Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлысодтöдтöдöмлунсетаншöрин»
содтöдтöдöмлунсетанмуниципальнöй учреждение
Принято
Решением Педагогического совета
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Протокол № 6
от «27» мая 2025 г.
Утверждаю:
Директор МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение»
________Л.А. Торлопова
«27» мая 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
МУ ДО «Центр дополнительного образования
детей «Вдохновение»
г. Сыктывкар 2025 г.
1. Общие положения
1.
Настоящее Положение является локальным актом МУ ДО «ЦДОД Вдохновение»
(Далее – Центр, учреждение) и обязательно для исполнения каждым педагогом
дополнительного образования (далее – педагог) Центра.
2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
− Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении
правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Республике Коми»;
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» до 2035 года»;
− Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение»;
3.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее –
программа, ДООП) является нормативным документом, содержащим максимально
полную информацию о дополнительном образовании, имеющем конкретизированные
образовательные цель, задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые
образовательные результаты.
4.
ДООП должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности,
реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что
предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь
оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
5.
Программа реализуются для детей и взрослых (ст.75, п.2 ФЗ от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), направлены на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождаются повышением уровня образования (ст. 2, п.14 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).
6.
ДООП для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей (ст.75, п.1 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»),
к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
образовательной программы (ст.75, п.3 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»); при реализации дополнительных общеобразовательных
2
программ могут быть организованы и проведены массовые мероприятия, созданы
необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных
представителей) (п.14 Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ
Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196).
7.
Программа может реализовываться с использованием сетевой формы. При
реализации программ используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, а также может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
8.
Занятия в объединениях могут проводиться по ДООП различной направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой, социально-гуманитарной) в соответствии с Уставом МУ ДО
«ЦДОД «Вдохновение».
9.
ДООП могут быть следующих видов: типовые, модифицированные,
экспериментальные, авторские.
10.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:
комплексные,
интегрированные,
адаптированные,
уровневые,
разноуровневые,
модульные. По уровням сложности содержания: стартовые (ознакомительные), базовые,
продвинутые.
11.
Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению ДООП
(бюджетной программы и сертифицированной программы).
12.
Положение регламентирует порядок принятия и утверждения программы в Центре.
13.
Программы могут иметь вариативный модуль, содержание которого определяется
педагогом (досугово-развивающая деятельность, работа по собственному замыслу,
самостоятельная работа и др.)
2.Содержание дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
1.
Содержание ДООП и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, разработанной и утвержденной Центром.
2.
ДООП реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами:
в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные
стандарты не предусматриваются (ст.2, п.14).
3.
Содержание образовательной деятельности по ДООП должно быть направлено на:
− формирование и развитие творческих способностей учащихся;
− удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
− обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
− выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
− профессиональную ориентацию учащихся;
− создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
− социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
3
− подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
−
−
−
−
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
формирование общей культуры учащихся;
повышение доступности и качества дополнительного образования для учащихся,
проживающих в удалённых территориях АМО ГО «Сыктывкар» (п.Краснозатонский,
п.Верхняя Максаковка, п.Седкыркещ, п.Выльтыдор, Верний Мырты-Ю, Трёхозерка,
Вехний Чов, Нижний Чов, Эжва);
профилактику девиантного поведения;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
3.Требования к структуре
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Структура ДООП включает комплекс основных характеристик программы
(пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые
результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации (условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы;
методические материалы; список литературы).
2.
Проектирование ДООП, реализуемых в Центре осуществляется с методическим
конструктором по структурированию программы и примерному содержательному
наполнению каждого её компонента согласно приложению №1.
3.
Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы
(Приложение №2) (наименование образовательной организации, гриф утверждения
программы, дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к
реализации, название программы, направленность, уровень сложности, адресат
программы (возраст учащихся), срок ее реализации, ФИО, должность разработчика (-ов)
программы, город и год ее разработки) оформляется согласно приложению №2.
4.
Комплекс основных характеристик ДООП:
1.1. Пояснительная записка программы (общая характеристика программы):
указание на соответствие программы действующим нормативным правовым
актам и государственным программным документам, основные идеи, на которых
базируется программа, перечень нормативных документов, с учетом которых разработана
программа;
в пояснительной записке необходимо обосновать соответствие программы
основным направлениям социально-экономического развития города Сыктывкара и
Республики Коми;
прописать уровень сложности программы (каждый из трех уровней должен
предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом
психофизиологических особенностей), 5-6 предложений;
направленность (профиль) программы - техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социальногуманитарная;
актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники,
искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам
родителей и детей; обоснование актуальности может базироваться на фактах – цитатах из
4
нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие
программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают
программе своеобразие; уровень сложности программы стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в
построении учебно - тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной
разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется
программа;
адресат программы – возраст учащихся, которым адресована программа
(возрастные особенности и их учёт, принципы набора и формирования групп, количество
учащихся в группах, условия приема);
объем и срок освоения программы – определяется содержанием программы и
должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев,
лет, необходимых для ее освоения;
формы обучения - очная, очно-заочная, заочная, может быть организовано
обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (в период невозможности организации учебного процесса в очной форме:
карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней,
отсутствие педагога).
формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и
т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы,
круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, тренинги, внеаудиторные
тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки,
творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
формы занятий - учебное занятие, семинар, экскурсия, круглый стол, мастеркласс,
мастерская, деловая игра, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие
виды учебных занятий и учебных работ и т.д.
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - общее
количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и
продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы (указывается цель, на достижение которой направлена
реализация программы, и задачи, которые необходимо выполнить для достижения
указанной цели):
цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение
по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна,
конкретна, перспективна и реальна;
Цели могут быть направлены:
- на развитие ребенка в целом;
- на развитие определенных способностей ребенка;
- на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
- на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять
свои знания, умения, навыки;
- на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
5
- на
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций,
самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного
эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
- на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы,
коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок.
Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать
развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Цель связана с
названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный
результат.
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:
обеспечение, овладение, формирование, приобщение, укрепление, обучение и др.
задачи — это конкретные результаты реализации программы. Задачи должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения,
воспитания и развития, заявленных в цели программы. Задачи показывают, что нужно
сделать, чтобы достичь цели.
Задачи подразделяются на группы:
- обучающие задачи направлены на формирование теоретических представлений,
практических умений учащихся (способствовать овладению…, обучить навыкам…,
формировать начальные навыки…, научить правильному…, сформировать систему
знаний, умений, навыков по…, обучить тому- то..., ознакомить с…, получить
представлений о …, получить первичный личный опыт…, приобщить к…)
- развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, творческих
способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.;
- воспитательные задачи направлены на формирование ценностей, отношений,
личностных качеств учащихся (прививать, вырабатывать, формировать, вырабатывать
позитивное отношения к…, формировать правильное…, развивать личностные
качества:…, развивать физические качества:…, взаимодействовать..., проводить
рефлексию).
Если срок реализации программы более одного года, то рекомендуется выделять
задачи для каждого года обучения.
При наличии тематических модулей по каждому модулю указывается:
образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед учащимися; учебные
задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед учащимися; тематическая
программа модуля.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план.
Учебный
план
содержит
наименование
разделов
(модулей),
определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение, оформляется в виде
таблицы, составляется на каждый год обучения.
Пример:
Таблица 1
№
Наименование разделов/модулей, тем
Кол-во часов
Теория
Практика
Всего
1
2
…
6
Итого объём программы
1.3.2. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и
планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного плана – реферативное
описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной
учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм
контроля по каждой теме.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется в соответствии с учебным планом;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (модулю);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила
выполнения упражнений, репертуар и т.п.).
Особенности оформления модульной программы
Раздел «Содержание программы» модульной программы дополнительно включает в себя:
Описание образовательных модулей программы.
По каждому модулю должны быть указаны:
а) Наименование модуля.
б) Образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед учащимися (данная
задача ставится по отношению к учащемуся и требует разрешения какой-либо открытой
(не имеющей одного известного решения проблемной ситуации); образовательная задача в
модуле, как правило, одна, а учебных задач несколько.
в) Учебные задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед учащимися;
учебные задачи могут быть посвящены конструированию какого-либо понятия;
построению какой-либо модели, карты, схемы и т.д.
г) Тематические рабочие группы и форматы. В данном разделе перечисляются
типы
используемых форматов работы в модуле, приблизительные или точные названия групп,
если таковые предполагаются.
д) Тематическая программа модуля; оформляется в виде таблицы
Таблица 2
№ п/п
Тема 1.1.
"..."
Виды учебных занятий,
учебных работ
Содержание
Кол-во
часов
Модуль "..."
В данной графе дается В данной графе дается тезисное 3 ч.
характеристика
видов описание содержания учебного занятия;
учебного занятия, учебных указывается задание, которое дается
работ (лекция, проектная
учащимся; описывается примерный
работа, практикум, решение сценарий того, что будет происходить в
кейса, деловая
рамках занятия; описываются иные
игра, групповая работа и
принципиальные моменты, отражающие
т.д.)
суть содержания занятия
Тема 1.2.
"..."
Модуль "..."
Тема 2.1.
"..."
7
1.4. Планируемые результаты освоения программы формулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые
учащимися в процессе изучения программы.
Предметные – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в
познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков,
компетенций и т.п. Могут включать теоретические знания и практические умения,
формируемые через освоение учебного материала. Возможные глаголы для написания:
знают, умеют, оформляют, представляют, характеризуют, владеют навыком, освоили
теоретические знания…, овладели основными приёмами в области…, знают основные
правила и технические приемы…, приобрели навыки.
- Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения, навыков ЗОЖ и др. Могут быть представлены
следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки);
эмоциональноволевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к
достижению, волевые усилия).Возможные глаголы для написания: понимают, проявляют,
стремятся, осуществляют (самоанализ, рефлексию), осознают, оценивают, ответственно
относятся, различают, оценивают, определяют, включают.
- Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности и др. Могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений
(коммуникативные - строить высказывания, задавать вопросы, уметь общаться и т.д.;
регулятивные - умение составить план, сравнивать и т.д.; познавательные - умение
работать с информацией: искать, оценивать и т.д.).Глаголы: формулируют, ставят
проблему, аргументируют, проводят исследование, сравнение, высказывают, осознают,
осуществляют, устанавливают, используют, проявляют, находят, оцениваю.
Если срок реализации программы более одного года, то рекомендуется прогнозировать
результаты для каждого года обучения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Условия реализации программы:
2.1. Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение
(оборудование, помещения, материалы, инструменты, используемые при реализации
программы).
2.2. Информационно - методическое обеспечение (перечень материалов, в том числе
электронных, используемых при реализации программы).
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
− соответствие заявленных технологий обучения (не более трех) содержанию программы,
достижению заявленных результатов, соответствие возрасту учащихся;
− обоснованность используемых методов и форм обучения;
− соответствие заявленных технологий воспитания (не более двух) содержанию
программы и плану воспитательной работы;
− формы работы с родителями (3-4 предложения) (см. приложение… План работы с
родителями объединения «…»).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации.
8
В данном разделе программы необходимо указать, какие именно формы текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации применяются в процессе реализации
программы. Здесь же может быть изложена система/методика оценки прогнозируемых
результатов, определены этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости,
описаны контрольно-измерительные материалы (КИМ). Порядок текущего контроля и
промежуточной аттестации учащихся определяется «Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
учащихся МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации определяются на каждый
год обучения и оформляются в виде таблицы «Оценочные материалы, формирующие
систему оценивания».
Необходимо указать формы текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации на каждый год обучения для традиционной программы (см. таблицу 3):
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
для традиционной программы
Таблица 3
Виды
−
Цель
−
Содержание
−
Форма
−
− КИМы, критерии
(см. приложение
№…)
−
казать формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации на каждый
год обучения для модульной программы:
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания для модульной программы
Таблица 4
№
Наименование Предмет
Формы и Критерии
Показатели Виды
модуля
оценивани методы
оценивани оценивани
контроля/
я
оценивани я
я
аттестации
я
2.5. Глоссарий.
Глоссарий — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с
толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
2.6. Список литературы - включает перечень основной и дополнительной литературы:
учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ
и практикумов, хрестоматии; справочные пособия: словари, справочники; ссылки на
интернет - ресурсы; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ
Р 7.0.100-2018.
Может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов,
учащихся.
4.Приложения к программе
-
календарно-тематическое планирование (является обязательным приложением к
ДООП и оформляется в виде таблицы);
Пример:
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
занятия
Кол-во
часов
Дата проведения занятия
(план)
9
Дата проведения занятия
(факт)
-
самостоятельная работа с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
№
п/ п
Название раздела, тем/
Модуль учебного плана
Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
-
план воспитательной работы на каждый учебный год;
план работы с родителями (законными представителями);
КИМы (оценочные и
контрольно-измерительные
материалы для
осуществления диагностики уровня освоения программы на каждый год);
- пакет диагностического инструментария;
- репертуар на каждый год обучения (для театральных, вокальных, музыкальных и
хореографических коллективов);
В учебно-методический комплекс (УМК) могут быть включены следующие материалы из
опыта работы педагога:
− планы-конспекты занятий по разным темам;
− формы специфичных для данного объединения видов документации, в том числе
инструкции по технике безопасности;
− другие материалы (дидактические материалы, методические разработки, сценарии,
викторины и т.д.).
5.Требования
к
оформлению
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
- формат листа А4, ориентация страницы - книжная;
- шрифт Times New Roman, размер - 14 (заголовки, полужирное начертание), 12
(основной текст), 11 (оформление таблицы);
- заголовки – выравнивание по центру, основной текст - выравнивание по ширине;
- красная строка — 1,25 см;
- межстрочный интервал - 1;
- поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см.
- нумерация страниц с размещением номера в нижнем колонтитуле с выравниванием
номера по середине, размер шрифта номера – 12, шрифт Times New Roman.
6. Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
В соответствии с Уставом МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение», Положением о
педагогическом совете, других коллегиальных органов устанавливается следующий
порядок утверждения ДООП:
1. Педагогический совет МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» рассматривает и принимает
ДООП к утверждению в соответствии с настоящим Положением (решение принимается
коллегиально, открытым голосованием, большинством голосов).
2. Директор МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» утверждает ДООП на основании решения
педсовета, другого коллегиального органа, о принятии программы.
3. ДООП ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
10
Приложение 1
Конструктор для проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел
Титульный лист
Содержание раздела
Комментарий
Название ОО, гриф
Приложение
утверждения, название
программы, направленность,
возраст (соответствие
учебному плану), срок
реализации, составители,
город, год разработки),
уровень сложности
содержания программы
(стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый)
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Указание на соответствие
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Пояснительная
программы действующим
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
записка
нормативным правовым
распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
актам:
− Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
− Постановление Правительства РК от 11.04.2019 N 185 «О Стратегии социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
− Приказ Минобрнауки Республики Коми от 01.06.2018 N 214-п «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике
Коми»;
В пояснительной записке
необходимо обосновать
соответствие программы
основным направлениям
социально-экономического
развития города Сыктывкара
и Республики Коми, в том
числе уровня сложности
программы
(5-6 предложений).
− Решение Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 08.07.2011 N 03/2011-61 «О
Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского
округа «Сыктывкар» до 2035 года».
Для
обоснования
использовать
стр.
50-107
«Стратегии
социальноэкономического развития Республики Коми на период до 2035 года»
Например: Флагманскими проектами Республики Коми являются «Спорт – норма жизни»,
«Укрепление общественного здоровья». Достижение высокого уровня физической культуры
населения, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни являются приоритетными
направлениями социально-экономического развития РК и г. Сыктывкар. Программа «Юный
спортсмен» способствует реализации данной стратегической цели, т.к. игры на основе футбола,
баскетбола и волейбола развивают не только физические качества, но и являются эффективным
средством укрепления здоровья, обучения здоровьесберегающим навыкам, воспитывают
потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, сознательном
применении их во время тренировки и отдыха.
Уровень сложности программы – базовый, т.к. элементарные знания и умения по спортивным
играм учащиеся получили, освоив программу «Общефизическая подготовка». Программа
«Юный спортсмен» закрепляет мотивацию к занятиям выбранных видов деятельности,
усложняет тактические приёмы.
Уровень программы (для понимания и использования в формулировании цели и задач
программы)
1. Стартовый (ознакомительный) – формирование мотивации к выбранному виду
деятельности; освоение элементарной грамотности учащихся в избранном виде деятельности,
через использование и реализацию педагогом общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность содержания программы; создание условий
для адаптации и социализации.
2. Базовый – формирование функциональной грамотности учащихся в избранном виде
деятельности (т.е. свободное самостоятельное использование навыков и умений), освоение
содержания повышенной сложности, развитие интересов и навыков, формирование
устойчивой мотивации, специальных знаний и практических навыков, творческих
способностей, освоение проектной и учебно-исследовательской деятельности.
3. продвинутый - уровень углубленного содержания программы, при котором используются
формы организации материала, связанные, в том числе, с проведением профессиональных
проб; выстраивание индивидуальной траектории, дальнейшего личностного, творческого
культурного и профессионального самоопределения; освоения компетентностей, уровень
12
Направленность
Актуальность программы (34 предложения для
мотивации родителей и
учащихся на программу)
Отличительные особенности
программы
организации участия в исследовательской и творческой, продуктивной и поисковой
деятельности.
Техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-гуманитарная
− своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени и в рамках данной
направленности;
− отвечает на вопросы: «Почему родитель должен привести своего ребенка на вашу программу»
и какие навыки освоит ребенок для своей будущей бытовой и профессиональной жизни;
− ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования детей
проблем;
− может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на
анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований
модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале
образовательной организации и т.д.
Примеры:
Актуальность программы «……» заключается в том, что …… и благодаря этому …. .
Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что... Актуальность программы
обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...19
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей
на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материальнотехнические условия для реализации которых имеются только на базе нашего Центра.
В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами
детских общественных объединений.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести
за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов
деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Прописать название программ(ы), на которую базировались. Указать, чем программа отличается
от уже существующих в данном направлении. Обосновать своеобразие, уникальность
программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия.
Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении
учебнотематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком
литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа.
Пример: при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные
приемы, методы, педагогические технологии. В формулировках можно использовать
13
- адресат (учащиеся,
категории учащихся)
отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено»,
«расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного разработчик внес в программу в
сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и формам реализации.
Примеры:
К отличительным особенностям программы можно отнести …. . Программа построена на основе
….
Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … . Преимущество
данной программы выражено в … .
Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны … .
В ходе разработки программы были проанализированы материалы20 дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ … . Отличительные особенности данной
программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... . Специфика
предполагаемой деятельности детей обусловлена... . Практические занятия по программе связаны
с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: теория, практика, проект,
или «Содержание программы объединено в тематических модулей, каждый из которых реализует
отдельную задачу».
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или «В
основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию ». Для того
чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … , предлагается метод…
Предлагаемая программа является … .
Она построена на основе … .
Возрастной диапазон. Указать индивидуальные особенности (при необходимости) детей, на
которых рассчитана программа; информация об особой категории детей (с ограниченными
возможностями здоровья, проявившие выдающиеся способности, находящиеся в ТЖС,
стоящие на разных профилактических учётах и др.) Набор в группу осуществляется на основе
письменного заявления родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми
(https://komi.pfdo.ru/) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Примеры: Программа адресована детям от до лет. Дети лет способны на (каком?) уровне
выполнять предлагаемые задания...
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам) лет. Программа особенно будет
14
интересна и полезна тем, кто… .
Условия набора учащихся.
Для обучения принимаются все желающие; принимаются дети, имеющие медицинское
заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности); существует отбор на
основании прослушивания,21 тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области
и т.д.
Количество учащихся.
- срок освоения программы
Определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения
планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность
программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
Например: Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы, составляет
144 часа теоретических и практических занятий.
Или Примеры:
Объем программы – 360 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения: 144 часа в год,
2 год обучения: 216 часов в год.
- формы обучения
очная, очно-заочная, заочная, может быть организовано может быть организовано обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий (в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней).
формы
организации групповая, парная, индивидуальная.
образовательного процесса
- виды занятий
учебное занятие, семинар, экскурсия, круглый стол, мастер-класс, мастерская, деловая игра,
тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты,
выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ и
т.д. )
- режим занятий
периодичность и продолжительность занятий, общее количество часов в год; количество часов и
занятий в неделю; (в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Пример
1: Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия – два
академических часа с 10-минутным перерывом между ними. Длительность одного
15
1.2.
Цель и
задачи
академического часа составляет 40 мин., что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
2: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа
1. Для традиционных
Цель программы — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и
программ (1,2,3 и более лет
количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь
обучения) формулируем
к определенному моменту времени. Цели могут быть направлены:
общую цель, обучающие,
на развитие ребенка в целом;
развивающие, воспитательные на развитие определенных способностей ребенка;
задачи. И на каждый год
на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования; на
обучения формулируем
формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно
обучающие, развивающие,
пополнять свои знания, умения, навыки;
воспитательные задачи.
на воспитание учащихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
Для модульных программ
на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций,
формулируем общую цель,
самосознания, общественно ценных личностных качеств;
обучающие, развивающие и
- обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков
воспитательные задачи. Если
здорового образа жизни;
модулей в программе
на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной
несколько, то для каждого
работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
модуля формулируем
Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные: обеспечение,
образовательную и учебные
овладение, формирование, приобщение, укрепление, обучение, реализация, развитие и др.
(2-3) задачи.
Задачи программы – конкретные, измеримые шаги по достижению цели программы.
Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие: оказать,
отработать, освоить, организовать и т.д.
Задачи – должны быть «измеряемы», из задач вытекают требования к учащимся (по годам
обучения).
Задачи подразделяются на группы:
обучающие задачи направлены на формирование теоретических представлений,
практических умений учащихся (способствовать овладению…, обучить навыкам…,
формировать начальные навыки., научить правильному.., сформировать систему знаний ,
умений, навыков по…, обучить тому- то..., ознакомить с …, получить представлений о …,
получить первичный личный опыт, приобщить к..);
16
-
1.3. Содержание 1.3.1. Учебный план в виде
программы
Учебный план в виде
таблицы на весь период
обучения по годам, перечень
разделов и тем, кол-во часов
по каждому разделу и теме с
разбивкой на теорию и
практику, вводное, итоговое
занятие.
Здесь необходимо
включить информацию о
внеаудиторной работе (в
случае карантина,
актированных дней).
В учебный план
может быть включена
самостоятельная работа в
рамках реализации очнозаочного обучения, которую
педагог включает либо
отдельным разделом в
учебный план (например, с
развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, творческих
способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д. , формирование гибких
навыков и навыков проектной деятельности; (развивать, формировать, освоить); воспитательные задачи направлены на формирование ценностей, отношений, личностных
качеств учащихся (прививать, вырабатывать, формировать, вырабатывать позитивное
отношения к …, формировать правильное…, развивать личностные качества: …, развивать
физические качества: …, взаимодействовать ….., проводить рефлексию).
Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач:
акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать,
обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать,
развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать,
побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др
Пример оформления учебного плана традиционной программы:
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
I.
Название раздела
«…»
20
5
15
I.1.
I.2.
II.
Тема: «…»
Тема: «…»
Название раздела
«…»
Тема: «…»
Тема: «…»
Самостоятельная
работа (с
использованием ДОТ
и ЭО)
6
12
22
2
4
8
4
8
14
Текущий контроль,
промежуточная
аттестация учащихся
2
4
8
1
2
2
1
2
6
144
40
104
II.1.
II.2.
II.3.
Итого
Творческий продукт
учащегося
17
использованием
дистанционных
образовательных технологий
и электронного обучения),
либо отражает ее в
содержании занятий. Здесь
же необходимо прописать
ИКТ-средства, платформы,
мессенджеры и т.д., с
получением итогового
продукта учащегося.
В учебный план или в
содержание занятий
включается воспитательная
работа с включением
профориентационной работы
(см. приложение №… План
воспитательной работы
объединения «…»).
1.3.2. Содержание учебного
плана должно быть
направлено на достижение
целей программы и
планируемых результатов ее
освоения. Содержание
учебного плана –
реферативное описание
разделов и тем программы в
соответствии с
последовательностью,
заданной учебным планом,
включая описание
теоретических и практических
частей и форм контроля по
Пример оформления учебного плана модульной программы:
Учебный план 1 года обучения и т.д.
Название Количество часов
модуля
Всего Теория Практика
Модуль 1
«…»
Модуль 2
«…»
34
13
21
38
6
32
ИТОГО
72
19
53
Формы
аттестации/контроля
Текущий контроль,
промежуточная
аттестация учащихся
Вариант оформления содержания программы
Раздел 1. «Вводное занятие. Знакомство: Гражданская активность. Кто такой
Доброволец?»
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Добровольчество в России. История
вопроса. Нравственные ценности подрастающего поколения и волонтерские практики.
Форма информационного занятия: фронтальная беседа. Выявление
качеств
добровольца, обсуждение нравственных ценностей волонтерской
деятельности. Раздел 2. «Лидер и его команда»
Тема 2.1. «Кто такой лидер?»
Теория: прописывается содержание теоретических занятий
Практика: прописывается содержание практических занятий
Самостоятельная работа: необходимо прописать формы, ИКТ-средства для проведения
самостоятельной работы и получения итогового продукта учащимся. …
Раздел 5. «Гражданская активность. Добровольческая деятельность» Тема 5.1.
«Особенности добровольчества»
18
каждой теме.
При оформлении содержания
следует придерживаться ряда
общих правил:
содержание составляется в
соответствии с учебным
планом;
формулировка и порядок
расположения разделов и тем
должны полностью
соответствовать их
формулировке и
расположению в учебном
плане;
необходимо соблюдать
деление на теорию и практику
по каждому разделу
(модулю); материал следует
излагать назывными
предложениями;
содержание каждого года
обучения целесообразно
оформлять отдельно;
в содержании могут
размещаться ссылки на
приложения (например, на
правила выполнения
упражнений, репертуар и
т.п.).
1.4. Планируемые
результаты
Предметные,
метапредметные, личностные
результаты формулируются с
учетом цели, задач
и
содержания программы.
Теория: Понятие «Доброволец», «Волонтер». Нравственные ценности подрастающего
поколения.
…
Тема 5.6.
Раздел 6. «Промежуточная аттестация»
«Итоговое занятие»
Тестирование для проверки теоретических знаний учащихся. Защита
проектов.
- для модульной программы – это Модуль 1:
«Название модуля».
Образовательная задача модуля: (для каждого модуля).
Учебные задачи модуля.
Тематические рабочие группы и форматы.
№п/п
Виды
Содержание Кол-во
учебных
часов
занятий,
учебных
работ
Модуль 1. «…»
Тема 1.1.
"..."
Тема 1.2.
"..."
Модуль 2. «…»
Планируемые результаты – совокупность знаний, умений,
навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных
результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению, и
формулируются с учетом цели и содержания программы.
Предметные результаты включают систему основных элементов знаний и систему
19
формируемых действий; могут включать теоретические знания по программе и практические
умения, предусмотренные программой.
Возможные глаголы для формулирования: знают, умеют, оформляют, представляют,
характеризуют, владеют навыком, освоили теоретические знания …..; овладели основными
приёмами в области….; знают основные правила и технические приемы….; приобрели
навыки….
Пример: По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся: будут знать/понимать,
иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая
потребность к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся
делать, будут развиты творческие способности…;
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, формирование общественной активности, культуры общения и
поведения; потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, ценностные
ориентации; рефлексия деятельности; эмоциональное отношение к достижению, волевые
усилия.
Возможные глаголы для формулирования: понимают, проявляют, стремятся, осуществляют
(самоанализ, рефлексию), осознают, оценивают, ответственно относятся, различают, оценивают,
определяют, включают…
- сформирована устойчивая потребность, воспитаны морально-волевые и нравственные
качества, сформирована активная жизненная позиция….
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных
жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных
учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (коммуникативные - строить
высказывания, задавать вопросы, уметь общаться и т.д.; регулятивные - умение составить план,
сравнивать и т.д.; познавательные - умение работать с информацией: искать, оценивать и т.д.).
Глаголы: формулируют, ставят проблему, аргументируют, проводят исследование, сравнение,
высказывают, осознают, осуществляют, устанавливают, используют, проявляют, находят,
оценивают…
Приобретён опыт освоения универсальных компетенций и проявляются: критическое мышление
- потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений; креативность потребность, способность и готовность к созданию нового; коммуникация – потребность,
способность и готовность к общению;
20
коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию,
ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности; самопрезетация потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и
собственные результаты в процессе сотрудничества.
Если программа рассчитана более
чем на 1 год, то необходимо прописать результаты для каждого года обучения.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия
Материально-техническое
Для реализации программы «…» помещение должно соответствовать следующим
реализации
обеспечение (оборудование,
характеристикам… Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете,
программы
помещения, материалы,
компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или
инструменты, используемые
актовом зале и т.д.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных,
при реализации программы)
раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска,
столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических
пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования,
необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок,
специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); перечень технических средств обучения
(компьютер, принтер, графо-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор,
музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); перечень технических,
графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных
инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки,
фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
учебный комплект на каждого обучающегося
(тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий
хореографией, работы в мастерской и т.д.).
2.2.
Перечень материалов, в том
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные
Информационно - числе электронных,
программы, информационные технологии.
методическое
используемых при реализации
обеспечение
программы.
2.3. Методы и
Методические материалы включают в себя:
соответствие
технологии
- описание методов обучения:
заявленных технологий
обучения и
Методы обучения: словесный, наглядный, практический;
обучения (не более трех)
воспитания
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый,
содержанию программы,
исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.;
достижению заявленных
активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы.
результатов, соответствие
21
2.4. Формы
контроля,
промежуточной
аттестации
-
возрасту учащихся;
обоснованность
используемых методов и
форм обучения;
соответствие
заявленных технологий
воспитания (не более двух)
содержанию программы и
плану
воспитательной работы; формы работы с родителями
(3-4 предложения) (см.
приложение №… План
работы с родителями
объединения «…»)
Указать формы текущего
контроля успеваемости и
промежуточной аттестации на
каждый год обучения для
традиционной программы:
Указать формы текущего
контроля успеваемости и
промежуточной аттестации на
каждый год обучения для
модульной программы:
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
- описание педагогических технологий:
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения, дистанционного обучения педагогической мастерской, ТРИЗ, игровой
деятельности, коллективной творческой деятельности, критического мышления, портфолио и
др.
Здоровьесберегающие технологии.
Специальные технологии.
Виды
контроля
№п/п
Цель
Содержание
Наименование
модуля
контроля/
аттестации
Форма
Предмет
оценивания
КИМы, критерии
(см. приложение
№…)
Формы
и
Критерии
оценивания
Показатели
оценивания
Виды
методы
оценивания
Если в организации
проводится диагностика
достижения метапредметных
и личностных результатов, то
к программе прикладывается
пакет диагностического
инструментария (приложение
№…).
22
2.5. Список
литературы
Нормативные документы,
литература для ПДО,
учащихся) в соответствии с
ГОСТ 7.0.100-2018
«Библиографическая запись.
Библиографическое описание.
Общие требования и правила
составления»
Приложения к
программе
Наличие
обязательных
приложений –
план воспитательной
работы на каждый учебный
год;
план работы
с
родителями/законными
представителями;
КИМы (оценочные
и
-
перечень основной и дополнительной литературы: учебные пособия, сборники
упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
справочные пособия: словари, справочники; - ссылки на интернет-ресурсы; - наглядный
материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов,
учащихся.
Списки литературы должны быть представлены в количестве не менее 10 источников, с
обязательным включением информационных источников современных авторов (год издания не менее 5 лет), и ссылок на интернет-ресурсы.
Описание составляется по правилам, предписанными государственными стандартами. В
настоящее время действуют:
ГОСТ 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления;
- ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на
русском языке. Общие требования и правила;
- ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994). Библиографическая запись. Сокращение слов и
словосочетаний на иностранных европейских языках;
- ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления»;
- ГОСТ Р 7.0.80-2023. Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила
составления.
Приложение 2
23
контрольно-измерительные
материалы для осуществления
диагностики уровня освоения
программы на каждый год);
пакет
диагностического
инструментария; - наличие
репертуара на каждый год
обучения.
24
Приложение 2
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлысодтöдтöдöмлунсетаншöрин»
содтöдтöдöмлунсетанмуниципальнöй учреждение
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
«Вдохновение»
Протокол № ___
от «___»_________ 20___ года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДО «ЦДОД
_________Л. А. Торлопова
«___»_____________ 20___ год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Название Программы
Направленность: художественная Уровень
сложности: стартовый, базовый
продвинутый
Возраст учащихся: 7 – 10 лет Срок
реализации: 3 года обучения
Составитель: Иванов Иван
Иванович,
педагог дополнительного образования
г. Сыктывкар, 20__ год
Powered by TCPD F (www.tcpdf.org)