Азбука танца

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Вдохновение»
(МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»)
«Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин»
содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Азбука танца
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень сложности: стартовый
Составитель: Модянова Светлана
Витальевна, педагог дополнительного
образования

г. Сыктывкар, 2023 год
1

Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая
программа

«Азбука

танца» разработана

в

соответствии с нормативно-правовыми

актами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28.сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
- Постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 « О
стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://clck.ru/TjJbM;
-

Решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 10.12.2019 № 44/2019-619 "О внесении

изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 № 03/2011-61 "О
Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2030 года"
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea.
Приоритетными

направлениями социально-экономического

развития Республики

Коми являются «Духовно-нравственное воспитание молодого поколения», «Укрепление
общественного здоровья»; воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально - культурных традиций; формирование приоритета и
навыков здорового образа жизни.
2

Программа «Азбука танца» способствует реализации данной стратегической цели,
т.к. ориентирована

на

развитие

художественно-эстетического

вкуса,

творческих

способностей детей, формирование гармонично и всесторонне развитой личности. Она
предполагает работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических
данных; программа способствует воспитанию хореографической культуры и привитию
начальных навыков

в

искусстве

современного

танца;

позволяет

удовлетворить

познавательные и коммуникативные интересы детей младшего и среднего школьного
возраста.
Уровень сложности:
Программа «Азбука танца» имеет стартовый (ознакомительный) уровень сложности.
Освоение

программного

материала

данного

уровня

предполагает

получение

обучающимися первоначальных знаний в области хореографии. Данная программа
знакомит обучающихся с базовыми движениями, с основами хореографического
искусства. Позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в
разнообразных формах движения, раскрыть творческие способности посредством
современной хореографии.
Направленность программы: художественная
Актуальность программы
Определяется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос
на образовательные услуги в области хореографии, танцевального искусства в целях их
физического и эмоционального развития. Эти потребности и запросы находят свое
отражение в Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Коми:
одной

из

задач

индивидуальных

дополнительного образования
потребностей

учащихся

в

детей

является

«удовлетворение

интеллектуальном,

художественно-

эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом, научно-техническим творчеством».
Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок
прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и
упорство. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше,
побуждать к выполнению творческих заданий.
Отличительные особенности.
Основой программы «Азбука танца» является методический материал, изученный
педагогом (Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных
учреждениях», программы авторов: Батуевой С.С., г. Юрьев-Польский; Мамадалиевой
3

М.А., г. Воркута; Крыловой В.А., г. Белгород и др.), а также собственный опыт. Вместе с
тем,

программа

«Азбука танца»

имеет отличительные особенности: учебный план

включает модули: ритмика, танцевальная азбука, партерная гимнастика, элементы
классического танца,

народно-сценический танец, постановочная, репетиционная,

концертная деятельность; на каждом этапе происходит расширение,

дополнение и

усложнение материала; используются современные технологии.
Адресат программы
Категория обучаемых: 7 – 10 лет; в этом возрасте внимание детей еще не
устойчиво. Они легко отвлекаются, легче воспринимают

живой образ, нежели

отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции
ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети жизнерадостны и
доверчивы. Физически более крепкие, быстрее понимают, лучше запоминают. На уроке
разучивается больше танцевальных движений, в основе занятий присутствуют игровые
ситуации. Продолжаю уделять внимание укреплению мышц спины, ног, исправлению
дефектов осанки (если есть необходимость), развитию выворотности, растяжки, гибкости,
стараюсь выработать привычку прямо и стройно держаться, свободно двигаться в танце.
Учет индивидуальных особенностей: не требует специальной подготовки. Набор в
группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных
представителей) через сайт ПФДО Коми (https://komi.pfdo.ru/).
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения; реализуется в объеме 144 часов:

два

занятия в неделю по два часа.
Формы обучения: Программа
невозможности

организации

предполагает
учебного

очную

процесса

форму
в

обучения;

очной

форме

в

период

(карантина,

неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней, отсутствие
педагога), может быть организована самостоятельная работа с

использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.(Приложение №7 )
Формы

реализации

учебного

индивидуальные. Виды занятий:

процесса:

коллективные,

групповые,

парные,

игры, тренинги, самостоятельная работа, концерт,

творческий отчёт.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество

часов в год составляет 144 часа, 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 1
час по 40 минут. Количество учащихся, одновременно находящихся в группе, - 12-15
человек. Расписание составляется в соответствии с требованиями (в соответствии с СП
4

2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
В актированный день и в дни карантина для учащихся организуется обучение в форме
самостоятельной работы и повторение пройденного материала .

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: раскрытие творческого потенциала учащихся в процессе
освоения танцевального искусства.
Задачи:


образовательные:

- изучить основы танцевальной культуры;
- познакомиться с основными хореографическими терминами;
- научиться основным элементам классического, народно-характерного танцев;
- укреплять общефизическое состояние;

-

развивающие:
развить

индивидуальные

творческие

способности

в

процессе

танцевальной

деятельности;
- формировать умение контролировать себя;
- прививать основы коллективной деятельности, взаимовыручки,

культуру общения с

партнёром;


воспитательные:

- прививать основы сценической культуры, зрительской культуры;
- формировать умения адекватно оценивать свою деятельность;
- развивать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать чувство ответственности за свои действия и поступки;
- воспитывать трудолюбия и стремления к преодолению трудностей.

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Модули
1. Танцевальная азбука

Всего
34

Количество часов
Теория
Практика
8
26

Формы контроля
Индивидуальные
и коллективные
практические
упражнения.
Тест
5

2. Партерная гимнастика

40

4

36

3.Сюжетный танец
4. Массовый бальный танец

24
16

5
3

19
13

5. Народный танец

16

3

13

5. Концертная деятельность

6

1

5

6. Самостоятельная работа ( с
использованием ДОТ и ЭО)

8

2

6

Итого

144

26

118

Тестирование
гибкости,
выносливости
Показ танца
Участие в
конкурсе
Открытое занятие
Викторина
Творческий отчёт
Тест. Наблюдение
Рисунок, фото и
видео от детей,
фотоколлаж.
«Танцуем
вместе» флешмоб

1.3.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 «Танцевальная азбука»
Образовательная задача модуля:
- обучить основным танцевальным движениям.
Учебные задачи модуля:
- обучать основам хореографии, позициям рук и ног;
- овладеть простейшими навыками координации движений;
- научить определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты;
- познакомить с видами и композиционным построением произведений народной
хореографии.
Тематические рабочие группы и форматы:
групповая работа; индивидуальная работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Тема 1.1.
Теория, беседа,
Введение: Беседа об искусстве танца. 2 ч.
«Введение.
фронтальный тип
Показ слайдов. Правила поведения на
Понятие о
работы. 2 ч.
занятиях, техника безопасности. Цели и
танцевальном
задачи курса. Введение в деятельность.
искусстве»
Инструктаж по ТБ.
Тема 1.2.
Теория, беседа,
Ритмический рисунок и его составные.
16 ч.
«Ритмические
фронтальный тип
Правила и логика перестроений из одних
упражнения».
работы. 2 ч.
рисунков в другие.
Практическая работа.
Индивидуальный и
коллективный тип
работы. 14 ч.
Тема 1.3.

Теория коллективный

Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Начало и
окончание движения вместе с музыкой.
Упражнения, на раскрытие
выразительности музыкальнопространственных композиций.
Овладение простейшими навыками

8 ч.
6

«Музыкальные
игры»

Тема 1.4. «
Музыкальные
задания по
прослушивани
ю и анализу
танцевальной
музыки»

Тема 1.5.
«Построение и
перестроения
на сценической
площадке»

тип работы. 2 ч.
Практическая работа.
Коллективный тип
работы. 6 ч.
Теория, беседа,
фронтальный тип
работы. 2 ч.
Практическая работа.
Индивидуальный тип
работы. 8 ч.

Теория, беседа,
фронтальный
коллективный тип
работы. 2 ч.
Практическая работа.
Индивидуальный,
групповой тип
работы. 4 ч.

координации движений в исполнении
танцевальных игр.
Образно-игровые упражнения
«Рисование круга», «Колка дров».
Слушание музыки. Определение
характера и строения музыкального
произведения, его темпа, ритмического
рисунка.
Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Начало и
окончание движения вместе с музыкой.
Упражнения, на раскрытие
выразительности музыкальнопространственных композиций.
Правила и логика перестроений из одних
рисунков в другие.
Тест.

10 ч.

6 ч.

Построения и перестроения. Построение
в шеренгу, в круг, сужение и расширение
круга, «воротца». Поклон.
Выполнение упражнений
самостоятельно в соответствии с
ритмическим рисунком музыки.
Итого 42 ч.

Модуль 2 «Партерная гимнастика»
Образовательная задача модуля:
- развивать физических данных обучающихся для успешного освоения того или иного вида
танца.
Учебные задачи модуля:
- развивать общую пластику, силу и эластичность всех комплексов мышц, связочного
аппарата;
- увеличить подвижность суставов, амплитуды шага;
- работать по развитию вестибулярного аппарата и координации движений;
- развивать гибкость, выносливость и технику выполнения упражнений.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных
Содержание
Кол-во
занятий, учебных
часов
работ
Тема 2.1.
Теория, беседа,
Нормы этики и поведения в
10 ч.
«Марш,
фронтальный тип
танцевальном зале. Понятие «марш,
разновидности
работы. 2ч.
ходьба ». Просмотр роликов (Марши и
ходьбы»
их разновидность) Виды перестроений.
Виды ходьбы. Просмотр ролика о
различных видах ходьбы, значении её в
здоровом образе жизни.
Практическая работа. Бытовой шаг, ходьба на высоких и
Групповой тип
низких полупальцах, на пятках, на
7

работы. 8 ч.

Тема 2.2
«Дыхание и
движение»

Теория, беседа,
фронтальный тип
работы. 2ч.

Практическая работа.
Индивидуальный тип
работы. 8 ч.

Тема 2.3.
« Общеразвиваю
щие
упражнения».

Практическая работа.
Индивидуальный,
коллективный тип
работы. 20 ч.

внутренней и внешней стороне стопы,
«гусиным шагом», с переплетающимися
ногами и т. д.
Марш на месте, по квадрату, по кругу,
по прямой, по диагонали, в построении
в линии, шеренги, колонны, размыкания
и смыкания.
Основные понятия о дыхательной
системе. Виды дыхания.
дыхательная гимнастика, формирование
правильной осанки, воспитание
привычки к повседневной физической
активности и заботе о здоровье,
организация и проведение
физкультурно-оздоровительных
мероприятий.
Дыхательные упражнения:
- для формирования диафрагмального
дыхания - «поиграем животиками»;
- для формирования глубокого
длительного вдоха - «узнай по запаху»;
- на дифференциацию вдоха через нос и
выдоха через рот, на развитие внимания
— «носик и ротик поучим дышать»;
- на выработку длительного, сильного,
целенаправленного выдоха - «загони мяч
в ворота»;
Последовательное выполнение
упражнений с паузами для разъяснения
и исправления ошибок:
- упражнения на развитие натянутости
ног, развитие голеностопного сустава и
стопы,
- упражнения на растяжку,
- упражнения, укрепляющие мышцы
брюшного пресса,
- упражнения для развития гибкости
позвоночника и подвижности
позвоночного столба,
- упражнения, укрепляющие мышцы
спины,
- упражнения, вырабатывающие силу
мышц ног.
Тестирование: определение
координационных способностей:
гибкости, выносливости
Итого

10 ч.

20 ч.

40 ч.

Модуль 3: «Сюжетный танец»
Образовательная задача модуля:
- обучить простейшим элементам сюжетного танца.
Учебные задачи модуля:
8

- ознакомить с основами сюжетного танца, позициями рук и ног;
- узнать о происхождении сюжетного танца;
- дать представление о танцевальном образе.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п

Тема 3.1.
«Танцы-игры,
танцы с предметами»

Тема 3.2.
«Постановочная
работа»

Тема 3.3.
«Сюжетный
танец»

Тема 3.4.
«Репетиционная
работа»

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

Теория, 2 ч.
Беседа.
Фронтальный,
групповой
тип
работы.

Побуждение к импровизации
под музыку, сочинению собственных
композиции из знакомых движений.

Практика, 8 ч.
Индивидуальный тип
работы групповая
работа.

Танцы с предметами (мячами, обручами,
лентами и т.д.). Слайды.
Танец со знакомой всем детской игрой.

Теория, 1ч.
Беседа.
Фронтальный,
групповой тип
работы.

Постановка. Выбор темы и музыки для
танца. Определение сюжета танца,
костюма. Подбор и изучение
характерных комбинаций движений
выбранного танца.

Теория, 2 ч.
Сюжетный танец — это маленькая
Беседа. Фронтальный, пьеса с персонажами, каждый из
групповой
тип которых наделен индивидуальным
работы.
характером, обладает своим внутренним
миром. Просмотр видеоролика «Стихия
движения».
Практика, 8 ч.
Индивидуальный
групповой тип
работы.

Техника
исполнения.
Разучивание
основных элементов танца Разучивание
танцевальных движений, элементов,
фигур детского танца на темы, близкие
детскому воображению, сюжеты и
настроения, связанные с природой,
сказочными
героями,
героями
мультфильмов.
Манера
поведения
танцующих персонажей.

Практика. 3 ч.
Фронтальный,
групповой тип
работы.

Репетиция. Повторение и отработка
танцевальных элементов и рисунка
будущего танца. Игра-тренинг на
развитие мимических мышц лица.
Обучение детей основам актерского
мастерства.
Развитие
качеств:
внимания, свободы и воображения.
Эмоциональная выразительность.
Создание
художественного
образа

Кол-во
часов
10 ч.

1ч.

10 ч.

3ч.

9

танца.
Исполнение сюжетного танца (на
сказку «Белоснежка и 7 гномов).
Итого

24ч.

Модуль 4: «Массовый бальный танец»
Образовательная задача модуля:
- обучить простейшим элементам массового бального танца.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с основами бального танца, позициями рук и ног;
- изучить историю развития бального танца;
- дать представление о танцевальном образе.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

Колво
часов

Тема 4.1.
«Постановочна
я работа»

Теория 1 ч.

История возникновения и развития
бальной хореографии. Народные танцы
– «прародители» бальных танцев.
Характеристика эпохи, стилевые
особенности и манера исполнения.
Методика исполнения танцев
европейской программы. Характер
танца. Музыкальный размер. Темп.
Ритм и доли такта. Принцип подбора
музыкального материала (музыкальный
размер, темп, ритм). Анализ
музыкального материала (характер,
стиль, манера).

1

Тема 4.2.
«Массовый
бальный танец»

Теория 2ч.
Беседа. Фронтальный,
групповой тип работы.

Музыкальные и танцевальные формы.
Многообразие вариантов трактовки
музыкальных
форм.
Музыкальные
формы
произведений
танцев
Европейской и Латиноамериканской
программы.
Определение
понятия
«музыкальный стиль». Стили бального
танца. Характер танцев. Танцевальный
образ. Понятие фигуры
танца.
Отличительные
особенности
ансамблевого исполнения, ориентация в
пространстве зала. Отношения в
танцевальной паре. Показ слайдов.

12 ч.

10

Практика, 10 ч.
Индивидуальный,
групповой тип работы.

Тема 4.3.
«Репетиционная
работа»

Практика. 3 ч.
Фронтальный,
групповой тип работы.

Изучение элементов бального танца.
Отработка навыков бального танца.
Массовые бальные танцы: «Вальс
дружбы», «Вальс-минутка», «Диско»,
«Непрерывная полька», «Полька».
Репетиции на отработку выученных
танцевальных комбинаций и связок.
Построение. Позиций в паре. Ведение в
паре. Постановка рук. Изучение
базовых фигур и их ритмического
рисунка. Отношения в танцевальной
паре. Позиция стоп. Работа стопы.
Распределение веса по стопе. Спуск и
подъем. Постановка корпуса. Работа
корпуса. Поворот корпуса. Степени
поворота.

3 ч.

Исполнение танца «Полька»
Итого:

16ч.

Модуль 5 «Народный танец»
Образовательная задача модуля:
- обучить простейшим элементам народного танца и его жанрам.
Учебные задачи модуля:
- ознакомить с основами народного танца, позициями рук и ног;
- изучить историю развития русского народного танца;
- дать представление о танцевальном образе.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п

Виды учебных
занятий, учебных
работ

Содержание

Колво
часов

Тема 5.1.
«Постановочная
работа»

Теория 1 ч.

Изучение танцевальных культур
различных народов.
Манеры и особенности исполнения
танцев. Беседы об истории народного
танца как искусства,
о творчестве ведущих танцевальных
коллективов и хореографов и т.д.
Просмотр видеозаписей известных
танцевальных коллективов т.к.
«Берёзка», «Асья кыа», «Сигудэк».

1ч.

11

Тема 5.2.
«Народный
танец»

Теория 2ч.
История возникновения русского
Беседа. Фронтальный, народного танца (презентация). Виды
групповой тип работы. и
композиционное
построение
произведений народной хореографии
(видеоролик).
12 ч.
Прослушивание
фрагментов
произведений С.С. Прокофьева «Фея
Зимы» из балета «Золушка» и П.И.
Чайковского «Времена года».
Практика, 10 ч.
Русский народный танец: основные
Индивидуальный,
положения рук и ног. Элементы
групповой тип работы. русского народного танца.
Слайды.

Тема 5.3.
«Репетиционная
работа»

Практика. 3 ч.
Добиться
согласованности,
Фронтальный,
синхронности исполнения, обратить
групповой тип работы. внимание, чтобы рисунок танца
исполнялся четко, ровно; расстояние
между всеми участниками должно
быть одинаковым, а все групповые
движения
исполнялись
одновременно,
отрабатываются
выразительность и музыкальность
исполнения.
Викторина. Слайды.
Открытое занятие. Исполнение
народного танца «Кадриль»
Итого

Модуль 6 «Концертная деятельность»
Образовательная задача модуля:
- подготовить учащихся к сценической практике.
Учебные задачи модуля:
- дать представление о сценическом этикете, гриме;
- рассказать о значении сценического костюма, реквизита;
- провести выступления на сцене.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных занятий,
Содержание
учебных работ
Тема 6.1.
«Концерт
ная деятельно
сть»

Практика, 4 ч.
Изучение материала.
Индивидуальный тип
работы.
Проектная групповая
работа.

Сценический этикет. Правила
техники безопасности.
Правила поведения в гримерной
комнате. Преодоление волнения на
сцене. Значение сценического
костюма, реквизита.
Репетиции на сцене. Выступление

3ч.

16ч. ч.

Колво
часов
4 ч.

12

Тема 6.2.
«Азбука танца»

Теория, 1ч.
Тест.
Практика, 1 ч.

на сцене. Собранность во время
репетиции
и
выступления.
Активность и яркость исполнения.
Обсуждение
выступления
(положительные
стороны,
отдельные
замечания,
способы
устранения недостатков). Участие в
конкурсах и фестивалях.
Диагностика результатов освоения
2ч.
программы.
Творческий отчёт в форме концерта
Итого
6 ч.
Всего
144 ч.

Модуль 7 «Самостоятельная работа»
Образовательная задача модуля:
- подготовить учащихся к самостоятельной работе.
Учебные задачи модуля:
- разучить шаги и упражнения;
- найти и подготовить материал о балетном танцовщике;
- научить выполнять информационный проект.
Тематические рабочие группы и форматы:
фронтальная работа; индивидуальная работа; групповая работа.
Тематическая программа модуля
№ п/п
Виды учебных занятий,
Содержание
учебных работ
Тема 7.1.
«Самостоятельн
ая работа»

Теория 2ч.
Практика, 6 ч.
Изучение материала.
Индивидуальный тип
работы.
Проектная работа.

Колво
часов
специальных 8 ч.
на
развитие:
ритмичности,
музыки
и

Разучивание
упражнений
музыкальности,
согласование
танцевального
движения. Навыки координации в
различных видах танцевальных
шагов, бега и прыжков.
Шаги: шаг с носка; шаг с подъемом
бедра на 90 градусов; шаг
в глубоком плие;
шаги
на полупальцах; приставной шаг в
сторону, переменный шаг
.Виды бега: перескоки; бег с
отбрасыванием ног назад; бег с
выбрасыванием
ног
вперед
(ножницы);подскоки
в
продвижении, на месте; боковой
галоп; шаг
польки. Найти
и
оформить информационный проект
о советском балетном танцовщике.
Творческий
продукт: Рисунок,
фото и видео от детей, фотоколлаж.
«Танцуем
вместе» флешмоб из

13

представленных
детьми
движений. В группе «В контакте»,
на Google диске.
Танцевальные
миниатюры
("Веселый поварёнок"):
"Путешествие по лесу» (шаги с
носка, на полупальцах, на пятках,
шаг с высоким подниманием
колен); "Мы
едем
в
цирк!»
(различные виды бега, галоп).

Итого
8 ч.
Всего
144 ч.

1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- понимают назначение танцевального зала и правила поведения в нем, ориентация в зале;
- соблюдают этикет на занятиях и в исполнительской деятельности;
- знают основные музыкальные и танцевальные термины;
- умеют выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
- исполняют основные элементы классического, сюжетного и народного танцев;
- показывают гибкость, выносливость и пластичность при исполнении танцев.
Метапредметные:
- демонстрируют индивидуальные творческие способности в процессе танцевальной
деятельности, стремятся участвовать в концертной деятельности;
-

умеют

планировать

и

контролировать

деятельность

в

процессе

подготовки

танцевального номера;
- умеют общаться с партнёром в танце, взаимодействовать в детском коллективе.
Личностные:
- проявляют интерес к занятиям танцевальным творчеством;
- соблюдают правила поведения на сцене и в зрительном зале;
- имеют представление о рефлексии своей деятельности;
- привиты такие качества как ответственность и трудолюбие;
- выполняют правила здорового и безопасного образа жизни.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий танцами,
14

- коврики – 15,
- гимнастические палки -15,
- верёвочки – 15,
- костюмы

и реквизит для концертных номеров, специальная форма и обувь для

учащихся,

- магнитофон, CD-диски: Суворова Т.Н. «Ритмическая мозаика», Буренина Н.С. «Детские
танцы»,
- видеоматериалы: (Концертные выступления танцевальных коллективов Республики
Коми: «Асъя Кыа», «Сигудэк»и т.д.),
- ноутбук.
2.2. Информационно-методическое обеспечение:
- нормативно – правовые документы;
- учебный календарный график;
- справочная учебно-методическая литература и периодические издания;
- дидактические материалы: образцы реквизитов для танца; иллюстрации в книгах и на
электронных носителях; инструкционные карты; схемы выкроек для пошива костюмов.
Сайты «Все
содержат

для

хореографов» http://www.horeograf.com/; vdoxnovenie-fest3.ru .Сайты

обширные подборки упражнений

в

разделе «Фонотека»,

методических

материалов, записей вебинаров и семинаров для хореографов.
- Ивлева, Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева [Текст]; Челяб. гос. акад.
культуры и искусств. – Челябинск, 2002. - 79 с.
Костровицкая, В. Школа классического танца / В. Костровицкая, В. Писарев. [Текст] –
Л., 1976. – 217с.
Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги. / Е. Васенина. [Текст] –
М.: Emergency Exit, 2005.- 126 с.
Ивлева, Л. Д. Джазовый танец /Л. Д. Ивлева. [Текст] – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 290
с.
Кадровое обеспечение
Педагог, владеющий профессиональными компетенциями:
- умением использовать формы и методы активного обучения;
- умением самостоятельно разрабатывать методику своего предмета;
- владеющий организационными формами диагностической работы с детьми;
- обеспечивающий устойчивый положительный результат в учебно-воспитательной
работе.
15

2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
Традиционными методами обучения являются:
- репродуктивный (воспроизводящий), беседы;
- наглядно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного

материала): исполнение педагогом, просмотр

видеоматериалов, посещение массовых мероприятий;
- практический: упражнения, тренинги, этюды, репетиции;
- информационно-рецептивный (наблюдение, обследование, рассматривание, показ способа действия, объяснение, рассказ);
- исследовательский (поиск самостоятельного решения поставленной задачи, анализ деятельности).
При построении танцевальных композиций широко используется метод музыкальной интерпретации.
Поддерживают мотивацию учения мультимедийные презентации.
Планируются интерактивные мини-лекции, интерактивное упражнение на закрепление материала; применяются методы

проблемно-

диалогического обучения.
Программа ориентирована на использование развивающих игр, как инструмента для формирования танцевальных навыков.
Педагогические технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога, так
как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои
профессиональные компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и
создавать ее самостоятельно.
Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени
облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности
учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются

16

способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Способствует активизации воображения детей при чувственно-эмоциональном и интеллектуальном постижении искусства. Ребята учатся
решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок
при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.
Здоровьесберегающая технология. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него
необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и

применение полученных знаний в

повседневной жизни.

Формируется мотивация на ведение здорового образа жизни.
Интегрированное обучение. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов
работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности
занятий. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Технология работы с группой. Естественность внешнего и внутреннего общения. Откровенность друг

с другом. Нацеленность на

решение поставленных целей и задач путем сотрудничества и общения. Подвижность ролей и регламентов работы. Реалистическое
отношение к проблеме. Максимальное использование способностей всех членов группы. Готовность к самосовершенствованию, к
проявлению инициативы, стремление к новому. Равная ответственность за проделанную работу.
Методы воспитания: технология «Создание ситуации успеха»; педагогика сотрудничества; технология гуманного коллективного
воспитания В.А. Сухомлинского (См. Приложение № 6 План воспитательной работы).
Формы работы с родителями: собрания, беседы, совместные выходы в театры и на городские мероприятия, походы. (См. Приложение
№ 5 План работы с родителями).
2.4. Формы контроля, промежуточной аттестации

17

№

Предмет
оценивания

Формы и методы
оценивания

1.

Уровень
практических
умений

Индивидуальные
и коллективные
практические
упражнения

1.

Уровень
практических
умений

Практическое
задание

1.

Уровень
практических
умений

Метод
наблюдения
Фотоотчёт

1.

Уровень
практических
умений

Метод
наблюдения
Видеосъёмка

Уровень
теоретических
знаний

Викторина

Уровень
практических

Метод
наблюдения

Характеристика
Показатели
оценочных
оценивания
материалов
(Приложение 1,2)
Модуль 1 «Танцевальная азбука»
Выполнение упражнений
самостоятельно в
соответствии с
ритмическим рисунком
музыки

- Умение двигаться в
соответствии с
характером музыки.
- Умение определять
на слух музыкальные
жанры.
- Чувство ритма.
Модуль 2 «Партерная гимнастика»
Тест на определение
Соответствие
координационных
скоростно - силовым,
способностей: гибкости, координационным
выносливости
качествам.
Модуль 3 «Сюжетный танец»
Исполнение сюжетного
Исполнение в
танца по мотивам сказки соответствии с жанром.
братьев Гримм
Знание основных
«Белоснежка и 7 гномов» элементов танца.
Модуль 4 «Массовый бальный танец»
Концертное выступление Соответствие
с танцем «Полька»
требованиям
исполнения
Модуль 5 «Народный танец»
Викторина содержит 7
Правильность ответов.
вопросов, на которые
учащиеся дают ответы.
Оценивается в баллах
Исполнение танца
Соответствие
«Кадриль»
требованиям

Критерии
оценивания
(Приложение 1,2)

Виды
контроля

Высокий уровень – 8-10
баллов;
Средний – 3-4 балла;
Низкий – 0-2 балла.

Текущий

* Высокий – 8-10 баллов;
Средний – 3-4 балла;
Низкий – 0-2 балла.

Текущий

Высокий - 8 - 10 баллов;
Средний – 4-5- баллов;
Низкий – 3 и менее баллов

Текущий

Высокий - 35 - 40 баллов;
Средний – 20-27- баллов;
Низкий – 19 и менее баллов

Текущий

Высокий – 7 ответов;
Средний – 4-3 ответа;
Низкий – менее 3 ответов.

Текущий

Высокий – 8-10 баллов;
Средний – 3-4 балла;

18

умений

Видеосъёмка

1.

Уровень
практических
умений

Творческий отчёт

2.

Уровень
теоретических
знаний

Тестовое задание
открытой формы

Личностные
результаты

Наблюдение

исполнения
Модуль 6 «Концертная деятельность»
Результат работы над
Знание и выполнение
выученной ранее
основных
танцевальной
танцевальных
композицией.
движений; владение
техникой выполнения
шагов, прыжков.
Тест содержит вопросы и Правильность ответов;
задания о
- Количество
хореографических
правильных ответов.
терминах и позициях.

Низкий – 0-2 балла.

Сформированность учебно- Уровень проявления
познавательного интереса.
личностных качеств
Принятие и соблюдение
норм поведения.
Самооценка.
Установка на здоровый и
безопасный образ жизни.
Эмоциональная
отзывчивость, готовность к
сотрудничеству и дружбе.

Приложение 3

Высокий – 8-10 баллов;
Средний – 3-4 балла;
Низкий – 0-2 балла.

Промежуто
чная
аттестация

Низкий – 0-2 балла;
Средний – 3 балла;
Высокий – 5 баллов.
2 раза в год

19

2.5. Список литературы
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
// Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009г. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TqJRH
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии
развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным

программам» [Электронный

ресурс]. –

Режим

доступа: http://docs.cntd.ru/document/551785916
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования

детей

и

взрослых»

[Электронный

ресурс]. –

Режим

доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме

реализации

образовательных

программ [Электронный

ресурс]. –Режим

доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
- Приказ Министерства Просвещения РФ о 03 сентября 2019 года №467 «Целевая модель
развития региональных систем дополнительного образования детей» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561232576
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/140314/;

20

-

Стратегия

социально-экономического

развития

Республики

Коми

до

2035

года [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://clck.ru/TjJbM;
- Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми
«Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года №214-п [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550163236;
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по
проектированию

дополнительных

общеобразовательных

-

дополнительных

общеразвивающих программ в Республике Коми» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://clck.ru/TqMbA;
-

Стратегия

социально-экономического

развития

города

Сыктывкара

до

2030

года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/TjJea;
- Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Республике Коми. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики
Республики Коми от 1 июня 2018г. № 214-п;
- Устав МУДО «ЦДОД «Вдохновение».
Список литературы для педагога:
1. Браиловская,

Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв/ Л.В.

Браиловская.- издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2003.- 210 с.
2. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и
комбинации на середине зала / Гусев Г.П.- Москва, 2008.- 198 с.
3. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Этюды / Гусев, Г.П.- Москва,
2008 .- 160 с.
4. Диниц, Е.В. Азбука танцев / Диниц, Е.В.- Донецк, 2006. – 240 с.
5. Звездочкин, В.А. Классический танец/ В.А. Звездочкин – Ростов н/Д., 2003. -180 с.
6. Пуртова,

Т.В., Учите детей танцевать/ Беликова А.Н., Кветная О.В., издательство

«Владос», г. Москва, 2004.- 167 с.
7. Упражнения у станка», издательство «Владос», г. Москва, 2005. - 154 с.
Интернет-ресурсы:
1.Все для хореографов и танцоров - [электронный ресурс]. http://www.horeograf.com/ (дата
обращения 20.03.2019)
2. Суворова Т. Танцевальная ритмика - [электронный ресурс]. http://deti-ritmika.ru/ (дата
обращения 20.03.2019)
21

3. Эстрадный танец для детей. Уфимцева А. [Электронный ресурс].
http://www.balletmusic.ru (дата обращения 23.02.2019)
4. Богомазова Л. Н. Логоритмика и танцевальные этюды для детей. [Электронный ресурс].
http://www.horeograf.com (дата обращения 23.02.2019)

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»

Критерии оценки освоения программы:
Освоение программы учащимися оценивается по трём уровням: высокий , средний,
низкий.
Высокий уровень - учащийся: отвечает на вопрос самостоятельно, точно, обнаруживает
понимание и осознанность учебного материала, может обосновать свои суждения,
показывает полноту освоения материала, может самостоятельно и полностью применить
полученные знания и умения на практике.
Средний уровень - учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений
учебного материала, но: отвечает на вопрос при помощи наводящих вопросов, дает ответ
неполно и допускает неточности, не умеет глубоко и доказательно обосновать свои
суждения, показывает частичное освоение материала. В основном самостоятельно
использует знания программного материала на практике.
Низкий уровень - учащийся обнаруживает незнание большей части учебного материала,
допускает

ошибки,

беспорядочно

и

неуверенно

излагает

материал.

Не может

самостоятельно использовать значительную часть программного материала.

Приложение 2
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»

Контрольные задания
Модуль 1 «Танцевальная азбука»
«Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем и протопываем каждую часть
(слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»
слова 1 класса

слова 2 класса
22

Маша лето

молоко ракета

Мыши мыло

машина газета

Мука лапа

лопата котята

№ Критерии
оценивания:

Правильные ответы (ключи):

1

1 балл

отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество
ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не
определяется.

2

2 балла

сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса,
но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.

3

3 балла

- сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2
класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно.

4

4 балла

- сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и
правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

5

0 баллов

не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.

Низкий – 0-2 балла; Средний – 3-5 балла; Высокий – 6-10 баллов.
Модуль 2 «Партерная гимнастика»
1. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за
двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в
соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом
забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На
старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая
кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
2. Тест на определение выносливости:
Выносливость – способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности.
Выносливость – определяется функциональной устойчивостью нервных центров,
координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей младшего
школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге
одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя
занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более
точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По
истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию - линию старта и половину дистанции. Педагог бежит
впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут
самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых
признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал
23

всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя:
продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных
способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем,
позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой
требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая
интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние . При приземлении
нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей
ноги. Записывается лучший результат.
4. Тест на определение гибкости:
Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность
мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного
возраста и из положения, стоя на полу у детей школьного возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения, стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок
становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой
отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной
перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками
пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то
результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно
использовать игровой момент “достань игрушку”.
Наклон вперёд из положения, сидя на полу. На полу мелом наносится линия А-Б, а от её
середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так,
чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни
вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный.
Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных
рук.
Критерии оценивания
Высокий уровень (9 - 10 баллов) – самостоятельное, качественное выполнение; в полном
объёме, в предложенном темпе.
Средний (4-6 баллов) - прибегает к помощи педагога; значительные нарушения.
Низкий (3 и менее балла) - выполняет задание не полностью, не справляется с темпом,
допускает 5 и более ошибок, самостоятельно их не исправляет.
Модуль 3 «Сюжетный танец»
Исполнение сюжетного танца по мотивам сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь
гномов».
Критерии оценивания
*Высокий (9 - 10 баллов) – знает элементы, комбинации, предложенные упражнения
выполняет правильно, в нужном ритме, может исполнить номер без подсказки педагога от
начала до конца без ошибок.
24

Средний (4-6 баллов)– знает элементы, путается в комбинации, выполняет все задания,
сбивается с ритма, может исполнить номер от начала до конца с
подсказкой педагога, допускает 2-3 ошибки.
Низкий (3 и менее балла)- плохо знает элементы, путается в комбинациях, выполняет
задание не полностью, не справляется с ритмом, не может исполнить номер до конца,
допускает 5 и более ошибок.
Модуль 4 «Массовый бальный танец»
Презентация выученного танца на концерте.
Максимальное количество баллов по критериям:
· Техника, хореография: 10 баллов
· Рисунок танца, синхрон: 10 баллов
· Имидж, стиль, музыкальная композиция: 10 баллов
· Зрелищность, контакт со зрителем: 10 баллов
1. Техника исполнения – наиболее рациональное и правильное использование
движений для выражения основной мысли хореографического произведения.
· Соответствие движений выбранному танцевальному стилю (направлению).
· Уровень сложности.
· Оригинальность.
· Музыкальность (ритмичность) – умение протанцевать музыку, выделив сильные и
слабые доли.
· Синхронность.
· Качество исполнения (объем, качество движений, проученность движений).
· Соответствие номера возрасту исполнителей.
2. Рисунок танца – перемещение по площадке, в т. ч. относительно других танцоров.
· Оригинальность и неординарность концепции, истории, идеи или темы.
· Использование связок между элементами танца, отсутствие необоснованных пауз.
· Рациональное использование танцевальной площадки.
· Выбор танцевальных элементов.
· Фигуры танца, их вариации.
· Взаимодействие танцоров друг с другом.
3. Имидж:
· Использование реквизита.
· Актуальность и правильность подбора музыкальной композиции.
· Артистизм - умение перевоплощаться в выбранный образ, мимика.
· Соответствие движений эстетическим нормам, манеры.
· Макияж, прическа.
· Костюм.
· Самопрезентация (самовыражение) - ощущение себя включенным в танец;
· Эмоциональное, энергичное и свободное танцевание.
· Наличие поклона, уход со сцены.
4. Зрелищность/собственно шоу:
· зрелищность или воздействие на публику
· уместность костюма, так как это имеет отношение к концепции наряду со сменой
костюма, истории, идеи или темы, усиливает ли он всю презентацию
· изобретательные и интересные визуальные эффекты с использованием декораций и
интересного дизайна.
· Контакт со зрителем
Модуль 5 «Народный танец»
Исполнение танца «Кадриль»
25

Критерии оценивания танца
Высокий (9-10 баллов) - танец исполнен без ошибок, четко, уверено, в соответствии с
музыкой.
Средней (4-6 баллов) - танец выполнен, но допущено несколько значительных ошибок,
не в соответствии с музыкой.
Низкий (3 и менее балла) - упражнение не выполнено.
Викторина
1. Что же такое – танец? (исполнение движений под музыку)
2.

Назовите основные жанры танцев?

( Народный танец; Классический танец;

Эстрадный танец; Бальный танец)
Определите жанр танца.
3. Этот танец возник из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами,
религиозными обрядами, традициями и семейными праздниками (Народный танец).
4. Основой этого танца является

хореографическая разминка у станка, для которой

разработана система специальных движений и позиций ног, рук, корпуса и головы
(Классический танец).
5. Это яркий, зажигательный, эмоциональный танец. Это не просто заученные движения, а
небольшая театральная постановка. И именно поэтому танцор должен обладать не только
пластикой, но и актерским мастерством (Эстрадный танец)
6. Выбери русский народный танец: а) барыня, б) венский вальс, в) гопак.
7. Отгадайте загадку.
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — ... (балет)
Модуль 6 «Концертная деятельность»
Практическая часть
Выполнение выученных танцевальных движений. Позиции ног, рук, виды шага.
Прыжки на двух ногах: подскоки, галоп, «ножницы». Танцевальные движения:
«пружинка», «пружинка» с поворотом, притоп - веселый каблучок, «ковырялочка» на
прыжке, подскок.
№

Критерии
оценивания

1

Высокий

Критерии оценивания
знает и выполняет основные танцевальные движения; владеет
техникой выполнения шагов, прыжков.
26

2

Средний

выполняет танцевальные движения, шаги, прыжки с помощью
педагога.

3

Низкий

не может исполнить танцевальные движения, шаги, прыжки.

Теоретическая часть

Тест

1. Выбери правильный ответ
1. Сколько точек направления в танцевальном классе?
1. 7; 2. 6;

3.8.

2. Что означает положение головы «ан фас»
1. Прямо

2. Вполоборота

3. Боком

3. Определи позицию ног: обе ступни, соприкасаются внутренними сторонами стоп
1. 1 2.3 3.6
4. Как называют партнера в танце?
1. Орденоносец 2.Кавалер

3. Лауреат 4. Кавалерист

5. Как называется матросская песня и танец?
1. «Морячка» 2.«Яблочко» 3.«Матроска» 4. «Лодочка»
6. Обведи подготовительную позицию рук:

№

Критерии оценивании

Правильные ответы (ключи)

1

1б

8 точек

2

1б

прямо

3

1б

6 позиция

4

1б

Кавалер

Яблочко
5 1б
Низкий уровень – 0-2 балл; Средний уровень – 3 балла;
Высокий уровень – 5 баллов.
Модуль 7 «Самостоятельная работа»
Критерии оценивания осуществляются с помощью дистанционных средств связи, и во
время практических занятий, после периода самостоятельной работы. В форме «
творческого продукта»: Рисунок, фото и видео от детей, информационный проект,
27

фотоколлаж. «Танцуем вместе» флешмоб из представленных детьми движений. В группе
«В контакте», на Google диске.

28

Приложение 3
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»

Карта личностных результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной-дополнительной общеразвивающей программе
«_______________________________________________ »
Год обучения_____________
№ группы_______________________________
Педагог_________________________________
Учебный год_____________________________
№
Ф.И.
ученика

Сформированность
учебнопознавательного
интереса

Принятие и
соблюдение
норм
поведения

1 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Установка на
Самооценка
Эмоциональная
здоровый и
отзывчивость,
безопасный
готовность к
образ
сотрудничеству
жизни
и дружбе

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

Уровень проявления
качеств
(В, С, Н)

1 полуг.

2 полуг.

год

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого: Высокий -

чел. /

% Средний -

чел. /

%

Низкий -

чел. /

%

29

Показатели сформированности личностных результатов обучения
№

Оцениваемые
параметры
Сформированность учебнопознавательного интереса

Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес
к любому учебному материалу,
как к теоретическому, так и к
практическому, старательно и с
желанием выполняет любые
задания педагога.

Средний уровень
Проявляет интерес преимущественно
к практическому материалу; проявляет
познавательную активность лишь в
сотрудничестве с педагогом.

Принятие и соблюдение
норм
поведения
Самооценка

Всегда соблюдает правила и
нормы поведения в Центре и на
занятиях.

4.

Установка на здоровый и
безопасный образ
жизни

5.

Эмоциональная
отзывчивость,
готовность к
сотрудничеству и дружбе

Знает и соблюдает правила
здорового образа жизни,
интересуется спортивной
деятельностью.
Всегда сопереживает и
стремиться сразу оказать
помощь другим,
доброжелателен, правдив,
верен своему слову, вежлив,
заботится об окружающих,
пресекает грубость, недобрые
отношения к людям.

Знает и старается соблюдать правила
поведения, нарушая их, как правило,
под влиянием других.
В основном реально оценивает себя,
свои возможности и достижения
(допустима чуть завышенная
самооценка).
Интерес к здоровому образу жизни и
спорту не стабилен.

1.

2.
3.

Во всем реально оценивает
себя, свои возможности и
достижения.

Способен к сопереживанию, но сразу
оказать помощь не стремится;
помогает другим по поручению
педагога, не всегда выполняет
обещания, в присутствии старших
чаще скромен, со сверстниками
бывает груб.

Низкий уровень
Обнаруживает
безразличное
или
негативное
отношение
к
учебной
деятельности, неохотно включается в
выполнение заданий, не принимает
помощь со стороны педагога, охотнее
выполняет лишь привычные действия,
чем осваивает новые.
Нормы и правила поведения не
соблюдает, игнорируя, либо не осознавая
их.
Чрезмерно завышенная или сниженная
самооценка,
некритичность к своему поведению.
Не интересуется
здоровым образом жизни и спортивной
деятельностью.
Переживает только собственные неудачи
и безразличен к проблемам других;
недоброжелателен, груб,
пренебрежителен, высокомерен с
товарищами и старшими, часто
обманывает, неискренен.

30

Приложение 4
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»

Календарный учебный график
№

Модуль

Тема занятия

Количество часов
Дата
Дата
теория практика проведения проведения
(число,
по факту
месяц, год)

Танцевальная
азбука

1

2

3

4

5

6

7

Правила
внутреннего
распорядка правила
ТБ. Форма одежды,
гигиена.
Танцевальное
приветствие и 1-я
позиции ног.
Слушание музыки.
Определение
характера
и
строения
музыкального
произведения, его
темпа, ритмического
рисунка.
Элементы
музыкальной
грамоты – мелодия
и движение.
Контрастная
музыка: быстрая медленная, веселая
– грустная.
Музыкальный темп:
медленный,
умеренный,
быстрый.
Подбор
музыкального
произведения
в
соответствии
с
исполняемыми
движениями
с
соблюдением
принципа «музыка –
движение».
Овладение
простейшими

8

26

2

-

1

1

1

1

–

2

–

2

1

1

1

1
31

навыками
координации
движений.
Исполнение
танцевальных игр.
Правила и логика
перестроений
из
одних рисунков в
другие.
Определение
и
передача
в
движении элементов
музыкальной
грамоты.
Развитие
музыкальности,
умения
координировать
движения
с
музыкой.
Ритмические
упражнения
с
музыкальным
заданием.
Начало и окончание
движения вместе с
музыкой.
Упражнения,
на
раскрытие
выразительности
музыкальнопространственных
композиций.
Постановка корпуса.
Построения
и
перестроения.
Построение
в
шеренгу, в круг,
сужение
и
расширение круга,
«воротца».
Образно-игровые
упражнения
«Рисование круга»,
«Колка дров».

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17
Самостоятельная
работа
18
19

-

2

1

1

1

1

–

2

-

2

-

2

–

2

-

2

-

2

-

2

2

6

Координация
в
различных
видах 1
шага.
Виды
бега: –

1
2
32

перескоки; бег с
отбрасыванием ног
назад;
бег
с
выбрасыванием ног
вперед
(ножницы);подскоки
в продвижении, на
месте;
боковой
галоп.
(ножницы);подскоки
в продвижении, на
1
месте;
боковой
галоп
Шаг польки.
Разучивание
танцевальных
связок.

20

21
Партерная
гимнастика

22

23

24

25

26
27

Партерная
гимнастика,
как
составная
часть
общей физической
подготовки.
Что
такое
партерный
экзерсис и зачем его
надо выполнять?
Знания о структуре
человеческого тела,
о мышцах и
суставах.
Освоение понятий
«выворотные ноги»,
«прямая
спина»,
«устойчивость»,
«балетная осанка».
Развитие
и
подготовка опорнодвигательного
аппарата
для
исполнения
различных
танцевальных
движений
и
развитие ощущений
мышц своего тела.
Тренировки
суставномышечного
аппарата.
Выработка
общей

1

2

4

36

1

1

1

1

-

2

-

2

-

2

1

1
33

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

физической
выносливости.
Упражнения
игрового
стретчинга:
«Берёзка»,
«Улитка»,
«Стрекоза»,
«Мостик», «Цапля»,
«Стрелочка» и т.д.
Повороты
и
наклоны
головы,
наклоны
корпуса,
поворот корпуса.
Упражнения
для
разогрева плечевого
сустава, вращение
кисти, полный мах
руками.
Прыжки
с
натянутыми
носками
и
коленями, прыжки с
поджатыми ногами.
Положение рук на
талии
или
свободное.
Простые прыжки на
скакалке – на месте
и с продвижением.
Последовательное
выполнение
упражнений с
паузами для
разъяснения и
исправления
ошибок.
Упражнения
на
развитие
натянутости
ног,
развитие
голеностопного
сустава и стопы.
Упражнения
на
растяжку.
Упражнения,
укрепляющие
мышцы брюшного
пресса.
Упражнения
для
развития гибкости

-

2

-

2

-

2

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2
34

позвоночника
и
подвижности
позвоночного
столба.
Упражнения,
укрепляющие
мышцы спины.
Упражнения,
вырабатывающие
силу мышц ног.
Исполнение
танцевальных
упражнений.

39

40

41
Сюжетный
танец

42

43

44
45
46
47
48
49

50

51

52

Особенности
различных
направлений
хореографического
искусства.
Техника
исполнения.
Концентрация
внимания.
Движения парами:
бег,
ходьба,
кружение на месте.
Танец «Пальчики и
ручки».
Подпрыгивание на
двух ногах.
Прямой галоп.
Подпрыгивание на
двух ногах. Прямой
галоп.
Маховые движения
рук.
Отработка
элементов
композиции
сюжетного танца.
Отработка
элементов
композиции
сюжетного
танца.
Позиции
ног.
Закрепление.
Отработка
элементов
композиции

2

2

2

5

19

1

1

1

1

-

2

-

2

-

2

1

1

–

2

1

1

–

2

1

1

2
35

сюжетного танца.
Бодрый,
спокойный,
топающий шаг.

53
Массовый
бальный танец

55

56

«Диско»,
«Непрерывная
полька»
Построение.
Позиций в паре.
Ведение в паре.
Постановка рук.
Массовые бальные
танцы:
«Вальс
дружбы».
Отношения
в
танцевальной паре.
Позиция
стоп.
Работа
стопы.
Распределение веса
по стопе. Спуск и
подьем.
Изучение базовых
фигур
и
их
ритмического
рисунка.

57

58

59

60

61
Народный танец

63

64

2

3

13

Изучение элементов
бального
танца.
–
Отработка навыков
бального танца.
Отработка
выученных
–
танцевальных
комбинаций
и
связок. Построение.
Постановка корпуса.
Работа
корпуса.
Поворот
корпуса. –
Степени поворота.

54

62

-

2

2

2

1

1

1

1

-

2

1

1

-

2

3

13

«Кадриль».
Основные
1
движения
Закрепление
танцевальных
движений кадрили.
Движения (тройной
притоп,
шаг
с 1
притопом,

1

2

1
36

«веревочка»,
«ковырялочка).
Притопы
одной
ногой и поочередно,
выставление ноги с
носка на пятку.
Танец «Стукалка».
Изучение
и
исполнение
танца
«Хоровод».
Элементы русской
пляски:
простой
хороводный шаг.
Шаг на всей ступне,
подбоченившись
двумя руками (для
девочек движение с
платочками).
Пляски
с
притопами,
кружением,
хлопками.

65

66

67

68

69
Концертная
деятельность
70

71

72

Работа
над
актёрским
мастерством
Посещение
концертов детских
творческих
коллективов.
Участие в конкурсах
и фестивалях.
Азбука танца.
Промежуточная
аттестация.
Исполнение
детского массового
танца. Выполнение
тестового задания.
Всего часов;

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

1

5

-

2

-

2

1

1

26ч.

118ч.

Приложение 5
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»

37

План работы с родителями учащихся
Участие родителей в жизни ребенка влияет не только на его успешное
всестороннее гармоничное развитие. Зачастую интерес родителей, ответственных и лично
заинтересованных в положительном результате, становится мощным мотивом к развитию
образования ребенка в целом, повышает самооценку учащихся.
Работа с родителями ведется в течение всего учебного года. Установление
партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимной
поддержки и общности интересов через включение родителей в совместную деятельность
в

рамках

реализации дополнительной

общеобразовательной

–

дополнительной

общеразвивающей программе «Современная хореография».
Организация сотрудничества родителей и Центра происходит через:
Включение родителей в совместную с Центром воспитательную деятельность с детьми;
Правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей;
Оказание помощи родителям в семейном воспитании;
Оказание родителями материально-финансовой помощи объединению и Центру;
Совместная с Центром организация социальной защиты детей;
Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и за ее пределами.
План по организации совместных дел педагога, родителей и детей
Сроки проведения
Сентябрь

Содержание работы
1. Организационное

собрание,

заполнение

основных

документов для зачисления в объединение
2. Встреча с администрацией Центра
3. Посещение вводного контроля
4. Анкетирование родителей
5. Организация Церемонии «Посвящения в «танцоры»
Октябрь – декабрь

6. Приглашения родителей на концертные выступления,
открытые уроки, зачеты
7. Посещение

промежуточного

контроля

достижений

учащихся
8. Организация «Новогоднего выступления»
38

Январь – Апрель

9. Приглашения родителей на концертные выступления,
открытые уроки, зачеты

Апрель – май

10. Совместное оформление портфолио учащихся по итогам
первого года обучения «Я – юный танцор»

Май

11. Итоговое родительское собрание
12. Организация весеннего похода «За новыми идеями»

В течение года

13. Посещение Государственного театра оперы и балета и
других театров г. Сыктывкара
14. Посещение Коми республиканской филармонии
15. Посещение

фольклорных

программ

Ансамбля

«Асъя Кыа»
16. Организация

выездов

коллектива

на

конкурсы

и

фестивали (по Республике Коми )
17. Финансирование и пошив костюмов к номерам
18. Участие

в работе

Совета

родителей

МУ

ДО

ЦДОД «Вдохновение»

Приложение 6
к дополнительной общеобразовательной
программе – дополнительной общеразвивающей
программе «Азбука танца»
Воспитательная работа
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
1. Походы на природу
2. Праздничное мероприятие «Чистая планета»
Спортивно-оздоровительное направление содействует физическому развитию
ребёнка, укреплению здоровья, формированию основ здорового образа жизни. Спортивнооздоровительная деятельность является частью системы формирования личности, таких её
39

черт характера ,как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность,
трудолюбие.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
1. Использование специальных упражнений для оздоровления на занятиях
(здоровье сберегающие технологии)
2. Походы
3. Проведение занятий на открытом воздухе
Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, целенаправленная
деятельность, способствующая формированию у подрастающего поколения
высокоразвитого
сознания, верности своей Родине, готовности её защищать.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
1. Праздничное мероприятие «День защитника Отечества»
2. Мероприятия, посвящённые Дню Победы
Целью социального направления воспитательной деятельности является социализация
и адаптация детей в современном мире, создание условий для их развития через освоение
какоголибо вида деятельности. Успешность социализации и адаптации детей
обеспечивается активной педагогической поддержкой их
деятельности, включённостью детей в реальные социальные
отношения, социальным взаимодействием с окружающими через участие в
социально значимых делах.
Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:
1. Участие в концертах ко Дню пожилого человека
2. Участие в концертах ко Дню матери
3. Дни именинника
4. Участие обучающихся в подготовке к мероприятиям
5. Поездки в кинотеатр, экскурсии
Национально-патриотическое воспитание: развитие чувства патриотизма как
важнейшей духовной и социальной ценности. Человек – это открытая система. Он имеет
два вектора развития: в сторону добра и в сторону зла. И только культура способна
вывести человека к добру.
Репертуар

40

Танец «Рыбки»
Норвежский танец
Танец «Вертушка»
Танец «бабочек»
Танец «Вальс цветов»
Танец «с бубнами»
Пляска «Ковырялочка»
Танец «с поклонами»
Танец «Подружились»
Танец «Хороводная плясовая»
Танец «Маленькие испанцы»
Приложение №7
№

Раздел учебного плана

п/п

Задания для самостоятельной работы с
использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий

1

Азбука танца

https://youtu.be/Wf64JGYv4wY
https://youtu.be/pFuhLnsVihE
https://youtu.be/Jj1w016GOo8
https://youtu.be/ssmk9LwOMGw
https://youtu.be/hJnzYTrDDCI

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».