Живопись 8-10 лет

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Живопись»
Направленность – художественная
Возраст детей – 8-10 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень сложности – стартовый
Составитель – педагог
дополнительного образования
Унгефуг Ирина Николаевна

Сыктывкар, 2023 г.

1

1.1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
обще-развивающая программа «Живопись » (далее – Программа) разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-

obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
-

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

(government.ru);

- Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185
« О стратегии
период

до

социально-экономического развития Республики Коми на

2035

года»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О

внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №

2

03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Доступное
дополнительное образование для детей», «Поддержка талантов», «Культура
малой

родины».

Они

направлены

на

обеспечение

современного,

содержательного и развивающего досуга для детей с возможностью для
дальнейшей профессиональной ориентации.
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа «Живопись» (далее Программа), разработана с
учетом современных требований к дополнительному образованию. Основной
целью

образовательно-воспитательной

деятельности

является

разностороннее развитие личности учащегося как гражданина Российского
общества, обладающего необходимыми для жизни знаниями и навыками,
культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным
ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам
общества.
Программа

«Живопись»

способствует

реализации

данной

стратегической цели, потому что учащиеся здесь знакомятся с традициями
коми, русского и немецкого народов. Так как занятия проходят на базе СОШ
21, с углубленным изучением языка, то эта программа востребована. Уровень
сложности программы – стартовый.
Она дает возможность разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа
вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех учащихся,
ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать

3

индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребёнку.
Занятия учащихся изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это
особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и
принимать всевозможные суррогаты

культуры. Кроме того, будучи

сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное
творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к
культуре своего народа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на
занятиях, будет поддерживать интерес учащихся к художественному
творчеству. А использование большего числа различных тем и творческих
заданий, связанных с видами художественной деятельности позволит
закрепить

знания

основ

языка

искусств,

навыки

художественной

деятельности и восприятия искусства.
Уровень программы - стартовый.
Направленность программы – художественная.
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа.
Тип программы – модифицированная.
Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в
области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и
детей,

как

основных

предоставляемых

социальных

дополнительных

заказчиков

образовательных

и
услуг.

потребителей
Программа

направлена на изучение, сохранение и развитие традиционных для
этнического народа коми материального и нематериального культурного
наследия: ремесел, культуры, фольклора.

4

Акуальность программы: обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Сегодня, когда во многих
общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства
отводится ограниченное время, развитие художественного творчества
школьников через систему дополнительного образования детей становится
особенно актуальным.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа «Живопись» (далее Программа) рассчитана на
проведение занятий творческого объединения «Живопись» в начальных
классах МАОУ «СОШ №21» г. Сыктывкара с углублённым изучением
немецкого языка, которая позволяет учащимся познакомиться с традициями
трёх культур через знакомство с народным художественным искусством.
Программа позволяет учащимся познакомиться с традициями трёх
культур (коми, русских и немцев) через знакомство с народным искусством,
которое окружает нас в повседневной жизни, сохраняет, изучает и развивает
сложившиеся традиции народного творчества, народов севера Республики
Коми. И благодаря этому учащиеся получат возможность, лучше понять
истоки культуры народа своей малой родины.
- способствует удовлетворению потребности детей в развитии творческой и
познавательной деятельности, в различных формах изучения материала.
- воспитывает эмоциональную отзывчивость, готовность к сотрудничеству
и дружбе.
- усиливает интерес к изучению традиций русского, коми и немецкого
народа и направляет его на создание индивидуальных и интересных
творческих работ.
Отличительные особенности и новизна программы

5

Программа разработана на основе авторской концепции программы по
изобразительному искусству Волобуевой И.И. Отличительные особенности
данной программы от уже существующих в этой области заключается в том,
что

программа

ориентирована

на

применение

широкого

комплекса

различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к
активной познавательной и творческой работе.
Дополнительное образование тесно связана с основным образованием и
является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы
обучения. Программа связана со следующими предметами в средней школе:
немецкий язык, история, коми язык, рисование, литература.

Адресат программы:
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/) или
самого учащегося, достигшего возраста 14-ти лет.
Состав учащихся: мальчики и девочки. Программа особенно будет интересна
и полезна тем, кто любит рисовать.
Возрастная группа: с 8 лет до 10лет.
Условия набора: по желанию детей.
Учет индивидуальных особенностей.
Программа направлена на содействие социализации и интеграции детей и
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей и иных), в жизнь общества.
Объем программы:
По срокам реализации: 1 год.

6

1 год обучения – 1час в неделю, всего 36 часов.
Темы учебно-тематического плана выдаются не последовательно, а в течение
всего года и объединены одной тематикой.
Наполняемость

учебной

группы:

в

группе

первого

года

обучения

насчитывается, как правило, 20-25 чел.
Срок освоения программы — занятия в объединении «Живопись»
проходят один раза в неделю по 1 часу с использованием класса и
мультимедийного презентационного оборудования.
Продолжительность программы 1 год, в количестве 36 часов в год.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога),
может быть организована самостоятельная работа с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Приложение №1).
Формы организации образовательного процесса
групповые, парные, индивидуальные;
- виды занятий;
учебное

занятие,

экскурсия,

мастер-класс,

мастерская,

выполнение

самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, и другие виды
учебных занятий и учебных работ и т.д.)
- режим занятий
Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия
– один академический час с 10-минутным перерывом после него.
Длительность одного академического часа составляет 40 мин., что
соответствует

требованиям

СП.

2.4.3648-20

«Санитарно-

7

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Цель и задачи программы:
Цель: Развитие художественных способностей учащихся через знакомство с
русским, немецким и коми творчеством.
Задачи:
Обучающие:


способствовать

обучению

грамотного

применения

терминов,

формулирования определений и понятий;


способствовать обучению навыкам слушания, понимания и анализа
произведения искусства;



способствовать обучению приёмам исполнительского мастерства
различными

художественными

материалами

и

художественными

техниками;
Развивающие:


развивать стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;



формировать художественно-творческую активность учащегося.
Воспитательные:



воспитывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего
народа и уважительное отношение к культуре и искусству других
народов нашей страны и мира в целом.

8

1.3 Содержание программы
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводная часть

1

0.25

0.75

2

Рисунок

7

1.75

5.25

3

Живопись

8

2

6

4

Орнамент

3

0.75

2.25

5

Декоративноприкладная работа
Композиции.

9

2,25

6,75

8

2

6

Итого

36

9

27

6

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Знакомство.
Теоретические знания.
План работы на год. Расписание. Организация рабочего места. Правила
техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Правила
дорожного движения. Демонстрация работ выполненных в различных
техниках исполнения, сувениры.
2. Рисунок.
Теоретические знания.
Графический материал- карандаш, гелевые ручки, мелки.
Практические знания.
Работа карандашом. Нанесение штриховки "Рыжая плутовка"

9

Работа, выполненная в цвете, тушью или тонкой кистью “Пуантилизм”,
использование карандашей в рисовании цветов, "ритм и движение", силуэт в
изобразительном искусстве, портрет мамы," Сказка в лесу".
3. Живопись.
Теоретические знания.
1. Волшебный мир красок. Три основных цвета.
2. Натюрморт. Определение формы и цвета предмета.
3. Пейзаж. Цвета и оттенки, используемые в композиции.
Практические знания.
Приёмы смешивания цветов. Выполнение работ в различных живописных
техниках
Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному, рисование по
- сырому "Пейзаж", многослойная живопись на тему: “Африка”, новогодний
натюрморт,
линейная и воздушная перспектива, морской пейзаж, "Натюрморт

Ала-

прима".4. Композиция.
Теоретические знания.
Цвет-

как

средство

художественной

выразительности.

Развитие

наблюдательности и воображения. Правила компановки.
Практические знания.
Выполнение эскизов, выбор цвета и формы, нужный для данной работы.
Композиции выполняются по темам “В гостях у сказки”, В гостях у Коми
сказки” - иллюстрирование любимой сказки, символ года, “Подводное
царство”, Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов, "Полёт на
другую планету", “Я – юный художник”.
4. Композиция.
Теоретические знания.
Цвет-

как

средство

художественной

выразительности.

Развитие

наблюдательности и воображения. Правила компановки.
Практические знания.

10

Выполнение эскизов, выбор цвета и формы, нужный для данной работы.
Композиции выполняются по темам “В гостях у сказки”, В гостях у Коми
сказки” - иллюстрирование любимой сказки, символ года, “Подводное
царство”, Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов, "Полёт на
другую планету", “Я – юный художник”.
5.Декоративно-прикладная работа.
аппликация
Теоретические знания.
Декоративный образ. Компановка. Подбирание цвета.
Открытка, её виды. Элементы, используемые в декоративных открытках.
Коллаж. Техника исполнения. Подбор материала.
Практические знания.
Аккуратность исполнения. Компановка и подбор материала и цвета в работах
"Декоративный натюрморт "," Декоративное дерево", техника рисования
“Свеча + акварель”, "Красоту надо уметь замечать", "Лучезарное солнце",
"Живопись на картоне, камне", " Изображение женского сказочного образа",
"Поздравительная открытка", "Оконный витраж".
6. Орнамент.
Теоретические знания.
Роспись «Хохлома», «Городецкая роспись». Цвет и элементы росписи.
Практические знания.
Составление

орнамента.

Прорисовка

мелких

деталей.

Аккуратность

закрашивания в работах: “Чудо – лошадки”, роспись посуды хохломской
росписью, Городецкая роспись, роспись тарелочки.
Прогнозируемый результат обучения:
Планируемые результаты реализации программы:
Предметные результаты

11



грамотное применение терминов, формулирования определений и
понятий;



умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;



способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;

Метапредметные результаты


осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;



умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;

Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа



и уважительное отношение к культуре и искусству других
народов нашей страны и мира в целом;
Формы

диагностики:

творческие

выставки,

тесты,

педагогическое

наблюдение, викторины.
Требования к уровню подготовки детей по программе на конец учебного
года:
Воспитанник

Базовая программа

должен
Знать

контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов

12

Уметь

выбирать формат и расположение листа в зависимости от
задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);

У них

умение работать в группе;

получат

умение уступать;

развитие

ответственность;

общеучебные самокритичность;
умения и

самоконтроль

личностные
качества:

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое

обеспечение:

хорошо

освещённый

кабинет, учебные стулья и столы, доска учебная, ноутбук, проектор.
Учебно-практическое оборудование: краски акварельные, краски
гуашевые, кисти, емкость для вод, восковые мелки, цветные карандаши,
фломастеры, чёрный маркер, клеёнка.
2.2. Информационно-методическое обеспечение

13

Журналы, книги, дидактический материал, наглядные пособия, чертежи,
репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые изделия, видео,
фото.
Интернет-источники: - Бумагопластика для детей, для начинающих
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tutknow.ru/rukodelie/11432bumagoplastika-dlya-deteydlya-nachinayuschih.html
Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина
- Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина [Электронный
ресурс].

–

Режим

доступа:

https://mirpozitiva.ru/articles/1904-kak-lepit-

izplastilina-poehtapno.html
«Лисена» -поделки, игры, творчество https://vk.com/li7ena
2.3 Методы и технологии обучения и воспитания.
Каждое

занятие

объединения

предполагает

рассмотрение

теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о
видах,

направлениях,

стилях

дизайна,

о

законах

художественного

конструирования, правилах проектирования, правилах построения и текущий
инструктаж.
Практической работе отводится большая часть учебного времени.
Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении
учебной

работы

обучающиеся

изучают

технологические

процессы

изготовления деталей, творческих работ. Педагог предлагает ряд заданий,
способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в
нужное русло, но при выполнении каждого задания учащийся свободен.
Уход от традиционного урока через использование в процессе
обучения

новых

технологий

позволяет

устранить

однообразие

образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия

14

для смены видов деятельности учащихся, позволит реализовать принципы
здоровьесбережения.
Осуществляется выбор технологии в зависимости от предметного
содержания, целей урока, уровня подготовленности учащихся, возможности
удовлетворения

их

образовательных

запросов,

возрастной

категории

учащихся.


Информационно – коммуникационная технология

Широкое

использование

ИКТ

открывает

для

учителя

новые

возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной
степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения,
позволяют улучшить качество преподавания.


Технология интегрированного обучения

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.
Использование различных видов работы в течение урока поддерживает
внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о
достаточной эффективности уроков. Интеграция даёт возможность для
самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует
раскрытию способностей.


Проблемные технологии

Создание под руководством педагога проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
в

результате

чего

и

происходит

творческое

овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей. Работы, созданные для выставки.


Игровые технологии

15

В игре дети незаметно для себя узнают много нового, практически
закрепляют и оценивают результат. В процессе игровой деятельности
ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют
новые знания.


Педагогика сотрудничества

В настоящее время данная технология возвращается в образовательные
учреждения в виде волонтерской деятельности. Педагоги с учащимися
стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их
помощи. Изготовление открыток для ветеранов.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные
консультации, беседы (см. Приложение №4)

2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Формы оценки
Обучения по программе предусматривает различные виды контроля
результатов

обучения:

1. Текущий, который осуществляется педагогом, предполагает совместный
просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление
лучших работ. Такая форма позволяет воспитанникам оценивать не только
чужие
2.

работы,

Промежуточная

аттестация, где

но
происходит

и
качественная

свои.
оценка

деятельности воспитанников в объединении.
Оценка достижения планируемых результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей
программы осуществляется по 3 уровням: высокий (от 9 до 10 баллов
освоения программного

материала), средний (от 5 до 8 баллов освоения

программного материала), низкий (от 4 баллов освоения программного
материала и менее).

16

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего
контроля

возможно

диагностирование

дидактического

процесса,

выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на
отдельных его этапах.
Промежуточная аттестация. Методы диагностики – практическая работа.

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

№

Предмет

Формы и

Характерист

Показатели

оценивания

методы

ика

оценивания

оценивания

оценочных
материалов

Критерии оценивания

Виды
контроля/
аттестаци
и

1

Определить
Работа на
уровень
заданную тему
знания
“В гостях у
традиций
Коми сказки” Коми народа иллюстрирова
ние любимой
сказки.(РНК)

Критерии
оценивания
творческой
работы

Знание
традиций.
Умение
создавать
узоры по
мотивам народ
ных росписей.

Высокий уровень:
Текущий
9-10 баллов
контроль
Хорошо выражено
(октябрь)
своеобразие и
выразительность Коми
творчества в рисунке.
Хорошее знание Коми
костюма.
Средний уровень:
5-8 баллов
Недостаточно выражено
своеобразие и
выразительность Коми
творчества в рисунке.
Недостаточное знание Коми
костюма.
Низкий уровень:
4 балла
Слабо выражено
своеобразие и
выразительность Коми
творчества в рисунке.

17

№

Предмет

Формы и

Характерист

Показатели

оценивания

методы

ика

оценивания

оценивания

оценочных

Критерии оценивания

Виды
контроля/

материалов

аттестаци
и
Незнание Коми костюма.

2

Определять
уровень
знаний
цветов,
различных
оттенков.

Творческая
работа на тему
“Я – юный
художник” -

Критерии
оценивания
творческой
работы

Знание
названия
цветов,
различных
оттенков.
Умение
смешивать
краски,
получая
различные
оттенки и
использовать
их в рисунке.

Высокий уровень:
9-10 баллов
Учащийся самостоятельно
сделал выбор в технике
рисования и составление
рисунка
Композиционный центр
выделен размером, цветом,
светом, расположением,
контрастом
Средний уровень:
5-8 баллов
Учащийся с помощью
педагога сделал выбор в
технике рисования и
составление рисунка
Композиционный центр
слабо выделен размером,
цветом, светом,
расположением, контрастом
Низкий уровень:
4 балла
Учащийся не смог
самостоятельно сделать
выбор в технике рисования и
составление рисунка
Композиционный центр не
выделен размером, цветом,
светом, расположением,
контрастом

Промежуточ
ная
аттестация
(апрель)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- отчёты результатов конкурсов и мероприятий;
- бланки фиксации результатов диагностик;
- диагностические карты.

18

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- грамоты и дипломы;
- бланки ответов;
- фотоотчёты;
- видеоматериалы;
-творческие выставки

Способы оценки результатов учебной деятельности:


награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;



отбор лучших работ учащихся для представления их в муниципальных

региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы:
-

Федеральный закон «Об образовании в

29.12.2012

№273-ФЗ

[Электронный

Российской
ресурс].

Федерации»
–Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/

19

- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением

Правительства

[Электронный

РФ

от

29

мая

ресурс].

2015

года

–Режим

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
ресурс].

[Электронный

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

дополнительного

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM

20

- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».

Инструкции по технике безопасности:
1. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном
компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение.
Электрический разряд.
2. Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами:
красками, кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
3. Антитеррористическая безопасность
4. Противопожарная безопасность
5. Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
6. Правила поведения на улице и ПДД
7. Правила поведения на экскурсии

21

Учебно-методическая литература,
используемая педагогом:
1.Воловик А.Ф.Всё о рисовании.- М.:ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2010-176с. ил.
2.Корнилова С.Н., Галанов А.С.Уроки изобразительного искусства для детей
5-9 лет-М. Рольф,2000.- 160с. ил.
3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
МИПКРО, 2003.
4.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4
кл.:пособие для учителя/О.В.Островская.М.:Гуманитар.изд.ЦентрВЛАДОКС,
2017.-276с.,8с.ил.-(Библиотека учителя начальной школы).
5.Н.А. Цирулик, Р.Н. ПросняковаУмные руки. Учебник для 1-го класса.Самара: Корпорация «Федоров»Издательство «Учебная литература», 2005.80с. ил.
Литература для учащихся
1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2012.
2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2010.
3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2002.
4.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2008.
6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003

22

Приложения
Приложение1
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может
быть организована самостоятельная работа с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Задания на самостоятельную работу на 1 год обучения (на дистант)
№

Темы

Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий

1

Декоративный натюрморт

https://www.youtube.com/watch?v=zPAP2Sibl70&ab_cha
nnel

2

Рисунок лисы "Рыжая плутовка"

https://www.youtube.com/watch?v=pnxkb21n3JQ&ab_ch
annel

3

“В гостях у Коми сказки” иллюстрирование любимой
сказки.(РНК)

https://www.youtube.com/watch?v=WGF7w4ZDwys&ab_
channel

4

Использование карандашей в
рисовании цветов.

https://www.youtube.com/watch?v=HwM7UggDJaU&ab_
channel

5

Художественный приём “заливка”.
Рисование неба.

https://www.youtube.com/watch?v=y8kMPRx3xpg&ab_c
hannel

6

Многослойная живопись на тему:
“Африка”.

https://www.youtube.com/watch?v=6ho5MDCmp8g&list=
PUz5VHZ3wphVmVSQiwyeW7A&index=113&ab_channel

23

7

Новогодний натюрморт

https://www.youtube.com/watch?v=sUb4UoVDCVk&ab_
channel

8

Узор и орнамент. Роспись посуды
хохломской росписью.

https://www.youtube.com/watch?v=fwh8pXW6Gi8&list=
UUdHz4JkFEUbFoCm1UJSctcA&index=74&ab_channel

9

Силуэт в изобразительном
искусстве. Сказочная птица или
сказочная рыбка.

https://www.youtube.com/watch?v=Vtw9esi66WQ&list=
UUdHz4JkFEUbFoCm1UJSctcA&index=174&ab_channe
l

10

Морской пейзаж.

https://www.youtube.com/watch?v=AFC8tw0_C_0&list=
UUdHz4JkFEUbFoCm1UJSctcA&index=189&ab_channe
l

11

Портрет мамы

https://www.youtube.com/watch?v=sRhMkEMcloA&list=
UUZGC2P3b1Cn_vW7ARucoFnQ&index=36&ab_chann
el

12

Полёт на другую планету.

https://www.youtube.com/watch?v=Ia6GgJXgVxA&ab_c
hannel

13

Техника ала-прима. Натюрморт.

https://www.youtube.com/watch?v=i28Rd22MuMI&ab_c
hannel

14

Понятие о графике. Сказка в лесу.

https://www.youtube.com/watch?v=vZy7FtRNg_o&list=P
LZI2Og8xvTpT5Bc8UeyiKC3lpwnKfJ7go&index=7&ab_
channel

24

Приложение 2
План воспитательной работы
Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в
условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса в
различных видах деятельности. Подготовка к выбору профессии.
Задачи:
1. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения,
расширяют безопасное пространство, в котором хорошо и интересно всем.
2. Создание условий для воспитания у учащихся любви к изобразительному
искусству, родному краю, к формированию гражданского самосознания.
3. Развитие индивидуальных способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,
выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.
4. Формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности,
инициативы.
5. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности Центра,
школы, продолжение формирования системы работы с родителями и
общественностью.
План работы
№ п/п

Наименование
мероприятия

1

Беседа по
профилактике

Сроки
Место
проведения проведения
сентябрь

СОШ 21

участники
Учащиеся
«ЦДОД

Ответственный за
проведение
Педагог
дополнительного

25

травматизма на
дорогах.
2

Беседа о
правилах
пожарной
безопасности.

3

Беседа о добром
отношении к
родителям, к
окружающим
людям,
сверстникам.

4

Беседа о
профессиях.

5

Изготовление
открыток к Дню
Матери

6

Немецкое
Рождество.
Участие в
конкурсе
рисунков.

7

Беседа о
противопожарной
безопасности
в новогодние
каникулы.

8

Рождество.
Традиции
и
обычаи.(РНК)

9

Беседа о
правилах
пожарной
безопасности.

10

Изготовление
открыток к
8марта. В

Вдохновение»
октябрь

образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

февраль

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

март

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

ноябрь

декабрь

январь

26

госпиталь.
11

«Осторожно!
Тонкий лед.»
Беседа.

12

Изготовление
открыток в Соц.
защиту

апрель

май

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

Приложение №3
Календарно-тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Название темы

Теория

Практика

Всего
часов

Дата
проведения

Вводное занятие “Как стать
художником?
Декоративный натюрморт
Декоративное дерево
Рисунок лисы "Рыжая плутовка"
“В гостях у сказки” иллюстрирование любимой сказки.
Техника рисования “Пуантилизм”
“Чудо – лошадки” - роспись Гжель
“В гостях у Коми сказки” иллюстрирование любимой
сказки.(РНК)
Приём рисования “по - сырому”
или равномерно-окрашенному.
Использование карандашей в
рисовании цветов.
Художественный приём “заливка”.
Рисование неба.
Рисование по - сырому. Пейзаж.
Многослойная живопись на тему:
“Африка”.
Ритм и движение.
Новогодний натюрморт
Символ года

0,25

0,75

1

7.09

0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1

14.09
21.09
28.09
5.10

0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75

1
1
1

12.10
19.10
26.10

0,25

0,75

1

9.11

0,25

0,75

1

16.11

0,25

0,75

1

23.11

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

30.11
7.12

0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75

1
1
1

14.12
21.12
28.12

27

17. Техника рисования “Свеча +
акварель”.
18. Линейная и воздушная
перспектива. Рисование улицы,
просёлочной дороги. Пейзаж.
19. "Красоту надо уметь замечать"
20. Узор и орнамент. Роспись посуды
хохломской росписью.
21. Силуэт в изобразительном
искусстве. Сказочная птица или
сказочная рыбка.
22. Морской пейзаж.
23. Портрет мамы
24. Поздравительная открытка
25. “Подводное царство” - рисование
пейзажа на тему
26. "Лучезарное солнце"
27. Стилизация. Приёмы стилизации
образов и предметов
28. Городецкая роспись. Роспись
тарелочки, разделочной доски.
29. Полёт на другую планету.
30. Техника ала-прима. Натюрморт.
31. Живопись на картоне, камне.
32. Понятие о графике. Сказка в лесу.
33. “Я – юный художник” самостоятельный выбор техники
рисования и составление рисунка.
34. Рисование лица человека.
Изображение женского сказочного
образа.
35. Оконный витраж
36. Свободная тема

0,25

0,75

1

11.01

0,25

0,75

1

18.01

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

25.01
1.02

0,25

0,75

1

8.02

0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1

15.02
22.03
1.03
8.03

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

15.03
22.03

0,25

0,75

1

5.04

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

1
1
1
1
1

12.04
19.04
26.04
3.05
10.05

0,25

0,75

1

17.05

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

24.05
30.05

Приложение №4
План работы с родителями.
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного
образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для
организации

его

досуга,

но

и,

прежде

всего,

заинтересованы

в

образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат.
Поэтому

для

педагога

дополнительного

образования

очень

важно

установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы
поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и

28

взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом
зависит от форм организации работы.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие
формы работы с родителями:
1.Групповые формы:
• Дни открытых дверей.
• Родительское собрание.
• Творческие мастерские.
• Совместная досуговая деятельность.
2.Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
Таким образом, используя различные формы общения с родителями,
создается благоприятный микроклимат между самими учащимися и семьей в
целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и
формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и
психологической грамотности родителей. Ведь только совместная
деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и
обучении детей.

Год

Организация совместной деятельности с
родителями
Форма
Содержание
Результат
деятельности

Взаимодействие с родителями
Форма

Содержание
деятельности

29

Октябрь,
март

Школьные
ярмарки, Дни
микрорайона

Совместное
посещение
мероприятия

Радость
результатам
ребенка

Сентябрь,
май

Декабрь,
апрель

Выставки
детского
творчества

Декабрь,
май

Социологичес
кий опрос

Октябрь,
ноябрь,
декабрь,
март

Рисункиподарки

Достижение
ребенка,
совместное
посещение
мероприятия
Анкетировани
е родителей и
учащихся

Радость
результатам
ребенка

Выполнение
рисунков,
изготовление
открыток на
праздники

Выражение
благодарнос
ти
родителям

Заполнение
анкет

Собрание

Презентация
программы

Социологи
ческий
опрос

Анкетирование
Родителей
на выявление
удовлетворенности
качеством
образовательных
услуг

Приложение 5
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Форма фиксации

30

Творческая работа
Текущий контроль
«В гостях у Коми сказки»
№

Ф.И. ребёнка

п/п

Хорошо выражено
своеобразие и
выразительность Коми
творчества в
рисунке(орнамент)
(1-10)

Знание Коми костюма
(1-10)

6
7-8
8-10
6
баллов баллов баллов баллов

Общая
отметка

7-8
8-10
баллов баллов

Высокий уровень:
9-10 баллов
Хорошо выражено своеобразие и выразительность Коми творчества в рисунке.
Хорошее знание Коми костюма.
Средний уровень:
5-8 баллов
Недостаточно выражено своеобразие и выразительность Коми творчества в рисунке.
Недостаточное знание Коми костюма.
Низкий уровень:
4 балла
Слабо выражено своеобразие и выразительность Коми творчества в рисунке. Незнание
Коми костюма.

Творческая работа
Промежуточная аттестация 1 год обучения
«Я — юный художник»
№
п/п

Ф.И. ребёнка

самостоятельно сделал
выбор в технике рисования
и составление рисунка
(1-10)
6
баллов

Композиционный центр
выделен размером,
цветом, светом,
расположением,
контрастом(1-10)

7-8
8-10
6
баллов баллов баллов

Общая
отметка

7-8
8-10
баллов баллов

Высокий уровень:
9-10 баллов
Учащийся самостоятельно сделал выбор в технике рисования и составление рисунка
Композиционный центр выделен размером, цветом, светом, расположением, контрастом

31

Средний уровень:
5-8 баллов
Учащийся с помощью педагога сделал выбор в технике рисования и составление рисунка
Композиционный центр слабо выделен размером, цветом, светом, расположением,
контрастом
Низкий уровень:
4 балла
Учащийся не смог самостоятельно сделать выбор в технике рисования и составление
рисунка
Композиционный центр не выделен размером, цветом, светом, расположением,
контрастом

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».