Моя палитра

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Моя палитра»

Направленность - художественная
Возраст учащихся - 11-14 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень сложности - базовый
Составитель - педагог
дополнительного образования
Унгефуг Ирина Николаевна

Сыктывкар, 2023

1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
обще-развивающая программа «Моя палитра » (далее – Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru);
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 «
О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период
до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM;
Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О
внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.

Флагманскими проектами Республики Коми являются «Доступное
дополнительное образование для детей», «Поддержка талантов», «Культура
малой

родины».

Они

направлены

на

обеспечение

современного,

содержательного и развивающего досуга для детей с возможностью для

2

дальнейшей профессиональной ориентации. Также на создание муниципальных
центров по работе с одаренными детьми в каждом муниципальном образовании
республики и на сохранение традиций и культуры своей малой Родины.
Программа «Моя палитра» способствует реализации данной стратегической
цели, так как она доступна для всех категорий детей. В программе заложены
принципы сохранения культурных традиций коми, русского и немецкого
народа. Она позволяет одаренным детям развить свои творческие навыки и
способности.
На занятиях предоставляется самостоятельность в выборе темы для
работы, в использовании художественных материалов. Данная программа
предусматривает

освоение и обучение не только различными приемами и

техниками, но и включает решение задач, направленных на создание
целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим
требованиям.
Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в
области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и
детей, как основных социальных заказчиков и потребителей предоставляемых
дополнительных образовательных услуг.
Направленность программы - художественная
Уровень - дополнительная образовательная программа.
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Тип программы – модифицированная.
Уровень сложности - базовый
Актуальность
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного

искусства

отводится

художественного

творчества

учащихся

ограниченное
через

время,

развитие

систему дополнительного

образования детей становится особенно актуальным.

3

Актуальность данной программы – применение полученных знаний и
умений в реальной жизни. Участие в различных видах деятельности помогает
реализовать личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду,
помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время
очень важным для развития современного общества является возрождение
духовности. Учащийся, создающий своими руками прекрасное, никогда не
сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Он учится видеть
то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь
окружающий мир, природу.
Программа несет также и воспитательный характер: сплоченности при
выполнении коллективных работ, составление выставок.
Актуальность обусловлена еще и тем, что в настоящие время уделяется
большой интерес к народной культуре со стороны детей и родителей, это
связано

с

самоопределением

и

осознанием

своей

национальной

принадлежности. Данная программа предоставляет такую возможность, так как
особое внимание в ней уделяется изготовлению народных коми, русских и
немецких сувениров и переработке традиционных форм и создание на их
основе новых произведений.
В программе заложены элементы сбережения здоровья обучающихся через
физкультминутки, упражнения для глаз.
Учащиеся в нашем объединении, имеют возможность продолжить обучение
декоративно-прикладному творчеству в педколледже №1 им. И.А. Куратова,
колледже искусств, в СГУ на факультете «Дизайн и прикладное творчество».
Отличительной особенностью

данной программы является – развитие

личности гражданина России через диалог культур двух стран – Российской
Федерации и Федеративной Республики Германии с учетом самобытности
Республики Коми и в связи с разработанной «Концепцией духовно нравственного воспитания и развития личности гражданина России».

4

При успешном освоении программы «Живопись», учащиеся переводятся
на программу «Моя палитра».
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ»
(школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному
искусству.

Она рассчитана на детей школьного возраста (от 10до 12 лет),

ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование
по

ИЗО,

основанное

на

преимущественном

изучении

таких

видов

изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию,
лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное
конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
В программе заложены принципы сохранения культурных традиций коми,
русского и немецкого народа. Она позволяет одаренным детям развить свои
творческие навыки и способности.
Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребёнку с
учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию.

Адресат программы:
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или
самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Состав учащихся: мальчики и девочки. Программа особенно будет интересна и
полезна тем, кто любит рисовать. Возрастная группа: с 11лет до 14лет.
Условия набора: по желанию детей. Учет индивидуальных особенностей.
Дополнительные занятия «Моя палитра» дают определенные знания и умения
на основе которых учащиеся сделает осознанный выбор будущей профессии.

5

Программа направлена на содействие социализации и интеграции детей и
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и иных), в жизнь общества.
Объем программы:
По срокам реализации: 1 год.
1 год обучения – 6 часа в неделю, всего 216 часов.
Темы учебно-тематического плана выдаются не последовательно, а в течение
всего года и объединены одной тематикой.
В группу

могут приниматься учащиеся, не занимавшиеся в

предшествующие годы, при условии, что они занимались в других
художественных объединениях и имеют соответствующий данному году
обучения уровень подготовки, определяемый

педагогом на основе итогов

мониторинга (педагогического контроля).
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения
насчитывается, как правило, 15-12 чел.
Срок освоения программы
Выполнение программы рассчитано на 1 год (216ч.). Расписание составляется в
соответствии с требованиями СанПиН. Перерыв между уроками составляет 10
минут. В актированные дни и в дни карантина для учащихся организуется
обучение в форме самостоятельной работы и повторения пройденного
материала
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога),
может

быть

организована

самостоятельная

работа

с

использованием

6

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Приложение №1).
- формы организации образовательного процесса
парная, индивидуальная;
- виды занятий
учебное

занятие,

экскурсия,

мастер-класс,

мастерская,

выполнение

самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, и другие виды учебных
занятий)
- режим занятий
Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия –
два академических часа с 10-минутным перерывом между ними. Длительность
одного академического часа составляет 40 мин., что соответствует требованиям
СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

1.2. Цель и задачи программы:
Цель: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие
эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Обучающие:


развивать творческие способности, образное мышление, фантазию,

используя игру цвета и фактуры;


обучать нестандартным приемам и решениям в реализации творческих

замыслов;


способствовать

обучению

грамотного

применения

терминов,

исполнительского

мастерства

формулирования определений и понятий;


способствовать

обучению

приёмам

различными художественными материалами и художественными техниками;

7

Развивающие:


формировать активное, заинтересованное отношение к изобразительному

искусству в окружающей жизни, чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения;


развивать организационно-управленческие умения и навыки;



развивать коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:



формировать эмоционально-ценностного отношение к окружающему

миру

через

художественное

творчество,

восприятие

духовного

опыта

человечества – как основу приобретения личностного опыта;


способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к

природе, человеку, обществу; воспитывать чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа и уважительное отношение к культуре и
искусству других народов.


Воспитывать уважение и гордость за свою Республику Коми, г.Сыктывкар
1.3. Содержание программы
Учебный план
теория

№

практика Всего

Название темы

1 Вводное занятие

часов аттестации/контроля
2

1

3

4.5

22.5

27

9

45

54

5 Декоративное рисование

3.5

17.5

21

6 Выразительные средства

5

25

30

2.5

12.5

15

2

10

12

2 Рисунок
3 Живопись

Формы

Текущий контроль

графических материалов
7 Конструирование из бумаги
8 Лепка

8

9 Изготовление сувениров

3.5

17.5

21

10 Изготовление выставочных работ

4.5

22.5

27

Промежуточная

6

0

6

аттестация

42.5

173.5

216

11 Посещение выставок
Итого

Содержание учебного плана
Вводное занятие. Введение в программу.
Знакомство. Выбор старосты, дежурного.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Расписание.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами.
Правила дорожного движения. Знакомство с художественными материалами и
оборудованием.
Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми
мелками.
Тема 1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,
спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое

занятие.

Выполнение

заданий:

"Линейная

фантазия",

"Лабиринты"
Тема 2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»:
жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника

9

пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности
работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных
материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Черепашки в пустыне".
Тема 3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их
плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение
пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент,
наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек,
сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью
(четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Танец бабочек", "Монотипия
пейзажная" Тема 4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое

занятие.

Задания-игры:

"Дорисуй

чудо-юдо"

Тема 5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая
талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные
природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой
различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Дары осени", "Лесной
хоровод".
Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление

10

художника и волшебника в древние времена.
Тема 1. Свойства красок.
Особенности

гуаши:

плотность,

густая

консистенция,

возможность

использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания,
возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, "нежность". Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге
(вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: "Танец
дружных красок", "Витражные окошки"
Тема 2. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений
(гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и
холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности
холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных
цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память "Холод – тепло", "Золотая рыбка", "Морской пейзаж",
"Зимний лес".
Тема 3. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте).
Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической
палитры и деление цветов от светло - серого до чёрного. Понятие возможной
перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе –

11

темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Кошка у окошка", "Туман".
Тема 4. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета отсерого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения
в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения

при

добавлении

чёрной

краски

цвета

(тяжесть,

тревожность,

загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Воздушные замки"
Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного
возраста.

Декоративное

рисование

и

возможности

развития

абстрактного

мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных

форм.

Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной
фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с
дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания "Образ из пятна".
Тема 4.2. Стилизация.

12

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности
художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное
мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования.
Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка,
дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Древо жизни", "Сказочные
кони".
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных
для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек:
"Пёстрая черепашка".
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и
создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Чудо-Матрешка"
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника.
Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер
сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: "В гостях у Коми сказки"
Конструирование из бумаги.

13

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные
способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация.Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков
для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Лоскутный коврик"
Тема 2 Смешанная техника (скручивание,складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей,
прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов
бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание,
резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение задания: "Дизайн из бумаги"
Выразительные средства графических материалов
Разнообразие

выразительных

средств

графических

материалов.

Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые
и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков
цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Цветы"
Тема 2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и
тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких).
Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа

14

пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого»
пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: "В траве", "Узорчатые змейки"
Тема 3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж –
процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование
различными

видами

фломастеров

(тонкими

и

широкими,

цветными

и

монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: "Пасхальная композиция",
"Космос".
Лепка
Технические приёмы лепки из глины и солёного теста. Особенности материала.
Глинянная народная игрушка. Сувениры мз солёного теста.
Цветовая гамма , элементы росписи.
Практическое занятие.
Техника закручивания , вытягивания и формирование изделия из глины "Птица"
(дымковская игрушка), , "Пасхальный зайчик" (нем.) , сувениры .
Изделия из солёного теста: "Сувенир" (нем.).
Изготовление сувениров и открыток.
Виды открыток. Работа с интернет ресурсами.
Практическое занятие.
Самостоятельное составление эскиза. Применение разных технических приемов
при работе с бумагой.
Посещение выставок.
Знакомство с творчеством других. Обмен мнениями

15

1.4. Планируемые результаты программы:
Предметные результаты:
 развиты творческих способностей, образное мышление, фантазия
 умеют принимать нестандартные решения и применять их в реализации
творческих замыслов;


грамотное применяют термины, формулирования определений и понятий;

 знают жанры изобразительного искусства;
 знают и применяют в работе различных художественных материалов и техник
изобразительной деятельности;
Метапредметные результаты:
 развито внимание, память, фантазия, воображение;
 сформировано организационно-управленческие умения и навыки (планировать
свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в
порядке своё рабочее место);
 развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать
конфликтные ситуации).
Личностные результаты:
 сформировано эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –
как основу приобретения личностного опыта;
 испытывают чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа и
уважительно относятся к культуре и искусству других народов нашей страны.
 уважительно и с чувством гордости относятся к своей Республике Коми,
г.Сыктывкару.
Формы диагностики: творческие выставки,
педагогическое наблюдение, викторины.

тесты,

собеседование,

16

Критерии эффективности
Критериями

эффективности

учебной

работы

являются

требования

к

результатам освоения программы по изобразительному искусству: личностные,
метапредметные и предметные достижения ребенка.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: хорошо освещённый кабинет,
учебные стулья и столы, доска учебная, компьютер, проектор.
Учебно-практическое

оборудование: краски акварельные, краски

гуашевые, кисти, емкость для воды, палитра, тушь, перо, гелевые ручки,
капиллярные ручки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, бумага
для рисования, бумага цветная, картон цветной, клей, ножницы, глина, стеки,
дощечки.
2.2Информационно-методическое обеспечение.
Журналы, книги, дидактический материал, наглядные пособия, чертежи,
репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые изделия, видео,
фото, работа с интернетом.
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических
вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о
видах,

направлениях,

стилях

дизайна,

о

законах

художественного

конструирования, правилах проектирования, правилах построения и текущий
инструктаж.

17

Практической работе отводится большая часть учебного времени.
Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении
учебной работы учащиеся изучают технологические процессы изготовления
деталей,

творческих

предусматривается

работ.

развитие

При

выполнении

индивидуальных

проектных

способностей

работ

каждого

в

художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд
заданий,

способы

изготовления

изделий,

которые

направляют

работу

обучаемого в нужное русло, но при выполнении каждого задания учащийся
свободен.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения
новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и
монотонность

учебного

процесса,

создаст

условия

для

смены

видов

деятельности учащихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей
урока, уровня подготовленности учащихся, возможности удовлетворения их
образовательных запросов, возрастной категории учащихся.
педагогические технологии:
-информационно-коммуникационные технологии;
- проблемно-диалогическое обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- технология работы с группой;
- педагогика сотрудничества;
- метод проектов.
Программа построена по принципу наглядности, системности,
последовательности и доступности. В рамках дополнительной образовательной

18

программы используется информационно – коммуникационная технология,
как основная и проектная технология, как дополнительная.
Преимущества использования информационно – компьютерных
технологий в преподавании декоративно-прикладного творчества очевидны:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов,
фотографий, слайдов;
- широко использовать показ материалов по художественному творчеству;
- “посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические
производства; · готовить презентационные доклады;
- активизировать учебный процесс.
1.

Информационно – коммуникационная технология

Широкое

использование

ИКТ

открывает

для

учащихся

новые

возможности, а также в значительной степени облегчают работу,
повышающую эффективность обучения, позволяют улучшить качество.
Поиск материала в интернете для проектных работ, городских,
республиканских и российских выставок.
2.

Здоровьесберегающие технология

Обеспечение учащемуся возможности сохранения здоровья за период
обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков
по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной

жизни

(разминки,

тренировки

глаз).

Формируется

мотивация на ведение здорового образа жизни.
3. Групповые технологии
Откровенность друг

другом. Нацеленность на решение поставленных

целей и задач путем сотрудничества и общения. Максимальное
использование

способностей

всех

членов

группы.

Готовность

к

самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к

19

новому. Равная ответственность за проделанную работу. Например:
работа над дизайном кабинета, в группе из 3-5человек.
4. Проблемные технологии
Создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате
чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Работы,
созданные для выставки.
5.

Проектная технология

Повышение

мотивации

повышение

качества

в

получении

обучения;

дополнительных

необходимость

знаний

сделать

и

ученика

субъектом обучения и собственного развития; активная основа обучения
по этой технологии соответствует личным интересам учащегося.
6.

Педагогика сотрудничества

В настоящее время данная технология возвращается в образовательные
учреждения в виде волонтерской деятельности. Педагоги с учащимися
стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их
помощи. Изготовление открыток для ветеранов.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные
консультации, беседы (см. Приложение №4).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Обучение по программе предусматривает различные виды контроля
результатов обучения:
1. Текущий контроль, который осуществляется педагогом, предполагает
совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное
обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет

20

воспитанникам оценивать не только чужие работы, но и свои. Текущий
контроль в форме практической работы.
2. Промежуточная аттестация - выполняет этапное подведение итогов за
пройденный раздел после прохождения тем в форме теста.
В конце второго полугодия проводится тестирование учащихся, проверка
уровня знаний по освоению программы:
высокий, средний, низкий.
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

№

Предмет
оценивания

Формы и Характеристика Показатели Критерии оценивания Виды
методы
оценочных
оценивания
аттестац
оценивания
материалов
ии

1. Своеобразие и
Творческая
выразительность
работа
на
Коми творчества
в рисунке.
тему
«В
гостях
Коми
сказки"

у

Критерии
оценивания
творческой
работы

Уровень
Высокий уровень:
живописных
9-10 баллов
навыков
Хорошо выражено

Текущий
контроль
(октябрь)

своеобразие и
выразительность Коми
творчества в рисунке.
Хорошее знание Коми
костюма.
Средний уровень:
5-8 баллов
Учащийся с помощью
педагога сделал выбор
в технике рисования и
составление рисунка
Композиционный центр
слабо

выделен

размером,

цветом,

светом,
расположением,
контрастом
Низкий уровень:

21

№

Предмет
оценивания

Формы и Характеристика Показатели Критерии оценивания Виды
методы
оценочных
оценивания
аттестац
оценивания
материалов
ии
4 баллов
Недостаточно
выражено своеобразие
и выразительность
Коми творчества в
рисунке.
Недостаточное знание
Коми костюма.

2.

Определить
уровень знаний о
видах и жанрах
изобразительного
искусства,
цветоведения

Формы

Итоговый
тест

Краткое
Уровень
описание теста теоретических
знаний

диагностики:

творческие

выставки,

9-10 баллов
Промежу
Ответили на 9-10
точная
вопросов из 10
аттестаци
вопросов
я
Средний уровень:
(май)
5-8 баллов
Ответили на 5-8
вопросов из 10
Низкий уровень:
4 баллов
Ответили на 4 вопроса
из 10

тесты,

педагогическое

наблюдение, викторины, кроссворды.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- отчёты результатов конкурсов и мероприятий;
- бланки фиксации результатов диагностик;
- диагностические карты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- грамоты и дипломы;

22

- бланки ответов;
- фотоотчёты;
- видеоматериалы;
-творческие выставки
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или
инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одной работы двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление работы одним участником.
Способы оценки результатов учебной деятельности:
1. награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
2. отбор лучших работ учащихся для представления их в муниципальных
региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.
2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
-

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH

23

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный
ресурс].

–

Режим

доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении

Порядка

деятельности

по

организации

дополнительным

и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/RE9tR

24

- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».

Литература, используемая педагогом:
1. Воловик А.Ф. Всё о рисовании.-М.:ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2010-176с. ил.
2. Гусева И.В. Солёное тесто: Лепка и роспись.-СПб.:Издательский дом
«Литера»,2015-96с.ил.-(Серия «Детское творчество).
3.Даглдиян, К. Т. Декоративная композиция / Даглдиян К. Т. [Текст]: Учебное
пособие / под ред. Даглдиян К. Т.-Ростов-на-Дону - Феникс, 2010.-312с.
4. Кол, М., Сольга, К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / Кол, М.,
Сольга, К. ; пер. с англ. Гендель, Е. Г. [Текст]: Книга для широкого круга
читателей / под ред. Фоминой А. Б.-Минск – «Попурри», 2009.-256с.
5. Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы
объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001. с.144
6. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебников. Корпорация «Федоров» Издательство
«Учебная литература», 2013.-96с. ил.
7. Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое
пособие для учителя.– М.: ВЛАДОС, 2006 ,Страниц: 96

25

8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
9. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, –
М.:«Просвещение», 2010 год
10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса-2-е изд.,
исправленное.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная
литература», 2014.-120с ил.
11. Рубцова Е.С. Фантазии из глины\ Елена Рубцова.- М.: Эскимо, 2017- 67с.
ил.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика.
Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 2000 — 512с.
Литература для учащихся:
1. Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2010.
2. Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола21 век, 20018 — 96с.
3. Рубцова Е.С. Фантазии из глины/ Елена Рубцова -М.Эскимо,2017 -64с.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи /
Сокольникова Н. М. [Текст]: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4ч. Ч2
/ под ред. Денисова В. С.-Обнинск - Титул, 2015.-80с.
Интернет-ресурсы для учащихся:
http://urokitvorchectva.ru/
https://www.dariart.info/
Виртуальное музейное путешествие по дому карельского крестьянина.
[Эл.ресурс]. - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru свободный. (Дата обр.:
12.03.2021).
Основы колористики. [Эл.ресурс].- Режим доступа:
http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0200.shtml, свободный. (Дата обр.: 12.03.2021).
Инструкции по технике безопасности:
1. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном
компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение. Электрический
разряд.
2. Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами:
красками, кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
3. Антитеррористическая безопасность

26

4. Противопожарная безопасность
5. Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
6. Правила поведения на улице и ПДД
7. Правила поведения на экскурсии

27

Приложения.

Приложение1
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога),
может быть организована самостоятельная работа с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Задания для самостоятельной работы на 1 год обучения
№ Раздел учебного
п/п плана

Задания для самостоятельной работы с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий

«Царство
осеннего леса»

https://www.youtube.com/watch?v=n6lljJ52_mg&list=PLB3s01ry0In
euBFz28-Fz_yxEJRJplxpk&index=4&ab_channel

1

«Дары осени»

https://www.youtube.com/watch?v=Bw7wtHRsFYo&ab_channel=Eri
chKrause

2

Осенний
натюрморт

https://www.youtube.com/watch?v=aauBRKZ5_qM&ab_channel

3

Изготовление
открыток к Дню
учителя и День
пожилого
человека

https://www.youtube.com/watch?v=EvRWUU0rzsM&ab_channel=L
enaKreativ

4

“В гостях у Коми https://www.youtube.com/watch?v=DyX4ELjp4w8&ab_channel
сказки” иллюстрирование
любимой
сказки.(РНК)
(3часа)

5

“В гостях у Коми https://www.youtube.com/watch?v=DyX4ELjp4w8&ab_channel
сказки” иллюстрирование
любимой
сказки.(РНК)
(3часа)

6

“Город мастеров” https://www.youtube.com/watch?v=NIhjy-xWy6k&ab_channel

28

- работа в
технике граттаж.
(нем.)"Пестрая
черепашка"
7

Собака-друг
человека

https://www.youtube.com/watch?v=C4P44oqWvtA&t=43s&ab_chan
nel

8

Женский портрет https://www.youtube.com/watch?v=m3LwOX3tbXk&ab_channel

9

Сувенироткрытка на
Новый год

https://www.youtube.com/watch?v=1_gpEQqr5Es&ab_channel

10 “Монотипия
https://www.youtube.com/watch?v=3D97ggcAmlw&ab_channel
пейзажная” –
нетрадиционная
техника
рисования.
"Образ из пятна"
11 Пейзаж

https://www.youtube.com/watch?v=rzs_5Y1mUcI&ab_channel

12 Ритм и движение. https://www.youtube.com/watch?v=6eY0Yka56LU&ab_channel
"Танец бабочек"
13 Композиционный https://www.youtube.com/watch?v=7RsE0kDvcRg&ab_channel
центр
14 Витражные
окошки

https://www.youtube.com/watch?v=_Q3U9sf6f8Y&ab_channel

15 Рисование по сырому.
Пейзаж.(РНК)

https://www.youtube.com/watch?v=Ju38etgUo4g&ab_channel

16 Открытка на
9мая

https://www.youtube.com/watch?v=nRN4LgPJv80&ab_channel

29

Приложение 2
План воспитательной работы
Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в
условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса и в
различных видах деятельности.
Задачи:
1. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения,
расширяют безопасное пространство, в котором хорошо и интересно всем.
2. Создание условий для воспитания у учащихся любви к изобразительному
искусству, родному краю, к формированию гражданского самосознания.
3. Развитие индивидуальных способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,
выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.
4. Формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности,
инициативы.
5. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности Центра,
школы, продолжение формирования системы работы с родителями и
общественностью.
План работы
№
п/п

Наименование
мероприятия

Сроки
проведения

Место
проведения

участники

Ответственный за
проведение

1

Беседа по профилактике
травматизма на дорогах.

сентябрь

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

2

Изготовление открыток к
Дню пожилого человека

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
Педагог
«ЦДОД
дополнительного
Вдохновение» образования

3

Изготовление открыток к
Дню Учителя

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

4

Беседа о правилах
пожарной безопасности.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

октябрь

30

5

Беседа о правилах
пожарной безопасности.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

6

Беседа «Мотивы выбора
профессии». Экскурсия в
драмтеатр.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Дистанционно

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Драмтеатр.

7

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества и их
посещение.

ноябрь

8

Изготовление открыток к
Дню Матери

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

9

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества и их
посещение.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

10

Экскурсия

Творец
Творчества

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

11

Немецкое Рождество.
Участие в конкурсе
рисунков.

ДНР

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

12

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества

Дистанционно

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

13

Беседа о
противопожарной
безопасности
в новогодние каникулы.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

14

Творческая мастерская
«Украшение кабинета».
Профориентация.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

15

Олимпиада

Дистанционно,
интернет ресурсы

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

декабрь

январь

31

16

Рождество. Традиции
обычаи.

и

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Дистанционно

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

17

Беседа о правилах
пожарной безопасности.

18

Изготовление открыток к
23 февраля.

19

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества

20

Изготовление открыток к
8марта. В госпиталь.

21

«Осторожно! Тонкий
лед.» Беседа.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

22

Беседа «Правильное
питание». Создание
плаката. Профориентация.

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

23

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества

Творец
Творчества

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

24

Олимпиада

Дистанционно,
интернет ресурсы

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

25

Экскурсия.

Творец
Творчества

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

26

Беседа «Мы живы, пока
жива память» (О ВОВ).

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

27

Изготовление открыток в
Соц. защиту

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

февраль

март

апрель

Май

32

28

Беседа «Телефон
доверия»

ЦДОД
«Вдохновение»

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

33

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование

№

Название темы

Теория

Дата
проведения

Практика

Всего
часов

2

1

3

1.09

2 «Царство осеннего леса»

0.5

2.5

3

6.09

3 «Дары осени» (РНК)

0.5

2.5

3

8.09

4 Лепка из глины "Гномик"
Роспись изделия

0.5

2.5

3

13.09

5 Осенний натюрморт

0.5

2.5

3

15.09

6 Изготовление открыток к Дню
учителя и День пожилого
человека

0.5

2.5

3

20.09

1

5

6

22.09
27.09

9 Серо-чёрный мир красок "Кошка
у окошка"

0.5

2.5

3

29.09

10 “Город мастеров” - работа в
технике граттаж. (нем.)"Пестрая
черепашка"

0.5

2.5

3

4.10

11 Лепка из глины "Осенняя
композиция"
Роспись изделия

0.5

2.5

3

6.10

12. Собака-друг человека

0.5

2.5

3

11.10

13 «Древо жизни»

0.5

2.5

3

13.10

14 “Чудо – матрёшки” - роспись
матрёшки Полхов – Майданской
росписью.

0.5

2.5

3

18.10

15 Женский портрет

0.5

2.5

3

20.10

16 Изготовление сувениров

0.5

2.5

3

25.10

1 Вводное занятие “Как стать
художником?
"Танец дружных красок"

7 “В гостях у Коми сказки” 8 иллюстрирование любимой
сказки.(РНК)

34

17 “Монотипия пейзажная” –
нетрадиционная техника
рисования. "Образ из пятна"

0.5

2.5

3

27.10

18 Пейзаж

0.5

2.5

3

1.11

19 Линия горизонта

0.5

2.5

3

3.11

20 Ритм и движение."Танец бабочек"

0.5

2.5

3

8.11

21 Композиционный центр

0.5

2.5

3

10.11

22 Лепка из соленого теста "Сувенир"
Роспись изделия

0.5

2.5

3

15.11

23 "Узорчатые змейки"графика

0.5

2.5

3

17.11

24 Подготовка к Новогодней
25 выставке.
26 Подготовка к Новогодней
выставке.
Подготовка к Новогодней
выставке.

1.5

7.5

9

22.11
24.11
29.11

27 Дизайн из бумаги (оформление
28 класса)

1

5

6

1.12
6.12

29 Посещение выставки

3

0

3

8.12

30 Приём рисования “по - сырому”
или равномерно-окрашенному.

0.5

2.5

3

13.12

31 Изготовление Новогодней
открытки

0.5

2.5

3

15.12

32 Символ года

0.5

2.5

3

20.12

33 Новогодний натюрморт

0.5

2.5

3

22.12

34 Витражные окошки

0.5

2.5

3

27.12

35 Изготовление сувениров

0.5

2.5

3

29.12

36 Использование карандашей в
рисовании цветов.

0.5

2.5

3

17.01

37 Подготовка работ к выставке
38 "Зеркало природы"
39 Подготовка работ к выставке

1.5

7.5

9

19.01
24.01
26.01

35

"Зеркало природы"
Подготовка работ к выставке
"Зеркало природы"
40 Художественный приём “заливка”.
Рисование неба.

0.5

2.5

3

31.01

41 Рисование по - сырому.
Пейзаж.(РНК)

0.5

2.5

3

2.02

42 Многослойная живопись на тему:
“Африка”.

0.5

2.5

3

7.02

43 Лепка из глины "Свистулька"
Роспись изделия.

0.5

2.5

3

9.02

44 Кляксография трубочкой.
Кляксография обычная. "Сакура"

0.5

2.5

3

14.02

45 Техника рисования “Свеча +
акварель”.(нем.)

0.5

2.5

3

16.02

1

5

6

21.02
23.02

48 Линейная и воздушная
перспектива." Туман"

0.5

2.5

3

49 Зимний лес

0.5

2.5

3

2.03

50 Открытки своими руками
к празднику "8 марта".

0.5

2.5

3

7.03

51 Красочное настроение
"Воздушные замки", "Воздушные
шары"

0.5

2.5

3

9.03

52 Узор и орнамент. Роспись посуды
хохломской росписью.

0.5

2.5

3

14.03

53 Изготовление сувениров

0.5

2.5

3

16.03

54 Графика "В траве" гелеевая ручка

0.5

2.5

3

21.03

55 Подготовка работ к весенней
56 выставке
57 Подготовка работ к весенней
выставке

1.5

7.5

3
3
3

23.03
28.03
30.03

46 Техника рисования “Пуантилизм”
47 "Черепашки в пустыне"

28.02

36

Подготовка работ к весенней
выставке
58 Граттаж "Космос"

0.5

2.5

3

4.04

3

0

3

6.04

60 Морской пейзаж.

0.5

2.5

3

11.04

61 Пасхальная композиция

0.5

2.5

3

13.04

62 Аппликация из бумаги
63 "Натюрморт"
Аппликация из бумаги
"Натюрморт"

0.5

2.5

3
3

18.04
20.04

64 “Я – юный художник” самостоятельный выбор техники
рисования и составление рисунка.

0.5

2.5

3

25.04

65 Открытка к 9мая

0.5

2.5

3

27.04

66 "Они сражались за Родину!

0.5

2.5

3

2.05

67 Составление коллективного панно
техникой “рваная бумага”
"Лоскутный коврик"

0.5

2.5

3

4.05

68 Стилизация. Приёмы стилизации
образов и предметов. "Дорисуй
чудо-юдо"

0.5

2.5

3

10.05

69 Весенние цветы

0.5

2.5

3

11.05

1

5

3
3

16.05
18.05

0.5

2.5

3

23.05

59 Посещение выставки

70 По знаменитым местам
71 Сыктывкара.
По знаменитым местам
Сыктывкара.
72 Животные Коми республики
Итого

216

37

Приложение № 4
План работы с родителями (законными представителями).
Современные

родители

рассматривают

учреждение

дополнительного

образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для
организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных
успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для
педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских
отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности
интересов,

взаимопонимания,

сотрудничества

и

взаимодействия.

Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм
организации работы.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о
здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха
в совместной деятельности.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы
психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, –
которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей,
лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном,
социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Для этого в дополнительном образовании активно используются
следующие формы работы с родителями:

38

1.Групповые формы:
• Дни открытых дверей.
• Родительское собрание.
• Творческие мастерские.
• Совместная досуговая деятельность.
2.Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
• Просветительская работа.
Групповые формы:
• Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к
тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить
родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения,
условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает
преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его
способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.
• Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На
нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива.
Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это —
взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний
может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»;
«Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. Многие
образовательные учреждения с учетом современных требований существенно
разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Часто наши
родительские собрания проводятся вместе с выставками и концертами их
детей.

39

• Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в
совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе
привлекаются педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают
появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью
функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий
для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость
совместного творческого труда.
• Совместная досуговая деятельность.
Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в
системе МУ ДО ЦДОД «Вдохновение», является организация совместных
досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные
мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей;
просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН;
туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в
творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные
увлечения».
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая
собственные или смешанные команды.
Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов
родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.
Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они
утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в
течение 3 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о

40

деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся
у педагога в папке достижений или портфолио.
• Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная
и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и
откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их
тревожат.
Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)
• Просветительская работа.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте МУ ДО ЦДОД
«Вдохновение», группа в контакте «Живопись») творческого объединения. В
последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения
в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для
освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт создан
полностью педагогом.
Структура

сайта,

содержание

представленного

на

нем

материала

не

противоречат требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму
работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению
разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и
имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса.
Формы наглядно-текстовой информации:
 Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
 Групповые выставки детских работ (периодически).
 Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
 Информационные стенды: «Для вас, родители!». На стенде можно размещать
информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы
по темам воспитания детей.

41

 Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может
содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения,
история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный
учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила
поведения и т.д.
Таким образом, используя различные формы общения с родителями,
создается благоприятный микроклимат между самими учащимися и семьей в
целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и
формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и
психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность
поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
Дата

Организация совместной деятельности с
родителями
Форма

Октябрь,
апрель

Школьные
ярмарки,
Дни
микрорайон
а

Содержание
деятельности

Совместное
посещение
мероприятия

Результат

Взаимодействие с родителями
Форма

Содержание

Результат

деятельност
и
Радость
результатам
ребенка

сентябрь,
май

Декабрь,
март

Выставки
детского
творчества

Достижение
ребенка,
совместное
посещение
мероприятия

Радость
результатам
ребенка

Декабрь,
май

Социологич
еский опрос

Анкетирование
родителей и

Заполнение
анкет

Собрание

Презентация
программы

Знакомство
родителей с
деятельностью
объединения,
какие
материалы
нужно
приобрести

Социолог
ический

Анкетирова
ние
родителей

Заполнение
анкет

42

учащихся

Октябрь,
ноябрь,
декабрь,
февраль,
март

Рисункиподарки

Выполнение
рисунков,
изготовление
открыток на
праздники

опрос

на
выявление
удовлетворе
нности
качеством
образовател
ьных услуг

Выражение
благодарност
и родителям

43

Приложение 5
Оценочные и контрольно-измерительные материалы. Формы фиксации.

Творческая работа
Текущий контроль 1 год обучения
«В гостях у Коми сказки»
№

Ф.И. ребёнка

Своеобразие и
выразительность Коми

п/п

творчества в рисунке.

Композиционная
организация на листе
бумаги

Общая
отметка

(1-10)

(1-10)
4
5-8
9-10
4
баллов баллов баллов баллов

5-8
9-10
баллов баллов

Тест
Промежуточная аттестация
Тест
№
п/п

Ф.И. ребёнка

Уровень знаний о видах и
жанрах изобразительного
искусства
4
баллов

Цветоведение

5-8
9-10
4
баллов баллов баллов

Общая
отметка

5-8
9-10
баллов баллов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 год обучения
Карта диагностики коммуникативных умений: умении видеть и воспринимать
проявления художественной культуры в окружающей жизни

44

ФИО УЧЕНИКА

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ
высокий

средний

низкий

Уровень
проявления
умения
В, С, Н

1
полуг.

2 полуг.

1
полуг.

2 полуг.

1
полуг.

2
полуг.

ГОД

Тест

Фамилия, имя ребёнка

№

№

Перечень вопросов

1

Назови три
основных жанра
изобразительного
искусства

2

Чем отличается
эскиз от
композиции

3

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
грустное
настроение?

4

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы получилось
весёлое настроение?

5

Какие линии
используются в
рисунке?

6

Чем отличается
плоская аппликация
от объёмной?

7

Что такое линия
горизонта?

Ответ

Оценка

45

8

Чем отличаются
акварельные краски
от гуаши?

9.

Какие объёмные
формы ты знаешь?

10 Какие цвета
являются
контрастными?

За каждый правильный ответ 1 балл.
0-4 балла -низкий уровень
5-8- средний уровень
9-10 высокий уровень
Таблица 2
Таблица
учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках
за год обучения по программе
«Моя палитра»
Фамилия,
имя ребёнка

Дата

Название
конкурса,
выставки

Название работы
(художественный
материал)

Результат

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».