Город мастеров

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа

«Город мастеров»
Направленность: художественная
Уровень сложности содержания – базовый
Возраст учащихся: 9 -15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Шебырева Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Сыктывкар
2023

I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа «Город мастеров» (далее - Программа)
разработана в соответствии с действующими нормативно - правовыми
актами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-obobrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р. Москва; [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185
«О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на
период

до

2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf;
- Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О
внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
2

"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://сыктывкар.рф/component/attachments/download/20890.
Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов
народного искусства и творчества, поддержка народных художественных
промыслов и ремесел одно из приоритетных направлений Стратегии
социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035
года является. Программа способствует реализации данного направления, так
как она ориентирована на создание творческих работ учащихся, в которых
используются этнокультурное многообразие Республики Коми для развития
их культурного потенциала.
Программа

имеет

базовый

уровень

сложности

и

является

продолжением программы «Маленький мастер». Учащиеся уже знакомы с
основами

работы

инструментами,

материалами

и

продолжают

совершенствовать свои возможности в более усложненном формате. Дети
научатся создавать красоту своими руками различными видами декоративноприкладного искусства. Будут заниматься вышивкой, вязанием, шитьем,
продолжат работать с бумагой и бисером, делать поделки из вторсырья.
Знакомятся с новыми профессиями мастеров декоративно-прикладного
искусства Республики Коми.
Направленность программы – художественная.
Актуальность данной

Программы определяется запросом со

стороны детей и их родителей, направлена на продолжение обучения по
декоративно прикладному творчеству, так как занятия не только формируют
эстетический вкус через знакомство с произведениями традиционными
народными искусства, но и дают необходимые технические знания,
развивают

трудовые

умения

и

навыки.

В

последних

публикациях

исследовательских работ педагогов, психологов основной мыслью проходит
тезис важности и необходимости раннего профильного ориентирования
подрастающего поколения. На этом этапе осуществляется психологическая и
3

практическая подготовка к труду, к выбору профессии: из «маленького
мастера» формируется профессионал, мастер своего будущего дела.
Сформированные

навыки,

устойчивый

интерес,

положительное

отношение к любому виду деятельности позволят ребенку осуществить
выбор траектории дальнейшего собственного развития.
Отличительные особенности программы
Данная программа разработана на основе программы «В стране
рукоделия» Н.В. Рекуц,

педагога дополнительного образования ГБОУ

Школа № 1357 (г. Москва, 2018 г.). Основные содержательные линии
Программы «Город мастеров» направлены на личностное развитие учащихся,
воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным
видам деятельности, получение и развитие основ своей будущей профессии.
Новизной программы является включение в тематику занятий
знакомство с традиционными промыслами народа Коми, развитие интереса
детей к коми культуре, чувства осознания себя частицей земли Коми. В
работе используется природный материал, традиционный в данном регионе.
Адресат программы направлен на детей возраста 9-15 лет.
период

детям

свойственна

повышенная

активность,

В этот

стремление

к

деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.
Учет индивидуальных особенностей: не требует специальной подготовки.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Cрок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения,
количество часов в год составляет 144. Совокупная продолжительность
составляет 288 часов.
Форма бучения: Программа предполагает очную форму обучения; в
период невозможности организации учебного процесса в очной форме
(карантина,

неблагоприятной

эпидемиологической

обстановки,

актированных дней, отсутствие педагога), может быть организована
самостоятельная работа с

использованием электронного обучения и
4

дистанционных образовательных технологий. (Приложение №1).
Формы

организации

образовательного

процесса:

групповые,

фронтальные, индивидуальные, парные.
Виды занятий: практические занятия, тестирование, выполнение
творческих проектов, выставки, экскурсии, самостоятельная работа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с
перерывом на отдых. Продолжительность одного академического часа – 40
минут, перерыв на отдых - 10 минут. Количество учащихся, одновременно
находящихся в группе, – 12-15 человек. Расписание составляется в
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
Формы обучения и реализации программы
Теоретическое обучение: мини-лекции, беседы, дискуссии, опросы.
Практическое обучение: практические занятия, защита творческих проектов,
подготовка к выставкам, выполнение подарков.
Интерактивные формы: разработка творческих проектов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: овладение теоретическими знаниями и практическими
навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание
художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
обучающие:
- обучение практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- развитие художественного вкуса и ориентирование на качество изделия;
- ознакомление с бытом, нравами и обычаями коми народа;
- познакомить с разнообразием мира творческих профессий;
развивающие:
- развитие у учащихся образного и логического мышления;
-содействие формированию всесторонне развитой личности;
5

- формирование активной общественной позиции, ранняя профориентация
учащихся, успешная реализация в социуме;
воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, к мастерам народных промыслов;
- воспитание нравственных качеств детей;
- формирование чувства самоконтроля и взаимопомощи;
- воспитание любви и уважения к труду.
1 год обучения
Задачи:
обучающие:
- ознакомить с начальными сведениями о декоративно-прикладном искусстве
и профессиях связанных с ним;
- ознакомить с терминологией изобразительного искусства, дать начальное
представление о видах и жанрах искусства;
- формировать приемы работы с различными материалами для выполнения
изделий декоративно-прикладного искусства;
развивающие:
- научить работать с текстами по изобразительному искусству;
- формировать умение решать творческие задачи, стремление следовать
образцу и простейшим алгоритмам;
- способствовать умению слушать и слышать педагога, сотрудничать с
другими людьми для адекватного восприятия устную речь и строить
высказывание;
- формировать умение контролировать и оценивать свою учебную и
трудовую деятельность;
воспитательные:
-способствовать нравственным и эстетическим переживаниям;
-формировать доброжелательность и чуткость по отношению
окружающим;
- формировать самостоятельность, ответственность в деятельности;
- воспитывать уважение к культурному наследию народа.

к

6

2 год обучения
Задачи:
обучающие:
- углублять интерес к сведениям о декоративно - прикладном искусстве и к
новым профессиям связанным с ним;
- продолжать учить правильному использованию терминологии
изобразительного искусства, называть виды и жанры искусства;
- усовершенствовать приемы работы с различными материалами для
выполнения изделий декоративно-прикладного искусства.
развивающие:
- продолжать учить работе с текстами по изобразительному искусству;
- продолжать развивать умение решать творческие задачи следовать образцу
и простейшим алгоритмам;
- сохранять умение слушать и слышать педагога, сотрудничать с другими
людьми, адекватно воспринимать устную речь и строить высказывание;
- продолжать корректировать контроль и оценку учебной и трудовой
деятельности учащихся;
воспитательные:
- совершенствовать формирование нравственных и эстетических
переживаний;
- поддерживать доброжелательность чуткость по отношению к окружающим;
- поддерживать самостоятельность, ответственность в деятельности;
- сохранять уважение к культурному наследию народа.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1 года обучения
Раздел или тема
1. Вводное занятие
2. Вышивка
3. Работа с тканью
4. Вязание
5.Поделки из вторсырья
6. Коми национальный узор
7.Мастерская подарков
8. Конкурсная работа
9. Бисероплетение

Всего
2
12
28
22
8
12
18
20
6

Количество часов
Теория
Практика
1
1
4
8
9
19
8
14
3
5
5
7
6
12
6
14
2
4

Форма контроля

Текущий контроль
7

10. Бумагопластика
11. Самостоятельная работа
12. Промежуточная
аттестация.
Итого

6

2

4

8

2

6

2
144

1
49

1
95

Творческий продукт
учащегося
Тест. Практическая
работа.

2 год обучения
Раздел или тема
1. Вводное занятие
2. Вышивка
3. Работа с тканью
4. Вязание
5.Поделки из вторсырья
6. Коми национальный
костюм
7.Мастерская подарков
8. Конкурсная работа
9. Бисероплетение
10. Бумагопластика
11. Самостоятельная работа
12. Промежуточная аттестация
Итого

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
12
4
8
20
8
12
18
4
14
10
3
7
20
20
20
6
6

8
6
6
2
2

12
14
14
4
4

8
2
144

2
1
47

6
1
97

Форма контроля

Текущий контроль
Творческий продукт
учащегося
Тест. Выставка.

1.3.2. Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Введение, инструктаж (2ч.).
Теория: расписание работы кружка, правила поведения, распределение
поручений согласование тем с интересами детей.
Практика: инструктаж по технике безопасности в работе с инструментами и
приспособлениями. Техника безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Расположение запасных выходов и огнетушителей в ЦДО. Правило
поведения на уроке, на перемене, на экскурсии. Правило дорожного
движения.
2. Вышивка (12ч.)

8

Теория: изучение истории народной вышивки. Применение вышивки.
Инструменты и материалы для вышивки. Знакомство с профессиями.
Практика: вышивка крестиком новогодней миниатюры.
3. Работа с тканью (28 ч.).
Теория: знакомство с видами ткани, свойствами, использованием в
декоративном

творчестве.

Виды

используемых

швов.

Знакомство

с

профессиями.
Практика: мягкая игрушка. Брошка из ткани. Прихватки. Мелкий ремонт
одежды. Сумочка из ткани на лето.
4. Вязание (22ч.).
Теория: история вязания крючком. Схема и условные обозначения.
Инструменты и материалы. Знакомство с профессиями.
Практика: творческая работа связанная крючком.
5. Вторсырье (8ч.).
Теория: особенности работы с бросовым материалом – «Вторая жизнь».
Практика:

изготовление

органайзера

с

применением

природных

и

комбинированных материалов.
6. Коми национальный узор (12ч.).
Теория: национальная культура и культурно-бытовые традиции. Символы
вышивки коми национального костюма.
Практика: Проект. Групповая работа.
7. Мастерская подарков (20ч.).
Теория: закрепление знаний, полученных на занятиях.
Практика: изготовление подарок к «Дню учителя», «День матери», «Новый
год», «23 февраля», «8 марта», «День победы». Применение новых видов
декора, материалов для изготовления подарков, их упаковывания.
8. Конкурсная работа (20ч.).
Теория: знакомство с темой выставки. Выбор работы. Выбор материалов.
Практика: выполнение работы на конкурс.
9. Бисероплетение (6ч.).
9

Теория: Введение в технологию бисероплетения. Знакомство с профессиями.
Практика: Работа со схемой и плетение из бисера объемных изделий.
10. Бумагопластика (6ч.).
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными
инструментами и материалами. Знакомство с профессиями.
Практика: Работа в технике модульное оригами.
11. Самостоятельная работа (8 ч.).
Теория: объяснение выполнения самостоятельной работы.
Практика: выполнение самостоятельной работы по темам пройденного
материала с использованием дистанционных технологий.
12. Промежуточная аттестация (2ч.).
Теория: объяснение правильного выполнения аттестационной работы.
Практика: самостоятельное изготовление аттестационной работы.
2 год обучения
1. Введение, инструктаж (2ч.)
Теория: расписание работы кружка, правила поведения, распределение
поручений согласование тем с интересами детей.
Практика: инструктаж по технике безопасности в работе с инструментами и
приспособлениями. Техника безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Расположение запасных выходов и огнетушителей в ЦДО. Правило
поведения на уроке, на перемене, на экскурсии. Правило дорожного
движения.
2. Вышивка (12ч.).
Теория: из истории вышивки гладью. Для чего применяется вышивка.
Разнообразие нитей и способов вышивки. Инструменты и материалы для
вышивки. Знакомство с мастерами Республики Коми.
Практика: творческая работа миниатюра вышитая гладью.
3. Работа с тканью (20ч.).

10

Теория; знакомство с видами ткани, свойствами, использованием в
декоративном творчестве. Знакомство с мастерами Республики Коми.
Практика: изготовление косметички. Одежда для кукол. Прихватка.
4. Вязание (18ч.).
Теория: знакомство с техникой вязания с двумя и пятью спицами. Узорное
вязание. Знакомство с мастерами Республики Коми.

Практика: вязание шарфа, рукавиц, носков.
5. Вторсырье (10ч.).
Теория: особенности работы с бросовым материалом-«Вторая жизнь».
Практика: изготовление творческой работы с применением природных и
комбинированных материалов. Плетеная коробка из газетных трубочек.
6. Коми национальный костюм (20ч.).
Теория: национальная культура и культурно-бытовые традиции. Символы
вышивки коми национального костюма.
Практика: Проект. Групповая работа.
7. Мастерская подарков (20ч.).
Теория: закрепление знаний, полученных на занятиях.
Практика: изготовление подарков к «Дню учителя», «День матери», «Новый
год», «23 февраля», «8 марта», «День победы». Применение новых видов
декора, материалов для изготовления подарков, их упаковывания.
8. Конкурсная работа (20ч.).
Теория: знакомство с темой выставки. Выбор работы. Выбор материалов.
Практика: изготовление конкурсной работы.
9. Бисероплетение (6ч.).
Теория: Введение в технологию бисероплетения на станке. Знакомство с
мастерами Республики Коми.
Практика: Работа со схемой и плетение из бисера на станке.
10. Бумагопластика (6ч.).
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными
инструментами и материалами. Знакомство с мастерами Республики Коми.
11

Практика: Работа в технике модульное оригами.
11. Самостоятельная работа (8 ч.)
Теория: объяснение выполнения самостоятельной работы.
Практика: выполнение самостоятельной работы по темам пройденного
материала с использованием дистанционных технологий.
12. Промежуточная аттестация (2 ч.)
Теория: объяснение правильного выполнения аттестационной работы.
Практика: самостоятельная организация выставки своих работ и её
представление.
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные:
- овладение начальными сведениями о ДПИ и профессиями, связанными с
ним;
- знакомы с терминологией изобразительного искусства, имеют
представление о видах и жанрах искусства;
- освоение приёмов работы с различными материалами для выполнения
изделий декоративно-прикладного искусства.
метапредметные:
- умение работать с текстом по изобразительному искусству;
- умение решать творческие задачи, стремление следовать образцу и
простейшим алгоритмам;
-умение слушать и слышать педагога, сотрудничать с другими людьми для
адекватного восприятия устную речь и строить высказывание;
- умение контролировать и оценивать свою учебную и трудовую
деятельность;
личностные:
- способность к нравственным и эстетическим переживаниям;
- доброжелательность чуткость по отношению к окружающим;
- самостоятельность, ответственность в деятельности;
- уважение к культурному наследию народа.
2 год обучения
Предметные:
12

- проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству и к новым
профессиям, связанным с ним;
- оперирование терминологией изобразительного искусства, видов и жанров
искусства;
- демонстрирует качественные приемы работы с различными материалами
для выполнения изделий декоративно-прикладного искусства.
метапредметные:
- умение самостоятельно работать с текстами по изобразительному
искусству;
- умение решать творческие задачи следовать образцу и простейшим
алгоритмам;
- демонстрируют умение слушать и слышать педагога, сотрудничать с
другими людьми, адекватно воспринимать устную речь и строить
высказывание;
- умение контролировать и оценивать свою учебную и трудовую
деятельность;
личностные:
- демонстрируют способность к нравственным и эстетическим
переживаниям;
- показывают доброжелательность чуткость по отношению к окружающим;
- демонстрируют самостоятельность, ответственность в деятельности;
- проявляют уважение к культурному наследию народа

13

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое

обеспечение

(оборудование,

помещения,

материалы, инструменты, используемые при реализации программы):
- учебное помещение, оснащенное водопроводным краном;
- мебель, оборудование: учебные парты – 4 шт., стулья – 15 шт., ноутбук,
проектор, экран, ученическая магнитная доска, электронный носитель флеш-карта;
- материалы и инструменты: альбом, цветная бумага и картон, карандаши,
маркеры, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, ножницы, клей, скотч, бисер,
портновские булавки, сантиметровая лента, пяльцы, нитки мулине, швейная
машинка – 2 шт., оверлок.
2.2. Информационно - методическое обеспечение
Перечень материалов, в том числе электронных, используемых при
реализации программы:
- нормативно – правовые документы;
- календарно-тематическое планирование;
- справочная учебно-методическая литература и периодические издания; дидактические материалы: иллюстрации в книгах и на электронных
носителях, инструкционные карты, схемы.
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Образовательный процесс на занятиях имеет системно – деятельностный
подход – это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной
деятельности учащихся. Основная идея системно-деятельностного подхода
состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны
«открывать»

их

сами

в

процессе

самостоятельной

практической

деятельности. развивающий характер, направленный на развитие у учащихся
природных

задатков и интересов. Значительное количество

занятий

направлено на практическую деятельность в сочетании с изучением
14

теоретических основ по предложенным темам, на которых дети получают
знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.
Выполнение каждого задания сопровождается демонстрацией образцов
аналогичного задания из методического фонда, просмотром репродукций,
фотоматериалов и мультимедийных средств. Программа предполагает очную
форму обучения и включает в себя:
- традиционные методы обучения:
- словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный и др.
- репродуктивный (воспроизводящий), беседа;
- наглядно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
-информационно-рецептивный (наблюдение, обследование, рассматривание,
показ способа действия, объяснение, рассказ);
-исследовательский

(поиск

самостоятельного

решения

поставленной

задачи);
- проблемный (педагог создаёт проблемную ситуацию и вместе с детьми
ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, и они же предлагают
способы ее решения).
- педагогические технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- интерактивные приёмы обучения;
- метод проектов.
Информационно-коммуникационные технологии –
технология,

использующая

технические

средства

специальные

(кино-,

аудио-,

способы,

педагогическая
программные

видео-средства,

и

компьютеры,

телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Это создание для
педагогов и для учащихся благоприятных условий для свободного доступа к
культурной, учебной и научной информации.
15

Интерактивные приёмы обучения - способность взаимодействовать или
находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером)
или кем-либо (человеком). Это способствует созданию комфортных условий
обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою
интеллектуальную

состоятельность,

что

делает

продуктивным

и

эффективным весь процесс обучения.
Метод проектов - серия мероприятий, предпринимаемых для достижения
четко

определенных

целей

посредством

получения

результатов,

направленных на решение неких проблем или дальнейшее развитие
деятельности в условиях ограниченного периода времени, определенных
фиксированных ресурсов силами организаций участников проекта и
направлен на определенную целевую группу.
Наряду с методами обучения в дополнительном образовании активно
применяются методы воспитания учащихся. Метод воспитания — способ
взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, направленный на
решение

задач

воспитания;

совокупность

способов

и

приемов

воспитательной работы для развития потребностно - мотивационной сферы и
сознания

воспитанников,

для

выработки

привычек

поведения,

его

корректировки и совершенствования Методы воспитательной работы (см.
приложение № 1 «План воспитательной работы в объединении «Город
мастеров»).
Современные родители относятся к дополнительному образованию
не только как досугу, но и как образовательному успеху своего ребенка.
Создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, установления
партнерских отношений между педагогом и родителями (законными
представителями) во многом зависит от выбора форм работы педагога с
родителями (см. приложение № 2 План работы с родителями объединения
«Город мастеров»).
2.3. Формы контроля/ промежуточной аттестации
16

1 год обучения
Виды

Цель

Содержание

Формы

контроля

КИМы,
критерии

Текущий,
декабрь

Выявление
творческих
способностей
учащихся.
Промежуточная Определение
аттестация
эффективности
май
учебной
деятельности
за год.

Отбор работ
на конкурс.
Выбор
ответа на
вопросы.
Выполнение
творческой
работы.

Рефлексия.

Приложение
№1

Тест.
Приложение
Просмотр
№1
выполненных
работ.

2 год обучения
Виды

Цель

Содержание

Формы

контроля
Текущий,
декабрь

Выявление
творческих
способностей
учащихся.
Промежуточная Определение
аттестация
эффективности
май
учебной
деятельности
за год.

КИМы,
критерии

Отбор работ
на конкурс.
Выбор
ответа на
вопросы.
Подготовка
работ к
выставке.

Рефлексия.

Приложение
№1

Тест.
Приложение
Просмотр
№1
выполненных
работ.

17

Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон «Об образовании в
29.12.2012

№273-ФЗ

Российской

[Электронный

ресурс].

Федерации»
–Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
[Электронный

Правительства

РФ

от

ресурс].

29

мая

2015

года

–Режим

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
5. ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
6. ПРИКАЗ

Министерства

труда

и

социальной

защиты

Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
7. ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
18

осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
8. ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

–

дополнительного
Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р. Москва; [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
10.

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до

2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
11.

ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики

Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
12.

Приложение

к

письму

Министерства

образования,

науки

и

молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в
Республике

Коми»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://clck.ru/TqMbA
13.

Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до

2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
19

14.

Устав

учреждения

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://cdod23.komischool.ru/upload/komisccdod23_new/files/07/a4/07a46927aeb
12db439ebb2f59ac6f3a8.pdf .
Список литературы для педагога
1. Виноградова, Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения / Е. Виноградова.
– М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2020. - 132с.
2. Донателла, Ч. Оригинальные поделки из бумаги / Ч. Донателла - М.:ООО
ТД «Издательство Мир книги», 2019. – 210 с.
3. Еременко, Т.И. Художественная обработка материалов: Технология
ручной вышивки./ Т.И. Еременко, Е.С. Забалуева.– М: Просвещение, 2016. 123с.
4. Максимова, М.В., Картины из атласных ленточек./ М.В. Максимова, М.А.
Кузьмина.– М.: Эксмо, 2018.-238с.
5. Мельник, В.А. Цветная белая гладь. Виды швов. Уроки вышивки./ В.А
Мельник, С.У. Коваленко, - М.: Эксмо, 2018. -211с.
6. Муханова, И.Ю. Шитье из лоскутов – быстро и красиво./ И.Ю.
Муханова.– М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2019.-236с.
7. Попова, Е.А. Полезные советы./Е.А. Попова, – М.: Эксмо, 2017.-134с.
8. Синица, Н.В. Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Учебник. /
В.Д. Симоненко, Н.В. Синица,- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016. – 78 с.
9. Турбина, Е.А. Обучение мастерству рукоделия. 5-8 классы./ Е.А. Турбина.
– В.: Учитель, 2018.-200с.
10.

Турченко, И.Н. Стильный текстиль для дома: шьем уютные вещи./ И.Н.

Турченко – М.: Эксмо, 2018.-133с.
Для учащихся:
1. Афонькин, С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей./С.Ю. Афонькин, Е.А. Афонькина. – М.: Оникс, 2018. — 120 с.
2. Банакина, Л.А. Лоскутное шитье: техника, приемы, изделия./ - Л.А.
Банакина.- М.: Эксмо, 2019.-125 с.

20

3. Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми./ Л.С.
Грибова- М. : Наука, 2018. - 239 с.
4. Зайцева А.Б. Лоскутное шитье без нитки и иголки./ А.Б. Зайцева.– М.:
2019.-122 с.
5. Кошель, П.Д. Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.
Кошель. - М., 2018-234с.
6. Клейман, Т.В. Детям о культуре народов Коми./ Т.В. Клейман. – С.: Коми
Республиканский институт, 2015.-342с.
Интернет - ресурсы
1. Канал

YouTube

[Электронный

«Обучение

вязанию

ресурс].

спицами

–

для

начинающих»

Режим

доступа:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLurqpT9RGEU9PMHR8hzhRDAL7HsEesq9
2. Канал YouTube «Академия кружева» вязание крючком для начинающих
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=p4fTNb27_8Q
2. Канал YouTube «Мастер-класс» Игольница шляпка [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s2Rq8ZcDSOU
3. Вышивка гладью для начинающих: учимся делать стежки [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:

http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2707-

vyshivka-gladyu-dlya-nachinayuschih.html
4. Вышивка крестиком для начинающих пошагово: 8 советов с фото
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://kitchenremont.ru/dekor/vyshivka/krestikom/vyshivka-krestikom-dlyanachinayushchikh-poshagovo-s-foto
5. Презентация Коми национальный костюм [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://my.mail.ru/mail/sad32-vuktyl/video/_myvideo/3.html
6. Канал YouTube «Коми incognito» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=dt_npQ6r2jc

21

7. Канал YouTube «Шкатулка из коробки из под обуви» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=v_sb2AP3ZKU.

22

Приложения
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе «Город мастеров»

Контрольно измерительные материалы (КИМ)
Критерии оценки освоения программы:
Освоение программы учащимися оценивается по трем уровням: высокий,
средний, низкий.
1 год обучения
Текущий контроль
Цель: выявление творческих способностей учащихся через конкурсную
работу

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Критерии анализа конкурсной работы
содержание творческой работы соответствует теме
конкурса
эстетический уровень работы
самостоятельный и творческий характер работы;
оригинальность использования техники выполнения
основательность в организации и качество выполненной
работы
законченность и оформление работы

2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла

Уровни:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-7 баллов
Низкий – менее 5 баллов
Промежуточная аттестация
1.Теоретический материал, ТБ (тест)
Выбери один правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл
1. Какие материалы используют для 6. Эскиз это:
выполнения работ из лоскутков?
А. Рисунок
А. Ткань
Б. Шаблон
Б. Пряжа
В. Чертеж
2. Какой шов используется в
7. Что такое Орнамент?
вышивке?
А. Орнамент – это узор, построенный
23

А. Стачной
Б. Шнурок

на чередовании в определенном
порядке.
Б. Орнамент- это рисунок.
3. Что означает термин «оригами»? 8. Композиция этоА. Складывание бумаги;
А. Рисунок, состоящий из частей;
Б. Свёртывание бумаги.
Б. Соединение отдельных предметов
в целое;
4 Чем занимаются люди данных 9.Форма стеклярусапрофессий?А. Трубочка;
А. Швея- ______________;
Б. Круг;
Б. Оригамист - ________________;
5. Шов «Шнурок» выполняется –
10.Как правильно передавать
ножницы –
А. Одним этапом
Б. Двумя этапами
В. Тремя этапами.

Критерии оценивания: В – 9 -10 б;

С – 4-6 б;

Н – менее 4 б.

II. Практический материал
1.Защита презентации по теме «Коми национальный орнамент»
Критерии оценивания работ учащихся:
1. Структура презентации - титульный лист, логическая
последовательность информации на слайдах;
2. Оформление презентации - единый стиль оформления,правильность
изложения текста,использование на слайдах разного рода объектов.
3. Содержание презентации - последовательно выполненные задания к
вопросам поставленных педагогом.
4. Эффект презентации - общее впечатление от просмотра презентации.
5. Личностные качества - умение подойти к педагогу или одногруппникам
за помощью, умение принять критику.
Высокий уровень - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком качественном уровне, его работа отличается самостоятельностью и
последовательностью, учитывались мнения и критика.
Средний уровень – учащийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена с
незначительными ошибками.
Низкий уровень – работа учащегося выполнена со значительными
нарушениями по основным критериям к презентации.

24

2 год обучения
Текущий контроль
Цель: выявление творческих способностей учащихся через конкурсную
работу
Критерии анализа конкурсной работы
1. содержание творческой работы соответствует теме
конкурса
2. эстетический уровень работы
3. самостоятельный и творческий характер работы;
4. оригинальность использования техники выполнения
5. основательность в организации и качество выполненной
работы
6. творческий подход в поисково-исследовательской
деятельности
7. законченность и оформление работы

2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла

Уровни:
Высокий – 12-14 баллов
Средний – 5-7 баллов
Низкий – менее 5 баллов
Промежуточная аттестация
1.Теоретический материал, ТБ (тест)
Выбери один правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл
1. Вид лоскутного шитья6. Подчеркни профессии
А. Пэчворк;
относящиеся изобразительному
Б. Граттаж.
искусствуХудожник, актер, дизайнер, мастер
по росписи, бухгалтер.
2. Композиция это7. Где можно в наше время
А. Рисунок, состоящий из частей;
встретить людей в коми
Б. Соединение отдельных предметов национальном костюмев целое;
А. На показах мод в Республике
Коми;
Б. На праздниках в Республике Коми;
3. Зачеркни лишнее, остальные
8. Эскиз это:
названия назови одним словом:
А. Рисунок;
Б. Шаблон;
25

Доктор, писатель, камень, каменщик,
лётчик -________________________

В. Чертеж.

4. Что такое Орнамент?
А. Орнамент – это узор,
построенный на чередовании в
определенном порядке.
Б. Орнамент- это рисунок.
5. Окончательная отделка вышивки-

9.Единый телефон службы спасенияА. 102;
Б. 112;
10.Как правильно передавать
ножницы –

А. Закрепление узелков;
Б. Стирка;
В. Утюжка.

Критерии оценивания: В –9 -10 б; С – 4-6 б; Н – менее 4 б.
II. Практический материал
Выставка работ.
Критерии оценки отчётной выставки
Подготовка экспозиции
1. Принести свои изделия
2. Скомпановать их в единую композицию
3. Публично представить выставку (рассказать о своих изделиях)
Критерии оценивания:
Высокий уровень – учащийся самостоятельно справился со всеми этапами
подготовки, выставка работ сделана качественно, презентована перед всеми
отлично;
Средний уровень - учащийся справился со всеми этапами работы с
минимальной помощью педагога или других учащихся, композиция
выставки составлена некачественно;
Низкий уровень - учащийся справился со всеми этапами работы с большей
долей вмешательства педагога или других учащихся, изделий предоставил
мало, презентовать их публично постеснялся.
26

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Город мастеров»

Диагностическая карта
мониторинга развития личностных качеств учащихся
(автор М.И. Шилова)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «_____________________»
Дата проведения: «____»_______ 202 _ г.
Год обучения________ Учебный год __________
№

ФИО

Активность,
организаторские
способности
дата заполнения

1
2
3
4
5
6
..

Коммуникативные
навыки,
коллективизм
дата заполнения

Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинирован
ность
дата заполнения

Нравственность,
гуманность

дата заполнения

Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности
дата заполнения

МОНИТОРИНГ
развития личностных качеств воспитанников

Качества
личности

1. Активность,
организаторские
способности

2. Коммуникативные
навыки, коллективизм

3. Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность

4. Нравственность,
гуманность

Признаки проявления качеств личности
ярко проявляются
3 балла
Активен, проявляет стойкий
познавательный интерес,
целеустремлен, трудолюбив и
прилежен, добивается
выдающихся результатов,
инициативен, организует
деятельность других.
Легко вступает и поддерживает
контакты, разрешает конфликты,
дружелюбен со всеми,
инициативен, по собственному
желанию успешно выступает
перед аудиторией.
Выполняет поручения охотно,
ответственно, часто по
собственному желанию, может
привлечь других. Всегда
дисциплинирован, везде
соблюдает правила поведения,
требует того же от других.

проявляются
2 балла
Активен, проявляет стойкий
познавательный интерес,
трудолюбив, добивается хороших
результатов.

слабо проявляются
1 балл
Мало активен, наблюдает за
деятельностью других, забывает
выполнить задание.
Результативность невысокая.

не проявляются
0 баллов
Пропускает занятия, мешает другим.

Вступает и поддерживает
контакты, не вступает в
конфликты, дружелюбен со всеми,
по инициативе руководителя или
группы выступает перед
аудиторией.
Выполняет поручения охотно,
ответственно. Хорошо ведет себя
независимо от наличия или
отсутствия контроля, но не
требует этого от других.

Поддерживает контакты
избирательно, чаще работает
индивидуально, публично не
выступает.

Замкнут, общение затруднено,
адаптируется в коллективе с трудом,
является инициатором конфликтов.

Уклоняется от поручений,
безответственен. Часто
недисциплинирован, нарушает правила
поведения, слабо реагирует на
воспитательные воздействия.

Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об окружающих, пресекает
грубость, недобрые отношения к
людям,

Доброжелателен, правдив, верен
своему слову, вежлив, заботится
об окружающих, но не требует
этих качеств от других.

Неохотно выполняет поручения.
Начинает работу, но часто не
доводит ее до конца.
Справляется с поручениями и
соблюдает правила поведения
только при наличии контроля и
требовательности преподавателя
или товарищей.
Помогает другим по поручению
преподавателя, не всегда
выполняет обещания, в
присутствии старших чаще
скромен, со сверстниками бывает
груб.

Недоброжелателен, груб,
пренебрежителен, высокомерен с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.

28

5. Креативность,
склонность к
исследовательскопроектировочной
деятельности

Имеет высокий творческий
потенциал.
Самостоятельно выполняет
исследовательские,
проектировочные работы.
Является разработчиком проекта,
может создать проектировочную
команду и организовать ее
деятельность. Находит
нестандартные решения, новые
способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские,
проектировочные работы, может
разработать свой проект с
помощью преподавателя.
Способен принимать творческие
решения, но в основном
использует традиционные
способы.

Может работать в
исследовательскопроектировочной группе при
постоянной поддержке и
контроле. Способен принимать
творческие решения, но в
основном использует
традиционные способы.

В проектно-исследовательскую
деятельность не вступает. Уровень
выполнения заданий репродуктивный.

29

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе «Город мастеров»

План воспитательной работы
Творческое объединение «Город мастеров» 1 год обучения
Цель: развитие у учащихся нравственного поведения, мотивации к участию
социально-значимой деятельности,

способствующей их личностному,

гармоничному развитию.
Задачи:
-

поддерживать

положительного

нравственного

отношения

внутри

творческого коллектива;
- развивать лидерские качества и коммуникативные навыки у учащихся;
- активизировать формирование активной жизненной позиции и воспитание
патриотизма у учащихся;
-

совершенствовать

творческую

среду

учащихся

для

развития

самостоятельности, инициативности, творчества.
Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Игра для сплочения коллектива «Клубочек»

Октябрь

Беседа «День пожилого человека». Волонтерская помощь –
изготовление подарков пожилым инвалидам.

Ноябрь

Выставка поделок «Народное творчество мастериц»

Декабрь

Беседа «Безопасный Новый год!»

Январь

Беседа «Безопасность на улице и дома»

Февраль

Выставка рисунков «Защитник Отечества»

Март

Выставка поделок « Подарок своими руками»

Апрель

Беседа «Безопасный интернет»

Май

Выставка «Наше творчество»

План воспитательной работы
Творческое объединение «Город мастеров» 2 год обучения
Цель: поддержка у учащихся нравственных основ, мотивации, предпосылок
к профориентации,

способствующих их личностному, гармоничному

развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными
правилами и нормами.
Задачи:
-

поддерживать

положительные

нравственные

отношения

внутри

творческого коллектива;
- развивать лидерские качества и коммуникативные навыки у учащихся;
- активизировать формирование активной жизненной позиции и воспитание
патриотизма у учащихся;
- совершенствовать творческую среду в объединении для развития
самостоятельности, инициативности, творчества.
Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Игра для сплочения коллектива «Перемена мест»

Октябрь

Беседа «День пожилого человека». Волонтерская помощь –
изготовление подарков пожилым инвалидам.

Ноябрь

Выставка поделок «Народное творчество мастериц»

Декабрь

Беседа «Безопасный Новый год!»

Январь

Беседа «Безопасность на улице и дома»

Февраль

Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Март

Выставка поделок « Подарок своими руками»

Апрель

Беседа «Безопасный интернет»

Май

Выставка «Наше творчество»

31

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе «Город мастеров»

План работы с родителями
Творческое объединение «Город мастеров» 1 год обучения
Цель: организация сотрудничества между педагогом и семьей в интересах
раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Декабрь

Организационное собрание для родителей учащихся 1 года
обучения. Выбор родительского актива. Анкетирование.
Обзор творческих конкурсов для детей, достижения
кружковцев прошлых лет. Беседа: «Портфолио - способ
накопления индивидуальных достижений в дополнительном
образовании детей».
Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Выставка творческих работ «Новогоднее волшебство».

Январь

«Итоги 1-го полугодия, план работы на 2-е полугодие»

Февраль

Лекция «Организация совместных творческих мероприятий
как фактор оптимизации детско-родительских отношений»
Открытое занятие «Оберег из элементов Коми орнамента»

Октябрь

Ноябрь

Март
Апрель
Май

Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Вернисаж творческих работ учащихся 1 года обучения.
План работы с родителями

Творческое объединение «Город мастеров» 2 год обучения
Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Организационное собрание для родителей учащихся 2 года
обучения. Выбор родительского актива. Анкетирование.
Обзор творческих конкурсов для детей, достижения

Октябрь

32

Декабрь

кружковцев прошлых лет. Беседа: «Портфолио-правильное
оформление результатов достижений учащися».
Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Выставка творческих работ «Новогоднее волшебство».

Январь

«Итоги 1-го полугодия, план работы на 2-е полугодие»

Февраль

«Организация совместных творческих мероприятий как
фактор оптимизации детско-родительских отношений»
Открытое занятие «Национальный костюм –отражение
традиций нашей малой родины»
Индивидуальные консультации по вопросам развития
творческого потенциала ребенка
Вернисаж творческих работ учащихся 2 года обучения.

Ноябрь

Март
Апрель
Май

33

Приложение 5
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе «Город мастеров»

Самостоятельная работа
№ п/п

Раздел учебного плана

1

Вводное занятие

2

Вышивка

Задания для самостоятельной работы
с использованием электронного
обучения и дистанционных
образовательных технологий
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Вспомните
правило
дорожной
безопасности.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Эти правила помогут вам встретить и
провести безопасный Новый год.
Ребята,
посмотрите
картинку

,
она
вышита
тамбурным швом. Если вам понравилось,
посмотрите
видео
по
ссылке.
Попробуйте, у вас получится. Не
забывайте о технике безопасности при
работе с иглой.

Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить разные виды
швов. Потом расскажете, какой шов
вам понравился, а какой нет.
Не
забывайте
про
технику
безопасности при работе с иглой

34

3

Работа с тканью

1 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить и сшить
осьминожку
ручным
швом.
Рекомендую
использовать
шов
«вперед иголку» мелким стежком.
Не
забывайте
про
технику
безопасности при работе с иглой

2 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить и сшить
прихватку.
Не
забывайте
про
технику
безопасности при работе с иглой

4

Вязание

5

Поделки из вторсырья

1 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
вспомните, как набирать петли
крючком.
Посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить и связать
крючком сердечко.
2 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
вспомните, как набирать петли
крючком.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить и связать
крючком осьминожек.
1 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Такие поделки можно сделать из
ненужных пластиковых бутылок.
Попросите взрослых, чтобы они вам
35

6

Коми

национальный

узор

Коми

национальный

костюм

7

Мастерская подарков

8

Конкурсная работа

9

Бисероплетение

помогли, или выполните любую
другую поделку из бросового
материала.
2 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Такие поделки можно сделать из
ненужных пластиковых бутылок.
Попросите взрослых, чтобы они вам
помогли, или выполните любую
другую поделку из бросового
материала.
1 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке о
коми
национальных
традициях,
обратите внимание на национальный
узор. Нарисуйте рисунки, пришлите
фото рисунков через электронный
дневник.
2 г.о.
Ребята, посмотрите видео по ссылке о
коми
национальных
традициях,
обратите внимание на национальный
костюм.
Нарисуйте
рисунки,
пришлите фото рисунков через
электронный дневник.
Ребята, очень приятно дарить
подарки, сделанные своими руками.
Посмотрите видео по ссылке,
сделайте открытку к Новому году
своими руками. Внутри напишите
поздравление.
Ребята, очень приятно дарить
подарки, сделанные своими руками.
Посмотрите видео по ссылке,
сделайте открытку к Дню Победы.
Внутри напишите поздравление.
Ребята, нарисуйте картину, сделайте
поделку
на
конкурс
«…….».
Сфотографируйте готовую работу и
пришлите в электронном дневнике,
для проверки.
Ребята,
попробуйте
составить
простейшую схему бисероплетения
на листочке в клеточку.
36

10

Бумагопластика

11

Самостоятельная
работа

Ребята, посмотрите видео по ссылке.
Попробуйте повторить.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
попробуйте повторить
самостоятельно.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
попробуйте повторить
самостоятельно.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
попробуйте повторить
самостоятельно.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
попробуйте повторить
самостоятельно.
Ребята, посмотрите видео по ссылке,
попробуйте повторить
самостоятельно.

37

Приложение 6
к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Город мастеров»

2.1 Календарно-тематическое планирование
1-го года обучения.
Раздел
Описание
раздела
Введение.
Инструктаж.
Вязание

Тема урока
Ознакомление с работой
кружка. Инструктаж по ТБ
и ПДД.
История художественного
вязания. Знакомство с
профессией. Просмотр
презентации. Знакомство с
пряжей и инструментами.
Техника безопасности.
Знакомство схемами
вязания крючком, спицами.
Просмотр журналов и книг
по вязанию.
История художественного
вязания. Просмотр
презентации. Знакомство с
пряжей и инструментами.
Техника безопасности.
Знакомство схемами
вязания крючком, спицами.
Просмотр журналов и книг
по вязанию.
Упражнения вязания
крючком: набор воздушных
петель; вязание второго и
последующих рядов;
вязание квадрата, круга.
Упражнения вязания
крючком: набор воздушных
петель; вязание второго и
последующих рядов;
вязание квадрата, круга.
Творческое работа.
Творческое работа.
Творческое работа.
Творческое работа.
Завершение творческой
работы, просмотр работ.
Оценка творческой работы.

Количество Дата
Дата
часов 144
проведения проведения
по факту
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1

38

Поделки из
вторсырья

Мастерская
подарков
Вязание

Завершение творческой
работы, просмотр работ.
Оценка творческой работы.
Поделка из вторсырья
«Органайзер»
Поделка из вторсырья
«Органайзер»
Поделка из вторсырья
«Шкатулка для мелочей»
Поделка из вторсырья
«Шкатулка для мелочей»
Поделка из вторсырья
«Шкатулка для мелочей»
Поделка из вторсырья
«Шкатулка для мелочей»
Поделка из вторсырья
«Ключница»
Поделка из вторсырья
«Ключница»
Открытка «С Днём учителя»

1

Открытка «С Днём учителя»
Проверка навыков
пройденных тем: вязание по
кругу; условные
обозначения схем;
инструменты. Выбор
творческой работы и
материалов.
Проверка навыков
пройденных тем: вязание по
кругу; условные
обозначения схем;
инструменты. Выбор
творческой работы и
материалов.
Творческая работа

1
1

Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Завершение творческой
работы, просмотр работ.
Оценка пройденной темы по
вязанию крючком.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

39

Работа с
тканью

Мягкая игрушка. История
игрушки. Материалы и
инструменты для мягкой
игрушки. Знакомство с
книгами и журналами по
мягкой игрушке. Выбор
игрушки, материала,
инструментов и выкройки.
Мягкая игрушка. История
игрушки. Материалы и
инструменты для мягкой
игрушки. Знакомство с
книгами и журналами по
мягкой игрушке. Выбор
игрушки, материала,
инструментов и выкройки.
Раскрой и соединение
деталей. Набивка деталей.
Раскрой и соединение
деталей. Набивка деталей.
Соединение деталей,
декорирование.
Соединение деталей,
декорирование.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Бисероплетение Введение в технологию
бисероплетения. Знакомство
с профессиями. Знакомство
с материалом и
инструментами. Повторение
техники безопасности.
Работа со схемами по
бисероплетению.
Плетение объемных
изделий из бисера.
Плетение объемных
изделий из бисера.
Плетение объемных
изделий из бисера.
Завершение плетения.
Составление композиции из
поделок.
Работа с
Изготовление брошки из
тканью
ткани. Эскиз. Выбор
материалов и декора.
Завершение и просмотр
работ.

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

40

Мастерская
подарков

Конкурсная
работа

Вышивка

Изготовление брошки из
ткани. Эскиз. Выбор
материалов и декора.
Завершение и просмотр
работ.
Мастерская подарков «С
Днём матери». Шкатулка
для украшений.
Мастерская подарков «С
Днём матери». Шкатулка
для украшений.
Конкурсная работа.

1

Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
История Вышивки.
Профессии. Где
применяется Вышивка.
Цветовая гамма. Схемы
узоров вышивки крестиком.
Инструменты и материалы.
Техника безопасности при
работе иголкой и
ножницами. Выбор картины
и нитей.
История Вышивки. Где
применяется Вышивка.
Цветовая гамма. Схемы
узоров вышивки крестиком.
Инструменты и материалы.
Техника безопасности при
работе иголкой и
ножницами. Выбор картины
и нитей.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

41

Мастерская
подарков.

Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Повторение инструктажа по
ТБ и ПДД.

1

Бумагопластика Введение в понятие
«Модульное оригами».
Профессии. Знакомство с
материалами и
инструментами. Повторение
техники безопасности.
Знакомство со схемами
модульного оригами.
Начало работы.
Выполнение творческой
работы
Выполнение творческой
работы
Выполнение творческой
работы
Окончание творческой
работы. Просмотр работ.
Конкурсная
Конкурсная работа.
работа
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Полезные советы как
правильно себя вести в
разных ситуациях.
Работа с
Творческая работа по
тканью
шитью прихватки.
Просмотр журналов. Эскиз.
Выкройка. Материалы и
инструменты. ТБ.
Творческая работа по
шитью прихватки.
Просмотр журналов. Эскиз.
Выкройка. Материалы и
инструменты. ТБ.
Выкраивание, соединение

1

Введение.
Инструктаж.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
42

Вышивка

Мастерская
подарков.
Вышивка

Мастерская
подарков.

Конкурсная
работа

деталей.
Выкраивание, соединение
деталей.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Подготовка к творческой
работе «Вышивка миниатюр
в технике Французский
узелок». Составление
эскизов. Подбор
инструментов и материалов.
Повторение ТБ. Начало
творческой работы.
Подготовка к творческой
работе «Вышивка миниатюр
в технике Французский
узелок». Составление
эскизов. Подбор
инструментов и материалов.
Повторение ТБ. Начало
творческой работы.
Мастерская подарков «С 23
февраля!»
Мастерская подарков «С 23
февраля!»
Завершение творческой
работы. Просмотр работы.
Опрос по теме «Вышивка»,
Завершение творческой
работы. Просмотр работы.
Опрос по теме «Вышивка»,
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Полезные советы для
красивых и здоровых
ногтей.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.

1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
43

Работа с
тканью

Коми
национальный
узор

Мастерская
подарков.

Творческая работа к
празднику «Пасха». Эскиз.
Выбор материалов и декора.
Изготовление выкройки.
Творческая работа к
празднику «Пасха». Эскиз.
Выбор материалов и декора.
Изготовление выкройки.
Творческая работа.
Творческая работа.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Национальная культура
коми народа и культурнобытовые традиции.
Посещение музея в Коми
национальной гимназии.
Коми национальный
костюм. Классификация
костюмов по районам РК.
Национальная культура
коми народа и культурнобытовые традиции.
Посещение музея в Коми
национальной гимназии.
Коми национальный
костюм. Классификация
костюмов по районам РК.
Подготовка к защите
проекта «Коми орнамент».
Подготовка к защите
проекта «Коми орнамент».
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Защита проектов «Коми
орнамент», Обсуждение.
Оценка работ.
Защита проектов «Коми
орнамент», Обсуждение.
Оценка работ.
Мастерская подарков «С
Днем победы!»
Мастерская подарков «С

1

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
44

Днем победы!»
Мастерская подарков «С
Днем победы!»
Мастерская подарков «С
Днем победы!»
Промежуточная Промежуточная аттестация
аттестация
Промежуточная аттестация
Работа с
Творческая работа
тканью
«Сумочка на лето».
Просмотр журналов. Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Творческая работа
«Сумочка на лето».
Просмотр журналов. Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Выкраивание и соединение
деталей.
Выкраивание и соединение
деталей. Продолжение
творческой работы
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

Календарно-тематическое планирование
2-го года обучения
Раздел
Описание
раздела
Введение.
Инструктаж.
Вязание

Тема урока

Кол-во
часов 144

Ознакомление с работой
кружка. Инструктаж по ТБ и
ПДД.
История вязания спицами.
Просмотр презентации.
Знакомство с пряжей и
инструментами. Техника
безопасности. Знакомство
схемами вязания крючком,
спицами. Просмотр
журналов и книг по вязанию.
Упражнения вязания двумя
спицами: набор петель;
вязание второго и
последующих рядов.
Творческая работа «Вязание

1

Дата
Дата
проведения проведения
по факту

1

45

шарфа»

Работа с
тканью

Поделки из
вторсырья

Продолжение и завершение
творческой работы.
Просмотр работ.
Продолжение и завершение
творческой работы.
Просмотр работ.
Свойства ткани. Просмотр
журналов и книг. Начало
выполнения творческой
работы «Косметичка». Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Выкраивание.
Свойства ткани. Просмотр
журналов и книг. Начало
выполнения творческой
работы «Косметичка». Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Выкраивание.
Сборка деталей. Завершение
работы. Просмотр работ.
Сборка деталей. Завершение
работы. Просмотр работ.
Волшебные свойства бумаги.
История возникновения
плетения из бумаги.
Просмотр презентации.
Заготовка сырья. Виды
плетения из газет: верёвочка,
спиральное.
Волшебные свойства бумаги.
История возникновения
плетения из бумаги.
Просмотр презентации.
Заготовка сырья. Виды
плетения из газет: верёвочка,
спиральное.
Заготовка сырья для
плетения коробки.
Заготовка сырья для
плетения коробки.
Продолжение творческой

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
46

Мастерская
подарков
Поделки из
вторсырья

Вязание

работы.
Продолжение творческой
работы.
Покраска готовой коробки.
Сушка.
Покраска готовой коробки.
Сушка.
Мастерская подарков «С
Днём учителя».
Мастерская подарков «С
Днём учителя».
Завершение творческой
работы. Декорирование.
Просмотр работ. Оценка
работ.
Завершение творческой
работы. Декорирование.
Просмотр работ. Оценка
работ.
История возникновения
варежек. Просмотр
презентации. Просмотр
работ. Разновидность
варежек. Изготовление
эскиза для творческой
работы. Выбор материала и
инструментов.
История возникновения
варежек. Просмотр
презентации. Просмотр
работ. Разновидность
варежек. Изготовление
эскиза для творческой
работы. Выбор материала и
инструментов.
Особенности вязания на 5
спицах. Тренировка вязания
на 5 спицах. Начало
творческой работы.
Особенности вязания на 5
спицах. Тренировка вязания
на 5 спицах. Начало
творческой работы.
Продолжение творческой
работы. Проверка техники
безопасности.
Продолжение творческой
работы. Проверка техники
безопасности.

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

47

Вышивка

Продолжение творческой
работы. Особенности
вязания отдельных частей
варежки.
Продолжение творческой
работы. Особенности
вязания отдельных частей
варежки.
Знакомство со способами
завершения вязания варежек.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Знакомство с вышивкой
гладью. Просмотр журналов.
Подготовка к творческой
работе «Вышивка
миниатюры гладью». Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов.
Знакомство с вышивкой
гладью. Просмотр журналов.
Подготовка к творческой
работе «Вышивка
миниатюры гладью». Эскиз.
Выбор материалов и
инструментов.
Творческая работа. Проверка
техники безопасности.
Творческая работа. Проверка
техники безопасности.
Продолжение, завершение и
окончательная отделка
миниатюры. Просмотр работ.
Продолжение, завершение и
окончательная отделка
миниатюры. Просмотр работ.
Знакомство с техникой
вышивки ленточками.
Подготовка к творческой
работе. Просмотр журналов.
Эскиз. Выбор материалов и
инструментов.
Знакомство с техникой
вышивки ленточками.
Подготовка к творческой
работе. Просмотр журналов.
Эскиз. Выбор материалов и
инструментов.
Продолжение творческой
работы. Проверка ТБ.
Продолжение творческой

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
48

Конкурсная
работа

Мастерская
подарков

Конкурсная
работа

Вязание

Мастерская
подарков

работы. Проверка ТБ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Конкурсная работа.

1
1
1

Конкурсная работа.

1

Мастерская подарков «С
Днём матери»
Мастерская подарков «С
Днём матери»
Мастерская подарков «С
Днём матери»
Мастерская подарков «С
Днём матери»
Конкурсная работа.

1

Конкурсная работа.

1

Конкурсная работа.

1

Конкурсная работа.

1

Конкурсная работа.

1

История вязаных носков.
Просмотр презентации.
Просмотр журналов.
Профессии. Выбор
материалов и инструментов.
Особенности вязания на 5
спицах. Повторение ТБ.
Начало творческой работы.
Особенности вязания на 5
спицах. Повторение ТБ.
Начало творческой работы.
Творческая работа.
Творческая работа.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

49

Введение.
Инструктаж.
Конкурсная
работа

Мастерская подарков «С
новым годом!»
Мастерская подарков «С
новым годом!»
Повторение инструктажа по
ТБ и ПДД. .

Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Бисероплетение Введение в технологию
бисероплетения на станке.
Знакомство с профессиями.
Изучение станка для
бисероплетения. Повторение
техники безопасности.
Изучение схем. Подбор
материалов и инструментов.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Работа с
История кукол. Просмотр
тканью
презентации. Выбор
творческой работы. Эскиз.
Выкройка.
История кукол. Просмотр
презентации. Выбор
творческой работы. Эскиз.
Выкройка.
Творческая работа.
Повторение техники
безопасности. Выкраивание
и сборка деталей.
Творческая работа.
Повторение техники
безопасности. Выкраивание
и сборка деталей.
Продолжение творческой

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1
50

работы.
Продолжение творческой
работы.
Выкраивание одежды для
кукол. Выполнение
аксессуаров.
Выкраивание одежды для
кукол. Выполнение
аксессуаров.
Мастерская
Мастерская подарков «С 23
подарков
февраля!»
Мастерская подарков «С 23
февраля!»
Работа с
Завершение творческой
тканью
работы. Просмотр работ.
Оценка работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Оценка работ.
Мастерская
Мастерская подарков «С 8
подарков
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Мастерская подарков «С 8
марта!»
Бумагопластика Введение в понятие
«Модульное оригами».
Знакомство с мастерами.
Работа со схемами,
инструментами и
материалами. Повторение
техники безопасности.
Начало творческой работы.
Творческая работа.
Творческая работа.
Творческая работа.
Завершение творческой
работы. Выставка работ.
Конкурсная
Конкурсная работа.
работа
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.
Конкурсная работа.

1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

51

Коми
национальный
костюм

Мастерская
подарков

Знакомство с Коми
национальным костюмом.
Просмотр презентации.
Посещение музея в Коми
национальной гимназии.
Творческий проект «Кукла в
коми национальном
костюме». Выбор костюмов
районов РК. Выбор тканей.
Изготовление выкройки.
Знакомство с Коми
национальным костюмом.
Просмотр презентации.
Посещение музея в Коми
национальной гимназии.
Творческий проект «Кукла в
коми национальном
костюме». Выбор костюмов
районов РК. Выбор тканей.
Изготовление выкройки.
Продолжение творческого
проекта. Сборка деталей.
Продолжение творческого
проекта. Сборка деталей.
Продолжение творческого
проекта.
Продолжение творческого
проекта.
Продолжение творческого
проекта.
Продолжение творческого
проекта.
Подготовка к презентации.
Подготовка к презентации.
Работа над презентацией.
Работа над презентацией.
Работа над презентацией.
Работа над презентацией.
Продолжение творческого
проекта.
Продолжение творческого
проекта.
Проверка презентаций.
Проверка презентаций.
Мастерская подарков «С
Днем победы!» Брошка
гвоздика
Мастерская подарков «С
Днем победы!» Брошка

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

52

гвоздика
Мастерская подарков «С
Днем победы!» Брошка
гвоздика
Коми
Защита проектов. Оценка
национальный
работ.
костюм
Защита проектов. Оценка
работ.
Работа с
Творческая работа по
тканью
изготовлению прихватки.
Эскиз. Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Повторение ТБ.
Выкраивание.
Творческая работа по
изготовлению прихватки.
Эскиз. Выбор материалов и
инструментов. Выкройка.
Повторение ТБ.
Выкраивание.
Сборка деталей прихватки.
Сборка деталей прихватки.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Оценка работ.
Завершение творческой
работы. Просмотр работ.
Оценка работ.
Промежуточная Промежуточная аттестация
аттестация
Промежуточная аттестация

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».