Живопись 7-8 лет

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
– ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Живопись»
Направленность - художественная
Возраст детей - 7-8 лет
Срок реализации - 1 год
Уровень сложности - стартовый
Составитель - педагог
дополнительного образования
Унгефуг Ирина Николаевна

Сыктывкар, 2023 г.

1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
обще-развивающая программа «Живопись » (далее – Программа) разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской

Федерации»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №
196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
-

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г.
№ 185 «О стратегии социально-экономического развития Республики Коми
на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619

"О внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011
№ 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
2

"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://clck.ru/TjJea.
Флагманскими проектами Республики Коми являются «Доступное
дополнительное образование для детей», «Поддержка талантов», «Культура
малой

родины».

Они

направлены

на

обеспечение

современного,

содержательного и развивающего досуга для детей с возможностью для
дальнейшей профессиональной ориентации.
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная
общеразвивающая программа «Живопись» (далее Программа), разработана с
учетом современных требований к дополнительному образованию. Основной
целью

образовательно-воспитательной

деятельности

является

разностороннее развитие личности учащегося как гражданина Российского
общества, обладающего необходимыми для жизни знаниями и навыками,
культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным
ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам
общества.
Программа

«Живопись»

способствует

реализации

данной

стратегической цели, потому что учащиеся здесь знакомятся с традициями
коми, русского и немецкого народов. Так как занятия проходят на базе СОШ
21, с углубленным изучением языка, то эта программа востребована. Уровень
сложности программы – стартовый.
Она дает возможность разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа
вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех учащихся,
ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребёнку.
3

Занятия учащихся изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это
особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и
принимать всевозможные суррогаты

культуры. Кроме того, будучи

сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное
творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к
культуре своего народа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на
занятиях, будет поддерживать интерес учащихся к художественному
творчеству. А использование большего числа различных тем и творческих
заданий, связанных с видами художественной деятельности позволит
закрепить

знания

основ

языка

искусств,

навыки

художественной

деятельности и восприятия искусства.
Уровень программы - стартовый.
Направленность программы - художественная
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Тип программы – модифицированная
Направленность программы - художественная
Уровень - дополнительная образовательная программа.
Вид - общеобразовательная общеразвивающая программа
Тип программы — модифицированная
Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в
области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и
детей,

как

основных

предоставляемых

социальных

дополнительных

заказчиков

образовательных

и

потребителей

услуг.

Программа
4

направлена на изучение, сохранение и развитие традиционных для
этнического народа коми материального и нематериального культурного
наследия: ремесел, культуры, фольклора.
Акуальность программы обусловлена тем, что реализуется новые
современные подходы к преподаванию искусства живописи, направленного
на развития личности в целом.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «Живопись» (далее Программа) рассчитана на
проведение занятий творческого объединения «Живопись» в начальных
классах МАОУ «СОШ №21» г. Сыктывкара с углублённым изучением
немецкого языка, которая позволяет учащимся познакомиться с традициями
трёх культур через знакомство с народным художественным искусством.
Программа позволяет учащимся познакомиться с традициями трёх
культур (коми, русских и немцев) через знакомство с народным искусством,
которое окружает нас в повседневной жизни, сохраняет, изучает и развивает
сложившиеся традиции народного творчества, народов севера Республики
Коми. И благодаря этому учащиеся получат возможность, лучше понять
истоки культуры народа своей малой родины.
- способствует удовлетворению потребности детей в развитии творческой и
познавательной деятельности, в различных формах изучения материала.
- воспитывает эмоциональную отзывчивость, готовность к сотрудничеству
и дружбе.
- усиливает интерес к изучению традиций русского, коми и немецкого
народа и направляет его на создание индивидуальных и интересных
творческих работ.
5

Целевые ориентиры программы направлены на формирование и развитие
творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном развитии; на формирование
мотивации личности к познанию, творчеству,

труду, искусству; на

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
профессиональной

на

обеспечение

ориентации,

на

адаптации

к

выявление

жизни
и

в

обществе,

поддержку

детей,

проявивших выдающиеся способности, а также на выявление и развитие у
учащихся творческих способностей .
Отличительные особенности и новизна программы
Программа разработана на основе авторской концепции программы по
изобразительному искусству Волобуевой И.И.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
в этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Дополнительное образование тесно связана с основным образованием и
является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы
обучения. Главным аспектом системы дополнительного образования является
преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с
программами общеобразовательной средней школы.
Программа связана со следующими предметами в средней школе:
немецкий язык, история, коми язык, рисование, литература. Данная
программа рассчитана на проведение занятий творческого объединения
«Живопись» в начальных классах МАОУ «СОШ № 21» г. Сыктывкара с
углублённым изучением немецкого языка, которая реализует дополнительные
образовательные программы, ориентированные на изучение немецкой,
культуры.

6

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов
и сочетания различных направлений и форм занятия;
- изучение и работа различными

материалами и освоение новых техник в

рисовании.
Адресат программы:
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей
(законных представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/)
Состав учащихся: мальчики и девочки. Программа особенно будет интересна
и полезна тем, кто любит рисовать.
Возрастная группа: с 7лет до 8лет.
Условия набора: по желанию детей.
Учет индивидуальных особенностей.
Программа направлена на содействие социализации и интеграции детей и
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей и иных), в жизнь общества.
Объем программы:
По срокам реализации: 1 год.
1 год обучения – 1час в неделю, всего 36 часов.
Темы учебно-тематического плана выдаются не последовательно, а в течение
всего года и объединены одной тематикой.

7

Наполняемость

учебной

группы:

в

группе

первого

года

обучения

насчитывается, как правило, 20-25 чел.
Срок освоения программы — занятия в объединении «Живопись»
проходят один раза в неделю по 1 часу с использованием класса и
мультимедийного презентационного оборудования.
Продолжительность программы 1 год, в количестве 36 часов в год.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога),
может быть организована самостоятельная работа с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Приложение №1).
- формы организации образовательного процесса
групповая, парная, индивидуальная;
- виды занятий;
учебное

занятие,

экскурсия,

мастер-класс,

мастерская,

выполнение

самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, и другие виды
учебных занятий и учебных работ и т.д.)
- режим занятий
Учащиеся имеют два занятия в неделю; продолжительность каждого занятия
– один академический час с 10-минутным перерывом после него.
Длительность одного академического часа составляет 40 мин., что
соответствует

требованиям

СП.

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

8

Цель и задачи программы:
Цель: Развитие художественных способностей учащихся через знакомство с
русским, немецким и коми творчеством.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить с художественным искусством коми и немецкого
народа;
 Научить пользоваться художественными материалами и техниками;
Развивающие:
 Сформировать умение вести диалог;
 Научить самостоятельно организовывать творческую деятельность и
место занятий;
 Научить анализировать собственную деятельность и работу
сверстников.
Воспитательные:
 Привить уважение к культуре и искусству Родины и своего народа;
 Развить потребность в самостоятельной практической творческой
деятельности.
1.3 Содержание программы
№

Название темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего Теория Практика
1

Вводная часть

1

0.25

0.75

2

Рисунок

7

1.75

5.25

3

Живопись

10

2,5

7,5

Текущий контроль

9

4

Орнамент

3

0.75

2.25

5

Декоративноприкладная работа
Композиции.

7

1.75

5.25

8

2

6

Итого

36

9

27

6

Промежуточная
аттестация

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Знакомство.
Теоретические знания.
План работы на год. Расписание. Организация рабочего места. Правила
техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Правила
дорожного движения. Демонстрация работ выполненных в различных
техниках исполнения, сувениры.
2. Рисунок.
Теоретические знания.
Графический материал- карандаш, гелевые ручки, мелки.
Практические знания.
Работа карандашом. Нанесение штриховки "Веселый котенок"
Работа, выполненная в цвете, тушью или тонкой кистью “Портрет мамы”,
использование карандашей в рисовании цветов, "Любимые герои", силуэт в
изобразительном искусстве.
3. Живопись.
Теоретические знания.
1. Волшебный мир красок. Три основных цвета.
2. Натюрморт. Определение формы и цвета предмета.
3. Пейзаж. Цвета и оттенки, используемые в композиции.
Практические знания.
10

Приёмы смешивания цветов. Выполнение работ в различных живописных
техниках
Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному, рисование по
- сырому "Закат солнца", многослойная живопись на тему: "Осенний букет”.
Натюрморт с фруктами.
4. Композиция.
Теоретические знания.
Цвет-

как

средство

художественной

выразительности.

Развитие

наблюдательности и воображения. Правила компановки.
Практические знания.
Выполнение эскизов, выбор цвета и формы, нужный для данной работы.
Композиции выполняются по темам “Подводный мир", "Мои любимые
сказки" - иллюстрирование любимой сказки, символ года. Приёмы
стилизации образов и предметов, "Вселенная глазами детей", “Родина моя”.
5.Декоративно-прикладная работа.
Теоретические знания.
Декоративный образ. Компановка. Подбирание цвета.
Открытка, её виды. Элементы, используемые в декоративных открытках.
Техника исполнения. Подбор материала.
Практические знания.
Аккуратность исполнения. Компановка и подбор материала и цвета в работах
"Силуэт дерева", "Еловые ветки", "Петушок-золотой гребешок",
"Поздравительная открытка".
6. Орнамент.
Теоретические знания.
Цвет и элементы народной росписи.
Практические знания.
Составление

орнамента.

Прорисовка

мелких

деталей.

Аккуратность

закрашивания в работах: "Орнамент из цветов", "Узор в полосе" роспись
сосуда.
11

Планируемые результаты реализации программы:
Предметные результаты:
 Знают основные особенности художественного творчества немецкого, коми
и русского народа.
 Владеют навыками художественной обработки материалов, умело работать
с инструментами.
Метапредметные результаты:
 Умеют вести диалог в коллективе.
 Умеют планировать собственную деятельность и организовывать место
занятий.
 умеют анализировать собственную деятельность и работу сверстников.
Воспитательные:
 Испытывают чувство уважения к культуре и искусству Родины и своего
народа.


Имеют

потребность

в

самостоятельной

практической

творческой

деятельности.
Формы

диагностики:

творческие

выставки,

тесты,

педагогическое

наблюдение, викторины.
Требования к уровню подготовки детей по программе на конец учебного
года:
Воспитанник
Базовая программа
должен
Знать
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

12

Уметь

У них получат
развитие
общеучебные
умения и
личностные
качества:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые
оттенки;
правильно использовать художественные материалы в
соответствии со своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства
и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее
место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое

обеспечение:

хорошо

освещённый

кабинет, учебные стулья и столы, доска учебная, ноутбук, проектор.
Учебно-практическое

оборудование: краски акварельные, краски

гуашевые, кисти, емкость для вод, восковые мелки, цветные карандаши,
фломастеры, чёрный маркер, клеёнка.
2.2. Информационно-методическое обеспечение
Журналы, книги, дидактический материал, наглядные пособия,
чертежи, репродукции, таблицы, шаблоны, работы учащихся, готовые
изделия, видео, фото.
Интернет-источники: - Бумагопластика для детей, для начинающих
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tutknow.ru/rukodelie/11432bumagoplastika-dlya-deteydlya-nachinayuschih.html

13

- Оригами из бумаги: ТОП-70 схем поделок [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://fanibani.ru/origami-iz-bumagi-top-shem-podelok-legkieiposhagovye Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина
- «Лисена» -поделки, игры, творчество https://vk.com/li7ena

2.3 Методы и технологии обучения и воспитания.
Каждое

занятие

объединения

предполагает

рассмотрение

теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о
видах,

направлениях,

стилях

дизайна,

о

законах

художественного

конструирования, правилах проектирования, правилах построения и текущий
инструктаж.
Практической работе отводится большая часть учебного времени.
Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении
учебной

работы

обучающиеся

изучают

технологические

процессы

изготовления деталей, творческих работ. Педагог предлагает ряд заданий,
способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в
нужное русло, но при выполнении каждого задания учащийся свободен.
Уход от традиционного урока через использование в процессе
обучения

новых

технологий

позволяет

устранить

однообразие

образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия
для смены видов деятельности учащихся, позволит реализовать принципы
здоровьесбережения.
Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от
предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности учащихся,
возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной
категории учащихся.
14

Игровые технологии

1.

В игре дети незаметно для себя узнают много нового, практически
закрепляют и оценивают результат. В процессе игровой деятельности
ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют
новые знания.
Применение игровых технологий на занятиях у младших школьников
необходимо, так как ценность игры в психологопедагогическом
контексте очевидна. При условии разумного использования игра
способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно
обеспечивает:
- успешность адаптации учащегося в новой ситуации развития;
- развитие учащегося как субъекта собственной деятельности и
поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и
физического здоровья.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по
таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства;
-

в

учебную

деятельность

вводятся

соревнования,

которые

способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом. В игре дети незаметно для себя узнают много нового,
практически закрепляют и оценивают результат. В процессе игровой
15

деятельности

ребята

получают

навыки

общения, обобщают

и

систематизируют новые знания.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные
консультации, беседы (см. Приложение №4).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации
Формы оценки
Обучения

по

программе

предусматривает

различные виды

результатов

контроля
обучения:

1. Текущий, который осуществляется педагогом, предполагает совместный
просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление
лучших работ. Такая форма позволяет воспитанникам оценивать не только
чужие

работы,

но

и

свои.

2. Промежуточная аттестация, где происходит качественная оценка
деятельности
В

конце

учащихся

второго

обучающихся,

полугодия

проверка

в

проводится

уровня

знаний

объединении.

промежуточная
по

освоению

аттестация
программы:

«В»

-

высокий,

освоение

программы

более

9

баллов;

«С»

-

средний,

освоение

программы

более

5

баллов;

«Н»

-

низкий,

освоение

программы

менее

4

баллов.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего
контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление
его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
 Промежуточная аттестация – выполнение этапное подведения итогов
за пройденный раздел после прохождения тем в форме выставки.

16

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
1 год обучения
№

Предмет
оценивания

Формы и Характеристика
методы
оценочных
оценивания
материалов

Показатели
оценивания

Критерии
оценивания

Виды
аттестации

Высокий
уровень:
9-10 баллов
Соблюдалась
последовательность
этапов работы.
Учащийся смог
создать образ
кошки из овалов
разной величины
Средний уровень:
5-8 баллов
Соблюдалась
последовательность
этапов работы с
ошибками.
Учащийся с
помощью педагога
смог создать образ
кошки из овалов
разной величины
Низкий уровень:
0-4 балла
Не соблюдалась
последовательность
этапов работы.
Учащийся не смог
создать образ
кошки из овалов
разной величины

Текущий
контроль
(октябрь)

1 Определить
уровень
создания образа
кошки из овалов
разной
величины

Работа на
заданную
тему
“Веселый
котенок"

Критерии
оценивания
творческой
работы

Умение
передавать
увиденное,
соблюдение
пропорций

2 Определить
уровень
творческого
потенциала
композиционных
и живописных
навыков

Творческая
работа на
тему
"Сказочный
домик"

Критерии
оценивания
творческой
работы

Уровень
Промежуточная
Высокий
живописных
аттестация
уровень:
навыков,
(апрель)
9-10 баллов
проявление
Самостоятельность,
оригинальности
ярко выраженная в
в работе
работе
оригинальность и
выразительность.
Средний уровень:
17

5-8 баллов
Слабо выраженная
самостоятельность,
недостаточно в
работе
оригинальности и
Низкий уровень:
0-4 балла
Отсутствует
самостоятельность,
нет в работе
оригинальности и
выразительности.

Формы

диагностики:

творческие

выставки,

тесты,

педагогическое

наблюдение, викторины, кроссворды.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- отчёты результатов конкурсов и мероприятий;
- бланки фиксации результатов диагностик;
- диагностические карты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- грамоты и дипломы;
- бланки ответов;
- фотоотчёты;
- видеоматериалы;
-творческие выставки
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или
инструктажа;
18

2. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
3. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Способы оценки результатов учебной деятельности:


награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;



отбор лучших работ учащихся для представления их в муниципальных

региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.

19

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы:
-

Федеральный закон «Об образовании в

29.12.2012

№273-ФЗ

[Электронный

Российской
ресурс].

–

Федерации»
Режим

от

доступа:

https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. // Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:
Просвещение,

2009г.

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв.
распоряжением
[Электронный

Правительства

РФ

ресурс].

от

29

мая

–

2015

Режим

года

№996-р)
доступа:

http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/551785916
- ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный
ресурс].

–

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- ПРИКАЗ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и
20

осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных

программ»

(вместе

с

«Порядком

организации

и

осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- ПРИКАЗ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года № 467
«Целевая

модель

образования

развития

детей»

региональных

[Электронный

систем

ресурс].

–

дополнительного
Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс].
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM
- ПРИКАЗ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики

Коми

«Об

утверждении

правил

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018

года

№214-п

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:

http://docs.cntd.ru/document/550163236
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных

общеразвивающих

программ

в

Республике

Коми»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqMbA
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030
года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea
- Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение».

21

Инструкции по технике безопасности:
1. Техника безопасности и охраны труда при работе на персональном
компьютере. Личная гигиена и здоровье учащегося. Излучение.
Электрический разряд.
2. Техника безопасности по ДПИ (работа с инструментами и материалами:
красками, кисточками, клеем, ножницами, канцелярским ножом)
3. Антитеррористическая безопасность
4. Противопожарная безопасность
5. Правила поведения в актовом зале, спортивном зале, кабинетах
6. Правила поведения на улице и ПДД
7. Правила поведения на экскурсии

Учебно-методическая литература,
используемая педагогом:
1.Воловик А.Ф.Всё о рисовании.- М.:ООО «Издательство Астрель», ООО
«Издательство АСТ», 2010-176с. ил.
2.Корнилова С.Н., Галанов А.С.Уроки изобразительного искусства для детей
5-9 лет-М. Рольф,2000.- 160с. ил.
3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.:
МИПКРО, 2013.
4.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4
кл.:пособие для учителя/О.В.Островская.М.:Гуманитар.изд.ЦентрВЛАДОКС,
2007.-276с.,8с.ил.-(Библиотека учителя начальной школы).

22

5.Н.А. Цирулик, Р.Н. ПросняковаУмные руки. Учебник для 1-го класса.Самара: Корпорация «Федоров»Издательство «Учебная литература», 2003.80с. ил.
Литература для учащихся
1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2012.
2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2012.
3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2010.
4.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2008.
6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.

23

Приложения
Приложение 1
Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности
организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной
эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие педагога), может
быть организована самостоятельная работа с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Задания на самостоятельную работу на 1 год обучения с применением
дистанционных технологий
№ п/п Раздел учебного
плана

3

Осенний букет
Веселый котенок
(графические
материалы)
Портрет мамы

4
5

Натюрморт из фруктов
Зимние забавы

1
2

6
7

8

9

10
11

12

13
14
15

Задания для самостоятельной с использованием
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
https://www.youtube.com/watch?v=_BOAbTraDqA&ab_channel
https://www.youtube.com/watch?v=KF31k_QCif4&ab_chann
el
https://www.youtube.com/watch?v=sRhMkEMcloA&list=UUZG
C2P3b1Cn_vW7ARucoFnQ&index=34&ab_channel

https://www.youtube.com/watch?v=jQPQrj9f9aA&ab_channel
https://www.youtube.com/watch?v=NsO9fk3bu9E&list=UUiS
_NLPDswBKrP9BqEDlQJw&index=17&ab_channel
Подводный мир
https://www.youtube.com/watch?v=tpwEr2M8PY8&ab_channel
Изготовление
https://www.youtube.com/watch?v=Jnпраздничной открытки. cu5AJfHg&list=UUiS_NLPDswBKrP9BqEDlQJw&index=14&ab
_channel
Рисунки
на
тему https://www.youtube.com/watch?v=h_pBkl_KEyQ&list=UUiS_N
«Братья
наши LPDswBKrP9BqEDlQJw&index=62&ab_channel
меньшие»
Конкурс рисунков на https://www.youtube.com/watch?v=uPBFpoIacaI&list=UUiS_NL
тему: «Птицы – наши PDswBKrP9BqEDlQJw&index=70&ab_channel
друзья».
Конкурс рисунков «Мы https://www.youtube.com/watch?v=WTuGxySEaHw&list=UUlO
рисуем цветы».
u9SVK2-4D7gwns0XnxEQ&index=1&ab_channel
Рисунки
на
тему: https://www.youtube.com/watch?v=2Dy47y6pDco&list=UUlOu9
«Вселенная
глазами SVK2-4D7gwns0XnxEQ&index=5&ab_channel
детей».
Узор в полосе. Эскиз https://www.youtube.com/watch?v=Xz2CAvMLgB8&ab_channel
декоративной росписи
сосуда
Рисование на тему: « https://www.youtube.com/watch?v=-glwIWNe1d0&ab_channel
Красота вокруг нас».
Рисунок-декорация
https://www.youtube.com/watch?v=SM8Ss_JuJZY&ab_channel
«Сказочный домик».
Рисование на тему https://www.youtube.com/watch?v=R0QemlJELto&ab_channel
24

16

«Родина моя».
Рисование на тему https://www.youtube.com/watch?v=H469DY_lq44&list=UUiS_N
«Пейзаж с радугой»
LPDswBKrP9BqEDlQJw&index=46&ab_channel

Приложение 2
План воспитательной работы на 1 обучения

Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в
условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса и в
различных видах деятельности, изучение профессий.
Задачи:
1. Создание условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения,
расширяют безопасное пространство, в котором хорошо и интересно всем.
2. Создание условий для воспитания у учащихся любви к изобразительному
искусству, родному краю, к формированию гражданского самосознания.
3. Развитие индивидуальных способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,
выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.
4. Формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности,
инициативы.
5. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности Центра,
школы, продолжение формирования системы работы с родителями и
общественностью.

25

План работы
№
п/п

Наименование
мероприятия

Сроки
проведения

Место
проведения

участники

Ответственный за
проведение

1

Беседа по
профилактике
травматизма на
дорогах.

сентябрь

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

2

Беседа о правилах
пожарной
безопасности.

октябрь

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

3

Беседа о правилах
пожарной
безопасности.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

4

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

5

Изготовление
открыток к Дню
Матери

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

6

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

7

Немецкое Рождество.
Участие в конкурсе
рисунков.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

8

Беседа о
противопожарной
безопасности
в новогодние
каникулы.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

9

Рождество. Традиции
и обычаи (РНК)

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

10

Беседа о профессиях.

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

ноябрь

декабрь

январь

февраль

26

11

Изготовление
открыток к 8марта. В
госпиталь.

март

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

12

«Осторожно! Тонкий
лед.» Беседа.

апрель

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

13

Участие в конкурсахвыставках детского
творчества

СОШ 21

Учащиеся «ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

14

Изготовление
открыток в Соц.
защиту

СОШ 21

Учащиеся
«ЦДОД
Вдохновение»

Педагог
дополнительного
образования

май

Приложение №3
Календарно-тематическое планирование
№
Название темы.

Теория.

Практика.

Всего
часов.

0,25

0,75

1

7.09

0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75

1
1
1

14.09
21.09
28.09

5.

Вводное занятие Знакомство с
живописью
Осенний букет
Добрые и злые волшебники
Веселый котенок
(графические материалы)
Избушка для зайки и лисы

0,25

0,75

1

5.10

6.

Портрет мамы

0,25

0,75

1

12.10

7.

Силуэт дерева

0,25

0,75

1

19.10

8.

Еловые ветки

0,25

0,75

1

26.10

9.

«Орнамент из цветов, листьев и
бабочек
для
украшения
коврика»

0,25

0,75

1

9.11

10.

Натюрморт из фруктов

0,25

0,75

1

16.11

11.

Символ года

0,25

0,75

1

23.11

12.

Зимние забавы

0,25

0,75

1

30.11

13.

Подводный мир

0,25

0,75

1

7.12

14.
15.

Иллюстрация к сказке
Веселый клоун

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

14.12
21.12

1.
2.
3.
4.

Дата
проведения

27

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Изготовление
праздничной
открытки.
Конкурс рисунков на тему:
«Мои любимые сказки»
Родные просторы.
Рисунки на тему «Братья наши
меньшие»
Конкурс рисунков на тему:
«Птицы – наши друзья».
Конкурс рисунков «Мы рисуем
цветы».
Праздник русской матрёшки.
Знакомство с хохломой.
Рисунки на тему: «Вселенная
глазами детей».
Иллюстрация к сказке «Петушок
– золотой гребешок».
Узор
в
полосе.
Эскиз
декоративной росписи сосуда
Рисование на тему «Закат
солнца»
Иллюстрация к сказке
Изготовление
афиши
к
спектаклю.
Рисование на тему: «Красота
вокруг нас».
Рисунок-декорация «Сказочный
домик».
Рисунки на тему «Любимые
герои»
Рисование на тему «Родина
моя».
Изготовление
праздничной
открытки.
Рисование на тему «Пейзаж с
радугой»
Цветочный натюрморт
Свободная тема

0,25

0,75

1

28.12

0,25

0,75

1

11.01

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

18.01
25.01

0,25

0,75

1

1.02

0,25

0,75

1

8.02

0,25

0,75

1

15.02

0,25

0,75

1

22.03

0,25

0,75

1

1.03

0,25

0,75

1

8.03

0,25

0,75

1

15.03

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

22.03
5.04

0,25

0,75

1

12.04

0,25

0,75

1

19.04

0,25

0,75

1

26.04

0,25

0,75

1

3.05

0,25

0,75

1

10.05

0,25

0,75

1

17.05

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

24.05
30.05

28

Приложение №4
План работы с родителями.

Современные

родители

рассматривают

учреждение

дополнительного

образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для
организации

его

досуга,

но

и,

прежде

всего,

заинтересованы

в

образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат.
Поэтому

для

педагога

дополнительного

образования

очень

важно

установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы
поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и
взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом
зависит от форм организации работы.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Для этого в дополнительном образовании активно используются
следующие формы работы с родителями:
1.Групповые формы:
• Дни открытых дверей.
• Родительское собрание.
• Творческие мастерские.
• Совместная досуговая деятельность.
2.Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
Таким образом, используя различные формы общения с родителями,
создается благоприятный микроклимат между самими учащимися и семьей в
целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и
29

формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и
психологической грамотности родителей. Ведь только совместная
деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и
обучении детей.
Год

Октябрь,
март

Организация совместной деятельности
с родителями
Форма
Содержани
Результат
е
деятельнос
ти
Школьные
Совместное Радость
ярмарки,
посещение
результат
Дни
мероприяти ам
микрорайо
я
ребенка
на

Сентябрь,
май

Декабрь,
апрель

Выставки
детского
творчества

Декабрь,
май

Социологи
ческий
опрос

Октябрь,
ноябрь,
декабрь,
февраль,
март

Рисункиподарки

Достижени
е ребенка,
совместное
посещение
мероприяти
я
Анкетирова
ние
родителей
и учащихся

Радость
результат
ам
ребенка

Выполнени
е рисунков,
изготовлен
ие
открыток
на
праздники

Выражен
ие
благодар
ности
родителя
м

Заполнен
ие анкет

Взаимодействие с родителями
Форма

Содержание
деятельности

Результат

Собрание

Презентация
программы

Знакомство
родителей с
деятельностью
объединения,
какие
материалы
нужно
приобрести

Социолог
ический
опрос

Анкетирован
ие родителей
на выявление
удовлетворен
ности
качеством
образователь
ных услуг

Заполнение
анкет

30

Приложение5
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Форма фиксации
Творческая работа
Текущий контроль
«Веселый котенок»
№

Ф.И. ребёнка

п/п

Соблюдение
последовательности
этапов

Создание образа кошки
из овалов различной
величины

(1-10)

(1-10)

0-4
5-8
9-10
0-4
баллов баллов баллов баллов

Общая
отметка

5-8
9-10
баллов баллов

Высокий уровень:
9-10 баллов
Соблюдалась последовательность этапов работы.
Учащийся смог создать образ кошки из овалов разной величины
Средний уровень:
7-8 баллов
Соблюдалась последовательность этапов работы с ошибками.
Учащийся с помощью педагога смог создать образ кошки из овалов разной величины
Низкий уровень:
0-4 балла
Не соблюдалась последовательность этапов работы.
Учащийся не смог создать образ кошки из овалов разной величины

Творческая работа
Промежуточная аттестация
«Сказочный домик»
№
п/п

Ф.И. ребёнка

Самостоятельность
(1-10)

0-4
баллов

Ярко выраженная в
Общая
работе оригинальность и отметка
выразительность.
(1-10)

5-8
9-10
0-4
баллов баллов баллов

5-8
9-10
баллов баллов

31

Высокий уровень:
9-10 баллов
Самостоятельность, ярко выраженная в работе оригинальность и выразительность.
Средний уровень:
5-8 баллов
Слабо выраженная самостоятельность, недостаточно в работе оригинальности и
Низкий уровень:
0-4 балла
Отсутствует самостоятельность, нет в работе оригинальности и выразительности.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».