Экодизайн

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей
«Вдохновение»(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Экодизайн»
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся: 10 – 13 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень сложности содержания - базовый
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ситкарева Татьяна Степановна,

г. Сыктывкар
2023 год
1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа «Экодизайн» (далее - Программа) разработана в соответствии с современными
нормативно-правовыми документами в сфере образования:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon- ob-obrazovanii.ru

- Приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;

- Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550163236

- Приложением к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих
программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru)

- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656

- Постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM

- Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении
изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии
социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
2

Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики Республики Коми повышение экологической культуры населения. Программа «Экодизайн» способствует
реализации данного направления, т.к. в рамках программы учащиеся изучают природные
богатства России и Коми Республики, знакомятся с ее экологической ситуацией, создают
продукцию, совместимую с окружающей средой.

Кроме того, учащиеся

изучают

инфраструктуру г. Сыктывкара, которая занимается вторичной переработкой мусора.
Программа также призвана закрепить в детях патриотические чувства через изучение родного
края; удовлетворить познавательные интересы учащихся, расширить знания об использовании
вторичного сырья в данной образовательной области, тем самым формируя гражданское
сознание.
Уровень программы - базовый, т.к. реализация программы на данном уровне освоения
нацелена на развитие творческого мышления учащихся, расширение знаний об окружающем
мире и приобретению практических умений в области декоративно-прикладного творчества с
использованием природных материалов и вторичного сырья.
Направленность программы – естественнонаучная
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Тип программы – модифицированная
Модель ДООП – модульная дополнительная общеобразовательная программа.
Актуальность программы
Актуальность программы «Экодизайн» заключается в том, чтобы воспитывать личность,
способную творчески мыслить и находить нестандартные решения; личность, готовую
самостоятельно и в команде ставить цели и достигать их; умело реагировать на разные
жизненные ситуации. Организация занятий по данному направлению формирует сознательное
отношение детей к охране окружающей среды, использованию природных богатств, основам
предпринимательского мышлении. В ходе занятий по программе учащиеся развивают
коммуникативные, исследовательские умения.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, в основу которой

положены три

программы: «Юный эколог», «Декоративно-прикладное творчество», разработанные на основе
типовых программ (Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А. Сборник программ для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»; Горский В.А., Тимофеев
А.А., Смирнов Д.В. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование.) и «Финансовая грамотность», на основе авторской учебной программы
(Вигдорчик Е.А., Липсис И.В., Верлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность.
5-7 классы.)
3

Программа составлена из самостоятельных целостных блоков - модулей. Каждый модуль
имеет свою содержательную завершенность. В программе предусмотрена диагностика
достижений учащихся по итогам освоения каждого модуля.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области
программ является включение модуля «Я-будущий предприниматель»,

при реализации

которого создаются условия для развития финансового мышления детей. Это обусловлено тем,
что вторичная переработка бытовых отходов не только улучшает экологическую ситуацию в
регионе и стране, но и может приносить доход.
Адресат программы
Категория учащихся: 10 – 13 лет. Учет индивидуальных особенностей: не требует
специальной подготовки. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления
родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Программа ориентирована на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые
стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о растительном мире,
охране природы. В процессе обучения дети учатся общаться в коллективе и развивают в себе
положительные личностные качества, участвуют в воспитательных мероприятиях, акциях,
конкурсах, выставках. Данные ориентиры отвечают

психологическим особенностям и

социальным потребностям учащихся данного возраста.
Срок освоения программы
Совокупная продолжительность реализации программы 144 часа, 1 год.
Формы обучения
Предполагается очная форма обучения. В период невозможности организации учебного
процесса в очной форме (карантин, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка,
актированные дни), может

быть организовано использование электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Основными формами реализации программы являются индивидуальные, групповые и парные
формы работы, а также практические занятия, беседы, экскурсии, викторины, игры, выставки,
конкурсы, просмотр учебных фильмов и т. д.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. Расписание составляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
1.2.Цель и задачи программы
4

Цель программы: создание условий для формирования экологического сознания учащихся
через организацию практической деятельности.
Задачи:
обучающие:

- Познакомить учащихся с правилами и нормами экологического поведения в современном
мире, причинно- следственными связями экологических проблем;

- обогатить знания детей о разнообразии природных материалов в Республике Коми;
- познакомить детей с видами отходов и способами их цивилизованной утилизации и
переработки;

- познакомить с правилами сбора, хранения и подготовки природного материала;
- научить создавать декоративные изделия из вторичного сырья и природных материалов;
- познакомить учащихся с основами дизайна, основами создания декоративной
композиции, с простейшими приёмами обновления устаревших вещей, для оформления
предметов, изготовленных из вторичного и экологически чистого сырья;

- учить основам проектно-исследовательской деятельности;
- познакомить с технологией создания презентации, оформления проектов;
- познакомить учащихся с предприятиями по переработке вторичного сырья, крупными
цветочными магазинами, занимающимися флористическим дизайном,

г.Сыктывкар и

Республики Коми;

- познакомить с основными терминами, понятиями, принципами финансовой грамотности.
развивающие:

- развивать у учащихся умение ставить цели и выбор путей ее достижения;
- развивать познавательные и творческие способности учащихся;
- формировать навыки поиска информации из различных источников (в глобальных
компьютерных сетях, книгах, от других людей),

- развивать коммуникативные умения при межличностном взаимодействии - преподносить
и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, взаимодействовать в команде;

- развивать логические операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения причинно –
следственных связей.
воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся осознанного отношения к защите и охране
окружающей среды;
5

- формировать
любознательность,

морально-волевые
ответственность,

и

нравственные

эмпатию, аккуратность,

качества:

дисциплинированность,

трудолюбие;

- формировать положительное эмоциональное отношение к достижению поставленных
целей;

- формировать

потребность

в

саморазвитии

и

самореализации.

6

1.3. Содержание программы
1.3.1.Учебный план
№п/п

Наименование модулей, тем

Количество часов
Всего

Теория

Формы контроля

Практ
ика

1

Вводное занятие. Знакомство с

2

2

0

54

23

31

2

1

1

Беседа, опрос

планом работы. Техника
безопасности
2.

Модуль 1 «Живая природа и
человек»

2.1 Экологические проблемы планеты и
способы их решения.
2.2

Заготовка материала.

Беседа, опрос.
Творческая работа.

6

2

4

Беседа, опрос,
наблюдение.
Творческая работа.

2.3.

Арт-объекты из сухоцветов

8

4

4

Беседа, опрос.
Творческая работа

2.4

Работа с камнями.

8

2

6

Беседа, опрос.
Творческая работа

2.5.

Работа с деревом.

10

4

6

Беседа, опрос.
Творческая работа

2.6

Комнатные растения, их видовое

4

2

2

разнообразие. Растения в

Беседа, опрос.
Творческая работа.

оформлении помещений
2.7

2.8

Цветочный этикет. Основы

6

2

4

составления букета. Экскурсия в

наблюдение.

цветочный магазин.

Творческая работа.

Знакомство с технологией создания

4

2

2

презентации.
2.9.

Оформление проектов. Способы
Итоговое занятие. Текущий
контроль

Беседа, практическая
работа

4

2

2

поиска информации.
2.10.

Беседа, опрос,

Беседа, практическая
работа

2

2

0

Оформление
творческой работы
7

3

Модуль 2 «Сохраним планету

68

18

50

2

2

0

Беседа, опрос

2

1

1

Беседа, опрос,

вместе»
3.1

Способы утилизации и переработки
бытовых отходов; виды бытовых
отходов.

3.2.

Понятие «бросовый» материал.
Вторая жизнь бросового материала.

3.3

Вторичное использование

творческая работа
16

4

12

пластика.
3.4

Вторичное использование бумаги.

Беседа, наблюдение.
Творческая работа.

10

2

8

Беседа, наблюдение.
Творческая работа.

3.5

Вторичное использование

10

2

8

упаковок.
3.6

Вторичное использование старых

Творческая работа.
10

2

8

игрушек
3.7

Вторичное использование старой
Экскурсия в пункт приема

10

2

8

Итоговое занятие.

Беседа, наблюдение.
Творческая работа.

6

2

4

вторичного сырья
3.8

Беседа, наблюдение.
Творческая работа.

одежды
3.8

Беседа, наблюдение.

Беседа, наблюдение,
опрос.

2

1

1

Устный опрос.
Выставка работ

4

Модуль 3 «Я - будущий

18

8

10

предприниматель»
4.1

Что такое деньги

2

2

0

Беседа, опрос.

4.2

Доходы и расходы

6

2

4

Беседа, опрос,
практическая работа

4.3

Мое хобби

2

1

1

Беседа, опрос,
практическая работа

4.4

Как рассчитать стоимость

4

2

2

продукции?
4.6

Реклама.

Беседа, опрос,
практическая работа

2

1

1

Беседа, опрос.
Творческая работа

4.6.

Итоговое занятие.

2

0

2

Защита мини-проекта

8

5

Промежуточная аттестация

2

1

1

Тест. Ярмарка
изделий.

Итого:

144

52

92

1.3.2.Содержание учебного плана
Тематическая программа модулей
№ п/п

Виды учебных

Содержание

занятий, учебных

Кол-во
часов

работ
Тема 1. Вводное
занятие

Теория, беседа, опрос, Мотивация на предстоящую деятельность.
фронтальная работа

Знакомство с планом работы, расписанием.

2 ч.

Техника безопасности. Оборудование и

2ч

материалы.
Итого

2ч

Модуль 1 «Живая природа и человек»
Образовательная задача модуля:

- Формирование у учащихся знаний о роли человека в жизни природы.
Учебные задачи модуля:

- познакомить учащихся с экологическими проблемами мира, их последствиями;
- познакомить учащихся с современным направлении «экодизайн»;
- дать представление детям о правилах сбора, хранения и подготовки природного материала;

- обучать детей навыкам работы с разными природными материалами и техниками.
- обучать детей навыкам создания презентаций, проектов, способам поиска информации из
различных источников.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
Тема 2.1

Теория, беседа,

Значение человека в природе. Загрязнение

«Экологические

фронтальная,

воздуха, воды, суши. Мусорные свалки.

проблемы планеты

1ч

2

9

и

Практическое занятие,

Установление причинно-следственных

способы их

индивидуальная,

связей влияния человека на природу

решения

групповая форма
работы, 1 ч.

Тема 2.2 «Заготовка

Теория, беседа,

Общая

характеристика

материала»

фронтальная работа.

природных материалов, их многообразие.

2 ч.

Методы обработки растений: воздушная
сушка, плоскостная
скелетизация,

6

сушка,
отбеливание,

окрашивание. Инструктаж по ТБ на дороге,
правила поведения в общественном месте.
Практическое занятие,

Экскурсия в парк. Сбор природного

индивидуальная форма материала. Определение и классификация
работы, групповая

собранных материалов. Подготовка

форма

растительного материала для сухих

работы. 4 ч.

цветов.

Тема 2.3 «Арт-

Теория, беседа,

О стиле композиции. Пропорции, фон и

объекты из

фронтальная работа.

текстура композиции. Уравновешенность и

сухоцветов»

4 ч.

динамичность композиции. Цветовая

8

гамма. Вариантыаранжировки.Основы
составленияцветочныхкартин:
цветосложение, материалы

и

инструменты, разнообразие форм.
Техника работы
Практическое занятие,

Составление композиций из сухих

индивидуальнаяформа

растений

работы, 4 ч.
Тема 2.4 «Работа с

Теория, беседа,

Разнообразие природных камней. Секреты

камнями»

фронтальная работа, 2 ч.

техники рисования на камнях.

Практическое

Брошь «Кот». Рисование орнамента.

занятие, 6 ч.

Рисование пейзажа

Тема 2.5 «Работа с

Теория, беседа,

Особенности древесины. Секреты работы с

деревом»

фронтальная

деревянным материалом. Обработка

работа. 4 ч.

деревянных изделий.

8

10

10

Практическое

Панно на деревянном спиле.

занятие, 6 ч.

Декор деревянной доски в технике
«декупаж». Ваза из веточек

Тема 2.6

Теория, беседа,

Декоративные свойства растений.

«Комнатные

фронтальнаяработа.

Принципы построения композиций из

растения, их

2 ч.

комнатных растений. Композиции,

видовое

построенные на принципе сочетания цвета.

разнообразие.

Композиции в сочетании с различными

Растения в

природнымии другими материалами–

оформлении

камнем, водой. Декоративные уголки с

помещений».

мини-водопадами, мини-фонтанами,

4

скульптурными композициями.
Практическое

Творческая работа по составлению плана

занятие, 2 ч.

озеленения своей комнаты, класса или
школьного коридора.

Тема 2.7

Теория, беседа,

«Цветочный этикет. фронтальная работа, 2

Символика и «язык» цветов. Цветовые

6

сочетания. Правила составления букета.

Основы составления

Симметрия и асимметрия. Классификация

букета. Экскурсия в

букетов: букет ниспадающий,

цветочный магазин»

сгруппированный, стоячий, бутоньерка,
гнездо, венок, гирлянда, шар и т.д.
Инструменты и дополнительные
материалы для поддержания букета.
Практическая

Упражнения с цветом (акварель,гуашь).

деятельность,

Составление букета.

наблюдение, 4 часа
Тема 2.8.

Беседа, фронтальная

Знакомство с технологией создания

«Знакомство

работа, 2 часа

презентации в программе Power Paint

Практическая работа,

Оформление презентации «Моя поделка»

технологией
создания

4

2 часа

презентации»
Тема 2.9

Беседа, фронтальная

Структура проекта. Способы поиска

«Оформление

работа, 2 часа

информации

проектов. Способы Практическая работа, 2

4

Работа в мини-группах «Учимся писать
11

поиска

часа

проект»

Теория. 2 ч.

Оформление творческой работы.

информации»
Тема 2.8

2

«Итоговоезанятие»
Итого

54

Модуль 2 «Сохраним планету вместе»
Образовательная задача модуля:

- обучение детей созданию предметов декоративно- прикладного творчества из вторичного
сырья.
Учебные задачи модуля:

- углубить знания детей о вреде мусора на природу;
- формировать практические умения и навыки учащихся в создании арт-объектов из
пластика, бумаги, упаковок, старых одежды и игрушек;

- обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами;
- формировать эстетический и художественный вкус учащихся;
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
Тема 3.1

Теория, беседа,

Способы утилизации отходов: сжигание,

«Способы

фронтальная

переработка, захоронение.

утилизации и

работа.

Мусороперерабатывающие заводы и их

переработки

2 ч.

продукция.

Тема 3.2

Теория, беседа,

Раздельный сбор мусора. Классификация в

Понятие

фронтальная

зависимости от материала изготовления.

«бросовый»

работа. 1 ч.

материал. Вторая

Практическое

Дискуссия «Одноразовая посуда –

жизнь бросового

занятие. 1 ч.

необходимость или вред?»

Тема 3.3

Теория, беседа,

Виды поделок из вторсырья. Первичные

«Вторичное

фронтальная

технические понятия и правила работы с

использование

работа. 4 ч.

пластиком. Техника изготовления цветов

2

бытовых отходов;
виды бытовых
отходов»
2

материала.
16

12

пластика»

из пластика. Техника изготовления
бабочки-держателя для штор из пластика.
Техника изготовления вазы из пластика.
Техника изготовления игрушек-шуршалок
из киндер-сюрпризов. Техника
изготовления фоторамки из компактдисков. Техника изготовления ангелочка
из пластиковой бутылки. О празднике
Новый год.
Практическое

Изготовление поделок из пластика: цветы,

Занятие,

бабочки-держателя для штор, вазы,

индивидуальная форма игрушек-шуршалок, фоторамки, ангелочка
работы 12 ч.

к Новому году

Тема 3.4

Теория, беседа,

Знакомство с видами поделок из газетных

«Вторичное

фронтальная

трубочек. Правила плетения из газетных

использование

работа. 2ч.

трубочек.

бумаги»

Практическое

Изготовление трубочек.

Занятие, индивидуальн.

Плетение из газетных трубочек звезды,

форма работы, 8ч.

корзинки.

Тема 3.5

Теория, беседа,

Обзор различных видов упаковок.

«Вторичное

фронтальный тип

Знакомство со способами вторичного

использование

работы, 2 ч.

Использования упаковок в быту.

упаковок»

Практическое

Изготовление практичных предметов из

занятие,индивидуальная

упаковок: органайзеры, шкатулки,

форма работы. 8 ч.

кормушки для птиц

Тема 3.6.

Теория, беседа,

Разнообразие детских игрушек. Влияние

«Вторичное

фронтальный тип

качества игрушек на длительность их

использование

работы.

применения. Техника работы с мягкими

старых игрушек»

2 ч.

игрушками. Техника работы с

10

10

10

пластиковыми игрушками. Праздник
Пасхи.
Практическое

Изготовление куклы би-ба-бо

занятие,индивидуальная (перчаточной куклы) из мягких игрушек.
форма работы, 8 ч.

Изготовление народной куклы из
13

пластиковой куклы Барби ко Дню Пасхи.
Тема 3.7.

Теория, беседа,

Виды одежды. Разнообразие материалов.

«Вторичное

фронтальный тип

Техники работы с мехом, кожей,

использование

работы. 2 ч.

текстилем. Готовимся ко Дню Победы.

старой одежды»

Практическое

Подвеска из меха. Сувенир из кожи ко

занятие,

Дню Победы. Брелок из текстиля. Коврик

индивидуальная

из текстиля.

10

форма работы. 8 ч.
Тема 3.8

Теория, беседа,

Что такое пункт приема вторичного сырья.

«Экскурсия на

фронтальный тип

Завод по переработке мусора в

пункт приема

работы, 2ч.

Сыктывкаре. Их значение для города.

вторичного сырья»

6

Правила сбора вторичного сырья для
переработки. Техника безопасности.
Практическое занятие, 4

Акция «Мы с природой дружим, мусор

ч.

нам не нужен»

3.9 «Итоговое

Теория, устный опрос, 1

Проверка усвоения теоретического

занятие»

ч.

материала модуля программы.

2

Практическая занятие, Устный опрос. Выставка работ учащихся.
1ч
Итого

68

Модуль 3 «Я-будущий предприниматель»
Образовательная задача модуля:
- формирование основ финансовой грамотности у учащихся.
Учебные задачи модуля:

- раскрыть детям понятие «финансовая грамотность»;
- познакомить учащихся с профессией «предприниматель»;
-учить детей формировать бюджет, планировать доходы и расходы, рассчитывать стоимость
продукции, рекламировать его.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа
Тема 4.1

Теория, беседа,

«Что такое деньги?» фронтальная работа.
2 ч.

История возникновения денег. Виды денег.

2

Названия валют разных стран.
Современные деньги. Дискуссия «Хорошо
ли иметь много денег?»
14

Тема 4.2

Теория, беседа,

Основные характеристики доходов и

«Доходы и расходы.

фронтальная

расходов, их составляющие. Увеличение

Бюджет»

Работа, 2 ч.

бюджета. Профессия «предприниматель».

6

Бизнес.
Практич. работа, 4 ч.

Деловая финансовая игра «Менеджер»

Тема 4.3

Теория, беседа,

Увлечения и их роль в выборе профессии.

«Мое хобби»

фронтальная работа,

Значение хобби для создания бизнеса.

2

1 ч.
Практическое

Работа в парах – определить любимое

занятие, работа в

хобби, чем оно будет полезно

группах, 1 ч.

окружающим.

Тема 4.4

Теория, беседа,

Раскрытие понятий «цена», «стоимость»,

«Как рассчитать

фронтальная работа.

из чего складывается цена товара.

стоимость

2 ч.

продукции?»

Практическое

4

Определение цены своей продукции.

занятие, индивид.
работа, 2 ч.
Тема 4.5
«Реклама»

Теория, беседа,

Значение рекламы в продвижении товара.

2

фронтальная работа, Виды реклам. Основные характеристики
1 ч.

рекламы.

Практическое

Составление рекламы своей творческой

занятие, творческая

работы.

работа. 1 ч.
Тема 4.6

Практическое

Итоговое занятие

занятие, индивид.

Защита мини-проекта

2

работа, 2 ч.
Итого:

18

Промежуточная аттестация
Промежуточная

Теория 1 ч. Тест.

Диагностика результатов освоения

аттестация

Практическоезанятие.1

образовательнойпрограммы. Ярмарка

ч.

изделий.

2

Итого:

2

Всего:

144
15

1.3.Планируемые результаты
Предметные:

- Учащиеся знают правила и нормы экологического поведения в современном мире, причинноследственные связи экологических проблем;

- расширят представления о разнообразии природных материалов в Республике Коми;
- знают виды отходов и способы их цивилизованной утилизации и переработки;
- знают правила сбора, хранения и подготовки природного материала;
- умеют создавать декоративные изделия из вторичного сырья и природных материалов;
- имеют представление об основах дизайна, создания декоративной композиции, о простейших
приёмах обновления устаревших вещей, оформления предметов, изготовленных из вторичного
и экологически чистого сырья;

- освоили основы проектно-исследовательской деятельности;
- знакомы с технологией создания презентации, оформления проектов;
- знают предприятия по переработке вторичного сырья, крупные цветочные магазины,
занимающиеся флористическим дизайном, г.Сыктывкар и Республики Коми;

- умеют выполнять и защищать проектную работу.
- знают основные термины, понятия, принципы финансовой грамотности
Метапредметные:

- владеют умением постановки цели и выбора путей ее достижения;
- проявляют познавательные и творческие способности;
- владеют навыками поиска информации из различных источников (в глобальных
компьютерных сетях, книгах, от других людей),

- применяют современные технологии при создании презентаций, оформлении проектов;
- умеют преподносить и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию,
взаимодействовать в команде;

- владеют логическими навыками анализа, синтеза, сравнения, нахождения причинно –
следственных связей.
Личностные:
- проявляют

осознанное

отношение

к защите и охране окружающей среды;

- воспитаны морально-волевые и нравственные качества: любознательность,
ответственность, эмпатия, аккуратность, дисциплинированность и трудолюбие;
- выражают положительное эмоциональное отношение к достижению поставленных целей,
- проявляют потребность в саморазвитии и самореализации.
16

РАЗДЕЛ 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое о обеспечение
- учебное помещение, столы, стулья, доска;
- проектор, экран, компьютер, электронные носители;
- клей ПВА, клеевой пистолет, клеевые стержни, ножницы, линейки,

карандаши, цветная

бумага, картон, газеты, гофрированная бумага, бечевка, джут, природный материал, секаторы,
проволока, флористическая губка, краски, тейп-лента, атласные ленты различной ширины,
фоамиран, пластик, куски кожи, меха, текстиля.
- настольная игра «Менеджер».
Информационно-методическое обеспечение
Дидактические материалы: раздаточный материл (карточки с заданиями), фотографии, схемы,
таблицы, образцы растений, иллюстрации в книгах и на электронных носителях.
Учебные пособия

1. Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.: Культура и традиции,
2003. – 224 с.

2. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.- М.: Детский дизайн, 2016.
3. Орлова Л., Панфилова Е., Калмыкова М. Поделки из природных материалов. –
РиполКлассик, 2011.

4. Справочник «Азбука финансовой грамотности»: методическое пособие для педагогов
дополнительного образования. Электронное издание/ Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг
В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М., 2017 год.

5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Красивые поделки из природных материалов. – Владис, 2011.
2.2. Методы и технологии обучения и воспитания
Программа предполагает очную форму обучения. В процессе обучения педагогом
используются словесные методы воспитательной работы, такие, как беседа, обсуждение,
дискуссия. Воспитательные мероприятия, направленные на сплочение коллектива учащихся.
Обучение строится на следующих принципах:

1. Доступность в изучении и освоении.
2. Последовательность процесса обучения.
17

3. Систематичность процесса обучения.
4. Индивидуальный метод обучения (при необходимости).
5. Наглядность обучения.
6. Смена форм деятельности в рамках занятия.
Большое внимание в программе уделяется теоретической подготовке учащихся. На
практических занятиях учащиеся приобретают навыки сбора и обработки природного
материала, техники работы с ними и бросовым материалом, создание флористических
композиций, изготовление искусственных цветов, основы финансового мышления. Для
развития практических навыков проводятся экскурсии в природу, учреждения и объекты
социальной значимости, учащиеся посещают мастер- классы и различные выставки.
Образовательный процесс ведется по следующим направлениям деятельности:
1.

Приобретение теоретических знаний

2.

Практическая работа

3.

Самостоятельная работа (презентации, видеоролики, работа с интернетресурсами)

4.

Экскурсии

5.

Игры, викторины, конкурсы, социальные акции

6.

Встречи с интересными людьми
При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного

творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Новый учебный
материал подается в форме – учебных занятий, практических занятий, творческих работ,
экспериментальной деятельности, экскурсий, акций.
Элементы здоровьесберегающей технологии присутствуют на всех этапах обучения,
учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При реализации программы используются:
 личностно-ориентированный подход к обучению, направленный на передачу знаний, умений
и навыков каждому ученику, и компетентностный подход, при котором осуществляется
развитие компетенций: коммуникативных и информационных. Реализация компетентностного
подхода при освоении программы ставит перед педагогом задачу так выстроить процесс
обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться ребенку, научить его мыслить, привить
навыки практических действий. Деятельностная парадигма обеспечивает умение учиться,
овладение универсальными учебными действиями. Программа создаёт условия для развития
творческого потенциала учащихся в процессе изучения природы и её взаимосвязей, работы
над проектами и исследованиями, участия в воспитательных мероприятиях, выполнения
творческих работ.
18

Программа выстроена на основе теории развивающего обучения с направленностью на
развитие творческих качеств личности и формирование личности как активного субъекта через
деятельностное освоение содержания программы. Результатом деятельности педагога является
опыт успешного участия детей в конкурсах различного уровня, в выставках и акциях, который
в дальнейшем помогает им в самореализации и адаптации в обществе.
Технология критического мышления через чтение и письмо. Основная цель применения заинтересовать учащихся, то есть пробудить в них исследовательскую, творческую активность,
задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала,
помочь творчески переработать и обобщить полученные знания. Использование данной
технологии помогает развивать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку
зрения, умение аргументировать, развивает культуру общения, овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, получение новых знаний по конкретному предмету.
Технология проектного обучения. Основная цель применения – развитие исследовательских
умений (выявление проблемы, сбор информации, анализ, обобщение, наблюдение), умение
пользоваться приобретенными знаниями длярешения познавательных и практических задач.
Алгоритм занятия
Учебное занятие строится и проводится по следующим этапам:



Организационный – подготовка детей к работе на занятии.



Подготовительный – проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Подготовка к

восприятию нового материала.



Основной – усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление и

систематизации знаний.



Рефлексивный – оценивание результативности и работоспособности.

19

2.3.Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка

качества

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы-

дополнительной общеразвивающей программы включает в себя текущий

контроль и

промежуточную аттестацию.
Текущий контроль контролирует качество и уровень освоения учащимися тем, разделов
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Промежуточная аттестация проводится после каждого года обучения по дополнительным
общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам после
освоения каждого модуля и определяет успешность развития учащегося и усвоения им
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Предусматривается проверка теоретических знаний (устные и письменные опросы, тесты)
и практических умений (игровые задания, самостоятельная работа, зачет, контрольная работа,
творческая работа, олимпиады, защита проектов, контрольные работы, выставка, конкурс,
фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты,
открытые уроки, вернисажи и т.д.).
Отслеживание метапредметных результатов и личностного развития детей проводится
методом наблюдения, выполнения проектных и исследовательских работ, игровых и
творческих заданий.
№

Наимено

Предмет

Формы и

Показатели

Критерии

Виды

вание

оценивания

методы

оценивания

оценивания

аттестац

модуля

оценки

ии

контроля
1

Модуль 1

Выявление

Творческий

«Живая

уровня

проект

природа и

усвоения

человек»

материла по

высокий уровень (11-

Самостоятельност

12 баллов), средний (8- ь, содержание,
10 баллов), низкий (7
баллов и ниже).

Текущий
контроль

эстетичность,
творчество

теме
2

Модуль 2

Выявление

Устный

«Сохраним

уровня

опрос

планету

усвоения

вместе»

материла по
теме

высокий уровень (8-9

правильность,

баллов), средний

полнота ответа,

уровень (6-7 баллов),

умение доказать

низкий уровень (5

свою точку зрения

баллов и ниже)
20

Выставка

высокий уровень (11-

Аккуратность

12 баллов), средний (8- исполнения,
10 баллов), низкий (7
баллов и ниже).

Соответствие
цветовой гамме,
Законченность
работы.
Оригинальность.

3

Модуль 3

Выявление

Защита

«Я –

уровня

мини-

будущий

усвоения

проекта

препринима

материла по

тель»

теме

высокий уровень (11-

Грамотность

12 баллов), средний (8- изложения
10 баллов), низкий (7

материала,

баллов и ниже).

применение
экономических
терминов, умение
отвечать на
вопросы,
убедительность
высказываний

4

Выявление

Тест

Контроль

Высокий уровень – от

уровня

усвоения

14 до 16 баллов;

усвоения

приобретен

содержания

н ых

программы

знаний.

Правильность

Промежу

ответов.

т очная

Средний уровень - от

аттестаци

10 до 13 баллов;

я

Низкий уровень – от 9
баллов и ниже.

Практическая

Ярмарка

Высокий уровень – от

Авторская идея,

часть.

изделий

13 до 15 баллов;

оригинальность

Средний уровень - от
10 до 12 баллов;
Низкий уровень – от 9
баллов и ниже.

замысла.
Оформление и
дизайн
представленных
работ. Уровень
мастерства.
Презентация
творческих работ.

21

2.4. Список литературы
Нормативно – правовые документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009 г. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии
развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/docs/18312/

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» [Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916

- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей

и

взрослых»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/

- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/

- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года № 467 «Целевая
модель развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru)

- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035года [Электронный
22

ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM-

- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea

- Устав учреждения МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Для педагога
1.

Асманн П. А. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.: Культура и

традиции, 2003. – 224 с.
2.

Бенджамин П., Слюис М., Бруин Т., Современная флористика. Оформление стола. – М.:

Дизайнер БУКС, 2010. – 96 с.
3.

Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.- М.: Детский дизайн, 2016.

4.

Лерш Г. Основы композиции во флористике. - М.: Дизайнер BOOKS, 2013. –232 с.

5.

Миркин Б.М. Экология России (Текст)./Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. - М.: Устойчивый

мир, 2000 – 356 с.
6.

Орлова Л., Панфилова Е., Калмыкова М. Поделки из природных материалов. – М.:

РиполКлассик, 2011.
7.

Рик Моррис. Тайны живой природы./Рик Моррис - М.: Росмэн, 2010 – 200 с.

8.

Сидорова М.А. Европейская флористика. - М.: Ниола-пресс, 2007. – 135 с.

9.

Справочник «Азбука финансовой грамотности»: методическое пособие для педагогов

дополнительного образования. Электронное издание/ Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг
В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М.: Росмэн, 2017. – 182 с.
10.

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Красивые поделки из природных материалов. – М.: Владис,

2011. – 239 с.
11.

Фомина Ю. В. Современные букеты. – М.: Издательский дом «Ниола 21-йвек», 2004. – 144

с.
12.

Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка,

ассортимент, техника.- М.: ЗАО «Фитон+», 2003. – 125 с.
Для детей
1.

Асманн П. Современная флористика / Пер. с нем. Е.Я. Юдаевой. – М.: Культура и

традиции, 2003. – 224 с.
2.

Волкова, Г.А. Инструкция полезных растений в подзоле средней тайги Республики Коми./

Г.А.Волкова, В.П. Мишуров, Н.В.Портнягина. – СПб.: Наука, 2002. - 395 с.
3.

Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний. - М.: Росмэн, 2008 – 511 с.

4.

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М,: Дрофа-Плюс, 2005. – 320 с.
23

5.

Куров В.Н. «Расширяем кругозор детей». –

Ярославль: Академия развития, 2006 –

180 с.
6.

Лобков Д.А. Язык цветов, или Все тайны цветочной магии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

– 331 с.
7.

Лысиков А.Б. Мир цветов. Истории, загадки, факты. – М.: Фитон+,2008. – 224 с.

8.

Никишов А.И.

Экология:

Учебник

для

5(6) классов/А.И.Никишов, В.Н.Кузнецв,

Д.Л.Теплов - М.: Устойчивый мир, 2009 – 272 с.
9.

Плешаков

А.А. Мир

вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. /А.А.Плешаков - М.:

Просвещение, 2004 – 160 с.
Интернет-ресурсы:
1. Экология и жизнь. : [Международный экологический портал] / Автономная некоммерческая
организация

«Журнал

«Экология

http://www.ecolife.ru/index.shtml.

-

и

жизнь».

(28.12.11).

–

М.,

Содержание

2000-2009.

номеров,

-

URL

избранные

:

статьи,

"книжный магазин", экологический форум, объявления о конференциях.
2. Охрана дикой природы : [Электронный ресурс], [Сайт] / Благотворительный фонд «Центр
Охраны

Дикой

Природы».-

М.:

2000-2011.-

URL

:

http://www.biodiversity.ru/publications/odp/index.html. - (28.12.11). Электронная версия некоторых
номеров.
3. Заповедники и национальные парки : [Электронный ресурс], [Сайт] / Благотворительный
фонд

«Центр

Охраны

Дикой

Природы».

.-

http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html.

М.,
-

2000-

(28.12.11).

2011.

-

URL

Электронная

:

версия

некоторых номеров.
5. Лесной бюллетень : [Электронный ресурс], [Сайт] / Международный социальноэкологический союз; Центр охраны дикой природы, Гринпис России. – М., 2000-2011. - URL :
http://www.forest.ru/rus/bulletin/. – (28.12.11). Проблемы лесных экосистем и их охраны,
подходы, методика, обсуждения. Неправительственные организации по сохранению лесных
экосистем.

- Дальневосточный морской заповедник : [Электронный ресурс], [Сайт] / Дальневосточный
государственный

морской

заповедник.

–

Владивосток,

2011.

URL

:

http://www.fegi.ru/PRIMORYE/PROTECT/zap.htm. - (23.12.11).
9. «Цветы»:

[Электронный

ресурс],

[Сайт]/

оналйн-журнал

–

URL:

https://fantazy.ru/floristika/floristika-obsh.html (23.04.20).
10. «Все о флористике»: [Электронный ресурс], [Сайт] URL: https://df- floristika.ru/ (23.04.20).
11. https://vk.com/ti_eto_mojesh
24

13. https://vk.com/public31805219
14. https://vk.com/h.made
15. http://lovets-snov.info/

25

Приложение 1
План воспитательной работы творческого объединения
«Экодизайн» 1 год обучения
Направление

месяц

Мероприятие

Основы здорового и

сентябрь

Беседа «Знай и выполняй правила

безопасного образа

дорожного движения»

жизни
Экологическое

октябрь

Экскурсия на стадион «Динамо»

Экологическое

ноябрь

Участие в акции
«Покорми птиц зимой!»

Духовно-нравственное

декабрь

Беседа «Традиции празднования Нового года,
Рождества в Коми крае и других странах»

Основы здорового и

январь

Беседа «Пожарная безопасность при

безопасного образа

использовании петард, хлопушек, бенгальских

жизни

огней»

Духовно-нравственная

февраль

Беседа «День защитника
Отечества»

Основы здорового и

март

безопасного образа

Беседа «Осторожно! Тонкий лед!»
Знакомство с современными профессиями

жизни
Экологическая

апрель

Беседа «Кто такой волонтер?»
Участие в Республиканской акции «Весенняя
неделя добра»

Духовно-нравственное

апрель

Экскурсия в Свято-Стефановский собор
«Готовимся к Пасхе»

Духовно-нравственное

апрель

Акция ко Дню Победы «Подарок ветерану»

Экологическая

май

Участие в акции по
озеленению школьногодвора «Росток»

26

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование

№

Тема занятия

Количество часов
теория

1.

Дата

Дата

проведен

проведения

ия

по факту

практика

Введение. Правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности:

2.

пожарная и электробезопасность, ПДД

1

Введение. Правила поведения.

1

Инструктаж по технике безопасности:
пожарная и электробезопасность, ПДД
3.

Экологические проблемы планеты

4.

Экологические проблемы планеты

5.

Особенности сбора, сушки и хранения

1
1
1

природных материалов.
6.

Особенности сбора, сушки и хранения

1

природных материалов.
7.

Экскурсия в парк. Заготовка материала

1

8.

Экскурсия в парк. Заготовка материала

1

9.

Заготовка материала

1

10.

Заготовка материала

1

11.

Композиция. Цветовая гамма. Варианты

1

аранжировки.
12.

Композиция. Цветовая гамма. Варианты

1

аранжировки
13.

Техники работы с разными природными

1

материалами. Инструменты и
оборудование.
14.

Техники работы с разными природными

1

материалами. Инструменты и
оборудование
27

15.

Основы составления цветочных картин..

1

Оформление картины из цветов, листьев и
ягод.
16.

Основы составления цветочных картин..

1

Оформление картины из цветов, листьев и
ягод.
17.

Оберег из борщевика.

1

18.

Оберег из борщевика.

1

19.

Разнообразие природных камней.

1

Особенности заготовки. Секреты техники
рисования на камнях. Необходимые
инструменты и материалы
20.

Разнообразие природных камней.

1

Особенности заготовки.
21.

Брошь «Кот»

1

22.

Брошь «Кот»

1

23.

Рисование орнамента

24.

Рисование орнамента

1

25.

Рисование пейзажа на камне

1

26.

Рисование пейзажа на камне

1

27.

Особенности древесины и их

1

1

предварительной обработки.
28.

Особенности древесины и их

1

предварительной обработки.
29.

Секреты работы с деревянными спилами

30.

Секреты работы с деревянными спилами

1

31.

Панно на деревянном спиле.

1

32.

Панно на деревянном спиле.

1

33.

Декор деревянной доски в технике

1

1

«декупаж»
34.

Декор деревянной доски в технике

1

«декупаж»
35.

Ваза из веточек

1

36.

Ваза из веточек

1
28

37.

Особенности комнатных растений, их

1

разнообразие и значение. Правила ухода
за комнатными растениями в зависимости
от времени года. Экскурсия по школе.
38.

Принципы построения композиций из

1

комнатных цветов. Композиции в
сочетании с различными природными и
другими материалами.
39.

Творческая работа по составлению плана

1

озеленения своей комнаты, класса или
школьного коридора.
40.

Творческая работа по составлению плана

1

озеленения своей комнаты, класса или
школьного коридора.
41.

Символика и «язык» цветов. Цветовые

1

сочетания.
42.

Символика и «язык» цветов. Цветовые

1

сочетания.
43.

Правила составления букета.

1

Классификация букетов. Инструменты и
материалы.
44.

Правила составления букета.

1

Классификация букетов. Инструменты и
материалы.
45.

Составление букета

1

46.

Составление букета

1

47.

Знакомство с технологией создания

1

презентации
48.

Оформление презентации «Моя поделка»

49.

Знакомство с технологией создания

1
1

презентации
50.

Оформление презентации «Моя поделка»

51.

Структура проекта. Способы поиска

1
1

информации
29

52.

Структура проекта. Способы поиска

1

информации
53.

Работа в мини-группах «Учимся писать

1

проект»
54.

Работа в мини-группах «Учимся писать

1

проект»
55.

Защита творческой работы. Текущий

1

контроль.
56.

Оформление творческой работы.

1

Текущий контроль.
57.

Способы утилизации отходов.

1

Мусороперерабатывающие заводы и их
продукция
58.

Способы утилизации отходов.

1

Мусороперерабатывающие заводы и их
продукция
59.

Раздельный сбор мусора, его

1

классификация.
60.

Дискуссия «Одноразовая посуда –

1

необходимость или вред?»
61.

Виды поделок из бросового материала.

1

Первичные понятия и правила работы с
пластиком.
62.

Техника изготовления цветов, бабочки из

1

пластика
63.

Изготовление цветов из пластика

1

64.

Изготовление цветов из пластика

1

65.

Изготовление бабочки из пластика

1

66.

Изготовление бабочки из пластика

1

67.

Беседа об истории праздника Новый год.

1

Техника изготовления вазы из пластика,
фоторамки из компакт-диска к Новому
году
68.

Изготовление фоторамки из компакт-

1
30

диска к Новому году
69.

Изготовление фоторамки из компакт-

1

диска к Новому году
70.

Изготовление вазы из пластика

1

71.

Изготовление вазы из пластика

1

72.

Техника изготовления игрушек-

1

шуршалок, ангелочка из пластиковой
бутылки.
73.

Изготовление игрушки-шуршалки

1

74.

Изготовление игрушки-шуршалки

1

75.

Изготовление ангелочка из пластиковой

1

бутылки.
76.

Изготовление ангелочка из пластиковой

1

бутылки.
77.

Знакомство с видами поделок из газетных

1

трубочек. Правила плетения из
газетных трубочек.
78.

Изготовление трубочек.

79.

Техника плетения из газетных

1
1

трубочек.
80.

Плетение звезды из газетных трубочек.

1

81.

Плетение звезды из газетных трубочек

1

82.

Изготовление трубочек

1

83.

Плетение корзинки из газетных трубочек

1

84.

Плетение корзинки из газетных трубочек

1

85.

Плетение декоративного панно из

1

газетных трубочек
86.

Плетение декоративного панно из

1

газетных трубочек
87.

Обзор различных видов упаковок.

1

Знакомство со способами вторичного
использования упаковок в быту.
88.

Изготовление крышки для продуктов из

1
31

коробки для торта
89.

Изготовление крышки для продуктов из

1

коробки для торта
90.

Знакомство со способами вторичного

1

использования упаковок в быту.
91.

Изготовление вазы из пластиковой

1

бутылки от стирального геля.
92.

Изготовление вазы из пластиковой

1

бутылки от стирального геля.
93.

Изготовление шкатулки из упаковок.

1

94.

Изготовление шкатулки из упаковок.

1

95.

Изготовление картины из конфетной

1

коробки
96.

Изготовление картины из конфетной

1

коробки
97.

Разнообразие детских игрушек. Влияние

1

качества игрушек на длительность их
применения. Техника работы с мягкими
игрушками.
98.

Изготовление куклы бибабо

1

99.

Изготовление куклы бибабо

1

100.

Изготовление куклы бибабо

1

101.

Изготовление куклы бибабо

1

102.

Техника работы с пластиковыми

1

игрушками. Беседа о празднике Пасхи.
103.

Изготовление народной куклы

1

104.

Изготовление народной куклы

1

105.

Изготовление народной куклы

1

106.

Изготовление народной куклы

1

107.

Виды одежды. Разнообразие материалов.

1

Техника работы с мехом
108.

Подвеска из меха

1

109.

Подвеска из меха

1

110.

Техника работы с кожей, текстилем.

1
32

Беседа о празднике День Победы.
111.

Сувенир из кожи ко Дню Победы

1

112.

Сувенир из кожи ко Дню Победы

1

113.

Брелок из текстиля

1

114.

Брелок из текстиля

1

115.

Коврик из текстиля

1

116.

Коврик из текстиля

1

117.

Что такое пункт приема вторичного

1

сырья. Завод по переработке мусора в
Сыктывкаре. Их значение для города.
118.

Правила сбора вторичного сырья для

1

переработки. Техника безопасности.
119.

Экскурсия на пункт приема вторичного

1

сырья
120.

Экскурсия на пункт приема вторичного

1

сырья
121.

Акция «Мы с природой дружим, мусор

1

нам не нужен» (сбор и сдача пластиковых
крышек, батареек, макулатуры)
122.

Акция «Мы с природой дружим, мусор

1

нам не нужен» (сбор и сдача пластиковых
крышек, батареек, макулатуры)
123.

Итоговое занятие. Опрос.

124.

Выставка работ учащихся.

125.

История возникновения денег. Виды

1
1
1

денег. Названия валют разных стран.
Современные деньги.
126.

Дискуссия «Хорошо ли иметь много

1

денег?»
127.

Что такое бюджет? Составляющие

1

доходов и расходов. Увеличение бюджета
128.

Профессия «предприниматель». Что такое

1

бизнес. Правила игры«Менеджер»
129.

Деловая финансовая игра «Менеджер»

1
33

130.

Деловая финансовая игра «Менеджер»

1

131.

Деловая финансовая игра «Менеджер»

1

132.

Деловая финансовая игра «Менеджер»

1

133.

Увлечения и их роль в выборе профессии.

1

Значение хобби для будущей профессии.
134.

Обсуждение в парах о значении своего

1

хобби для людей
135.

Понятия «цена», «стоимость», их

1

составляющие
136.

Понятия «цена», «стоимость», их

1

составляющие
137.

Составление таблицы расчета стоимости

1

товара
138.

Составление таблицы расчета стоимости

1

товара
139.

Значение рекламы в продвижении товара.

1

Виды реклам. Основные характеристики
рекламы.
140.

Составление рекламы своей творческой

1

работы.
141.

Защита мини-проекта

1

142.

Защита мини-проекта

1

143.

Промежуточная аттестация. тест

144.

Промежуточная аттестация. Ярмарка

1
1

изделий
Итого:

52

92

34

Приложение 3
План работы с родителями/ законными представителями
Цель: организация эффективного сотрудничества

семьи и педагога

для

решения

образовательных и воспитательных задач в рамках программы «Экодизайн».
Мероприятия

Сроки

Содержание

Размещение информации для

В течениегода

Информационное педагогическое

родителей на стенде Размещение

обеспечение родителей в вопросах

информации для

воспитания

родителей на сайте Центра
Выступление на родительских

Начало

Запись учащихся в творческие

собраниях

учебного года

объединения (консультация

Октябрь

родителей);
Соблюдение санитарно- гигиенических
норм безопаснойжизнедеятельности;

Декабрь
Май

Поддержка одаренных детей;
Портфолио ученика
Реклама программы «Экодизайн»

Беседы, встречи, консультации

В течение года

(индивидуальные, групповые,

Оперативная информация, решение
организационных вопросов.

коллективные) по инициативе
педагогов или родителей.
Переписка в группе VK «Экодизайн»
Совместное участие детей и
родителей в экологических акциях

В течениегода

Вовлечение родителей в
образовательный процесс

Центра: «Вершки», «Росток»,
«Покорми птиц зимой!», сбору
бытовых отходов. Помощь родителей
детям привыполнении проектных
работ.
Организация совместных праздников:
«День матери»,
«Масленица»
Помощь родителей в организации
экскурсий
35

Анкетирование родителей по

Май

выявлению удовлетворенности
деятельностью творческого
объединения «Экодизайн»
Открытые занятия
Выставки

В течениигода

Демонстрация учебных достижений

В конце

учащихся

учебного года
День открытых дверей

Март

36

Приложение №4
КИМы (оценочные и контрольно-измерительные материалы для
осуществления диагностики уровня освоения программы)
Модуль 1 - Текущий контроль
Форма проведения - творческий проект
Цель: выявление уровня усвоения материала по теме «Живая природа и человек»
Материалы: природный материал (засушенные растения, веточки, шишки, камни, клей, картон,
камни…).
Задание:

1. Определите сюжет и необходимые материалы будущей работы по теме «Русская народная
сказка»

2. Составь композицию из представленных материалов
3. Закрепи при помощи клея композицию на картоне.
Критерии оценки (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало проявляется,
2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): самостоятельность выполнения,
содержание, эстетичность, творчество
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и ниже).
Модуль 2
Форма проведения – устный опрос, выставка работ
Цель: выявление уровня усвоения материала по модулю «Сохраним планету вместе»
Вопросы для устного опроса:
1.Что такое бросовый материал?
2.Какие способы утилизации и переработки бытовых отходов существуют?
3.Назовите, какие материалы нельзя переработать?
Критерии оценки (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало проявляется,
2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): правильность, полнота ответа, умение
доказать свою точку зрения
Показатели: высокий уровень (8-9 баллов), средний уровень (6-7 баллов), низкий уровень (5
баллов и ниже)
Выставка
Критерии оценивания изделий из бросового материала (от 1 до 3 баллов по каждому критерию,
1- не проявляется/мало проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью)).
37

1.Аккуратность исполнения.
2.Соответствие цветовой гамме.
3.Законченность работы.
4.Оригинальность исполнения.
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и ниже).
Модуль 3
Форма проведения – защита мини-проекта
Цель: выявление уровня усвоения материала по модулю «Я-будущий предприниматель»
Критерии оценивания (от 1 до 3 баллов по каждому критерию, 1- не проявляется/мало
проявляется, 2 – проявляется частично, 3 – проявляется полностью): грамотность изложения
материала, применение экономических терминов, умение отвечать на вопросы, убедительность
высказываний.
Показатели: высокий уровень (11-12 баллов), средний (8-10 баллов), низкий (7 баллов и ниже).
Промежуточная аттестация.
1. Тест.
Выбери один из вариантов ответа.
1. Украшение интерьера срезаннымицветами 2. Как называется процесс составления
– это:

букета, композиции

А) бонсай

А) дизайн

Б) флористика В) манжетка Г) бутоньерка

Б) стилистика В) аранжировкаГ) творчество

3. Элемент из листьев или декоративных

4. Композиции из растительного материала,в

материалов, завершающий букет:

стиле японской икебаны или в европейском

А) венок

формалинейном стиле, основакоторого

Б) бутоньерка В) фестон

контраст формы и линии – это:

Г) манжетка

А) архитектура Б) фитоскульптура
В) скульптура Г) аппликация

5. Черный, белый, серый – это:А)

6. Букеты, изготовленные из большого

хроматические цвета

количества цветов и рассматриваемые со

Б) яркие цвета

всех сторон, относятся к:

В) ахроматические цветаГ) бледные цвета

А) треугольным Б) одностороннимВ)
массовым
Г) линейным
38

7. Для стиля ……. Типичны абстрактные и

8. Особый вид букетов, используемый для

конструктивные решения, т.е. изломанные

украшения платьев, причесок. Существует

неровные линии, нарочито ограниченная

петличный вариант для мужчин:

или упрощенная цветовая гамма:

А) икебана

А) ретро

Б) бутоньерки В) композицияГ) бонсай

Б) пейзажныйВ) модерн
Г) барокко
9. Понятие, противоположное симметрии; 10. Равновесие композиции в целом и между
нарушение равновесия и соразмерности в ее частями. Придает устойчивостьвазе с
композиции:

растениями и усиливает гармоничность

А) ритм

композиции:

Б) асимметрияВ) баланс

А) замысел Б) ритм

Г) масштаб

В) баланс Г) масштаб

11.Как называется процесс получения

12. Как называется процесс погружения

«прозрачного кружевного» листа:

сухих цветов в растворы красок или

А) кристаллизация

опрыскивания специальными аэрозолями:А)

Б)

скелетизация

В)

отбеливание

Г) кристаллизация

окрашивание

Б)

скелетизация

В)

отбеливание

Г)

окрашивание
12.Самый экологичный способ утилизации

14. В синий контейнер нужно собирать:

бытовых отходов:

А) органический мусор

А) переработка

Б) пластик

Б) сжигание

В) стекло

В) захоронение

Г) бумага

Г) выброс в море, лес
15. Стоимость сувенира – это:

16. Верно ли следующее суждение - при

А) Сумма, за которую вы его когда-то

составлении бюджета сложнее планировать

купили

доходы, чем расходы.

Б) Сумма, за которую его можно продать

А) верно

сейчас

Б) неверно

В) Сумма, по которой другой человек
оценит сувенир
Г) Сумма, за которую можно купить
аналогичный сувенир
39

Правильные ответы: 1)Б, 2)В, 3)Г, 4)Б, 5)В, 6)В, 7)В, 8)Б, 9)Б, 10)В, 11)Б,12)Г, 13)А 14) Г, 15)
А, 16)А
Критерии оценивания: за каждый правильныйответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество – 16 баллов.
Высокий уровень – от 14 до 16 баллов;
Средний уровень - от 10 до 13 баллов;
Низкий уровень – от 9 баллов и ниже.
2. Практическая часть.
Ярмарка изделий.
Критерии оценивания работ (смотри таблицу оценки творческих работ)
Высокий уровень – от 13 до 15 баллов;
Средний уровень - от 10 до 12 баллов;
Низкий уровень – от 9 баллов и ниже.

40

Этапы работы над проектом
Этапы
1. Мотивация

Задачи

Деятельность

Деятельность

учащихся

педагога

Определение

темы,

1.

уточнение

целей,

информацию

исходного

Уточняют

учащихся

положения. 2. Обсуждают задание

2. Объясняет цели

Выбор рабочей группы
2.

Анализ

Планирование

Определение

1. Мотивирует

проекта

проблемы.

1. Формируют задачи

1. Помогает в

Уточняют

2.

анализе и синтезе

источников

информацию

(по необходимости)

информации. Постановка

(источники)

2. Наблюдает

задач

и

выбор

3. Выбирают

приоритетов

оценки

обосновывают

результатов.

Ролевое

и
свои

критерии успеха

распределение в команде
3. Принятие

Сбор

и

уточнение 1.

решения

информации.

Работают

с

информацией

1. Наблюдает
2. Консультирует

Обсуждение альтернатив 2. Проводят синтез и
(мозговой штурм). Выбор
оптимального

анализ идей

варианта. 3.

Уточнение

планов

Выполняют

исследование

деятельности
4. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют

1. Наблюдает

исследование,

и

работают

над

2. Советует (по
просьбе)

проектом.
Оформляют проект
5. Оценка

Анализ

результатов

достигнутых результатов коллективном

2. Направляет

(успехов

процесс анализа

причин

выполнения
и

неудач)

этого.

Участвуют

в

и самоанализе проекта и

Анализ самооценке

достижения

результатов

поставленной

продвижения

1. Наблюдает

(если необходимо)
своего

41

цели
6. Защита

Подготовка выступления; 1. Защищают проект

проекта

обоснование

процесса

2.

Участвуют

Организует процесс
в коллективной

проектирования,

коллективной

оценке оценки результатов

объяснение полученных

результатов проекта

результатов.
Коллективная

защита

проекта.

Оценка

результатов

Критерии оценивания проекта
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ПРОЕКТА УЧАЩЕГОСЯ
Критерии

Максимальное Самооцен
количество

ка

Оценка

Оценка

педагога

одногрупп

баллов
1. Эстетичность оформления работы

0-5 балла

2. Достигнутый результат

0-5 балла

3. Грамотность.

0-5 балла

4. Отсутствие отклонений от темы.

0-5 балла

5. Соблюдение структуры проекта.

0-5 балла

6. Наличие научного, интересного,

0-5 балла

ников

познавательного материала.
7. Формулирование вывода.
8.

Использование ресурсов сети

0-5 балла
0-5 балла

интернет и печатной литературы.
Защита

9.Представление

0-5 балла

проекта

10. Ответы на

0-5 балла

вопросы
Среднеарифметическая величина45 - Итого:
50 баллов высокий уровень;

Итоговая оценка (Суммируются

35 – 44 балла повышенный уровень;

итоги оценок трех

25 – 34 балла средний уровень;

столбцов и делятся на 3)

Менее 24 баллов – низкий уровень.

42

Критерии оценивания защиты проекта
Высокий

Средний

Низкий

Проектная работа соответствует

Проектная работа соответствует

Проектная работа несовсем

цели иотвечает на проблемные

цели иотвечает на некоторые

точно отражает цель

вопросы

проблемные вопросы

проекта и его
проблемные вопросы

Участником проекта

Участником проекта использованы

Участник проекта

использованы все

некоторые рекомендованные

использовал один

рекомендованные социальные

социальные сервисы,проведены

рекомендованный

сервисы,проведены коллективные коллективные обсуждения в ходе
обсуждения в ходе работы над

социальный сервис, провел

работы над проектом

коллективноеобсуждение в

проектом

ходе работы над проектом

Устное выступление участника

Устное выступление участника

Устное выступление

логично, отсутствуют

логично, присутствуют

участника не всегда

грамматические и лексические

незначительные грамматические и

логично, присутствуют

ошибки

лексические ошибки,не мешающие

грамматические и

пониманию

лексические ошибки,

материала

которые затрудняют
понимание

В ходе устного выступления даны В ходе устного выступления даны Учащийся затруднялся
ответы на все

ответы на некоторые

вопросы класса

вопросы класса

даватьправильные ответы
на вопросы класса

Критерии и показатели качественной оценки творческих работ
Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Владение

знает

Знает технологию

слабо владеет

технологией

технологию

изготовления изделия, но

технологией

изготовления изделия

изделие

изготовления изделия,

и

соблюдает

содержит

небольшие

изделие имеет грубые

технологические

технологические

дефекты;

дефекты

43

Самостоятельно

самостоятельное

выполнение

работы

с

сть в работе

выполнениеработы,

небольшой

от выбора сюжета

педагога

педагога.

допущены

неудачное решение

помощью

выполнение работы
под контролем

до исполнения
Цветовое

удачное

цветовое

решение

решение

незначительные ошибки

Трудоемкость

сложно

достаточно сложно

достаточно просто

Креативность

стремиться

в

в практической работе

к

оригинальному
решению,

работа

выполнена

по

собственному

реализации

замысла

проявляет творчество, в

творчество

проявляет

разработке

при

активном

эскиза

обращается за помощью

напоминании педагога

педагога

либо

замыслу

изделие

выполнено на основе
образца

Качество

изделие аккуратное

исполнения

изделие

не

совсем

изделие выполнено не

аккуратно

аккуратно.

знает и соблюдает

знает и соблюдает

знает не все правила

правила организации

правила организации

организации рабочего

организации

рабочего места,

рабочего места, правила

места, правила техники

рабочего места

правила техники

техники безопасности, но

безопасности,

безопасности

не всегда соблюдает

соблюдает их при

Соблюдение
правил

ТБ,

напоминании педагога

44

Приложение 5
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности организации
учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки,

актированных

самостоятельная

работа

дней, отсутствие

с использованием

педагога),

электронного

может
обучения

быть
и

организована
дистанционных

образовательныхтехнологий.
№п/п

Раздел учебного плана

Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

1

Живая природа и человек. https://www.youtube.com/watch?v=IHGpZFwah6A&t=61s
https://www.youtube.com/watch?v=qVami9urDj4
https://www.youtube.com/watch?v=JWtYZc8lS0Y&t=14s

2

Спасем планету вместе

https://www.youtube.com/watch?v=lUkqIBMiDmw&t=200s
https://www.youtube.com/watch?v=g4Spn8uDtlg&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v=DLdlhf49wXw&t=189s
https://www.youtube.com/watch?v=Y0nWwKRrTWk&
t=164s

3.

Я будущий

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=68559891546283690

предприниматель

06&text=для+детей+о+финансовом+мышлении&where=all
https://www.youtube.com/watch?v=0zgKe0ssNpY
https://fintolk.pro/10-multfilmov-kotorye-nauchat-detejobrashhatsja-s-dengami/

45

Приложение № 6
Диагностическая карта метапредметных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе «Экодизайн»
№ п/п

ФИО

Метапредметные результаты
проявление

Умение общаться и

Умение

Умение строить

Приобретение

владение

познавательного

взаимодействовать с

осуществлять

высказывание

элементарног

психическими

интереса к

окружающими

информационный

оопыта

(внимание,

учебной

людьми.

поиск

творческой

память) и

работы;

физическими

деятельности

(моторика)
навыками.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Оценка метапредметных результатов: В — умение проявляется во всех видах деятельности, С — умение проявляется частично; Н —
умение не проявляется.
46

Диагностическая карта личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе «Экодизайн»
Личностные
результатов

Признаки проявления
3 б – проявляется ярко

2 б – проявляется

обучения

1б. – слабо проявляется

0б. – не проявляется

достаточно

Уважение к

Знает особенностинациональной

Имеет уважение и любовь к

культурному

культуры. О роли музыкального

песенному творчеству

наследию народа

искусства в жизни и духовно-

народа коми

коми

нравственном развитии

Интерес

к

песенному

творчеству не стабилен

Не интересуется
культурным наследием
народа коми

народа коми
Доброжелательност

Доброжелателен, правдив,верен

Доброжелателен, правдив,

Помогает другим по

Недоброжелателен, груб,

ьчуткость по

своему слову, вежлив,заботится

верен своему слову,вежлив,

поручению преподавателя,не

пренебрежителен,

отношению к

об окружающих, пресекает

окружающим

грубость, недобрые отношения к

нетребует этих качеств от

присутствии старших чаще

товарищамии, старшими,

людям.

других.

скромен, со

часто обманывает,

сверстниками бывает груб.

неискренен.

Неохотно выполняет

Уклоняется от

поручения. Начинает работу,

поручений,

но часто не доводит ее до

безответственен. Часто

Самостоятельность,

заботится об окружающих, но всегда выполняет обещания, в

Выполняет поручения охотно,

Выполняет

ответственность к

ответственно,

по

охотно,

деятельности

собственному

желанию,

Хорошо

может
Всегда

часто

привлечь

поручения
ответственно.
ведет

себя

высокомерен с

других.

независимо от наличия или

конца. Справляется с

недисциплинирован,

дисциплинирован,

отсутствия контроля, но не

поручениями и соблюдает

нарушает правила

47

везде

соблюдает

правила

требует этого от других.

поведения, требует того же от

правила поведения только
при наличии

других.

контроля и

поведения, слабо
реагирует на

требовательности

воспитательные

преподавателя или

воздействия

товарищей.
Позиция
активного
деятеля

Активен, проявляет стойкий

Активен,

проявляет

Мало активен, наблюдает

Пропускает занятия,

познавательный

интерес,

стойкий

познавательный

за деятельностью других,

мешает другим

целеустремлен, трудолюбив и

интерес,

трудолюбив,

прилежен,

добивается

добивается

выдающихся

результатов,

инициативен,

хороших

забывает

выполнить

задание. Результативность

результатов.

невысокая.

организует

деятельность других.
Творческие,

Имеет высокий творческий

Выполняет

Может

исследовательские

потенциал. Самостоятельно

исследовательские,

исследовательско-

способности

выполняет исследовательские,

проектные

проектной

проектировочные

может разработать

Является
проекта,

работы.

разработчиком
создать

с

свой

помощью

в

группе

вступает. Уровень

и

выполнения

контроле.

Способен

проектировочную команду и

принимать

творческие

решения, но в основном

организовать ее деятельность.

решения, но в основном

использует традиционные

Находит

использует традиционные

способы.

новые

способы

деятельность не

при постоянной поддержке
принимать

нестандартные

В проектноисследовательскую

преподавателя. Способен

решения,

может

проект

работы,

работать

творческие

заданий
репродуктивный.

способы.

выполнения заданий.
48

Мониторинг личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе «Экодизайн»
Год обучения _________№ группы
№

Ф.И. ученика

Педагог

Учебный год __________________________

Личностные результатов обучения
Уважение к
культурному
наследию
народа коми

Доброжелательность,
чуткость по отношению
к окружающим

самостоятельность,
ответственность в
деятельности

позиция активного
деятеля

индивидуальные
творческие
способности

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Признаки проявления метапредметных результатов:
3б – проявляется ярко; 2 б. – проявляется достаточно; 1б. – слабо проявляется; 0б. – не проявляется

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».