Графика и дизайн

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Графика и Дизайн

Направленность: художественная
Возраст учащихся:10 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Гаврилюк Александра
Сергеевна, педагог дополнительного
образования

г. Сыктывкар
2023 год

1.1. Пояснительная записка
Программа «Графика и Дизайн»
представляет художественную
направленность; ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые
знания по теории изобразительного искусства и получили базовые навыки и
основополагающие практические умения в технологии дизайна и умели
самостоятельно пользоваться освоенными умениями.
Направленность – художественная.
Вид
–
дополнительная
общеобразовательная
дополнительная
общеразвивающая программа.
Тип программы – модифицированная.
Уровень сложности - базовый т.к. основные художественные знания
учащиеся получили, освоив программу «В мире сказок и красок». Программа
«Графика и Дизайн» закрепляет мотивацию к занятиям выбранных видов
деятельности, усложняет виды и приемы работы и сужает вид деятельности
на более узко специализированный.
Модель ДООП – модульная дополнительная общеобразовательная
программа.
Нормативно-правовая основа программы.
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
2.
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf;
4.
Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656 ;
5.
Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г.
№ 185 « О стратегии социально-экономического развития Республики Коми
на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf
6.
Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О
внесении изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 №
03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития МО ГО
"Сыктывкар" до 2030 года" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2

https://сыктывкар.рф/component/attachments/download/20890.
Концепция программы
Современная среда нуждается в новом, интересном, творческом и
художественном представлении нашего края, города, наших обычаев и
традиций в сфере культуры, туризма, дизайна, рекламы. Программа
«Графика и Дизайн» является базовым подспорьем для достижения данной
цели, так как в нее включены и региональные компоненты и российские и
зарубежные.
Получение азов и основ профессии дизайнера дает возможность детям,
в дальнейшем, выбрать данный вид сферы деятельности, получить
образование в нашем городе и обеспечить кадрами наш город, что является
приоритетным для социального, культурного и экономического развития
нашего города и республики.
Создание современной художественной образовательной среды на
основании программы «Графика и Дизайн», дает возможность детям
получить доступное дополнительное образование в художественной сфере
графического рисования и дизайна, соприкоснуться с искусством и
попробовать себя в новом виде профессии.
Все виды опытов охватываются, преобразуются, синтезируются в
новую форму подачи материала и поучение уникального и самобытного
результата, нужного для нашей республики.
Актуальность программы
Представленная программа «Графика и Дизайн» соответствует
потребностям современного времени в новом современном визуальном
подходе, акцентирует внимание на художественном и творческом развитии
детей, создает свою актуальную и уникальную среду для удовлетворения
детьми потребности в общении, самоактуализации и самореализации.
Навыки, знания, практические умения, приобретаемые в процессе
обучения, дают учащемуся усилить и укрепить уровень своей
сопричастности к социальной и общественной жизни и повысить чувство
значимости и получить самореализацию, участвуя в разных видах проектов.
Программа базируется на современном требовании модернизации
образования, учащийся получает и закрепляет основополагающие знания в
такой узко специализированной сфере, как дизайн.
Новизна
Новизна программы заключена в самостоятельной саморегулируемой
проектной деятельности учащихся, курируемой педагогом. Комбинация
деятельности, а именно познавательной, коммуникативной и художественно
– эстетической.
Педагогическая целесообразность
Идет процесс воспитания и приобщения ребенка к миру искусства и
самосознание себя интересным творческим человеком, включенным в
3

социальную творческую среду города.
Отличительные особенности
Программа «Графика и Дизайн» разработана и модифицирована на
основе
авторской
программы
Чекменёвой
О.Н.,
преподавателя
изобразительного искусства г. Губкинский МБОУДОД «Детской школы
искусств №2»; использовались материалы программы по учебному предмету
«Цветоведение» муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования детей
«Детская школа искусств» г. Мензелинска
Мензелинского муниципального района. Программа дополнена материалами
из собственного опыта работы.
Основные идеи, отличающие данную программу от всех известных,
заключены в том, что она уделяет особое внимание параллельному
формированию метапредметных умений и навыков, что создает
благотворную среду для всестороннего совершенствования и становления
растущей детской личности. Программа активно предлагает новые
современные формы подачи теоретического и практического материала,
создавая уникальную среду для творческого развития учащихся.
Адресат программы
В группу зачисляются учащиеся 10 -14 лет.
Психологические особенности детей данного возраста заключаются в том,
что происходит активный рост и гормональная перестройка организма, идет
активное становление детской психики, начинают
развиваться такие
качества как критическое мышление, умение планировать свою
деятельность, действовать обдуманно; возникает стремление к личной
свободе, независимости и признанию окружающих, острая потребность в
общении, реализации на каком – либо поприще.
Правильное взросление
детей происходит, если они занимаются
различными проектами в выбранной ими деятельности, участвуют в
социальных мероприятиях (городские и школьные конкурсы, выступления,
выставки и т.д.). Программа «Графика и Дизайн» даёт возможность всем
детям реализовывать свои творческие способности и потребности, так как
дети ориентированы на приобретаемый и демонстрируемый обществу
результат.
Условия набора в группу:
Для обучения принимаются все желающие, имеющие склонность к
творчеству и художественному виду деятельности.
Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления
родителей (законных представителей) через сайт ПФДО Коми
(https://komi.pfdo.ru/).
Объём и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения; реализуется в объеме 144
часов.
Формы
организации
образовательного
процесса
фронтальные,
индивидуальные, групповые.
4

Форма обучения: очная, может быть организовано обучение с
использованием дистанционных образовательных технологий (в период
невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина,
неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней).
Виды занятий: выполнение проектов, мини-лекции, практические занятия,
выполнение самостоятельной работы.
В конце года организуется выставка как подведение итогов деятельности на
протяжении всего года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения; реализуется в объеме 144
часов: два занятия в неделю по два часа. Продолжительность одного занятия
– 1 час по 40 минут, что соответствует требованиям СП. 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Количество учащихся, одновременно находящихся в группе - 12-15 человек.
В актированный день и в дни карантина для учащихся организуется
обучение в форме самостоятельной работы и повторение пройденного
материала.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: научить учащихся при помощи графических
средств рисунка и декоративной живописи с использованием компьютерных
программ создавать творческие продукты.
Задачи:
 обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения графического дизайна;
- научить основам рисования, композиции, цветоведения, использования
принципов стилизации;
- научить основам графического рисунка, техническим приёмам, методам
создания тематической декоративной композиции;
- формировать базовые навыки работы с компьютерными программами;
 развивающие:
- развивать творческие, организационно-управленческие и интеллектуальные
способности учащихся;
-развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, обеспечивающие
совместную деятельность в группе;
 воспитательные:
- прививать устойчивый интерес к искусству, занятиям художественным
творчеством, научиться ориентироваться в мире профессий;
-способствовать развитию личностных качеств: терпения, воли, усидчивости,
аккуратности и трудолюбия;
- формировать навыки адекватного оценивания своей деятельности.

5

1.3. Содержание программы
Учебный план
№

Наименование
модулей

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Формы контроля

1.

Основы цветоведения

11

12

23

Задание –
упражнение. Тест

2.

Графика. Основы
стилизации. Орнамент

8

13

21

Проектная работа.
Тест

3.

Основы декоративной
композиции

6

11

17

Творческий
проект. Тест

4.

Графический дизайн

6

41

47

Декоративная
композиция. Тест

5.

Дизайн рекламы

4

32

36

Творческая
работа. Тест
Промежуточная
аттестация

Итого

35

109

144

Содержание учебного плана
№ п/п

Виды
учебных
занятий,
учебных
работ

Содержание

Кол-во
часов

Модуль 1: «Основы цветоведения»
Образовательная задача модуля:
- выработать понимание цветоведения, используя технику акварельной живописи;
Учебные задачи модуля:
- ввести понятия живописи и графики и их основополагающие различия;
- дать представление об основных составляющих цветоведения: цветовом круге
основных и составных цветах; теплых и холодных цветах, хроматических и
ахроматических цветах, цветовом тоне, колорите, цветовой гамме, объеме и
пространстве.
- изучить историю и особенности технологии акварельной живописи;
- сформировать практические навыки работы в технике акварель.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
Тема 1.1.
Техника

Теория, беседа,
фронтальный

Инструменты, оборудование.
Техника безопасности при работе с

1ч.
6

безопасности

тип работы. 1ч.

материалом, инструментами.

Тема 1.2.
«Цвет в
живописи и
графике»

Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.

Беседа о живописи. Значение цвета в
живописи. Понятие живописи. Понятие
графики. Сравнение. Понятие эскиза
Краткая история живописи и графики.

Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
1ч.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.

Зарисовки с иллюстраций, работа с
эскизами. Зарисовки растений в горшках.
Работа линией, быстрой заливкой,
тушевкой, мелками или углем.

Тема 1.3.
«Цветовой
круг.
Хроматически
е цвета»

Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
1ч.
Тема 1.4.
«Тёплые и
холодные
цвета»

Тема 1.5.
«Ахроматичес
кие цвета.
Монохромная
гамма»

Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
2 ч.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.

Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
2 ч.
Тема 1.6
Теория, беседа,
«Цветовой тон, фронтальный
насыщенность тип работы.
цвета»
1 ч.

2 ч.

Понятие цветового круга.
Большой цветовой круг. Понятие
хроматические цвета. Знакомство с
основными и составными цветами, с
дополнительными холодными и теплыми
цветами.
Работа с цветовым кругом. Работа с
взаимодополняющими, усиливающими
цветами. Задание-упражнение.
Выполнить зарисовку с образцов
различных птиц на листе и в каждой
замешать различные цвета.
Упражнение на смешивание красок.
Понятие теплых и холодных цветов.
Ознакомление с разнообразием цветовых
пятен. Подбор теплой и холодной
цветовой гаммы.
Задание-упражнение. Тема: «Букет
цветов» Поиск состояния. Работа над
букетом. Акварель «по сырому».

2 ч.

Ознакомление с понятием
ахроматических цветов. Понятие
монохромная гамма. Изучение
наглядных пособий.

3ч.

3ч.

Задание - упражнение. Тема: «Градации
от белого к черному». Поиск цветовых
переходов от одного цвета к другому.
Материал: гуашь или акварель (на выбор)
Понятие цветового тона, насыщенности
цвета. Значение тона в изобразительном
искусстве. Акварель. Техника ровной
заливки цветом. Понятия прозрачности
акварели, многослойности.

4 ч.

7

Тема 1.7
«Тоновой и
цветовой
контрасты»

Тема 3.8.
«Нюанс»

Тема 3.9.
«Локальный
цвет. Цвет в
тени. Цвет
света»

Тема 3.10
«Колорит.
Цветовая
гамма»

Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
3 ч.
Теория,
беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуаль
ный
тип
работы. 1ч.
Теория,
беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуаль
ный
тип
работы. 1ч.
Теория,
беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч
Практическая
работа.
Индивидуаль
ный
тип
работы. 1ч.
Теория,
беседа,
фронтальны
й
тип
работы. 1ч.

Практичес
кая
работа.
Индивидуа
льный тип
работы.
1ч.
Тема 3.11.
Теория,
«Объём,
беседа,
пространство, фронтальны
рефлекс, блик»
й
тип

Задание-упражнение. Выполнить заливки
плоскости цветом. Набор цветового тона
акварелью, создание насыщенности
цвета.
Понятие тонового и цветового контраста.
Отношения света и цвета. Типы
цветового контраста.
Передача единства контрастного
колорита.
Задание-упражнение. Тема: «Засушенные
осенние листья». Поиск различной
тональности в процессе акварельных
заливок цветом.

2 ч.

Многообразие оттенков цвета. Понятия 2ч.
«Нюанс», «Оттенок». Изучение таблицы
с цветовыми нюансами. Работа с
палитрой.
Задание-упражнение. Тема «Яблоко».
Поиск
многообразия
оттенков
и
богатства нюансов в цвете предмета.
Работа акварелью.
Понятие локального цвета и его оттенков, 2ч.
цвета в тени, цвета в свете. Понятие
градации
цвета
в
живописи.
Многообразие цветовых оттенков.
Задание-упражнение.
Создание
геометрической композиции. Поиски по
цветовой и светлотной насыщенности
работ. Осмысление.
Понятие колорита. Понятие цветовой 2ч.
гаммы.
Настроение
произведения
искусства, работа с живописными
иллюстрациями.
Эмоциональное
воздействие на зрителя. Эмоциональная
выразительность. Понятие гармонии в
живописи. Взаимосвязь всех цветов.
Задание-упражнение. Тема: «Виноград».
Поиск правильной цветовой гаммы.
Живопись
акварелью.
Совместный
анализ процесса работы.

Понятие объема, пространства, рефлекса и

4ч.

блика. Обучение реалистическому
изображению натуры, понимание и
изображение трехмерной формы на
плоскости листа.
8

работы. 1ч.

Практическая
Тестирование по теме «Цветоведение»
работа.
Задание-упражнение. Тема:
Индивидуальн
«Геометрические фигуры». Графическая
ый тип работы. работа на передачу объема предметов,
3ч.
рефлексов и бликов.
Тестирован
ие.
Итого 23 ч.

Модуль 2: «Графика. Основы стилизации. Орнамент»
Образовательная задача модуля:
- научить основам декоративного рисования через освоение техник и способов
стилизации
Учебные задачи модуля:
- научить преобразовывать реалистичный рисунок в стилизованный;
- научить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек);
- научить выполнять различные композиции на плоскости и в объеме.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- проектная работа
2.1.Техника
безопасности
Тема 2.2.
«Стилизация»

Тема 2.2
«Основные
графические
средства.
Линия. Пятно»

Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы.
1ч.

Инструменты, оборудование.
Техника безопасности при работе с
материалом, инструментами.

Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
1ч.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы.
1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
3ч.

Задание – упражнение. Тема:
«Подсолнух». Творческая переработка
реалистичного изображения в
декоративное. Работа в графике.

Стилизация как декоративное
обобщение изображаемых фигур и
предметов с помощью условных
приемов, упрощения рисунка и формы,
цвета и объема Стилизация как основа
декоративной композиции.

Знакомство со средствами
художественной выразительности.
Линия и пятно. Просмотр образцов
работ и иллюстраций.
Задание - упражнение. Тема: «Разные
виды линий». Отработка рисования
линий. Тема: «Разные виды пятен».
Отработка рисования пятен.

1ч.

2 ч.

4ч.

9

Тема 2.3
«Орнамент»

Тема 2.4
«Орнамент
геометрически
й»
Тема 2.5
«Орнамент
растительный»

Теория, беседа,
фронтальный
тип работы.
1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
2 ч.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.

Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
3ч.
Тема 2.6
«Зооморфный
орнамент»

Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
1ч.
Тема 2.7
Теория, беседа,
«Антропоморф фронтальный
ный орнамент» тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
1ч.
Закрепление
пройденного
материала
Итоговая
практическая
работа.

Понятие орнамента. Знакомство с
различными видами и типами
орнамента, «Орнамент розетка». Ритм в
орнаменте. Понятие орнаментальной
композиции.
Задание – упражнение. Тема: «Орнамент
розетка». Копирование любого
выбранного орнамента типа розетка.

2 ч.

Понятие «Геометрический орнамент».
Типы и виды геометрического
орнамента. Понятие раппорта. Техника и
последовательность работы. Работа с
нетрадиционными материалами.
Понятие «Растительный орнамент».
Знакомство с различными видами
растительного орнамента.
Творческая переработка реалистичного
растительного изображения в
декоративное.
Декоративное изображение растений
Переход от зарисовки к условной форме.
Выявление наиболее характерных и
отличительных черт растения.
Стилизация. Разработка и создание
своего растительного орнамента. Тип
сетчатый орнамент.
Понятие «Зооморфного орнамента».
Стилизованные изображения реальных
или фантастических животных.
Задание – упражнение. Тема: «Принт.
Животные» Создание – разработка
орнаментального ритма. Понятие
«Принт».

2 ч.

Понятие «Антропоморфного
орнамента». Мужские и женские
стилизованные фигуры или отдельные
части тела человека в данном виде
орнамента.
Задание – упражнение.
Тема: «Украшение костюма». Изучение
и разработка зооморфного орнамента и
заполнение узором нарисованного
костюма. Работа со всеми типами
орнамента, Комбинирование.
Тестирование по теме «Графика».
Проектная работа «Украшение
костюма».

2 ч.

4 ч.

2 ч.

10

Тема 2.8
«Коми
орнамент»

Проектная
работа.
Тестирование.
Теория, беседа,
фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
1ч.
Пр. ат.

Знакомство с коми культурой,
знакомство с основными элементами
коми орнамента. Изучение,
ознакомление со смысловыми
понятиями знаков.
Задание – упражнение.
Тема: «Создание композиции, на основе
орнамента коми народа»
Выбор типа орнамента и разработка
смысловой композиции и заполнение
орнаментом пространства.
Итого

2 ч.

21 ч.

Модуль 3: «Основы декоративной композиции»
Образовательная задача модуля:
- обучить основам декоративной композиции.
Учебные задачи модуля:
- ввести основные понятия, ознакомить с приемами и средствами декоративной
композиции;
- освоить и закрепить на практике полученные знания о декоративной композиции;
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению;
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа.
Тема 3.1.
Теория,
Инструменты, оборудование.
1ч.
Техника
Беседа.
Техника безопасности при работе с
безопасности
Фронтальный
материалом, инструментами.
тип работы. 1ч.
Тема 3.2.
«Знакомство с
законами и
средствами
композиции»

Тема 3.3.
«Приемы
композиции»

Теория,
Беседа.
Фронтальны
й
тип
работы. 1ч.

Беседа по теме. Понятие композиции.
Значение композиции в живописи и
графике. Знакомство с законами и
средствами композиции. Основное
назначение декоративной композиции –
эмоциональное воздействие.

Практическа
я
работа.
Индивидуал
ьный
тип
работы. 1ч.

Задание-упражнение. Тема работы:
«Фрукты. Графика».

Теория,
беседа,
фронтальны
й
тип
работы. 1ч.

Приемы композиции: передача ритма,
симметрия и асимметрия, динамика,
статика, равновесие частей композиции и
выделение композиционного центра

2ч.

2 ч.

11

Тема 3.4.
«Равновесие в
композиции»

Тема 3.5.
«Средства
композиции»

Тема 3.6.
«Натюрморт»

Практическ
ая работа.
Индивидуа
льный тип
работы. 1
ч.

Задание-упражнение.
Тема работы: «Абстрактная композиция
из геометрических фигур».

Теория,
беседа,
фронтальны
й
тип
работы. 1ч.

Понятие равновесия в композиции.
Уравновешивание частей по массе, тону и
цвету. Роль равновесия в композиции,
выделение композиционного центра.
Знакомство с декоративным эскизным
натюрмортом.

Практическ
ая работа.
Индивидуа
льный тип
работы. 2ч.

Задание-упражнение. Тема работы:
«Декоративный натюрморт». Рисунок –
набросок. Выбор размера предмета по
отношению к формату бумаги

Теория,
беседа,
фронтальны
й
тип
работы. 1ч.

Средства композиции: формат,
композиционный центр, равновесие ритм,
контраст, цвет, декоративность, динамика
и статика, симметрия и ассиметрия,
открытость и замкнутость, целостность.

Практическ
ая работа.
Индивидуа
льный тип
работы. 2
ч.

Задание-упражнение. Рисунок
постановки. Эскиз. Этапы расположения
и построения натюрморта. Анализ и
декоративное размещение предметов на
листе.

Теория,
беседа,
фронтальны
й
тип
работы. 2ч.

Натюрморт как жанр изобразительного
искусства. Понятие «натюрморта».
Пропорции и композиционное
расположение предметов на листе бумаги.

Практическ
ая работа.
Индивидуа
льный тип
работы. 2ч.

Задание-упражнение. Тема: «Натюрморт.
Кувшин с фруктами». Изображение
натюрморта. Постановка натюрморта.
Построение. Поиск композиции.

Тема 3.7.
Итоговая
«Декоративный практическая
натюрморт»
работа.
Индивидуальны
й тип работы.
Закрепление
пройденного
материала. 2 ч.
Тестирование.

Тестирование по теме «Основы
декоративной композиции»
Заключительное творческое задание.
Тема: «Декоративный натюрморт».
Творческая
декоративно-графическая
переработка художественного образа
натюрморта. Составление композиции в
цвете.

3ч.

3ч.

4ч.

2ч.

12

Итого

17 ч.

Модуль 4: «Графический дизайн»
Образовательная задача модуля:
- обучение основам графического дизайна, основным понятиям, терминам.
Учебные задачи модуля:
- ознакомление с историей графического дизайна и некоторыми его видами, получение
основных сведений о выбранных видах дизайна, ознакомление с современными
тенденциями;
- формирование навыков узнавания видов дизайна на различных изделиях;
- совершенствование умения и формирование технологических навыков работы с
кистями, красками, компьютерными программами;
- формирование творческой активности и самостоятельности учащихся.
- формирование навыка цветового видения будущих работ, умения грамотно
подбирать цветовые сочетания.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- проектная работа.
- групповая работа
4.1.Техника
Теория,
Инструменты, оборудование.
1ч.
безопасности
Беседа.
Техника безопасности при работе с
Фронтальный
материалом, инструментами.
тип работы. 1ч. Просмотр видеоролика
Тема 4.2.
Теория,
История графического дизайна, его
1ч.
«Графический
Беседа.
особенности. Материалы и
дизайн. История Фронтальн
инструменты. Понятие «Дизайнер».
возникновения» ый
тип
Технические особенности работы в
работы. 1ч.
данном виде дизайна.
Практика,
Разработка абстрактной композиции в
3ч.
Изучение
технике интуитивного рисования.
материала.
Рисование по предложенным педагогом
Индивидуальн схемам. Работа с цветом.
ый тип работы.
3ч.
Тема 4.3.
«Изобразительн
ые и
выразительные
средства
дизайна»

Теория,
Изучение
материала.
Индивидуальн
ый тип работы.
2ч.
.
Практика,
Закрепление
материала.
Проектный
тип работы. 6ч.

Изобразительные и выразительные
средства дизайна. Понятия и термины.
Творческие цветовые поиски и
графические зарисовки. Тема: «Графика
и силуэт». Анализ цветовых значений в
работе.

2ч.

Задание по теме: «Композиция из
цветовых элементов». Создание и
комбинация созданных графических и
цветовых пробников – в единое
гармоничное изображение. Соединение
элементов в единую композиционную
структуру.
Самостоятельная творческая работа,
проект: «Композиция из цветовых

6ч.

13

Тема 4.4.
«Разнообразие
видов дизайна»
Тема 4.5.
«Фито дизайн»

Тема 4.6.
«Экодизайн»

Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.
Теория.
Практическая
работа.
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.
Практика,
Изучение
материала.
Индивидуальн
ый тип работы.
4ч.

Тема 4.7.
«Промышленны
й
(индустриальны
й) дизайн. Мода.
Аксессуары»

Практика,
Изучение
материала.
Групповая
работа. 4ч.

Тема 4.8.
«Книжный
дизайн»

Практика.
Закрепление
материала.
Индивидуальн
ый тип работы.
12ч.
Теория,
беседа,
фронтальн
ый
тип
работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
5ч.
Теория,
беседа,
фронтальн
ый
тип
работы.
1ч.

Тема 4.9.
«Дизайн
плакатной
графики»

Тема 4.10.
«Виртуальный
музей»

элементов с введением компьютерной
графики».
Разнообразие видов дизайна.
Презентация.

2ч.

Искусство и понятие фито дизайна.
История возникновения.
Материалы и инструменты.
Особенности технологии.
Демонстрация изделий. Зарисовки.

2ч.

Понятие «Экодизайна». Разработка
абстрактной композиции с
использованием линий и пятен.

4 ч.

Групповая работа. Разбивка на
небольшие группы. Создание и
разработка абстрактного панно.
Совместные цветовые поиски и начало
работы над общим пробным
абстрактным панно. Детализация образа
на основе абстрактных линий.
Понятие книжной иллюстрации. Выбор
художественного произведения, работа
над созданием иллюстраций.
Декоративная проработка деталей
изображения.

4 ч.

Понятие и типы плакатной графики.
Особенности.
Технология свободной плакатной,
абстрактной росписи, особенности
нанесения красок.
Разработка эскиза для свободной
росписи. Технология абстрактной
росписи в комбинации с изображением
(роспись цветным контуром). Солевые
эффекты
Виртуальный музей в современном
мире. Знакомство с русскими
виртуальными музеями.

12 ч.

6ч.

4ч.

14

Практическая
работа.
Индивидуальн
ый тип работы.
3ч.
Тестирование

Тема работы: «Внутри музея».
Исследование, анализ и мини словесная
экскурсия по выбранному музею.
Тестирование по теме «Графический
дизайн».
Итого

47 ч.

Модуль 5: «Дизайн рекламы»
Образовательная задача модуля:
- ознакомить с основами знаний в области дизайна рекламы.
Учебные задачи модуля:
- обучить способам и технологии создания рекламных изображений и слоганов;
- сформировать навыки работы с потенциальным клиентом;
- совершенствовать умения в области продвижения продукта.
Тематические рабочие группы и форматы:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- проектная работа
Тема 5.1.
Вводное
занятие.
Техника
безопасности
Тема 5.2.
«История
дизайна
рекламы»

Тема 5.3.
«Шрифт»

Тема 5.4.
«Логотип»

Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.

Инструменты, оборудование.
Техника безопасности при работе с
материалом, инструментами.

1ч.

Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.2ч.
Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 2ч.

История возникновения дизайна
рекламы. Просмотр видеоролика.

3ч.

Задание - упражнение. Тема:
«Переработка рекламного
изображения. Копирование». Работа в
графике и цвете.
Шрифт. Понятие, особенности.
Исследование «Из прошлого в
настоящее». Как менялся шрифт, как
менялись технологии нанесения.
Современные шрифты.

4ч.

Практическая
работа.
Индивидуальны
й тип работы.2ч.
Теория,
Беседа.
Фронтальный
тип работы. 1ч.
Практическая
работа.
Индивидуальны

Задание - упражнение. Тема: «Шрифт.
Новый стиль». Перерисовывание.
Создание своего шрифта. Работа на
компьютерах.
Понятие и термин «Логотип».
Демонстрация создания логотипа,
этапы и последовательность создания
изображения. Стили изображений в
создании различных логотипов.
Задание – упражнение. Тема «Логотип.
Абстрактная композиция». Понятие
абстракции. Выбор темы. Разработка

4ч.

15

Тема 5.5.
«Орнамент в
дизайне
рекламы»

Тема 5.6.
«Рекламный
слоган»
Тема 5.7.
«Цвет. Его
значение и
влияние в мире
рекламы»
Тема 5.8.
«Рекламный
объект. Заказ
абстрактного
клиента »

Тема 5.9
«Оформление
работ.
Паспарту»
Промежуточная
аттестация

й тип работы. 3ч. композиции. Исследование техники
комбинирования и визуального
искажения.
Теория.
Орнамент. Виды орнаментов.
Индивидуальны Орнамент в рекламе. Просмотр
й тип работы. 1ч. видеороликов.
Изучение и поиск различных
изображений, работа с компьютерами.
Практическая
Задание - упражнение. Тема:
работа.
«Орнамент для рекламы». Разработка
Индивидуальны эскиза орнамента в свободном стиле.
й тип работы.3ч. Создание простого и выразительного
орнамента.
Теория.
Понятие рекламного слогана. Виды и
Практическая
примеры слоганов. Создание своего
работа.
слогана на выбранную тему.
Индивидуальны
й тип работы.2ч.
Теория.
Символика цвета. Значение цвета.
Практика.
Восприятие цвета древними и
Индивидуальны современными людьми. Цветовые
й тип работы. 4ч. сочетания.
Задание - упражнение. Тема:
«Цветовые выкраски»
Практика:
Тестирование по теме: «Дизайн
Упражнение.
рекламы».
Индивидуаль Творческая работа: «Туризм в
ный тип работы. Республике Коми».
Проектная
Тема: «Туризм в Республике Коми»
работа. 10 ч.
Разработка общего эскиза по заданной
Тестирование
теме.
Работа с абстрактным клиентом.
Технология «Печать». Перенос
графического эскиза на бумагу в
технике печати. Анализ, подведение
итогов
Практика:
Виды паспарту по цвету и форме и
Индивидуаль назначению.
Значение
паспарту.
ный тип работы. Оформление
своих
работ
для
Проектный тип
выставки.
работы. 2ч.
Понятие и значение выставки для
Отчетная
художника и его работ. Вывешивание
выставка. 2ч.
работ. Понятие экспозиции.
Тестирование.
Тестирование. Отчетная выставка.
Защита
своей
работы
(перед
педагогом)
Итого

36 ч.

Всего

144 ч.

4ч.

2ч.

4ч.

10ч.

4ч.

16

1.4. Планируемые результаты
Предметные:
-приобретён опыт теоретического и практического применения знаний по
изобразительному и графическому искусству, правил и средств декоративной
композиции, основ цветоведения, принципов и этапы стилизации;
- приобретён опыт создания графических зарисовок на выбранную тему;
создавания стилизованной композиции и стилизованного образа;
Личностные:
- понимают смысла занятий изобразительным творчеством;
- проводят рефлексию своей деятельности;
- выражают свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
Метапредметные:
- умеют ставить цель деятельности,
формулируют учебные задачи,
составляют план выполнения проекта, оценивают продукт своей
деятельности;
- используют речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
целенаправленно ищут и используют информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ.
Раздел 2. «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1. Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
- учебный класс для занятий изобразительной и декоративно-прикладной
деятельностью, столы и стулья для учащихся и педагога (просторное
помещение со столами и стульями, с хорошим дневным светом от окон и
достаточным количеством ламп электрического освещения), учебная доска,
шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных
материалов, проектор; компьютерный класс;
- материалы: бумага белая плотности ватман – 10 штук (разного формата),
графитные карандаши различной твердости – 30 штук, кисти разных
размеров – 30 штук (натуральные и синтетические), , гуашь – 4 набора,
акварель – 15 штук, баночки для воды – 10 штук, палитра – 6 штук.
- ноутбук, проектор, экран, электронные носители, (планшеты);
Информационное обеспечение:
- аудио (учебные лекции)
- видео (фильм по истории дизайна)
17

- фотоматериалы (фотографии графических художественных работ)
-

Дидактические материалы:
образцы изделий;
иллюстрации в книгах и на электронных носителях;
шаблоны;
инструкционные карты;
схемы.
2.3. Формы контроля/аттестации
Для проверки теоретических знаний учащихся используются устные
опросы.
Оценка практических результатов заключается в совместном с детьми
просмотре и анализе законченных работ. Изделия могут быть представлены
на выставке в конце занятия, на тематических выставках, на выставке по
итогам года.
Отслеживание метапредметных результатов и личностного развития
детей осуществляется во время групповой и парной работы. Наблюдение,
тестирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий,
участие в конкурсах, акциях, анкетирование, беседа, творческий отчёт
являются методами отслеживания педагогом основных компетенций
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Текущий контроль. Контролирует усвоение учебного материала по мере
прохождения темы. Цель данного вида контроля - анализ хода формирования
знаний и умений. Может проводиться в форме собеседования, обсуждения,
решения тематических кроссвордов, участие в тематических выставках,
творческой деятельности центра, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация - после каждого модуля.
Обеспечивает
контроль эффективности учебной деятельности и образовательного процесса
в целом, получение объективной информации о состоянии образовательных
результатов учащихся для осуществления коррекции образовательного
процесса и обеспечение эффективности управления качеством образования.
Проводится в форме выполнения творческой работы и тестирования,
отчетной выставки.
Другие формы контроля: анкетирование; защита проекта; просмотр.
2.4. Оценочные материалы (Приложение Контрольные задания)

№

Предмет
оценивания

Формы
и
методы
оценива
ния

Характерист
ика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

Критерии
оценивания

Виды
аттеста
ции

18

1.

Уровень
практических
умений

2.

Уровень
теоретически
х знаний

1.

Уровень
практических
умений

Модули «Основы цветоведения»,
«Графика. Основы стилизации. Орнамент»
Индивид Выполнение Выполнение в
Высокий уровень
уальный
наглядного
соответствии с - самостоятельное
творческ художествен критериями*
выполнение
ий проект ного образа.
композиционного
и
цветового
решения,
творческим
подходом.
Средний уровень работа выполнена
со значительными
нарушениями,
технически
неправильно.
Низкий уровень учащийся
не
справился
с
заданием.
Тестовое Тест
Правильность
Высокий –
задание
содержит
ответов;
8-10 баллов.
открытой вопросы об
Количество
Средний – 5-7
и
основах
правильных
баллов.
закрытой цветоведени ответов.
Низкий – менее 4
формы
я, о
баллов.
художест
венных
материалах,
техниках,
которые
применяютс
я в изобрази
тельном
искусстве.
Модуль «Основы декоративной композиции»
Индивид Результат
- Отражение в
Высокий уальный
работы над
работе всех
учащийся
творческ проектом –
изученных
самостоятельно
ий проект изделие в
графических
выполняет все
технике
знаний;
задачи на
изученной
- Аккуратность
высоком
росписи
выполнения;
качественном
- Самостоятель
уровне.
ность
Средний выполнения;
работа
- Общий
учащегося
эстетический вид выполнена со
работы.
значительными
нарушениями.
Низкий - работа
учащегося не

Текущий
контроль

Текущий
контроль

19

2.

Уровень
теоретически
х знаний

1.

Уровень
знаний, по
работе с
пластическим
материалом.

2.

Уровень
умений по
работе с
пластическим
материалом.

1.

Уровень
практически
х умений

Тестовое
задание
открытой
формы

соответствует
всем критериям.
Высокий – 8-10
баллов
Средний –5-7
балла
Низкий –0-4
балла

Тест
- Правильность
содержит
ответов;
вопросы об
- Количество
истории и
правильных
технологии
ответов.
изученной
росписи, о
типичных
для данной
росписи
изделиях, о
технике
безопасност
и.
Модуль «Графический дизайн»
Тестовое
Тест
Правильность
Высокий - 4-5
Текущий
задание
содержит
ответов.
баллов
контроль
открытой вопросы по Количество
Средний - 3
формы
разделу
баллов.
балла
«Холодный
Низкий - 0-2
батик.
балла
Роспись
ткани»
Индивид Результат
Соответствие
Высокий уальная
выполненно заданной теме. учащийся
творческа й работы.
самостоятельно
я работа.
выполняет все
Метод
задачи на
проекта
высоком
качественном
уровне.
Средний-работа
учащегося
выполнена со
значительными
нарушениями
Низкий-работа
учащегося не
соответствует всем
критериям.
Модуль «Дизайн рекламы»
Индивид Выполнение -Соответствие
Высокий (В) –
Текущий
уальная
наглядного работы теме;
учащийся
контроль
итоговая художестве - Владение
самостоятельно
работа.
нного
техниками и
выполняет все
Метод
образа.
приемами;
задачи на
проекта
- Правильное
высоком
использование
качественном
инструментов и уровне.
материалов;
Средний (С) 20

2.

Уровень
теоретическ
их знаний

Аттестация
учащихся

Тестовое
задание.

Тест
содержит
вопросы о
свойствах
бумаги, о
технике
безопасност
и, о технике
Оригами, о
материалах,
применяемы
х в работе с
бумагой.
Тестиров Тест
ание
содержит
вопросы по
всем
разделам
(модулям)
программы
Отчётная выставка

- Композицио
нное и
цветовое
решение;
- Аккуратность
выполнения;
- Самостоятель
ность
выполнения.
- Правильность
ответов;
- Количество
правильных
ответов.

работа учащегося
выполнена со
значительными
нарушениями.
Низкий (Н) работа учащегося
не соответствует
всем критериям.

Правильность
ответов;
Количество
правильных
ответов.

Высокий –
8-10 баллов.
Средний – 5-7
балла.
Низкий – менее 4
баллов.

Правильность
экспозиционно
го размещения
работы и
оформления и
подачи.
Публичное
представление
выставки.

Высокий
Повышенный
Средний
Низкий

Высокий – 8-10
баллов
Средний – 5-7
балла
Низкий – 0-4
балла

Промежут
очная
аттестация

2.5. Методики и технологии обучения и воспитания.
Программа предполагает очную форму обучения.
Форма реализации программы – групповая, проектная, фронтальная,
индивидуальная.
Формы и технологии организации образовательного процесса:
Проектная технология: предполагает спланированное, тщательно
обоснованное, взаимосвязанное мероприятие, предназначенное для
достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго
определенный период времени. Это планомерная работа, направленная на
достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании,
21

имеющихся в распоряжении ресурсов. Основная цель применения – освоение
проектной деятельности учениками, работа с преобразованием реальности,
умение планировать, осуществлять замысел. Владение логикой и
технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно
осуществлять аналитические, организационно управленческие функции.
Интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается
получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Группы умений, которые формируют занятия:
 исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
 социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
 оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
 информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
 презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
 рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне
необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
 менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при
выполнении коллективного дела).

-

Формы организации учебного занятия:
- беседа;
- наблюдение;
- эксперимент;
- творческая мастерская;
- вернисаж
Традиционными методами обучения являются:
репродуктивный (воспроизводящий), беседа;
наглядно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного
материала);
информационно-рецептивный (наблюдение, обследование, рассматривание,
показ способа действия, объяснение, рассказ);
исследовательский (поиск самостоятельного решения поставленной задачи);
проблемный (педагог создаёт проблемную ситуацию и вместе с детьми ищет
пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, и они же предлагают
способы ее решения).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
22

стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
Информационно-коммуникационные технологии. Основная цель
применения – овладение вместе с детьми технологией работы в
интегрированной среде мультимедиа. Работа по формированию
информационного общества, в процессе обучения детей. Использование
различных информационных инструментов и эффективное их применение в
педагогической деятельности. Формирование у учащихся коммуникативных
навыков и культуры общения. Формирование умения добывать информацию
и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. Организация
различного рода совместных исследовательских работ учащихся, работа в
малых группах и работа с методом проектов.
Проблемно-диалогическое обучение. Основная цель применения –
развитие познавательных интересов, способностей и возможностей у детей.
Обучение через постановку проблемы, чтобы ученики сами ставили и
учились решать выработанную ими же проблему. Проблемно –
диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое
усвоение знаний учащимися, через специально организованный учителем
диалог. Формирование познавательной мотивации у детей и поиск решения
или «открытия» нового знания, при этом достигается подлинное понимание
учениками материала.
2.6. Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://zakon-ob-obrazovanii.ru
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на
период до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185;
3. Стратегия социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до
2030 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61;
4. Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28;
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»)
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
23

6. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/45028/
7. Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г.
Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
9. Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от
01.06.2018 года №214-п;
10. Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (включая разноуровневые программы);
11. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной
политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
12. Устав Муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Вдохновение».
Литература для педагогов
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и
течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
2. Басин, Е. Я. Психология искусства. Личностный подход: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — 2-е изд., испр. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 251 с.
3. Булгаков, Ф. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского
искусства / Ф. Булгаков. - М.: ЛомоносовЪ, 2010. - 364 c.
4. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; пер. А.
А. Франковский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 296 с.
5. Грабарь, И.Э. О древнерусском искусстве. [Текст] / И.Э. Грабарь – Москва:
Наука, 1966. – 298 с.
6. Графтон, К.Б. Анималистика. Образы & фантазии. История изящных
искусств для творческих личностей / К.Б. Графтон. - М.: КоЛибри, 2016. 224 c.
24

7. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств: живопись, скульптура,
архитектура / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2018. - 975 c.
8. Графический дизайн. Современные концепции : учеб. пособие для вузов /
Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 183 с.
9. Жданов, Н. В. Промышленный дизайн: бионика : учеб. пособие для вузов /
Н. В. Жданов, В. В. Павлюк, А. В. Скворцов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 121 с.
10. Ильина, Т. В. Введение в искусствознание: учебник для вузов / Т. В.
Ильина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.
11. Ильина, Т. В. Русское искусство XVIII века + cd: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ильина, Е. Ю. Станюкович-Денисова. —
М.: Издательство Юрайт, 2018. — 611 с.
12. Ильина, Т. В. История искусства : учебник для СПО / Т. В. Ильина. —
2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.
13. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись. Учебное пособие / Ю.М. Кирцер. М.: Высшая школа, 1998. - 288 c.
14. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. КонВинер. - М.: Ленанд, 2015. - 224 c.
15. Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства.
Конспект лекций / С.С. Константинова. - М.: Феникс, 2004. - 192 c.
16. Косогорова, Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства. Учебник /
Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. - М.: Academia, 2014. - 240 c.
17. Котляров, А. С. Композиционная структура изображения / А.С. Котляров.
- М.: Университетская книга, 2008. - 152 c.
18. Кузвесова, Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко :
учеб. пособие для СПО / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
19. Лифшиц, Л. История русского искусства в 2-х т. - т. 1: Искусство X-XVII
веков / Л. Лифшиц. - М.: Белый город, 2010. - 344 c.
20. Лободанов, А. П. Семиотика искусства: история и онтология. Учебное
пособие / А.П. Лободанов. - М.: Дрофа, 2013. - 680 c.
21. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. [Текст] /
Ю.М. Лотман / Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева. – Санкт
Петербург: Академический проект, 2002. – 543 с.
22. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие
для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с
23. Павловская, Е. Э. Графический дизайн. Выпускная квалификационная
работа : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Э. Павловская,
П. Г. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
— 227 с.

25

24. Панкина, М. В. Экологический дизайн : учеб. пособие для СПО / М. В.
Панкина, С. В. Захарова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2017. — 197 с.
25. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: В 2 т. Т.1:
Учебник / Н.М. Сокольникова. - М.: Academia, 2017. - 255 c.
26. Садохин, А. П. Мировая культура и искусство / А.П. Садохин. - М.:
Юнити-Дана, 2018. - 416 c.
27. Толстикова, И. И. Мировая культура и искусство / И.И. Толстикова. - М.:
Альфа-М, Инфра-М, 2011. - 416 c.
28. Шестаков, В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней /
В.П. Шестаков. - М.: Ленанд, 2015. - 336 c.
29. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном
искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019. — 74 с.
30. Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства / Н.А.
Яковлева, Т.П. Чаговец, Т.Ю. Дегтярева. - М.: Высшая школа, 2004. - 320 c.
Интернет-ресурсы:
1. Стилизация
[Эл.ресурс].
Режим
доступа:
http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/, , свободный. (Дата обр.:
08.03.2019).
2. Декоративная
композиция.
[Эл.ресурс].
Режим
доступа:
https://mylektsii.ru/1-102209.html, свободный. (Дата обр.: 10.03.2019).
3. Декоративная
композиция.
[Эл.ресурс].
Режим
доступа:
https://studopedia.info/9-20728.html, свободный. (Дата обр.: 10.03.2019).
4. Орнамент
типы
и
виды.
[Эл.ресурс].
Режим
доступа:
https://www.liveinternet.ru/users/amenalav/post158463763/ , свободный. (Дата
обр.: 10.03.2019).
5. Искусство цвета. Иттен Иоханнес, Семь типов цветовых контрастов
[Эл.ресурс]. - Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%98/itteniohannes/iskusstvo-cveta/7, свободный. (Дата обр.: 02.03.2019).
6. Русский музей. [Эл.ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru,
свободный. (Дата обр.: 05.03.2019).

26

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Количество часов
Теория
Практика

Дата
Дата
проведения
проведения по
(число, месяц, факту
год)

Основы цветоведения (23ч)
Т. Беседа по технике
безопасности
пожарной
безопасности.
Задачи и
содержание
учебного курса.
Т. «Цвет в живописи
и графике»
П.
Зарисовки
с
иллюстраций,
работа с эскизами.
Зарисовки растений
в горшках.
Т. «Цветовой круг.
Хроматические
цвета»
П.
Выполнение
зарисовки
различных птиц на
листе с образцов
Т. «Тёплые и
холодные цвета»
П. «Букет цветов»
Поиск
состояния.
Акварель
Т. Ахроматические
цвета. Монохромная
гамма»
П. «Градации от
белого к черному
цвету». Поиск
цветовых переходов
от одного цвета к
другому.
Т. «Цветовой тон,
насыщенность
цвета»
П. Выполнение
заливки плоскости
цветом. Набор
цветового тона
акварелью, создание

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

насыщенности
цвета.
1
1
Т. «Тоновой и
цветовой
контрасты»
П. Выполнить
зарисовку
засушенных
осенних листьев в
определенном
орнаментальном
ритме
1
1
Т. «Нюанс»
П. «Яблоко». Поиск
многообразия
оттенков в цвете
предмета
1
Т. «Локальный цвет. 1
Цвет в тени. Цвет
света»
П. Создание
геометрической
композиции. Поиски
по цветовой и
светлотной
насыщенности
работ.
1
1
Т. «Колорит.
Цветовая гамма»
П. «Виноград».
Поиск правильной
цветовой гаммы.
1
3
Т. «Объём,
пространство,
рефлекс, блик»
П. «Геометрические
фигуры».
Графическая работа
на передачу объема
предметов,
рефлексов и бликов
Графика. Основы стилизации. Орнамент (21ч)
1
0
Инструменты,
оборудование.
Техника
безопасности при
работе с
материалом,
инструментами
1
1
Т. «Стилизация»
П. «Подсолнух».
Творческая
28

переработка
реалистичного
изображения в
декоративное
Т. «Основные
графические
средства. Линия.
Пятно»
П. «Разные виды
линий» Отработка
рисования линий.
«Разные виды
пятен». Отработка
рисования пятен
Т. «Орнамент»
П. «Орнамент
розетка».
Копирование
любого выбранного
орнамента типа
розетка.
П. «Геометрический
орнамент». Тип
ленточный
орнамент.
Т. «Орнамент
растительный»
П. Декоративное
изображение
растений. Зарисовки
комнатных растений
максимально
реалистично.
Стилизация.
Разработка и
создание своего
растительного
орнамента.
Т. «Зооморфный
орнамент»
П. «Принт. Птицы»
Создание –
разработка
орнаментального
ритма
Т.
«Антропоморфный
орнамент»
П.«Украшение
костюма».
Т. Знакомство с
коми культурой,

1

3

1

1

0

2

1

3

1

2

1

2

1

1
29

знакомство с
основными
элементами коми
орнамента.
П. «Создание
композиции,
опираясь на основы
орнамента коми
народа»

Основы декоративной композиции (17ч.)
Т. Беседа по технике 1
безопасности
пожарной
безопасности.
Задачи и
содержание
учебного курса.

0

Т. Знакомство с
законами и
средствами
композиции»
П. «Фрукты.
Графика».
Выполнение
рисунка – наброска
Т. Приемы
композиции

1

1

1

1

1

2

1

2

1

3

1

1

П.Тема:

«Абстрактная
композиция
из
геометрических
фигур».
Т. Равновесие в
композиции
П.
Декоративный
натюрморт».
Рисунок – набросок.
«Натюрморт.
Ёмкости».
Т. Средства
композиции
П. Рисунок
постановки. Эскиз.
Т. Натюрморт
П. Натюрморт.
Кувшин с
фруктами».
Построение
Т. Декоративный

30

натюрморт
П. Декоративный
натюрморт».
Декоративнографическая
переработка
натюрморта
Графический дизайн (47ч)
Т. Беседа по технике 1
безопасности
при
работе
с
материалом,
инструментами.
1
Т. История
графического
дизайна, его
особенности.
П. Разработка
абстрактной
композиции в
технике
интуитивного
рисования.
Т. Изобразительные 2
и выразительные
средства дизайна.
П. Задание по
теме:
«Композиция из
цветовых
элементов».
2
Т. Разнообразие
видов дизайна.
1
Т. Искусство и
понятие фито дизайна.
История
возникновения.
П. Зарисовки
1
Т. Понятие
«Экодизайна»
П. Разработка
абстрактной
композиции с
использованием
линий и пятен.
1
Т. Понятие
промышленного
дизайна
П. Создание и
разработка
абстрактного панно.

0

3

6

0
1

3

3

31

Т. Понятие книжной 2
иллюстрации.
П. Выбор
художественного
произведения,
работа над
созданием
иллюстраций.
1
Т. Понятие и типы
плакатной графики.
П. Разработка эскиза
для свободной
росписи.
2
Т. Виртуальный
музей в
современном мире.
П. Исследование,
анализ и мини
словесная экскурсия
по выбранному
музею.
Дизайн рекламы (34ч)
1
Техника
безопасности при
работе с
материалом,
инструментами.
1
Т. История
возникновения
дизайна рекламы.
П. Тема:
«Переработка
рекламного
изображения.
Копирование».
Т. Шрифт. Понятие, 1
особенности.
Исследование «Из
прошлого в
настоящее».
П. Тема: «Шрифт.
Новый стиль».
Перерисовывание.
Создание своего
шрифта.
Т. Понятие и термин 1
«Логотип». Стили
изображений в
создании различных
логотипов.
П. Тема «Логотип.
Абстрактная

10

5

2

0

2

3

3

32

композиция».
Т. Орнамент. Виды
орнаментов.
Орнамент в рекламе.
П. Тема: «Орнамент
для рекламы».
Разработка эскиза
орнамента в
свободном стиле.
Т. Понятие
рекламного слогана.
Виды и примеры
слоганов.
П. Создание своего
слогана на
выбранную тему.
Т. Символика цвета.
Значение цвета.
Цветовые сочетания.
П. Тема: «Цветовые
выкраски»
П. Тема: «Туризм в
Республике Коми»
Разработка общего
эскиза по заданной
теме.
П. Виды паспарту
по цвету и форме и
назначению.
Значение паспарту.
Оформление своих
работ для выставки.
Аттестация
Отчетная выставка

1

3

1

1

0

4

0

10

0

2

0

2
Итого:

144

33

Приложение 2
Описание контрольно-измерительных материалов программы
*Критерии к творческому проекту
1. Владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения
работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта);
2. Композиционное и цветовое решение;
3. Аккуратность выполнения;
4.Самостоятельность выполнения.
Высокий уровень - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком
качественном уровне, его работа отличается самостоятельностью композиционного и
цветового решения, правильным техническим исполнением, творческим подходом.
Средний уровень - работа выполнена со значительными нарушениями основных
закономерностей и правил композиции, технически неправильно.
Низкий уровень - учащийся не справился с заданием.
Тест к модулю «Основы цветоведения»
Выбери правильный ответ:
1. Назовите основные цвета
А. желтый, зеленый, красный
Б. красный, синий, зеленый
В. желтый, красный, синий
2. Какие цвета относятся к теплым?
А. белый, оранжевый Б. желтый, красный В. синий, фиолетовый
3. Какие цвета относятся к холодным?
А. синий, зеленый Б. голубой, черный В. фиолетовый, коричневый
4. Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге называются:
А. нейтральные Б. холодные В. контрастные
5. В каком колорите написана картина Б. М. Кустодиева «Масленица»?
А. холодном Б. теплом
№

Критерии
оценивания:

1

1 балл

В. желтый, красный, синий

2

1 балл

Б. желтый, красный

3

1 балл

А. синий, зеленый

4

1 балл

В. контрастные

5

1 балл

Б. теплом

Правильные ответы (ключи):

Низкий – 0-4 балла; Средний – 5-7 балла; Высокий – 8-9 баллов.
Тест к модулю «Графика. Основы стилизации. Орнамент»
Ответь на вопросы:
1. Что такое стилизация?
А. Творческая работа на заданную тему
34

Б. Упрощение предмета, его переработка в новый символический образ
В. Создание орнаментального ряда с использованием различных узоров
2. Выберете принципы стилизации:
А. Превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции
Б. Обобщение формы с изменением абриса
В. Обобщение формы в ее границах
Г. Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре
Д. Повышенная детализация выбранного образа, качественная прорисовка объекта,
рисование натуралистично
3. Что такое декоративное изображение?
А. Детальное проработанное живописное произведение искусства, передающее
изображение как оно есть в природе и в жизни Б. Орнаментально проработанное
изображение, соблюдающее определенную меру условности изображения
4. Основные графические средства?
А. Линия, точка Б. Линия, штрих В. Точка, пятно
Г. Цвет, точка
5. Что такое орнамент?
А. Копирование рисунка на бумаге
Б. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов
В. Гармонизация элементов в единую конструкцию
Г. Упорядочивание выбранного рисунка
6. Виды орнамента?
А. Графический Б. Животнообразный В. Геометрический Г. Узорный
Д. Зооморфный Е. Анималистический Ж. Антропоморфный З. Растительный
№ Критерии
оценивания:

Правильные ответы (ключи):

1

2 балла

Б. Упрощение предмета, его переработка в новый символический
образ

2

3 балла

А, Б, В, Г

3

1 балл

Б. Орнаментально проработанное изображение, соблюдающее
определенную меру условности изображения.

4

1 балл

А. Линия, точка

5

2 балла

Б. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов

6

2 балла

Геометрический, Растительный, антропоморфный, зооморфный

Низкий – 0-4 балла; Средний – 5-7 балла; Высокий – 8 -11 баллов.
Тест к модулю «Основы декоративной композиции»
Ответь на вопросы:
1. Что такое композиция?
А. Пропорции и масштабность выбранного объекта в отношении к рядом находящемуся
предмету.
Б. Соединение, составление частей в единое целое, в соответствии с какой - либо идеей.
В. Симметрия и ассиметрия всех частей на листе по отношению друг к другу.
Г. Движение всех элементов на листе в едином направлении.
2. Основные приемы композиции?
А. Гармония Б. Согласованность В. Системность
35

Г. Завершенность Д. Выборочность Е. Исключительность
3. Выберите правильные варианты ответов
Учебными средствами гармонизации композиции являются:
А. Симметрия и асимметрия Б. Гармония В. Пропорции и масштабность
Г. Контраст и нюанс Д. Пространство
Е. Зрительные иллюзии
4. Как переводится слово «натюрморт» с французского языка?
А. Замерзшая натура Б. Живая натура В. Мертвая натура Г. Бытовая натура
5. Что такое эскиз?
А. Творческая работа Б. Тщательно проработанный рисунок
В. Предварительный набросок Г. Аккуратно выполненная графическая работа
№ Критерии
оценивания:

Правильные ответы (ключи):

1

2 балл

Б. Соединение, составление частей в единое целое, в соответствии с
какой - либо идеей

2

3 балла

А, Б, В, Г

3

1 балл

А, Б, В

4

1 балл

Мертвая натура

5

2 балла

В. Предварительный набросок

Низкий – 0-4 балла; Средний – 5-7 балла; баллов; Высокий – 8-9 баллов.
Тест к модулю «Графический дизайн»
Выбери правильный ответ:
1. Что такое фито дизайн?
А. Дизайн использующий растения в качестве художественного эстетического элемента Б.
Графический дизайн разрабатывающий растительные мотивы и рисунки
2. Что такое промышленный дизайн?
А. Дизайн компьютерных разработок
Б. Дизайн архитектуры
В. Предметный дизайн
3. Что такое иллюстрация?
А. Рисунки растений фотографической точности Б. Графические рисунки животных В.
Рисунок, фотография или другое изображение, поясняющее текст
4. Что такое плакат?
А. Крупно нарисованный рисунок с подписью Б. Цветной настенный рисунок с
агитационным или иным текстом В. Черно - белый рисунок, украшающий стену
5. Выберите не изобразительно-выразительные средства дизайна:
А. Точка Б. Линия В. Фактура Г. Текстура Д. Цвет Е. Форма Ё. Систематичность Ж.Объем
З. Масса И. Функциональность Й. Пространство
№

Критерии оценивании

Правильные ответы (ключи)

1

1 балл

А

2

1 балл

В

3

2 балла

В
36

4

2 балла

Б

5

3 балла

Ё, И

Низкий – менее 4 баллов; Средний – 4-7 баллов; Высокий – 8-10 баллов.
Тест к модулю «Дизайн рекламы»
1. Понятие рекламы:
А. Многократно тиражируемая разнотипная информация Б. Это предварительно
оплаченная форма распространения информации. В. Это информация подкрепляющая
позыв к купле продаже
2.Что такое шрифт?
А. Набор символов определённого размера, составляющих единую стилистическую и
композиционную систему. Б. Определенный вид букв в графике В. Многообразие
буквенных изображений
3.Что такое логотип?
А. Небольшое изображение, используемое для рекламы. Б. Буквенное изображение идеи.
В. Графический знак, эмблема или символ.
4. Что такое музейная экспозиция?
А. Расположение работ и последовательность экскурсии Б. Внешний вид художественных
изображений в музее. В. Музейная форма коммуникации, в которую входит демонстрация
экспонатов.
5. Что такое рекламный слоган?
А. Призыв через изображение зрителя к определенным действиям
Б. Лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения.
В. Развернутая и проработанная формулировка рекламной идеи
№
1
2
3
4
5

Критерии
оценивания:
1 балл
2 балла
2 балла
2 балла
3 балла

Правильные ответы (ключи):
Б
А
В
В
Б

Низкий – менее 4 баллов; Средний – 4-7 баллов; Высокий – 8-10 баллов.
* Критерии оценивания творческой работы:
1. Умение найти композиционное решение, соответствующее заданной теме.
2. Умение пользоваться художественными материалами и инструментами.
3. Самостоятельное выполнение задания.
4. Умение работать с аналогами.
5. Владение основными техниками изобразительного искусства (живопись, графика).
6. Грамотное использование графических материалов (нанесение штриховки,
растушевки, линии).
7. Умение работать по предварительному эскизу.
8. Умение пользоваться основными знаниями по цветоведению в процессе создания
работы.
9. Качество выполненной работы, аккуратность, эстетичность.
37

Высокий - учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком качественном
уровне, его работа отличается самостоятельностью композиционного и цветового
решения, правильным техническим исполнением, творческим подходом.
Средний - работа выполнена со значительными нарушениями основных закономерностей
и правил композиции, технически неправильно.
Низкий - учащийся не справился с заданием.
Промежуточная аттестация

Критерии оценки отчётной выставки
Подготовка экспозиции
1. Принести свои изделия
2. Скомпановать их в единую композицию
3. Публично представить выставку (рассказать о своих изделиях)
Критерии оценивания:
В – высокий
– учащийся самостоятельно справился со всеми этапами подготовки,
выставка работ сделана качественно, презентована перед всеми отлично;
С – средний - учащийся справился со всеми этапами работы с большой долей
вмешательства педагога или других учащихся, изделий предоставил мало, презентовать их
публично постеснялся;
Н – низкий - учащийся не справился с объёмом работы в течение учебного процесса, не
довёл дело до логического завершения.
Тест для аттестации
1. Система отображения на плоскости глубины пространства – это:
а. конструкция б. светотень в. перспектива
2. Отражённый свет окружения
а. рефлекс б. полутон в. собственная тень
3. Плавный переход от света к тени?
а. полутень б. тень в. падающая тень
4. Характеристика света в изображении
а. свет б. тон в. цвет
5. Как называется самое светлое место на предмете?
а. свет б. рефлекс в. блик
6. Особым видом печатной графики является:
а. иллюстрация б. плакат в. гравюра
7. Рисунок на куске линолеума.
а. литография б. линогравюра в. офорт
8. Как называется гравюра на металле?
а. литография б. офорт в. ксилография
9. Оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок.
а. гравюра б. миниатюра в. литография
10. Какой натюрморт принадлежит В. Ван Гогу?
а. "Натюрморт с драпировкой" б. "Синие сливы" в. Подсолнухи"

38

Приложение 3
Воспитательная работа
Воспитательная работа с учащимися реализуется по следующим
направлениям:
Посещение экскурсий и театров, филармонии;
участие в конкурсах и фестивалях разного уровня (город,
республика, Россия);
активное участие в мероприятиях школы, города, республики;
беседы, вечера отдыха, викторины;
профориентационное направление деятельности;
работа с родителями ведется в течение всего года: сентябрь –
организационное собрание, анкетирование; ноябрь – май-открытые уроки,
зачеты; апрель – май – итоговое родительское собрание.
Данные формы работы помогают более полно развить эмоциональную
сферу ребенка, удовлетворить потребность в творческой деятельности,
сформировать коммуникативные качества учащихся, расширить кругозор
учащихся и воспитать общую культуру поведения.
Цель: создание условий для воспитания и социализации учащихся в
условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса и в
различных видах деятельности.
№

Мероприятие

Сроки

1.

«Первое сентября - день знаний» праздничная
линейка, чаепитие

сентябрь

2.

«День пожилых людей» подготовка открыток,

октябрь

3.

«День учителя» открытки на тему «Мой
любимый учитель»

октябрь

4.

Гимназический фестиваль детского творчества
«Юные таланты гимназии»

ноябрь

5.

«Новый год» подготовка новогодних объемных
гирлянд, плакатов, рисунков для украшения
гимназии

декабрь

6.

«Рождество» праздничные посиделки, чаепитие

январь

7.

«Папа в армии служил» конкурс рисунков,
посвященных 23 февраля

февраль

8.

«Подарок для мамы» открытки, рисунки,
плакаты, посвященные международному

март
39

женскому дню
9.

«Здравствуй, масленица» праздничные
гуляния, чаепитие

март

10.

«Мы – дети галактики» конкурс рисунков ко
дню космонавтики

апрель

11.

«Салют, победа» конкурс рисунков,
посвященных празднику Победы

май

12.

«Последний звонок» помощь в оформлении
гимназии к празднику последнего звонка

май

13.

Участие в городских конкурсах, выставках,
профориентационных мероприятиях

В течение года

Создание выставочного пространства из учебных и творческих работ
учащихся.
Темы выставок:
1.1 - «Зимняя сказка» - выставка творческих работ за первое полугодие;
1.2 - «Волшебство красок» - выставка творческих работ за второе
полугодие.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Одна из важнейших задач данного вида работы:
Привлечение родителей к двустороннему взаимодействию в учебном
процессе.
Формы работы:
Родительские собрания, проведение открытых занятий, совместные
занятия обучающихся и родителей, работа с родителями в интернет среде.
Диагностический инструментарий:
- метод наблюдения;
- метод изучения продуктов детского творчества;
- метод анкетирования;
- мониторинг нравственно – патриотического воспитания;
40

- мониторинг уровня проявления воспитанности школьника.

41

Приложение 3
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
(в период невозможности организации учебного процесса в очной форме:
карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных
дней).
Самостоятельная работа
Тема урока

Ссылка

Природа севера

https://dayfun.ru/archives/10715

Озеро. Горный пейзаж

https://dayfun.ru/archives/10661

Снежный пейзаж. Горы.

https://dayfun.ru/archives/10538

Пейзаж «Дорога»

https://dayfun.ru/archives/9381

Пейзаж. «Город»

https://dayfun.ru/archives/8475

Пейзаж. «Закат»

https://dayfun.ru/archives/10670

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».