Вальс

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вальс»

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 15 -18 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень сложности: базовый
Составители: Модянова Светлана
Витальевна, Кавун Герта Робертовна,
педагоги дополнительного образования

г. Сыктывкар
2023 год
1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. 1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Вальс» (далее – Программа) разработана в
соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru ;
- Приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
- Постановлением Правительства Республики Коми
от 11 апреля 2019 г. № 185 «О стратегии

социально-экономического

развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-1213_12-38-03.pdf
- Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619
"О внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011
№ 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
2

"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://сыктывкар.рф/component/attachments/download/20890
Приоритетной задачей Программы является социально - педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого,

инициативного,

компетентного

гражданина

Проектирование Программы осуществлялось с учётом

России.

современных

требований к дополнительному образованию.
Уровень программы базовый и ориентирована на приобщение детей к
миру танца, развитие художественной одаренности в области танцевальноисполнительского мастерства, укрепление психического и физического
здоровья детей, постановку и исполнение концертных номеров. Освоение
танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног,
пластику рук, грацию и выразительность.
Танец учит гибкости, пластике движения, умению думать, созерцать,
фантазировать. Бальные танцы «Вальс», «ча-ча-ча», «Рок-н-ролл», «Самба»,
и др., очень полезны для поддержания физического и умственного здоровья,
а также духовного развития. Танцуя в парах, преодолеваются стеснение,
неудобство, воспитанники

учатся общаться языком движений, пластики, и

начинают по-особенному относиться друг к другу, к зрителю с уважением,
любовью.
Бальные танцы можно рассматривать как органическую часть системы
образования, воспитания, и развития личности.
Основной задачей является обучение на материале бальных танцев,
совершенствование танцевальной техники, выработка умения воспринимать
особенности стиля и характера бальных танцев. С одной стороны занятия
являются учебно–тренировочными, с другой знакомит учащихся с лексикой,
пластикой, манерами популярных бальных танцев.
Направленность программы - художественная.
3

Актуальность программы
Программа посвящена реализации одному из запросов учащихся
данного возраста - подготовке учащихся к

Последнему звонку и

Выпускному балу.
Оригинальность программы

заключается в том, что обучающиеся

изучают не весь набор бальных танцев стран Европы и Латинской Америки, а
только основной танец – Вальс, как более востребованный в праздничных
мероприятиях. Движения других танцев или элементы танцев «Ча-ча-ча»,
«Самба», «Джайв» и др., можно использовать вместо разминки, для развития
свободного движения ног в танце, пластичности рук, гибкости в спине,
повороте головы, постановки осанки, а также знакомства с подвижными,
энергичными танцами для сравнения со спокойным, ровным, мягким,
плавным и красивым «Вальсом».
Отличительные особенности программы.
При

разработке

дополнительной

общеразвивающей

программы

художественной направленности «Выпускной вальс» были использованы:
- авторская образовательная программа «В мире спортивного танца»,
авторы Юрасов А.А., Юрасова А.Ю., изд. в 2006 г. в г. Санкт-Петербург;
Программа разработана с учетом современных достижений в области
хореографического воспитания, детского исполнительства и личного
опыта педагога. Отличительная особенность программы заключается в
том, что она основывается на постепенном развитии природных
способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой
танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и
регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Основной

концептуальной

идеей

данной

программы

является

организация интересной, содержательной, и практической деятельности
учащихся по изучению современного танцевального искусства.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета
и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об
4

актерском

мастерстве.

Благодаря

хореографическому

образованию

учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.
Адресат программы
Категория

учащихся:

лет.

15-18

Принимаются

проявляющие интерес к танцевальным занятиям.

все

желающие,

Учет индивидуальных

особенностей: не требует специальной подготовки. Набор в группу
осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных
представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Сроки освоения программы
Программа

предполагает

1

год

обучения.

запланированных на весь период обучения и
программы,

Общий

объем

часов,

необходимых для усвоения

составляет 72 часа теоретических и практических занятий.

Количество часов обучения – 2 часа в неделю.
Формы обучения: очная,

может

быть

организовано

обучение

с

использованием дистанционных образовательных технологий (в период
невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней,
отсутствие педагога), может быть организована самостоятельная работа с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. (Приложение №1).
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
В

процессе

занятий

сочетается

фронтальная,

групповая

и

индивидуальная работа.
Виды занятий: обучающее, тренировочное, коллективно – творческое,
контрольное, индивидуальное; видео-урок, викторина, беседы по истории
вальса, музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала,
беседы

о

музыке,

музыкальные

игры),

неформальные

мероприятия

(экскурсии, посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива).
Режим занятий: занятия проходят в актовом зале 1 раз в неделю по 2
академических часа с перерывом на отдых в 10 минут. Продолжительность
5

одного часа

– 40 минут. Занятия проводятся в группе, микрогруппах,

индивидуально (подготовки сольных танцев, разучивание сольных партий);
делятся на 2 части с перерывом 10 минут. Первая часть занятия - поклон,
разминка, повторение пройденного. Вторая часть
движений,

партерный

класс.

Количество

- разучивание новых

учащихся,

одновременно

находящихся в группе, – 12-15 человек. Расписание составляется в
соответствии

с

требованиями

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят в спортивном и актовом залах. Используются
возможности и ресурсы КНГ. Значительное количество занятий направлено
на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск,
совместную

деятельность

учащихся.

Создание

творческого

продукта

(выступление на последнем звонке и выпускном вечере) что способствует
раскрытию потенциала учащихся, самореализации и самопрезентации
учащихся

в

общественно-полезных

и

личностно

значимых

формах

деятельности.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: освоение учащимися основных элементов и движений
вальса для выступления на Выпускном балу.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
образовательные:
 Научить учащихся необходимым двигательным навыкам и умениям;
 усовершенствовать исполнительское танцевальное мастерство;
развивающие:
 развивать различные виды памяти (моторной, двигательной, зрительной) и
образного мышления;
 развивать навыки артистичности, ритмичности, музыкальности;
воспитательные:
6

 формирование навыков уважительного отношения между партнёрами;
 приобщение к художественным ценностям и формирование художественноэстетического вкуса.

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1.Учебный план
№..
1
2
3
4
5
6

Раздел
Вводная часть. Правила ТБ на занятиях.
Введение в деятельность. История
«Вальса»
Техника и правила исполнения
движений в бальных танцах.
Музыкальная грамота
Основные элементы движений вальса
Развитие техники исполнения вальса

Всего
часов
2
2

В том числе
теория практика
1
1
1
1

6

2

4

3
11
10

1
2
1

2
9
9

7
8
9

Основные элементы выпускного вальса
Работа над танцевальным репертуаром
Сценическая практика
Промежуточная аттестация

21
10
6

1
1
1

20
9
5

10

Рубрика «Знакомства»
Итого:

1
72

11

1
61

Формы контроля

Наблюдение,
собеседование.

устный опрос,
показ вальсовой
дорожки

Выступление на
генеральной
репетиции

1.3.2. Содержание учебного плана
1. Вводная часть. Правила ТБ на занятиях.
Теория
Правила поведения.
ТБ на занятиях в хореографическом классе. Пожарная безопасность, ПДД
Практическое занятие.
Организационные моменты:
 Требования к внешнему виду на занятиях
 Уточнение расписания
 Режим дня, питание
 заявления от родителей учащихся на зачисление ребенка в объединение.
 ознакомление с содержанием программы.
7

2. Введение в деятельность. История Вальса.
История возникновения вальса.
Практическое занятие.
Игры на взаимодействие.
3. Техника и правила исполнения движений в бальных танцах.
Поддержка партнера в вальсе и др. танцах.
Поза, равновесие, позиция ног. Позиции рук.
Работа стоп (разминочные упражнения).
Практическое занятие.
Работа корпуса:
 Противоположное движение корпуса
 Повышение и понижение корпуса
 Покачивание корпусом
4. Музыкальная грамота.
Музыкальный размер в бальных танцах.
Темп и ритм.
Медленный темп в вальсе.
Быстрый темп в европейских танцах.
Практическое занятие.
Прослушивание музыкального материала.
5. Основные элементы движений вальса.
Основной шаг вперед, назад.
Поворот:
 Натуральный поворот
 Степень поворота
Практическое занятие.
Ведущий и ведомый
Движение «Балансе».
Основная фигура
Шоссе
8

Поворот шоссе
Пивот (поворот на пятке)
Работа стоп в вальсе: подъем стоп, закрытая перемена с правой, с левой ног.
6. Развитие техники исполнения вальса.
Работа в паре над вальсовым шагом.
Работа в паре над «Балансе»
Практическое занятие.
Работа в паре над поворотами под рукой
Работа в паре, смена местами партнера и партнерши.
Зачет: вальс.
7. Основные элементы выпускного вальса.
Знакомство с основными движениями танца «Рилио»:
 Основной шаг
 Положение и работа корпуса
 Боковой шаг в сторону и вынос ноги в сторону
 Работа в паре, покачивания
Знакомство с основными движениями танца «Ча-ча-ча»:
 Основной шаг
 Шаг Нью-Йорк, двойной шаг
 Поворот Алабама
Практическое занятие.
Разминка для танцев в стиле Латино
8. Работа над танцевальным репертуаром.
Основная танцевальная лексика, характерные и стилистические особенности
исполнения.
Практическое занятие.
Танец как законченная художественная форма.
Композиционное построение:
 Сочинение несложных танцевальных композиций с уже известными
движениями вальса.
9

9. Сценическая практика
Психологический тренинг на сценической площадке
Сценический макияж, прическа.
Практическое занятие.
Выступление на сцене:
 Последний звонок
 Выпускной бал
10. Рубрика «Знакомство с коллективами бальных танцев».
Учащиеся к концу обучения должны:
 иметь

представление

о

возникновении

бальных

танцев,

историю

«Фигурного вальса», «Медленного вальса» их особенностях.
 знать цели и задачи курса; определения и названия основных элементов
движений, танцевальный ритм и темп музыки, правила исполнения,
композиционную схему танца.
 уметь выполнить изученные движения и элементы, исполнить выпускной
вальс.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:
- сформированы основные двигательные качества и умения, необходимые
для занятия классическим вальсом;
- усовершенствовано исполнительское танцевальное мастерство;
Метапредметные:
- сформированы моторная, двигательная, зрительная память и образное
мышление;
- владеют навыками артистичности, ритмичности и музыкальности;
Личностные:
- стремятся к уважительному отношению друг к другу;
-

развиты представления о художественных ценностях и сформирован

художественно-эстетический вкус.

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарно-тематическое планирование (Приложение № 2)
2.2. Условия реализации Программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий танцами,
- коврики,
- костюмы и реквизит для концертных номеров, специальная форма и обувь
для учащихся,
- магнитофон,
-видеоматериалы: диски с музыкальной и спортивной тематикой; Интернетресурсы по хореографической тематике; аудиозаписи; диагностические
карты по усвоению знаний, умений, навыков,
карты индивидуального развития каждого учащегося.
2. Информационное обеспечение:
- нормативно – правовые документы;
- учебный календарный график;
- справочная учебно-методическая литература и периодические издания;
- дидактические материалы: образцы реквизитов для танца; иллюстрации в
книгах и на электронных носителях; инструкционные карты; схемы выкроек
для пошива костюмов.
3.Кадровое обеспечение
Педагог, владеющий профессиональными компетенциями:
- умением использовать формы и методы активного обучения;
- умением самостоятельно разрабатывать методику своего предмета;
- владеющий организационными формами диагностической работы с детьми;
- обеспечивающий

устойчивый положительный результат в учебно-

воспитательной работе.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Освоение программы проходит в форме практических занятий в
11

сочетании с изучением теоретических основ по предложенным темам.
Учитываются основные дидактические правила:
• От лёгкого – к трудному.
• От простого - к сложному.
• От известного – к неизвестному.
• Учитывать физическую подготовленность учащихся.
• Не допускать чрезмерной нагрузки.
• Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями
своего коллектива.
Реализация программы предполагает определённую структуру занятий:
• подготовительная часть (разминка);
• основная часть (разучивание нового материала);
• заключительная часть (закрепление выученного материала).
Образовательный процесс включает в себя радиционные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий), беседы;
- наглядно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала): исполнение педагогом, просмотр видеоматериалов,
посещение массовых мероприятий;
- практический: упражнения, тренинги, этюды, репетиции;
- информационно-рецептивный (наблюдение, обследование, рассматривание,
показ способа действия, объяснение, рассказ);
- исследовательский (поиск самостоятельного решения поставленной задачи,
анализ деятельности).
Планируются интерактивные мини-лекции, интерактивное упражнение на
закрепление материала; применяются методы

проблемно-диалогического

обучения.
Программа ориентирована на использование развивающих игр, как
инструмента для формирования танцевальных навыков.
При построении танцевальных композиций широко используется
метод музыкальной интерпретации.
12

Современные технологии
Интегрированное обучение. Форма проведения интегрированных занятий
нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение
занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет
говорить о достаточной эффективности занятий.
Педагогическая
танцевальном

ценность

коллективе

творческой

деятельности

ребенка

в

обеспечивается интеграцией хореографии

с

музыкой, игровым и актерским искусством. Это дает возможность усилить
творческое воображение, ассоциативное мышление, обогатить чувственную
сферу восприятия искусства и его реализацию в танце. Результатами
педагогической деятельности является высокий уровень усвоения программы
учащимися, который подтверждается положительной динамикой результатов
обучения по образовательной дополнительной программе.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения,
творчества

учителя,

способствует

раскрытию

способностей.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают
к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей.
Поддерживают мотивацию учения мультимедийные презентации.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение
ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога, так как
преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того,
растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные
компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию
из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.
Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности
в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают
его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить
качество преподавания.
13

Воспитательные технологии. (Приложение № 6 План воспитательной
работы)
Одним из важнейших направлений в деятельности руководителя
коллектива является системная воспитательная работа с учащимися.
Руководитель создает гармонию между детьми в коллективе, способствует
формированию нравственных и духовных ориентиров, организует социально
ценные отношения и переживания учащихся, занимается профориентацией.
Под воспитательной работой следует понимать способ воздействия на
сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях
формирования всесторонне развитой личности. Воспитание – двусторонний
процесс, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность
учащегося. Чтобы вызвать активную готовность к воспитательному
воздействию,

следует

поставить

ребенка

организовать его активную деятельность.

в

определенные

условия,

Но нельзя забывать,

что

воспитание должно быть неразрывно связано с обучением.
В организационно-воспитательную работу входят:
- создание дружеской атмосферы в коллективе;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед
коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
- досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.)
прививают навыки общения друг с другом, сплачивают

коллектив,

раскрывают творческие возможности ребят; беседует о профессиях.
- посещение концертов, выставок, музеев и т.д. воспитывает художественноэстетические качества личности.
Технология

«Создание

ситуации

успеха».

Это

сочетание

условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной
ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель.
Переживания

радости,

самодостаточности,

успеха

-

психологической

стабильности.
14

явления,

вызывающие

комфортности,

чувство

эмоциональной

Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь
самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди
учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная
работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его
ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь,
внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном
результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем
намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с...". "Выполняя работу, не забудьте о...".
4. Внесение мотива
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность,
кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Персональная исключительность
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой
деятельности.
"Только ты и мог бы...". "Только тебе я и могу доверить...". "Ни к кому,
кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...".
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу... ". "Так хочется поскорее увидеть...".
7. Высокая оценка детали
15

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то
его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе
понравилось...". "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные
консультации, беседы, совместные мероприятия.
(Приложение № 5 План работы с родителями)
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Вид контроля
Текущий
контроль.
Сентябрь.

Текущий
контроль.
Ноябрь.

Промежуточн
ая аттестация.

Промежуточн
ая аттестация.

Задача
Определение
уровня
теоретических
знаний.
Определение
уровня
развития
учащихся,
распределение
по парам.

Содержание
Опрос

Форма
- собеседование

Выполнение
танцевальных
упражнений

- наблюдение,

Определение
уровня
теоретических
знаний.
Выявление
уровня
усвоения
по
вальсовой
дорожке

Опрос

- тест

Исполнение
танца.

Устный опрос,
показ
вальсовой
дорожки

Выявление
уровня
освоения
теоретических
знаний
Выявление
уровня
освоения
знаний и
умений

Ответы на
вопросы

Тест.

Танец как
законченная
форма.

Выступление
на генеральной
репетиции

16

Критерии
Высокий (10-13 баллов)
Средний (6-9 баллов)
Низкий (менее 5 баллов)
Высокий: точно повторяет
танцевальные движения
Средний: повторяет
движения с
погрешностями
Низкий:
при выполнении
движений не попадает в
темп и ритм музыки.
0 ошибок – высокий
1-2 ошибки – средний
3 и более ошибки - низкий
Высокий: знает структуру
танца, точно выполняет
движения.
Средний: сбивается в
танце, но правильно
выполняет движения
Низкий: сбивается в
танце, ошибки в движении
Высокий уровень – 7б
Средний уровень – 5-6
баллов
Низкий уровень – менее 4
баллов
Высокий: уверенно
держится на сцене,
правильно исполняет
танец
Средний: боится сцены,

Личностные
результаты

Уровень
проявления
личностных
качеств

правильно исполняет
танец.
Низкий: исполняет
движения с ошибками.
Приложение 8

Сформированн Наблюдение
ость учебнопознавательног
о интереса.
Принятие и
соблюдение
норм
поведения.
Самооценка.
Установка на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству
и дружбе

2.5. Список используемой литературы
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в

Российской

29.12.2012

ресурс].

№273-ФЗ

[Электронный

Федерации»
–Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
[Электронный

Правительства

РФ

ресурс].

от

29

мая

2015

–Режим

года

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
17

- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по дополнительным

[Электронный

общеобразовательным

ресурс].

программам»

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

дополнительного

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

http://docs.cntd.ru/document/550163236
18

ресурс].

–Режим

доступа:

- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Литература для педагога
1. Ермаков, Д.А. В вихре вальса /– Ермаков, Д.А. Москва, 2018. – 259 с.
2. Иванникова, О.В. Классические танцы Танго и медленный вальс/
Иванникова, О.В. – Москва,2019.- 178 с.
3. Иванникова, О.В. Народные танцы/ Иванникова, О.В. – Москва, 2017. –
300 с.
4. Ламотт Андре, Кале-Жермен Блондин. Анатомия движения: основы
упражнений./ Андре Ламотт, Блондин Кале-Жермен . – М.: Искусство, 2021.
– 304 с.
5. Мельдаль Кристине, Мичковский О. И. Поэтика и практика хореографии./
Кристине Мельдаль, О. И. Мичковский. – М.: Рипол-Классик, 2015 – 106 с.
Литература для учащихся:
1. Банш Хельга. Мими-балерина./ Хельга Банш. – М.: АРТ, 2018. – 174 с.
2. Александрова Н. Балет. Мини-энциклопедия для детей. Рассказы о
театре, балетной школе, знаменитых спектаклях./ Н. Александрова.
СПб.: Аквариум, 2016 – 96 с.
3. Модестов В. С. Волшебный мир балета./ В. С. Модестов. М.: Белый
город, 2018. – 112 с.
Интернет - ресурсы
1. Танцевальная книга, часть 1; вальсы [Электронный ресурс]. –Режим
доступа: http://www.tearonsd.ru/370924/1/Tantsevalnaya-kniga-CHast-1-Vals

19

2. Все для хореографов и танцоров [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://www.horeograf.com/
3.

Логоритмика и танцевальные этюды. Богомазова Л. Н [Электронный

ресурс]. –Режим доступа: http://www.horeograf.com

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
20

программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»

№
п/
п
1

Самостоятельная работа с применением дистанционных
образовательных технологий
Раздел учебного плана
Задания для самостоятельной работы с
использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
Азбука хореографии
https://www.youtube.com/watch?v=EXifmh5uIms
– вальсовый шаг и малый квадрат;
https://www.youtube.com/watch?v=kpMQUwPn
HdQ – большой квадрат;
https://www.youtube.com/watch?v=21paCa7Xcx
w – переменный шаг;
https://www.youtube.com/watch?v=siUkk55g4ko
– танцевальная комбинация на шагах

2

Партерная гимнастика

https://www.youtube.com/watch?v=gQ0mnVFjK
H8 – разминка перед тренировкой на все тело;
https://www.youtube.com/watch?v=PgQWKXQ7NY – комплекс упражнений на
выносливость;
https://www.youtube.com/watch?v=il7lD3H-MzY
– динамическая разминка;
https://www.youtube.com/watch?v=1oyHkL0k2O
4 – танцевальная разминка, отработка шагов

3

Основы бального танца https://www.youtube.com/watch?v=1zTG3kIex8A
- 5 упражнений для бальных танцев;
https://www.youtube.com/watch?v=sicgc4G3ii4 –
венский вальс;
https://www.youtube.com/watch?v=FMYMmOQe
3yU – шаг Нью-Йорк;

4

Концертная

https://www.youtube.com/watch?v=A5X40DlMM
V4 – фигурный вальс
https://www.youtube.com/watch?v=P9aFZ5_XUR
21

деятельность

w – три простых упражнения для начинающего
актера

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»

Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов программы и тем
занятий

1

Вводная часть. Правила ТБ на занятиях
ритмики.
Раздел 1. Школьный вальс

Общее
количеств
о часов

Теория

Практика

2

1

1

30

2

28

Тема 1.1. Вальс и его особенности. Текущий
контроль. Наблюдение, собеседование.
Тема 1.2. Вальсовый шаг вперёд и назад.

2

2

-

2

-

2

Тема 1.3. Вальсовая дорожка вперёд и назад.
Текущий контроль. Устный опрос, показ
вальсовой дорожки.
Тема 1.4 Разворот вперёд и назад.

2

-

2

2

-

2

22

Тема 1.5. Основной вальсовый ход.

4

-

4

Тема 1.6. Движение «качели».

2

-

2

Тема 1.7. Вальсовый квадрат.

2

-

2

Тема 1.8. Движение «диагональ».

2

-

2

Тема 1.9 Движение «лодочка».

2

-

2

Тема 1.10 Положение рук, головы и корпуса
в вальсе.
Тема 1.11. Фигура «прямоугольник».

2

-

2

2

-

-

Тема 1.12. Фигура «волна».

1

-

-

Тема 1.13. Кружение парой.

2

-

-

Итоговое занятие

2

-

2

Раздел 2 Постановочная работа

14

-

14

Тема 2.1. Постановочная работа. Выход.

2

-

-

Тема 2.2. Соединение вальсового квадрата и
«диагонали».
Тема 2.3 Связка из двух движений «качели»
и «лодочка».
Тема 2.4. Связка из фигур «прямоугольник»
и «волна».
Тема 2.5. Соединение движения кружение
парой с основным вальсовым ходом.
Тема 2.6. Соединение связок в танцевальные
композиции.
Итоговое занятие

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

Раздел 3. Репетиционная работа

26

-

26

Тема 3.1. Четкость исполнения движений

4

-

4

Тема 3.2. Чистота исполнения фигур.

4

-

4

Тема 3.3 Синхронность в исполнении

4

-

4

Тема 3.4. Техника танца.

4

-

4

Тема 3.5 Выразительность исполнения.

4

-

4

Тема 3.6. Эмоциональность .

4

-

4

Контрольное занятие. Промежуточная
аттестация. Выступление на генеральной
репетиции.
Итого:

2

-

2

72

4

68

23

\

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»

Критерии оценки освоения программы:
Освоение программы учащимися оценивается по трём уровням: высокий ,
средний, низкий.
Высокий уровень - учащийся: отвечает на вопрос самостоятельно, точно,
обнаруживает понимание и осознанность учебного материала, может
обосновать свои суждения, показывает полноту освоения материала, может
самостоятельно и полностью применить полученные знания и умения на
практике.
Средний уровень - учащийся обнаруживает знание и понимание основных
положений учебного материала, но: отвечает на вопрос при помощи
наводящих вопросов, дает ответ неполно и допускает неточности, не умеет
глубоко и доказательно обосновать свои суждения, показывает частичное
освоение материала. В основном самостоятельно использует знания
программного материала на практике.
24

Низкий уровень - учащийся обнаруживает незнание большей части
учебного материала, допускает ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Не может самостоятельно использовать значительную часть
программного материала.
Оценивание результатов промежуточной аттестации осуществляется по 3
уровням: высокий, средний, низкий. Рекомендуемая шкала оценки высокого
уровня - от 80% до 100 % освоения программного материала, среднего
уровня - от 51 % до 79 % освоения программного материала, низкого уровня 50 % освоения программного материала и менее. Результаты промежуточной
аттестации фиксируются в Протоколе промежуточной аттестации по
дополнительной общеобразовательной программе
дополнительной
общеразвивающей программе

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»

Контрольные задания
Текущий контроль.
Собеседование.
1. Назовите основной шаг вальса.
2. Назовите основные положения в паре.
3. Танец – это … (Дайте свое определение)
4. Какая взаимосвязь танца с музыкой?
5. Сколько позиций рук в танцах?
6. Сколько диагоналей в прямоугольном помещении?
7. Счёт вальса:
№

Ответы

Баллы
25

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Квадрат
Закрытое, открытое, противоположное, боковое
Ритмичные, выразительные движения тела, обычно
выстраиваемые в определённую композицию и
исполняемые с музыкальным сопровождением.
Связь танца с музыкой – это взаимодействие двух
категорий: движения и звука.
4
2
Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три …

1б
3б
3б
3б
1б
1б
1б

Критерии оценивания
Высокий (10-13 баллов)
Средний (6-9 баллов)
Низкий (менее 5 баллов)
Выполнение танцевальных упражнений.
Критерии оценивания
Высокий: музыкальное исполнение, выразительное исполнение движений,
грамотное, осознанное восприятие, высокий подъём ног.
Средний: недостаточно высокое поднимание ноги, нечёткие переходы.
Низкий: низкие батманы, недостаточно выразительное исполнение.
Текущий контроль
Устный опрос.
Продолжи изречение:
Хореографическая терминология – это система специальных наименований,
предназначенных для ….
Экзерсис – это хореографические упражнения в …
Подъем – это положение …
Препорасьон – это подготовительное…
Алянже – это завершающее…
Крестом – это выполнение упражнения…
Результат :
0 ошибок – высокий
26

1-2 ошибки – средний
3 и более ошибки - низкий
Что такое aplomb ?
-устойчивость

-равновесие

-поза

(Результат: 1 ошибка – низкий уровень)
Что такое рort de bras?
-прыжки

-упражнение для туловища и рук

-бросок ноги

(Результат: 1 ошибка – низкий уровень)
Исполнение танца.
Предмет оценивания
Соответствие
танцевальных
движений
музыкальному
сопровождению
Знание рисунков танца

Навыки перестроения
из одной фигуры в
другую

Выразительность,
техника исполнения и

Умение работать в
танцевальной паре

Критерии оценивания
3- полное соответствие танцевальных движений
музыкальному сопровождению. 2 – среднее
соответствие танцевальных движений музыкальному
сопровождению. 1 – не соответствие танцевальных
движений музыкальному сопровождению.
3 - знание нескольких рисунков танца, знание
последовательности рисунков танца, чѐткое
исполнение всех рисунков танца в соответствии с
музыкальными фразами. 2 - знание нескольких
рисунков танца, знание последовательности рисунков
танца, нечѐткое исполнение всех рисунков танца. 1 –
незнание названий рисунков танца, медленное
перестроение из одного рисунка танца в другой.
3- точное и своевременное перестроение из одной
фигуры в другую, соблюдение четких интервалов. 2правильное перестроение из одной фигуры в другую,
несоблюдение нужных интервалов в различных
фигурах. 1- неправильное перестроение из одной
фигуры в другую, несоблюдение интервалов.
3- высокий уровень исполнения танцевальных
движений. Присутствие выразительности,
эмоциональности. 2- средний уровень исполнения
танцевальных движений. Присутствие
выразительности. 1- низкий уровень исполнения
танцевальных движений.
3- полное эмоциональное взаимодействие с
партнером, синхронное исполнение движений. 2сдержанное эмоциональное взаимодействие с
партнером, синхронное исполнение движений. 127

отсутствие эмоционального взаимодействия с
партнером.
Высокий уровень 12 - 15 баллов.
Средний уровень 8 -11 баллов.
Низкий уровень 0-7 баллов

Промежуточная аттестация
I. Тест.
1. Какая страна считается родиной вальса?

А. Россия Б Австрия В. Польша

2. Кого из композиторов считали

А. В. Моцарт

«королем» вальса?

Б. И. Штраус
В. Ф. Шопен

3. Вальс – это …

А. .парный бальный танец, основанный на
плавном

кружении

в

сочетании

поступательным движением;
Б. народный и бальный парный танец из
шести коротких фигур, исполняемый
четным числом танцующих пар;
В. современный парный бальный танец
свободной композиции, отличающийся
энергичным и чётким ритмом.
4. Какая из картинок представляет
«вальс»?

А.

Б.

5. Разновидности современного вальса;
подбери название:

А. Венский вальс
Б. Фигурный вальс

1.

2.

3.

6. Основные движения в вальсе:

4.

В. Медленный вальс
Г. Танго-вальс
А. поворот;
28

В.

с

Б. правый поворот и кружение;
В. поворот и арабеск.
7.Какое слово пропущено?:
О ………сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет
И сколько танцев не бывало,
А лучше ……..право нет.

Критерии:

Правильные ответы:

Высокий уровень – 7б

1.Б 2.Б 3.А. 4.В. 5. 1В2А3Г4Б 6Б

Средний уровень – 5-6 баллов

7. вальс

Низкий уровень – менее 4 баллов
II. Практическая часть. Исполнение вальса.
Критерии оценивания танцоров:
1. Музыкальность (танцевание в такт) и основной ритм
2. Форма (позиции и линии корпуса, ног и рук)
3. Технические особенности танца, элементы ведения в паре
4. Характер танца
5. Эмоциональная выразительность
Высокий уровень – учащийся освоил весь объем умений, предусмотренных
программой за конкретный период (100-80%).
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков учащегося
составляет 70-60%.
Низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных
программой практических умений и навыков.

29

Приложение 5
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»

План работы с родителями
Работа с родителями ведется в течение всего учебного
года. Установление партнерских отношений с семьей каждого учащегося,
создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов через
включение родителей в совместную деятельность в рамках реализации
программы «Вальс».
Организация сотрудничества родителей и Центра происходит через:
- включение родителей в совместную с Центром воспитательную
деятельность с детьми;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- совместная с Центром организация социальной защиты детей;
- организация здорового образа жизни ребёнка в семье и за ее пределами.
30

Цель: активного включения родителей в жизь Центра и формирование
системы взаимодействия родителей с педагогом.
Задачи:
- установить доверительные и доброжелательные отношения между
родителями, детьми и педагогом;
- проводить просветительскую и консультационную деятельность для
родителей;
- привлекать их к организации работы объединения.
Сроки проведения
Содержание работы
Сентябрь
- Организационное собрание, заполнение основных
документов для зачисления в объединение
- Встреча с администрацией Центра
- Анкетирование родителей
Октябрь – декабрь

- Приглашения родителей на концертные выступления,
открытые уроки, творческие отчеты
- Посещение промежуточного контроля достижений
учащихся
- Организация «Новогоднего выступления»

Январь – Апрель

- Приглашения родителей на концертные выступления,
открытые уроки, творческие отчеты

Май

- Итоговое родительское собрание

В течение года

- Посещение Государственного театра оперы и балета и
других театров г. Сыктывкара
- Посещение Коми республиканской филармонии
- Посещение
«Асъя Кыа»

фольклорных

- Пошив костюмов к номерам

31

программ

Ансамбля

Приложение 6
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»
Воспитательная работа
Цель: социализация и адаптация детей в современном мире и создание
положительной атмосферы в коллективе.
Задачи:
- развитие системы отношений в коллективе через формы социальной
деятельности;
- развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся.
Сроки проведения
Содержание работы
- Игра для знакомства и сплочения коллектива.
Сентябрь
Октябрь – декабрь

- Подготовка концертных выступлений и творческих
отчетов ко Дню учителя, Дню пожилого человека, к
Новому году, ко Дню защитника Отечества и к 8 Марта.

В течение года

- Дни именинника
32

Май

- Мероприятия, посвящённые Дню Победы
- Творческий отчет. Выступление.

В течение года

- Поездки в кинотеатр, экскурсии

Приложение 7
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»
История венского вальса
Годом создания венского вальса считается 1775 год. Однако, первое
упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в
Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии
происхождения танца - германская, в Англии долго называли его «немецкий»
вальс, и французская, а точнее, французско-итальянская. Очевидно только
одно — венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку
пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса.
Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство
исследователей считает его все-таки французским…
Первая версия.
Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в
такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее
выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для
опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические
переливы. Историю танцев на «три четверти» можно проследить достаточно
33

легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и
четыре счета (все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много.
Один из первых танцев в ритме «три четверти» — крестьянский
французский танец из Прованса (Provence), о годе появления которого - 1559,
писала Парижская газета «Lа Patrie» («Родина») 17 января 1882 года. Этот
танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с данным
названием в то же время существовал народный итальянский танец. На
итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах
танца основой его являлось непрерывное вращение.
В течение XVI столетия вольта становится популярной в залах
королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau
описывает этот танец похожим на «гальярду» (Galliard), исполняемый под
музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в
пять шагов на шесть ударов по музыке.
В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась
влево относительно джентльмена! Партнер держал партнершу за талию, леди
клала правую руку на плечо джентльмена, поддерживая юбку левой рукой.
Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка
запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше.
Самое известное изображение этого танца — картина, на которой
нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом
Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно,
что фоном картины является зал Французского королевского суда!
Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный
вариант вальса. Как в любом танце с вращениями, так как один из партнеров
фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее,
чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног
партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в
норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В
вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что
в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был
запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613).
Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять
шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные
описания танца на три счета под названием "Hole in the Wall" были сделаны
Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции…
Вторая версия возникновения вальса.
В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно
напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор
исследователям, изучающим происхождение современных танцев,
неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух
танцев — «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже
означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с
современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы,
"похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году.
34

«Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени,
в 1779 году появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием:
«Доказательства того, что вальсирование — основной источник слабости
тела и вырождения нашего поколения».
В 1799 Arndt описывал этот танец: «Леди подняли длинные платья так,
чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над
землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу…»
Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в
поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель»
композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Именно там
танец стал очень популярным. Специально для вальса открывались большие
танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807, «Apollo» в 1808 (в котором
могли разместиться 3000 пар!). В 1812 танец появляется в Англии под
названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей
популярности достигая в 1816 году.
Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его
ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень
необычным — ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались
лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс
«безнравственным» танцем.
Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга
на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен, как гусар,
раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум
майским жукам, насаженным на одно шило».
Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 в книге «Правил
хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «этот танец — только для девиц
легкого поведения!»
Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно
его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел
специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой
смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу
к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр
I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.
Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал
одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс
(1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали
важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную
светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем.
Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые
европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и
все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе
русские привезли вальс в Петербург.
Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец
сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего
пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком
35

близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», — говорилось в
танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных
танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии
Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса
без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один
провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать
стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе
дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого
облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться
более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился.
Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что
аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно
отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При
немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не
только я, но и никто из моих товарищей неспособен, — писал англичанин
Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, — для них, для
ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме
русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не
выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».
В 1999 году, 3 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Йохана Штрауса,
«Короля вальсов». Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 году.
Отец его, родившийся в Вене в 1804 году, был тогда самым популярным
композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss. Благодаря его
воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить
имя «венского». Очень долгую по тем временам жизнь «Король вальсов»
прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили,
марши. Он был трижды женат, его первая жена Jetty Treffz, певица, убедила
его попробовать силы в оперетте, и его «Летучая мышь» (1874) и
«Цыганский барон» (1885) стали классикой оперетты. Огромное число
композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали
вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).
В настоящее время «Венский Вальс» исполняется в ритме около 180
ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps,
hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в
центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

36

37

Приложение 8
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Вальс»
Карта личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе
«_______________________________________________ »
Год обучения_____________
№ группы_______________________________
Педагог_________________________________
Учебный год_____________________________
№
Ф.И.
ученика

Сформированнос
ть учебнопознавательного
интереса

Принятие и
соблюдение
норм
поведения

1 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

2 полуг.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Самооценка
Установка на
Эмоциональная
здоровый и
отзывчивость,
безопасный
готовность к
образ
сотрудничеству
жизни
и дружбе
1 полуг.

2 полуг.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
38

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

Уровень проявления
качеств
(В, С, Н)

1 полуг.

2 полуг.

год

Итого: Высокий № Оцениваемые
параметры
1. Сформированность
учебнопознавательного
интереса

2.

3.

4.

5.

чел. /

% Средний - чел. /
%
Низкий чел. /
%
Показатели сформированности личностных результатов обучения

Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к
любому учебному материалу, как к
теоретическому,
так
и
к
практическому, старательно и с
желанием выполняет любые задания
педагога.

Принятие и
соблюдение норм
поведения
Самооценка

Всегда соблюдает правила и нормы
поведения в Центре и на занятиях.

Установка на
здоровый и
безопасный образ
жизни
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству и
дружбе

Знает и соблюдает правила здорового
образа жизни, интересуется
спортивной деятельностью.

Во всем реально оценивает себя, свои
возможности и достижения.

Всегда сопереживает и стремиться
сразу оказать помощь другим,
доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится об
окружающих, пресекает грубость,
недобрые отношения к людям.

Уровень сформированности
Средний уровень
Проявляет интерес преимущественно к
практическому материалу; проявляет
познавательную активность лишь в
сотрудничестве с педагогом.

Знает и старается соблюдать правила
поведения, нарушая их, как правило,
под влиянием других.
В основном реально оценивает себя,
свои возможности и достижения
(допустима чуть завышенная
самооценка).
Интерес к здоровому образу жизни и
спорту не стабилен.
Способен к сопереживанию, но сразу
оказать помощь не стремится; помогает
другим по поручению педагога, не
всегда выполняет обещания, в
присутствии старших чаще скромен, со
сверстниками бывает груб.

39

Низкий уровень
Обнаруживает
безразличное
или
негативное отношение к учебной
деятельности, неохотно включается в
выполнение заданий, не принимает
помощь со стороны педагога, охотнее
выполняет лишь привычные действия,
чем осваивает новые.
Нормы и правила поведения не
соблюдает, игнорируя, либо не
осознавая их.
Чрезмерно завышенная или сниженная
самооценка,
некритичность к своему поведению.
Не интересуется
здоровым образом жизни и спортивной
деятельностью.
Переживает только собственные
неудачи и безразличен к проблемам
других; недоброжелателен, груб,
пренебрежителен, высокомерен с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».