверенность в себе.
Определение цели (выбор темы). Анализ аудитории и ситуации. Определение предмета речи.
Сбор материала. Создание плана речи. Подбор слов. Практика произнесения вслух.
Практика. Практикум-подготовка выступления презентации на одну из тем (или
самостоятельную тему): «Это Я», «Я и моя семья», «Я и мой класс», «Я и мое хобби», «Я и
моя школа»; используя полученные знания и составив план подготовки и выступления.
Участие в активностях января.
8
19. Теория. Умение держаться на публике. Техника выполнения элементов. Изучение
различных стилей и подходов.
Практика. «Зеркало – ваш лучший друг». Выберите отрывок текста, который вам интересен,
и попробуйте прочитать его с разными интонациями, скоростью и выражением лица.
Обращайте внимание на свою позу, жесты и мимику. Попробуйте передать разные эмоции –
радость, грусть, удивление. Зеркало – ваш беспристрастный наблюдатель, который поможет
вам увидеть свои сильные и слабые стороны. «Импровизация – ключ к спонтанности».
Выберите любую случайную тему и попробуйте говорить о ней в течение 2-3 минут без
предварительной подготовки. Записывайте себя на видео и анализируйте свою речь, жесты
и манеру поведения. Импровизация помогает развить гибкость мышления и способность
быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. «Контакт с аудиторией – основа
успеха». Опросите друзей стать вашей аудиторией и выступите перед ними с небольшой
презентацией. После выступления попросите их дать вам обратную связь – что им
понравилось, что можно улучшить. Научитесь устанавливать зрительный контакт с каждым
слушателем, чувствовать настроение зала и реагировать на его реакцию.
Организация общественно-важных дел (акции, проекты, социальное творчество).
20. Теория. Определение задач деятельности группы. Планирование мероприятий,
акций. Что такое коллективное творческое дело (далее - КТД). Этапы проведения КТД.
Учащиеся знают: то, что происходит в классе, школе, происходит во многом по их
инициативе. Это, в свою очередь, даёт возможность мне, как педагогу, предлагать наиболее
интересные для ребят дела, где они являются главным инициатором важных дел.
По окончании занятия, посвящённого планированию дел на четверть, полугодие, год,
проводится беседа с группой, суть которой можно выразить следующей фразой: «А почему
бы в этом году вам самим не попробовать провести несколько наиболее интересных дел от
начала до конца? Свою помощь обещаю!».
21. Теория. Подготовка и участие в общешкольных и городских конкурсах, акциях и
мероприятиях в качестве помощников. Согласно плану работы МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение», МАОУ «СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка».
Практика. Составление плана участия.
22. Теория. Всероссийская акция, посвященная Дню Героев Отечества. История
праздника. Презентация о героях Родного края.
Практика. Организация тематической выставки в центре МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»,
посвященной героям Отечества Республики Коми.
23. Теория. Всероссийская акция «Вам, любимые» - организация мастер-класса по
созданию открыток к Международному женскому дню для младших учащихся. Что такое
открытка? История открытки. Идеи создания поздравительных открыток.
Практика. Составления плана и пошаговой инструкции для подготовки мастер-класса по
созданию открыток к Международному женскому дню для младших учащихся.
24. Практика. Проведение мастер-класса по созданию открыток к Международному
женскому дню для младших учащихся.
25. Теория. Участия в социально-значимой деятельности «Движение первых»
Согласно плану работы РДДМ «Движение первых»
Практика. Участие в социально-значимой деятельности г. Сыктывкара. Создание проекта
«Чистый город». Проект направлен на привлечение внимания учащихся к проблеме
загрязненности города.
26. Практика. Участие в социально-значимой деятельности г. Сыктывкара.
Информирование младших учащихся по проекту «Чистый город». Подведение итогов
проведенных мероприятий. Учимся анализировать итоги деятельности.
Гражданская активность. Добровольческая деятельность
27. Теория. Особенности и виды добровольческой деятельности. Понятие
«Доброволец», «Волонтер», «Добровольческая деятельность». Нравственные ценности
подрастающего поколения. Волонтёрская группа.
28. Теория. Основные направления добровольческой (волонтерской) деятельности в
России. Составление плана работы команды. Выбор форм работы. Основные задачи
9
добровольчества. Обсуждение направлений: Экологическое волонтерство; Социальное
волонтерство; Культурное волонтерство.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий. Участие в активностях
апреля.
29. Теория. Направление экологическое волонтерство. Цели, задачи, достижения в
экологических проектах. Виды деятельности в экологическом волонтерстве. Составление
плана мероприятий.
30. Практика. Участие в эколого-патриотической акции «Сад памяти» совместно с
Волонтерами Победы. «Сад памяти» – это не просто посадка деревьев. Это символ нашей
глубокой благодарности тем, кто отстоял мир и свободу, это живая память, которая будет
передаваться из поколения в поколение. Каждое посаженное дерево – это безмолвное
«спасибо» солдату, не вернувшемуся с войны, это знак уважения к ветеранам, которые
продолжают жить и служить примером мужества и стойкости. Это возможность внести свой
вклад в сохранение исторической памяти, это проявление любви к Родине и заботы о
будущем.
31. Теория. Направление социальное волонтерство. Цели, задачи, достижения. Виды
деятельности в направлении. Мнения о добровольцах и их деятельности.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий. Всероссийская акция
«Окопная свеча», «Свеча памяти». Международная акция «Окна победы». Акция
«Всероссийский субботник».
32. Теория. Международная акция «Окна победы». Исторический контекст: рассказ о
Великой Отечественной войне. Причины, ключевые события, героизм советских солдат и
вклад тыла в победу. Почему День Победы является одним из самых важных праздников в
России и других странах. Символика Дня Победы: георгиевская ленточка, красная звезда,
вечный огонь, памятники героям войны. Значение каждого символа и их связь с
историческими событиями. Суть акция «Окна победы»: украшение окон домов, школ и
других зданий рисунками, аппликациями, трафаретами, посвященными Дню Победы. Цель
акции: создание праздничной атмосферы, выражение благодарности ветеранам, сохранение
памяти о войне.
Практика. Обсуждение с учащимися тематики рисунков и материалов. Подготовка
необходимых материалов. Организация рабочего пространства. Процесс оформления окон.
33. Теория. Участие во всероссийской акции «Свеча памяти». История
возникновения акции и что она символизирует. Рассказ о подвигах солдат, партизан,
тружеников тыла, а также о страданиях мирного населения в оккупации и в блокадном
Ленинграде.
Практика. Посещение мемориала «Вечная слава» и зажжение свечей у памятника в память
о погибших.
34. Теория. Направление культурное волонтерство Цели, задачи, мероприятия. Виды
деятельности в направлении. Мнения о добровольцах и их деятельности.
Практика. Выбор форм работы. Составление плана мероприятий. Международная акция
«Письмо победы». Создание стенгазеты «Год глазами активиста».
35. Теория. Участие в международной акции «Письмо Победы». Значение писем на
войне. Какую роль играли письма для солдат на фронте и для их семей в тылу. Письма были
ниточкой, связывающей с домом, дающей надежду и поддержку в тяжелые времена. Понятие
патриотизма и благодарности. Этикет письма. Обсуждение правил написания писем,
необходимости уважительного тона, искренности и выражения глубокой признательности.
Практика. Изучение исторических источников. Архивные документы, письма, фотографии.
Составление черновика письма, в котором они выражают свою благодарность ветерану,
делятся своими чувствами и размышлениями о войне. Оформление письма. Организация
отправки писем ветеранам.
36. Теория. Итоговое занятие. Успехи, достижения, награждение активных
участников объединения. Создание стенгазеты «Год глазами активиста». Что должно быть в
стенгазете? Обзор ключевых событий года, репортажи с мероприятий, интервью с
10
активистами, фотографии, отражающие яркие моменты, графики, демонстрирующие наши
достижения, и, конечно же, юмор и креатив!
Практика. Распределение задач и организация творческого процесса. Один отвечает за текст,
другой – за фотографии, третий – за дизайн. Важно, чтобы каждый внес свой вклад и
поделился своим видением прошедшего года. Пусть стенгазета станет отражением нашего
коллективного опыта и общей памяти!
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в организаторской, социальной и
духовно-нравственной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
- Владение знаниями, умениями, необходимыми для эффективного взаимодействия с
социумом;
- Владение основными способами организации социально-значимой деятельности и
технологии реализации (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка
результатов);
- Опыт реализации социально-значимых проектов;
Метапредметные результаты
Характеризуют степень сформированности универсальных способностей, учащихся в
познавательной и практической деятельности:
- Формирование некоторых предпрофессиональных навыков: ответственность, лидерство,
дисциплина, сотрудничество, командная работа, навык управления временем,
критическое мышление;
- Развитие навыков самостоятельной работы над совершенствованием качеств личности и
потребности в саморазвитии;
- Проявление интереса к повышению уровня креативности;
Личностные результаты
− Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения программы:
− Формирование представления об этических духовно-нравственных ценностях;
− Формирование положительного опыта организаторской деятельности;
− Формирование выбора социально-значимой деятельности.
− Воспитание чувства гордости и уважения к своей Республике Коми, г. Сыктывкару.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: кабинет для проведения теоретических и
практических занятий, столы, стулья, ноутбук, проектор, колонки для просмотра
видеофильмов, подготовки презентаций, канцелярские принадлежности: ватман, маркер,
фломастеры
2.2 Информационно-методическое обеспечение
− Игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать деятельность
партнеров в определенной ситуации;
− Иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам;
− Раздаточный материал;
Интернет-ресурсы
1. https://будьвдвижении.рф/
2. https://vk.com/mypervie
3. https://vk.com/mypervie11
4. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/konspiekt_bud_uvierien_v_siebie
11
5.
6.
7.
https://urok.1sept.ru/articles/577918
https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-oratorskogo-iskusstva-ot-istokov-dosovremennosti-3964188.html
https://vk.com/rdsh_11
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания
Методы, применяемые ДООП: прием «Кластер», учебно-мозговой штурм,
интеллектуальная разминка, прием «Инсерт», эссе, приём «Корзина идей», приём
«Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, приём рефлексии «Знаю../Хочу
узнать…/Узнал…», ролевой проект, приём « Взаимоопрос»
Активные методы, такие как дискуссии, групповые проекты, деловые игры. Они
направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и
самостоятельности учащихся.
Групповые формы обучения, такие как командная работа и сотрудничество, важны
для развития социальных навыков и умения работать в команде. Это соответствует целям
программы, направленной на формирование активных граждан, готовых к совместной
работе ради общего блага.
Самостоятельная
работа
способствует
развитию
самостоятельности
и
ответственности, что является ключевым качеством для будущих активистов. Она также
стимулирует познавательную активность и стремление к самообразованию.
Современные технологии позволяют использовать дистанционные формы обучения,
что расширяет возможности доступа к образовательным ресурсам и повышает гибкость
образовательного процесса.
Игровая технология – это комплексный подход к обучению и развитию. Основанный
на использовании игровых механик, сценариев и элементов для достижения
образовательных целей. Игровая технология вовлекает участников в активное
взаимодействие, мотивирует их к обучению и способствует более глубокому усвоению
материала.
Игровые технологии Т.Н.Гущиной – это комплекс педагогических методов,
направленных на повышение эффективности образовательного процесса и формирование у
учащихся устойчивого интереса к знаниям через игровую ситуацию.
Роль педагога – координировать и корректировать действия участников игры. Перед
началом игры педагог должен ознакомить всех с условиями, режимом работы, выдать
необходимый материал и оборудование. Участники могут сами, либо с помощью учителя
распределить роли. Вклад каждого участника влияет на результативность команды, поэтому
происходит взаимоконтроль в команде. Между участниками команды возможна дискуссия
для выработки общего решения. В этом случае часть участников выступает в качестве
сборщиков информации, часть – в роли аналитиков, часть – в роли критиков. По окончании
дискуссии озвучивается решение, которое оценивается экспертами. В роли экспертов могут
выступать специально подготовленные учащиеся или взрослые. В конце игры учитель
подводит итоги, как по тематической направленности, так и по вкладу каждого участника.
Этапы организации и развития игры:
1. Предварительный. На этом этапе ставиться цель и определяются задачи игровой
деятельности. Учащиеся совместно с педагогом или без его вмешательства
распределяют роли и условия деятельности.
2. Организационно-методический. Начинается с поиска путей решения поставленных
задач. Он требует тщательной подготовки, планирования и координации усилий всех
участников процесса. Только при условии качественной организации и методического
обеспечения можно добиться максимального образовательного эффекта и создать
увлекательный и полезный опыт для всех участников.
3. Работа в группах. В каждой малой группе распределяются обязанности, исходя из
сложности и компетенции учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по
решению поставленной задачи, при этом дети проявляют коммуникативные
компетенции учебной деятельности. Этот этап характеризуется использованием
12
субъективного опыта каждого участника, группа готовит общее выступление по
заданной теме, анализируя контраргументы со стороны соперников.
4. Представление результатов работы. Каждая группа представляет свой вариант решения
той или иной проблемы. Возможна ситуация полемика между группами, что позволяет
развить познавательную активность участников игры.
5. Анализ подведения итогов. Участники формулируют вывод по теме.
Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность педагога и учащегося.
Если учащийся пытается извлечь информацию, переработать ее, то педагог призван указать
возможный источник или самому становиться источником информации. Если учащийся
старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике,
то педагог координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную
обратную связь.
Проектная технология предполагает:
− наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее
решения;
− практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
− самостоятельную деятельность ученика;
− структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
− использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из
нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения.
− обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов.
− анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Проектное обучение активизирует истинное учение учащихся, т.к. оно личностно–
ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,
приносит удовлетворение учащимся, видящим результаты своего собственного труда.
Воспитательная технология: технология коллективного-творческого дела – это
организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в
коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
То есть это система методов, приемов и организационных форм воспитания,
обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на
принципах гуманизма.
Цель: раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие
его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой
личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение
правового демократического общества.
Основными задачами КТД являются:
−
Формирование и развитие коллектива;
−
Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
−
Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
−
Обучение правилам и формам совместной работы.
−
Реализация коммуникационных потребностей детей.
Использование этих методов и форм обучения позволяет создать эффективную
образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности и достижению
целей программы.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации,
беседы обозначены в приложении № 2.
2.4. Формы контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Оценка качества
реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль,
промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Выявить начальный уровень освоения программы.
13
Промежуточная аттестация. Оценить уровень освоения учащимися ключевых
компетенций и знаний, предусмотренных учебным планом на данном этапе обучения.
Выявить пробелы в знаниях и навыках, своевременно скорректировать образовательный
процесс и обеспечить достижение запланированных результатов обучения.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Виды
Цель
Содержание
Самопрезентация
Ролевая игра
«Визитная
карточка»
Создание
благоприятного
первого
впечатления и
установление
позитивных
контактов через
эффективную
самопрезентацию
Проект «Чистый
город»
Формирование у
младших
школьников
экологической
культуры и
ответственного
отношения к
окружающей
среде, в
частности, к
чистоте города.
Игра
моделирует
ситуацию
деловой
конференции,
где
необходимо
представлять
себя
большому
количеству
людей.
Участники
делятся
на
роли:
«представляющиеся» и
«слушатели».
«Представляющиеся
готовят
краткую
самопрезентацию
(не
более
1-2
минут),
акцентирую внимание на
своих
ключевых
навыках, достижениях и
интересах. «Слушатели»
оценивают
самопрезентации
по
заданным критериям и
задают
уточняющие
вопросы.
После
участники
меняются.
Далее
проводится
обсуждение и анализ
выступлений, участники
делятся обратной связью.
Введение: Наш город –
это не просто место, где
мы живем, это наш дом,
наша общая территория,
требующая заботы и
внимания.
Проект
«Чистый город» — это
увлекательное
путешествие
для
младших школьников в
мир
экологической
ответственности,
призванное
сформировать у них
бережное отношение к
окружающей среде и
научить простым, но
важным
правилам
поддержания чистоты и
порядка.
Проект
14
Форма
Ролевая
игра
Проект
- КИМы,
критерии
(см.приложение
№4, 5)
Приложение №4
Приложение №5
включает
в
себя
информацию в виде
презентации (рисунки,
плакаты,
макеты,
компьютерную графику,
видеоролики, игры и
т.д.). Особое внимание
уделяется
изучению
правил
сортировки
мусора и вторичной
переработки отходов.
2.5. Глоссарий
Кластер — это графический метод организации информации, при котором выделяются
основные смысловые единицы и фиксируются в виде схемы с обозначением связей между
ними.
Инсерт — это приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Синквейн — это методический приём, который используется для выяснения уровня
осмысленного текста и развития критического мышления.
2.6. Список литературы
Правовые акты:
1. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3. Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми»;
4. Устав Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Устав содержит
информацию о целях, задачах, структуре и принципах работы организации;
5. Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
6. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога:
1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? / Бабушкин А.В. - М.: Сам себе
адвокат, 2013
2. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков:
практическое пособие / Т. Н. Гущина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: АРКТИ, 2008.
— 117 с. : табл. : 21 см — (Школьное образование. В помощь классному руководителю и
школьному психологу).; ISBN 5-89415-552-5
3. Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты
второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138- 2
4. Дедов А. Изучаем детский коллектив. / А.Дедов Курган: ГУ «Центр молодежных
инициатив и программ». – 2012.
15
5. Джозеф Мерфи; пер. с англ. Л.А. Бабук. / Джозеф Мерфи 3-е изд. – Минск: попурри, 2012.
– 320 с. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку.
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2011. № 9.
7. Иванченко, В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые
подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагоговорганизаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей
образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов
педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко. – Ростов н/Д:
Издательство «Учитель», 2017. – 256 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. / И.С. Кон М.: Просвещение,
2013 – 96 с.
9. Рыбков Ф.Е Атлас для эксперементально-психологического исследования личности с
подробным описанием и объяснением таблиц / Ф.Е. Рыбков – СПб.: КАРО, 2018. – 120 с.
Интернет-источники:
1. Официальный сайт Российского движения детей и молодежи «Движение первых»
https://будьвдвижении.рф/
2. Методические материалы «Российское движение школьников». https://рдш.рф
3. Методические материалы «Российское движение школьников». https://рдш.рф11
4. Методические материалы «ЮнАрмия». http://юн-армия.рф
Приложения
Приложение №1
План работы с родителями
Цель и задачи работы с родителями учащихся.
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более успешного
взаимодействия семьи и дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка как
личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями
учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение
воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого –
педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в объединении;
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
- беседы, анкетирование родителей;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
- родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой моей
деятельности, обсудить возможные пути реализации);
- приглашение на занятия и внеурочные мероприятия;
- создание базы телефонов родителей, создание беседы в Телеграм.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
16
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей
- при личных встречах;
- с помощью записок-извещений;
- посредством телефона и интернета.
План работы
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Сентябрь
знакомство с родителями учащихся, реклама своей программы;
посещение родительских собраний по классам;
индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь
информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его
психическом состоянии;
Ноябрь
индивидуальные консультации для родителей;
беседа с семьями учащихся, нарушающих дисциплину;
Декабрь
посещение родительских собраний по классам;
индивидуальные, групповые консультации для родителей;
подведение итогов I полугодия.
Январь
анонимное анкетирование «удовлетворённость родителей образовательным
процессом»;
индивидуальные консультации.
Февраль
посещение родительских собраний по классам;
индивидуальные консультации для родителей.
Март
индивидуальные консультации для родителей.
Апрель
индивидуальные консультации для родителей
Май
открытое занятие: подведение итогов работы объединения, достижений учащихся.
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия
1
2
3
Количество
часов
Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, 2
расписанием. Инструктаж по технике безопасности и
пожарной безопасности. Решение организационных
вопросов
Кто такой активист и что он должен уметь? Определение
2
активист, его качества, навыки, роль в микросоциуме и
обществе.
Нормы и правила поведения. Зачем нужны правила?
2
Обсуждение норм и правил поведения;
Ораторское искусство. История ораторского искусства,
основные навыки выступления, внешний облик оратора,
голос, интонация.
17
Дата
проведения
(число, месяц)
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Искусство общения. Установление контактов, умение
вызывать симпатию. Развитие навыков эффективного
общения, эмпатии, установление доверительных отношений.
Подготовка ко дню Педагога дополнительного образования.
История возникновения праздника. Изготовление
поздравительных открыток
Открытость и откровенность. Навык открытого выражения
чувств, типы открытости. Неуверенность и агрессивность.
Взаимодействие с окружающими. Что такое
взаимодействие? Виды взаимодействия и анализ
полученных знаний.
Неуверенность и страхи. Выражение позитивных чувств.
Определение Неуверенность, Страх, Позитивные чувства.
Правовая школа. Знаете ли вы свои права? Права и
обязанности учащихся.
Самопрезентация. Основы самопрезентации. Тактика
самоподачи. Приемы расположения к себе
Знакомство с детскими и молодежными общественными
организациями. История создания общественных
организаций, их цели, направления и достижения
Знакомство с Общероссийским общественногосударственным движением детей и молодежи «Движение
Первых». Устав РДДМ «Движение первых». Цели и задачи
движения, структура и ценности.
Основные направления деятельности Российского движения
детей и молодежи «Движение первых»
Портрет лидера. Представление понятия «организатор»,
«лидер», «руководитель»
Мы- команда. Сотрудничество. Стратегия формирования
команды. Критерии успешного лидерства.
Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских
качеств.
Игры на выявление подростков с лидерской позицией.
Организаторские способности в работе.
Техника публичных выступлений. Умение формулировать
свою мысль.
Умение держаться на публике. Техника выполнения
элементов.
Определение задач деятельности группы. Планирование
мероприятий, акций
Подготовка и участие в общешкольных и городских
конкурсах, акциях и мероприятиях в качестве помощников.
Участие в акции, посвященной Дню Героев Отечества
Организация мастер-класса «Вам, любимые» для младших
школьников
Проведение мастер-класса «Вам, любимые» для младших
школьников.
Участия в социально-значимой деятельности «Движение
первых». Создание проекта «Чистый город»
Участия в социально-значимой деятельности «Движение
первых». Информирование младших учащихся по проекту
«Чистый город»
Особенности и виды добровольческой деятельности.
Нравственные ценности подрастающего поколения. Что
такое волонтёрская группа?
Основные направления добровольческой (волонтерской)
деятельности в России. Составление плана работы команды.
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
29
30
31
32
33
34
35
36
Выбор форм работы. Основные задачи добровольчества,
обсуждение направлений
Направление экологическое волонтерство. Цели, задачи,
достижения. Виды деятельности в направлении.
Составление плана мероприятий.
Участие в эколого-патриотической акции «Сад памяти»
совместно с Волонтерами Победы
Направление социальное волонтерство. Цели, задачи,
достижения. Виды деятельности в направлении.
Составление плана мероприятий
Участие в международной акции «Окна победы»
Участие в всероссийской акции «Свеча памяти»
Направление культурное волонтерство. Цели, задачи,
достижения. Виды деятельности в направлении.
Составление плана мероприятий
Участие в международной акции «Письмо Победы»
Итоговое занятие. Успехи, достижения, награждение
активных участников объединения. Создание стенгазеты
«Год глазами активиста»
Итого
2
2
2
2
2
2
2
2
72
Приложение №3
Самостоятельная работа учащихся.
1. Введение. Кто такой активист и что он должен уметь?
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5ac5442f4ad700ae0effde/7-kachestv-uspeshnogoorganizatora-meropriiatii-5d9c59a32fda8600b1530091
2. Нормы и правила поведения
https://4brain.ru/blog/osnovnye-pravila-etiketa-v-obschestve/
3. Искусство общения. Установление контактов, умение вызывать симпатию
https://zen.yandex.ru/media/artgasparov/kak-gramotno-ustanovit-kontakt-s-sobesednikom-poshagovaia-instrukciia-5d8c577335c8d800aeccf3b0
4. Открытость и откровенность.
https://www.b17.ru/article/otcrovenie/
5. Взаимодействие с окружающими.
https://www.kakprosto.ru/kak-976070-kak-dobitsya-uspeha-vo-vzaimootnosheniyah-sokruzhayuschimi
6. Неуверенность и страхи. Выражение позитивных чувств.
https://yandex.ru/turbo/merilin-clinic.ru/s/panicheskie-ataki/kak-poborot-strah-i-neuverennostv-sebe
7. Правовая школа. Знаете ли вы свои права?
http://worldschooluniform.ru/articles/prava-i-obyazannosti-shkolnika/
8. Портрет лидера.
https://niksy.net/stati/otnosheniya/12-glavnyih-liderskih-kachestv-ili-kak-stat-liderom-pozhizni
9. Мы – команда. Сотрудничество. Стратегия формирования команды. Критерии успешного
лидерства.
http://sd-company.su/article/team_management/relationship_members_team
10.
Организация общественно-важных дел (акции, проекты, социальное творчество).
Игровые программы.
19
https://docplayer.ru/39538724-Etapy-planirovaniya-i-realizacii-akcii-prezhde-chem-planirovatakciyu-otvette-sebe-na-5-vazhnyh-voprosov.html
Приложение №4
Оценочные материалы. Текущий контроль.
В процессе обучения важную роль играет текущий контроль. Он позволяет отслеживать
прогресс каждого участника, выявлять сильные стороны и области, требующие
дополнительного внимания. Оценка текущего контроля осуществляется по трем уровням:
высокий, средний и низкий.
Цель текущего контроля – диагностика результатов освоения программы, выявление
сильных и слабых сторон каждого учащегося, мотивация к дальнейшему развитию.
Критерии оценивания:
Высокий уровень - учащийся демонстрирует понимание материала, активно применяет
полученные знания на практике, проявляет инициативу и самостоятельность в решении
задач. Он уверенно владеет необходимыми навыками и способен к творческому подходу.
Средний уровень - учащийся освоил основные понятия и навыки программы, способен
применять их стандартных ситуациях. Ему может потребоваться небольшая помощь или
подсказка при решении более сложных задач. В целом он демонстрирует стабильный
прогресс.
Низкий уровень - учащийся испытывает затруднения в освоении материала, нуждается в
дополнительной поддержке и разъяснениях. Ему требуется больше времени для усвоения
информации и отработки навыков. Важно выявить причины трудностей и предложить
индивидуальный подход.
Диагностика результатов освоения программы
Для определения уровня освоения программы используются различные методы диагностики,
такие как:
Наблюдение – за активностью учащегося на занятиях, его участием в дискуссиях и
групповой работе.
Практические задания – выполнение заданий, моделирующих реальные ситуации,
требующие применения полученных знаний и навыков.
Самооценка и взаимооценка – предоставление учащимся возможности оценить свой
прогресс и прогресс своих товарищей.
Результаты диагностики позволяют преподавателю оценить эффективность программы в
целом, скорректировать учебный план и методики преподавания, оказать индивидуальную
поддержку учащимся, испытывающим трудности, мотивировать к дальнейшему развитию.
Таким образом, текущий контроль позволяет создать благоприятную среду для развития
активной жизненной позиции и лидерских качеств у учащихся.
План самопрезентации
Заголовок:
- Краткий, емкий, интригующий заголовок, отражающий суть презентации.
-Использование ключевых слов, чтобы сразу зацепить внимание аудитории.
Вступление:
- Приветствие и установление контакта с аудиторией. Небольшой комплимент или шутка,
уместная к теме.
- Краткое представление темы и цели презентации. Почему эта тема важна и интересна?
- План презентации: что будет рассмотрено в выступлении.
20
Основная часть:
- Обзор темы. История вопроса, теоретические основы, основные понятия.
- Результаты и выводы. Представление полученных результатов. Анализ результатов,
выводы и интерпретация.
Заключение:
- Значение проведенной работы. Личный вклад ученика в изучение темы.
- Благодарность аудитории за внимание.
- Вопросы и ответы.
Визуальное сопровождение:
- Использование качественных изображений, графиков, диаграмм.
- Четкий, лаконичный дизайн слайдов.
- Минимальное количество текста на слайдах, акцент на визуальные элементы.
- Согласованность стиля оформления всех слайдов.
Список использованной литературы:
- Четкое указание всех использованных источников.
Приложение №5
Оценочные материалы. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в программе «Активист» направлена на диагностику результатов
освоения материала и выявление зон роста у учащихся. Оценка осуществляется по
следующим критериям, с градацией на высокий, средний и низкий уровни.
Цель промежуточной аттестации - оценить уровень освоения учащимися ключевых
компетенций и знаний, предусмотренных учебным планом на данном этапе обучения.
Выявить пробелы в знаниях и навыках, своевременно скорректировать образовательный
процесс и обеспечить достижение запланированных результатов обучения.
В рамках промежуточной аттестации оценивается не только теоретическая подготовка, но и
практическое применение полученных знаний в решении конкретных задач и ситуаций,
моделирующих реальную деятельность активиста. Это включает в себя разработку проекта,
проведение презентаций и участие в дискуссиях.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – учащийся демонстрирует глубокое понимание теоретического
материала, умение применять полученные знания на практике, лидерские качества, активно
участвует в дискуссиях и предлагает собственные инициативы. Самостоятельно решает
сложные задачи, критически мыслит и аргументированно отстаивает свою точку зрения.
Учащийся проявляет ответственность и инициативность в организации мероприятий,
демонстрирует навыки эффективной коммуникации и работы в команде.
Средний уровень - учащийся усвоил основные понятия и принципы программы, способен
применять их в стандартных ситуациях, но нуждается в дополнительной поддержке и
руководстве при решении более сложных задач. Он демонстрирует участие в дискуссиях и
мероприятиях, но его инициативность может быть ограничена. Ему требуется более четкое
руководство и инструкции для эффективной работы в команде.
Низкий уровень - свидетельствует о том, что обучающийся не в полной мере освоил
материал программы, испытывает затруднения в применении полученных знаний на
практике и не проявляет достаточной инициативности и ответственности. Ему необходима
дополнительная помощь и индивидуальная работа для улучшения понимания материала и
развития необходимых навыков. Испытывает трудности в коммуникации и работе в команде,
а также проявляет пассивность в участии в мероприятиях.
Диагностика результатов освоения программы
21
Для определения уровня освоения программы используются различные методы диагностики,
такие как:
Практические задания – оценка умения применять полученные знания на практике.
Проектная деятельность – оценка умения работать в команде, планировать и
реализовывать проекты.
Самооценка и взаимооценка – оценка собственной работы и работы других участников.
Наблюдение за активностью на занятиях – оценка вовлеченности и интереса к изучаемому
материалу.
Результаты промежуточной аттестации позволяют оценить эффективность программы
«Активист» и внести необходимые изменения для ее улучшения.
План проекта «Чистый город»
Приветствие:
- Представьте себе, ребята, наш родной город – это огромный, волшебный сад, в котором
каждый из нас – маленький росток. И чтобы этот сад продолжал цвести и радовать нас своей
красотой, нам нужно заботиться о нем вместе. Мы пришли к вам, чтобы рассказать, как
сделать наш сад еще более прекрасным и здоровым.
Цель проекта:
- Наша самая главная цель – воспитать в каждом из вас любовь к чистоте и порядку. Мы
хотим, чтобы вы понимали, насколько важно беречь природу и заботиться о своем городе.
Задачи проекта:
- Чтобы достичь нашей цели, мы поставили перед собой несколько важных задач:
Обучающие игры и занятия: Мы организуем для вас веселые и познавательные игры, в
которых вы узнаете, как правильно сортировать мусор, как беречь воду и как заботиться о
растениях.
Творческие мастерские: Вместе мы будем мастерить поделки из переработанных
материалов, рисовать плакаты о чистоте и создавать свои собственные экологические
проекты.
Акция «Чистый двор»: Мы вместе выйдем на уборку нашего двора и покажем всем, как
легко и весело можно сделать мир вокруг себя чище.
Экологические сказки и мультфильмы, презентация: Мы будем смотреть и обсуждать
сказки и мультфильмы о природе, чтобы лучше понимать, как важно беречь окружающую
среду.
Заключение:
Помните, ребята, каждый из вас может стать настоящим героем, который помогает сохранить
чистоту и красоту нашего города. Присоединяйтесь к нашей команде, и давайте вместе
сделаем наш мир лучше!
22
Приложение №6
Карта
личностных
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
«_______________________________________________ «
Год обучения_____________
№ группы_______________________________
Педагог_________________________________
Учебный год_____________________________
№
Личностные результаты обучения
Сформированность Принятие
и Самооценка
учебнособлюдение
познавательного
норм
интереса
поведения
Ф.И.
ученика
1 полуг. 2 полуг.
1
полуг.
2 полуг. 1
полуг.
2
полуг.
Установка на
здоровый
и
безопасный
образ
жизни
1
2
полуг. полуг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого: Высокий -
чел. /
%
Средний -
чел. /
%
Низкий -
Показатели сформированности личностных результатов обучения
23
чел. /
%
общеразвивающей
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству
и дружбе
1 полуг. 2
полуг.
Уровень
качеств
(В, С, Н)
1
полуг.
программе
проявления
2 полуг. год
№ Оцениваемые
параметры
1. Сформированность
учебнопознавательного
интереса
2.
3.
4.
5.
Принятие
соблюдение норм
поведения
Самооценка
Установка
здоровый
безопасный образ
жизни
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству
дружбе
Уровень сформированности
Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к
любому учебному материалу, как к
теоретическому,
так
и
к
практическому, старательно и с
желанием выполняет любые задания
педагога.
Средний уровень
Проявляет интерес преимущественно к
практическому материалу; проявляет
познавательную активность лишь в
сотрудничестве с педагогом.
Низкий уровень
Обнаруживает
безразличное
или
негативное отношение к учебной
деятельности, неохотно включается в
выполнение заданий, не принимает
помощь со стороны педагога, охотнее
выполняет лишь привычные действия,
чем осваивает новые.
Нормы и правила поведения не
соблюдает,
игнорируя,
либо
не
осознавая их.
Чрезмерно завышенная или сниженная
самооценка,
некритичность к своему поведению.
и Всегда соблюдает правила и нормы Знает и старается соблюдать правила
поведения в Центре и на занятиях.
поведения, нарушая их, как правило,
под влиянием других.
Во всем реально оценивает себя, свои В основном реально оценивает себя,
возможности и достижения.
свои возможности и достижения
(допустима
чуть
завышенная
самооценка).
на Знает и соблюдает правила здорового Интерес к здоровому образу жизни и Не интересуется
и образа
жизни,
интересуется спорту не стабилен.
здоровым образом жизни и спортивной
спортивной деятельностью.
деятельностью.
Всегда сопереживает и стремиться
сразу оказать помощь другим,
доброжелателен,
правдив,
верен
и своему слову, вежлив, заботится об
окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям.
Способен к сопереживанию, но сразу
оказать помощь не стремится; помогает
другим по поручению педагога, не
всегда
выполняет
обещания,
в
присутствии старших чаще скромен, со
сверстниками бывает груб.
24
Переживает
только
собственные
неудачи и безразличен к проблемам
других;
недоброжелателен,
груб,
пренебрежителен,
высокомерен
с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.