Радужные краски

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Радужные краски»
Базовый уровень
Направленность – художественная
Для учащихся - 8 -14 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель: педагог
дополнительного образования
Овчинникова Валентина Ивановна

Сыктывкар, 2023

2

1.1. ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радужные краски» (далее – Программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
- приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/ ;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/566085656 ;
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «О стратегии
социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении

изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О
Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года"
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea .

Приоритетным направлением в работе с молодежью в Республике Коми
является духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Программа
«Радужные краски» способствует реализации задачам. В творческой
деятельности учащиеся соприкасаются с темами на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, через выполнение творческих работ

3

современными

и

привлекательными

для

учащихся

техниками

изобразительного искусства.
Уровень сложности программы – базовый, т.к. направлена на удовлетворение
потребностей детей в общении с духовными ценностями и приобщение детей
к творческой деятельности, через освоение новых изобразительных практик
для свободного самостоятельного использования навыков и умений.
Направленность программы – художественная.
Уровень – дополнительная образовательная программа.
Вид – общеобразовательная общеразвивающая программа.
Тип программы – модифицированная.
Актуальность программы
Актуальность программы «Радужные краски» заключается в том, что
уже с раннего возраста детям необходимо раскрывать значение искусства, и
благодаря этому программа поможет обеспечить эмоциональный контакт в
мир изобразительного искусства. Важно, изучать изобразительное искусство
в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека. Учащиеся на занятиях
постепенно будут повышать свою изобразительную грамотность. Беседы и
творческие задания дадут возможность приобщить детей к миру прекрасного.
Их внутренний мир наполнится восторгом, они научатся видеть то, что
скрыто от глаз многих, станут уважать традиции, любить и беречь все
окружающее в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности граждан России.
Отличительные особенности программы
Программа

модифицированая,

составлена

на

основе

типовой

программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
«Рисунок и живопись», С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, 1981 г.
Преимущество

данной

программы

выражено

в

том,

что

изучение

изобразительного искусства происходит через создание творческих работ на

4

темы родного края. Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты
темы духовно-нравственного воспитания детей. Также в творческих заданиях
дети попробуют применить различные художественные материалы и техники
исполнения, которые окажут положительное эмоциональное воздействие.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе,
красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Адресат программы
Программа адресована детям от 8 до 14 лет. Занятие изобразительным
искусством доставляет удовольствие практически всем детям данного
возраста. На занятиях творческие задания выполняются различными
материалами и техниками исполнения, которые могут привлечь даже
учащегося, который не увлечен рисованием. Систематическое посещение
объединения повысит изобразительную грамотность учащихся.
Для

обучения

принимаются

все

желающие.

Набор

в

группу

осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных
представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или самого
учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
При успешном освоении программы 1-го года обучения учащиеся
переводятся на следующий год обучения. В группы 2-го и последующих лет
обучения могут приниматься учащиеся, не занимавшиеся в предшествующие
годы по этой программе при условии, что они имеют соответствующий
данному году обучения уровень подготовки, определяемый педагогом на
основе итогов оценочных материалов.
Срок освоения программы
Объем программы – 288 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения: 144 часа в год,
2 год обучения: 144 часа в год
Формы обучения
Программа

предполагает

очную

форму

обучения;

в

период

5

невозможности организации учебного процесса в очной форме (карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней),
может быть организовано

использование электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий.
Очная, очно-заочная, заочная, может быть организовано электронное
обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (в
период невозможности организации учебного процесса в очной форме:
карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных
дней).
Формы организации образовательного процесса
Групповая, парная, индивидуальная.
Виды занятий
Учебное

занятие,

мастер-класс,

мастерская,

выполнение

самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, праздники, пленэр,
прогулки, экскурсии.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Расписание составляется
в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.

6

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование творческой личности учащегося через организацию
разнообразных

видов

деятельности

и

знакомства

с

основами

изобразительного искусства.
Задачи.
Обучающие:
o познакомить с видами изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство;
o научить

использовать

в

художественно-творческой

деятельности

различные художественные материалы и художественные техники;
o способствовать

обучению

передавать

в

художественно-творческой

деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к
природе, человеку, обществу.
Развивающие:
o формировать умение вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения творческой работы;
o формировать умение использовать средства информационных технологий
для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала;
o формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты
решения различных художественно-творческих задач.
Воспитательные:
o способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к
природе, человеку, обществу;
o способствовать воспитанию различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё
отношение средствами художественного языка;

7

o способствовать воспитанию испытывать чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа и уважительно относятся к культуре и
искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Задачи на 1 год обучения
Обучающие:
o получить представления о многообразии красоты родной природы;
o формировать начальные навыки изобразительной грамотности в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
o приобщить обсуждать и анализировать произведения искусства.
Развивающие:
o формировать умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
o формировать осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
o формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
o способствовать формированию потребности к творческому отношению к
окружающему миру;
o способствовать

воспитанию

различать

в

художественно-творческой

работе характер, эмоциональное состояние;
o способствовать формированию эстетических потребностей – потребность
в общении с искусством, природой.
Задачи на 2 год обучения
Обучающие:
o способствовать обучению давать эстетическую оценку явлениям природы,
событиям окружающего мира;
o способствовать овладению самостоятельно выбирать художественные
техники в процессе выполнения творческих работ;

8

o сформировать

систему

знаний

о

обсуждать

и

выразительных

средствах

изобразительного искусства.
Развивающие:
o формировать

умение

художественную деятельность

анализировать

собственную

и работу одноклассников с позиций

творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения;
o формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
o мотивировать находить варианты решения различных художественнотворческих задач.
Воспитательные:
o способствовать воспитанию видеть прекрасное в окружающем мире;
o способствовать

формированию

потребности

к

самостоятельной

практической творческой деятельности;
o способствовать передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами
художественного языка.
o Воспитывать уважение и гордость за свою Республику Коми,
г.Сыктывкар.

9

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план на 1 год обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4

Знакомство с программой
Тема «Вводное занятие»
Природа родного края
Тема «Деревья»
Тема «В осеннем лесу»
Тема «Первый снег»
Тема «Лес зимой»

2
2
22
2
4
4
4

2
2
2,75
0,25
0,5
0,5
0,5

0
0
19,25
1,75
3,5
3,5
3,5

2.5

Тема «Северное сияние»

4

0,5

3,5

2.6
2.7
3.
3.1
3.2

Тема «Солнце красное»
Тема «Одуванчиковое поле»
Натюрморт
Тема «Заготовка урожая»
Тема «Коми натюрморт»
Тема «Рождественский натюрморт»
Животные родного края
Тема «Совушка – сказочная птица»
Тема «Пушистые животные тайги»
Тема «Цветные птицы – снегирь и синица»
Тема «Бурый медведь – хозяин северного
леса»
Тема «Обитатели коми рек»
Тема «Коллаж «Серый журавль»
Герои и пресонажи коми фольклора
Тема «Пера-богатырь – легендарный герой
коми сказок»
Тема «Зарань»
Тема «Кöздыд Пöль»
Человек и его деятельность
Тема «Северные люди»
Тема «Зимние забавы»
Тема «Коми изба»
Тема «Коми танец»
Православные праздники
Тема «Ангел над городом»
Тема «Благовещение»
Тема «Вербное воскресение»
Тема «Пасха красная»
Тема «Аз да Буки – вот и все науки»
Тема «Буквица – символ творчества
славянской письменности»
Изготовление открыток
Тема «Открытка пожилому человеку»

2
2
12
4
4
4
24
4
4
4

0,25
0,25
1,5
0,5
0,5
0,5
3
0,5
0,5
0,5

1,75
1,75
11,5
3,5
3,5
3,5
21
3,5
3,5
3,5

4

0,5

3,5

4
4
12

0,5
0,5
1,5

3,5
3,5
11,5

4

0,5

3,5

4
4
16
4
4
4
4
16
4
2
2
4
2

0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,25
0,25
0,5
0,25

3,5
3,5
14
3,5
3,5
3,5
3,5
14
3,5
1,75
1,75
3,5
1,75

2

0,25

1,75

16
2

2
0,25

14
1,75

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5. 

5.1
5.2
5.3
6. 
6.1
6.2
6.3
6.4
7. 
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5

7.6
8. 
8.1

Формы
аттестации/ко
нтроля

Текущий
контроль

10

8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
9. 
9.1
10.
10.1
11

Тема «Открытка «Полевые цветы для мамы»
Тема «Открытка «Нарядная ёлочка»
Тема «Бумажный декор»
Тема «Открытка для папы»
Тема «Открытка к 8 марта»
Тема «Открытка «Разноцветные планеты»
Тема «Открытка «Салют победы»
Экскурсии
Экскурсия
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Итоговое занятие

2
2
2
2
2
2
2
6
6
16
16
2

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
6
6
2
2
2

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
0
0
14
14
0

11.1

Викторина по изобразительному искусству

2

0,25

1,75

144

26,75

117,25

Итого:

Промежуточн
ая аттестация

Учебно-тематический план на 2 год обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Знакомство с программой
Тема «Вводное занятие»
Природа родного края
Тема «Туман в лесу»
Тема «Ветка рябины»
Тема «Осенний натюрморт»
Тема «Дождливая погода»
Тема «Листопад»

2
2
34
4
4
4
4
4

2
2
3,25
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0
0
30,75
3,5
3,5
3,5
3,5
3,5

2.6

Тема «Пейзаж в графике»

4

0,5

3,5

2.7
2.8
2.9
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Тема «Зимний вечер»
Тема «Зимние березки»
Тема «Белое на белом»
Натюрморт
Тема «Коллаж «Натюрморт»
Тема «Весна за окном»
Животные родного края
Тема «На Севере»
Тема «Натюрморт в графике «Чаепитие»
Тема «Красная книга Республики Коми»
Тема «Птицы на небе»
Тема «Коллаж «Рыба»
Тема «Бабочка»
Тема «Цветущий луг»

4
2
4
8
4
4
32
4
4
8
4
4
4
4

0,5
0,25
0,5
1
0,5
0,5
3
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5

3,5
1,75
3,5
7
3,5
3,5
21
3,5
3,5
7
3,5
3,5
3,5
3,5

Формы
аттестации/ко
нтроля

Текущий
контроль

11

5. 

Герои и пресонажи коми фольклора

6

0,75

5,25

5.1

Тема «Иллюстрация коми сказки»

6

0,75

5,25

6. 
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
7. 
7.1
7.2
8. 
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
9. 
9.1
10.
10.1

Человек и его деятельность
Тема «Архитектура родного города»
Тема «Пропорции и перспектива»
Тема «Стилизация буквы»
Тема «Старый город»
Тема «Портрет»
Тема «Пропорции строения фигуры человека»
Тема «Фигура в движении»
Православные праздники
Тема «Рождество»
Тема «Пасхальный натюрморт»
Изготовление открыток
Тема «Открытка ко Дню учителя»
Тема «Поздравим пап»
Тема «Открытка для мамы «Мимозы»
Тема «Загадочный космос»
Тема «Открытка «Полевое письмо»
Экскурсии
Экскурсия
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Итого:

26
6
4
4
4
2
2
4
8
4
4
10
2
2
2
2
2
4
4
14
14
144

2,75
0,75
0,5
0,5
0,5
0,25
0,25
0,5
2
0,5
0,5
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
4
4
1,75
2
22,5

23,25
5,25
3,5
3,5
3,5
1,75
1,75
3,5
14
3,5
3,5
14
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
0
0
12,25
14
121,5

Промежуточн
ая аттестация

12

Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Введение в программу, 2 ч.
Вводное занятие
Теория: Введение в программу. Техника безопасности с материалами и инструментами
для рисования и правила поведения и работы.

2. Природа родного края, 22 ч.
В осеннем лесу
Теория: Знакомство с осенней палитрой родной природы. Практика: Выполнение
рисунка в смешанной технике.
Деревья
Теория: Знакомство с деревьями коми края. Особенности строения дерева. Практика:
Изображение дерева с передачей его особенностей строения.
Первый снег
Теория: Знакомство с палитрой родного края поздней осени. Практика: Выполнение
работы в смешанной технике.
Лес зимой
Теория: Разбор цветовой гаммы зимнего леса родного края. Практика: Выполнение
рисунка акварелью.
Северное сияние
Теория: Знакомство с природным явлением как северное сиянием. Практика:
Выполнение рисунка в технике граттаж.
Солнце красное
Теория: Познакомить с изображением солнца в народном творчестве. Практика:
Выполнение рисунка восковыми мелками.
Одуванчиковое поле
Теория: Знакомство с первоцветами родного края. Практика: Выполнение рисунка в
графике.

3. Натюрморт 12 ч.
Заготовка урожая
Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами. Практика: Выполнение задания
восковыми мелками.
Рождественский натюрморт
Теория: Повторение способов создания декоративного натюрморта. Практика:
Выполнение рисунка гуашью.
Коми натюрморт
Теория: Знакомство с традиционными коми блюдами, посудой коми народа. Практика:
Выполнение рисунка в смешанной технике.

4. Животные родного края 24 ч.
Совушка – сказочная птица
Теория: Знакомство с мягким материалом соус. Сова в сказках Республики коми.
Практика: Выполнение рисунка в графике соусом.
Коллаж «Серый журавль»
Теория: Знакомство с техникой коллаж. Практика: Выполнение изображения в технике
коллаж.
Пушистые животные тайги

13

Теория: Знакомство с художниками иллюстраторами-анималистами и пушистыми
животными тайги. Практика: Выполнение рисунка поролоном или щетиной, создание
«пушистости».
Цветные птицы – снегирь и синица
Теория: Знакомство с зимующими птицами. Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Бурый медведь – хозяин северного леса
Теория: Знакомство с коми сказками о медведе. Практика: Выполнение рисунка в
смешанной технике.
Обитатели коми рек
Теория: Знакомство с обитателями рек родного края. Практика: Выполнение рисунка в
смешанной технике.

5. Герои и пресонажи коми фольклора 12 ч.
Пера-богатырь – легендарный герой коми сказок
Теория: Знакомство с персонажем коми преданий Пера-богатырем и другими героями
коми мифологий. Практика: Выполнение сюжетной композиции гуашью.
Зарань
Теория: Знакомство с женским коми костюмом. Практика: Выполнение работы в
технике аппликации.
Кöдзыд Пöль
Теория: Знакомство с персонажем коми фольклора. Практика: Выполнение рисунка
акварелью и тушью.

6. Человек и его деятельность 16 ч.
Северные люди
Теория: Знакомство с повседневной жизнью жителей коми на крайнем севере. Знакомство
с северными сказками. Практика: Выполнение рисунка в смешанной технике.
Зимние забавы
Теория: Изучение конструкции фигуры человека, основные пропорции. Зимние забавы в
коми крае. Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Коми изба
Теория: Знакомство с конструктивными и декоративными элементами коми дома.
Практика: Выполнение рисунка в смешанной технике.
Коми танец
Теория: Знакомство с понятием «ритм». Практика: Выполнение рисунка в смешанной
технике.

7. Православные праздники 16 ч.
Ангел над городом
Теория: История возникновения праздника, символы и традиции Рождества. Практика:
Выполнение работы в технике коллаж.
Благовещение
Теория: История и традиции праздника. Практика: Выполнение рисунка восковыми
мелками и акварелью.
Вербное воскресение
Теория: Знакомство с традицией праздника. Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Пасха красная
Теория: Знакомство с традициями праздника. Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Аз да Буки – вот и все науки
Теория: История жизни святых Кирилла и Мефодия. Знакомство с происхождением
азбуки. Практика: Надпись собственного имени пером в стиле кириллицы.

14

Буквица – символ творчества славянской письменности
Теория: Знакомство с понятием буквица. Практика: Украшение буквицы растительным
орнаментом.

8. Изготовление открыток 16 ч.
Открытка пожилому человеку
Теория: История создания открытки. История возникновения Международного Дня
пожилого человека. Практика: Изготовление открытки в смешанной технике к
Международному Дню пожилого человека.
Открытка «Полевые цветы для мамы»
Теория: История возникновения праздника и его традиции. Обзор полевых цветов в
Республике Коми. Практика: Выполнение работы гуашью.
Бумажный декор
Теория: Способы изготовления бумажных украшений. Практика: Украшение кабинета и
фойе.
Открытка «Нарядная елочка»
Теория: Знакомство с новогодними украшениями. Практика: Изготовление открытки.
Открытка для папы
Теория: История возникновения праздника День защитника Отечества. Практика:
Изготовление открытки в технике аппликация.
Открытка «Разноцветные планеты»
Теория: Знакомство иллюстрациями о космосе. Практика: Изготовление открытки.
Открытка «Салют победы»
Теория: История праздника День Победы, традиции празднования. Практика:
Выполнение открытки.

9. Экскурсии 6 ч.
Теория: Знакомство с окружающим миром. Посещение выставок, фестивалей и
экскурсий.

10. Подготовка к конкурсу 16 ч.
Теория: Требования к оформлению выставочной работы. Практика: Оформление
выставочной работы.

11. Итоговое занятие 2 ч.
Теория: Итоговое проверочное задание.
Практика: Проведение итогового теста.

15

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Знакомство с программой 2 ч.
Вводное занятие
Теория: Введение в программу. Техника безопасности с материалами и инструментами
для рисования и правила поведения и работы.

2. Природа родного края 34 ч.
Туман в лесу
Теория: Знакомство с ахроматическими цветами. Практика: Деление цветов от светлосерого до чёрного. Передача воздушной перспективы при использовании ахроматических
цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Ветка рябины
Теория: Знакомство с хроматическими цветами. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
легкость смешивания. Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Дождливая погода
Теория: Разбор цветовой палитры при пасмурной погоде. Практика: Передача цветом
состояния природы в технике по-сырому.
Листопад
Теория: Просмотр различных форм листьев. Практика: Изображение рисунка в
смешанной технике.
Пейзаж в графике
Теория: Знакомство с произведениями графики. Практика: Выполнение пейзажа в
графике.
Зимний вечер
Теория: Закрепление с произведениями на вечернюю тему.
Практика: Выполнение рисунка гуашью.
Зимние березки
Теория: Понятие о ритме в рисунке. Практика: Выполнение рисунка в смешанной
технике.
Белое на белом
Теория: Рассматривание картин художников с предметами белого цвета. Практика:
Выполнение рисунка в смешанной технике.
Весна за окном
Теория: Особенности весенней природы. Практика: Выполнение рисунка по
представлению на заданную тему.
Цветущий луг
Теория: Просмотр произведений на летнюю тему. Практика: Выполнение рисунка
гуашью.

3. Натюрморт 8 ч.
Осенний натюрморт
Теория: Знакомство с особенностями теплых и холодных цветов. Знакомство с понятием
«светотень» (блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень). Практика:
Выполнение работы акварелью в технике по-сырому.
Коллаж «Натюрморт»
Теория: Закрепление знаний о натюрморте. Практика: Выполнение натюрморта в
технике коллаж.
Натюрморт в графике «Чаепитие»

16

Теория: Знакомство с произведениями на тему «Чаепитие» Практика: Выполнение
рисунка в графике.

4. Животные родного края 32 ч.
На Севере
Теория: Знакомство с животными севера. Практика: Выполнение открытки в смешанной
технике.
Красная книга Республики Коми
Теория: Знакомство с флорой и фауной Республики Коми. Практика: Выполнение
рисунка в выбранной технике. Упрощение природной формы.
Птицы на небе
Теория: Знакомство с перелетными птицами. Практика: Изображение рисунка в
смешанной технике.
Коллаж «Рыба»
Теория: Просмотр иллюстраций в технике коллаж. Практика: Выполнение рисунка в
технике коллаж.
Бабочка
Теория: Знакомство с понятием симметрия. Практика: Выполнение рисунка в
смешанной технике.

5. Герои и персонажи коми фольклора 6 ч.
Иллюстрация коми сказки
Теория: Выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам. Практика:
Самостоятельная работа, выставка детских работ.

6. Человек и его деятельность 26 ч.
Архитектура родного города
Теория: Знакомство с архитектурой родного города. Практика: Выполнение работы в
смешанной технике.
Пропорции и перспектива
Теория: Знакомство с понятиями перспектива и пропорции. Практика: Передача
перспективы и пропорций в рисунке.
Стилизация буквы
Теория: Просмотр различных стилизованных букв. Практика: Создание своей буквы.
Коми орнамент.
Старый город
Теория: История города Усть-Сысольск. Практика: Изготовление фона под старину,
выполнение на нем архитектуры старого города.
Портрет
Теория: Знакомство с пропорциями изображения головы человека. Практика:
Выполнение рисунка с учетом пропорций.
Пропорции строения фигуры человека
Теория: Выполнение схемы строения человека изучение пропорций, сравнение схемы
изображения ребенка и взрослого. Практика: Изображение человека с соблюдением
пропорций.
Фигура в движении
Теория: Конструкция фигуры, основные пропорции. Практика: Изображение фигуры
человека в движении.

7. Православные праздники 8 ч.
Рождество

17

Теория: Знакомство с историей Рождества. Практика: Выполнение открытки.
Пасхальный натюрморт
Теория: Праздничный пасхальный стол, традиционные блюда. Практика: Выполнение
натюрморта с натуры.

8. Изготовление открыток 10 ч.
Открытка ко Дню учителя
Теория: Повторение истории и традиций праздника. Практика: Изготовление
поздравительной открытки в графике.
Поздравим пап
Теория: Рассматривание и беседа по произведениям художников. Практика: Рисунок
техники.
Открытка для мамы «Мимозы»
Теория: Знакомство с первыми весенними цветами. Практика: Изготовление
праздничной весенней открытки.
Загадочный космос
Теория: Явления космоса. Практика: Рисунок на космическую тему.
Открытка «Полевое письмо»
Теория: Символы и традиции праздника День Победы. Практика: Изготовление
открытки в форме полевого письма.

9. Экскурсии 4 ч.
Теория: Знакомство с окружающим миром.

10. Подготовка к конкурсу 14 ч.
Теория: Требования к оформлению выставочной работы. Практика: Оформление
выставочной работы.

18

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
Характеризуют

уровень

сформированности

универсальных

способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
o владеют умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения творческой работы;
o используют

средства

информационных

технологий

для

решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала;
o умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
Личностные результаты
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Веселые краски»:
o сформировано эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку,
обществу;
o умеют различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами
художественного языка;
o уважительно и с чувством гордости относятся к своей Республике
Коми, г.Сыктывкару.
o испытывают чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего
народа и уважительно относятся к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом.

19

Предметные результаты
Характеризуют

опыт

учащихся

в

художественно-творческой

деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
o знают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура,
архитектура, декоративно-прикладное искусство;
o используют

в

художественно-творческой

деятельности

различные

художественные материалы и художественные техники;
o способны

передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу.

20

РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое

обеспечение:

хорошо

освещённый

кабинет, учебные стулья и столы, доска учебная, компьютер, проектор.
Учебно-практическое оборудование: краски акварельные, краски
гуашевые, кисти, емкость для воды, палитра, тушь, перо, гелевые ручки,
капиллярные ручки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры,
бумага для рисования, бумага цветная, картон цветной, клей, ножницы.
2.2. Информационно - методическое обеспечение
Электронные

образовательные

ресурсы

(аудио,

видео),

специальные

компьютерные программы, информационные технологии.
2.3.Методы и технологии обучения и воспитания
Методы обучения.
 Объяснительно-иллюстративный метод используется при
предъявлении учащимся нового материала зрительными, слуховыми и
речевыми способами. Чаще это демонстрация разнообразного
наглядного материала с изложением и педагогический показ.
 Репродуктивный метод используется во время выполнения
упражнений кистью или графическими материалами, перед
выполнением творческого задания. Или же учащиеся на разных уроках
выполняют различные задания, но с одинаковыми условиями для
формирования навыков и умений.
 Метод проблемного изложения применяется во время передачи
новых знаний учащимся, перед выполнением творческого задания.
 Частично поисковый метод применяется во время беседы с
учащимися, когда школьники уже имеют какие-либо знания по
заданной теме.

21

 Исследовательский метод применяется при совокупности
пройденных определенных тем. Для его совершения посвящается
отрезок учебного времени, когда дети самостоятельно добывают
информацию.

- формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы
обосновывается с позиции профиля деятельности, категории
обучающихся;
- формы организации учебного занятия – беседа, вернисаж, защита
проектов, мастер-класс, практическое занятие, экскурсия, наблюдение,
творческая мастерская;
- педагогические технологии – технология исследовательской
деятельности, проектной деятельности; коммуникативная технология,
технология
педагогической
мастерской,
здоровьесберегающая
технология;
- алгоритм занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов:
организационный момент, актуализация темы, обучение новым знаниям,
проверка новых знаний, практическая творческая работа, рефлексия;
- дидактические материалы – инструктирующие методические материалы:
инструктивно-методический
цветовой
круг
(смешивание
цветов,
гармоничное сочетание цветов); деревянная модель фигуры человека
(пропорции фигуры человека, составление движений фигуры человека);
памятка о видах изобразительного искусства (вклеивается на внутреннюю
сторону обложки альбома учащихся); прикладные методические материалы:
конспекты учебных занятий, фото и видео материалы, тематическая
подборка репродукций художников; дидактические пособия к урокам
(задания, образцы изделий)

22

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
1 года обучения
№ Виды
контроля

Цель

Содержание

Уровень знаний
Кроссворд
материалов
и «В гостях у
инструментов
художника»
художника

1.

Текущий
контроль
(декабрь)

Определить
уровень знаний
на
инструменты и
материалы
художника

2.

Промежуточ
ная
аттестация
(май)

Определить
Уровень
уровень знаний теоретических
о цветоведении знаний

Форма

Итоговый тест

КИМы, критерии (см.
приложение №1)
Высокий уровень:
9-10 баллов
Ответили на 9-10 вопросов
из 10 вопросов
Средний уровень:
7-8 баллов
Ответили на 7-8 вопросов из
10 вопросов
Низкий уровень:
6 баллов
Ответили на 6 вопросов из 10
вопросов
Высокий уровень:
9-10 баллов
Ответили на 9-10 вопросов
из 10 вопросов
Средний уровень:
7-8 баллов
Ответили на 7-8 вопросов из
10 вопросов
Низкий уровень:
6 баллов
Ответили на 6 вопросов из 10
вопросов

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
2 года обучения
№
1.

Виды
контроля
Текущий
контроль
(декабрь)

Цель

Содержание

Форма

Определить
уровень
творческого
потенциала
графических

Уровень
графических
навыков

Творческая
графическая
работа «Пейзаж в
графике»

КИМы, критерии (см.
приложение №1)
Высокий уровень:
11-15 баллов
Набрали 11-15 баллов из 15
баллов
Средний уровень:

23

навыков

2.

Промежуточн
ая аттестация
(май)

Формы

Определить
уровень
творческого
потенциала
композиционн
ых навыков и
провести
выставку
итоговых работ

Уровень
живописных
навыков

диагностики:

Зачетная
творческая работа
на заданную тему

творческие

наблюдение, викторины, кроссворды.

выставки,

6-10 баллов
Набрали 6-10 баллов из 15
баллов
Низкий уровень:
5 баллов
Набрали 5 баллов из 15
баллов
Высокий уровень:
11-15 баллов
Набрали 11-15 баллов из 15
баллов
Средний уровень:
6-10 баллов
Набрали 6-10 баллов из 15
баллов
Низкий уровень:
5 баллов
Набрали 5 баллов из 15
баллов

тесты,

педагогическое

24

2.5.Список литературы
Инструкции по технике безопасности:
 Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами:
красками, кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
 Антитеррористическая безопасность
 Противопожарная безопасность
 Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
 Правила поведения на улице и ПДД
 Правила поведения на экскурсии
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/

25

- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/all/140314/;
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Литература для педагога:
1. Бабенковаа,

Е.

А.

Настольная

книга

здоровьесбережения.

Новые

стандарты. / Бабенкова, Е. А. [Текст]: Методическое пособие для
педагогов,

врачей,

научных

работников

и

работников

системы

переподготовки кадров,администраторов и руководителей учреждений
образования различного уровня / под ред. Бабенковой Е. А.-Москва – УЦ
«Перспектива», 2013.-192с.

26

2. Кол, М., Сольга, К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / Кол, М.,
Сольга, К.; пер. с англ. Гендель, Е. Г. [Текст]: Книга для широкого круга
читателей / под ред. Фоминой А. Б.-Минск – «Попурри», 2009.-256с.
3. Бесчанов, Н. П. Живопись / Бесчанов Н. П. [Текст]: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / под ред. Бесчанова Н. П.-Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.-223с.
4. Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция / Даглдиян К. Т. [Текст]:
Учебное пособие / под ред. Даглдиян К. Т.-Ростов-на-Дону - Феникс,
2010.-312с.
5. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки / Кузин В.С. [Текст]: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Лопиной Р.
К.-Москва - Издательский центр «Академия», 2004.-232с.
6. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Логвиненко Г. М. [Текст]:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред.
Логвиненко Г. М.-Москва - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
2004.-144с.
7. Нечаев, М. П. Диагностический анализ воспитанности учащихся:
содержание, технология, методика / Нечаев, М. П. [Текст]: Книга в
помощь руководителям образовательных учреждений, их заместителям по
воспитательной

работе,

классным

руководителям

(воспитателям),

практическим психологам и учителям / под ред. Третьякова П. И.-Москва
– УЦ «Перспектива», 2013.-88с.
8. Стор, И. Н. Декоративная живопись / Стор И. Н. [Текст]: Учебное пособие
для вузов / под ред. Стор И. Н.-Москва - МГТУ имени А. И. Косыгина,
2004.-328с.
9. Теплинская, О. Я. Аппликация и коллаж. Новые идеи, разнообразные
материалы, полезные советы. / Теплинская, О. Я., Тукаева, И. А. [Текст]:
Книга родителям, педагогам для занятий на уроках труда, во внеклассной
деятельности / под ред. Колесова Л. И.- Ярославль – Академия развития,
2010.-208с.

27

Литература для учащихся:
1. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи /
Сокольникова Н. М. [Текст]: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4ч.
Ч2 / под ред. Денисова В. С.-Обнинск - Титул, 2005.-80с.
2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции /
Сокольникова Н. М. [Текст]: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4ч.
Ч3 / под ред. Денисова В. С.-Обнинск - Титул, 2005.-80с.
3. Черенцова, Е. М. Мировое искусство / Черенцова Е. М. [Текст]:
Энциклопедический словарь / под ред. Черенцова Е. М.-Москва - Вече,
2005.-576с.
Интернет-ресурсы для учащихся:
1. http://urokitvorchectva.ru/
2. https://www.dariart.info/

28

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
План воспитательной работы
Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в
условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса и в
различных видах деятельности.
Задачи:
1. Создание
условий, которые не провоцируют отклоняющегося
поведения, расширяют безопасное пространство, в котором хорошо и
интересно всем.
2. Создание условий для воспитания у учащихся любви к
изобразительному искусству, родному краю, к формированию
гражданского самосознания.
3. Развитие индивидуальных способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,
выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.
4. Формирование
у
учащихся
чувства
ответственности,
самостоятельности, инициативы.
5. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы,
продолжение формирования системы работы с родителями и
общественностью.
План работы
№
п/п
1

2

3

4

9

12

Наименование
мероприятия
Беседа по
профилактике
травматизма на
дорогах.
Творческая
мастерская
«Открытка
пожилому
человеку»
Беседа о
безопасности на
воде
Беседа о правилах
пожарной
безопасности.
Беседа
«Правильное
питание». Создание
плаката.
Творческая
мастерская
«Рождественская
открытка»

Сроки
проведения
сентябрь

октябрь

Место
проведения
Карла
Маркса,178

участники
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Ответственный за
проведение
Педагог
дополнительного
образования

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Учащиеся «ЦДОД
Вдохновение»

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Карла
Маркса,178
ноябрь

Карла
Маркса,178

декабрь

Карла
Маркса,178

29

13

Творческая
мастерская
«Украшение
кабинета»

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

14

Беседа о
противопожарной
безопасности

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

15

в новогодние
каникулы.
Новогодний
праздник.

19

Беседа о правилах
пожарной
безопасности.

январь

Карла
Маркса,178

20

Праздник,
посвящённый
Дню защитника
Отечества.
Изготовление
открытки.

февраль

Карла
Маркса,178

23

Беседа «Курение,
наркотики,
алкоголизм и
развивающийся
организм».

24

Праздник,
посвящённый 8
марта.
Изготовление
открытки.

март

Карла
Маркса,178

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

28

Беседа «Телефон
доверия»

апрель

Карла
Маркса,178

29

Беседа «Я и мои
поступки».

31

Беседа
посвященная ко
Дню победы.
Изготовление
открытки.

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»
Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования
Педагог
дополнительного
образования

Карла
Маркса,178
май

Карла
Маркса,178

30

Приложение 2
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.
33.
34.

Название темы
Вводное занятие
Деревья
В осеннем лесу
В осеннем лесу
Первый снег
Первый снег
Лес зимой
Лес зимой
Северное сияние
Северное сияние
Солнце красное
Одуванчиковое поле
Заготовка урожая
Заготовка урожая
Коми натюрморт
Коми натюрморт
Рождественский натюрморт
Рождественский натюрморт
Совушка – сказочная птица
Совушка – сказочная птица
Пушистые животные тайги
Пушистые животные тайги
Цветные птицы – снегирь и
синица
Цветные птицы – снегирь и
синица
Бурый медведь – хозяин северного
леса
Бурый медведь – хозяин северного
леса
Обитатели коми рек
Обитатели коми рек
Коллаж «Серый журавль»
Коллаж «Серый журавль»
Пера-богатырь – легендарный
герой коми сказок
Пера-богатырь – легендарный
герой коми сказок
Зарань
Зарань

Теория
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

Практика
0
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25
0,25

1,75
1,75

Дата
проведения

Дата проведения
по факту
(число, месяц)

31

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.

54.
55.
56.
57.
58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Кöздыд Пöль
Кöздыд Пöль
Северные люди
Северные люди
Зимние забавы
Зимние забавы
Коми изба
Коми изба
Коми танец
Коми танец
Ангел над городом
Ангел над городом
Благовещение
Вербное воскресение
Пасха красная
Пасха красная
Аз да Буки – вот и все науки
Буквица – символ творчества
славянской письменности
Открытка пожилому человеку
Открытка «Полевые цветы для
мамы
Открытка «Нарядная ёлочка
Бумажный декор
Открытка для папы
Открытка к 8 марта
Открытка «Разноцветные
планеты»
Открытка «Салют победы»
Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Викторина по изобразительному
искусству

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25
2
2
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
0
0
0
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

32

Календарно – тематическое планирование
2 год обучения
Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Название темы
Вводное занятие
Туман в лесу
Туман в лесу
Ветка рябины
Ветка рябины
Осенний натюрморт
Осенний натюрморт
Дождливая погода
Дождливая погода
Листопад
Листопад
Пейзаж в графике
Пейзаж в графике
Зимний вечер
Зимний вечер
Зимние березки
Белое на белом
Белое на белом
Коллаж «Натюрморт»
Коллаж «Натюрморт»
Весна за окном
Весна за окном
На Севере
На Севере
Натюрморт в графике «Чаепитие»
Натюрморт в графике «Чаепитие»
Красная книга Республики Коми»
Красная книга Республики Коми»
Красная книга Республики Коми»
Красная книга Республики Коми»
Птицы на небе
Птицы на небе
Коллаж «Рыба»
Коллаж «Рыба»
Бабочка
Бабочка
Цветущий луг
Цветущий луг
Иллюстрация коми сказки
Иллюстрация коми сказки
Иллюстрация коми сказки
Архитектура родного города

Теория
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

Практика
0
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

Дата
проведения

Дата проведения
по факту
(число, месяц)

33

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Архитектура родного города
Архитектура родного города
Пропорции и перспектива
Пропорции и перспектива
Стилизация буквы
Стилизация буквы
Старый город
Старый город
Портрет
Пропорции строения фигуры
человека
Фигура в движении
Фигура в движении
Рождество
Рождество
Пасхальный натюрморт
Пасхальный натюрморт
Открытка ко Дню учителя
Поздравим пап
Открытка для мамы «Мимозы»
Загадочный космос
Открытка «Полевое письмо»
Экскурсия
Экскурсия
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу
Подготовка к конкурсу

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

0,25

1,75

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
2
2
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
0
0
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75
1,75

34

Приложение 3
План работы с родителями
Цель: создание эффективной системы работы с родителями для более
успешного взаимодействия семьи и дополнительного образования в
воспитании и развитии ребенка как личности.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с
родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей,
повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей
психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами
педагогической культуры.
5. Создание атмосферы сопричастности к занятиям в кружке.
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания
- беседы, анкетирование родителей;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в классе
- родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой моей
деятельности, обсудить возможные пути реализации);
- приглашение на занятия и внеурочные мероприятия;
- создание базы телефонов родителей, создание беседы в WhatsApp.
3.Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения
детей
- при личных встречах;
- с помощью записок-извещений;
- посредством телефона и интернета.
План работы:
Сентябрь
- знакомство с родителями учащихся, реклама своей программы;
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь

35

- информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка,
его психическом состоянии;
- обсуждение с родителями и подготовка к конкурсам по изобразительному
искусству.
Ноябрь
- проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;
- индивидуальные консультации для родителей;
- общение с семьями учащихся, нарушающих дисциплину.
Декабрь
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные, групповые консультации для родителей;
- подведение итогов I полугодия.
- индивидуальные собеседования с родителями по итогам текущего контроля.
Январь
- анонимное анкетирование «удовлетворённость родителей образовательным
процессом»;
- индивидуальные консультации;
- советы родителям.
Февраль
- посещение родительских собраний по классам;
- индивидуальные консультации для родителей;
Март
- проведение праздничных мероприятий (эстафеты, викторины);
- индивидуальные консультации для родителей;
- обсуждение с родителями и подготовка к городскому конкурсу по
изобразительному искусству.
Апрель
- проведение открытых мастер-классов и открытых занятий;
- индивидуальные консультации для родителей.
Май
- открытое занятие: подведение итогов работы объединения, достижений
учащихся;
- обсуждение перспектив учеников продолжения обучения на следующий
учебный год.

36

Приложение 4
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Текущий контроль учащихся 1 года обучения
Тест: Тема: «Художественные материалы»
1. Художественные материалы бывают:
 Живописные;
 Машинопечатные;
 Графические;
 Скульптурные.
2. Плотность бумаги для работы художественными материалами?
 150-180 мг
 180-200 мг
 200-220 мг
3. Какие материалы не относятся к графическим?
 Уголь;
 Тушь;
 Ластик;
 Карандаш.
4. Чтобы сделать пятно темнее надо:
 С особой силой давить на карандаш;
 Взять мягкий карандаш;
 Взять твердый карандаш.
5. Пастель – это…
 Сухие цветные палочки;
 Мягкие цветные палочки;
 Твердые однотонные палочки.
6. Самой древней краской является:
 Темпера;
 Акрил;
 Акварель.
7. Гуашь – это …
 Укрывистая краска;
 Прозрачная краска;
 Матовая краска.
8. Какими красками можно делать и графические и живописные работы?
 Акварель
 Гуашь
 Акрил
9. Какой кистью можно рисовать и гуашью и акварелью?
 Белка
 Щетина
 Синтетика
10. Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски?
 Холст
 Палитра
 Мольберт

37

Промежуточная аттестация учащихся 1 года обучения
Тест: Тема: «Цветоведение»
1. К основным цветам относятся:
красный, синий, зелёный;
жёлтый, зелёный, красный;
красный, жёлтый, синий.
2. К составным цветам относятся:
синий, жёлтый, красный;
жёлтый, зелёный, оранжевый;
оранжевый, зелёный, фиолетовый.
3. К тёплым цветам относятся:
голубовато-зелёный, голубой;
красный, жёлтый;
сине-зелёный, синий.
4. К холодным цветам относят:
голубой, синий;
красный, синий;
сине-зелёный, жёлто-зелёный.
5. Фиолетовую краску можно получить, смешав:
синюю и красную;
красную и зелёную;
синюю и зелёную.
6. Зелёный цвет получают смешением:
жёлтой и фиолетовой краски;
синей и жёлтой;
синей и оранжевой.
7. Оранжевый цвет можно получить путём смешения:
красного и синего;
красного и жёлтого;
синего и зелёного.
8. К хроматическим цветам относятся:
чёрный, белый, все оттенки серого;
красный, синий, жёлтый;
оранжевый, фиолетовый, зелёный.
9. К ахроматическим цветам относится
чёрный, белый, все оттенки серого;
красный, синий, жёлтый;
оранжевый, фиолетовый, зелёный.
10. Исскуство цвета – это…
цветоведение;
арт-терапия.

38

Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся по
практической работе 2 года обучения
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Показатели

Критерии

Оценка

Творческие способности
Самостоятельность Самостоятельно придумал сюжет и подобрал
Высокий уровень
материалы для творчества.
Периодически просил помощи при составлении
Средний уровень
композиции.
Всю композицию выполнил в сопровождении
Низкий уровень
педагога.
Изобразительная
Интересно передал колорит в работе. Допустил
Высокий уровень
грамотность
незначительные ошибки, сам их исправил.
Колорит помог подобрать педагог.
Средний уровень
Не придает значения допущенным ошибкам.
Низкий уровень
Эмоциональная составляющая в творческой работе
Передача
Находит варианты решения художественноВысокий уровень
эмоционального
творческих задач для передачи эмоционального
отклика в работе
состояния в работе.
Педагог на протяжении всей работы направляет Средний уровень
для передачи эмоционального состояния в
работе.
Использует идеи других учеников для передачи
Низкий уровень
эмоционального состояния в работе.
Погружение в
Умело распределяет этапы в процессе
Высокий уровень
работу
выполнения работы.
Педагог подсказывает некоторые этапы
Средний уровень
выполнения рисунка.
Работу ведет только с подсказкой каждого
Низкий уровень
этапа.
Уважение к труду
Оценивание
Проявляет уважение и к своему и к чужому
Высокий уровень
творческой работы творчеству как результату труда.
Оценивает только качествами «красиво –
Средний уровень
некрасиво».
Не проявляет уважение ни к своему, ни к
Низкий уровень
чужому творчеству.

Баллы

3
2
1
3
2
1
3

2

1
3
2
1

3
2
1

39

ПРОТОКОЛ текущего контроля и промежуточной аттестации
Тема:
Цель: Определение уровня учащихся
Форма: Практическое задание

№
п/п

Ф.И.
учащегося

Критерии оценки
Творческие способости

Самостоятельность

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
15.

Изобразительная
грамотность

Всего
Эмоциональная составляющая
в работе

Оценивание
Творческой
работы

Передача
эмоционального
отклика в
работе

Уважение к
труду

Погружение
в работу

40

Приложение 5
Программа предполагает очную форму обучения; в период
невозможности организации учебного процесса в очной форме (карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней,
отсутствие педагога), может быть организована самостоятельная работа с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
№п/п

1.

Раздел учебного плана
Природа родного

Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
https://forms.gle/ZaYN7qxSTmiy9TNC6

края

https://forms.gle/ZWxfoCQcyeoqCn2fA
https://forms.gle/a4ebtLv8y5u9ouz66
https://forms.gle/dQTJQYcdgxssWaF88

2.

Натюрморт

https://forms.gle/7L4xMRP4YQF39C2x7
https://forms.gle/yv28uLaYmE65DTAF6

3.

Животные родного

https://forms.gle/XNg7Mn3YnQFa6Q8D9

края

https://forms.gle/QrAoR8qDUpySTi326
https://forms.gle/nDuUiyV1tWiZEdwm7
https://forms.gle/VEVrooCPnxt7kVgY9

4.

5.

Герои и персонажи

https://www.youtube.com/watch?v=1OzvZE7hiPg

коми фольклора

https://www.youtube.com/watch?v=nBZ5OKDJt7I

Человек и его

https://forms.gle/AkpfEb6B4WVxkGFn9

деятельность

https://forms.gle/c6b4P9vqoyXNbh2L9
https://www.youtube.com/watch?v=hGCJIAVqChw

6.

Православные

https://forms.gle/wBBes7HCk9AhuYRJ6

праздники

https://forms.gle/pUiugFNJtykbbDe69
https://forms.gle/DGRYEW5VWXVEPJBJ7

7.

Изготовление

https://forms.gle/7kptLChQJFR5ZAnh6

открыток

https://forms.gle/uQAwfxtN7aKUg1kt5
https://forms.gle/uRv8cWDcvzCoa6Bt8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».