Лего-конструирование

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Лего-конструирование»
Направленность – техническая
Уровень сложности содержания
программы - стартовый
Возраст детей – 7-10лет
Срок реализации – 1 год
Составители:
Россик Алексей Сергеевич,
Шишаев Никита Сергеевич,
педагоги дополнительного
образования

Сыктывкар, 2023

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Лего-конструирование» (далее - Программа)
разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://zakon-ob- obrazovanii.ru;
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г.
№ 196, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до
2030
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/all/140314/;
Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля
2019 г. № 185 « О стратегии социально-экономического развития Республики
Коми на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://clck.ru/TjJbM;
- Решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10.12.2019 г. № 44/2019-619
«О внесении изменений в решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от
08.07.2011 № 03/2011-61 «О Стратегии социально-экономического развития
МО ГО «Сыктывкар» до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является
предметом особого внимания в стратегии социально-экономического
развития Республики Коми и одним из главных направлений развития
интеллектуальной одаренности детей. Развитие научно-инновационной сферы
республики направлено на содействие подготовке кадров с «инновационным
мышлением», разработке, апробации и реализации дополнительных

общеразвивающих программ технической направленности, в том числе,
поддержке изобретательства в техническом творчестве детей.
Уровень сложности содержания программы – стартовый, т.к. в
процессе реализации программы происходит освоение элементарной
грамотности в области моделирования и конструирования, изучения
элементарных устройств и принципов работы механических моделей на базе
конструкторов «Лего».
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы обусловлена повышенным интересом к
техническому моделированию в последние годы. Лего-конструирование – это
современное средство всестороннего развития личности ребёнка. Программа
создаёт необходимые условия для активизации познавательной деятельности,
творческой самореализации личности ребёнка, развития технических и
социальных способностей.
Интеграция с такими предметами как «Математика», «Информатика»
и «Окружающий мир» в сочетании с практической деятельностью с
учебными конструкторами «LEGO» в форме познавательной игры не только
дает возможность объединять и углублять знания и умения учащихся по
разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения,
повышает интерес к познанию, стимулирует творческую активность
учащихся.
Отличительные особенности
Программа «Лего-конструирование» - модифицированная. При её
составлении учитывался опыт работы педагога дополнительного образования
МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Россика А.С., а также дополнительная
общеразвивающая программа «ЛЕГО» МБОУ ДО «РЦДТ «Журавушка»
Викторовой Ю.Т., Ленинградская область, Гатчина.
Отличительной особенностью программы является использование
современного материально-технического оснащения и увеличение доли
практико-ориентированной деятельности в сочетании с игровыми
технологиями, что, безусловно, повышает мотивацию детей к занятиям,
развивает их познавательную и творческую активность.
Программа
направлена
на
всестороннее
удовлетворение
образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.
Новизна данной программы заключается в том, что используются
новые педагогические технологии в проведении занятий с упором на
духовно-нравственное воспитание учащихся. На занятиях создаются условия
для реализации потребности в поисковой активности, в процессе

практической работы учащиеся сами приходят к выводам и обобщениям.
Приобретенные знания самостоятельным путем имеют огромную
образовательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных
процессов и усваиваются качественно.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 7-10 лет, желающих развивать
технические способности, изучить основы конструирования. Набор в группу
осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных
представителей)
через
сайт
ПФДО
Коми
(https://komi.pfdo.ru/).
Рекомендуемое количество детей в группе – до 15 человек.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Учет индивидуальных особенностей: программа не требует специальной
подготовки.
Объем программы и срок ее освоения
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения
программы составляет:
Год
обучения
1

Продолжительность
одного занятия в
академических
часах
2

Количество
занятий в неделю

Всего
часов в
неделю

Всего
часов в год

2

4

144
144 часа

Итого:

Форма обучения: очная; в период невозможности организации
учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней может быть
организована самостоятельная работа
с использованием электронного
обучения, с применением дистанционных образовательных технологий
(Приложение 1).
Формы организации образовательного процесса: групповые,
парные,индивидуальные занятия.
Виды занятий: практические занятия; мастер-классы; открытое
занятие; беседа; просмотр видео материалов; игра; соревнования и др.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Расписание составляется
в
соответствии
с
требованиями
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Продолжительность одного занятия - 1 час по 40 минут. Всего часов в неделю

4: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала и
научно-технической компетенции ребенка в процессе
освоения
конструкторов «Лего».
Задачи программы:
обучающие:
- научить грамотному применению в речи основных технических терминов;
- дать представления о конструкциях и сборках «LEGO Classic» «LEGO
Education»;
- научить универсальным навыкам лего-конструирования, технологической
последовательности изготовления несложных конструкций;
- научить использовать приобретенные знания и умения для решения
творческих технологических задач.
развивающие:
- развить абстрактное и логическое мышление, внимание и память;
- научить пользоваться алгоритмами и инструкциями в процессе практической
и самостоятельной творческой деятельности;
- сформировать навыками анализа и разработки несложных механизмов;
- сформировать умение обосновывать принятые решения, в т.ч. технические;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся посредством
включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности;
воспитательные:
- сформировать
устойчивую мотивацию к дальнейшему
изучению лего-конструирования и продолжению обучения на программе
«Робототехника»;
- сформировать умение правильно относиться к успехам и неудачам,
стремление добиваться успеха, развить уверенность в себе;
- воспитать бережное отношение к материальному имуществу учреждения;
- воспитывать элементарные умения общения в коллективе, навыки
взаимопомощи.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план
№

Тема

Количество часов
всего теория практика

Формы
контроля

1

Вводное
учащихся,

занятие.

Правила поведения

охрана

труда, ПБ,

2

2

-

6

2

4

8

4

4

72

19

53

12
12
8

3
3
2

9
9
6

12

3

9

8

2

6

10
10
12

2.5
2.5
3

7.5
7.5
9

электробезопасность.
2

3
4

5

Учебные занятия. Бережное отношение к
материальному имуществу и порядку в
кабинете.
Изучение и конструирование «LEGO
City»
Изучение и конструирование
тематических построек:
4.1. Времена года – осень
4.2. Новый год
4.3. День Защитника Отчества.
Масленица
4.4. Животные. Международный
женский день
4.5 Финансовая грамотность.
Творческие задания
4.6 Пасха. День космонавтики
4.7 День Победы. Роботы
Изучение и конструирование по системе
кейсов

6

Творческий проект. Техническое задание

20

4

16

7

Подготовка к конкурсам

14

2

12

8

Самостоятельная работа. История
Лего-конструирования

8

2

6

9

Итоговое занятие

2

-

2

144

38

106

Итого

Текущий
контроль

Тест:
История Легоконструирования
Промежуточная
аттестация

1.4. Содержание учебного плана
Тема 1.
Введение.Предмет
и
содержание
курса.
Значение теоретического и практического материала
программы
Теория:

Вводный инструктаж учащихя. Знакомство с материальнотехнической базой.

Обсуждение тематики занятий, порядок работы.

Значение робототехники для современного общества.

Исторические сведения.

Понятие о проектировании и конструировании робототехнических
устройств.

Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения
курса и самостоятельного изучения.
Практическая работа. Фантазийный рисунок на тему, «Какие
бывают роботы», «Робот моей мечты» и т. д.
Тема 2. Учебное видео
Теория: Просмотр обучающего видео. Обсуждение.
Тема 3. Изучение и конструирование «LEGO City»
Теория: Общая структура. Способы соединения деталей и узлов.
Общая структура и основные узлы.
Практическая работа. Определение возможных способов соединения
деталей выбранных для изготовления моделей (с помощью схем, таблиц и
технических рисунков).
Тема 4. Изучение и конструирование построек по различным
темам. Текущий контроль
Теория: Знакомство с календарными праздниками. Изучение таких
разделов как: животные, роботы, финансовая грамотность. Анализ и
просмотр построек других учащихся. Способы конструирования.
Практическая работа. Определение возможных способов соединения
деталей выбранных для изготовления моделей (с помощью схем, таблиц и
технических рисунков).
Тема 5. Изучение и конструирование по системе кейсов
Теория: Система кейсов. Определение и решение проблем,
направленных на повседневные и нестандартные ситуации в жизни человека.
Практическая
работа. Конструирование моделей конструкций,
которые могут помочь решить определенные проблемы на заданную тему.
Например: устранить беспорядок на рабочем столе, разгрести огромные

сугробы посреди дороги и так далее.
Тема 6. Творческий проект и техническое задание. Создание
технической модели на базе полученных знаний и умений
Практическая работа. Выполнение простейших работ. Продолжение
работ по отладке модели.
Тема
7.
Подготовка к
конкурсам.
Испытания
техники.
Виды
испытаний.
Организациями проведение конкурсов изготовленных конструкций
Практическая работа. Оценивание качества выполнения конструкции,
устранение неисправностей и недоработок, совершенствование конструкции.
Обор моделей для демонстрации, подготовка к транспортировке, составление
инструкций по упаковке/распаковке.
Тема 8.
Самостоятельная работа
Определение понятия «робот». https://роботека.рф/robot
Классификация роботов по назначению. https://erabot.ru/klassifikatsiyarobotov/
Соревнования роботов.
Применение роботов в современном мире: от детских игрушек до
серьезных
научных
исследовательских
разработок.
http://robotix.by/blog/применение-роботов-в-современном- мир/
История
развития
робототехники.
https://legoteacher.ru/istoriyarobototehniki/istoriya-razvitiya-robototehniki/
https://www.robo.house/ru/istoriya-robototexniki/
Тест: История лего-конструирования и робототехники.
Тема 9. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация
Подведение итогов работы за истекший год. Дальнейшие перспективы
обучения.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными
результатами
освоения
учащимися
содержания
программы являются следующие умения:
- сформирована устойчивая мотивация к дальнейшему изучению
робототехники;
- умеют добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам,
чувствуют уверенность в себе;
- бережно относятся к материальному имуществу учреждения;
- владеют элементарными навыками общения в коллективе, взаимопомощи.
Предметные результаты:
- знают основные технические термины и понятия;

- имеют представление о конструкциях и сборках;
- знают основные механизмы и подвижные части в «LEGO Classic» и «LEGO
Education».
- знают, как использовать приобретённые знания и умения для решения
творческих технологических задач;
- сформированы навыки разработки несложных механизмов.
Метапредметные результаты:
- развиты абстрактное и логическое мышление, внимание и память;
- умеют пользоваться алгоритмами и инструкциями в процессе практической
и самостоятельной творческой деятельности;
- умеют обосновывать принятые решения, в т.ч. технические;
- включаются в различные виды проектной и конструкторской деятельности;
- развиты фантазия, изобретательность (творческий потенциал личности).
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы, материально-техническое
обеспечение:
- кабинет, оборудованный для проведения проведения занятий;
- конструктор LEGO Classic, LEGO Education;
- общий конструктор, размешанный из разных деталей;
2.2. Информационное обеспечение:
- нормативно-правовые документы
- справочная учебно-методическая литература и периодические
издания;
- учебно-методический комплект;
- дидактические материалы (методические пособия, плакаты,
схемы,, иллюстрации, технологические карты).
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Конструкторы LEGO позволяют учащимся в форме познавательной
игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей
жизни навыки.
Технология в современном мире и современном образовании носит
принципиально
интегрированный
характер,
базирующийся
на
взаимодействии самых разных областей естественнонаучного и
гуманитарного
знаний.
Поэтому
комплексное
использование
информационных технологий и метода проекта как средства модернизации
познавательного процесса и способа интеллектуального развития ребенка
дает большой результат в процессе обучения учащихся и новые возможности

для их творческого роста. Немаловажное значение имеет и
здрровьесберегающая технология, которая активно применяется на занятиях
ЛЕГО конструирования.
Программа позволяет поэтапно распределить учебный материал,
который рассчитан на последовательное изучение и освоение материала по
теоретической, технической подготовке в соответствии с этапами и годами
обучения,
что
позволяет
соблюсти
принципы
комплексности,
преемственности и целостности требований, подходов в построении
образовательного процесса.
Используются такие педагогические технологии как обучение в
сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, технологии
использования в обучении игровых методов.
Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед,
демонстрации наглядных пособий, обсуждения созданных моделей. В
содержание
теоретической
подготовки
входит
изучение
основ
программирования, ознакомление с историей робототехники в мире, России
и Республике Коми. Теоретические занятия целесообразно проводить
непосредственно перед практическими. Групповые практические занятия
проводятся на всех этапах обучения.
В воспитании и привитии личностных качеств учащихся используются
такие методы как: технология «Создание ситуации успеха»; технология КТД
И.П. Иванова (коллективные творческие дела); гуманно – личностная
технология Ш.А. Амонашвили и др. Ведущим является принцип
воспитывающего обучения. В процессе обучения педагог не только сообщает
учащимся необходимые знания и прививает им нужные умения и навыки, но
и всеми мерами содействует формированию у них положительных черт
характера, что дает большой результат в процессе обучения учащихся и
новые возможности для их творческого роста. Немаловажное значение имеет
и здрровьесберегающая технология, которая активно применяется на
занятиях ЛЕГО конструирования.
Программа позволяет поэтапно распределить учебный материал,
который рассчитан на последовательное изучение и освоение материала по
теоретической, технической подготовке в соответствии с этапами и годами
обучения,
что
позволяет
соблюсти
принципы
комплексности,
преемственности и целостности требований, подходов в построении
образовательного процесса.
Приложение 4. План воспитательной работы
В ходе реализации программы используются следующие формы

работы с родителями: индивидуальное консультирование, беседы,
родительские собрания, открытые занятия и др.
Педагог дополнительного образования имеет большие возможности
для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его
обучении, воспитании и развитии. Но деятельность будет гораздо
эффективнее, если социальными партнёрами педагога станут родители
ребёнка. Задача педагога заключается в поиске путей взаимодействия
деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой
образовательной среды.
Основными направлениями работы педагога
являются:
•
информационное педагогическое обеспечение родителей в
вопросах воспитания, оздоровления, ознакомление с текущими и
прогнозируемыми результатами обучения, воспитания;
•
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие
родителей в занятиях учебных групп, демонстрацию родителям учебных
достижений детей.
Приложение 5. План работы с родителями
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Результативность освоения программы определяется в ходе:
- текушего контроля: сборка моделей по инструкции.
- промежуточной аттестации: опрос, соревнование, наблюдения,
анализа результатов участия учащихся в конкурсах и соревнованиях по
электротехнике, робототехнике, изобретательству, соревнования или
презентация (защита) творческого проекта.
Виды контроля:
- конструирование по образцу, заключается в том, что детям
предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ
способов их воспроизведения. В данной форме конструирования
обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий
основанная на подражании. У детей формируются обобщённые способы
анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для
успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет
усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу:
от общего - к частям - к общему.
- конструирование по модели заключается в следующем: детям в
качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её
элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из
имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают

определённую задачу, но не дают способа её решения. В процессе
решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать
модель на составляющие ее элементы, для того что бы воспроизвести ее в
своей конструкции, умело подобрав и применив, те или другие детали.
- конструирование по заданным условиям заключается в следующем:
не давая детям образца, рисунков и способов конструирования, определяют
лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как
правило, подчёркивают практическое её назначение (например,
сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта).
Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят
проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе
такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия
и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность
достаточно сложной структуры. Дети так же легко и прочно усваивают
общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения
и в дальнейшем могут сами на основе установления такой зависимости
определять конкретные условия, которым будет соответствовать их
постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед
собой задачу.
- конструирование по замыслу обладает большими возможностями для
развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они
сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла
будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача.
Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Что
бы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети
должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте,
владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые
способы.
При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня
имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не
боясь ошибок, и т.п.).
- конструирование по наглядным схемам заключается в следующем: из
деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные
особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних
форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут
реализовываться при обучении детей сначала построению простых схемчертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому
конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у
детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е.

они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве
средства самостоятельного познания новых объектов.
- конструирование по теме, когда детям предлагают только общую
тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных
построек из конструктора и способов их осуществления. Эта форма
конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу,
с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются
определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме –
актуализация и закрепления знаний и умений, а также переключение детей на
новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Оценочные материалы
№

Предмет
оценивания

1.

Определить
уровень
умений.

2.

Определить
уровень
умений и
навыков.

Формы и
методы
оценивания
тест

Характеристика
оценочных
материалов
Конструирование
по образцу,
конструирование
по модели.

Тест
Защита
проекта

Конструирование
по условиям,
конструирование
по замыслу.

Показатели
оценивания
таблица№1

таблица№1

Критерии
оценивания
Высокий:
9-10 балов,
Средний:
7-8 балов;
Низкий:
6 балов.
Высокий:
9-10 балов,
Средний:
7-8 балов;
Низкий:
6 балов.

Виды
аттестац
ии
Текущий
контроль
(декабрь)
(Приложе
ние 3)
Промежу
точная
аттестаци
я
(май)
(Прилож
ение 3)

Список литературы
Нормативно-правовая основа программы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение, 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р)

[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/551785916
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- Приказ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года № 467
«Целевая
модель развития региональных систем дополнительного
образования детей» [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
года»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://government.ru/docs/all/140314/
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018 года №214-п [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA

- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «Вдохновение».
Список литературы для педагога
1.
Злаказов, А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: метод.пособие /
А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина; ред. В.Н. Халамов. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120 с.
2.
Индустрия развлечений: ПервоРобот: книга для учителя и сб.
проектов. LEGO Group. – М.: ИНТ, 2010. – 87 с.
3.
Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему
желанию. Руководство пользователя.
4.
Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с
использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа
Пророковой А.А.
5.
Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности:
учебно-метод. пособие / Л.П. Перфильева, Т.В. Трапезникова, Е.Л.
Шаульская, Ю.А. Выдрина; рук. В.Н. Халамов. – Челябинск: Взгляд, 2011. –
88 с.
6.
ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий и книга
дляучителя (CD)
7.
Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. Д. Г.
Копосов. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014
8.
Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение.
Управление - Лаборатория знаний. 2017 г.
Для учащихся:
1.
Липковиц Дэниел. LEGO книга игр. Оживи свои модели (LEGO
PlayBook).Эксмо. - 1. Липковиц Дэниел. -2014.- 200 с.
2.
Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей/ С.А.
Филиппов С-Пб, «Наука». 2011 – 137 с.
3.
Шейн, Андрей. Машиностроение и робототехника/ 3. Андрей Шейн,
-2017 – 86 с.
Электронные ресурсы:
1.
Официальный сайт компании Lego [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.lego.com/education/
2.
Инструкции по сборке [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.mindstorms.su/
3.
Сайт международной ассоциации образовательной робототехники
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wroboto.org/

Приложение 1
Самостоятельная работа
№
п/п

Раздел учебного плана

Задания для самостоятельной работы с
использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий

1.

Лего

2.

https://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-kursulegokonstruirovanie-na-temu-lego-2999322.html
Тест по лего-конструированию
https://multiurok.ru/files/test-polegokonstruirovaniiu-i-robototekhnike-lego.html
Тест по лего-конструированию
https://konstruktortestov.ru/test-14742

Детали, устройства,
механизмы и передачи
конструктора
Детали и электронные
компоненты
конструктора LEGO
WEDO 2.0
Дистанционные задания https://estaldialog.edumsko.ru/about/news/1488511
для обучающихся
«Легоконструирование»
В мире легоhttps://onlinetestpad.com/ru/test/565461-v-mireконструирования
lego-konstruirovaniya

3.

4.

Приложение 1

Календарно-тематический план
теория
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

практика

Тематика
Техника безопасности на занятиях.
2
Просмотр учебного видео.
2
Порядок уборки рабочего места.
0
Основные правила конструирования и
0
дисциплины.
Изучение и конструирование «LEGO
0.5
City»
Общая структура.
0.5
Основные узлы.
0.5
Способы соединения деталей и узлов.
0.5
Изучение и конструирование
0.5
тематических построек. Текущий
контроль
Времена года – осень.
Разбор темы «Осень».
0,5
Использование основных деталей по теме. 0,5
Сборка основных движущихся частей.
0.5
Сборка отдельных узлов.
0.5
Регулировка.
0.5
Изучение и конструирование набора «LEGO 0.5
Technic».
Изучение и конструирование символов
0.5
России.
Изучение и конструирование построек,
0.5
связанных с Новым годом.
Изучение и конструирование построек,
0.5
связанных с Новым годом.
Изучение и конструирование подарков на 0.5
Новый год.
Изучение и конструирование подарков на
0.5
Новый год.
Постройки на тему «Египет»
0.5
Изучение и конструирование на тему «День 0.5
защитника Отечества»
Изучение и конструирование построек в
0.5
честь праздника Масленицы.
Изучение и конструирование построек в
0.5
честь праздника Масленицы.
Изучение и конструирование набора на тему 0.5
«Наука»
Изучение и конструирование построек на
0.5
тему «Аквапарки»
Изучение и конструирование построек на
0.5
тему «Насекомые»
Изучение и конструирование на тему
0.5
«Международный женский день»
Изучение и конструирование на тему
0.5
«Домашние животные. Кошки»

0
0
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1.5
1,5
1,5
1,5
1,5

Дата
Дата
проведения проведен
ия по
факту

30.
31.
32.
33.

34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

Изучение и конструирование на тему
0,5
«Домашние животные. Собаки»
Изучение и конструирование собственных 0,5
различных игровых тематик из лего.
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Театр»
Изучение финансовой грамотности.
0,5
Конструирование зданий банков и
коммерции.
Изучение финансовой грамотности.
0,5
Конструирование зданий банков и
коммерции.
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Космос»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Пасха»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Пасха»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Животные»
Изучение и конструирование набора лего
0,5
«Звездные войны»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «День Победы»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «День Победы»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Роботы»
Изучение и конструирование построек на
0,5
тему «Роботы»
Изучение и конструирование лего. Времена 0,5
года – лето.
Изучение и конструирование Лего кейсов. 0,5
Ознакомительная часть.
Изучение и конструирование Лего кейса №1 0,5
Беспорядок.
Изучение и конструирование Лего кейса №2 0,5
Заброшенные здания.
Изучение и конструирование Лего кейса №3 0,5
Сугробы.
Изучение и конструирование Лего кейса №4 0,5
Люди с ограниченными возможностями.
Изучение и конструирование Лего кейса №5 0,5
Экологическая проблема.
0,5
Творческий проект и техническое
творчество
Правила сборки.
0,5
Общая схема.
0,5
Классификация деталей конструктора.
0,5
Различие блоков и пластин.
0,5
Балки и штифты.
0,5
Выполнение простейших моделей.
0,5
Кинематика конструкций.
0,5

1.5
1.5
1.5
1.5

1.5

1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5

59.

Продолжение работ.

0,5

1.5

60.

Отладка модели.

0,5

1.5

61.

Творческий проект

0,5

1.5

62.

Техническое задание

0,5

1.5

63.
64.

Изготовление
Кинематика и скорость

0,5
0,5

1.5
1.5

65.

Движения узлов

0,5

1.5

66.

Оценка логики и замер исполнения

0,5

1.5

67.

Отладка моделей.

0,5

1.5

68.

Испытания техники.

0,5

1.5

70.
71.

Самостоятельная работа.
Тест по истории лего-конструирования.

0,5
0,5

4
4

72.

Итоговое занятие. Промежуточная
аттестация
ИТОГО:

0

2

ВСЕГО:

40

104
144

Приложение 3

Контрольно-измерительные материалы, критерии оценки
Текущий контроль
Конструирование по образцу.

Конструирование по модели

Параметры и критерии оценки работ:
1. качество выполнения изучаемых приемов и операций сборки и работы в целом;
2. степень самостоятельности при выполнении работы;
3. знание деталей конструктора;
4. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный,
продуктивный);
5. найденные продуктивные технические и технологические решения.
https://konstruktortestov.ru/add

ТЕСТ
по лего-конструированию
ДЕТАЛИ КОНСТРУКТОРА
1. К какому типу деталей относится деталь на картинке?
1) КОЛЁСА
2) ШТИФТЫ
3) ПЛАСТИНЫ
4) РАМЫ
5) БАЛКИ

2. Как называется деталь на картинке?
1) БАЛКА 1х8
2) ПЛАСТИНА 1х8
3) РАМА 1х8
4) БАЛКА С ШИПАМИ
5) БАЛКА С ШИПАМИ 1х8

3. В какой из отделов следует положить деталь на
картинке?

1) ДАТЧИКИ
2) ШТИФТЫ
3) ИЗОГНУТЫЕ БАЛКИ
4) НИКУДА

4. Как называется деталь на картинке?
1) ОСЬ
2 ) ШТИФТ 3х МОДУЛЬНЫЙ
3) ОСЬ 3х МОДУЛЬНАЯ
4) ВТУЛКА
5) ШЕСТЕРЁНКА
5. Как называется деталь на картинке?
1) КИРПИЧИК
2 ) ШЕСТЕРЁНКА КОРОННАЯ
3) БАЛКА
4) ВТУЛКА
5) ШЕСТЕРЁНКА
6. К какому типу деталей относится деталь на картинке?

1) ШИНЫ
2) ШТИФТЫ
3 ) ИЗОГНУТЫЕ БАЛКИ
4) БАЛКИ
5) ДИСКИ

7. Как называется деталь на картинке?

a) Кирпич 1 х 2
b) Балка 1 х 7
c) Изогнутая балка 1 х 9
8. Как называется деталь конструктора?

a) Ось
b) Штифт
c) Полуось
2 раздел Детали связанные с механизмами

9. Как называются деталь конструктора?

a) Универсальная втулка
b) Штифт
c) Втулка-удлинитель
10. Какая зубчатая передача изображена на рисунке?

a) Штифт гладкий
b) Штифт с выступами
c) Штифт полуось
11. Как называется деталь на картинке?

a) Червяк
b) Ось
c) Втулка-удлинитель

12. Как называется деталь на картинке?
a) Угловой коннектор
b) Фиксатор
c) Рукоятка

13.Как называется деталь на картинке?

a) Фиксатор
b) Указатель
c) Угловой коннектор.

14. Как называется деталь на картинке?

a) Ось
b) Штифт
c) Полуось

Уровень
Группа

высокий

средний

низкий

группа

1. Незначительные

ошибки в технике.
2. Ошибки в выполнении
заданий,
но
желание
их
исправить.

1.
Недостаточная
концентрация
внимания.
2.
Значительные
ошибки
в
технике
выполнения
при
хорошей работе.

1. Отсутствие навыка
следовать инструкции.
2.Выполнение
всех
заданий в меру сил.

Промежуточная аттестация
Творческий проект
Темы: Изготовление лего-моделей, используемых в повседневной жизни.
Критерии оценивания открытой защиты проектов
Критерии оценки проекта
(в баллах)
1. Соответствие
сообщения заявленной
теме, целям и задачам
проекта (до 2 б)

2. Понимание проблемы и
глубина её раскрытия
(до 5 б)

3. Представление
собственных результатов
исследования (до 4 б)

4. Структурированность
и логичность сообщения,
которая обеспечивает
понимание и доступность
содержания (до 3 б)

Содержание критерия оценки

Количество
баллов

Соответствует полностью

2

Есть отдельные несоответствия

1

В основном не соответствует

0

Проблема раскрыта полно, проявлена
эрудированность в её рассмотрении

4-5

Проблема раскрыта частично

2-3

Проблема представлена поверхностно

0-1

Представлена оценка и анализ собственных
результатов исследования

3-4

Представлены собственные результаты

2-3

Результаты не соотнесены с позицией автора или
не представлены

0-1

Структурировано, обеспечивает понимание и
доступность содержания

2-3

Структурировано, но не обеспечивает понимание
и доступность содержания

1

Структура отсутствует

0

5. Культура выступления
(до 6 б)

6. Грамотность речи,
владение специальной
терминологией по теме
работы в выступлении
(до 6 б)

7. Наличие и
целесообразность
использования
наглядности, уровень её
представления

Налажен эмоциональный и деловой контакт с
аудиторией, грамотно организовано
пространство и время

4-6

Названные умения предъявлены, но владение
неуверенное

2-3

Предъявлены отдельные умения, уровень
владения ими низок

0-1

Речь грамотная, терминологией владеет
свободно, применяет корректно

4-6

Владеет свободно, применяет неуместно, либо
ошибается в терминологии

2-3

Не владеет или владеет слабо

0-1

Наглядность адекватна, целесообразна,
представлена на высоком уровне

3-4

Целесообразность неоднозначна, средний
уровень культуры представления

1-2

Наглядность неадекватна содержанию
выступления, низкий уровень представления

0

Ответил полно на все вопросы

3-5

Ответил на часть вопросов, либо ответы
неполные

1-3

Не ответил

0

(до 4 б)

8. Культура дискуссии –
умение понять
собеседника и
убедительно ответить на
его вопрос (до 5 б)

9. Соблюдение
регламента
Итого:

Несоблюдение регламента - каждая
просроченная минута – минус балл
Мах 35

Приложение 4

План воспитательных мероприятий
с учащимися
№

Мероприятия

1

Круглый стол «Давайте познакомимся»

2

Изучение особенностей межличностных
отношений в коллективе, в семье
Беседы «Искусство общения»
- что такое этикет
- правила поведения в общественных местах
- давайте говорить друг другу комплименты
Тренинги мышечного расслабления

3

4
5

6

7
8
9
10
11

Беседы «Ваши добрые поступки»
- что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и
вредные привычки)
- конфликт «Мое поведение в трудных ситуациях»
- урок мудрости (уважение к старшим)
Беседы:
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и
вежливым быть»
«Умение дарить и принимать подарок»
Профилактика вирусных и инфекционных
заболеваний
Поведение в экстремальных ситуациях: при утечке
газа, при пожаре.
Дорожно-транспортная безопасность – Школа
пешеходных наук
Как вести себя с незнакомыми людьми
Праздники:
«День Учителя»
«День Матери»
«Новый год»
«Рождество»
«Масленица»
«Пасха»

Ответственный

Сроки
проведения

Педагог,
педагогПедагогпсихолог
Педагог,
родители

Сентябрь

Педагог

В течение
года
Ноябрь

Педагог,
родители

В течение
года
Октябрь

Педагог,
родители

Декабрь

Педагог

Октябрь

Педагог

Сентябрь,
январь
Сентябрь,
январь
Март

Педагог
Педагог,
родители
Педагог

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Апрель
Июнь

Приложение 5
План работы с родителями
Цель:
- формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у учащихся знаний в сфере этики и психологии семейных
отношений.
Задачи взаимодействия:
- формирование активной педагогической позицииродителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
1.

Консультации родителей

в течение года

2.

Участие родителей творческого объединения в в течение года
мероприятиях Центра

3.

Посещение родительских собраний

Декабрь

Темы: «Правила поведения в Центре, на занятиях и Апрель
в общественных местах», «Развитие творческих
способностей у ребенка»
4.

Информирование родителей о работе творческого постоянно
объединения, об образовательных услугах Центра
посредством индивидуальных встреч, родительских
собраний, сайта Центра и в социальных сетях,
публикация фотоматериалов

5.

Участие родителей в Днях открытых дверей

6.

Распространение
среди
воспитательного характера

родителей

в течение года
памяток в течение года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».