Праздник

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Праздник»
Направленность: художественная
Уровень сложности содержания - базовый
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
педагог дополнительного образования
Шешукова Анастасия Александровна

Сыктывкар, 2023

I. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка

1.1.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа «Праздник» (далее – Программа) разработана в соответствии с

нормативно-

правовыми актами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
- приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об утверждении
санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 « О стратегии
социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM;
- Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении изменений в
решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О Стратегии социальноэкономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://clck.ru/TjJea.
Программа

«Праздник»

соответствует

основным

направлениям

социально

-

экономического развития города Сыктывкара и Республики Коми, т.к. содействует развитию
культурного потенциала Республики Коми, развитию её культурной индустрии, развитию
профессионального

искусства,

осуществляет

просветительскую

и

патриотическую

деятельность средствами киноискусства.
Уровень программы базовый.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы связана с тем, что по своей природе актёрская деятельность близка
к игре ребенка. Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала
воспитанника в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, совершенствование жизненно

важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко
осмысленной и выразительной речью – все это во многом определяет актуальность занятий
театральным творчеством. Театральное искусство воспитывает в детях духовную культуру,
развивает в них творческие способности, обеспечивает эмоциональное благополучие, учит
думать, быть индивидуальностью, личностью.
Отличительные особенности. Программа составлена на основе программы обучения детей
основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина. (http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/shkolnyy-teatr-programma-obucheniya-detey-osnovam-

scenicheskogo-iskusstva-e-r-

ganelin).
Отличие от данной программы состоит в том, что она адаптирована к региональным условиям,
запросам родителей и учащихся. В программу включены театральные развивающие игры,
этюды, сцены, постановки, связанные с календарными датами, событиями, происходящими в
стране и Республике Коми.
Занятия в творческом объединении позволяет стимулировать способность детей к образному и
свободному восприятию окружающего мира.
Новизна. Помимо профессиональных знаний, учащемуся предоставляется возможность
развить свои таланты и театральные способности и, победив свои комплексы, научиться
общаться, отстаивать свою точку зрения, придумывать и воплощать свою идею.
Адресат программы: данная программа рассчитана на детей возраста 7-14 лет. Учет
индивидуальных особенностей: не требует специальной подготовки. Набор в группу
осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей) через
сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся в группе 15 человек.
Срок освоения программы
Реализация

программы

рассчитана

на

запланированных на весь период обучения и

1

год

обучения.

Общий

объем

часов,

необходимых для усвоения программы,

составляет 144 часа теоретических и практических занятий; включает 3 модуля.
Форма обучения – очная; в период невозможности организации учебного процесса в очной
форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней, он
может быть организован

с использованием электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
В процессе занятий сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Виды занятий: репетиции, беседы, анализ, обсуждение, этюды, упражнения, самостоятельная
работа; консультации; праздники, экскурсии, посещение культурных мероприятий. Постановка

сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных
праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений.
Режим занятий: занятия проходят в учебном кабинете 2 раза в неделю по 2 академических
часа с перерывом на отдых в 10 минут. Продолжительность одного часа

– 40 минут.

Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, – 12-15 человек. Расписание
составляется в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
1.2 Цели и задачи программы
Цель: творческое развитие личности ребенка посредством приобщения к театральному
искусству
Задачи:

-

обучающие:
помочь овладеть

новыми знаниями, умениями, навыками в области драматического

творчества;
-

помочь приобрести опыт самостоятельной творческой деятельности;

-

научить выступать с подготовленными ролями в спектаклях в различных учреждениях,

участвовать в фестивалях детского творчества на различных уровнях.


развивающие:

-

освоить навыки работы с информацией;

-

формировать умения взаимодействовать в коллективе;

-

закрепить организационные умения;

-

развивать навыки оценки своей деятельности;



воспитательные:

-

воспитывать

культуру

поведения

ребенка-зрителя,

ответственности,

целеустремленности, уверенности в себе.
-

сформировать

нравственные

качества

учащихся:

уважительное

окружающим, терпимость, взаимовыручка;
-

поддерживать интерес учащихся к занятиям сценической деятельностью.
1.3.1. Учебный план

1.3 Содержание программы

отношения

к

№ Наименовани
емодуля

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика Всего

7

7

14

Тест «Театр»
Творческое
задание

94

94

Концерт
Праздничное
мероприятие
Конкурс чтецов
Тест Спектакль

1.

Введение в театральное
искусство

2.

Репетиционная работа

3.

Сценическая
деятельность и
конкурсные мероприятия

7

23

30

4.

Самостоятельная работа

1

5

6

Итого:

15

129

144

Презентация

1.3.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 «Введение в театральное искусство»
Образовательная задача модуля:
- познакомить учащихся с базовыми понятиями театрального искусства.
- Учебные задачи модуля:
- познакомить учащихся с устройством сцены, гримом; назначением театрального
костюма;
- обучить учащихся азам сценической речи; сценического движения;
- обучить основам сценического мастерства;
- обучить учащихся манерам поведения в театре.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Содержание
Виды учебных
Кол-во
занятий,
часов
учебных работ
Тема 1.1.
Правила поведения в МУ ДО «ЦДОД
2 ч.
Теория 1ч.,
«Введение в
«Вдохновение». Техника безопасности.
беседа,
образовательну
Показ слайдов.
фронтальный
ю программу»
Знакомство с задачами, содержанием
тип работы.
образовательной программы, с
перспективами личностного развития
учащихся.
Практическая
Опрос по ТБ. Просмотр литературы и
работа, 1 ч.
выбор учащимися направления работы
Индивидуальны или темы, которой они хотели бы
й тип работы.
заниматься. Решение организационных
вопросов.
2 ч.
Тема 1.2. «Сцена Теория 1 ч.
Назначение театрального костюма,
и костюм как
беседа,
грима.
основа
фронтальный
Просмотр видео фильма «История
представления» тип работы.
театрального костюма»

Тема 1.3.
«Сценическая
речь»

Практическая
работа 1 ч.
Экскурсия.

Актовый зал. Устройство сцены: сцена,
авансцена, арьерсцена, карманы сцены,
генеральный занавес и кулисы, зеркало
сцены и др.

Теория, 1 ч.
Беседа.
Фронтальный
тип работы.

Характеристики сценической речи:
2 ч.
громкость, отчетливость.
Отличие речевого дыхания от обычного.

Практика, 1 ч.
Изучение
материала.
Индивидуальны
й тип работы.
Групповая
работа.
Тема 1.4.
«Сценическое
движение»

Теория, 1 ч.
Беседа.
Фронтальный
тип работы.
Практика, 1 ч.
Изучение
материала.
Индивидуальны
й тип работы.
Групповая
работа.

Тема 1.5.
«Действие на
сцене»

Теория, 1 ч.
Беседа.
Фронтальный
тип работы.
Практика, 1 ч.
Изучение
материала.
Индивидуальн
ый тип работы.
Групповая
работа.

Тема 1.6.
«Воображение
для артиста.
Актерские
задачи»
Тема 1.7
«Основы этики
артиста»

Теория, 1ч.
Беседа.
Фронтальный
тип работы.
Практика, 1 ч.
Беседа

Упражнения на развитие речевого
дыхания. Упражнения на развитие
дикции.

Отличие сценического движения от
обычного.
Беспредметные действия. Ритмические
упражнения на релаксацию.
Упражнения на расслабление мышц.
Задания на беспредметные действия.
Упражнения на развитие равновесия.
Игры на развитие двигательных
способностей. Двигательные
упражнения на развитие творческой
актерской фантазии. Работа с
предметами.
Действие "если бы". Действие в
предлагаемых обстоятельствах. Просмотр
отрывка видео спектакля.
- Этюды на действия в предлагаемых
обстоятельствах начального уровня.
- Упражнения на освобождение мышц.
- Этюд с поставленными актерскими
задачами начального уровня.
- Упражнения на развитие воображения.
- Упражнения на развитие сценического
внимания. Театральные игры.
Понятие этики – эмоциональнооценочное отношение к собственному
творчеству и к результатам других
участников коллектива.
Базовая этика артиста: поведение на
репетиции.
Обсуждение отношения учащихся к
собственному творчеству и к результатам
других участников коллектива. Анализ
отношения учащихся к репетиции.

2 ч.

1 ч.

1ч.

2 ч.

Тема 1.8.
«Основы этики
зрителя»

Итоговая
работа. 1ч.
Индивидуальн
ый тип работы.
Теория:
тестирование

Этика зрителя: поведение в театре,
поведение в зрительном зале, поведение
во время представления, поведение в
антракте.
Тест «Театр».

Практика. 1ч.
Групповой тип
работы.
Закрепление
пройденного
материала.

Этюды на заданную тематику. С
помощью приобретённых сценических
умений суметь выразить определенный,
заданный образ. Заключительное
творческое задание
Итого

Модуль 2: «Репетиционная работа»
Образовательные задачи модуля:
- помочь учащимся в приобретении опыта постановочной деятельности.
Учебные задачи модуля:
- обучить учащихся действиям в предлагаемых обстоятельствах;
- обучить подбирать музыкальное оформление для спектакля;
- обучить самостоятельной подготовке костюмов для выступлений;
- вызывать интерес к проведению репетиций;
- учить планировать свою постановочную работу.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
занятий,
учебных работ
Тема 2.1.
Теория, 6ч.
Оформление сцены. Музыкальное
«Постановочная
Беседа.
оформление. Подготовка костюмов.
работа»
Фронтальный
тип работы.
Тема 2.2.
Изучение
Проведение репетиций. Образ героя.
«Проведение
материала.
Характер и отбор действий.
осенних
Практическая
Пластическая импровизация на ходу в
праздников»
групповая
заданном образе. Обыгрывание
работа.
элементов костюмов. Репетиционные
Тема 2.3.
«Проведение
Итоговая
занятия по технике речи, мимическим
зимних
практическая
и сценическим движениям. Умение
праздников»
работа.
подчиняться режиссёру. Мизансцена.
Анализ сюжета, манера двигаться на
Тема 2.4.
сцене. Реплика - отражение характера
«Проведение
персонажа. Постановочная работа.
весенних
Репетиции по фрагментам, репетиции
праздников»
в костюмах, с музыкой, съемка и
разбор праздничного мероприятия.
Ритмические упражнения на
релаксацию.
Проведение праздников к Новому
Году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т.д.
Итого

2 ч.

14 ч.

Кол-во
часов
6 ч.

27 ч.

36 ч.

30 ч.

99 ч.

Модуль 3 «Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия»
Образовательная задача модуля:
-обучить основам сценической деятельности.
Учебные задачи модуля:
- обучить навыкам оценивания своих возможностей при распределении ролей;
- учить слышать друг друга при читке сценария;
- научить вживаться в образ героя;
- подготовить театрализованное выступление;
- учить обсуждать результаты выступления.
Тематические рабочие группы и форматы:
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий,
часов
учебных работ
Тема 3.1.
Теория: Беседа.
- Распределение ролей
7 ч.
«Конкурсные
Фронтальный
- Читка сценария
мероприятия»
тип работы.
- Обсуждение вариантов постановки.
- Использование видео аппаратуры
для съемок репетиций.
Итоговая
Выступление на конкурсных
20 ч.
практическая
мероприятиях: конкурс чтецов,
работа.
конкурс театральных коллективов.
Практика.
Просмотр своего спектакля на видео
Индивидуальная носителе.
и групповая
Анализ результатов выступления.
работа.
Рекомендации для подготовки к
следующим выступлениям.
3.2.«Итоговые
Теория.
Проверка теоретических знаний.
1 ч.
занятия. Проверка Фронтальный и
Викторина «Театр»
теоретических и
индивидуальный
практических
тип работы.
знаний»
Практика.
Творческий отчёт. Выступление со
3 ч.
Групповая
спектаклем перед зрителями.
работа
Итого
31 ч.
Всего
144 ч.
Самостоятельная работа 6 ч.

используются Видеоресурсы портала You tube;

педагог

сообщает детям или родителям о заданиях и получает обратную связь через социальную сеть
Вконтакте, WhatsApp, официальный сайт ЦДОД «Вдохновение». (См. Приложение № 8)
1.4 . Планируемые результаты
Реализация

программы

обеспечивает

достижение

учащимися

личностных,

метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
-

имеют представление о назначении театрального костюма, грима, реквизита, декораций;
выполняют упражнения для развития сценической речи и речевого дыхания,

сценического движения; выполнять пластические этюды;

-

выполняют этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах, а также упражнения на

развитие сценического внимания и воображения и др.
-

участвуют в спектаклях и постановках;

-

приобрели опыт самостоятельной творческой деятельности.

Метапредметные:
-

осуществляют поиск необходимой информации, используя различные источники;

-

понимают цель выполняемых действий;

-

управляют своей познавательной и творческой деятельностью;

-

строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-

самостоятельно оценивают свои художественные и творческие возможности.

Личностные:
- освоили основы этики артиста,

зрителя; демонстрируют культуру поведения на репетициях,

во время спектакля, на сцене и в зале;
-

привиты

чувства

доброжелательности,

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявляют интерес к занятиям сценической деятельностью.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-тематическое планирование (См. Приложение № 4)
2.2. Условия реализации Программы
1.

Материально-техническое обеспечение:

-

театральный зал с полностью оборудованной сценой -1;

-

наличие музыкальной аппаратуры;

-

наличие фонотеки с различной музыкой;

-

стулья для воспитанников - 15;

-

возможности для документальной видео- и фотосъемки;

- проектор - 1, экран - 1, ноутбук -1;
-

грим, маски;

-

наличие костюмов, декораций, реквизита для спектаклей.

2.

Информационное обеспечение:

-

справочная учебно-методическая литература и периодические издания;

-

дидактические материалы: иллюстрации в книгах и на электронных носителях, карточки,

сценарии спектаклей.

2.3. Формы контроля, промежуточной аттестации
№

Предмет оценивания

Формы и
Характеристика
методы
оценочных
оценивания
материалов
Модуль 1 «Введение в театральное искусство»
1.
Тестирование
Уровень
Тест содержит 6 вопросов
теоретических
с выбором ответа, 5
знаний по теме
вопросов с однозначным
«Театр»
ответом и 5заданий
«продолжи предложение».
2.

Уровень
практических
умений

Наблюдение

Модуль 2 «Репетиционная работа»
3.
Наблюдение
Уровень
практических
умений

Показатели
оценивания
(Приложение 2)

Критерии
оценивания
(Приложение 2)

Вид
аттестации

Правильность
ответов.
Количество
правильных
ответов.

Высокий – 14 -16 баллов
Средний - 8 – 13 баллов
Низкий – менее 8 баллов

Текущий
контроль

Этюд с поставленными
актерскими задачами.

Соответствие
требованиям

Высокий уровень –
признаки выражены
достаточно.
Средний уровень –
признаки выражены слабо.
Низкий уровень – признаки
не выражены.

Текущий
контроль

Осенний праздник
Флешмоб «Мы – это ты,
страна!»
День пожилых людей
День матери
Новогоднее
представление
День защитников
отечества

Соответствие
требованиям

Высокий уровень –
признаки выражены
достаточно;
Средний уровень –
признаки выражены слабо
Низкий уровень – признаки
не выражены

Текущий
контроль

8 Марта 9 мая
Модуль 3 «Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия»
4.
Наблюдение
Конкурс чтецов
Уровень
практических
умений
5.

Соответствие
требованиям

Уровень
теоретических
знаний.

Тестирование

Задание содержит 14
вопросов, требующих
однозначного ответа.

Личностные
результаты

Наблюдение

Сформированность учебно- Уровень
проявления
познавательного интереса.
личностных
Принятие и соблюдение
качеств
норм поведения.
Самооценка.
Установка на здоровый и
безопасный образ жизни.
Эмоциональная
отзывчивость, готовность к
сотрудничеству и дружбе

- Правильность
ответов
- Количество
правильных
ответов.

Высокий уровень – 14 -16
баллов
Средний - 8 – 13 баллов
Низкий – менее 8 баллов
Высокий уровень – 14 -12.
Средний - 7 – 11 баллов.
Низкий – 6 и менее
баллов.
Приложение 3

Текущий
контроль
Промежуто
чная
аттестация

2.4. Методическое обеспечение программы
Содержание Программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в
познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе
учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а
именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в
сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.
Традиционными методами обучения являются:
-

словесные (передача информации);

-

наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и

самодеятельных спектаклей);
-

практические (разнообразные упражнения, творческие задания);

-

театрально-игровой метод.

Современные технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Формируют умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности
учащихся,

подготавливают

личности

«информированного

общества»,

формируют

исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.
Проблемно-диалогическое обучение
Дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими
учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими
знаниями и решающими познавательные задачи. Технология проблемно-диалогического
обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного
обучения в образовании.
Здоровьесберегающая технология
Обеспечивает ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность
сохранения здоровья, формирует не только необходимые знания, умения и навыки, но и
здорового образа жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни.
Игровое моделирование
Дидактические, деловые, сюжетно-ролевые игры помогают расширению кругозора у детей и
подростков, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности.
Используется метод показа, анализ и обсуждение видео материала, просмотр видеозаписей.
Воспитательные технологии: технология «Создание ситуации успеха»;
педагогика сотрудничества.
(См. Приложение № 6 План воспитательной работы)
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации,
беседы, совместные мероприятия.

(См. Приложение № 5 План работы с родителями)

2.5. Список используемой литературы
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный ресурс].
–Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии
развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной

программам»

деятельности

[Электронный

ресурс].

по

дополнительным

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей

и

взрослых»

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель
развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576

- Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/RE9tR
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года [Электронный
ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об
утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих
программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»
Список литературы для педагога:
1.

Агапова, И. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок.

Серия "Мозаика детского отдыха"/ И.А. Агапова, М. А. Давыдова.– М.: ВАКО, 2006. - 300с.
2.

Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации. Сборник.

Составители: Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А. и др. Серия "Дополнительное образование". –
Волгоград: Учитель, 2009. – 100с.
3.

Кидин, С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,

сценарии. Серия "Дополнительное образование"/ С.Ю. Кидин. – Волгоград: Учитель, 2009. –
70с.
4.

Опарина, Н. А. Пьесы, сценарии для детей и юношества. Методика сценарно-

режиссерской деятельности. Серия "Театр и дети"/Н.А. Опарина. – М.: ВЛАДОС, 2004. –319с.
5.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских

театральных коллективов. Под ред. Никитиной А. Б. Серия "Театр и дети". – М.: ВЛАДОС,
2001. – 250с.
6.

Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и

младших школьников. Серия "Театр и дети"/ Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 200с.
Список литературы для детей:
1.

Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып.2/ Под ред. В. Н.

Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007. – 150с.
2.

Кидин, С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,

сценарии. Серия "Дополнительное образование"/ С.Ю. Кидин. – Волгоград: Учитель, 2009. –
70с.
3.

Опарина, Н. А. Пьесы, сценарии для детей и юношества. Методика сценарно-

режиссерской деятельности. Серия "Театр и дети"/Н.А. Опарина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 319с.
Интернет-ресурсы
1.

Сказки, басни и притчи в стихах Олеси Емельяновой [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.olesya-emelyanova.ru/index-skazki.html
2.

«Драматешка»

[Электронный

ресурс].

-

Режим

доступа:

http://dramateshka.ru/index.php/theatrical-activity-in-kindergartens
3.

Театральная

деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://perluna-

detyam.com.ua/forum/vse-dlya-muzykalnogo-rukovoditelya.html

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»

Критерии оценки освоения программы:
Освоение программы учащимися оценивается по четырем уровням: высокий, средний,
низкий.
Высокий уровень - учащийся: отвечает на вопрос самостоятельно, точно, обнаруживает
понимание и осознанность учебного материала, может обосновать свои суждения,
показывает полноту освоения материала, может самостоятельно и полностью применить
полученные знания и умения на практике.
Средний уровень - учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений
учебного материала, но: отвечает на вопрос при помощи наводящих вопросов, дает ответ
неполно и допускает неточности, не умеет глубоко и доказательно обосновать свои
суждения, показывает частичное освоение материала. В основном самостоятельно
использует знания программного материала на практике.
Низкий уровень - учащийся обнаруживает незнание большей части учебного материала,
допускает

ошибки,

беспорядочно

и

неуверенно

излагает

материал.

самостоятельно использовать значительную часть программного материала.

Не

может

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»
Контрольные задания
Модуль 1 «Введение в театральное искусство»
Тест по теме «Сцена. Костюм»
1. Подчеркни правильный вариант
2. Мини-спектакль это…
1. Где играют артисты?
а. на сцене б. в зале в. в холле
а. этюд б. натюрморт в. портрет
3.Понятия «одежда сцены» включает в
4. Сценический костюм включает в
себя: а. софиты
себя: а. причёску
б. колосники
б. бутафорию
в. кулисы
в. «одежду сцены»
6. Сценическое освещение включает в себя:
5. К декорациям сцены не
а. освещение зрительного
относятся: а. кулисы
залаб. рампу
б. панорама
в. распашонку
в. зеркало сцены
2. Ответьте на вопросы
2. Как называется театральная косметика?
1.Как называется первый показ
(грим)
спектакля? (премьера)
3.Человек, исполняющий роль на сцене?
4. Как называется объявление о спектакле?
(Актер)
(афиша)
5.Как называются шторы, которые
открываются
перед представлением? (занавес)
3. Дополни предложения:
1. Театральный художник …..(декоратор)
2. Человек, который подсказывает актёру
слова
из его речи…. (суфлёр)
3. Помещение, где хранятся костюмы
4. Рукоплескание артистам (аплодисменты)
актёров
…. (костюмерная)
5. Как называется действие, которое
происходит на сцене? (спектакль)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Мах. =16 баллов
Творческое задание: этюд с поставленными актерскими задачами
Требования:
- артистизм и убедительность;
- эмоциональность и образность;
- понимание сюжетной линии;
- понимание задачи и взаимодействие персонажей;
- двигательная импровизация;
- сложность исполняемой роли.
Модуль 2 «Репетиционная работа»
Критерии оценивания праздничных мероприятий и постановок:
Уровни
Высокий

Критери
и
• уверенное и интонационно точное исполнение произведения с
учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога;
• трудолюбие и дисциплинированность на занятиях;
• эмоциональное и выразительное исполнение роли.

• неточное исполнение произведения или роли, с большим

Средний

Низкий

количествомошибок;

• неуверенное знание слов, мизансцен или исполняемой песни;
• плохое владение навыками слухового контроля за

собственнымисполнением.
• исполнение роли с большим количеством ошибок;
• не знание слов, мизансцен;
• плохое владение навыками слухового контроля за
собственнымисполнением.

Модуль 3 «Сценическая деятельность и конкурсные мероприятия»
Конкурс чтецов
Критерии оценивания выступлений участников конкурса:
– знание текста наизусть;
– выразительность и чёткость речи;
– эмоционально–экспрессивная окрашенность выступления;
– оригинальность исполнения;
– актерское мастерство и искусство перевоплощения;
– сценическая культура чтецов;
– умение воздействовать на слушателей;
– соответствие исполняемого произведения возрасту конкурсанта.
Оценивание: 2 балла за каждый критерий. МАХ =16 баллов
Задания для итогового занятия
Ответьте на вопросы
1. Как называется профессия человека, который исполняет роль в спектакле?- актер
2. Как называется перерыв между действиями в спектакле?
- антракт
3. Как называется театр, где роли исполняют куклы, которыми руководят актерыкукловоды?
- театр кукол
4. Как называется театр для детей?
- театр юного зрителя
5. Кто помогает актеру изменить внешность для исполнения роли?
- гример
6. Какое вознаграждение самое дорогое для актера?
- аплодисменты
7. Как называется объявление о спектакле?
- афиша
8. Как называется место в театре, где работает актер? - сцена
9. Как называют человека, который руководит ходом спектакля, всем указаниям
которого артисты должны следовать безукоризненно?
- режиссер
10. Как называют человека, который «подсказывает» слова пьесы артисту, если он вдруг
их забыл? - суфлер
11. Как называется профессия человека, который рисует или мастерит декорации? художник? - декоратор
12. Как называют автора пьес любого жанра? - драматург
13. Как называется возглас, выражающий одобрение, восхищение? - браво
14. Как называется театральный элемент оборудования сцены или оформления
спектакля? - занавес
Максимальное количество баллов - 14.

Приложение
3 к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной
общеразвивающей
программе «Праздник»

Год обучения
Педагог
№
Ф.И.
ученик
а

Карта личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе
«_
»
№ группы
Учебный год
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ
Самооценка
Установка
Сформированн Принятие и
Эмоциональн
Уровень
на
здоровый
ая
ость учебнособлюдение
проявления
и
отзывчивость,
познавательног норм
качеств
безопасный
готовность
к
(В, С, Н)
о интереса
поведения
образ
сотрудничеств
жизни
у
и дружбе
1
2 полуг. 1
2 полуг. 1
2
1
2
1 полуг. 2
1
2 полуг. год
полуг.
полуг.
полуг. полуг. полуг. полуг.
полуг. полуг.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Итого: Высокий -

чел. /

%

Средний -

чел. /

%

Низкий -

чел. /

%

Показатели сформированности личностных результатов обучения
№ Оцениваем
ые
параметры
1. Сформированность
учебнопознавательного
интереса

2.

3.

4.

5.

Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к
любому учебному материалу, как к
теоретическому,
так
и
к
практическому, старательно и с
желанием выполняет любые задания
педагога.

Принятие и
соблюдение норм
поведения
Самооценка

Всегда соблюдает правила и
нормы поведения в Центре и
на занятиях.
Во всем реально оценивает
себя, свои возможности и
достижения.

Установка на
здоровый и
безопасный образ
жизни
Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству и
дружбе

Знает и соблюдает правила
здорового образа жизни,
интересуется спортивной
деятельностью.
Всегда сопереживает и стремиться
сразу оказать помощь другим,
доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об окружающих, пресекает
грубость, недобрые отношения к
людям.

Уровень
сформированности
Средний уровень
Низкий уровень
Проявляет интерес преимущественно к Обнаруживает
безразличное
или
практическому материалу;
негативное отношение к учебной
проявляет
деятельности, неохотно включается в
познавательную активность лишь в выполнение заданий, не принимает
сотрудничестве с педагогом.
помощь со стороны педагога, охотнее
выполняет лишь привычные действия,
чем осваивает новые.
Знает и старается соблюдать правила
Нормы и правила поведения не
поведения, нарушая их, как правило,
соблюдает, игнорируя, либо не
под влиянием других.
осознавая их.
В основном реально оценивает себя,
Чрезмерно завышенная или
свои возможности и достижения
сниженная самооценка,
некритичность к своему поведению.
(допустима чуть
завышенная самооценка).
Не интересуется
Интерес к здоровому образу жизни и
здоровым образом жизни и
спорту не стабилен.
спортивной деятельностью.
Способен к сопереживанию, но сразу
оказать помощь не стремится;
помогает другим по поручению
педагога, не всегда выполняет
обещания, в присутствии старших
чаще скромен, со сверстниками
бывает груб.

Переживает только собственные
неудачи и безразличен к проблемам
других; недоброжелателен, груб,
пренебрежителен, высокомерен с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»
Календарно-тематическое планирование
№

Наименование
модуля

1.

Введение в
театральное
искусство

Тема занятия

Введение в
образовательную
программу
Техника
безопасности
Театр как вид
искусства. Тест 1
Сценическая речь
Упражнения на
развитие речевого
дыхания
Упражнения на
развитие дикции
Сценическое
движение
Упражнения на
расслабление
мышц. Задания на
беспредметные
действия.
Действия на
сцене

2.

Количество часов
теория
практика

Воображение для
артиста.
Актерские задачи
Понятие этики.
Базовая этика
артиста:
поведение на
репетиции.
Основы этики
зрителя:
поведение в
театре, в
зрительном зале,
во время
представления, в
антракте.
Репетиционная Составление

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

Дата
проведения
(число,
месяц, год)

Дата
проведения
по факту

работа

Осенний
праздник
День пожилых
людей. День
матери

Зимний
праздник
Новогоднее
представление

День
защитника
Отечества

Весенний
праздник
8 марта

9 Мая.
День Победы

3.

Сценическая
деятельность и
конкурсные
мероприятия

плана-сетки
мероприятий.
Праздники: цели
и смысл.
Начало учебного
года.
Флешмоб «Мы –
это ты страна!»
Проведение
репетиций

4

12

Постановочная
работа
Проведение
мероприятия
Проведение
репетиций

5
5
19

Постановочная
работа
Проведение
мероприятия
Разработка
сценария
Постановочная
работа
Проведение
мероприятия
«День защитника
Отечества»
Проведение
репетиций

2
2
10

3

12

Постановочная
работа
Проведение
мероприятия
Проведение
репетиций
Постановочная
работа
Проведение
мероприятия

2
2
12
2
2
1

Распределение
ролей
Читка сценария
Съёмка
репетиций

4
2

1.09.2019

Итоговое
занятие

Подготовка к
конкурсу
театральных
коллективов
Подготовка к
конкурсу чтецов
Просмотр
спектакля на
видео.
Обсуждение
результатов
выступления.
Рекомендации
для подготовки к
следующим
выступлениям.
Тест. Творческий
отчёт. Показ
праздничных
мероприятий для
одноклассников и
родителей
Итого

16

2
1

1

1

3

10

134

Приложение 5
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»
Работа с родителями
В программе «Праздник» используются разнообразные нетрадиционные формы работы с
родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические:
* анкетирование, опрос
(Проводятся с целью выявления интереса семьи к театру, желания заниматься им дома).
Наглядно-информационные:
*открытый показ театрализованной деятельности для родителей.
(Родители видят итоги совместной деятельности);
* мини-библиотеки
(Дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное
издание);
* информационные папки;
* нетрадиционные дни открытых дверей.
Познавательные:
* нетрадиционные родительские собрания
(Одна из самых эффективных познавательных форм работы с семьей, где родители делятся
своим опытом);
* совместная работа по проекту;
( Взрослые и дети демонстрируют свои достижения в театрализованной области и обучают
других);
Досуговые:
* совместные праздники, досуги, развлечения;
* театр выходного дня (конструктивная форма взаимодействия воспитателей с родителями);
*участие родителей в конкурсах, выставках.
Трудовые или хозяйственные:
*изготовление декораций, костюмов
(При участии в изготовлении костюмов, оформлении зала, подготовке к съемкам и т.д.
устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим
примером для детей.)
Наиболее действенными являются интерактивные формы работы.

Приложение 6
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»

План воспитательной работы
Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Импровизационная игра «Давайте познакомимся»

Октябрь

Мастер-класс «Работа актера»

Ноябрь

Беседа «Как вести себя в театре»

Декабрь

Викторина «Виды театров»

Январь

Посещение театра

Февраль

Игровая программа «Я талантлив!»

Март

Беседа «Я и мои роли»

Апрель

День открытых дверей

Май

Беседа с детьми по итогам проделанной работы за
год.

Приложение 7
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»

Репертуар

Примерные сценарии для спектаклей:
Спектакль "Гуси-лебеди"
Спектакль "Кошкин дом"
Спектакль "Дюймовочка"
Спектакль "Чудесное превращение Василисы"
Спектакль "Просто ты умела ждать…"

Приложение 8
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Праздник»
Формы дистанционного обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности организации
учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной эпидемиологической
обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может быть организована
самостоятельная работа с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
№ Раздел учебного
п/п плана

Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий

1

Сценическая речь

https://www.youtube.com/watch?v=hBmyC7uxwew&feature=em
b_logo

2

Сценическое
движение

https://www.youtube.com/watch?v=JxFLvmnirxU

3

Постановочная
работа

http://j8oulhzllmni.ulcraft.com/azbuka_tieatra


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».