Юный художник

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный художник»
Направленность – художественная
Уровень сложности содержания базовый
Для учащихся – 6 - 12 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель: Шучалина Евгения
Александровна, педагог
дополнительного образования

Сыктывкар 2023 г.

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

–

дополнительная

общеразвивающая

программа «Юный художник» (далее – Программа) разработана в соответствии с
современными нормативно-правовыми документами в сфере образования:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
- приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
Москва;

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf
- Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии
социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://сыктывкар.рф/component/attachments/download/20890.
Достижение высокого уровня культурного развития на основе традиций и единства
многонационального народа Республики Коми, качественного доступного образования
являются приоритетными направлениями социально-экономического развития РК и г.

Сыктывкар.

Программа

«Юный

художник»

способствует

реализации

данной

стратегической цели, т.к. изобразительная деятельность развивает не только творческие
навыки, но и является эффективным средством успешной социализации учащихся.
Стимулирует и поощряет творческое осмысление и продвижение в культурной
деятельности традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей,
традиций и обычаев.
Программа «Юный художник» имеет базовый уровень сложности,

так как

включает в себя изучение всех основных видов изобразительного искусства: живопись,
графику, скульптуру, архитектуру, различные типы декоративно-прикладного художества.
Они исследуются в контексте взаимодействия с другими искусствами. Периодическая
организация выставок предоставляет детям возможность вновь увидеть и дать оценку
собственной деятельности, почувствовать удовольствие преуспевания. Сделанные на
занятиях работы учащихся имеют все шансы быть применены, как подарки для близких и
приятелей, могут использоваться в оформлении учебного заведения.
Актуальность
Необходимость разработки этой программы связана с обеспечением формирования
системы дополнительного образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи,
ожиданий общества и требований государства в области образования. Актуальность программы

«Юный

художник»

обусловлена

также

тем,

что

изобразительная

деятельность

востребована как среди учащихся, так и среди родителей.
Актуальность программы заключается в использование учащимися приобретенных
познаний и умений в реальной жизни. Изобразительная деятельность развивает не только
творческие навыки, но и является эффективным средством успешной социализации
учащихся. Стимулирует и поощряет творческое осмысление и продвижение в культурной
деятельности традиционных для российского общества духовно-нравственных ценностей,
традиций и обычаев.
Новизна программы
В изобразительной деятельности ребенок обогащает собственные представления об
обществе, само выражается, проверяет свои силы и совершенствует способности.
Непосредственно по этой причине невозможно ограничиться только лишь традиционными
дидактическими методами преподавания, принуждающих ребенка действовать в рамках
предложенных им схем, образцов, представлений. Следует использовать новейшие
способы и технологии, которые формируют воображение, побуждают ребенка к
экспериментированию с красками, бумагой, пластическими материалами, а не просто
вынуждают автоматически выполнять то, что дает им педагог. На сегодняшний день очень

важным для формирования современного сообщества является развитие гибких навыков,
способствующих социализации учащихся, построению будущей профессиональной
деятельности. Также в программу добавлен региональный компонент, что обеспечивает
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и
творчества, поддержку народных художественных промыслов и ремесел.
Отличительные особенности
Данная программа является модифицированной. Она разработана на основе
программы «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Отличительной особенностью программы является то, что она базируется на идеях
педагогики

сотрудничества,

личностно-ориентированного

обучения

и

проектной

деятельности и ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами

изобразительного

искусства,

на

приобщение

учащихся

к

активной

познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
использовании которых у школьников развиваются творческие начала. Дети учатся
аккуратно обращаться с художественными материалами, у них создаются навыки культуры
трудовой деятельности: составление плана предстоящей работы и самодисциплина. При
выполнении коллективных работ дети учатся сотрудничать, договариваться. Урокиэкскурсии и пленэр дают возможность учащимся одновременно с учебой регулярно
приносить пользу организму в виде прогулок на свежем воздухе.
Адресат программы
Программа составлена для учащихся 6-12 лет, проявляющих интерес к
изобразительному искусству, цветному восприятию окружающего мира что очень важно,
как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Основной набор в группы осуществляется по следующей схеме:
1 год обучения – 6-10 лет.
2 год обучения – 8-12 лет.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Рекомендуемое количество детей в группе:
1 год обучения – до 15 человек;
2 год обучения – до 12 человек;

Объем программы и срок ее освоения
Реализация программы рассчитана на 2 года обучения. Общий объем часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для усвоения программы
составляет:
Год
обучения
1
2

Продолжительность
одного занятия в академ.
часах
2
2

Количество
занятий в
неделю
2
2
Итого:

Всего
часов в
неделю
4
4

Всего
часов в
год
144
144
288 часов

Режим занятий
В соответствии с требованиями СанПиН к учреждениям дополнительного образования
занятия с учащимися на первом году обучения проводятся 2 раза в неделю продолжительностью не более 2 академических часов (4 часа в неделю – 144 часа в год). В период между занятиями необходимо проводить 10-минутный перерыв. В актированный день и в дни
карантина для учащихся организуется обучение в форме самостоятельной работы и повторение пройденного материала.
Форма обучения – очная; может быть организовано электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (в период невозможности организации
учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней).
Формы организации учебного процесса: коллективные, групповые, парные, индивидуальные занятия.
Виды занятий: практические занятия; мастер-классы (с приглашением специалистов,
выпускников коллектива и т.д.); открытое занятие; беседа; просмотр видео материалов;
игра; экскурсия; творческий отчет.

1.2.

Цель и задачи

Цель программы – формирование творческих способностей учащихся через
организацию

разнообразных

видов

деятельности

и

знакомство

с

основами

изобразительного искусства.
Задачи первого года обучения:
обучающие:
 дать

представление о видах изобразительного искусства: живопись, графика,

скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство;
 научить

применять простые фигуры для создания выразительных образов в

живописи, скульптуре, графике, в процессе выполнения художественно-творческих работ;
 ознакомить с художественными нетрадиционными техниками изобразительного
искусства и средствами для создания образов;
развивающие:
• научить планировать свою деятельность, организовать место для занятий;
• научить умению вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы; расширить коммуникативные способности детей;
• обучать умению наблюдать, сопоставлять, сравнивать и исследовать пространственную
форму предметов;
• способствовать умению строить самостоятельную творческую деятельность;
воспитательные:
• воспитывать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• способствовать формированию умений сопереживать, оказывать эмоциональную
поддержку окружающим.
Задачи второго года обучения:
обучающие:
 научить различать виды изобразительного искусства;
 научить использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры с
целью украшений собственных изделий; использовать ритм и стилизацию форм для
воплощения своего художественно-творческого замысла;
 научить обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
развивающие:
• научить

умению

вести

диалог,

принимать

участие

в

обсуждении

работ

изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности.
• способствовать умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии

с

поставленной

задачей,

находить

варианты

решения

различных

художественно-творческих задач;
воспитательные:
• воспитывать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• воспитывать

умение

сопереживать,

оказывать

эмоциональную

окружающим;
• продолжить формирование коммуникативных навыков детей;

поддержку

• воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, самостоятельности.

1.3.

Содержание программы
Учебный план 1 года обучения

№
п/п

Название раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие
Рисунок
Живопись
Композиция
Декоративно
прикладная работа
Аппликация
Лепка
Орнамент
Роспись изделия
Монотипия
Граттаж
Искусство художников
Изготовление сувениров
на ярмарку
Изготовление
выставочных работ
Экскурсии
Самостоятельная
работа (с
использованием ДОТ и
ЭО)
Промежуточная
аттестация. Итоговое
занятие.
Итого

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.
7.
8.
9.

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
2
14
26
20
62

2
1,75
11,14
8,6
26,6

0
12,25
14,86
11,4
35,4

20
10
12
12
4
4
6
6

2,5
1,25
1,5
1,5
0,5
0,5
6
1

17,5
8,75
10,5
10,5
3,5
3,5
0
5

4

0,5

3,5

4

4

0

Текущий контроль,
учащихся

Творческий продукт
учащегося
промежуточная
аттестация
144

40

104

Учебный план 2 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы

Вводное занятие
Рисунок
Живопись
Композиция
Декоративно
прикладная работа
5.1 Аппликация
5.2 Соленое тесто
5.3 Роспись

Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
2
24
42
8
54

2
3
5,25
1
6,75

0
21
36,75
7
47,25

20
12
10

2,5
1,5
1,25

17,5
10,5
8,75

Текущий контроль

5.4
5.5
5.6
6.

Папье-маше.
Граттаж
Тряпичная кукла
Изготовление сувениров
для ярмарки
7. Экскурсии
8. Искусство художников.
9. Самостоятельная
работа (с
использованием ДОТ и
ЭО)
10. Промежуточная
аттестация. Итоговое
занятие.
Итого

4
4
4
6

0,5
0,5
0,5
0,75

3,5
3,5
3,5
5,25

4
4

0,5
0,5

3,5
3,5
Творческий продукт
учащегося
Промежуточная
аттестация

144

40

104

1.3.2. Содержание учебного плана
1 год обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Техника безопасности и правила поведения и работы.
2. Рисунок.
Теория: Художественные материалы.
Рисунок как основа графики. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Практика: Прикладная графика. Упражнения на выполнение линий разного характера.
Открытка, поздравление, шрифт. Свойства графических материалов: карандаш, перо –
ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
3. Живопись
Теория: Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Основы цветоведения. Основные цвета. Холодные цвета.
Практика: Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с
ними. Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Смешение
цветов
4. Композиция
Теория: Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Практика: Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
5. Декоративно прикладная работа
Теория: Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия,
имеющие утилитарное назначение. Беседы по декоративно – прикладному искусству,
обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Практика: Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным
конструированием, композицией, живописью.
5.1 Аппликация
Теория: технология изготовления аппликации, основные приемы и техники, и технологический процесс изготовления аппликаций;

Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник и т.д., изготовление открыток с элементами оригами, и в технике
«Объемная аппликация».
5.2 Лепка
Теория: Технические приёмы лепки из глины, солёного теста. Особенности данного
материала.
Практика: Закрепление знаний техники закручивания, вытягивания и формирование
изделий из глины «Каргопольская игрушка». Изготовление сувениров.
5.3 Орнамент
Теория: Виды орнаментов. Просмотр работ с орнаментами и нахождение в них природных
и геометрических мотивов.
Практика: Составление орнамента. Прорисовка мелких деталей. Аккуратность
закрашивания в работах.
5.4 Роспись изделия
Теория: Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи —
прямых и волнистых линий и штрихов.
Практика: Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Знакомство с
декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
5.5 Монотипия
Теория: Знакомство с техникой выполнения монотипии. Просмотр работ в этой технике.
Практика: творческие композиции с применением приёмов монотипии.
5.6 Граттаж
Теория: Просмотр работ в технике граттаж. Отличительные особенности техники
выполнения.
Практика: Подготовка листа к работе. Способ выделения рисунка путем процарапывания.
6. Искусство художников
Теория: Знакомство с творчеством художников.
7. Изготовление выставочных работ
Теория: Творческое мышление на заданную тему. Ассоциативное мышление через
общение с цветом.
Практика: Цветовое решение. Техника исполнения. Композиционные поиски.
8. Изготовление сувениров
Теория: Знакомство с видами различных сувениров.
Практика: Изготовление сувениров.
9. Экскурсии
Теория: Знакомство с окружающим миром.
Самостоятельная работа (с использованием ДОТ и ЭО)
Теория: Самостоятельный просмотр мастер класса в домашних условиях, отправленный
педагогом через электронный журнал.
Практика: Выполнение мастер класса в домашних условиях, отправленных педагогом
через электронный журнал.
Промежуточная аттестация. Итоговое занятие.
Теория: Ответить на вопросы теста (см. Приложение №6)
2 год обучения.
1.Вводное занятие

Теория: Введение в программу. Техника безопасности и правила поведения и работы.
2.Рисунок
Теория: Приемы работы с графическими материалами.
Практика: Совершенствовать навыки работы карандашом. Штриховка предметов в
натюрморте.
3.Живопись
Теория: Начальное представление о цветоведении. Знакомство с основными и
дополнительными, холодными и теплыми цветами. Свойства акварели.
Практика: Выполнение осеннего пейзажа в технике по-сырому акварелью. Смешивание
цветов гуашью. Добавление в цвет белой краски (нежность, лёгкость, воздушность) и
чёрной краски (тяжесть, тревожность, загадочность). Изображение двух предметов на
выбор акварельными красками
4.Композиция
Теория: Цвет как средство художественной выразительности. Правила компоновки.
Практика: Выполнение эскизов, выбор цвета и формы, нужный для данной работы.
5. Декоративно прикладная работа
Теория: Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия,
имеющие утилитарное назначение. Беседы по декоративно – прикладному искусству,
обращение к иллюстративному и предметному материалу.
Практика: Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным
конструированием, композицией, живописью.
5.1 Аппликация
Теория: Декоративный образ. Компоновка. Подбирание цвета.
Практика: Коллаж. Техника исполнения, подбор материала.
5.2 Соленое тесто
Теория: Технические приёмы лепки из солёного теста. Особенности данного материала.
Практика: Изготовление и декоративное оформление композиций из соленого теста.
5.3 Роспись
Теория: Знакомство с городецкой росписью.
Практика: Выполнение растительного орнамента, элемента «Петушок», «Конь».
5.4 Папье-маше.
Теория: Знакомство с техникой папье-маше. Приемы и способы работы. Отделка и декор.
Практика: Выполнение в технике папье-маше фрукта на выбор. Изготовление и
украшение декоративной тарелочки.
5.5 Граттаж
Теория: Повторение последовательности работы в технике граттаж.
Практика: Передача характера с помощью линии, штриха, пятна в технике граттаж.
5.6 Тряпичная кукла
Теория: Знакомство с видами народной традиционной куклы. Способы изготовления
куклы.
Практика: Изготовление тряпичной куклы бесшовным способом.
6. Изготовление сувениров для ярмарки
Теория: Знакомство с видами различных сувениров.
Практика: Изготовление сувениров.
7. Экскурсии
Теория: Знакомство с окружающим миром.

8. Искусство художников
Теория: Знакомство с творчеством художников.
Самостоятельная работа (с использованием ДОТ и ЭО)
Теория: Самостоятельный просмотр мастер класса в домашних условиях, отправленный
педагогом через электронный журнал.
Практика: Выполнение мастер класса в домашних условиях, отправленных педагогом
через электронный журнал.
Промежуточная аттестация. Итоговое занятие.
Практика: Рисование фрукта с натуры, используя художественные средства
выразительности. Подобрать цвета, создать плавный переход от одного цвета к другому,
верно расположить фрукт на бумаге. Точная передача формы фрукта.
(см. Приложение № 8)

Планируемые результаты

1.4.
Первый год обучения

В результате изучения программы должны быть достигнуты определенные
результаты:
Предметные:
 имеют представление о видах изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство;
 применяют простые фигуры для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, в процессе выполнения художественно-творческих работ;
 владеют нетрадиционными техниками изобразительного искусства и средствами для
создания образов;
Метапредметные:
• освоили умение планировать свою деятельность, организовать место для занятий;
•

умеют вести диалог, распределяют функции и роли в процессе выполнения

коллективной творческой работы;
• приобретены

умения

наблюдать,

сопоставлять,

сравнивать

и

исследовать

пространственную форму предметов;
• проявляют начальные умения строить самостоятельную творческую деятельность;
Личностные:
• различают

и

передают

в

художественно-творческой

деятельности

характер,

эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• проявляют умения сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим.

Второй год обучения
В результате изучения программы должны быть достигнуты определенные результаты:
Предметные:
 различают виды изобразительного искусства;
 используют декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения собственных изделий; используют ритм и стилизацию форм для воплощения
своего художественно-творческого замысла;
 обсуждают и анализируют произведения искусства, выражают суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах.
Метапредметные:
• умеют вести диалог, принимать участие в обсуждении работ изобразительного
искусства, их содержания и средств выразительности.
• планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной
задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Личностные:
• проявляют умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• выработаны умения сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим;
• развиваются коммуникативные навыки детей;
• привиты трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, самостоятельность.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• просторный оборудованный кабинет;
• предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная

информация);
• оборудование: ноутбук, телевизор, графический планшетник, документ-камера
• шкаф для хранения изделий, материалов;
• коробки для хранения остатков бумаги.
Материалы и оборудование

Учебно-практическое оборудование: краски акварельные, краски гуашевые, кисти, емкость для
воды, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, бумага, бумага цветная, картон цветной,
клей, ножницы.
Инструкции по технике безопасности:
• Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками, кисточками,
клеем, ножницами, канцелярским ножом)
• Антитеррористическая безопасность
• Противопожарная безопасность
• Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
• Правила поведения на улице и ПДД
• Правила поведения на экскурсии

2.2. Информационно - методическое обеспечение
- методическая литература;
- презентации в программе Power Point по темам (перспектива, городецкая роспись,
композиция и т. Д.) ;
Учебно-наглядные пособия:
- по основам композиции;
- по видам изобразительного искусства; - последовательность работы над натюрмортом,
пейзажем;
- раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы ребенка:
- схемы, рисунки народных орнаментов;
- кроссворды и викторины;
- наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ,
иллюстраций;
- альбомы по разным видам росписей.

2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
ИКТ. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает статус учителя, так как
преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт
самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
В настоящее время незаменимо умение получать информацию из разных источников,
использовать её, создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для
педагога новые возможности в преподавании своей дисциплины, а также значительно

облегчают его работу, повышают продуктивность обучения, позволяют улучшить качество
преподавания.
Игровые технологии. Необходимость дифференцированного подхода к учащимся;
необходимость учить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия,
аргументировать

факты;

осуществление

более

свободного,

психологически

раскрепощенного контроля знаний; необходимость потери болезненной реакции учащихся
на

неудачные ответы. В игре дети незаметно для себя узнают много нового, практически

закрепляют и оценивают результат. В процессе игровой деятельности обучающиеся
получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.
Проектная технология. Усваивая культуру проектирования, ученик привыкает
творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним
задач. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, объединять
различные знания, творчески относиться к работе.
Технология позволяет реализовать индивидуальный подход к обучающимся; выбирая
самостоятельно тему проекта, ученик имеет мотивацию к учебной деятельности;
повышается качество и продуктивность образования.
Педагог выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает
возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе.
Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ученику.
В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде
волонтерской деятельности. Педагоги с обучающимися стараются бескорыстно помогать
людям, нуждающимся в их помощи.
Здоровьесберегающие технологии предполагают своевременную смену характера
деятельности на занятиях; применение различных приемов психологической разгрузки,
приемов музыкальной и арт-терапии, поэтических минуток.
Семья оказывает большое влияние на процесс воспитания и развития личности
ребенка. Ведется работа с родителями в целях взаимодействия в учебном процессе и
оказания помощи в организации досуговой деятельности. Использую следующие формы
работы с родителями, каждая из которых имеет свои конкретные цели и задачи:
 приглашение на конкурсы-выставки детских творческих работ, где участвуют их дети;
 выполнение детьми рисунков и открыток на семейные праздники;
 выступление на школьных родительских собраниях с целью рекламы объединения;
 проведение социологического опроса среди родителей, обучающихся в объединении.

Основные методы работы:
• Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении книги, при анализе

музыкального или художественного произведения.
• Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий,

видеоматериалов.
• Практический – это упражнения, тренинг, репетиции.

Данная программа основана на следующих принципах:
• принцип связи обучения с практикой
• принцип поэтапности
• принцип систематичности и последовательности
• принцип доступности
• принцип наглядности -

одна из самых специфических черт изобразительного

искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия по изобразительному
искусству с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и живописных
этюдов;
• принцип

коллективной деятельности реализуется при создании совместных

композиций. Принцип реализуется при организации коллективных праздников, конкурсов,
проведении и участия в выставках;
• принцип выбора
• принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение

истории родного края, его природы, архитектуры, декоративно – прикладного искусства,
традиций
Воспитательные технологии:
- технология «Создание ситуации успеха»;
- гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
(См. Приложение 2

План воспитательной работы)

Формы работы с родителями:
(См. Приложение 2

План работы с родителями)

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
1 год обучения

Виды
контроля
Текущий
контроль
(декабрь)

Цель

Содержание

Форма

КИМы, критерии

Определить
уровень владения
практическими
умениями и
навыками,

Используя
художественные
средства
выразительности
(линия, цвет), раскрыть

Творческая работа

Приложение №5

предусмотренными
программой.

Промежуточная
аттестация
(май)

Определить
уровень знаний о
видах и жанрах
изобразительного
искусства,
цветоведении и
материалах и
инструментах
художника

характер, настроение
образа сказочного
героя. Рисунок
необходимо грамотно
компоновать на листе.
Ответить на вопросы
теста.

Тест.

Приложение №6

2 год обучения
Виды
контроля

Цель

Содержание

Форма

Текущий
контроль
(декабрь)

Определить
уровень
теоретических
знаний.
Определить
уровень
живописных
навыков.

Ответить на вопросы
теста.

Тест.

КИМы, критерии
(см. приложение
№…)
Приложение №7

Нарисовать фрукт с
натуры, используя
художественные
средства
выразительности.
Подобрать цвета,
создать плавный
переход от одного
цвета к другому, верно
расположить фрукт на
бумаге. Точная
передача формы
фрукта.

Творческая работа.

Приложение №8

Промежуточная
аттестация
(май)

2.5. Список литературы
Нормативно – правовые документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
// Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии
развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением

Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации

образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
Москва;

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
«Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс].
–Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию

дополнительных

общеобразовательных

-

дополнительных

общеразвивающих программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав учреждения
Литература для педагога:
1. Бабенкова Е. А. Настольная книга здоровьясбережения. Новые стандарты. / Бабенкова
Е. А. [Текст]: Методическое пособие для педагогов, врачей, научных работников и работников системы переподготовки кадров, администраторов и руководителей учреждений образования различного уровня / под ред. Бабенковой Е. А.-Москва – УЦ «Перспектива»,
2013. – 192 с.
2. Ватсон-Гарсия, Клэр. Живопись с нуля [Текст]: пошаговое руководство / Клэр ВатсонГарсия ; перевод с английского Екатерины Петровой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер,
2017. – 159 с;
3. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция / Даглдиян К. Т. [Текст]: Учебное пособие /
под ред. Даглдиян К. Т.-Ростов-на-Дону – Феникс, 2010. – 312 с.
4. Евтых С. Ш. Живопись натюрморта / Евтых С. Ш. [Текст]: Методические указания к
практическим занятиям / под ред. Евтых С. Ш.-Оренбург – ГОУ ОГУ, 2003. – 18 с.
5. Марин Кэрол Ни дня без кисти. Как рисовать часто и понемногу, сохранять свежий

взгляд, не бояться экспериментов, быть уверенным и свободным в творчестве — М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 350 с.
6. Нечаев М. П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология, методика / Нечаев, М. П. [Текст]: Книга в помощь руководителям образовательных
учреждений, их заместителям по воспитательной работе, классным руководителям (воспитателям), практическим психологам и учителям / под ред. Третьякова П. И.-Москва –
УЦ «Перспектива», 2013. – 88 с.
7. Теплинская О. Я. Аппликация и коллаж. Новые идеи, разнообразные материалы, полезные советы. / Теплинская О. Я., Тукаева И. А. [Текст]: Книга родителям, педагогам для занятий на уроках труда, во внеклассной деятельности / под ред. Колесова Л. И.-Ярославль –
Академия развития, 2010. – 208 с.
8. Фомина А. Б. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства.
Проблемы, оценка качества, аттестация педагогических работников и обучающихся, оплата труда. / Фомина А. Б. [Текст]: Методическое пособие для руководителей, методистов,
педагогов-организаторов, педагогов системы дополнительного образования детей и общеобразовательных школ / под ред. Фоминой А. Б.-Москва – УЦ «Перспектива», 2012. – 84 с.
9. Хэйнс, Джин Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы / Джин

Хэйнс; пер. с англ. А. Люминой; [науч. Ред. К. Милославская]. — М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2017. — 176 с.

10.Чиварди Джованни Рисование: полное руководство / Джованни Чиварди; пер. с англ.

Людмилы Лаврухиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 448 c.
Кол, М., Сольга, К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / Кол, М., Сольга, К.

11.

; пер. с англ. Гендель, Е. Г. [Текст]: Книга для широкого круга читателей / под ред. Фоминой А. Б.-Минск – «Попурри», 2009. – 256 с.
Литература для учащихся:
1. Дорожин Ю. Искусство детям. Необычное рисование, М., «Москва-Синтез», 2007. – 24
с.
2. Лутц Э. Начни рисовать. Пошаговые техники для тех, кто хочет стать художником за 5
минут: пер. с англ. Е. Петровой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.
3. Никологорская О. Я. Волшебные краски. Книга для детей и родителей, М., «АСТПресс», 1997. – 96 с.
4. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги, М., «Эксмо», 2005. – 352 с.
5. Цой-Гергерт В. Художественная мастерская. Рисуем природу, Спб., «Питер», 2016. –
144 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения.
№

Тема занятия

КолДата
Дата
во
проведения проведения
часов (число, месяц) по факту
15.09
2

1

Вводное занятие

2

Волшебная акварель.

2

20.09

3

Экскурсия «Наблюдение за осенней природой»

2

22.09

4

Осенний листопад.

2

27.09

5

Под зонтом.

2

29.09

6

Чудо дерево.

2

04.10

7

Волшебная планета.

2

06.10

8

Открытка ко Дню учителя

2

11.10

9

Золотой петушок.

2

13.10

10 Чудеса монотипии.

2

18.10

11 Подводный мир.

2

20.10

12 Роспись декоративной рыбки.

2

25.10

13 Волшебный коврик.

2

27.10

14 Беседа «Художники Республики Коми»

2

01.11

15 Йиркап-герой коми легенд.

2

03.11

16 Жар – птица.

2

07.11

17 Подводное царство.

2

09.11

18 Наскальная живопись.

2

15.11

19 Фрукты в вазе.

2

17.11

20 Декоративный натюрморт

2

22.11

21 Каргопольская глиняная игрушка.

2

24.11

22 Роспись каргопольской глиняной игрушки.

2

29.11

23 Четвероногие друзья.

2

01.12

24 Подарок маме.

2

06.12

25 Расписной платок.

2

08.12

26 В лесу родилась Елочка.

2

13.12

27 Игрушка на елку «Рукавичка»

2

15.12

28 зимний пейзаж

2

20.12

29 Северный олень.

2

22.12

30 Новогодний натюрморт

2

27.12

31 Зайчик.

2

29.12

32 Портрет Снегурочки.

2

11.01

33 Рождественская открытка

2

13.01

34 Новогодняя открытка.

2

17.01

35 Графика зимнего леса.

2

19.01

36 Роспись по дереву Республики коми.

2

24.01

37 Заюшкина избушка.

2

26.01

38 Образ человека и его характер. Женский образ.

2

31.01

39 Образ человека и его характер. Мужской образ.

2

02.02

40 Выражение характера человека через украшение

2

07.02.

41 Снегопад.

2

09.02

42 Средневековый замок

2

14.02

43 Жираф

2

16.02

44 Русский богатырь.

2

21.02

45 Конструкция головы человека

2

24.02

46 Мой лучший друг.

2

28.02

47 Первые весенние цветы

2

02.03

48 Масленица.

2

07.03

49 Мезенская роспись

2

09.03

50 Конь – символ солнца.

2

14.03

51 Ёжики на опушке.

2

16.03

52 Цветы и бабочки

2

21.03

53 Веточка вербы.

2

23.03

54 Мой любимый город.

2

28.03

55 Теремок.

2

30.03

56 Мой любимый город.

2

04.04

57 Яблоня в цвету.

2

06.04

58 Попугай.

2

11.04

59 Увлекательный космос.

2

13.04

60 Экскурсия «Наблюдение за весенней природой»

2

18.04

61 Начало весны

2

20.04

62 Матрешка.

2

25.04

63 Отражение ночного города

2

27.04

64 Пасхальный сувенир

2

02.05

65 открытка с Днем Победы!

2

04.05

66 Голубь – птица мира.

2

10.05

67 Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

12.05

68 Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

16.05

69 Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

18.05

70 Экскурсия

2

23.05

71 Свободная тема

2

25.05

72 Итоговое занятие «Загадки мира искусств

2

30.05
Приложение №2

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения.
№

Тема занятия

1

Вводное занятие

КолДата
Дата
во
проведения проведения
часов (число, месяц) по факту
01.09
2

2

Осенний пейзаж.

2

06.09

3

Найди фрукты.

2

08.09

4

Рисование с натуры. Овощи и фрукты.

2

13.09

5

Рисование с натуры объемного предмета.

2

15.09

6

Наблюдение за осенней природой.

2

20.09

7

Рисование с натуры. Осенние листья.

2

22.09

8

Красавица осень.

2

27.09

9

Дождливая погода.

2

29.09

10

Открытка на день учителя.

2

04.10

11

Городецкие цветы.

2

06.10

12

Городецкий петушок.

2

11.10

13

Городецкая лошадка.

2

13.10

14

Жила-была конфета.

2

18.10

15

Художники – мультипликаторы.

2

20.10

16

Моя любимая игрушка.

2

25.10

17

Воздушный шар. Путешествие Незнайки.

2

27.10

18

Котик.

2

07.11

19

Художники Республики Коми.

2

09.11

20

Вычегодские мотивы.

2

15.11

21

Городская улица.

2

17.11

22

Интерьер. Моя комната.

2

22.11

23

Платье для мамы.

2

24.11

24

Кукла-скрутка.

2

29.11

25

Кукла-зольница.

2

01.12

26

Поэтапное рисование зимнего пейзажа.

2

06.12

27

Зимняя сказка.

2

08.12

28

Узоры на стекле.

2

13.12

29

Веселый снеговик.

2

15.12

30

Снежинки.

2

20.12

31

Новогодняя открытка.

2

22.12

32

Ангел над городом.

2

27.12

33

Рождественский сувенир.

2

29.12

34

Рождественский сувенир.

2

11.01

35

Лиса-кумушка и лисонька-голубушка.

2

13.01

36

Пушистые зверята.

2

17.01

37

Аппликация сюжетная «Где то на белом свете…»

2

19.01

38

Сюжетное рисование «Весело качусь я под гору в 2
сугроб…»

24.01

39

Свободная тема.

2

26.01

40

В гостях у гжельских мастеров.

2

31.01

41

Город, в котором мы живем.

2

02.02

42

Птицы родного края.

2

07.02.

43

Ниткография.

2

09.02

44

Шляпа фокусника.

2

14.02

45

Свободна тема.

2

16.02

46

Декоративный зонтик.

2

21.02

47

Галстук для папы.

2

24.02

48

Портрет мамы. Аппликация из ткани.

2

28.02

49

Панно «Тюльпаны на окне».

2

02.03

50

Фактура.

2

07.03

51

Удивительные плоды.

2

09.03

52

Декоративная тарелочка.

2

14.03

53

Композиция из геометрических фигур.

2

16.03

54

Композиция натюрморта.

2

21.03

55

Композиция натюрмотра.

2

23.03

56

Сюжет широкая Масленица.

2

04.04

57

Сюжет широкая Масленица.

2

06.04

58

Птичий двор.

2

11.04

59

Мы рисуем космос.

2

13.04

60

Композиция из цветов в круге.

2

18.04

61

Весенний ковер.

2

20.04

62

Разноцветные жуки.

2

25.04

63

Марья-моль.

2

27.04

64

Рисуем пасхального кролика.

2

02.05

65

Открытка с Днем Победы!

2

04.05

66

Закат.

2

10.05

67

Экскурсия «наблюдение за весенней природой».

2

12.05

68

Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

16.05

69

Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

18.05

70

Изготовление сувениров «Ярмарка талантов»

2

23.05

71

Свободная тема

2

25.05

72

Итоговое занятие «Загадки мира искусств»

2

30.05

Приложение №3
План воспитательной работы.
В течение учебного года в творческом объединении «Юный художник» проводятся такие
беседы как:
1.Еженедельно: правила поведения в комнате школьника, техника безопасности ДПИ.
2. Раз в месяц: противопожарная безопасность, правила поведения на улице и ПДД.
Месяц.

Первый год обучения

Второй год обучения

Сентябрь

День знаний, день учителя. Подготовка День знаний, день учителя.
поздравительных открыток.

Подготовка
поздравительных открыток.

Октябрь

Праздник

осени.

Поделки

ярмарке сбора урожая.

к

осенней Подготовка
поздравительных открыток
для ветеранов ко Дню
пожилого человека.
Праздник осени. Поделки к
осенней ярмарке сбора
урожая.

Ноябрь

Праздник

«День

детских рисунков.

матери».

Выставка Беседа о добром отношении
к родителям, к окружающим
людям,

сверстникам.

Подготовка
поздравительных открыток
ко Дню матери.
Декабрь

Беседа на тему «Поведение детей в Участие

в

каникулы», «Правила поведения на улице в рисунков
зимний период»

конкурсе
«Немецкое

Рождество».

Январь
Февраль

Беседа на тему «Безопасность в интернете
и экстремизм».

Март

Праздник 8 марта. Выставка детских

Подготовка

сувениров

рисунков и подготовка поздравительных

празднику 8 марта.

к

открыток для ветеранов.
Апрель

Конкурс рисунков «Мы и космос».

Май

Праздник «День победы». Подготовка

Беседа

поздравительных открыток для ветеранов

воде»

«Безопасность

на

ВОВ. Посещение концерта, посвященного
празднику «День победы».
Беседа «День славянской письменности и
культуры».

Инструкции по технике безопасности:


Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами: красками,
кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)



Антитеррористическая безопасность



Противопожарная безопасность



Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах



Правила поведения на улице и ПДД



Правила поведения на экскурсии



Правила поведения в зимний период



Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ

Приложение № 4
План работы с родителями:
1. Беседы индивидуальные.
2. Индивидуальные тематические консультации обмен информацией, дающей реальное
представление о работе и поведении ребенка, его проблемах.
3. Интернет переписка с родителями позволяет оперативно в письменной форме
информировать родителей о предстоящей совместной деятельности в объединении или
учреждении дополнительного образования, поздравлять с праздниками и т. д. Главное
условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
4. Семейный мастер – класс.
5. Анкетирование.

Приложение №5
Текущий контроль 1 года обучения
Творческая работа «Женский образ»
Ф.И.О._______________________________________________________________________
№ группы____________

Задание: Используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер,
настроение образа сказочного героя. Рисунок необходимо грамотно компоновать на листе.

Протокол фиксации результатов текущего контроля 1 года обучения
Группа: № «___»
Сроки: _______________
Тема: «Женский образ»
Интерпретация результатов:
Содержание

Уровень
творческих
навыков.
Творческая
работа
«Женский
образ»

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества.
Высокий

Средний

Низкий

Самое оптимальное положение
руки в центре черенка, кисть,
карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между
большим и указательным пальцами. Большой и указательный
пальцы придерживают черенок с
боков, средний придерживает
кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но
по привычке во
время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть
держат за металлический ворсодержатель
или наоборот, за самый
кончик черенка – это не
правильно.

Работа с красками и Цветовая гамма, правильный
карандашом
нажим карандаша, нет пробелов
в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой,
умение ощущать достаточную
влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует
в основном темные
цвета, черный, если
даже по рисунку он не
присутствует, неправильная штриховка
(большие пробелы
между штрихами).

Компоновка листа.

Правильная композиция. Грамотное расположение элементов.
Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и
т.д.

Изображения мало.
правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного
расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение.
Изображение слишком
мало и «плавает» в листе, или гигантомания,
изображение не помещается на листе.

Пластические умения.

Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный,
скульптурный и т.д.). правильная
работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения
пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не
выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

Умение вырезания

Правильное удержание ножниц.
Вырезание по контуру. Выреза-

Правильное удержание ножниц.
Вырезание отходя

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание

Удержание
карандаша, кисти.

Содержание

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества.
ние сложных фигур.

от контура простых фигур.

контуров.

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение
работы после ознакомления с
материалом.

Работа с
подсказками
педагога.

Не работает без
помощи педагога.

Творческий подход.

Использование своей фантазии
на заданную тему.

Работает по
Работает по наглядным
наглядным
пособиям.
пособиям, с
добавлением своих
элементов.

Таблица баллов, полученных детьми первого года обучения
по каждому вопросу
Баллы за творческое задание «Фрукт»

№

Фамилия, имя учащегося

Удер
жан
ие
кара
нда
ша,
кист
и.

Работа
с
крас
ками
и
карандашом

Ком
поновка

Пл
ас
ти
чн
ос
ть

Уме
ние
выр
езан
ия

сам
ост
оят
ель
нос
ть

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Итого:

Высокий – ____%
Средний – ____%
Низкий – ____%

Тв
ор
чес
ки
й
по
дх
од

Уровень

Общее
кол-во
баллов

в

с

н

Приложение №6

Промежуточная аттестация. Тест «Знатоки кисти и красок».
1. Расположите правильно все цвета радуги и пронумеруйте их.

2. Какие из представленных цветов являются основными или главными
цветами?

3.Какие из представленных цветов называют холодными?

4. Какие из представленных цветов называют теплыми?

5. Выберите из представленных репродукций картин только пейзажи.

а)

б)

в)
г)

д)

е)

ж)

з)

л)

6.Выберите из представленных репродукций картин только портреты.

а)

б)

в)
г)

д)

е)

ж)

з)

л)

7.Выберите из представленных репродукций картин только натюрморты.

а)

б)

в)
г)

д)

е)

ж)

з)

л)

8. Выберите, какой получится цвет при смешении желтого и синего цвета?

9. Выберите, какой получится цвет при смешении красного и синего цвета?

10. Выберите, какой получится цвет при смешении красного и желтого
цвета?

12.Отгадайте загадку.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Разукрасят чисто поле.
Где была пустота,
Там глядишь – красота!
а)

б)

в)

12.Отгадайте загадку.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
б)

в)

а)
13.Отгадайте загадку.
Краски я на ней мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она?
а)

б)

Протокол фиксации результатов промежуточной аттестации 1 года обучения
Группа: № «___»
Сроки: Май
Тема: «Итоговое занятие»
Интерпретация результатов:
Содержание
Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества.
Высокий

Итоговый тест Соответствие
«Знатоки кисти практических умений
и красок».
и навыков
программным
требованиям

Средний

ребенок освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период

объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет
более ½

Низкий
ребёнок овладел менее
чем ½
предусмотренных
умений и навыков

Таблица баллов, полученных детьми первого года обучения
по каждому вопросу

№
1.
2.

Фамилия, имя учащегося

Уровень
в

с

н

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Итого:

Приложение № 7
Текущий контроль 2 года обучения. Тест «найди пару»
1 вариант
1. Произведение искусства, выполненное красками, называется
а) рисунок;
б) живопись;
в) портрет.
2. Три основных «волшебных» цвета в живописи – это…
а) синий, оранжевый, бежевый;
б) синий, красный, жёлтый;
в) оранжевый, фиолетовый, голубой.
3. Какую роспись народные мастера называют «травинка», «капелька», «малинка»
а) дымковская;
б) гжельская;
в) хохломская.
4. Как называется равномерное чередование каких-либо элементов в узоре изделия?
а) ритм;

б) линия;
в) штрих.
5. В каргопольской глиняной игрушке защитник земли русской представлен в
образе
а) гармониста;
б) Полкана-богатыря;
в) няньки.
6. Картина, изображающая предметы быта, называется
а) портрет;
б) рисунок;
в) натюрморт.
7. Художник В. Васнецов
написал картину
а) «Богатыри»;
б) «Александр Невский»;
в) «Алёша Попович»
8. Изображение фигуры человека или группы людей называется
а) портрет;
б) пейзаж;
в) рисунок.
9. Назови теплые цвета (3 цвета)
________________________________________________________
______________________________________________________
10. Напиши 2-3 фамилии русских художников, которых ты знаешь.
_____________________________________________________________________________
________________________________
Итого:_____б./____б.
Текущий контроль 2 года обучения. Тест «найди пару»
2 вариант
1.

Работа, выполненная карандашом, углём, тушью называется
а) портрет;
б) рисунок;
в) живопись.

2.

Три основных «волшебных» цвета в живописи – это…
а) синий, оранжевый, бежевый;
б) оранжевый, фиолетовый, голубой;
в) синий, красный, жёлтый.

3.

Какие цвета используются в дымковской игрушке?
а) жёлтый, красный, чёрный;
б) красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, чёрный;
в) синий, красный, зелёный, чёрный.

4.

Как называется зеркальное расположение частей (слева и справа) относительно середины?

а) симметрия;
б) точка;
в) линия.
5.

Народная мастерица каргопольской игрушки…
а) Маврина;
б) Ульяна Бабкина;
в) Бродская.

6.

Изображение фигуры человека или группы людей называется
а) портрет;
б) пейзаж;
в) рисунок.

7.

Художник А. Саврасов
написал картину
а) «Грачи прилетели»;
б) «Осень»;
в) «Зима».

8.

Картина, изображающая природу, называется
а) живопись;
б) рисунок;
в) пейзаж.

9. Назови холодные цвета (3 цвета)
______________________________________________________
______________________________________________________
10. Напиши 2-3 фамилии русских художников, которых ты знаешь.
___________________________________________________________________________
________________________________
Итого:____б./____б.
Протокол фиксации результатов текущего контроля 2 года обучения
Группа: № «___»
Сроки:
Тема: «»
Интерпретация результатов:

Содержание

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества.
Высокий

Итоговый тест
Соответствие
«Знатоки кисти и практических умений
красок».
и навыков
программным
требованиям

ребенок освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период

Средний
объём
усвоенных
умений и
навыков
составляет
более ½

Низкий
ребёнок овладел менее
чем ½
предусмотренных
умений и навыков

Таблица баллов, полученных детьми по каждому вопросу

№

Фамилия, имя учащегося

Уровень

в

с

н

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Итого:

Приложение № 8
Промежуточная аттестация 2 года обучения
Творческая работа «Фрукт»
Ф.И.О._______________________________________________________________________
№ группы____________

Задание: Рисование фрукта с натуры, используя художественные средства
выразительности. Подобрать цвета, создать плавный переход от одного цвета к другому,
верно расположить фрукт на бумаге. Точная передача формы фрукта.

Протокол фиксации результатов итоговой аттестации 2 года обучения
Группа: № «___»
Сроки: Май
Тема: «Фрукт»
Интерпретация результатов:
Содержание

Критерии

Уровень
живописных
навыков.
Творческая
живописная
работа
«Фрукт»

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.

Степень выраженности оцениваемого качества.
Высокий
Средний
Низкий
композиция
слабая
композиции
(выполнена
композиция.
нет. Не перекомпоновка
Выдержана
дана
форма
изображения
на цветовая
гамма. предметов.
листе).
Передана Недостаточно
Цветовая гамкрасками
объемная передано
ма отсутствуформа,
изменение изменение
ет.
локального
цвета локального цвета
предметов на свету, в предметов
на
полутени и тени. свету, в полутени и
Соблюдены
тени.
соотношения теплого,
холодного цвета.

Таблица баллов, полученных детьми первого года обучения
по каждому вопросу

№

Фамилия, имя учащегося

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Итого:

Уровень
в

с

н


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».