Умелые руки 36 ч.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин» содтöд
тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Умелые руки»

Направленность – художественная
Уровень сложности - стартовый
Возраст учащихся - 7 - 10 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Карепанова Юлия
Александровна, педагог
дополнительного образования

Сыктывкар 2023 г.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
обще-развивающая программа «Умелые руки» (далее – Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

образовательной деятельности по дополнительным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

и

осуществления

общеобразовательным
Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;
-

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru)
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/566085656
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 « О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до
2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О

внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61

"О

Стратегии

социально-экономического

развития

МО

ГО

"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea
2

Флагманскими проектами Республики Коми являются «Доступное
дополнительное образование для детей», «Поддержка талантов», «Культура
малой

родины».

Они

направлены

на

обеспечение

современного,

содержательного и развивающего досуга для детей с возможностью для
дальнейшей

профессиональной

ориентации.

Так

же

на

создание

муниципальных центров по работе с одаренными детьми в каждом
муниципальном образовании республики и на сохранение традиций и
культуры своей малой родины. Программа «Умелые руки» способствует
реализации данной стратегической цели, так как она доступна для всех
категорий детей. В программе заложены принципы сохранения культурных
традиций коми, русского и немецкого народа. Она позволяет одаренным
детям развить свои творческие навыки и способности.
Программа разработана на основе наработок в области декоративноприкладного творчества Бритты ван Хорн, И.В. Крайсман, Энне Бурда,
Ю.Даркова, А. Зайцева, Хильтрид Зайбель, Инги Томан, Е. А. Бойко,
А.А.Шепелева.
Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала
данного уровня предполагает получение обучающимися навыков и умений, а
так же их свободное и самостоятельное использование в различных видах
декоративно-прикладного

творчества:

бумажная

пластика,

оригами,

аппликация из бумаги и картона, лепка.
Направленность – художественная
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Умелые руки» (далее Программа) рассчитана
на проведение занятий творческого объединения «Умелые руки» в
3

начальных классах МАОУ «СОШ №21» г. Сыктывкара с углублённым
изучением немецкого языка, которая позволяет учащимся познакомиться с
традициями трёх культур через знакомство с народным декоративно
прикладным искусством, которое окружает нас в повседневной жизни,
сохраняет, изучает и развивает сложившиеся традиции народного творчества.
народов севера Республики Коми, народов, проживающих на территории
Российской Федерации и немецкой народной культуры. И благодаря этому
учащиеся получат возможность, лучше понять истоки культуры народа своей
малой родины.
Отличительные особенности программы.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность,
связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно
практической деятельностью, знакомство с декоративно – прикладным
искусством решают не только частные задачи художественного воспитания,
но и более глобальные – развивают интеллектуально творческий потенциал
учащихся. Практическая деятельность учащихся направлена на отражение
доступными для его возраста художественными средствами своего видения
окружающего мира.
Дополнительное образование тесно связана с основным образованием и
является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы
обучения. Главным аспектом системы дополнительного образования
является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного
образования с программами общеобразовательной средней школы.
Программа связана со следующими предметами в средней школе: немецкий
язык, история, коми язык, труд, рисование, литература.
Данная программа рассчитана на проведение занятий творческого
объединения «Умелые руки» в начальных классах МАОУ «СОШ № 21» г.
Сыктывкара с углублённым изучением немецкого языка, которая реализует
4

дополнительные образовательные программы, ориентированные на изучение
немецкой, культуры.
Адресат программы. Программа обучения рассчитана на разновозрастный
коллектив постоянного состава в возрасте от 7 до 10 лет. В объединение
принимаются учащиеся с разным уровнем знаний и умений в области
декоративно-прикладного искусства. Занятия проводятся с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей.
Форма

обучения

-

очная.

Может

быть

организовано

обучение

с

использованием дистанционных образовательных технологий (в период
невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней).
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Срок освоения программы. Режим занятий.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления
родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми
(https://komi.pfdo.ru/).
Форма проведения занятия групповая. Возраст - 7-10 лет. Выполнение
программы рассчитано на 1 год. Расписание составляется в соответствии с
требованиями СанПиН.
Режим занятий: 1 час в неделю (36 час в год). В актированные дни и в дни
карантина для учащихся организуется обучение в форме самостоятельной
работы и повторения пройденного материала.
Формы организации образовательного процесса:

По количеству

учащихся используются групповые и индивидуальные организационные
формы обучения. Содержание программы предусматривает следующие виды
занятий:

беседы,

практические

занятия,

мастерские,

выполнение

самостоятельной работы, выставки, конкурсы, творческие отчеты, праздники.
5

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с
русским, немецким и коми декоративно – прикладным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить с декоративно-прикладным искусством коми и немецкого
народа;
 Научить пользоваться художественными материалами и техниками;
Развивающие:
 Сформировать умение вести диалог;
 Научить самостоятельно организовывать творческую деятельность и
место занятий;
 Научить анализировать собственную деятельность и работу сверстников.
Воспитательные:
 Привить уважение к культуре и искусству Родины и своего народа;
 Развить

потребность

в

самостоятельной

практической

творческой

деятельности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п./п.
1
2
3
4
5
6
7

Раздел

Теория

Практика

Всего часов

Введение в программу
Работа с природным материалом
Оригами
Бумажная пластика
Лепка из пластилина
Аппликация
Выставка. Оформление работ к
выставке.
Итого

1
0,5
2,25
2
1
2.5
0,25

1,5
6,75
6
3
7.5
1,75

1
2
9
8
4
10
2

10,25

25,75

36

6

Содержание программы:
Каждый раздел программы предлагает знакомство с различными видами
деятельности, характерными для декоративно- прикладного творчества.
Лепка, оригами, аппликация, бумажная пластика, работа с природным
материалом. В изучение каждого блока включены темы которые знакомят с
традициями немецкого, русского и коми народа. Учащиеся знакомятся с
декоративно-прикладным творчеством, народными праздниками, обычаями.
1. Введение в программу (1 час)
Теория:
знакомства с инструментами и материалами. Инструктаж по технике
безопасности при работе с инструментами (ножницы, шило, игла).
Противопожарная безопасность, правила дорожного движения, правила
действий при чрезвычайных ситуациях.
2. Работа с природным материалом (2 часа)
Теория:
Познакомить с технологией изготовления изделий с использованием
различных природных материалов, с их свойствами и качествами.
Знакомство с традициями Дня Благодарения и День Святого Мартина.
Практика:
Изготовление

декоративных

работ,

с

использованием

природных

материалов (листья, шишки, скорлупа, ракушки, различные ветки), с
учётом знаний о природных свойствах (форма, цвет) и понимание
пластических свойств природных материалов. Работы выполняются по
темам «Ваза с фруктами» и «Гусь»
3. Оригами (9 часов)
Теория:
7

Дать представления о различных приемах работы с бумагой, таким,
как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Научить
читать чертеж по которым складываются фигурки и представлять по ним
изделия в объеме.
Практика:
Создание сюжетно тематических композиций для оформления открыток,
панно и сувенирной продукции «Декоративный цветок», «Бабочка»,
«Птицы», «Символ года», «Тюльпан», «Ракета ко дню космонавтики»,
«Лодочка», «Уточка».
4. Бумажная пластика (8 часов)
Теория:
Дать представления о бумажной пластике. Расширить кругозор о
понятиях конструкция (простая и сложная, одно детальная и много
детальная).
Практика:
Выполнение объемных и плоскостных работ в технике бумажной пластики
(открытки и сувенирную продукцию к различным праздникам) с учетом
выразительных свойств бумаги- цвета, фактуры и текстуры по темам
«Фонарик

ко

дню

Святого

Мартина»,

«Гирлянда»,

«Новогодние

снежинки», «Ёлочный шар», «Подарок к 23 февраля», «Открытка к 9 мая».
5. Лепка из пластилина (4 часа)
Теория:
Пластилин — пластический материал, созданный человеком. Свойство —
пластичность. Способы работы с стекой. Знакомство с
основами цветоведения (пластилиновая живопись)
Практика:
8

Обучение приемам создания картин с помощью стек, развитие творческого
воображения. Изготовление в этой технике декоративно прикладных работ
и сувениров к таким праздникам как, День Благодарения, Рождеству,
Новому Году. Использование пластилина для создания «пластилиновых
картин».

Работы: «Ваза

с

фруктами»,

«Рождественский ангелок»,

«пряничный домик», «Цветовой круг»
6. Аппликация (10 часов)
Теория:
История возникновения аппликации. Способы создания аппликации из
разных материалов.
Практика:
Обучение

приемам симметричного

скручивания,

приклеивания,

вырезания,

аппликации.

складывания,

Формирование

навыков

самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ,
таких как «Декоративный цветок», открытка «Ёлочка», «Северный олень»,
открытка

«Новый

год

на

севере»,

«Цветовой

круг»,

«Вербное

воскресение», открытка «Пасхальное яйцо», «Пасхальный заяц», «Летние
забавы». Система работы в группах и индивидуально. Методика работы в
материале. Учить детей пользоваться трафаретами. Развивать чувство
формы, цвета и композиции. Дополнять композицию мелкими деталями,
используя элементы национального узора, используя уже знакомые
приемы работы. Развивать умение получать удовольствие от своей работы,
доставлять приятное близким. Закреплять умение работать ножницами,
клеем. Познакомиться с флорой родного северного края. Учить составлять
композицию. Развивать аккуратность, умение доводить дело до конца. При
знакомстве с этой техникой продолжаем знакомство с культурой,

9

традициями, обычаями, сказками и легендами немецкого, русского и коми
народа.
7. Выставка. Оформление работ к выставке (2 часа)
Этот

раздел

знакомит

учащихся

с

особенностями

выставочной

деятельности. Направлен на выработку навыков презентации своих работ.
Даёт понятие о том, что такое паспорту и как его сделать.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕУЗЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
 Знают основные особенности декоративно-прикладного творчества
немецкого, коми и русского народа.
 Владеют навыками художественной обработки материалов, умело
работать с инструментами.
Метапредметные результаты:
 Умеют вести диалог в коллективе.
 Умеют планировать собственную деятельность и организовывать место
занятий.
 умеют анализировать собственную деятельность и работу сверстников.
Воспитательные:
 Испытывают чувство уважения к культуре и искусству Родины и
своего народа.
 Имеют потребность в самостоятельной практической творческой
деятельности.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

Материально-техническое обеспечение: кабинет, учебные стулья и столы,
доска учебная, компьютер.
Учебно-практическое

оборудование:

Бумага,

картон,

фольга,

клей,

ножницы, клей пластилин, целлофановые пакеты ткань, баночки, кисти,
картинки, открытки, природные материалы, и др.
2.2. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Журналы,

книги,

дидактический

материал,

наглядные

пособия,

чертежи, репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые
изделия, видео, фото.
Интернет-источники:
- Бумагопластика для детей, для начинающих [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://tutknow.ru/rukodelie/11432-bumagoplastika-dlya-deteydlya-nachinayuschih.html
- Оригами из бумаги: ТОП-70 схем поделок [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
https://fanibani.ru/origami-iz-bumagi-top-shem-podelok-legkie-iposhagovye
Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина
- Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://mirpozitiva.ru/articles/1904-kak-lepit-izplastilina-poehtapno.html
2.3. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических
вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о
видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного
конструирования, правилах проектирования, правилах построения и
текущий инструктаж.
11

Практической

работе

отводится

большая

часть

учебного

времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При
выполнении учебной

работы

обучающиеся

изучают

технологические процессы изготовления деталей, творческих работ.
Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые
направляют работу обучаемого в нужное русло, но при выполнении
каждого задания учащийся свободен.
Уход от традиционного урока через использование в процессе
обучения

новых

технологий

позволяет

устранить

однообразие

образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст
условия для смены видов деятельности учащихся, позволит реализовать
принципы здоровьесбережения.
Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от
предметного

содержания,

целей

урока,

уровня

подготовленности

учащихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов,
возрастной

категории

учащихся.

В

программе

используется

информационно – коммуникационная технология как дополнительная
и как основная - игровые технологии.
Применение
школьников

игровых

необходимо,

педагогическом

контексте

технологий
так

как

на

ценность

очевидна.

При

занятиях
игры

у

младших

в

психолого-

условии

разумного

использования игра способна стать тем оптимальным инструментом,
который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации учащегося в новой ситуации развития;
- развитие учащегося как субъекта собственной деятельности и
поведения, его эффективную социализацию;

12

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и
физического здоровья.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по
таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный
материал используется в качестве её средства;
-

в

учебную

деятельность

вводятся

соревнования,

которые

способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
В игре дети незаметно для себя узнают много нового, практически
закрепляют и оценивают результат. В процессе
деятельности

ребята

получают

навыки

игровой

общения,

обобщают

и

систематизируют новые знания.
Формы

работы

с

родителями:

родительские

собрания,

индивидуальные консультации, беседы (Приложение №3).

2.4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено с учётом всех
требований);

средний

уровень

(задание

выполнено

с

небольшими

недочётами); низкий уровень (задание выполнено с многочисленными
ошибками и требует дополнительных занятий с педагогом).

13

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания.

1

Предмет
оценивани
я

Формы и
методы
оцениван
ия

Характерист
ика
оценочных
материалов

Показате
ли
оцениван
ия

Критерии оценивания

Виды
аттестац
ии

Определит
ь уровень
знаний и
умений в
изготовлен
ии
аппликаци
и
«Декоратив
ный
цветок».

Практичес
кая работа.

Презентация
проделанной
работы.

Изготовле
ние
аппликаци
и.

Высокий уровень:
Учащийся знает о работе с бумагой и
картоном. Четко воспроизводит знания о
технике выполнения аппликации.
Проявляет интерес, потребность в
творческих действиях. Усвоил приемы и
навыки работы с инструментами.
Качественно и самостоятельно выполнил
работу. Работа выполнена в соответствии с
технологией. Работа выполнена в срок.
Аппликация соответствует образцам
Средний уровень:
Учащийся знает о аппликациях. Частично
умеет обобщать и сформулировать приемы
и навыки работы с бумагой и картоном с
помощью педагога. Проявляет
неустойчивый интерес. Работа выполнена с
отклонением от указанной
последовательности. На выполнение
работы затрачено времени больше
установленного.

Текущий
контроль
(октябрь)

Низкий уровень:
Незнание и слабое знание изготовления
аппликации. Приемы работы с бумагой и
картоном освоил с помощью педагога. Не
умеет самостоятельно выполнить
аппликацию. Отсутствуют умения и
навыки при работе с инструментами.
Слабый интерес к работе. Оформление
работы выполнялось с грубыми
отклонениями от технологии. Работа
выполнена небрежно, неаккуратно.

14

2

Определит
ь уровень
знаний и
умений при
изготовлен
ии модели
«Лодочка»,
в технике
оригами.

Практичес
кая работа.

Презентация
проделанной
работы.

Изготовле
ние
бумажной
модели
«Лодочка»
.

Высокий уровень:
Учащийся знает о работе с бумагой. Четко
воспроизводит знания о технике
выполнения оригами. Проявляет интерес,
потребность в творческих действиях.
Усвоил приемы и навыки работы с
инструментами. Качественно и
самостоятельно выполнил работу. Работа

Промежу
точная
аттестаци
я
(апрель)

выполнена в соответствии с технологией.
Работа выполнена в срок. Модель
соответствует образцам.
Средний уровень:
Учащийся знает о технике оригами.
Частично умеет обобщать и
сформулировать приемы и навыки работы
с бумагой с помощью педагога. Проявляет
неустойчивый интерес. Работа выполнена с
отклонением от указанной
последовательности.
На выполнение
работы затрачено времени больше
установленного. Практическая работа
выполнена с помощью педагога.
Низкий уровень:
Незнание и слабое знание изготовления
модели. Приемы работы с бумагой с
помощью педагога. Не умеет
самостоятельно выполнить работу с
бумагой. Отсутствуют умения и навыки
при работе с инструментами. Слабый
интерес к работе. Оформление работы
выполнялось с грубыми отклонениями от
технологии. Работа выполнена небрежно,
неаккуратно.

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в
29.12.2012
№273-ФЗ
[Электронный
https://clck.ru/C7fwL

Российской Федерации» от
ресурс].
–Режим
доступа:

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,
2009г.
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
https://clck.ru/TqJRH
15

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ [Электронный ресурс]. –Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования
детей»
[Электронный
ресурс].
–Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM

16

- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми»
от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до
2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Инструкции по технике безопасности:
1.
2.
3.
4.
5.

Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами)
Антитеррористическая безопасность
Противопожарная безопасность
Правила поведения на улице и ПДД
Правила поведения на экскурсии

Для педагога:
1. Афонькина С. Игрушки из бумаги./ С. Афонькина. – СПБ.: Изд.
Литерат, 2016. -136 с.
2. Барто И. 200 моделей для умелых рук./ И. Барто. – СПБ.: Изд.Литерат,
2012. -103 с.
3. Еременко Т.И. Иголка – волшебница./ Т.И. Еременко М.: Просвещение
2013. – 97 с.
4. Героникус Г.М. 150 уроков труда в начальных классах./ Г.М.
Героникус. – Тула.: АРТ, 2012 - 87 с.
5. Голубинцева Е. Подарки из кожи./ Е. Голубинцева. – М.:изд. ЖСМО
2012 – 128 с.
17

6. Долженко Г.И. 100 оригами. / Г.И. Долженко. - Ярославль: Академия
развития, 2013. – 140 с.
7. Базулина Л.В., Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов ./
Л.В., Базулина И.В. Новикова Ярославль: Академия развития, 2015. –
127 с.
Интернет-источники:
8. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Для учащихся:
1. Афонькина С. Игрушки из бумаги./ Афонькина С. СПБ.: Изд. Литерат.
2017. – 98 с.
2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. Технология в 4-х классах./ Е.А. Лутцева, Т.П.
Зуева. Изд.М. Просвещение, 2018. – 145 с.
3. Российская электронная школа [Электронный ресурс].
доступа: Российская электронная школа (resh.edu.ru)

–

Режим

Интернет-ресурсы для учащихся:
1. Шкатулка идей. Подари своими руками [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://vk.com/handmade_blog
2. Идеи для творчества и подарков своими руками [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://vk.com/i_d_t
3. Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.livemaster.ru/

18

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Умелые руки»

Задания на самостоятельную работу на 1 год обучения
№

Раздел
учебного
плана
/

Задания для самостоятельной работы с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий

19

1

Работа с
природ
ным мате
риалом

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3908740984927109980&from=tabb
ar&p arent-reqid=1623087024528423-1810275470116460310-balancerknoss-search-ypsas-21BAL7021&text=поделка+из+природных+материалов+мастер+класс+на
+1+класса
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5789905729059752207&from=tabb
ar&p arent-reqid=1623087024528423-1810275470116460310-balancerknoss-search-ypsas-21BAL7021&text=поделка+из+природных+материалов+мастер+класс+на
+1+класса
&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F4919956988
27612 9993

2

Ори
гами

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6520442107011721491&
p=1 &text=поделка+оригамина+1+класса
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2064915840068305671&
p=1
&text=поделка+оригамина+1+класса&url=http%3A%2F%2F
www. youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D-tmF715izBc

20

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Умелые руки»

Календарно-тематическое планирование.

№

Тема занятия

Теория

Практика

1

-

Всего
часов
1

1.

Введение в программу. Инструменты и
материалы. Техника безопасности.

2.

Работа с природным материалом.
Сувениры к празднику дню Благодарения:
Работа с природными материалами. Создание
сувенирной открытки из засушенных листьев и
цветов.

0,25

0,75

1

3.

Лепка из пластилина.
Сувениры к празднику дню Благодарения:
Композиция «Ваза с фруктами». Объемная
композиция (пластилин, доски для лепки).
Оригами.
Сувениры к празднику дню Благодарения:
Композиция «Декоративный цветок».
Оригами.
Сувениры к празднику дню Благодарения: «Бабочка»
(цветной картон, клей, ножницы).
Работа с природным материалом.
Сувениры к немецкому празднику к Дню Святого
Мартина: Композиция из природных материалов
«Гуси» (картон, бумага, листья).
Оригами.
Сувениры к немецкому празднику к Дню Святого
Мартина: Бумажная пластика «Птицы»(картон,
цветная бумага, клей, ножницы.

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0.25

0,75

1

0,25

0,75

1

4.

5.

6.

7.

21

Бумажная пластика.
Сувениры к немецкому празднику к Дню Святого
Мартина: «Фонарик ко дню Святого Мартина»
(картон, бумага, клей, ножницы).
Аппликация.
«Декоративный цветок.» Подарок к дню матери
(Цветной картон, бумага).
Бумажная пластика.
Новогодние рождественские сувениры:
«Гирлянда» (бумага, фольга, клей, ножницы).
Бумажная пластика.
Новогодние рождественские сувениры:
«Новогодние снежинки» (цветная бумага, клей,
ножницы).
Бумажная пластика.
Новогодние рождественские сувениры: Новогодний
сувенир «Елочный шар» (фольга, цветная бумага,
клей, ножницы).
Аппликация.
Новогодние рождественские сувениры:
Православное рождество. Открытка «Елочка».
Лепка из пластилина.
Новогодний немецкий сувенир «Рождественский
ангелок». (пластилин, доска для лепки).
Аппликация.
«Северный олень». (цветная бумага, клей, ножницы).

0,25

0,75

1

0.25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0.25

0,75

1

0,25

0,75

1

16.

Аппликация.
Открытка «Новый год на севере» (цветная бумага,
клей, ножницы, кусочки искусственного меха,
тесьма).

0,25

0,75

1

17.

Оригами.
Новогодние рождественские сувениры: «Символ
года» (цветной картон, цветная бумага, клей,
ножницы).
Лепка из пластилина.
Новогодние рождественские сувениры: «пряничный
домик». Плоскостная лепка.
Бумажная пластика.
Подарок к 23 февраля. Декоративная открытка
(открытки, клей, ножницы).
Бумажная пластика.
Подарок к 23 февраля. Декоративная открытка
(открытки, клей, ножницы).

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

18.

19.

20.

22

21.

22.
23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.
35.
36

Оригами.
Декоративная открытка «Тюльпан».
(бумага, картон).
Оригами.
Декоративная открытка «Тюльпан» (бумага, картон).
Лепка из пластилина.
«Цветовой круг». Декоративное изображение
цветового круга (пластилин, картон, доска для
лепки).
Аппликация.
Аппликация по знаниям цветового круга (картон,
бумага, клей, ножницы).
Аппликация.
«Вербное воскресение» (картон, клей, вата).

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

Аппликация.
Изготовление пасхальной открытки. «Пасхальное
яйцо» (картон, цветная бумага, клей, ножницы).
Аппликация.
Подготовка к празднику Пасхи. Пасхальный заяц»
(цветная бумага, клей, ножницы).
Оригами.
«Ракета ко дню космонавтики (бумага, ножницы).
Оригами.
«Лодочка» (цветная бумага, клей, ножницы).
Оригами.
«Уточка» (картон, цветная бумага, клей, ножницы).
Бумажная пластика.
«Открытка к 9 мая» (картон, цветная бумага, клей,
ножницы).
Бумажная пластика.
«Открытка к 9 мая» (картон, цветная бумага, клей,
ножницы).
Аппликация.
«Летние забавы» (картон, бумага, клей, ножницы).
Аппликация.
«Летние забавы» (картон, бумага, клей, ножницы).
Выставка. Оформление работ к выставке.

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0.25

0,75

1

0,25

0,75

1

Выставка. Оформление работ к выставке.
Итого

0
9,5

1
26,5

1
36

23

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Умелые руки»

План работы с родителями
Цель и задачи работы с родителями учащихся.
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более
успешного взаимодействия семьи и дополнительного

образования в

воспитании и развитии ребенка как личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение
воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого –
педагогическими

знаниями

и

умениями,

основами

педагогической

культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в кружке;

Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
- беседы, анкетирование родителей;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
24

-

родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой

моей деятельности, обсудить возможные пути реализации); - приглашение
на занятия и внеурочные мероприятия;
-

создание базы телефонов родителей, создание беседы в WhatsApp.

3.

Совместная деятельность родителей и учащихся

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4.

Информирование родителей о ходе и результатах

воспитания, обучения детей - при личных встречах; - с
помощью записок-извещений;
- посредством телефона и интернета.
План работы
Сентябрь
- знакомство с родителями учащихся, реклама своей программы ;
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь
- информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его
психическом состоянии;
Ноябрь
- индивидуальные консультации для родителей.
Декабрь
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные, групповые консультации для родителей;
- подведение итогов I полугодия.
Январь
- анонимное анкетирование «удовлетворённость родителей образовательным
процессом»;
- индивидуальные консультации.
25

Февраль
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные консультации для родителей.
Март
- проведение праздничных мероприятий;
- индивидуальные консультации для родителей.
Апрель
- проведение открытого занятия;
- индивидуальные консультации для родителей
Май
- выставка работ учащихся: подведение итогов работы объединения.
Темы родительских собраний:
1. Праздники в культурах разных народах.
2. Творческая деятельность- залог успеха в развитии учащихся.
3. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
4. Принципы сотрудничества в коллективе.
5. Семейные традиции и ценности.
Инструкции по технике безопасности:
• Техника

безопасности

по

ДПИ (работа

с

инструментами и материалами: красками, кисточками, клеем,
ножницами, канцелярским ножом)
• Антитеррористическая безопасность
• Противопожарная безопасность
• Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
• Правила поведения на улице и ПДД
• Правила поведения на экскурсии
26

• Правила поведения в зимний период
• Профилактика заболеваний гриппа и ОРЗ

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Умелые руки»
План воспитательной работы.
В течение учебного года в творческом объединении «Умелые руки» проводятся такие беседы
как:
1.Еженедельно: правила поведения в комнате школьника, техника безопасности ДПИ.
2. Раз в месяц: противопожарная безопасность, правила поведения на улице и ПДД.
Месяц

Мероприятия

Сентябрь

День знаний, день учителя.

Октябрь

Мастер-класс «Поделка ко Дню пожилого человека»

Ноябрь

Беседа о добром отношении к родителям, к окружающим людям,
сверстникам. Выбор профессии.

Декабрь

Беседа на тему «Поведение детей на каникулах», «Правила поведения
на улице в зимний период. Выставка работ за 1 полугодие.

Февраль

Беседа на тему «Безопасность в интернете и экстремизм»

Апрель-май

Выставка работ, сделанных за учебный год.
Беседа «Безопасность на воде»

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».