Образовательная программа 2024-2025

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение
«Вдохновение» ЧСТСШ» СТС МУ

Принято
Решением Педагогического совета
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

Утверждаю:
Директор МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение»
________Л.А. Торлопова
«30» августа 2024г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального учреждения дополнительного образования
«Центра дополнительного образования детей «Вдохновение»
на 2024 – 2025 учебный год

г. Сыктывкар, 2024

Оглавление
1.Целевой раздел................................................................................................................................. 3
Пояснительная записка ...................................................................................................................... 3
Общие сведения о Центре.................................................................................................................. 5
Нормативно-правовые основания для проектирования образовательной программы ............... 6
Образовательная деятельность Центра ............................................................................................ 7
Планируемые результаты освоения учащимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ .......................................................................................................... 10
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ................................................................. 12
2. Содержательный раздел ............................................................................................................... 16
Содержание образования (характеристика программного обеспечения) ................................... 16
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Центра ...................... 17
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ................. 22
3. Организационный раздел ............................................................................................................. 25
Учебный план на 2024– 2025 учебный год (приложение 1)........................................................ 25
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год (приложение 2) ............................... 25
Организация учебно-воспитательного процесса ........................................................................... 25
Промежуточная аттестация ............................................................................................................. 27
Перспективы реализации данной Образовательной программы: ............................................... 30
Приложение 1 к Образовательной программе ............................................................................... 31
Приложение 2 к Образовательной программе ............................................................................... 32

2

1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей «Вдохновение» (далее - МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение», Центр,
учреждение) - многопрофильное учреждение, реализующее шесть направленностей
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: физкультурноспортивное, художественное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, социально –
гуманитарное и техническое.
Деятельность педагогического коллектива Центра по реализации основных
направлений, содержания и форм регламентируется нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Уставом Центра, утвержденным управлением образования администрации муниципального
образования городского округа «Сыктывкар» (далее - УО АМО ГО «Сыктывкар») 26 июля
2024 года;
- Программой развития Центра;
- Образовательной программой Центра;
- Учебным планом учреждения (приложение 1);
- Календарным учебным графиком (приложение 2),
- Дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами различных
направленностей и осуществляется в форме учебных занятий.
Целью деятельности педагогического коллектива, согласно «Программе развития»
является «создание пространства для многообразной деятельности учащихся, для
самореализации детей и раскрытия их талантов, воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе интеграции ресурсов, технологий и усилий всех субъектов
образовательных отношений (педагогов, учащихся, их родителей, социальных партнёров».
Задачи:
1. Сконцентрировать усилия на развитии исследовательской, технической и конструкторской
направленностей дополнительных образовательных услуг.
2. Формировать проектное умение учащихся как одного из условий развития их
индивидуальности.

3

3. Использовать потенциал сферы дополнительного образования для социальнопедагогической поддержки одарённых и талантливых детей.
4. Содействовать профессиональному росту педагогов дополнительного образования для
достижения нового уровня квалификации.
Целевой ориентир: оказание муниципальной услуги в сфере дополнительного
образования, формирование креативной среды как возможности творческой самореализации,
раскрытия личностного потенциала участников образовательного процесса, повышение
качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах
учащихся, их родителей, социальных партнеров и общества в целом.
Центр работает в режиме развития, проводит инновационную деятельность, участвуя в
различных проектах в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка», который
направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов детей. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к
актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению
талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Центр осуществляет сотрудничество с тремя образовательными учреждениями:
- муниципальным общеобразовательным учреждением «Гимназия» (Коми национальная
гимназия) (далее - МОУ КНГ),
- муниципальным
автономным
общеобразовательным
учреждением
«Средняя
общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее
- МАОУ «СОШ № 26»),
- муниципальным
автономным
образовательным
учреждением
«Средняя
общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением немецкого языка» (далее МАОУ «СОШ № 21»),
на основании двухстороннего договора: проведение совместных мероприятий к праздничным
датам, организация спортивных соревнований, участие во внутренних конкурсах, праздниках,
конференциях; разучивание вальса к выпускному балу и т.д.; проведение совместных
мероприятий с активом ученического самоуправления; совместное проведение объектовых
тренировок «Безопасность детей – забота общая», антикоррупционное просвещение учащихся
и т.д. Тесное взаимодействие с педагогическими коллективами общеобразовательных
учреждений способствует взаимному профессиональному росту.
Социальное партнёрство реализуется и с другими организациями: Национальный музей
Республики Коми, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкарская и Коми зырянская
епархия, Дом дружбы народов Республики Коми, Детский журнал «Радуга» и т.д.
Воспитание детей и, прежде всего, духовно – нравственное, стало рассматриваться в
образовательной среде как стратегический общенациональный приоритет. Современный
национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.

4

Воспитание, осуществляемое в дополнительном образовании, очень значимо, так как
охватывает весь образовательный процесс. Планирование воспитательной работы является
значимым звеном в общей системе деятельности педагога.
В соответствии с реализацией предлагаемого комплекса мероприятий по развитию
дополнительного образования детей в рамках приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование» разработана данная Программа.
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» предлагает каждому ребенку от 6-ти до 18-ти лет
широкий выбор дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
предоставляет возможность заниматься в одном или нескольких объединениях в соответствии
со своими интересами, желаниями, возможностями. Тематика занятий подобрана таким
образом, чтобы они были бы интересны и полезны как детям, так и родителям, стимулировали
активную познавательную деятельность, раскрывали творческий потенциал личности ребенка
В Центре в 2023 – 2024 учебном году занятия посещали более 2 900 детей от 6 до 18 лет
в различных объединениях по интересам. Содержание программ формируется с учетом
пожеланий учащихся и родителей (законных представителей), т.е. социального заказа.

Общие сведения о Центре
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей № 23» учреждено (создано) приказом управления
образования администрации муниципального образования «Город Сыктывкар» от 25.04.2001
№ 348-З путем выделения из муниципального общеобразовательного учреждения «Коми
национальная гимназия при Главе администрации г. Сыктывкара».
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.03.2014 № 3/994
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр
дополнительного образования детей № 23» переименовано в Муниципальное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23».
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.05.2019 № 5/1315
осуществлена реорганизация в форме присоединения муниципального учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 21
«Вдохновение» к муниципальному учреждению дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей № 23». Муниципальное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей № 23» является правопреемником по
правам и обязанностям муниципального учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение». Муниципальное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23 меняет своё
наименование на муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей «Вдохновение».
Общая информация
5

Название общеобразовательного
учреждения (по Уставу)

Муниципальное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования
детей «Вдохновение»
Тип и вид общеобразовательного Дополнительное образование
учреждения
Год основания
1992
Юридический адрес
167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла
Маркса, 145, ул. Красных партизан, д.68, ул. Карла
Маркса, 178, ул. Печорская, 12
Номер телефона
8(8212) 31-22-43, 31-11-51
e-mail
cdo_vdochn_syk@edu.rkomi.ru
Адрес сайта в Интернете
https://cdod23.komischool.ru/
Должность руководителя
Директор
Фамилия, имя, отчество
Торлопова Лариса Александровна
руководителя
Устав
Утвержден управлением образования администрации
муниципального образования городского округа
«Сыктывкар» 26.07.2024 № 618
Информация о лицензии
Лицензия на право образовательной деятельности –
аккредитации:
дополнительное образование детей и взрослых,
выдана 23.09.2020 №1800-У, бессрочная.

Нормативно-правовые основания для проектирования образовательной программы
Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с нормативными
правовыми актами федерального и регионального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467);
6

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвещения России от
07.05.2020 (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ 976/04);
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от
01.06.2018 №214-п «Об утверждении правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Республике Коми»;
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
дополнительных
общеразвивающих программ в Республике Коми»;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11.04.2019 № 185 «О стратегии
социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»;
- Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 № 03/2011-61 «О Стратегии социальноэкономического развития МО ГО «Сыктывкар» до 2035 года».
Образовательная программа Центра разработана с учетом социального заказа родителей
и учащихся на оказание государственных услуг в сфере образования, имеющейся материальнотехнической базы, квалификации педагогических кадров, наличия дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а также исходя из цели и основных задач
учреждения.
Центр создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся,
функционирует
в
помещениях,
отвечающих
санитарно
гигиеническим,
противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, определенными
законодательством Российской Федерации в области образования.
В помещения Центра организована пропускная система, осуществляется дежурство
администрации по Центру по отдельному графику.

Образовательная деятельность Центра
Содержание
образования
в
учреждении,
содержание
дополнительных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, самостоятельно разработанной, утвержденной и реализуемой учреждением.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на государственном языке
Российской Федерации - русском языке. В соответствии с потребностями учащихся и
законодательством Республики Коми образовательная деятельность может осуществляться на
коми языке.
7

Обучение в учреждении осуществляется в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (клубы, секции,
кружки, лаборатории, студи и, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально. Обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в
порядке, установленном локальным нормативным актом учреждения.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и определяются
локальным нормативным актом учреждения. В случае снижения фактической наполняемости
групп в течение учебного года учебные группы могут быть объединены. Каждый учащийся
имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из
одного объединения в другое.
Организация образовательного процесса в учреждении строится на основе годового
учебного плана, утверждаемого учреждением самостоятельно, и регламентируется
календарным учебным графиком, расписанием занятий. Расписание занятий объединения
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей
учащихся.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
учреждением самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
учреждении могут быть организованы и проведены массовые мероприятия, созданы
необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных
представителей).
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители (законные
представители).
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной аттестации учащихся определяются локальными нормативными актами
учреждения.
Учреждение
может
реализовывать
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
реализации, при участии образовательных, научных, медицинских, физкультурно-спортивных
8

организаций, организаций культуры и иных организаций, обладающих ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения, предусмотренных соответствующей
дополнительной общеобразовательной программой. Использование сетевой формы
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
осуществляется на основании договора между организациями.
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение. При реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования
соответствующих образовательных технологий.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы обновляются с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Правила приема в учреждение на обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам в части, не урегулированной законодательством об
образовании, устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.
Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В период
школьных каникул детские объединения учреждения могут продолжать работу по реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с
расписанием, в том числе по специальному расписанию в группах с переменным составом.
Образовательный процесс может продолжаться как в традиционных формах, так и в формах
проведения экспедиций, экскурсионных туров, поездок, учебно-тренировочных сборов для
обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков, а также проведением массовых
досугово-развивающих, воспитательных мероприятий в учреждении. Перенос занятий или
временное изменение расписания производится только с согласия директора учреждения и
(или) заместителя директора и оформляется документально.
Этапы, длительность обучения, продолжительность занятий определяются
реализуемыми дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами с
учетом требований санитарных правил.
Режим занятий учащихся учреждения регламентируется «Правилами внутреннего
распорядка учащихся», «Положением о режиме занятий учащихся».
Порядок и основания перевода, отчисления учащихся определяются локальными
актами, разработанными учреждением самостоятельно в соответствии с действующим
законодательством.
Учащиеся, успешно и в полном объеме освоившие отдельную часть или весь объем
программного материала учебного года, переводятся на следующий год обучения в
соответствии с решением педагогического совета по результатам промежуточной аттестации.
В объединения второго и последующих годов обучения при наличии вакантных мест могут
быть зачислены учащиеся, не прошедшие обучения в группах предыдущих годов обучения, в
соответствии с Правилами приема учащихся в учреждении.
9

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
учреждение организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и
в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на
основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости
для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области
коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую
программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Планируемые результаты освоения учащимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Планируемые
результаты
освоения
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ учащимися формулируются через приобретенные знания,
умения, компетенции, которые получат учащиеся в процессе освоения теоретической и
практической части программы. В каждой программе разработаны планируемые результаты
освоения программы. Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и формулируются на
каждый год обучения.
Планируемые результаты делятся на три категории: предметные, метапредметные и
личностные.
1. Предметные результаты свидетельствуют о том, какими знаниями, умениями и навыками,
характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе
освоения программы.
2. Метапредметные результаты направлены на формирование умения у учащихся работать с
информацией (извлекать, анализировать, воспринимать), развитие личности учащихся.
3. Личностные результаты ориентированы на развитие ключевых компетенций, нравственное
развитие, развитие толерантности, здорового образа жизни, а также психических свойств
личности учащихся в соответствии с обозначенными в программе задачами.
Оценка результатов освоения программы строится на принципах научности, учета
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, специфики деятельности детского
объединения, группы и конкретного периода обучения; свободы выбора педагогом методов и
форм ее проведения, обоснованности критериев оценки результатов; осуществляется вне
зависимости от формы обучения и т.д.
10

Цель оценки результатов освоения программы – повышение качества усвоения
учащимися программы через определение результативности дополнительного образования.
Задачи:
- своевременное выявление сбоев и причин, препятствующих полноценной реализации
программы;
- использование педагогом полученной информации для корректировки своей деятельности
и деятельности учащихся, в том числе повышения/ понижения заявленных ранее
планируемых результатов освоения программы при опережении/отставании учащимися
уровня теоретической подготовки, степени сформированности практических умений и
навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
- представление о качестве работы педагога через определение уровня освоения учащимися
программы.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации представляются как
уровень успешности освоения программы: высокий, средний, низкий.
Отслеживание качества образовательного процесса происходит системно.
С целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся, их
практических умений и навыков, в объединениях проводится аттестация (контроль) учащихся:
- текущий контроль (осуществляется педагогом, предполагает совместный просмотр
выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ). Такая
форма позволяет воспитанникам оценивать не только чужие работы, но и свои);
- промежуточная аттестация (в конце каждого года обучения в формах, определенных
программой и является основанием перевода учащегося на последующий год обучения);
В образовательном процессе Центра в целом и каждого образовательного объединения
в частности аттестация выполняет целый ряд функций:
- учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления учащимся
полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и
потребностей учащихся;
- развивающую, так как позволяет учащимся осознать уровень их актуального развития и
определить перспективы;
- корректирующую, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить
объективные и субъективные недостатки образовательного процесса;
- социально-психологическую, так как дает каждому учащемуся возможность пережить
«ситуацию успеха».
Методики оценки результативности освоения программы и формы проведения
аттестации (контроля) определяются самостоятельно педагогом в зависимости от
поставленных задач и планируемых результатов. Методики и формы описываются в
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Как правило,
используются авторские методики.
В зависимости от предмета изучения, формы подведения итогов и аттестации могут
быть следующие: зачет, самостоятельная работа, выставка, контрольное занятие, концерт,
опрос, проектная работа, защита рефератов, проектов, конкурс, олимпиада, открытое занятие
11

для родителей, соревнование, игра-испытание, презентация творческих работ, тестирование,
наблюдение, коллективный анализ работ и др.
Направления анализа результатов аттестации (контроля) учащихся:
- уровень теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области;
- степень сформированности практических умений и навыков в выбранном ими виде
творческой деятельности;
- полнота выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебной и воспитательной работы;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной
деятельности детского объединения.
Основными показателями результативности реализации образовательной программы
являются:
- интеллектуальные и творческие достижения учащихся, отмеченные внешними,
независимыми экспертами (результаты участия в интеллектуальных состязаниях, научнопрактических конференциях, выставках, творческих конкурсах и т.д. различного уровня);
- результаты педагогической диагностики, определяемые образовательными программами
(тестирование, анкетирование, конкурсы, защиты работ и т.д.);
- повышение уровня социально-психологической адаптации учащихся, повышение
коммуникабельности, креативности;
- сохранность контингента.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы регламентируется Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение» и включает в себя:
- текущий контроль над качеством освоения учащимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, который предусмотрен этапами
педагогического контроля (текущий);
- промежуточную аттестацию после освоения всего объема учебного предмета после каждого
года обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является
объективная оценка результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, а также оценка результатов деятельности Центра и
педагогического коллектива.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью
внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) по направлению «качество
образовательных результатов» и отражают динамику индивидуальных образовательных
12

достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Учебные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и
промежуточной аттестации в обязательном порядке по всем дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам, включенным в Учебный план.
Промежуточной аттестации подлежат только предметные результаты дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. Метапредметные и личностные
результаты являются ориентиром для педагога при реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ и могут оцениваться в ходе текущего
контроля успеваемости.
Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка учебных достижений
учащихся и оценка процесса освоения программы, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой,
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
Целями текущего контроля успеваемости учащихся являются:
- контроль уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой;
- проведение оценки работы учащегося педагогом с целью совершенствования
образовательного процесса, в том числе коррекции дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом дополнительного
образования в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с учетом
направленности, уровня сложности программы, используемых образовательных технологий и
т.п. Формы текущего контроля вариативны:
- практическая проверка – тест, реферат, викторина, сценарий, статья, кроссворд,
практическая, творческая, проектная работы, зачет, выполнение упражнений (движений),
контрольный норматив, решение логических задач и другое;
- устная проверка – беседа, выразительное чтение, рассказ, презентация (журналистских
материалов, печатных страниц, проекта и другое), доклад (сообщение) и другое;
- показательная форма – выступление, концерт, фестиваль, конкурс, мини-выставка,
индивидуальная творческая работа, защита проекта, творческий отчет, спектакль,
соревнование, сборка и запуск модели/робота и другое;
- комбинированная проверка – сочетание практической и устной проверок с показательными
формами.
Текущий контроль успеваемости может проводиться:
- на каждом занятии методом наблюдения в процессе выполнения учащимися заданий,
данных педагогом на занятии;
- по окончании изучения раздела или темы в формах, определяемых дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой;
- после проведения самостоятельной работы учащихся.
13

Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом в ходе реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на уровне группы.
Педагог дополнительного образования осуществляет текущий контроль успеваемости и учет
индивидуальных учебных достижений учащихся в процессе оценивания практической,
творческой деятельности учащихся на занятии, в участии в конкурсах и соревнованиях,
результатов самостоятельных работ учащегося, диагностических работ и работ проверочного
характера.
При получении учащимся неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости педагог вправе в соответствии с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой самостоятельно определить проведение дополнительной
работы с таким учащимся, провести индивидуализацию содержания образования по
программе, корректировку образовательной деятельности в отношении данного учащегося.
Родители (законные представители) учащихся имеют право знакомиться с содержанием
образования, с результатами текущего контроля успеваемости своих детей. Педагог не вправе
отказать родителю в информации о результатах текущего контроля, а также в комментариях
результатов контроля успеваемости его ребенка.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется педагогом дополнительного
образования самостоятельно в Протоколе текущего контроля по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе.
Педагог дополнительного образования хранит результаты текущего контроля
успеваемости по программе в течение текущего учебного года, после окончания учебного года
вкладывает в распечатанный журнал. Фиксация результатов текущего контроля в электронном
журнале не предусмотрена.
Промежуточная аттестация учащихся – определение уровня освоения учащимися
учебного материала по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе за определенный период (учебный год).
Цели промежуточной аттестации учащихся:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения предметных результатов освоения программы;
- оценка достижений каждого учащегося, позволяющая выявить затруднения в освоении им
образовательной программы и учесть индивидуальные потребности учащегося;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся в обязательном порядке проводится по всем
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, входящим в учебный
план Центра.
Промежуточная аттестация учащихся сопровождается проведением обязательных
контрольных мероприятий.
Формы и периодичность промежуточной аттестации.
- промежуточная аттестация проводится один раз в конце учебного года в период с 01 апреля
по 31 мая текущего года в формах, определенных дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой;

14

- промежуточная аттестация может осуществляться в форме зачета, тестовых заданий,
концертного прослушивания, зачетного прослушивания, защиты творческих работ и
проектов, выставочного просмотра, стендового доклада, конференции, тематических
чтений, полевой практики, олимпиады, конкурса, собеседования, зачетного похода,
соревнования, турнира, сдачи нормативов и др., в зависимости от содержания и специфики
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Порядок проведения промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточную аттестацию учащихся по соответствующей программе, а также
контрольные мероприятия проводит педагог, ведущий занятия в детском объединении.
Допускается присутствие члена администрации при проведении контрольного мероприятия.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются педагогом, группой педагогов в соответствии с образовательной
программой, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
Контрольноизмерительные материалы являются приложением к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой. Контрольные мероприятия в рамках
промежуточной аттестации учащихся проводятся в соответствии с графиком проведения
аттестации, утвержденным приказом директора, во время учебных занятий в рамках учебного
расписания. Учащиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут
пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, предназначенные для пересдачи
академических задолженностей.
Оценивание и способы фиксации результатов промежуточной аттестации учащихся.
Оценивание результатов промежуточной аттестации осуществляется по 3 уровням:
высокий, средний, низкий.
Рекомендуемая шкала оценки высокого уровня - от 80% до 100 % освоения
программного материала, среднего уровня - от 51 % до 79 % освоения программного
материала, низкого уровня - 50 % освоения программного материала и менее.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в Протоколе промежуточной
аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Педагог
дополнительного образования после окончания учебного года результаты промежуточной
аттестации вкладывает в распечатанный журнал. Фиксация результатов текущего контроля в
электронном журнале не предусмотрена.
После прохождения промежуточной аттестации, результаты текущего контроля и
промежуточной аттестации фиксируются в Протоколе фиксации результатов контроля по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, который является
отчетными документом и хранится у администрации Центра.
Педагоги дополнительного образования в обязательном порядке доводят до сведения
родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации в устной или
письменной форме, в том числе могут быть размещены в электронном журнале. Педагоги по
запросу родителей обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации в
устной форме. Родители имеют право на получение информации об итогах промежуточной
аттестации учащегося письменно в виде выписки.

15

Учащиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся на
следующий год обучения, в случае завершения курса обучения считаются окончившими
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и отчисляются из
Центра.

2. Содержательный раздел
Содержание образования (характеристика программного обеспечения)
В
2024-2025
учебном
году
в
Центре
реализуются
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы по 6 направленностям: художественной,
физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной, естественнонаучной и технической. По
типу программы - модифицированные.
Каждая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
устанавливает свой уровень усвоения знаний. Достоинство программ дополнительного
образования в том, что они создают возможность для разработки индивидуальных
образовательных маршрутов для конкретного детского объединения; позволяют ребенку
самостоятельно выбрать свой путь освоения того вида деятельности, который ему интересен.
Приоритетные направления деятельности Центра:
- профориентационная деятельность, направленная на социализацию детей;
- выявление одаренных детей и их развитие;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
- духовно-нравственное развитие личности;
- воспитание гражданина - патриота:
- работа с детьми с ограниченными возможностями, детьми – инвалидами.
Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы оформлены
в соответствии с требованиями к программе дополнительного образования, приняты
педагогическим советом, утверждены директором МУ ДО ЦДОД «Вдохновение».
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства,
когда каждый специалист Центра, родители (законные представители) разделяют ключевые
смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной
программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере педагога.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования
согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных
организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

16

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Центра

17

Направленность

Физкультурно
спортивная
направленность

№

– 1

2

3

4

5
6

7

8

9
Художественная
направленность

Наименование
программы
объединения
«Ритмика»
(Улыбка)

Аннотация (цель) дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

Обогащение двигательного опыта учащихся и
признание ценности здоровья через освоение разных
видов аэробики и ритмики
«Спортивные
Развитие физкультурно-оздоровительных навыков
эстрадные танцы» учащихся
через
расширение
знаний
о
здоровьесбережении, средствами музыкально –
ритмической активности
«Вольная борьба» Разностороннее физическое развитие и укрепление
здоровья учащихся посредством занятий вольной
борьбой
«МиниУкрепление здоровья, развитие физических и
баскетбол»
морально-волевых качеств учащихся в процессе
занятий баскетболом
«Баскетбол»
Формирование физически здоровой и волевой
личности в процессе занятий баскетболом
ОФП
Развитие двигательных умений и навыков, укрепление
здоровья учащихся, реализация достижений в
соревновательной деятельности средствами общей
физической подготовки
Юный спортсмен Формирование физически здоровой и волевой
личности в процессе освоения спортивных игр и
национальных видов спорта
«Основы
Развития физических и личностных качеств,
волейбола»
овладения способами оздоровления и укрепления
организма учащихся посредством занятий волейболом
«Спортивные
Формирование физически здоровой и волевой
игры»
личности в процессе занятий спортивными играми

10 «Живопись»

Приобщение через изобразительное творчество к
искусству, развитие эстетической отзывчивости,
формирование творческой и созидающей личности
11 «Моя палитра»
Приобщение через изобразительное творчество к
искусству, развитие эстетической отзывчивости,
формирование творческой и созидающей личности
12 «Художественный Развитие художественно-эстетических, творческих
дизайн»
способностей учащихся, развитие умения владеть
компьютером, как средством решения практических
задач, связанных с дизайном
13 «Юный
Формирование творческих способностей учащихся
художник»
через
организацию
разнообразных
видов
деятельности
и
знакомство
с
основами
изобразительного искусства

18

14 «Мультстудия»

15

16

17

18

19

20
21

22

23

24
25

Развитие творческого мышления детей среднего
школьного возраста через овладение основами
создания анимационных фильмов, формирование
новых знаний и навыков в проектной деятельности и
применение их на практике, поддержка учащихся
проявляющих выдающиеся способности
«Азбука вязания» Развитие художественно-творческих способностей
детей через обучение видам декоративно прикладного искусства
«Радужные
Формирование творческой личности учащегося через
краски»
организацию разнообразных видов деятельности и
знакомства с основами изобразительного искусства
«Фотодизайн»
Формирование
творческих
способностей
и
возможностей
учащихся посредством создания
творческих продуктов через программу Adobe
Photoshop
Студия
Развития творческих способностей учащихся через
эстрадного вокала обучение вокальному мастерству
«Поющее
детство»
«Умелые руки»
Развитие творческих способностей учащихся через
освоение основ культурных традиций декоративноприкладного творчества народов проживающих в
Республике Коми, воспитание уважительного
отношения к их культуре
«Мастер
Совершенствование
мастерства
учащихся
в
рукоделия»
декоративно-прикладном творчестве
«Студия
Формирование способности учащегося к творчески
ведущих»
активной деятельности через овладение приёмами
сценической речи, техники публичных выступлений,
основ
сценарного
мастерства,
проведения
мероприятий
Театральная
Развитие личности ребенка, способного
к
студия
творческому самовыражению через овладение
«Созвездие»
основами театрального искусства и актерского
мастерства
Театральная
Реализация интереса детей к театральному творчеству,
студия
освоение первичных навыков актёрского мастерства в
«Театральные
игровой форме
звездочки»
Драмстудия
Развитие творческих способностей детей средствами
«Семицветик»
театрального искусства
«Я снимаю кино» Создание информационного медиапродукта по
средствам кино-педагогики

19

26 Ансамбль
коми Развитие творческих способностей ребенка через
песни
овладение
основами
народного
музыкально«Горадзуль»
песенного творчества
27 «Маленький
Формирование художественно - эстетического вкуса
мастер»
учащихся
средствами
изобразительного
и
декоративно-прикладного искусства
29 «Творческая
Овладение
теоретическими
знаниями
и
мастерская»
практическими навыками работы с различными
материалами, воспитание у учащихся художественноэстетического вкуса
30 «Палитра»
Формирование у учащихся устойчивого интереса к
изобразительному искусству, достижение творческих
результатов в данной области
31 «Дизайн - мой Обеспечение
позитивной
социализации
и
выбор»
самоопределения
учащихся,
повышение
их
творческого потенциала на основе практической
деятельности в области современных дизайнерских
программ
32 Изостудия
«В Становление и развитие художественного творчества
мире красок и детей в изобразительном искусстве через изучение
сказок»
мифов, сказок и преданий
33 «Графика
и Создание творческих продуктов при помощи
дизайн»
графических средств рисунка и декоративной
живописи с использованием компьютерных программ
34 Современная
Раскрытие
индивидуальных
возможностей
и
хореография
творческих способностей детей младшего и среднего
школьного возраста посредством современной
хореографии
35 «Вальс»
Освоение учащимися основных элементов и движений
вальса для выступления на Выпускном балу
36 Асамбль
коми Раскрытие творческого потенциала учащихся в
танца
процессе освоения танцевального искусства
«Горадзуль»
37 «Эстрадный
Формирование
активной
жизненной
позиции
танец»
учащихся посредством приобщения к танцевальному
искусству
38 «Изостудия»
Приобщение
учащихся
к
изобразительному
творчеству, к искусству, развитие эстетической
отзывчивости,
формирование
творческой
и
созидающей личности
39 «Красочные
Формирование
творческих
способностей
и
фантазии»
возможностей
учащихся
средствами
изобразительного
и
декоративно-прикладного
искусства

20

40 «Азбука танца»
41
42
Социально
гуманитарная
направленность

– 43

44

45

46

47

Техническая
направленность

48

49

Туристско
краеведческая
направленность

– 50

51

52

Естественнонаучная 53
направленность
54

Раскрытие творческого потенциала учащихся в
процессе освоения танцевального искусства
«Праздник»
Творческое развитие личности ребенка посредством
приобщения к театральному искусству
«В ритме вальса» Раскрытие творческого потенциала учащихся в
процессе освоения танцевального искусства
«Видеоблогинг»
Воспитание гармонично-развитой и социальноответственной личности учащихся посредством
освоения технологии создания видеоконтента и
ведения видеоблога
«Английский
Изучение английского языка и развитие творческих
через
игру
и способностей детей посредством игры
творчество»
«Занимательные
Развитие
творческих
и
интеллектуальных
истории на
способностей детей через интерпретацию историй на
английском»
английском языке
«Учим
Развитие
творческих
и
интеллектуальных
английский
по способностей детей через интерпретацию песен на
песням»
английском языке
«Православный
Формирование у учащихся мотивации к осознанному
мир»
нравственному поведению, основанному на знании
православных культурных и религиозных традиций,
уважении к ним, любви к вере и истории своего
народа, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений
«ЛегоСоздание условий для развития творческого
конструирование» потенциала и научно-технической компетенции
ребенка в процессе освоения конструкторов «Лего».
«Робототехника» Формирование интереса к техническим видам
творчества, развитие конструктивного мышления
средствами робототехники
«Школьный
Развитие познавательных и творческих способностей
экскурсовод»
учащихся средствами экскурсионно - краеведческой
деятельности
«Юный краевед – Развитие познавательных и творческих способностей
этнограф»
учащихся
средствами
туристско-краеведческой
деятельности
Азбука
юного Формирование у учащихся представлений о прошлом
этнографа
и настоящем родного края, города, народа, семьи
средствами туристско-краеведческой деятельности
«Юный эколог»
Формирование основ экологической грамотности
учащихся в процессе практической, творческой и
проектно-исследовательской деятельности
«Живая глина»
Формирование представлений о взаимосвязях
человека и природы через освоение лепки из глины
21

55 «Эко – дизайн»

Формирование экологического сознания учащихся
через организацию практической деятельности

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа является документом, раскрывающим:
организацию, последовательность осуществления, информационное, техническое и ресурсное
обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями,
содержанием образования, методами и технологиями достижения целей, и предполагаемым
конечным результатом.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Центра
составлены с учетом требований к разработке образовательных программ. Содержание
программ обусловлено социальным заказом родителей и детей, направленных на развитие
целевого выбора личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет следующие
структурные элементы:
Структурный
элемент
Титульный лист

Оформление и содержание структурных элементов программы

-

Пояснительная
записка

полное наименование образовательной организации дополнительного
образования детей;
грифы: принята Педагогическим советом, утверждено директором;
название программы;
объединение;
направленность программы;
срок реализации;
возраст учащихся, на которых рассчитана программа;
ФИО, должность составителя (составителей) или автора (авторов)
программы;
название города

Следует раскрыть, представить, описать:
- направленность программы;
- наименование учебного предмета;
- актуальность;
- новизна;
- отличительные особенности данной программы на основе анализа типовой
(для учреждений дополнительного образования или образовательных
организаций дополнительного образования детей, рекомендованных,
Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ),
22

-

-

Учебный план

на основе которой разработана дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа со всеми выходными данными сборника
(ФИО автора(ов), название программы, название сборника, издательство,
год издания) и существующих аналогичных программ;
цель и задачи;
связь со школьными предметами;
этнокультурный компонент;
адресат программы (описание возраста детей, участвующих в реализации
данной программы; условия приёма, перевода учащихся на следующий
год (этап, уровень) обучения в соответствии с локальными актами
Центра;
объем программы;
формы организации образовательного процесса;
срок освоения программы;
режим занятий, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
образовательной организации дополнительного
образования детей

- перечень разделов и тем, в том числе воспитательных занятий;
- общее количество часов изучаемого, в том числе теоретического материала и
практической работы в каждом разделе и теме
№
Наименование Количество
Количество Количество Всего
разделов
часов 1 год часов 2 год часов 3 год
обучения
обучения
обучения

Всего
- учебно – тематический план по годам обучения
№ п/п

Содержание
учебного плана
Планируемые
результаты

Раздел

Теория
Практика
Всего
1.
20
5
15
2.
6
2
4
3.
12
4
8
4.
30
10
20
5.
2
1
1
6.
4
2
2
Итого
144
40
104
Краткое описание тем, соответствующих разделам учебного плана и
включающих в себя теоретический материал и практическую деятельность.
Формируются с учетом целей и задач программы и определяют основные
знания, умения, навыки, а также компетенции: личностные, предметные
и метапредметные
23

Комплекс
- условия
реализации
программы
(помещение,
площадка,
организационнооборудование, информационные, методические и иные ресурсы);
педагогических - формы аттестации/ контроля
условий
Включает в себя критерии оценки по уровням: низкий, средний, высокий.
Заполняется по следующей таблице:
Этапы педагогического контроля
Вид контроля
Цели,
Содержание
Формы
Критерии
задачи
Текущий
контроль
Промежуточная
аттестация
В качестве форм контроля могут использоваться: зачеты, контрольные
работы, устные опросы, тестирование, контрольные задания, контрольные
просмотры, концертные выступления, театральные представления,
самостоятельные работы, творческие работы, презентации, практическая
работа, показательные выступления, контрольные нормативы и др.
- оценочные материалы личностных, предметных и метапредметные
результатов
Критерии
Показатели по уровням
Диагностические
формы и
средства

Методическое
обеспечение
программы

Описание:
- основных принципов, лежащих в основе образовательной деятельности;
- форм занятий, планируемых по разделам или темам (игра, беседа, поход,
конкурс, конференция и т. д.);
- приемов и методов организации образовательного процесса и
воспитательной работы;
- форм подведения итогов по темам или разделам;
- внеаудиторных (самостоятельных) форм занятий, которые проводятся по
группам или индивидуально с учащимися с целью формирования навыков и
расширения
опыта самостоятельной работы учащихся: работа с
информационными ресурсами, исследование, просмотр, прослушивание,
упражнения и т.д.

Список
Оформляется в соответствии с требованиями
используемой
литературы
Литература для
детей
и
родителей
УМК
(оформляется в приложении к программе):
1. Календарно – тематическое планирование оформляется в виде таблицы:
24

№

Тема
занятия

Количество
часов

Дата проведения
занятия

Дата
проведения
занятия
(по факту)

2. Комплект диагностических материалов по определению уровня обученности.
3. Анкеты для детей и родителей.
4. Памятки, правила, инструкции, в том числе их перечень по технике
безопасности.
5. План воспитательной работы.

Проект Программы воспитания, духовно-нравственного развития учащихся представлен
в приложении 3.
3. Организационный раздел
Учебный план на 2024– 2025 учебный год (приложение 1)
Уставная деятельность учреждения осуществляется через реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, в соответствии с утверждаемым
директором Центра учебным планом на год.
Отбор дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к
реализации определяется интересами учащихся, их родителей (законных представителей),
запросами общества с учетом наличия базы, ресурсов.

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год (приложение 2)
Календарный учебный график является документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса в Центре.
Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников
образовательных отношений (совета родителей, совета учащихся), обсуждается и принимается
педагогическим советом Центра, утверждается приказом директора. доводится до сведения
всех педагогических работников на педагогическом совете в начале учебного года,
размещается на сайте МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».

Организация учебно-воспитательного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса в Центре характеризуется следующими
особенностями:
- учащиеся приходят в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольной основе;
25

- детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по заявлению родителей).
Организация учебно-воспитательного процесса и содержание образования
определяется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами,
самостоятельно разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Центром. Программы
рассматриваются и рекомендуются Педагогическим советом на предмет соответствия
требованиям к содержанию и оформлению, принимаются Педагогическим советом и
утверждаются директором Центра.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и определяются
локальным нормативным актом Центра.
Центр самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с
Уставом Центра и лицензией.
Центр использует и совершенствует методики образовательного процесса и
образовательных технологий, выбирает формы и средства обучения.
Занятия начинаются не ранее 09.00 и заканчиваются не позднее 20.00, для обучающихся
в возрасте 16-18 лет в 21.00. Продолжительность занятий 40 минут. Длительность перемен –
10 минут.
Занятия проводятся с понедельника по субботу, в соответствии с утвержденным
расписанием для каждой учебной группы.
Каждый учащейся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в
процессе обучения из одного объединения в другое.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в
которых могут заниматься учащиеся в возрасте с 6 до 18 лет.
В случае снижения фактической наполняемости групп в течение учебного года учебные
группы могут быть объединены или расформированы.
Итоговые занятия проводятся в соответствии с требованиями дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Результативность реализации программы и итоги обучения каждого учащегося могут
определяться в различных формах (тестирование; зачёт; итоговая работа; участие в конкурсах,
фестивалях, олимпиадах, конференциях, соревнованиях; публикации; защита творческих
работ и т.д.), определённых в пояснительной записке дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Инструктаж по технике безопасности проводится в первом учебном полугодии – до
09.09, во втором полугодии – до 15.01. Запись об инструктаже оформляется в соответствующем
журнале. В период подготовки выездных мероприятий проводится дополнительный
инструктаж по технике безопасности, который оформляется в журнале регистрации
инструктажа на рабочем месте и прилагается к приказу о выезде.

26

Педагог отвечает за готовность помещения и рабочих мест учащихся, обеспечение
занятий необходимым оборудованием, материалами, инструментами, пособиями; за
соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия
администрации и оформляется документально.
В период школьных каникул объединения Центра работают по расписанию. Во время
летних каникул образовательный процесс может продолжаться в форме работы профильных
детских оздоровительных лагерей, проведения экскурсий, поездок.
Промежуточная аттестация
Цель промежуточной аттестации - повышение качества освоения учащимися
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ через определение
результативности дополнительного образования.
Задачи:
- своевременно выявить сбои и причины, препятствующие полноценной реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- использовать педагогам систему аттестации для корректировки своей деятельности и
деятельности учащихся;
- предоставить возможность поднять планку, определить уровень теоретической подготовки,
степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими
учебных предметов и виде творческой деятельности, соответствия предполагаемой модели
выпускника Центра;
- дать представление о качестве работы педагога через определение уровня освоения
учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Процедура проведения контроля может проводиться в различных формах
показательных выступлений, выставок, соревнований, участие в проектной деятельности,
просмотров, сдачи контрольных нормативов, тестирования, наблюдения.
Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам,
переводятся на следующий год обучения условно. При отсутствии учащегося на
промежуточной аттестации данные заносятся в протокол с указанием причины отсутствия и
рекомендацией педагога дополнительного образования по переводу его на последующий год
обучения: перевод. В данном случае уровень освоения программы указывается педагогом
дополнительного образования по итогам текущего контроля. Учащиеся, не освоившие
программный материал текущего года обучения, могут быть оставлены в группе этого же года
обучения на следующий учебный год для повторного изучения дополнительной
общеобразовательной программы.
Задания письменных работ разрабатываются самим педагогом, согласовываются с
методистом и заместителем директора Центра.
Организация и проведение промежуточной аттестации
Процедура промежуточной аттестации учащихся (при любой форме проведения и в
любой образовательной области) должна содержать методику проверки теоретических знаний
27

учащихся и их практических умений и навыков. Содержание промежуточной аттестации
определяется
самим
педагогом
на
основании
содержания
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами.
Оценка уровня усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы определяется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МУ ДО «ЦДОД
«Вдохновение».
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, 1 раз в год в срок с
апреля по май. В соответствии со сроками реализации программ менее 9 учебных месяцев
аттестация проводится не менее чем за 2 недели до окончания учебного процесса.
Итоги аттестации учащихся программы фиксируются в протоколе и утверждаются
приказом директора.
Критерии оценки результатов промежуточного контроля
Механизм оценки предполагает определение результативности обучения,
воспитанности, соответствие прописанных в дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе цели и задач прогнозируемым результатам.
Критерии оценки теоретической подготовки учащихся: соответствие теоретических
знаний программным требованиям, широта кругозора; свобода восприятия теоретической
информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой;
осмысленность и свобода владения специальной терминологией.
Критерии оценки практической подготовки учащихся: соответствие уровня
практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным
оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность
практической деятельности.
Критерии оценки воспитанности и развитости: отношение (мотивация) учащегося к
материальным благам, к коллективу, к социуму, к культуре и искусству, к здоровому образу
жизни, к самовоспитанию, к конкурентоспособности.
Контрольные задания (работы), отношение (мотивация) учащегося в соответствии с
критериями воспитанности, развитости оцениваются по трем уровням (высчитываются от
фактического присутствия учащихся на момент аттестации).
Оценивание и способы фиксации результатов промежуточной аттестации
учащихся. Оценивание результатов промежуточной аттестации осуществляется по 3 уровням:
высокий, средний, низкий. Рекомендуемая шкала оценки высокого уровня - от 80% до 100 %
освоения программного материала, среднего уровня - от 51 % до 79 % освоения программного
материала, низкого уровня - 50 % освоения программного материала и менее. Результаты
промежуточной аттестации фиксируются в Протоколе промежуточной аттестации по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Результаты промежуточной аттестации оцениваются таким образом, чтобы можно было
определить:
- доступность прогнозируемых результатов программы каждому учащемуся;
28

- полноту
выполнения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы;
- обоснованность перевода учащегося на следующий год обучения;
- результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение всего учебного года.
Промежуточная аттестация учащихся детского объединения строятся на принципах
научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; адекватности
специфике деятельности детского объединения и периоду' обучения; необходимости,
обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогом методов и форм
проведения и оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов; открытости
результатов.
Формы проведения промежуточной аттестации: итоговое занятие, зачет, тестирование,
концерт, выставка, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый
доклад, участие в конференции, тематические чтения, олимпиада, конкурс, собеседование и
другие.
Принятие духовных ценностей учащимися проверяется с помощью письменных (не
подписываемых) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные
жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от
попыток писать «не как думаешь», а «как надо» здесь является то, что подобные работы:
- либо не подписываются учащимися;
- либо оценивается не занятая учащимся позиция, не данная им нравственная оценка, а
умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно, оценить только в ходе
наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать ошибок помогут
следующие правила и приёмы:
- оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе
какого-либо дела, проекта;
- оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по
предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая
им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Диагностические методики
Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной);
Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.
Прутченкова);
Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история,
или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что
такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р.
Калининой);
Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;
29

Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей,
отрывков и художественных произведений, сказок);
9. Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.
Тыртышной);
10. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
8.

-

Перспективы реализации данной Образовательной программы:
расширение спектра образовательных услуг для учащихся в рамках
персонифицированного учёта и сертификации;
эффективная структурно-функциональная модель взаимодействия Центра с родителями;
усовершенствованная
система
повышения
профессиональной
квалификации
педагогических кадров;
расширение участия Центра в развитии социокультурного пространства г. Сыктывкара,
установление социального партнёрства с учреждениями культуры и образования города;
увеличение количества детей, получивших качественные образовательные услуги;
развитие и укрепление материально-технической базы Центра.

При реализации программы необходимо предусмотреть следующие риски:
- риск ограниченности ресурсов: кадровых, материальных, финансовых, временных;
- риск сопротивления части сотрудников изменениям в процессе инноваций;
- недостаточная квалификация (знаний и умений) у педагогов;
- риск несоответствия предлагаемых образовательных услуг социальному заказу.

30

Приложение 1 к Образовательной программе

Учебный план на 2024– 2025 учебный год
Учебный план МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» на 2024-2025 учебный год размещен на
официальном
сайте
МУ
ДО
«ЦДОД
«Вдохновение»
https://cdod23.komischool.ru/sveden/education

31

Приложение 2 к Образовательной программе

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Официальный сайт МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» /Электронный ресурс/ Режим
доступа https://cdod23.komischool.ru/sveden/education

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».