Палитра

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Палитра

Уровень базовый
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Крестьянинова
Анастасия Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Сыктывкар

2023 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Палитра» (далее – Программа) разработана в
соответствии с современными нормативно-правовыми документами в сфере
образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р. Москва; [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185
«О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на
период

до

2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf;
- Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О
внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
2

03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://сыктывкар.рф/component/attachments/download/20890.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций соответствует социальноэкономическому развитию Республики Коми.
Программа «Палитра» ориентирована на комплексное

развитие

творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей и
возможностей.

Программа

направлена

на

реализацию

приоритетных

направлений художественного образования: приобщение к искусству как
духовному

опыту

деятельности,

поколений,

развитие

овладение

способами

индивидуальности,

дарования

художественной
и

творческих

способностей ребенка.
Содержание программы дает возможность юным талантам попробовать
свои силы в разных направлениях классического и прикладного творчества:
рисунок, живопись, графика. В процессе обучения ребенок познакомится с
такими техниками рисования как граттаж,

рисование методом тычка,

монотипия, раздувание красок, штамповка, рисование двумя руками
одновременно. Применяя и комбинируя разные способы изображения в
одном рисунке, ребенок учится думать, принимать самостоятельные
решения в создании художественного образа.

В процессе преподавания

учитываются местные особенности национальной культуры: характерные
ремесла и промыслы, специфика в народном костюме, утвари, архитектуре
и т.д.
Направленность программы - художественная
Актуальность программы связана с реализацией статьи 14 Закона РФ
«Об образовании» – «обеспечение самоопределение личности, создание
условий для ее самореализации».
3

Программа «Палитра» способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Основанием для реализации программы является желание родителей и
учащихся

приобрести

практические

умения

и навыки

в области

художественного творчества.
Отличительные особенности программы
Данная программа в качестве отправного источника использует
программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для
общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. и на программу
дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия
изобразительного

творчества»,

опубликованную

в

числе

примерных

программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Отличительные особенности настоящей программы прослеживаются в
том, что она

нацелена на формирование коммуникативных компетенций,

реализации проектной и продуктивной деятельности.
В программе предусматривается
опыта детей.

широкое привлечение жизненного

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,

выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения, позволяет ощутить радость успеха.
Новизна программы заключается в том, что она решает не только
обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких
личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе

и

проявлять

лидерские

качества.

Органичное

традиционных и нетрадиционных техник, выполнение

сочетание
заданий на

наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, предоставление
ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе
тем

– вот подходы, способные решить современные задачи творческого

восприятия и развития личности в целом.
4

На

протяжении

всего

обучения

применяются

такие

методы

и

технологии, как проблемно - диалогическое обучения и проектная
деятельность.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей возраста 7-10 лет, которые
проявляют интерес к изобразительному искусству. Состав группы –
постоянный, в группе обучаются учащиеся разных возрастных категорий.
Количество детей в группе – 10-15 человек. Набор в группу осуществляется
на основе письменного заявления родителей (законных представителей)
через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/). На программу могут быть
зачислены дети с ограниченными возможностями здоровья и дети,
оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Срок освоения программы
Объем программы – 288 часов. Программа рассчитана на 2 года
обучения. 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год обучения: 144 часов в год.
Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого
занятия – два академических часа с 10-минутным перерывом между ними.
Длительность одного академического часа составляет 40 мин., что
соответствует требованиям СП.
Формы обучения – очная; может быть организовано электронное
обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (в
период невозможности организации учебного процесса в очной форме:
карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных
дней).
Формы организации учебного процесса: коллективные, групповые,
парные, индивидуальные занятия.
Виды занятий
Теоретическое

обучение: мини-лекции,

беседы,

дискуссии,

игра,

импровизация.
Практическое обучение: творческие, практические и групповые занятия.
5

Интерактивные формы:
- анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций;
- проектная деятельность;
- выставки, экскурсии.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в
неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. В актированный день и в
дни карантина для учащихся организуется обучение в дистанционной форме
и предлагается повторить пройденный материал. Расписание составляется в
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
1.2. Цель и задачи программы
Цель

–

формирование

у

учащихся

устойчивого

интереса

к

изобразительному искусству, достижение творческих результатов в данной
области.
В процессе обучения предполагается решение следующих задач:
обучающие:
-

дать

знания

основных

понятий,

терминов

и

определений

изобразительного искусства;
- обучить основным техникам в живописи, графике, прикладном
искусстве с использованием различных художественных материалов;
- научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памяти
предметы (объекты) окружающего мира;
развивающие:
- развивать навыки работы с информацией (сбор, накопление,
структурирование, сохранение);

6

- формировать организационные умения и навыки (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке
своё рабочее место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации);
- способствовать приобретению детьми опыта творческой деятельности;
воспитательные:
-

прививать

устойчивый

интерес

к

искусству

и

занятиям

художественным творчеством;
- воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- развивать навыки рефлексивной деятельности (оценки и самооценки
личностных достижений).
1 год обучения
Цель - введение ребенка в мир изобразительного искусства, его
выразительных средств и формировании художественного-образного языка.
Задачи:
обучающие:
- дать минимальные теоретические знания в области изобразительного
искусства;
- научить применять

гуашь, акварель

и элементарные технические

приемы в живописи, графике и прикладном искусстве;
развивающие:
- научить пользоваться несложными источниками информации;
- научить содержать в порядке свое рабочее место и планировать свою
деятельность;
- развивать умение слушать педагога, реагировать на его рекомендации,
учитывать мнение других;
7

- способствовать активизации фантазии, привлекать к участию в
творческой деятельности.
воспитательные:
- прививать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать навыки самооценки своей деятельности;
- развивать усидчивость, трудолюбие при выполнении творческих работ.
2 год обучения
Цель – расширение знаний учащихся в области изобразительного
искусства.
обучающие:
- научить применять основные термины, понятия и определения
изобразительного искусства в речи;
- сформировать навыки работы с различными художественными
материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств;
- развить умение рисовать по памяти и с натуры предметы в разных
несложных положениях;
развивающие:
- продолжить развитие

навыков работы с информацией (сбор,

накопление, структурирование, сохранение);
- обучать навыкам планирования и коррекции своей деятельности;
-

формирование

умения

выражать

свои

мысли

и

доказывать

собственную точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении и
принятии

решений,

построении

продуктивное

сотрудничества

со

сверстниками и взрослыми; воспринимать позицию других людей как
партнёров в общении и совместной деятельности;
- развивать творческую деятельность в изобразительном искусстве.
воспитательные:
- научить понимать смысл занятий изобразительным творчеством;
8

- сформировать такие ценные личностные качества как терпение, воля,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и
способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
1.3.

Содержание программы

Учебный план
Название разделов и тем

Количество часов 1
г.о.
Всего
Т
П
программу.
2
2

1.Введение
в
Организационное занятие
2. Изобразительное искусство
2.1. Цветоведение
2.2. Пуантелизм (Натюрморт 2 г.о.)
2.3. Мастерская Деда Мороза
2.4. Симметрия
2.5. Перспектива
2.6. Пейзаж
2.7. Человек
2.8. Животные
3. Декоративное рисование
3.1. Витраж
3.2. Монотипия (Композиция 2 г.о.)
3.3. Орнамент
3.4. Природные формы
3.5. Стилизация
3.6. Иллюстрация
4. Самостоятельная работа
4.1. Пейзаж
4.2. Животные
4.3. Натюрморт
5. Экскурсии в музеи и на выставки
6. Промежуточная аттестация
Итого

80
30
6
6
6
4
10
8
10
52
12
2
4
9
16
9
8
4
2
2
2
2
144

15
6
1
1
1
1
2
2
1
14
3
1
1
2
3
4

1
30

65
24
5
5
5
3
8
6
9
40
9
1
3
7
13
5
8
4
2
2
2
1
114

Количество часов 2
г.о.
Всего
Т
П
2
2
76
24
4
6
6
8
4
14
10
54
4
22
4
4
10
10
8
4
2
2
4
2
144

12
2
1
1
1
2
3
2
12
1
5
1
3
2

1
25

64
22
3
5
5
6
4
11
8
42
3
17
3
4
7
8
8
4
2
2
4
1
119

Календарно-тематическое планирование (См. Приложение № 5)
В период невозможности организации учебного процесса в очной
форме

(карантина,

неблагоприятной

эпидемиологической

обстановки,

актированных дней, отсутствие педагога), может быть организована

9

самостоятельная работа с

использованием электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий. (См. Приложение №1)
1 год обучения
Основные задачи курса: знакомство с предметом учебного курса;
получение первичных знаний о цветоведении (основные и составные,
холодные и теплые цвета), о пропорциях, перспективе, об основных законах,
видах и жанрах изобразительного искусства формирование умения слушать,
осматривать,

наблюдать,

играть,

формирование

первичных

изобразительных умений.
1.

Введение (2ч.)

Теория: организационное занятие. Введение в образовательную
программу. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы
работы. Знакомство детей друг с другом. ТБ
2. Изобразительное искусство (80 ч.)
Теория: Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с начальными понятиями цветоведения
(основные и составные, холодные и теплые цвета). Ахроматическая палитра и ее
возможности. Богатство оттенков серого цвета. Понятие возможной
перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее,
ближе – темнее). Пуантелизм - оптическое смешение чистых цветов.
Симметрия

и

асимметрия.

Виды

симметрий.

Уравновешенная

и

неуравновешенная композиция. Создание равновесия в асимметрической
композиции. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Известные
художники-живописцы. Понятия «композиция», «композиционный центр» и
«колорит». Изображение человека в изобразительном искусстве. Понятие
"портрет", его виды. Пропорции головы человека. Анималистический жанр.
Практика.

Выполнение

упражнений

для

постановки

руки.

Эксперименты по смешиванию красок. Способы получения составных,
10

ахроматических цветов. Изучение свойств гуаши и акварели. Особенности
акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами
работы акварелью и гуашью. Особенности рисования по сухой и влажной
бумаге (вливания цвета в цвет). Выполнение работ хроматической и
ахроматической гамме.
Зарисовки разных видов деревьев. Выполнение цветочных, тональных
натюрмортов. Пейзажная живопись. Составление композиций по теме
«Космическое путешествие». Создание симметричной и ассиметричной
практической работы. Зарисовки людей. Рисование диких животных с
соблюдением пропорций.
3. Декоративное рисование (52 ч.)
Теория: Декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка. Искусство витража. Витраж
как вид монументально-декоративного искусства. История возникновения
витража. Выполнение эскиза к витражу. Монотипия. Виды орнамента.
Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Ритм узора и орнамента.
Упрощение

и

Представление

обобщение
о

природных

разных

форм.

видах

Понятие

«стилизация».

масок.

Назначение

маски и технологии изготовления маски. Правила и приемы композиции.
Закон целостности, соподчинения, равновесия. Композиционный центр.
Иллюстрация.
Практика. Упражнение "Укрась жучка" (первые попытки стилизовать и
упростить

природную

форму).

Превращение

объемной

формы

в

плоскостную. "Образ из пятна" - выполнение рисунка путем отпечатывания
краски. Выполнение стилизованного рисунка с добавление дополнительных
деталей

(обобщение

и

усложнение

форм,

добавление

деталей,

отсутствующих в натуре). Выполнение геометрического и растительного
орнамента в полосе и в квадрате. Изготовление эскиза театральной маски.
Выполнение композиции. Работа от эскиза («сказочной разминки») до
композиции. Сказочный персонаж русской и коми сказки. Рисунок с
11

передачей

характера

и

настроения

героев.

Выполнение

задания

с

использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек,
расчёски и т.д. Рисование ватными палочками.
4. Самостоятельная работа (8 ч.)
Пейзажная живопись. Рисование животных с соблюдением пропорций.
Простой натюрморт. Выполнение заданий по предложенному образцу с
включением собственных элементов с помощью интернет-сервиса YouTube.
Ссылки на видео - уроки по рисованию отправляются детям через
мессенджеры WhatsApp, Viber и через группу ВКонтакте. Обратная связь
также осуществляется с помощью WhatsApp, Viber и ВКонтакте. Творческий
продукт учащегося: пейзаж, натюрморт, композиция.
5. Экскурсии в музеи и на выставки (2 ч.)
Посещение

художественных

музеев

и

выставок,

знакомство

с

произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
6. Промежуточная аттестация (2 ч.)
Итоговое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний
обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
2 год обучения
Основные

задачи курса: закрепление

и углубление

знаний об

изобразительном искусстве (жанрах и видах), о цветоведении, рисунке,
композиции. Развитие мотивации к творческой деятельности. Формировать
творческо-композиционные

способности

учащихся. Воспитание

общей

культуры, личностного развития учащихся.
Введение (2ч.)
Организационное

занятие.

Инструктаж

по

технике

безопасного

обращения с травмоопасными материалами на уроках ИЗО и

ДПИ.

Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы
работы.
12

Изобразительное искусство (80 ч.)
Теория: Вводное занятие. Закрепление знаний о цветоведении. Теплые и
холодные цвета (ощущение тепла, согревания). Взаимодополнения тёплых и
холодных цветов. Ахроматическая палитра. "Мастерская Деда Мороза".
Празднование Нового года и Рождества в России. Символ года. Симметрия в
природе. Соразмерность и порядок вещей. Перспектива. Виды перспектив и
ее значение в изобразительном искусстве. Динамическое уравновешенность
элементов. Симметрия и ассиметрия. Образ и силуэт дерева. Природные
формы и их строение. Конструкция, сквозная прорисовка, линейное
построение, светотень, элементы перспективы, способы рисования от общего
к деталям и комбинирование деталей. Правила, законы и приемы
композиции. Понятия «композиция», «композиционный центр» и «колорит».
Портрет. Знакомство с изображением человека в искусстве разных эпох, с
историей

возникновения

Знакомство

с

«анималист»,

портрета.

произведениями

Характерные

животные

художников-анималистов,

«анималистический

жанр»,

«статика»,

формы.

понятиями
«динамика».

Иллюстрация.
Практика. Выполнение практических работ в теплых и холодных цветах
цветах, в ахроматической палитре. Натюрморт. Выполнение композиции на
тему Нового года. Симметричный и ассиметричный рисунок. Зарисовки
хвойных

и

лиственных

видов

деревьев.

Выполнение

линейной

и

световоздушной перспективы. Рисунок натюрморта из нескольких предметов
быта. Изображение животных по образцу с соблюдением пропорций.
Изображение портрета и человека в полный рост. Построение фигуры
взрослого

человека.

Схематичное

изображение

человека

в

движении. Составление композиции группы людей.
3. Декоративное рисование (58 ч.)
Теория. Витраж. Декоративное рисование. Декоративное изображение
природных

форм.

Понятие

«оптическое

смешение

чистых

цветов».

Геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный орнамент.
13

Рапорт.

Понятие

эмоционального
целостности,

«Графика».
состояния.

соподчинения,

Использование

Правила

и

цвета

приемы

равновесия.

для

отражения

композиции.

Композиционный

Закон
центр.

Стилизация. Иллюстрация. Особенности книжной графики. Художникииллюстраторы. Сказочный персонаж русской и коми сказки. Декоративный и
реалистический

подход

к

композиции

(решение

костюма,

передача

окружения). Роль декоративного пятна. Подчинение колорита образному
решению.
Практика. Имитация витража. Выполнение витража в геометрической
фигуре. Выполнение стилизованных рисунков с прорисовкой мелких
деталей. Композиция из пятна. Изображение орнамента в круге, полосе и в
других

геометрических

формах.

Декорирование

природных

форм.

Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые,
прерывистые, исчезающие. Выполнение иллюстрации к коми и русским
сказкам с передачей характера и пропорций героев. Отразить в работе
характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица,
причёску.
4. Самостоятельная работа (8 ч.)
Пейзаж разных времен года. Рисование животных с соблюдением
пропорций. Сложный натюрморт. Выполнение заданий по предложенному
образцу с включением собственных элементов с помощью интернет-сервиса
YouTube. Ссылки на видео - уроки по рисованию отправляются детям через
мессенджеры WhatsApp, Viber и через группу ВКонтакте. Обратная связь
также осуществляется с помощью WhatsApp, Viber и ВКонтакте. Творческий
продукт учащегося: пейзаж, натюрморт, композиция.
5. Экскурсии в музеи и на выставки (4 ч.)
Посещение

художественных

музеев

и

выставок,

знакомство

произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
6. Промежуточная аттестация (2 ч.)
14

с

Итоговое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний
учащихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

1.4.

Планируемые результаты

1 год обучения
Предметные
- освоены теоретические знания изобразительного искусства: понятия,
термины, определения;
- используют различные художественные материалы и технические
приемы в живописи, графике и прикладном искусстве;
- приобретены начальные навыки работы с натуры и по памяти
предметов окружающего мира.
Метапредметные
- используют различные источники информации,
- осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий,
используя различные источники информации.
- планируют свою деятельность, содержат в порядке свое рабочее место;
- слышат и слушают педагога, реагируют на его рекомендации,
учитывают мнение других;
- активизируют свою фантазию, участвуют в творческой деятельности.
Личностные
- проявляют интерес к занятиям художественным творчеством;
- проводят самооценку своей деятельности;
- проявляют усидчивость, трудолюбие при выполнении творческих
работ.
2 год обучения
Предметные
15

применяют

-

основные

термины,

понятия

и

определения

изобразительного искусства в речи;
- приобретен опыт работы с различными художественными материалами
и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств;
- умеют рисовать по памяти и с натуры предметы в разных несложных
положениях.
Метапредметные
-

развиты

навыки

работы

с

информацией

(сбор,

накопление,

структурирование, сохранение);
- научены навыкам планирования и корректировку своей деятельности;
- выражают и доказывают собственную точку зрения, участвуют в
коллективном обсуждении и принятии решений, строят продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
воспринимать позицию других людей как партнёров в общении и
совместной деятельности;
- приобретен опыт творческой деятельности в изобразительного
искусства.
Личностные
- понимать смысл занятий изобразительным творчеством;
-

приобретены

ценные

личностные

качества:

терпение,

воля,

усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- сформированы ответственное отношение к учению, готовность и
способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Условия реализации программы
16

Материально-техническое обеспечение
- Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
- Доска – 1 штука
- Столы – 8 шт., стулья -16 шт;
- Экран – 1 шт;
- Проектор – 1 шт;
- Ноутбук – 1шт;
- Гуашь, акварель, набор кистей, набор цветных карандашей, простые
карандаши, ластик, восковые мелки, фломастеры, клей-карандаш, ножницы,
скотч – 15 шт.
2.2. Информационно - методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение
Учебные пособия
1. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальных классах / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.-112 с.
2.Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н.Г. Ли.
– М.:Эксмо, 2005. – 480 с.
3. Степанова, А. Основы рисования и живописи / А. Степанова. – М.:
Издательство АСТ, 2017.- 96 с.
Дидактические материалы
Дидактическая игра «Цветовой круг»,

дидактическая игра «Времена

года» - назови цвета осени, зимы, лета, весны. Дидактическая игра «Палитра
художника» (к пейзажу нужно подобрать палитру с нужными красками).
Репродукции картин русских и зарубежных художников.
Кадровое обеспечение
Для успешного проведения занятий требуется:
Педагог, владеющий профессиональными компетенциями:
- умением использовать формы и методы активного обучения;
- умением самостоятельно разрабатывать методику своего предмета;
17

- организационными формами диагностической работы с детьми;
- обеспечивающий положительный результат в учебно-воспитательной
работе;
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
В условиях модернизации системы образования одной из основных
задач

учреждений

компетенций

образования

учащихся.

является

Компетентностный

формирование
подход

ключевых

предполагает

формирование интеллектуальной и исследовательской культуры учащегося,
создание условий для самоопределения и самороеализации потенциальных
возможностей ребёнка в процессе обучения в соответствии возрастным
особенностям, уровню их общего развития.
Тема

Форма занятий

Изобразите
льное
искусство

Ознакомительное
занятие, занятие с
натуры, занятие по
памяти, тематическое
занятие,
групповая
проектная
работа,
комбинированное
занятие,
выставка,
итоговое
занятие. Занятие-игра.

Декоративн Ознакомительное
занятие, занятие с
ое
натуры, занятие по
рисование
памяти, тематическое
занятие,
групповая
проектная
работа,
комбинированное
занятие,
выставка,
итоговое
занятие. Занятие-игра.

Приемы и методы организации
учебно-воспитательного
процесса
Иллюстративный
(метод
наглядности, метод словесной
наглядности
объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала);
репродуктивный
(воспроизводящий);
- проблемный (метод сравнения,
исследовательские методы
педагог ставит проблему и вместе
с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (метод проектов,
модельный метод - проблема
формулируется детьми, ими и
предлагаются
способы
ее
решения).
Иллюстративный
(метод
наглядности, метод словесной
наглядности
объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного материала);
репродуктивный
(воспроизводящий);
- проблемный (метод сравнения,
исследовательские методы
педагог ставит проблему и вместе
с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (метод проектов,
модельный метод - проблема
18

Формы
подведения
итогов
Тест.
Выставка.

Тест.
Выставка.

формулируется детьми, ими и
предлагаются
способы
ее
решения).

Информационно-коммуникационные технологии –
технология,

использующая

технические

средства

специальные

(кино-,

аудио-,

способы,

педагогическая

программные

видео-средства,

и

компьютеры,

телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Это создание для
педагогов и для учащихся благоприятных условий для свободного доступа к
культурной, учебной и научной информации.
Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий
творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Данная технология позволяет при помощи диалога с детьми выйти на
проблему и найти пути её решения, при помощи постоянных постановок
специально выстроенных педагогом вопросов.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик.
На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы
ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и
сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие»
знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление
учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит
учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает
логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Творческий проект - самостоятельное учебно-творческое задание,
выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание
итоговой работы (изделия), обладающей субъективной или объективной
новизной
19

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрена
воспитательная работа с учащимися, которая позволяет лучше узнать
коллектив объединения. (Приложение 2. План воспитательной работы). А
эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном
сотрудничестве с родителями. Такое взаимодействие педагога с родителями
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций,
увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его
индивидуальных

особенностей,

развитии

способностей

ребенка,

в

преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении,
формировании ценных жизненных ориентаций. Такая работа должна
происходить

в

атмосфере

поддержки

и

общности

интересов,

взаимопонимания, сотрудничества. А эффективность взаимодействия с
родителями во многом зависит от форм организации работы. Поэтому
необходимо использовать разные формы взаимодействия с родителями. В
практику работы с родителями я включаю консультирование, профилактику
и просвещение. (Приложение 3. План работы с родителями (законными
представителями).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала по мере
прохождения темы. Цель данного вида контроля - анализ хода формирования
знаний и умений. Может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, участие в тематических выставках,
творческой деятельности центра, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация - после каждого года обучения по
программе. Обеспечивает контроль эффективности учебной деятельности и
образовательного процесса в целом, получение объективной информации о
состоянии образовательных результатов учащихся за определенный период
20

времени (полугодие, год) для осуществления коррекции образовательного
процесса и обеспечение эффективности управления качеством образования.
Проводится в форме выполнения творческой работы и тестирования,
отчетной выставки.
Другие формы контроля: анкетирование; защита проекта; просмотр.
Отслеживание метапредметных результатов и личностного развития
детей осуществляется во время групповой и парной работы. Наблюдение,
тестирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий,
участие в конкурсах, акциях, анкетирование, беседа, творческий отчёт
являются методами отслеживания педагогом основных компетенций и
проводятся с участием школьного психолога и при наличии письменного
согласия родителей учащегося.
Инструментарий контроля: карта мониторинга, лист самооценки,
оценочные листы наблюдений учителя, диагностические карты.
1 год обучения
Виды
аттестации,
сроки
проведения
Текущий
Декабрь

Цель

Определить
уровень
усвоения
полученных
знаний, умений
и навыков по
пройденным
темам
Промежуточная Определить
уровень
аттестация
Май
усвоения
программного
материала за 1
год обучения

Содержание

Форма

Проверка
усвоения
материала
комплексу
занятий

Контрольноизмерительные
материалы
Критерии
Приложения в
УМК 4

Теория:
Тест
по Практическая
работа:
выполнение
рисунка
в
технике
пуантилизм.
Основы
Теория:
Приложения
терминологии.
Тест
УМК 4
Практические
Практическая
навыки, умения работа:
выполнение
композиции в
технике
по
выбору
учащихся.

2 год обучения
Виды

Цель

Содержание
21

Форма

Контрольно-

в

аттестации,
сроки
проведения
Текущий
Декабрь

Определить
уровень
усвоения
полученных
знаний, умений
и навыков по
пройденным
темам
Промежуточная Определить
уровень
аттестация
Май
усвоения
программного
материала
за
два
года
обучения

Проверка
усвоения
материала
комплексу
занятий

Теория:
Тест
по Практическая
работа:
выполнение
рисунка
в
перспективе

Основы
Теория:
терминологии. Тест
Практические
Выполнение
навыки, умения композиции
технике
витраж.

измерительные
материалы
Критерии
Приложения в
УМК 4

Приложения
УМК 4

в

в

2.5. Список литературы
Нормативно – правовые документы:
-

Федеральный закон «Об образовании в

29.12.2012

№273-ФЗ

[Электронный

Российской
ресурс].

Федерации»
–Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
[Электронный

Правительства

РФ

ресурс].

от

29

мая

2015

–Режим

года

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
22

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

дополнительного

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р. Москва; [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

http://docs.cntd.ru/document/550163236
23

ресурс].

–Режим

доступа:

- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».
Для педагога:
1. Неменский, Б.М. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд 1 – 8 классы»/ Б. М. Неменский. - М.: Просвещение,
2007. – 175 с.
2. «Изобразительное искусство 1-4 классы, поурочные планы по
программе Б.М. Неменского». Волгоград, Издательство «Учитель», 2007. –
240 с.
3. Кузин, В. К. Рисунок. Наброски и зарисовки : учеб.пособие для студ.
учреждений высш. проф. Образования / В. К Кузин. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013.- 23 с.
4. Ли, Н. Основа учебного академического рисунка: учебник/ Н. Ли. М: Издательство Эксмо, 2005. – 192 с.
5. Савенкова, Л.Г., Интегрированная программа по изобразительному
искусству 1-4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н.
Протопопова - М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
6. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство / Т.Я. Шпикалова - М.:
Просвещение, 2002. – 128 с.
7. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство 5-9 классы / Т.Я.
Шпикалова.- М.: Просвещение, 2007. – 77 с.
Для детей
24

1.

Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева.-М.:

Советский художник», 2001. – 240 с.
2.

Агеева, И.Д. Занимательные уроки по изобразительному

искусству / И.Д. Агеева.-М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 97 с.
3.

Гуревич, М. М. Цвет и его измерение / М.М. Гуревич.-М. — Л.,

2005. – 39 с.
4.

Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие /

Е.О. Гусев.-Л., 2008. – 94 с.
5.

Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:

Основы объёмного конструирования / В.П. Копцев.-Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2001. – 107 с.
Интернет-ресурсы:
1. Композиция, её основные виды и категории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0106.shtml (12.02.2021).
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8
кл.: в 4 ч., Ч. 3. Основы композиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://sites.google.com/site/pamoka1g (28.05.2020).
3.Русский музей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rusmuseum.ru (28.05.2019).

25

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Форма обучения
Программа предполагает очную форму обучения; в период
невозможности организации учебного процесса в очной форме (карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней,
отсутствие педагога), может быть организована самостоятельная работа с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
№
п/
п
1.

Раздел учебного
плана (1 год
обучения)
Изобразительн
ое искусство

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.

11.
12.

13.

Декоративное
рисование

Задания для самостоятельной с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Колористика. Теория цвета. Тема «Цветовой круг».
https://www.youtube.com/watch?v=DlNEaHN1D-U
Теплые и холодные цвета. Тема «Дружба».
https://www.youtube.com/watch?v=aePFbQBWKG8
Тема «Африка». Теплые тона.
https://www.youtube.com/watch?v=4JwhwTBIxCM
Хроматические и ахроматические цвета. Тема «Бабочка».
https://www.youtube.com/watch?v=3bPosRoxKrg
Тема «Кошки»
https://www.youtube.com/watch?v=pWBueSKkkJ0&t=168s
"Мастерская Деда Мороза".
https://www.youtube.com/watch?v=8O_PDnoq4LA
https://www.youtube.com/watch?v=zyumYZmDhws
Тема «Волшебные поляны». Пуантилизм.
https://www.youtube.com/watch?v=HgB4EvgUPZc
Тема «Деревенский пейзаж».
https://www.youtube.com/watch?v=8LC-WZaSwQs
Тема «Городской пейзаж».
https://www.youtube.com/watch?v=ccPU3se_kP0
Тема "Космическое путешествие".
https://www.youtube.com/watch?v=1DZCTJ1Arvo
Тема «Подсолнухи»
https://www.youtube.com/watch?v=5iIrTjIJTA8
Тема «Хамелеон»
https://www.youtube.com/watch?v=8psoQlTD6j0
«Сова»
https://www.youtube.com/watch?v=gv_qoKnMPFk
Сказочные персонажи.
https://www.youtube.com/watch?v=h5HdupZ1dXs
https://www.youtube.com/watch?v=tyKBDDFDUto
https://www.youtube.com/watch?v=RJ8cOGNgiDE
«Портрет защитника»
https://www.youtube.com/watch?v=64Q8QFwJU-s
26

14.

№
п/п
1.

Самостоятельн
ая работа

Раздел учебного
плана (2 год
обучения)
Изобразительное
искусство

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Декоративное
рисование

«Пейзаж»
https://www.youtube.com/watch?v=MquP4hEL_9U
Животные
https://www.youtube.com/watch?v=KF31k_QCif4
Натюрморт
https://www.youtube.com/watch?v=jQPQrj9f9aA
Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
Цветоведение. Темы "Осень", "Ежик", "Звёздная точь",
"Фрукты", "Перо Жар-птицы".
https://www.youtube.com/watch?v=Y8iYTL9nNKY
https://www.youtube.com/watch?v=IvjAuvBupSo
https://www.youtube.com/watch?v=Au73Y51-QmE
Ахроматические цвета. Темы "Сорока", "Семейство
пингвинов", "Кошки".
https://www.youtube.com/watch?v=YUgJn2NYfY0
https://www.youtube.com/watch?v=5jfZ--ie9-g
https://www.youtube.com/watch?v=Gb8OGv1yQis
"Мастерская Деда Мороза"
https://www.youtube.com/watch?v=yo2_NTw8Kwo
https://www.youtube.com/watch?v=6W8yD6Fz-hQ
https://www.youtube.com/watch?v=vpEshAFyCiM
Темы: "Лесные зарисовки", "Деревья", "Лесной пейзаж"
https://www.youtube.com/watch?v=nLPY6AuSxH4
https://www.youtube.com/watch?v=Iuad2ro2L3k
https://www.youtube.com/watch?v=PDL2Pb7RntM
"Городской пейзаж"
https://www.youtube.com/watch?v=kNlabfQ-GdU
"Деревенский пейзаж"
https://www.youtube.com/watch?v=dzC9SNc-tNE
"Космос"
https://www.youtube.com/watch?v=iwMeVtQgwRs
"Белочка"
https://www.youtube.com/watch?v=iE1mZ8KF4QA
"Лиса"
https://www.youtube.com/watch?v=hD-wFFauXKM
"Моя семья"
https://www.youtube.com/watch?v=klye2cibsnY
"Профессии"
https://www.youtube.com/watch?v=KB0x7sOFXss
"Аквариум"
https://www.youtube.com/watch?v=yYJPeL4BFoI
"Вода ошибок не прощает"
https://www.youtube.com/watch?v=v2fQeh6F_N8
https://www.youtube.com/watch?v=M60Qw2PDA_c
27

14.
15.
16.
17.

Самостоятельная
работа

"Праздник победы"
https://www.youtube.com/watch?v=0oUv-CPfa8I
«Пейзаж»
https://www.youtube.com/watch?v=ylv5NUxFXKM
«Животные»
https://www.youtube.com/watch?v=ogA6x59Yl24
«Натюрморт»
https://www.youtube.com/watch?v=S0Vdr09nPX4

28

Приложение 2
1 год обучения
План воспитательной работы
Цель: создание положительной атмосферы в творческом объединении.
Задачи:
1. формирование здоровой социальной среды в коллективе;
2. развитие лидерских качеств и коммуникативных навыков у учащихся;
3. обучать навыкам безопасного поведения и прививать культуру здорового образа жизни;
4. формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
№ Мероприятия
Сроки
1. «Здравствуй, друг!» Повтор готового ритуала приветствия. Игра для Сентябрь
сплочения коллектива.
2. Беседы на темы:
В
течение
- «Безопасность на улице и дома»;
года
- «В дружбе народов – единство России»;
- «Новый год без происшествий»;
- «Интернет и мы»;
- «Проявляйте бдительность!»;
- «Мы за ценой не постоим!».
А также беседы по правилам поведения на осенних, весенних и
летних каникулах.
3. Организация выставок:
В
течение
- «Новогоднее волшебство»;
года
- «Здоровое питание»;
- «Мамин праздник»;
- «Защитники Отечества»;
- «Мы художники!» (итоговая выставка).
4. Выполнение открыток и поделок к праздникам:
- День учителя;
- День пожилого человека;
- День матери;
- Новый год и Рождество;
- 8 Марта и День защитника Отечества.
5. Праздники в объединении и совместные мероприятия с другими В
течение
творческими объединениями.
года
6. Посещение выставок и музеев
В
течение
года
2 год обучения
№ Мероприятия
Сроки
1. «Дружный класс!» Игра и беседа для сплочения коллектива.
Сентябрь
2. Беседы на темы:
В
течение
- «Безопасность вокруг тебя»;
года
- «Мы едины!»;
- «Безопасный Новый год»;
- «Интернет и мы»;
- «Проявляйте бдительность!»;
- "Дети – герои Великой Отечественной войны".
А также беседы по правилам поведения на осенних, весенних и
летних каникулах.
3. Организация выставок:
В
течение
29

4.

5.
6.

- «Новогоднее волшебство»;
года
- «Здоровое питание»;
- «Мамин праздник»;
- «Защитники Отечества»;
- «Мы художники!» (итоговая выставка).
Выполнение открыток и поделок к праздникам:
- День учителя;
- День пожилого человека;
- День матери;
- Новый год и Рождество;
- 8 Марта и День защитника Отечества.
Праздники в объединении и совместные мероприятия с другими В
течение
творческими объединениями.
года
Посещение выставок и музеев
В
течение
года

30

Приложение 3
1 год обучения
План работы с родителями (законными представителями)
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогом для
создания благоприятной среды в детском коллективе.
Задачи:
1.установить доверительные и доброжелательные отношения между родителями, детьми
и педагогом;
2.проводить просветительскую и консультационную деятельность для родителей;
3.привлекать их к организации работы объединения.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Выступления на родительских собраниях школ
В течение года
презентация программы «Палитра»
2.
Организация совместных праздников: ко Дню
Ноябрь
матери и Дню семьи.
3.
Оформление выставок и проведение концертов
По итогам года
4.
Проведение открытых мероприятий
2 раза в год
5.
Оформление информационного стенда для
В течение года
родителей
6.
Привлечение родителей к организации экскурсий,
В течение года
выполнению проектных работ
7.
Проведение родительских собраний в объединении. Сентябрь
Темы:
Сентябрь
- Правила приёма в объединение
Ноябрь
-Если ваш ребёнок одарённый
Апрель
-Информационная опасность
-Зависимость от виртуального мира
8.
Беседы, встречи, консультации (индивидуальные,
В течение года
групповые, коллективные) по инициативе
педагогов или родителей
9.
День открытых дверей
Март
10.
Анкетирование родителей
Декабрь
Май

2 год обучения
План работы с родителями (законными представителями)
Цель: объединение усилий семьи и педагога для решения образовательных и
воспитательных задач.
Задачи:
1.установить доверительные и доброжелательные отношения между родителями, детьми
и педагогом;
2.проводить просветительскую и консультационную деятельность для родителей;
3.привлекать их к организации работы объединения;
4.изучить мнение семей учащихся об уровне образовательных и воспитательных услуг.
№
Мероприятия
Сроки
1.
Выступления на родительских собраниях школ
В течение года
презентация программы «Палитра»
2.
Организация совместных праздников.
В течение года
3.
Оформление выставок.
По итогам года
4.
Проведение открытых мероприятий
2 раза в год
31

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.

Оформление информационного стенда для
родителей
Привлечение родителей к организации экскурсий,
выполнению проектных работ
Проведение родительских собраний в объединении.
Темы:
- Правила приёма в объединение
- Формирование мотивации достижения.
-Информационная опасность
- Воспитание навыков и привычек культурного
поведения.
Участие родителей в родительской конференции
Беседы, встречи, консультации (индивидуальные,
групповые, коллективные) по инициативе
педагогов или родителей
День открытых дверей
Анкетирование родителей

В течение года
В течение года
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Апрель

В течение года
В течение года
Март
Декабрь
Май

Приложение 4
1 год обучения
Текущий контроль
Ответь на вопросы:
1.
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
фиолетовый цвет? зелёный цвет?
2.
Какие цвета относятся к тёплой гамме?
3.
Какие цвета относятся к холодной гамме?
4.
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную
форму?
5.
Какие геометрические фигуры ты знаешь?
6.
С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных
частей)?
7.
Что такое орнамент?
Текущий контроль по теме «Изобразительное искусство»
1.
Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт)
2.
Чем отличается эскиз от композиции?
3.
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось
грустное настроение?
4.
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось
весёлое настроение?
5.
Какие линии используются в рисунке?
32

6.
Чем отличается плоская аппликация от объёмной?
7.
Что такое линия горизонта?
8.
Чем отличаются акварельные краски от гуаши?
9.
Какие объёмные формы ты знаешь?
10.Какие цвета являются контрастными?
Промежуточная аттестация
Теоретическая часть
Какие из перечисленных цветов относятся к холодной цветовой

1.
гамме?
1) синий 2) желтый 3) красный 4) зеленый 5) сиреневый 6) голубой
7) охра
2.

Какие цвета относятся к ахроматическим?
1)
синий
желтый

красный
2) зеленый
3) фиолетовый
4) белый
серый
оранжевый
серый
черный
зеленый
черный

3.
Как называется жанр, изображающий животных?
1).животноводческий 2).бытовой 3).анималистический
4).хозяйственный
4.

Как называется жанр, изображающий различные предметы быта?
1)
пейзаж 2) предметный 3) портрет 4) Натюрморт

5.
себя?

Как называется картина, на которой художник изображает самого

1)
портрет 2) самопортрет
зеркалопортрет
6.

3) автопортрет

4)

Какие из перечисленных цветов считаются основными?

1)
зеленый 2) синий 3) черный 4) розовый 5) фиолетовый 6)
желтый 7) оранжевый 8) белый 9) коричневый 10) красный 11) охра 12)
голубой
7.
Как называется жанр изобразительного искусства, показывающий
красоту окружающей природы?
1)
натюрморт
анималистический жанр

2) портрет

33

3) пейзаж

4)

8.
Как называется техника работы с красками, при которой с листа,
на котором нанесена краска, делается отпечаток на чистый лист бумаги, при
этом получаются красивые изображения с разводами?
1) слепок 2) отпечаток 3) переводка 3) монотипия
4) граттаж
9.
Как называются краски, требующие для работы большое
количество воды?
1)
акварель
10.
краски?

гуашь

2) темпера

3) масляные

4) акриловые

5)

Как называется инструмент художника, на котором он смешивает
1)

доска

2) бумага

3) палитра

4) этюдник

Правильные ответы
1.

1,4,5,6 2. 4 3. 3

4. 4 5. 3 6. 2,6,10 7. 3 8.3 9. 5 10. 3

За каждый правильный ответ – 2 балла.
Критерии оценивания:
Высокий – 15-20 баллов
Средний –9-14 баллов
Низкий – менее 8 баллов
II. Практический материал. Выполнение композиции в технике по
выбору учащихся.
Критерии оценивания:
1.
Умение найти композиционное решение, соответствующее
заданной теме.
2.
Умение пользоваться художественными материалами и
инструментами.
3.
Самостоятельное выполнение задания.
4.
Умение при необходимости работать с аналогами.
5.
Владение основными техниками изобразительного искусства
(живопись, графика).
6.
Умение пользоваться палитрой при работе в технике живописи.
7.
Грамотное использование графических материалов (нанесение
штриховки, растушевки, линии).
8.
Умение работать по предварительному эскизу.
9.
Пользуется основными знаниями по цветоведению в процессе
создания работы.
10. Качество выполненной работы, аккуратность, эстетичность.
34

Высокий (отлично) - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком качественном уровне, его работа отличается самостоятельностью
композиционного и цветового решения, правильным техническим
исполнением, творческим подходом.
Средний (удовлетворительно) - учащийся справляется с поставленными
перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа
выполнена, но есть незначительные ошибки.
Низкий (неудовлетворительно) - работа выполнена со значительными
нарушениями основных закономерностей и правил композиции, технически
неправильно.
2 год обучения
Текущий контроль
1. Продолжи фразу.
Живописец – художник, который «пишет ___________».
2.Чем отличается гуашь от акварельных красок? Соедини при помощи
стрелок правильное соотношение.
Акварель Плотная непрозрачная краска.
Гуашь Прозрачная яркая краска, хорошо растворяется в воде.
3. Вставь нужные слова в предложения.
Холодные цвета передают__________ настроение.
Тёплые цвета передают ________ настроение.
4. Как расположить альбомный лист: по горизонтали или по вертикали?
Если рисуешь пейзаж «Берёза»? _______________________
Если рисуешь композицию «Праздничный город»_______________________
5. Как изобразить удалённость предметов на рисунке? Соедини при помощи
стрелок правильное соотношение.
Ближе
Меньше
Дальше Больше
6. Продолжи предложение.
Выразительными средствами живописи являются: пластика, фактура, …
1. Живописец – художник, который «пишет красками»;
2. Акварель — прозрачная яркая краска, хорошо растворяется в воде.
Гуашь - плотная непрозрачная краска.
3. Холодные цвета передают грустное настроение.
Тёплые цвета передают радостное настроение.
4. По вертикали; по горизонтали.
35

5. Ближе — больше; дальше — меньше.
6. Выразительными средствами живописи являются: пластика, фактура,
композиция, цвет.
Тематический контроль
1. Отметь изображения графики
а)
б)

в)
2. Графические изображения передают с помощью:
а) чёрного и белого цветов
б) красного и жёлтого цветов
в) синего и чёрного цветов
3. Отметь правильные варианты ответов. Графические изображения можно
выполнить:
а) только штрихами и точками
б) сочетая пятна и линии
в) мазками
4. Продолжи высказывание:
К выразительным средствам графики относятся точка, штрих, _______ и
_________.
Правильные ответы: тест: 1-в; 2-а; 3-а, б; 4-пятно и линия.
Промежуточная аттестация
1. Какая группа цветов основная:
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
в) оранжевый, фиолетовый, голубой
2. Перечисли:
тёплые
цвета____________________________________________________
3. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
4. Что такое цветовой круг?
а) расположение цветов по порядку
36

б) размещение кисточек
в) смешение красок
5. Как называется картина, на которой изображается природа?
а) натюрморт
б) пейзаж
6. Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?
а) натюрморт
б) портрет
7. Изображение лица человека это – ______________________
8. Найди соответствие. Соедини:
1. Изображение человека
а. Архитектура
2. Изображение природы
б. Натюрморт
3. Проекты зданий
в. Портрет
4. Изображение «неживой природы»
г. Пейзаж
5.Лепка человека и животных
д. Скульптура
9. Подчеркните музеи изобразительного искусства:
а) Эрмитаж б) Цирк в)Третьяковская галерея г) Кинотеатр д)Русский
музей
10. Объёмное изображение, существующее в реальном пространстве
называется:
а) графика
б) скульптура
в)живопись
Правильные ответы:
1-б; 2-красный, оранжевый, желтый, коричневый; 3-б; 4-а; 5-б; 6-а;
7-портрет; 8-1в, 2г,3 а, 4б, 5д; 9-а, в, д.
II. Практический материал. Выполнение композиции в технике витраж.
Критерии оценивания:
1.
Умение найти композиционное решение, соответствующее
заданной теме.
2.
Умение пользоваться художественными материалами и
инструментами.
3.
Самостоятельное выполнение задания.
4.
Умение при необходимости работать с аналогами.
5.
Владение основными техниками изобразительного искусства
(витраж).
6.
Умение пользоваться палитрой при работе.
7.
Пользуется основными знаниями по цветоведению в процессе
создания работы.
8. Качество выполненной работы, аккуратность, эстетичность.
Высокий - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком
качественном уровне, его работа отличается самостоятельностью
37

композиционного и цветового решения, правильным техническим
исполнением, творческим подходом.
Средний - учащийся справляется с поставленными перед ним задачами,
но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Низкий - работа выполнена со значительными нарушениями основных
закономерностей и правил композиции, технически неправильно.
Критерии оценивания работы учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы
над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения
отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения
проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,
письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Мониторинг личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной
общеразвивающей программе
Дополнительная образовательная
программа_____________________
Год обучения_________________ № группы______________
Педагог_________________________________ Учебный год
№
Ф.И.
ученика

Личностные результатов обучения
уважение к доброжелательн самостоятельн
культурному ость чуткость по ость,
наследию
отношению
к ответственност
народа коми окружающим
ь
в
деятельности
38

позиция
активного
деятеля

индивидуа
льные
творчески
е
способнос
ти

Признаки проявления метапредметных результатов:
3б – проявляется ярко; 2 б. – проявляется достаточно; 1б. – слабо
проявляется; 0б. – не проявляется
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№
п/п

ФИО

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение
Умение
Умение
слушать
и общаться делиться
слышать
с детьми своим
педагога
и
с мнением
педагогом

Умение
Умение
Умен
стремитьс контролиро ие
я к победе вать
и польз
оценивать
овать
свою
ся
деятельнос допол
ть.
нител
ьной
инфо
рмац
ией

1.
2.

Оценка метапредметных результатов:
В – умение проявляется во всех видах деятельности;
С – умение проявляется частично;
Н – умение не проявляется.
Лист самооценки проектно-исследовательской работы
Ф.И.
ученика(цы)_______________________________________________________
_______
Критерий
Самостоятель
ное
приобретение
знаний
и
решение
проблем

Уровень

Самооценк
а
1) 0 баллов, если проблема в работе не поставлена или не
0
продемонстрировано умение находить пути ее решения.
2) 1 балл, если проблема и пути ее решения определены с
1
помощью руководителя
3)
2
балла, если
ты
самостоятельно
2
определил проблему, этапы решения; продемонстрировал
способность приобретать новые знания или осваивать
новые способы действий.
4) 3 балла, если работа в целом свидетельствует о твоей
3
способности самостоятельно ставить проблему и находить
пути ее решения; в работе ты продемонстрировал свободное
владение логическими операциями (сравнение, анализ,
39

синтез, обобщение), навыками критического мышления,
умение самостоятельно мыслить, делать выводы и
умозаключения.
Познавательн 1) 0 баллов, если при защите работы ты не
продемонстрировал понимание содержания выполненной
ые действия
работы или в работе и в ответах на вопросы по содержанию
работы были грубые ошибки.
2)
1
балл, если
при
защите
работы
ты
продемонстрировал понимание содержания выполненной
работы. В работе и в ответах на вопросы по
содержанию отсутствовали грубые ошибки (чтение с листа).
3)
2
балла, если
при
защите
ты
продемонстрировал свободное владение содержанием, но
имеются незначительные ошибки (рассказ с обращение к
тексту).
4) 3 балла, если ты продемонстрировал свободное владение
содержанием (рассказ без обращения к тексту). Ошибки
отсутствуют. Высокое качество наглядности (презентации).
Целеполагани 1) 0 баллов, если не продемонстрированы навыки
планирования работы. Работа не доведена до конца, все этапы
е
выполнялись под контролем руководителя.
2) 1 балл, если ты продемонстрировал навыки определения
темы и планирования этапов работы, определил цель и
задачи. Работа доведена до конца, но определенные этапы
выполнялись только под контролем и при поддержки
руководителя.
3) 2 балла, если работа тщательно спланирована и
выполнена
в
соответствии
поставленных
задач,
этапов самостоятельно, но у тебя возникали
трудности хода собственной деятельности, поэтому ты
обращался за помощью к руководителю.
4) 3 балла, если ты работа тщательно спланирована
и
реализована
в
соответствии
поставленных
задач, этапов самостоятельно. Контроль и коррекция хода
работы осуществлялась самостоятельно.
Коммуникати 1) 0 баллов, если ты не продемонстрировал навыки
вные навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а
также подготовки презентации и затруднялся отвечать на
и умения
вопросы.
2) 1 балл, если ты не продемонстрировал навыки
оформления проектной работы и пояснительной записки, а
также подготовки презентации;
отвечал на вопросы
неполными ответами, плохо ориентировался в специальной
терминологии по теме проекта. При защите
не
соблюдал регламент.
3) 2 балла, если тема ясно определена. Текст хорошо
структурирован. Отвечал на вопросы уверенно и четко,
но продемонстрировал недостаточный уровень наглядности
(качество презентации).
4) 3 балла, если тема ясно определена и пояснена. Все мысли
выражал четко, логично, последовательно, аргументированно.
Работа вызвала практический интерес. Ты свободно отвечал
40

0

1

2

3

0
1
2
3

0
1
2
3

на вопросы и владел вниманием аудитории, умел отстаивать
свою точку зрения. Продемонстрировал высокий уровень
презентации
и
умение
использовать
различные
средства наглядности при выступлении.
Итог

Диагностическая карта предметных результатов обучения
по дополнительной образовательной программе «Палитра»
Критерии

Показатели

Степень выраженности

Теоретические предметные результаты
1.Теоретическ Соответствие
 практически
не
усвоил
ие знания
теоретических
теоретическое
содержание
знаний
программы;
программным
 овладел менее чем 50% объема
требованиям
знаний,
предусмотренных
программой;
 объем
усвоенных
знаний
составляет более 50%;
 освоил практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за конкретный период
2.Оперирован Осмысленность
 не употребляет специальные
ие
и правильность термины;
элементарной использования
 знает отдельные специальные
терминологие специальной
термины,
но
избегает
их
й
терминологии
употреблять;
 сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
 специальные
термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Практические предметные результаты
1.Практическ Соответствие
• не усвоил практические умения и
ие умения и практических
навыки,
предусмотренные
навыки,
умений
и программой;
предусмотрен навыков
• овладел менее чем 50%умений,
ные
программным
предусмотренных программой;
программой
требованиям
• объем
усвоенных
умений
составляет более 50%;
• освоил весь объем умений,
предусмотренных программой за
конкретный период
2.Владение
Отсутствие
 практически
не
владеет
специальным затруднений в специальным оборудованием и
оборудование использовании
оснащением;
м
и специального
 овладел
специальным
оснащением
оборудования и оборудованием и оснащением
оснащения
менее чем на 50%;
41

Уро
вень

Методы
диагностик
и

В
С
Н

Наблюдени
е
Тестирован
ие
Контрольн
ые задания

В
С
Н

В
С
Н

Наблюдени
е
Контрольн
ые задания

В
С
Н

Наблюдени
е
Контрольн
ые задания

2.3.Творчески
е
навыки
(творческое
отношение к
делу и умение
воплотить его
в
готовом
продукте

Креативность
выполнении
заданий

 овладение
специальным
оборудованием и оснащением
составляет более 50%;
 овладел,
специальным
оборудованием и оснащением,
предусмотренным программой
за конкретный период
в  начальный
(элементарный)
уровень развития креативности
(ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога);
 репродуктивный
уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
 творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества).

В
С
Н

Наблюдени
е
Контрольн
ые задания

Уровни достижения планируемых результатов:
С – средний уровень; В – высокий уровень; Н - низкий
Критерии оценки теоретических знаний
Уровни
Высокий

Средний
Низкий

Критерии
Самостоятельное применение знаний в практической деятельности;
выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера.
Проявление познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету,
новым технологиям, образным решениям.
Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное
выполнение заданий с элементами творческого характера. Проявление
познавательного интереса к изучаемому предмету, новым технологиям.
Недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической
деятельности; выполнение только заданных заданий. Пассивность,
созерцательный познавательный интерес к изучаемому предмету;
отсутствие стремления выполнять более сложное задание.

Оценка сформированности метапредметных результатов:
Уровень
Низкий

Средний

Сформированные способы деятельности
общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;
знание того, где основная информация может находиться; «узнавание» новой
проблемы, возникшей в знакомой ситуации; ожидание любой помощи,
пассивность;
умение искать недостающую информацию для решения поставленной
проблемы в различных источниках и работать с нею; попытка переноса
имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;
готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной
42

деятельности; минимальная помощь извне.

Высокий

умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска
решения; умение проектировать сложные процессы; умелый перенос
имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую
ситуацию; умение принять разумный совет; оказание помощи другим
участникам совместной деятельности;

Критерии оценки рисунка
Содержание рисунка
Особенности изображения

Проявление творчества в рисунке:

Проявление самостоятельности
Отношение к процессу и результату
рисования:








Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции строения предмета
Композиция
Передача движений
Цвет

Замысел
Выразительные средства
ритм, композиция).



(цвет,

форма,

Эмоциональная окрашенность
Отношение к готовому рисунку
Умение назвать и озвучить его
Увлеченность процессом рисования.

1.
2.
3.
4.

43

Приложение 4
Диагностическая карта
программе «Палитра»
№ п/п

ФИО

метапредметных результатов обучения по дополнительной образовательной

Метапредметные результаты
готовность
готовность
к умение
выступать
отстаивать
самостоятельной
устно и письменно о
национальные
познавательной
результатах своего
ценности
деятельности
исследования
с
применением
презентации

1.
2.
3.

Оценка метапредметных результатов:
В — умение проявляется во всех видах деятельности;
С — умение проявляется частично;
Н — умение не проявляется.

44

умение
применять
полученные
знания
на
практике

усвоение
способов
приобретения
знаний
из
различных
источников
информации

умение планировать
учебное
сотрудничество со
сверстниками,
работать в команде

Приложение 5
Календарно-тематическое планирование
№ пп

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Дата
Раздел
проведен программы
ия (число,
месяц,
год)
2.09.21
Изобразительное
искусство
5.09.21
9.09.21
12.09.21
16.09.21
19.09.21
23.09.21
26.09.21
30.09.21
3.10.21,
10.10.21
14.10.21
17.10.21
21.10.21
24.10.21
28.10.21 –
7.11.21
11.11.21,
14.11.21
18.11.21
21.11.21
25.11.21
28.11.21
2.12.21
5.12.21
9.12.21
12.12.21
16.12.21
19.12.21,
23.12.21
26.12.21,
30.12.21
9.01.22,
13.01.22
16.01.22
20.01.22
23.01.22
27.01.22
30.01.22
9.01.22
Декоративное

Тема занятия

Всего колво
часов

Организационное занятие

2

"Цветовой круг"
"Дружба"
"Метель"
"Африка"
"Радуга"
"Фрукты".
"Завтрак"
"Букет для мамы"
"Бабочка"
"Барашек"
"Тюльпаны"
"Кошки"
"Белый медведь"
"Город"

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

"Мастерская Деда Мороза".

6

"Волшебные поляны"
"Черепашки в пустыне"
"Жучок"
"Стрекоза"
"Цветущий луг"
"Лиственные деревья"
"Хвойные деревья"
"Лесной пейзаж".
"Человек и его профессия"
"Деревенский пейзаж"
"Городской пейзаж"

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

"Космическое путешествие"

4

"Мамин портрет"

4

"Птица"

4

"Моя собачка"
"Ёжик в норке"
"Заяц"
"Белочка"
"Лиса".
Упражнение "Укрась жучка"

2
2
2
2
2
2

45

рисование
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

58.
59.
60.

20.01.22
23.01.22
27.01.22
30.01.22
3.02.22
6.02.22
10.02.22
13.02.22
17.02.22
20.02.22
24.02.22 2.03.22
5.03.22
9.03.22,
12.03.22
16.03.22
19.03.22
23.03.22
30.03.22
2.04.22
9.04.22
13.04.22
20.04.22
23.04.22
27.04.22
7.05.22
14.05.22
25.05.22

61.

18.05.22

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

"Подсолнухи"
"Хамелеон"
"Коврики"
"Цветочные гирлянды".
"Сказочные кони"
"Образ Весны"
"Морской конек"
"Жираф"
"Золотая рыбка"
"Фантастическое животное"
"Вода ошибок не прощает"

4
2
2
2
2
2
2
2
2
2

"Карнавальная сказка"
"Радость творчества"

2

"Портрет защитника"
"Ёма-баба" (Баба-яга)

2

6

4

4

«Яг-Морт» (Леший)
"Водяной"
"Вода ошибок не прощает"
"Пейзаж с домиком"
"Сова"
Самостоятельная Пейзаж
работа
Животные
Натюрморт
Экскурсии в
Экскурсии в музеи и на выставки
музеи и на
выставки
Промежуточная Промежуточная аттестация
аттестация

2
2
2
2
2
4
2
2
2

2

2 год обучения
№ пп

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Дата
Раздел
проведен программы
ия (число,
месяц,
год)
4.09.21
Изобразительное
искусство
7.09.21
11.09. 21
14.09.21
18.09.21
21.09.21
25.09.21
2.10.21
5.10.21

Тема занятия

Всего колво
часов

Организационное занятие

2

"Осень"
"Ежик"
"Звёздная точь"
"Фрукты"
"Перо Жар-птицы"
"Рыбка"
"Стрекоза"
"Сорока"

2
2
2
2
2
2
2
2

46

10.
11.
12.
13.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

9.10.21
12.10.21
16.10.21
26.10.21 2.11.21
9.11.21
13.11.21
16.11.21
20.11.21
23.11.21
27.11.21
30.11.21
4.12.21
7.12.21
11.12.21
14.12.21
18.12.21,
21.12.21
28.12.21
11.01.22
15.01.22
18.01.22
22.01.22,
29.01.22
1.02.22

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

03.02.22
5.02.22
8.02.22
14.02.22
12.02.22
15.02.22
19.02.22
22.02.22
26.02.22
29.02.22
4.03.22
7.03.22
11.03.22
14.03.22
18.03.22
25.03.22
28.03.22
1.04.22
4.04.22
8.04.22
11.04.22
15.04.22
18.04.22
22.04.22

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.21.
22.
23.
24.
25.
26.

"Семейство пингвинов"
"Кошки"
"В лесу"

Декоративное
рисование

2
2
2
6

"Мастерская Деда Мороза"
"Черепашка"
"Павлин"
"Паучок на паутине"
"Лесные зарисовки"
"Деревья"
"Лесной пейзаж"
"Городской пейзаж"
"Деревенский пейзаж"
"Яблоки"
"Чаепитие".
"Птица"
"Космос"

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4

"Мой питомец"
"Заяц"
"Белочка"
"Лиса"
"Мамин портрет"
"Папа"
"Моя семья"

2
2
2
2
4
4
2

"Профессии"
"Дремучий лес"
"Матрешка"
"Волшебные поляны"
"Черепашки в пустыне"
"Бусы"
"Цветочные гирлянды"
"Кот на крыше"
"Аквариум"
"Сказочный лес"
"Вода ошибок не прощает"
"В мире театра"
"Синички"
"Закат на море"
"Подводные обитатели"
"Колобок"
"Сказка об умном мышонке"
"Теремок"
"Пушистые животные"
"Радость творчества"
"Праздник победы"
"Птица филин"
"Баба-Яга"
"Мой любимый сказочный

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2

47

58.
59.
60.
61.

25.04.22
29.04.22
2.05.22
6.05.22

62.
63.
64.

13.05.22
16.05.22
20.05.22

65.

23.05.22

герой"
"Попугай"
"Цветы". Витраж.
"Сова"
Самостоятельная Пейзаж
работа
Животные
Натюрморт
Экскурсии в
Посещение художественных
музеи и на
музеев и выставок.
выставки
Промежуточная Тестирование для проверки
аттестация
теоретических знаний
обучающихся. Просмотр
учебных работ и творческих
заданий за учебный год.

48

2
2
2
4
2
2
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».