Школьный экскурсовод

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школьный экскурсовод»

Направленность: туристско-краеведческая
Уровень сложности содержания – базовый
Возраст обучающихся: 12 – 16 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Составитель: Кочанова
Ангелина Николаевна, педагог
дополнительного образования

г. Сыктывкар, 2023 год
1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Школьный экскурсовод» (далее – Программа)
разработана

в

соответствии

с

современными

нормативно-правовыми

документами в сфере образования:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской

Федерации»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
- Приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
-

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. №
185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на
период

до

2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://clck.ru/TjJbM;
-

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10.12.2019 № 44/2019-619 «О

внесении изменений в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 08.07.2011 №

2

03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
«Сыктывкар» до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
Региональные проекты «Социальная активность», «Успех каждого
ребёнка»

являются

флагманскими

в

дополнительном

образовании.

Сохранение исторического и культурного наследия, создание условий для
максимального раскрытия творческого потенциала каждого отдельного
человека,

содействие

являются

формированию

приоритетными

гармонично

направлениями

развитой

личности

социально-экономического

развития РК и г. Сыктывкар.
Программа «Школьный экскурсовод» способствует реализации данной
стратегической
организация

цели.

Основной

интересной,

идеей

данной

содержательной,

программы

является

общественно-значимой

и

практической деятельности учащихся с позиции комплексного познания и
изучения

родного

края

с

учётом

развития

личности;

выявления

индивидуального опыта каждого учащегося; педагогической поддержки в
самореализации через систему краеведческих исследований, подготовки и
проведения экскурсий, туристских походов.
Программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное
становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным
пространством, привить уважение к школе, городу, родному краю, к Родине,
к истокам, активизировать работу учащихся по изучению родного края
средствами музееведения.
Уровень сложности программы – базовый. Учащиеся уже имеют
определённые знания, освоив программу «Юный краевед-этнограф».
Обучаясь по программе «Школьный экскурсовод», учащиеся сами
готовят и проводят мини - экскурсии различных типов и видов, что
способствует развитию творческих и коммуникативных умений. Общение в
коллективе поможет им преодолевать свои страхи и комплексы. Участие в

3

городских

акциях

формирует

гражданскую

позицию

юного

жителя

Республики Коми, поможет учащимся осознать прошлое нашего города и
республики.
При таком подходе родной край станет для учащихся развивающей
средой, благодаря которой учащийся в течение всей жизни сможет открывать
для себя новые стороны жизни Коми края, расширять свой кругозор и
осваивать увлекательную профессию экскурсовода. Приобретённые в ходе
работы знания и умения будут полезны учащимся, какую бы профессию в
будущем они ни выбрали.
Направленность - туристско-краеведческая.
Актуальность
Актуальность программы связана с возрастанием роли дополнительного
образования в формировании личности будущего гражданина. Одним из
методов формирования личности является привлечение школьников к
экскурсионной

деятельности.

Экскурсия,

как

один

из

самых

распространенных видов познания окружающей среды, особенно доступна
для восприятия учащегося. Изучение родного края, поиск материала,
рассказывающего об исторических и культурных объектах, способствует
возрождению

духовности,

воспитанию

чувства

патриотизма

и

гражданственности.
Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что в
школьной программе

уделено недостаточно внимания методике получения

навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков
публичных

выступлений,

этике

общения

с

группами людей

разных

возрастов. Это особенно актуально для учащихся гуманитарного цикла,
ориентированного

на

получение

в

будущем

профессии

творческого

характера.
Отличительные особенности программы
Программа

составлена

на

основе

программы

«Школа

юного

экскурсовода» (Казьмина Е.Г., Москва, 2000), содержание дополнено с

4

учётом регионального компонента. Отличительная особенность программы
«Школьный

экскурсовод»

в

том,

что

предполагается

значительный

самостоятельный информационный поиск близких для ребёнка тем по
составлению учебных экскурсий о конкретном объекте родного края, нашего
региона. Взгляд в прошлое своей школы, семьи, малой Родины даёт детям
возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего
мира для будущих поколений, смотреть на многие привычные вещи другими
глазами. Работа с музейными предметами и различными архитектурными
ансамблями, а также другими формами бытовой народной культуры
способствует

развитию

зрительной

и

эмоциональной

памяти,

наблюдательности.
Освоение программы даёт возможность учащимся достичь определённого
уровня деятельности – экскурсоводческой, просветительской и поисковоисследовательской.
Особенностью программы можно считать также командообразование организацию

жизнедеятельности

исследовательской

команды:

подросткового

каждый

коллектива

как

из учащихся занимается своим

проектом и, в то же время, работает на общий результат группы.
Помимо
деятельности,

разделов
в

по

программу

ориентирования»,

при

самообслуживания

в

экскурсоведению,
включён

изучении
походной,

раздел

которого

исследовательской

«Основы

туризма

приобретаются

туристской жизни

в

и

навыки

путешествиях,

безопасности жизнедеятельности. В процессе обучения предоставляется
возможность

участия

в

выездных

экскурсиях

по

музеям, важным

историческим и географическим объектам города, РК, детального изучения
предметов материальной культуры. Тем самым ребята соприкасаются с
культурным наследием и приобщаются к экскурсионной деятельности.
Занятия проходят в музее Коми национальной гимназии. Используются
возможности и ресурсы музея. Значительное количество занятий направлено
на практическую деятельность, подготовку экскурсий, исследовательскую и

5

совместную деятельность учащихся.
Адресат программы:
Данная программа адресована детям 12-16 лет. Она ориентирована на
подростков, желающих более глубоко рассмотреть интересные для них
отдельные стороны этнографии и краеведения.
Учет

индивидуальных

особенностей:

не

требует

специальной

подготовки. Набор в группу осуществляется на основе письменного
заявления родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми
(https://komi.pfdo.ru/).
Количество учащихся в группе – 15.
Объём и сроки освоения программы
Программа

предполагает

1

год

обучения.

Продолжительность

реализации программы составляет 144 часа.
Форма обучения – очная. В период невозможности организации учебного
процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки,

актированных

дней,

он

может

быть

организован

с

использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Формы организации образовательного процесса - групповые, парные,
индивидуальные занятия.

Занятия можно проводить с полным составом

объединения, но, по мере роста опыта детей, следует делать больший упор на
групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Виды занятий: Теоретическое обучение: лекции, беседы. Практическое
обучение: практические
краеведческие

игры,

занятия.

Интерактивные формы: игровые -

проведение

терминологических

диктантов;

исследовательские - проектная деятельность, проблемно-поисковая работа;
встречи

с

интересными

людьми,

экскурсии,

импровизация

обряда,

репортажи, проведение учебных мини-экскурсий, учебно-познавательные
походы; прослушивание, анализ экскурсий своих сверстников, участие в
конкурсах.

6

Режим занятий
Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого
занятия – два академических часа с 10-минутным перерывом между ними.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 мин., что
соответствует требованиям СанПин. Общее количество часов в неделю – 4
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательных и творческих способностей учащихся
средствами экскурсионно - краеведческой деятельности.
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
обучающие:
- способствовать

накоплению

знаний

о

разных

видах

источников

информации, о музейном пространстве,
- обучать приемам краеведческой и музейной деятельности в качестве

экскурсовода;
- формировать

знания

исследовательской

и

практические

деятельности;

методике

умения

по

поисково-

подготовки

и

проведения

экскурсий на краеведческие темы;
развивающие:
- формировать навыки целеполагания;
- формировать логические умения работы с информацией

краеведческого

содержания: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- развивать

умения

взаимодействовать

с

окружающими

людьми;

сотрудничать и осуществлять взаимопомощь в группе
- развивать

самостоятельность,

инициативу,

обогащать речь в процессе продуктивной

творческий

потенциал,

деятельности;

- воспитательные:
- прививать ценностные ориентиры по отношению к изучаемой сфере
деятельности;

7

-

формировать

музейную

культуру,

самостоятельность,

творческую

инициативу учащихся;
- пробудить уважение

к

историческому

наследию

своего

народа,

формирование общей культуры.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п

1
2
2.1.
2.2.
2.3
2.4

2.5
2.6
2.7

2.8

2.9
2.10

2.11

2.12

3

Название раздела,
темы
Вводное занятие
Экскурсоведение
Моя школа в родном
городе
Музей - хранитель
памяти
Классификация
экскурсий
Основные принципы
подготовки и
проведения экскурсий
Тема и цель экскурсии
Изучение темы
экскурсии
Отбор экспонатов
(объектов) в
составление
маршрута
Работа над
содержанием
экскурсии
Школа экскурсовода
Экскурсионные
методы и приемы
(методика проведения
экскурсии)
Отработка и
сдача
экскурсии
Дальнейшее
совершенствование
экскурсииимастерства
школьного
экскурсовода
Основы поисковоисследовательской
работы

Количество часов

Формы
аттестации
/контроля

Всего
2
90

Теория
2
26

Практика

6
8

2
4

4
4

6

2

4

4

2

2

4
14

2
2

2
12

6

2

4

18

4

14

2
16

2
4

12

64

4

4

2

2

8

Анализ
рецензий на
экскурсию

Творческая
работа

3.1

Знакомство с
научными методами

4

Основы туризма и
ориентирования
Туризм как средство
познания края
Учебнопознавательные
экскурсии и
воспитательные
мероприятия.
Участие в массовых
мероприятиях
Самостоятельная
работа

4.1
5

6

7

Промежуточная
аттестация.
Итоговое занятие
ИТОГО:

18

6

10
14

2
2

12

8
12

Защита
учебной
экскурсии
оход
выходного дня

8

8

Виртуальная
миниэкскурсия

2

2

Тест

144

40

104

1.3.2. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (2 ч).
Постановка целей и задач на учебный год. Уточнение интересов и пожеланий
обучающихся.

Путешествие в

мир

профессии экскурсовода.

Техника

безопасности.
2.Экскурсоведение ( 90 ч.)
2.1 Моя школа в родном городе
Теория. Хронология развития национальной школы. Первое школьное
здание, I директор, I коллектив учителей. Роль учителя в школе. Выпускники
школы. Понятия "Гордость за школу", "Честь за школу". Назначение
кабинетов и помещений, школьный двор; названия прилегающих к школе
улиц, предприятия и организации микрорайона, памятные и примечательные
места.
Практическое занятие: экскурсия по территории микрорайона школы и
ближнему окружению с выяснением назначения различных зданий и
сооружений и нанесением

их на план-схему местности. Составление

9

рассказа

по

экспозиции,

посвященной

истории

школы,

учителям,

выпускникам.
2.2.

Музей – хранитель памяти

Теория. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и
другие; государственные, частные, муниципальные, школьные и другие.
Знакомство со школьным музеем. Его задачи. Где и как найти материал для
музея. Профиль и название музея. Экспонат – памятник материальной
культуры,

портрет

эпохи.

Музейный

предмет как источник знаний.

Рождение, жизнь, смерть вещи. Понятие об атрибуции музейных предметов.
Ключевые

понятия

тематическая

(музей,

структура,

экскурсовода.

экспонат,

выставка,

Актуальность

и

экспозиционный

фонды,

значение

экскурсия).
профессии

и

материал,
Профессия
экскурсий.

Краеведение – основа профессии. Источники изучения родного края.
Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности.
Экскурсия. Что это такое? Цели, задачи и формы проведения экскурсии.
Общие признаки для всех экскурсий.
Практическое занятие: знакомство с постоянной экспозицией музея. Беседа,
рассказ «Прошлое и настоящее музея». Анализ существующей в музее
экспозиции

по

содержанию,

приемам

построения

и

оформления

экспозиции.
Самостоятельная творческая работа экскурсовода: выбор экспонатов для
изучения; текст, оформление «словарика» из музейных
понятий, описание экспоната.
2.3.

Классификация экскурсий:

по содержанию – обзорные (многоплановые), тематические;
по месту проведения – городские, загородные, производственные, музейные;
по способу проведения – пешеходные, транспортные;
по форме проведения – экскурсии-массовки, экскурсии - прогулки, занятиеэкскурсия и т.д. Учебная экскурсия. Пробная экскурсия.
Практическое занятие: экскурсия в один из музеев города. Беседа по

10

следам экскурсии.
2.4.

Основные

принципы

подготовки

и

проведения

экскурсий.

Экскурсия как процесс познания
Теория. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурнопросветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной
методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая
последовательность, доступность, наглядность и конкретность.
Практическое занятие: прослушивание экскурсии разных типов (в музеях,
по памятным местам). Игра «Как готовить экскурсию?»
2.5.

Тема и цель экскурсии

Теория. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели.
Технология коллективного создания текста экскурсии по

экспозиции

школьного музея.
Практическое

занятие:

распределение

тем

между

кружковцами

и

прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой
экскурсии, определение её цели. История одного экспоната.
2.6.

Изучение темы экскурсии

Теория. Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения
литературы, источников и экспонатов (объектов).
Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов.
Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практическое занятие: изучение и анализ литературы и источников по
выбранным экскурсионным темам; составление летописи основных событий
и картотеки экспонатов (объектов) по каждой теме; запись полученных
сведений на карточки экспонатов (объектов) и в блокнот экскурсовода;
заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах
(объектах). Индивидуальная работа.
2.7.

Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута

Теория. Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и
хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих

11

экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление маршрута
экскурсии.
Практическое занятие: окончательная формулировка и запись темы и цели
каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана
экскурсии, отбор экспонатов по подтемам экскурсии; расстановка карточек
экспонатов (объектов) в соответствии с отбором экспонатов; запись
маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения. Экскурсия в один из
музеев и ее анализ. Индивидуальные консультации.
2.8.

Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста)

Теория. Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план
и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в
соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой.
Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам
(объектам). Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени.
Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии.
Заключение, её содержание.
Практическое занятие: прослушивание экскурсии в Национальном музее с
заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей,
вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной
части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам); формировка и
запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам;
заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
2.9.

Школа экскурсовода

Теория. Экскурсовод – центральная фигура на экскурсии. У каждого
начинающего экскурсовода свой метод подачи материала, но цель у всех
одна – заинтересовать слушателей. Профессия – экскурсовод. Требования к
экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой).
Комплектование «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода» условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе
проведения экскурсии.

12

Задачи «портфеля экскурсовода»:
-восстановить недостающие звенья при показе (фотографии утраченных
зданий или объектов, людей, связанных с историческими событиями, схемы
процессов, копии подлинных документов и т.д.)
-дать зрительное представление об объекте (путем показа их фотографий,
муляжей, макетов).
«Портфель» создается на каждую тему. Содержание «портфеля» диктуется
темой экскурсии. К каждому экспонату, включенному в «портфель»,
прикрепляется аннотация с исходным справочным материалом.
2.10. Экскурсионные методы и приёмы
Теория. Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное
сочетание

показа

с

рассказом.

Приёмы

сравнения

и

мыслительной

реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы.
Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, его
варианты

и

условия

использования.

Использование

«портфеля»

экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с
группой. Одежда экскурсовода.
Практическое занятие: отработка методики показа и анализа группы
экспонатов (объектов), использование приёмов демонстрации, сравнение
экспонатов,

цитирование;

составление

вопросника

и

проведение

тематической беседы в ходе экскурсии. Занятия по культуре речи и дикции.
Работа над методикой ведения мини-экскурсий.
2.11.

Отработка и сдача экскурсии

Теория. Работа по овладению содержанием и методикой прповедения
экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой
конкретной

экскурсии.

Запись

экскурсии.

Развёрнутый

план

или

индивидуальный текст экскурсии.
Практическое занятие: индивидуальная или групповая отработка маршрута,
содержания, методов и приёмов проведения каждой экскурсии, составление
текстов экскурсии, прослушивание и обсуждение всех подготовленных

13

экскурсий, проведение пробных экскурсий (для каждого — по одному
объекту или эпизоду). Анализ.
Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства

2.12.

экскурсовода
Теория.

Учёт замечаний и предложений. Прослушивание

экскурсоводов.

Рецензирование

других

экскурсий друг у друга. Оценка своих

«коллег».
3. Основы поисково-исследовательской работы (18 ч.)
3.1 Теория. Знакомство с научными методами: исследование, наблюдение,
описание, анализ. Основные формы сбора информации: походы, наблюдения,
экспедиции, экскурсии, интервью, отбор материала, работа с краеведческой
литературой, периодической печатью и т.д. Краеведческие источники по
теме исследования, изучения конкретных объектов. Тема, план, проблема,
гипотеза, цель, задачи исследовательской работы.
Практическое занятие: Выбор темы, цели, задач исследовательской работы,
сбор

информационного

банка

информаторами;

изучение

этнографический

опрос

данных,

среды

по

встречи

бытования

теме.

Обработка

со

старожилами,

предмета

исследования;

собранного

материала,

информации. Помощь в составлении плана работ в процессе исследования.
Консультации
Изучение

с

научными сотрудниками,

литературы.

Сбор

фото

и

встреча со

специалистами.

иллюстративного

материала

Индивидуальная работа. Написание текста, редактирование, оформление.
Обсуждение.

Полевая

этнографическая

работа

с

целью

дополнения,

конкретизации материала исследования (при необходимости). Работа с
каталогами, составление списка литературы. Экскурсия и работа в музеях,
библиотеках города. Анализ источников. Методика выступления перед
аудиторией. Требования к речи и показу иллюстрированного материала.
Основные требования к докладу, формы организации и представления
информации.

Подготовка

исследовательской

индивидуальных

деятельности.

докладов

Оформление.

14

по

итогам

Консультации

и

индивидуальная работа. Защита творческой работы (реферата).
4. Основы туризма и ориентирования (10 ч.)
4.1 Теория. Туризм как средство познания края. Права и обязанности
туристов. Общественно-полезные дела на экскурсиях в природную среду и во
время

оздоровительно-туристских прогулок.

Правила поведения юных

туристов. Культура общения и поведения во время походов, поездок,
прогулок. Самоуправление и самоконтроль в походе. Взаимопомощь и
взаимовыручка. Быт, санитарно-гигиенические правила. Ориентирование на
местности - движение по заданному маршруту.
Практическое

занятие:

организация

быта,

соблюдение

санитарно-

гигиенических правил в туристском походе, путешествии. Прохождение
турполосы

препятствий.

Соблюдение

правил

поведения

в

местах

туристических походов. Выявление по обозначенному маршруту памятников
истории, архитектуры по их описанию. Экскурсионное ориентирование в
микрорайоне школы, центре города.
5. Учебно-познавательные экскурсии и воспитательные мероприятия
(прогулки, краеведческие мероприятия, экскурсии) по выбору педагога.
Участие в массовых мероприятиях туристско-краеведческого характера.
(14 ч.)
Теория. Виртуальные

путешествия

по

увлекательнейшее занятие, воспитывающее

Республике

и

России–

чувство гордости за нашу

Родину. Туристские маршруты и экскурсионные объекты. Роль туристских
походов, путешествий, экскурсий в формировании активной жизненной
позиции, в потребности получать знания. Углубление знаний, полученных
в школе. Техника безопасности в туристском походе, на экскурсии. Выбор
места и цели похода. Изучение района похода. Распределение обязанностей
между членами туристской группы.
6. Самостоятельная работа (8ч.)

Разработка проекта. Цель проекта -

создание «Стены памяти» об участниках Великой Отечественной войны,
тружениках тыла в годы войны, их вкладе в Великую Победу. Задачи: -

15

изучить семейный архив (фотографии, военный билет, награды, письма,
другие

документы

информацию

об

времён
участии

Великой

Отечественной

родственника

в

войны;-разыскать

боевых

действиях;-узнать

дальнейшую его судьбу .
Задания:
1.

Ознакомься

с

достопримечательностями

нашей

республики https://must-

see.top/dostoprimechatelnosti-respubliki..
2. "Погуляй" по Аллее героев в г. Сыктывкаре: https://oldsyktyvkar.ru/?page_id=3211, и ты
узнаешь как выглядело это место до того как появился Мемориал Вечной Славы.
3. Пройди на сайт национального музея по ссылке https://nbrkomi.ru/, справа найди раздел
ВИКТОРИНА

"ВО

ИМЯ

ЖИЗНИ",

и

пройди

ее.

4. Попутешествуй по просторам Республики Коми, познакомься с женщиной-птицей и с
легендой

советского

спорта

Раисой

Сметаниной,

и

научись

печь

черинянь https://www.youtube.com/watch?v=fEi89bg5tW4
ЗАДАНИЕ: Обязательно поделись своими впечатлениями! Какие задания понравились
больше

остальных?

Что

показалось

сложным

или

неинтересным?

Творческий продукт: Проект «Военный Сыктывкар»

7. Промежуточная аттестация (2 ч.)
Учитывая сложность экскурсионной работы для учащихся, экскурсия
является общим итогом работы всех участников объединения, которые
работают в течение года над созданием экскурсии как творческая группа.
Личный вклад каждого учащегося определяется его способностями и
возможностями.
Календарно-тематическое планирование (См. Приложение №1)
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- применяют знания о разных видах источников информации при изучении
основных экскурсионных объектов города, музейного пространства;
- усвоили приёмы краеведческой и музейной деятельности в качестве

экскурсовода;

16

- сформированы

знания

и

умения

по

поисково-исследовательской

деятельности; методике подготовки и проведения экскурсий на краеведческие
темы;
Метапредметные
- сформированы навыки целеполагания;
- сформированы логические умения работы с информацией краеведческого
содержания: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- научились взаимодействовать с окружающими людьми; сотрудничать и
осуществлять взаимопомощь в группе;
- проявляют

самостоятельность,

инициативу,

обогащают речь в процессе продуктивной

творческий

потенциал,

деятельности;

Личностные:
- привиты ценностные ориентиры по отношению к изучаемой сфере
деятельности;
-

сформированы

музейная

культура,

самостоятельность,

творческая

инициатива учащихся;
- выработано уважение к

историческому

наследию

своего народа, с

формирована общая культура.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-

технические средства обучения: ноутбук, электронные носители,

экран, проектор;
-

класс для занятий учебной деятельностью - музей.

2.2. Информационно - методическое обеспечение программы
Учебно-методическая литература:
Озеров,

А.Г.

Историко-этнографическое

17

исследование

учащихся:

учебно- методич. пособие/ под ред. Е.Л. Галанова- М.: ФЦДЮ ТиК, 2007.160с.
Галкина,

Е.Л.

Этнографические

источники

в

музее:

проблемы

интерпретации - М.: РИК, 2000.-164с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. -3-е изд., перераб. и дополн.М.: Советский спорт, 2002.-216 с.
Дидактические материалы, разработки из опыта работы:
тематические папки «Экскурсоведение», «К исследовательским работам»,
краеведческое лото, «Памятники Сыктывкара», «О Стефане Пермском», «О
Сыктывкаре в печати», материалы по Коми краю и г. Сыктывкару на
электронном и бумажном носителях («По тропам предков», театрализованная
экскурсия «Невидимая душа», «Древний промысловый календарь», «Смак»,
«Путешествие по РК, «Сыктывкар – город двух веков», «Экскурсионное
ориентирование по микрорайону гимназии и историческому центру г.
Сыктывкара» и др.), видеофрагменты, викторины, контрольные материалы,
конкурсные задания, сборник с тематической подборкой по теме «Дерево на
службе человеку», «Новые памятники (арт-объекты) г.Сыктывкара; минимодели предметов традиционного быта коми деревни, фотоматериалы с
комментариями, мини-дом, изготовленные по результатам этнографических
экспедиций; электронные образовательные ресурсы и др.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Основной акцент при реализации программы делается на развитие
коммуникативных умений:
- умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми,
- грамотное владение речью в процессе общения,
- умение анализировать свои действия и слова,
- развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя
- развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Развитие познавательной, творческой активности детей предполагает

18

широкое использование современных образовательных технологий:
- проблемно-диалогического обучения (нацелено на создание проблемных
ситуаций, заданий, выбора алгоритма решений, приобретение новых знаний);
- игровое моделирование (расширение кругозора учащегося, развитие и
применение приобретённых знаний и умений на практике);
- проектно - исследовательской деятельности (обучение умениям и навыкам
проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, систематизации и
структурирования,

на

развитие

мыслительной,

интеллектуально-

познавательной деятельности);
- групповой деятельности.
Традиционные методы обучения:
-

словесный

–

передача

необходимой

для

дальнейшего

обучения

информации: (лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация);
- проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, объяснение
основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимся на
поставленную проблему);
- метод познавательных игр (задания для воспроизведения ситуации, игрыпутешествия, народные, ролевые, деловые, дидактические игры);
- частично - поисковый (метод работы с книгой, учебником, дополнительной
литературой и др.);
-

метод упражнения (вопросы по пройденным темам, тренинг, конспект,

письменные работы, отработка и сдача экскурсий);
- наглядный - демонстрация, иллюстрация, использование компьютеров,
проекторов,

схем,

карт,

использование «портфеля

посещение

экспозиций,

экскурсовода»,

выставок

музеев,

работа по его пополнению,

просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
- наблюдения

(запись

наблюдений,

фото-,

видеосъёмка,

рисунки,

проведение замеров и др.)
- исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов
из фондов школьного музея, поиск информации, встречи, творческие

19

задания,

интервьюирование,

анкетирование,

постановка,

проведение,

обработка результатов и т.д.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
определяются в соответствии возрастным особенностям учащихся, уровню
их общего развития. (См. Приложение №5 План воспитательной работы)
Формы работы с родителями:
-выстраивание партнёрских взаимоотношений с семьёй каждого учащегося;
-родительские собрания; индивидуальные консультации; беседы;
-информационное

педагогическое

обеспечение

родителей

в

вопросах

воспитания;
-вовлечение родителей в образовательный процесс;
-демонстрация учебных достижений детей;
-дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и другие виды
деятельности;
-совместное посещение выставок, музеев, праздников, конкурсов;
участие

-совместное

детей

и

родителей

в

проведении

досугового

мероприятия;
-сопровождение группы, помощь педагогу в организационных вопросах,
вовлечение в мир музея. (См. Приложение № 6 План работы с родителями)
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала
по мере прохождения темы, разделов. Цель данного вида контроля - анализ
хода формирования знаний и умений. Может проводиться в форме
собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, участие в
конференциях, конкурсах творческой деятельности центра.
Промежуточная аттестация - после освоения всего объема
дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы.

20

программы

–

дополнительной

Контролирует знания, умения, навыки и основные компетентности,
усвоенные за учебный курс. Проводится в форме просмотра творческих
работ, участие в мероприятиях туристического характера, соревнованиях.

21

Вид контроля
Текущий

Сроки

Содержание

декабрь- Проверить
январь
знания, умения
по разделу
«Музей –
хранитель
памяти»

Форма
контроля
Творческая
работа,
реферат,
тесты, учебная
мини-экскурсия

Критерии
Высокий:
материал освоен
полностью
Средний: с
отдельными
погрешностями
Низкий:
материалосвоен
частично или
не освоен
(См.
Приложение№.2.)

Текущий

февраль

Учебная
экскурсия

Анализрецензия на
посещённую
экскурсию

Текущий

апрель

Усвоение темы по
разделу
«Экскурсоведение».
Усвоение темы по
разделу «Основы
поисковоисследовательской
работы»

Защита учебной
экскурсии
Оценка творческой
работы

Текущий

апрель
–
май

Определить
уровень знаний,
умений по
разделу
«Основы
туризма»
и
применение на
практике

Участие
в
походе выходного
дня,
экскурсионном
ориентировании
по городу

22

Высокий:
материал
освоен
полностью
Средний: с
отдельными
погрешностями
Низкий:
материал
Освоен
частично или
не освоен.
(См.
Приложение№3)

Высокий:
материал
Освоен
полностью
Средний:
с
отдельными
погрешностями
Низкий:
материал
освоен
частично или
не освоен.
(См.
Приложение№4,5)
Протокол
результатов

Промежуточная
аттестация

Май

Уровень усвоения
программы по
темам

23

тест

Высокий:
материал освоен
полностью
Средний: с
отдельными
погрешностями
Низкий: материал
освоен частично
или не освоен.
(См.
Приложение№.6.)

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые документы:
-

Федеральный закон «Об образовании в

29.12.2012

№273-ФЗ

[Электронный

Российской
ресурс].

Федерации»
Режим

–

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением

Правительства

[Электронный

РФ

от

ресурс].

29

мая

–

2015

года

Режим

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

[Электронный

дополнительным

общеобразовательным

ресурс].

–

программам»

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
-

ПРИКАЗ

Министерства

труда

и

социальной

защиты

Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и
осуществления

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим
24

доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

–

дополнительного
Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
-

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»
от 01.06.2018 года № 214-п [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав учреждения
Для педагога
1. Вансалова, Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. / Е.
Вансалова -2000.-№ 5 – 4-6 с.
2. Великовская, Г.В. Мы моделируем музей // Культурно-образовательная
деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная
педагогика»

кафедры

музейного

дела)

/

Институт

переподготовки

работников искусства, культуры и туризма РФ. – Москва: 2007.- 196 с.
3. Методические рекомендации организации работы по созданию музея и
комнаты истории органов Внутренних дел / Центральный музей МВД
25

России. – Москва: 2009. – 56 с.
4. Пантелеева, Л.В. Музей и дети / Л.В. Пантелеева - Москва: Изд. Дом
«Карапуз», 2000. – 265 с.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2003.- 210 с.
6. Скрипкина, Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого
музея в свете современных теорий научного познания // Музей в
современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып.104Москва: 2000. – 180 с.
7. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии
// Краеведческие записки. Вып. 3. – Барнаул, 2009. - 250.
8. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина. – Москва: Вече, 2002.520 с.
9. Столяров, Б. Музейная педагогика: история и современность // Народное
образование. 2001.- 65 с.
10. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. –
2001. – №
Литература для учащихся
1. Гипермедиа энциклопедия «Где ты живешь. История населенных пунктов
РК. Традиционная культура коми». – Сыктывкар, 2006. – 348 с.
2. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. – Москва: ИКЦ
«Март», 2005. – 125 с.
3. Жеребцов, И.Л. Где ты живешь. Населенные пункты Республики Коми:
историко-демографический справочник. – Сыктывкар, 2002. – 87 с. 4.
История Коми с древнейших времен до конца XX века. В 2-х тт. –
Сыктывкар, 2000
5. Республика Коми: энциклопедия в 3 тт. – Сыктывкар, 1997-2000.
6. Родники Пармы: историко-краеведческий сборник. Выпуски 1 – 5. –
Сыктывкар, 1990-2000.-196 с.
7. Туманов, В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти.42
Методическое пособие, изд. третье, дополненное. – Москва: ФЦДЮиК,
26

2006. – 74 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Раздел
программ
ы

Введение
Экскурсов
едение

Тема занятия

Вводное занятие
Путешествие в мир музея
Моя школа в родном городе

Моя школа в родном городе
Моя школа в родном городе
Экскурсия- прогулка по микрорайону
школы
Моя школа в родном городе
Музей – хранитель памяти
Музейные предметы как источники
знаний
Основы
Работа с картой. Нанесение на планориентиров схему местности объектов
ания
Экскурсов Атрибуция музейных предметов
едение
Основы
Общественно-полезная
туризма
помощь младшим в прохождении полосы
препятствий на местности
Экскурсов Профессия экскурсовода
едение
Цели, задачи, формы проведения
экскурсии
Словарь из музейных понятий
Классификация экскурсий
Учебная экскурсия по музею гимназии
Учебная экскурсия по одному
экспонату. Беседа по итогам
экскурсий.
Основные принципы подготовки и
проведения экскурсий
27

Всего Колколво
во
часо
часов
в
Теор
ия
2
2
1

1
1

Кол
-во
час
ов
Пра
кти
ка
1
1

1

1
2
2

1
2
2

3
2
1

3
2
1

2

2

2

1

2

1
2

2

2

1

1

2
2
1
2

2
2

2

2

1
2

Учебнопознавател
ьное
мероприят
ие.
Экскурсов
едение

Участие в
массовых
мероприят
иях
Экскурсов
едение
Учебнопознавател

Основные принципы экскурсионной
методики
Тема и цель экскурсии
Формулировка цели, задач
индивидуальной мини - экскурсии
План мини-экскурсии
Изучение и анализ литературы по темам
Изучение темы экскурсии
Изучение темы экскурсии
Изучение темы экскурсии
Изучение темы экскурсии
Изучение темы экскурсии
Заслушивание рассказов об экспонатах
Технология коллективного создания
текста экскурсии
Отбор экспонатов (объектов) и
составление маршрута
Индивидуальные консультации
Участие в работе краеведческой
олимпиады

2

2

3
1

1

4
3

4
3

Работа над содержанием экскурсии

2

2

Структура экскурсии
Работа над содержанием экскурсии
Работа над содержанием экскурсии
Логические переходы, их варианты
Индивидуальные консультации по
содержанию
Комплектование "портфеля
экскурсовода"
Работа над индивидуальным
содержанием экскурсии
Школа экскурсовода
Учебно-познавательное участие в
конкурсах

2
2
2
2
3

2
2

1

Экскурсионные методы и приемы
(методика проведения экскурсии).
Экскурсионные методы и приемы
(методика проведения экскурсии).
Масленичный разгуляй

2

2

28

1
1
2
2
2
2
2
2
1
2

2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1

1

1

1

1

1
2
2
1
3

1

1

6

6
1
2

2

2

2

2

ьное
мероприят
ие
Экскурсов
едение

Основы
поисковоисследова
тельской
работы

Учебнопознавател
ьное
мероприят
ие
Основы
туризма и
ориентиро
вания

Отработка и сдача экскурсии

2

2

Отработка и сдача экскурсии
Дальнейшее совершенствование
экскурсии и мастерства
школьного экскурсовода.
Знакомство с научными методами

2
2

2
2

1

1

Основные формы сбора материала
Краеведческие источники по теме
исследования
Тема, план, проблема, цель,задачи
исследования
Изучение темы
Изучение среды бытования предмета
исследования
Обработка собранного материала
Обработка собранной информации
Консультации, встречи со
специалистами
Написание текста, редактирование
Сбор фото и иллюстративного
материала
Подготовка индивидуальных
докладов по итогам исследовательской
деятельности
Защита творческой работы
Участие в работе гимназической
Конференции "Ступенька"

1
1

1
1

2

1

1

1

2
1

Туризм как средство
познания края. ТБ в ПВД

2

1

1

Ориентирование на местности.
Прохождение турполосы препятствий
Работа с картой. Выявление на
маршруте памятников

4

1

3

29

2
2
3
2
2

3
2
2

3
1

3
1

2

2

1
4

1
4

2

2

Участие в
массовых
мероприят
иях
Промежут
очная
аттестация

архитектуры, истории по описанию
Эксурсионное ориентирование в
микрорайоне школы
Экскурсионное ориентирование в
историческом центре города
Общественно- полезная работа в помощь
младшим учащимся
Анализ, подведение итогов

2

2

2

2

2

2

2

2

Приложение 2
Оценочные материалы
Текущий контроль. Раздел «Экскурсоведение»
№

Содержание заданий

Балл
ы
1 б.

1.

Закончите выражение, используя предложенные варианты:
Музейная экспозиция – это …
а) объемное воспроизведение внешнего вида объекта, выполненное в определенном
масштабе;
б) совокупность людей, объединенных интересом к музею;
в) часть музейного собрания, выставленного для обозрения.

2.
7
2
4
5
6
3
1

Расположите в правильном порядке этапы подготовки музейной экскурсии:
Совершенствование экскурсии.
Подбор литературы, ее изучение, составление библиографии.
Разработка структуры и маршрута экскурсии.
Работа над содержанием экскурсии, написание текста экскурсии.
Устная отработка экскурсии, работа над ведением экскурсии
Отбор объектов экскурсионного показа, их изучение
Выбор и формулировка темы экскурсии, определение цели и задач
Расставьте правильно ударения в словах: каталог, средства, досуговый, квартал,
обеспечение, мизерный, ходатайство

7 б.

Что такое «портфель экскурсовода»?
а) портфель из крокодиловой кожи;
б) комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии;
б) комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии;
в) дипломат с документами.
Составными элементами и лекции, и экскурсии являются
показ объектов и рассказ о них. Каково их соотношение в лекции и экскурсии?
Поставьте знак «< « или «>»:
Лекция: показ <рассказ
Экскурсия: показ > рассказ
Какие из нижеперечисленных экскурсионных приемов относятся к приемам
показа, какие - приемам рассказа? Поставьте знак «+ « в соответствующей графе

1 б.

3
.
4.

5.

6.

30

7 б.

2б.

10 б.

Экскурсионные приемы
Прием описания
Прием объяснения
Прием комментирования
Прием репортажа
Прием цитирования
Предварительного
просмотра
Зрительного сравнения
Зрительного анализа
Зрительного монтажа
Зрительной реконструкции
7.
8.

Приемы показа

Приемы рассказа
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

Укажите среди названных дат год основания музея в нашем
городе: а)1896 б)1911
в)1930
Первым директором краеведческого музея Усть - Сысольска был
а) И.А. Куратов
б) А.А. Цембер
в) В.В. Мамченко

1 б.
1 б.

Критерии: Максимальное количество баллов – 30. Более 17 баллов – зачет

Примерный план анализа-рецензии на посещенную экскурсию
1.
•
•
•
•

Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:
наличие экскурсионной группы и экскурсовода;
передвижение участников по заранее определенному маршруту;
протяженность во времени;
использование экскурсионного метода.

2.
•
•
•
•

Соблюдены ли необходимые принципы экскурсии:
принцип научности,
принцип связи теории с жизненными реалиями,
принцип доходчивости,
принцип убедительности.

Достигнута ли цель экскурсии, решены ли поставленные задачи?
3. Определить тип посещённой экскурсии: историко-археологическая, историколитературная,естественноисторическая, художественно- графическая, экскурсия на
фабрики и заводы, для отдыха и развлечений, и др.
4. Охарактеризовать экскурсию:
• по месту проведения: городская, загородная, производственная, музейная, комплексная и
др.;
• по способу передвижения: пешеходная, транспортная, смешанная;
• по составу участников: для взрослых, детей, смешанные экскурсии.
5.
•
•
•

Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:
умения подобрать экскурсионный материал;
умения руководить группой;
умение наладить общение с участниками экскурсии.

6. Дать оценку психологическим типам экскурсантов:
• любители спокойного отдыха;
31

• любители активного отдыха;
• любители познавать, изучать;
• любители приключений и др.
7. Оценка использования экскурсионного метода познания:
• приводились ли словесные аргументы во время рассказа;
• использовались ли зрительные, слуховые аргументы;
• умело ли изложен материал экскурсии;
• правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических событий,
характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;
• сформулированы ли выводы из экскурсии.
8. Оценка профессионального мастерства экскурсовода:
• выполнил ли экскурсовод свои обязанности;
• знания и навыки экскурсовода;
• каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию; г) особенности речи
экскурсовода.
9. Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:
• наличие экскурсионной группы и экскурсовода;
• передвижение участников по заранее определенному маршруту;
• протяженность во времени;
• использование экскурсионного метода.
10. Охарактеризовать экскурсию:
• по месту проведения: городская, загородная, производственная, музейная, комплексная и
др.;
• по способу передвижения: пешеходная, транспортная, смешанная;
• по составу участников: для взрослых, детей, смешанные экскурсии.
11. Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:
• умения подобрать экскурсионный материал;
• умения руководить группой;
• умение наладить общение с участниками экскурсии.
12. Дать оценку психологическим типам экскурсантов:
• любители спокойного отдыха;
• любители активного отдыха;
• любители познавать, изучать;
• любители приключений и др.
13.Оценка использования экскурсионного метода познания:
• приводились ли словесные аргументы во время рассказа;
• использовались ли зрительные, слуховые аргументы;
• умело ли изложен материал экскурсии;
• правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических событий,
характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;
• сформулированы ли выводы из экскурсии.
14. Оценка профессионального мастерства экскурсовода:
а) выполнил ли экскурсовод свои обязанности; б) знания и навыки экскурсовода;
в) каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию; г) особенности речи
экскурсовода.
Примерная схема анализа экскурсии
32

1. Содержание
Умение определять цель и задачи
2. Структура
Вступление. Основная часть. Заключение.
3. Методика проведения
Сочетание показа с рассказом. Анализ экскурсионных объектов (общий
материал, внешний вид объекта, его характеристика, обобщения и выводы).
Логические переходы от подтемы к подтеме. Использование методических
приемов рассказа и показа.
4. Анализ текста экскурсии
Достоверность и значительность фактов, увязка текста с показываемым
объектом.Раскрытие темы.
5. «Портфель экскурсовода» и егоиспользование
Умение использования наглядных материалов (схемы маршрута, фотографий,
репродукций, гербария и т.д.)
6. Культура речи экскурсовода
Общая характеристика речи. Ясность, точность и доступность. Живость,
эмоциональность и образность языка. Особые стилистические приемы.
Использование текста.
7. Контакт с группой
Умение заинтересовать, донести знания.Свободное владение
материалом.
Активизация экскурсантов.
Техника проведения экскурсии.
Выбор места для осмотра объекта.Расстановка группы.
Высокий: материал освоен полностью.
Средний: с отдельными погрешностями.
Низкий: материал освоен частично или не освоен.
Критерии оценки творческой работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Обоснование темы, новизна
Умение формулировать цель, задачи
Соответствие темы содержанию, структура работы
Грамотное, последовательное изложение материала
Умелое использование источников
Грамотные выводы по изложенной информации

Высокий: материал освоен полностью
Средний: с отдельными погрешностями.
Низкий: материал освоен частично или не освоен.

33

4б.
6б
4б.
2б.
5б.
5б.

2б.
2б.
4б.

2б.
2б.
2б.
2б.

Приложение 3
Промежуточная аттестация
№

Задания

1.

Первым музеем в России считаетсяа)
Русский музей
б) Пушкинский музей
в) Кунсткамера

2.

Наглядный
способ
знакомства
с
экскурсионными объектами, одним или несколькими
одновременно, носит название
а) созерцание
б) умозрительность
в) показ
Условное наименование комплекта наглядных
пособий, используемых в ходе проведения экскурсии –
а) наглядность
б) показ
в) «портфель экскурсовода»
Лицо, посещающее страну (место) временного
Пребывания в познавательных целях на период
менее 24часов без ночёвки и использующее услуги
экскурсовода (гида), гида-переводчика называется
а) турист
б) мигрант
в) экскурсант
Основой рассказа экскурсовода является
а) сообщения прессы
б) индивидуальный текст
в) исторические рукописи
Что бы вы включили в «портфель
экскурсовода» для проведения экскурсии по теме «От
Усть-Сысольска до Сыктывкара» (изображения
гербов города, таблички с датойпервого письменного
упоминания о
поселении, датой основания города, открытки с
видами прошлых лет и т.д.).
Что пропущено в композиционной структуре
исследования: титульный лист, введение,
основная часть, заключение, приложения?
(библиографический список)
На основе проблемы, объекта и предмета
исследования устанавливается … (цель работы)

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

Уходя, костёр необходимо…
а) оставить догорать
б) наполнить дровами
в) залить, разбросать остатки
34

10.

11.

Что означает вид соревнований «Экскурсионное
ориентирование по городу»?
а) прогулка по городу
б) движение по карте города с отслеживанием
указанных объектов и ответы на краеведческие
вопросы
в) краеведческий кросс
Организатор похода обязан помнить, что при
движении на маршруте «слабые» участники
размещаются
а) в конце группы
б) в середине группы
в) после направляющего группы

Высокий: материал освоен полностью
Средний: с отдельными погрешностями
Низкий: материал освоен частично или не освоен
Приложение 4
Словарь специальных терминов
Экспозиция — демонстрация наиболее интересных, значимых,
наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными
материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии,
указатели и пр.),
Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма
и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под
руководством специалиста-экскурсовода.
Тема в экскурсии — предмет показа и рассказа, совокупность ряда
подтем.
Показ — процесс извлечения зрительной информации из объектов,
который осуществляется в определенной последовательности, с
определенной целью.
Осмотр — предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным
объектом.
Маршрут — наиболее удобный путь следования экскурсионной
группы, способствующий раскрытию темы.
«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта
наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.
Туроператор — организация, занимающаяся комплектацией туров
и формированием комплекса услуг для туристов.
Турагент
—
организация-посредник,
занимающаяся
продажей сформированных туроператором туров.
Фонды — это совокупность музейных предметов и относящихся к
ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и
постоянно пополняются, определяя его профиль.
Комплектование фондов — выделение из окружающего вещного мира
35

предметов и включение их в собрание музея как исторических
источников для документирования исторического процесса.
Тезаврирование — определение ценности предмета.
Атрибуция предмета — определение его основных признаков, изучение
таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение
времени, места создания, авторской принадлежности.
Приложение 5
План воспитательной работы
Цель: создание положительной атмосферы в творческом объединении.
Задачи:
1. формирование здоровой социальной среды в коллективе;
2. развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся;
3. обучать навыкам безопасного поведения и прививать культуру здорового
образа жизни;
4. формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у
учащихся;
5. формирование навыков самообслуживания в походной, туристской
жизни.
№ Мероприятия
Сроки
1. Игры на знакомство, для сплочения коллектива.
Сентябрь
2. Беседы на темы:
В течение
- Беседа-игра «Готовься в поход»;
года
- «Дисциплина-основа безопасности»
- «Учимся смотреть и видеть, наблюдать и фиксировать»;
- «О чём говорят старые вещи?»
- «Что я знаю о трудовых достижениях своих родных»;
- «Новый год без происшествий»;
- «Мы - хозяева своего микрорайона»;
- «Жалобная книга природы»;
- «Этот вечный огонь мы в душе храним!».
3. Организация календарных праздников в объединении:
В течение
- Импровизация посиделок на Покров;
года
- Рождественский вертеп;
- Крещенские сказания;
- Здравствуй, Масленица!
- Пасха в крестьянском доме
4. -Тематические прогулки по микрорайону гимназии;
В течение
-Экскурсионное
ориентирование
по
микрорайону года
гимназии;
- Проведение туристской полосы препятствий;
-Поход 1го костра;
-Тематические экскурсии в музеи, библиотеки, театры
города;
- Подготовка и проведение коми народных игр;
36

5.

- Семейные реликвии войны, труда, учёбы
Праздники в объединении и совместные мероприятия с В течение
другими творческими объединениями.
года
Приложение 6
План работы с родителями

Форма работы

Содержание

Ожидаемый результат

Посещение школьного
родительского
собрания

Презентация
творческих
объединений,
требования к
учащимся и
родителям. Раздача
электронного адреса
сайта МУ ДО
«Вдохновение»

Заинтересовать
деятельностью объединения
«Юный краевед-этнограф».
Познакомить с
требованиями к учащимся и
родителям. Познакомить с
локальными актами
учреждения,
образовательной
программой.
Запись в объединение.

“День открытых
дверей” (по группам)

Наши родителиученики нашей
гимназии
Индивидуальные
беседы, консультации

Экскурсия для
родителей и детей,
проявивших интерес к
объединению, по
музею гимназии
Встречи с родителями Установка партнерских
отношений с семьей
учащегося
Беседы с родителями Стать союзниками в
об
их
ребенке. воспитании ребенка.
Активизация
внимания
на
поведении ребенка

День здоровья,
Выход на природу
походы выходного дня (прогулку) совместно с
родителями.
Проведение
спортивных игр,
наблюдение за
природными
явлениями. Совместное
участие детей и
родителей в
проведении досугового
мероприятия
37

Здоровьесбережение.
Сплочение коллектива.
Наблюдение за
личностными качествами,
на которые следует
обратить внимание

Календарные
праздники –
посиделки
(«Покровские
посиделки»,
«Сударыня
Масленица», Святки)
Каникулы в музее,
выходы в музеи

Импровизация
народных праздников
«Как это было».
Вовлечение в
прошлое. Чаепитие.

Установка на
сотрудничество в
воспитании детей, развитии
индивидуальных
способностей, творческой
одаренности. Совместный
досуг детей и взрослых.
Сопровождение
Совместная деятельность.
группы,
помощь Налаживание тесной связи
педагогу
в между педагогом и
организационных
родителями, установка
вопросах; вовлечение эмоционального контакта.
в мир музея
Повышение интереса к
занятиям у ребенка.
Совместные
Наблюдение за
Налаживание тесной связи
прослушивания,
ребенком: чему
между
педагогом
и
просмотры
на научился их ребенок,
родителями,
установка
конкурсах
как контактирует с
эмоционального контакта.
педагогом, как
реагирует на успех и
неудачи.
Участие в проектной
Создание атмосферы
Качественный продукт
деятельности (по
доверия и
совместного труда.
определенным темам) личностного успеха в Навыки планирования,
совместной
исследования, анализа.
деятельности.
Совместное
исследование
«Жизнь семьи»,
Путешествие в
Радость совместного
«Жила-была пара…»
прошлое. В
творческого труда.
сравнительном
Воспитание
анализе семейного
уважительного
уклада прошлого и
отношения к семье
настоящего
актуализировать
понятие вечных
непреходящих
ценностей
Анкетирование
Раздача анкет
Изучение степени
удовлетворенности
деятельностью
ребенка, педагога

38

Приложение 6
Самостоятельная работа
Раздел программы
Экскурсоведение

Основы туризма

Материалы для самостоятельной
работы
Презентация по дисциплине «Экскурсоведение»
https://infourok.ru/prezentaciya-po-disciplineekskursovedenie-1358986.html
Презентация
https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-pravilapovedeniia-na-ekskursii.html
Онлайн-тест https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnayadeyatelnost/library/2017/06/07/turisticheskaya-viktorinaturizmom-my
Туристическая викторина
https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnayadeyatelnost/library/2017/06/07/turisticheskaya-viktorinaturizmom-my
Викторина по туризму и ориентированию
https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnayadeyatelnost/library/2017/06/07/turisticheskaya-viktorinaturizmom-my
Викторина «Занимательно об ориентировании»
https://infourok.ru/viktorina-po-geografii-zanimatelno-oborientirovanii-682264
Презентация по туризму «Ориентирование на
местности» https://infourok.ru/prezentaciya-po-turizmuorientirovanie-na-mestnosti-1432998
Викторина «Что мы знаем о Республике Коми»
https://schoolfiles.net/120883#downloadjump

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».