Торлопова Лариса Александровна Подписано цифровой подписью: Торлопова Лариса Александровна Дата: 2022.04.11 09:59:28 +03'00' 1 Содержание I. 1.1 2. 2.1. 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 4.3 5. 6. 7. 7.1 7.2 7.3. 8. 9. 10. Аналитическая часть Общие сведения об образовательной организации Особенности управления Система управления в муниципальном учреждении дополнительного образования «ЦДОД «Вдохновение» Образовательная деятельность Нормативно-правовая база Сведения об организации образовательного процесса Режим занятий учащихся Сведения о дополнительных общеобразовательных программах- дополнительных общеразвивающих программах Качество предоставления образовательных услуг Сведения о результатах освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ дополнительных общеразвивающих программ Уровень сформированности личностных качеств учащихся Данные о творческих достижениях учащихся Воспитательная работа и досугово-массовая деятельность Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования Кадровое обеспечение Сведения о полноте кадрового обеспечения, общем количестве педагогов с представлением данных об их стаже и квалификации Организация повышения уровня профессионального мастерства педагогов, участие в профессиональных конкурсах и фестивалях Методическая работа Материально-техническая база Заключение. Выводы о деятельности за отчётный период Приложения 4 4 8 8 10 10 11 15 16 17 17 18 18 20 22 25 25 28 29 31 33 2 Введение Отчёт представляет собой результаты самообследования МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение», проведённого в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» от 14 июня 2013 года № 462 и «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 года № 1324. Цель проведения самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности учреждения, осуществление рефлексии проблемных моментов в деятельности, а также определение перспектив развития учреждения. В ходе самообследования: - проведена оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки учащихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, - представлены показатели деятельности учреждения. 3 I Аналитическая часть 1. 1.Общие сведения об образовательной организации Сложившаяся на сегодняшний день в России система дополнительного образования детей способна отвечать требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию. Обусловлено это прежде всего отличительными чертами системы дополнительного образования детей, а именно: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога; В связи с этим необходимо создание ряда условий: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, на пересмотр возможностей в самоопределении. Центр «Вдохновение» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.10.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство в сфере образования), нормативными правовыми актами МО ГО «Сыктывкар», нормативными актами Учредителя, Уставом и локальными нормативными актами Центра. Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» (далее МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение») образован путем реорганизации юридических лиц в форме присоединения и переименования: Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.05.2019 № 5/1315 «О реорганизации в форме присоединения муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение» к муниципальному учреждению дополнительного образования «Центр 4 дополнительного образования детей № 23», Уведомления о снятии с учета Российской организации в налоговом органе Межрайонная ИФНС № 5 по Республике Коми № 528724838 от 04.09.2019 г. МУ ДО «ЦДОД № 21 «Вдохновение». Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей № 23» учреждено (создано) приказом управления образования администрации муниципального образования «Город Сыктывкар» от 25 апреля 2001 г. № 348-З путем выделения из муниципального общеобразовательного учреждения «Коми национальная гимназия при Главе администрации г. Сыктывкара». Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.03.2014 № 3/994 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей № 23» переименовано в Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23». Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23» является правопреемником по правам и обязанностям муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение». Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23 меняет своё наименование на муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» (в дальнейшем именуемое Центр), Лист записи единого государственного реестра юридических лиц от 10.09.2019 г., выдан налоговым органом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми. МУ ДО «ЦДОД № 21 «Вдохновение» начал свою деятельность в 1992 году при средней общеобразовательной школе № 21 г. Сыктывкара, МУ ДО «ЦДОД № 23» – в 1995 году при средней общеобразовательной школе № 23 г. Сыктывкара. Полное наименование Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Сокращенное наименование Полное наименование на «Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун коми языке сетан шöрин» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение. Сокращенное «Вдохновение» ЧСТСШ» СТС МУ наименование Учредитель Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Юридический и 167031, Республика Коми, город Сыктывкар, 5 фактический Учреждения адреса улица Карла Маркса, д. 145. Фактические адреса Центра: 167031, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, д. 145; 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных партизан, д. 68; 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 178; 167005, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Печорская, д. 12 Ф.И.О. директора Торлопова Лариса Александровна учреждения Телефон/факс, адрес 8(8212)31-22-43 dopobraz21@mail.ru электронной почты Сайт учреждения cdod23.komischool.ru Лицензия на право Лицензия на право образовательной ведения образовательной деятельности – дополнительное образование деятельности детей и взрослых, выдана 23 сентября 2019 № 1800 – У серия 11 Л01 №0002145, бессрочная. Устав учреждения Утвержден УО АМО ГО «Сыктывкар» 05 сентября 2019, Учредительный документ юридического лица ОГРН 1031100407502 представлен при комиссии в ЕГРЮЛ записи от 10.09.2019 за ГРН 2191121185385 . Локальные правовые акты Положения, правила, инструкции, учебные планы, приказы и распоряжения директора Центр ведёт образовательный процесс в МОУ Коми национальная гимназия, МАОУ «СОШ № 26», в МАОУ СОШ №21 с углублённым изучением немецкого языка и в помещении по адресу ул.Карла Маркса, д.178. Центр осуществляет свою деятельность на основе договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом и Договором о сотрудничестве. В Центре имеются 13 кабинетов в КНГ, 2 кабинета в «СОШ № 26»; 4 кабинета в «СОШ №21», актовые и спортивные залы, малый зал. Центр осуществляет свою деятельность на основе оперативного управления по адресу 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 178. Во всех кабинетах установлена мебель, соответствующая требованиям СанПиН. Таким образом, Центр имеет достаточное количество помещений для обучения и воспитания учащихся. Учреждение в полном объёме оснащено средствами противопожарной безопасности: автоматической пожарной сигнализацией (АПС), сигналами звукового и речевого оповещения, экстренной связи, охранной сигнализацией, световыми указателями, видеонаблюдением. Здание и территория находятся под охраной. 6 МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» – многопрофильное учреждение, реализующее шесть направленностей дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ: физкультурно-спортивное, художественное, туристскокраеведческое, естественнонаучное, социально – гуманитарное и техническое. Деятельность педагогического коллектива Центра по реализации основных направлений, содержания и форм регламентировались нормативными документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - Уставом Центра, утвержденным УО АМО ГО «Сыктывкар» 05 сентября 2019; - Образовательной программой Центра на 2021-2022 учебный год; - Нормативными документами органов управления образованием; - Учебным планом; - Локальными нормативными актами, разработанными и принятыми в установленном порядке в соответствии с утвержденной номенклатурой, которые организуют учебно-воспитательный процесс, обеспечивают осуществление прав учащихся, их родителей (законных представителей) и работников Центра. Целью деятельности педагогического коллектива, согласно «Программе развития» является «создание развивающей образовательной среды, способствующей успешной социализации детей в современном обществе». Задачи: 1. Сконцентрировать усилия на развитии исследовательской, технической и конструкторской направленностей дополнительных образовательных услуг. 2. Использовать потенциал сферы дополнительного образования для социально-педагогической поддержки одарённых и талантливых детей. 3. Содействовать профессиональному росту педагогов дополнительного образования для достижения нового уровня квалификации. 4. Укрепить материально-техническую базу учреждения. Целевой ориентир: оказание муниципальной услуги в сфере дополнительного образования, формирование креативной среды как возможности творческой самореализации, раскрытия личностного потенциала участников образовательного процесса, повышение качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах учащихся, их родителей, социальных партнеров и общества в целом. Взаимодействие с организациями-партнерами 7 Центр работает в режиме развития, проводит инновационную деятельность, участвуя в различных проектах: разрабатывается проект «Содружество» в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Центр осуществляет сотрудничество с тремя образовательными учреждениями: МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия) и МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 21 с углубленным изучением немецкого языка» на основании двухстороннего договора: проведение совместных мероприятий к праздничным датам, организация спортивных соревнований, участие во внутренних конкурсах, праздниках, конференциях; разучивание вальса к выпускному балу и т.д.; проведение совместных мероприятий с активом ученического самоуправления; помощь специалистов – психологов в работе с учащимися с ОВЗ и детьми, стоящими на различных профилактических учётах, тренинги для учащихся, проведение «Недели безопасности», тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с учащимися; совместное проведение объектовых тренировок «Безопасность детей – забота общая», антикоррупционное просвещение учащихся и т.д. Тесное взаимодействие с педагогическими коллективами школ способствует взаимному профессиональному росту. Социальное партнёрство реализуется и другими организациями: Совет ветеранов, Республиканский госпиталь, Национальный музей Республики Коми, Национальная галерея Республики Коми, Республиканский экологобиологический центр, Сыктывкарская и Коми зырянская епархия, Немецкая национально-культурная автономия, Дом дружбы народов, Редакция газеты «Радуга», Дворец творчества детей и учащейся молодежи и т.д. 2. Особенности управления 2.1.Система управления в муниципальном учреждении дополнительного образования «ЦДОД «Вдохновение» Управление Центром осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Центра, и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Формами самоуправления являются педагогический совет, общее собрание работников, Совет родителей, Совет учащихся. 2 раза в месяц проводятся планёрки, совещания при директоре, где подводились итоги образовательной деятельности и планировались мероприятия на месяц. Основной формой взаимодействия администрации и педколлектива является обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, совещания при директоре. Большое значение для решения всех проблем Центра имеет уровень обученности и воспитанности учащихся. Поэтому администрация обращает особое внимание на: - выполнение Учебного плана в процессе обучения; - действенность и актуальность годового плана работы Центра; 8 - оптимальный выбор форм внутренней системы оценки качества; - создание ситуации успеха для каждого учащегося. В 2020-2021 учебном году было проведено 5 Педагогических советов, что соответствовало плану работы на 2020 - 2021 учебный год. Решения педсоветов в основном были выполнены педагогическим коллективом в течение учебного года. Ежемесячно пополняется педагогическая копилка новыми материалами и методическими разработками. Директор Торлопова Л.А., проводила по систему работы по созданию условий для ведения образовательного процесса, формирование коллектива единомышленников, работу над имиджем учреждения и повышение его конкурентоспособности. Администрацией созданы условия для повышения уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства педагогических работников Центра для сохранения стабильно положительных результатов. Администрация разработала новую Программу развития Центра, ежегодно в полном объёме выполняется Образовательная программа ЦДОД «Вдохновение». На высоком уровне проводилась работа по обновлению и содержанию официального сайта МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение». В этом учебном году администрацией проведена большая работа по обновлению нормативно-правовой базы, по разработке новых локальных актов, а также по обновлению дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ. Результаты управленческой деятельности за 2020-2021 учебный год: 1. Продолжается деятельность по реализации направлений работы над единой методической темой «Обновление содержания образовательной деятельности Центра в контексте инновационных подходов к социальной адаптации учащихся». В Учебный план введены и реализуются новые значимые программы. 2. Обеспечивается функционирование и развитие системы непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников и повышение имиджа Центра. 3. Обеспечено методическое сопровождение практической реализации муниципального заказа на организацию работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, одарёнными детьми, учащимися с ОВЗ и инвалидами. 4. Оказывается практическая помощь педагогическим работникам Центра, в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Осуществляется контроль и руководство Центром в соответствии с годовым планом ВСОКО (внутренней системы оценки качества образования). 5.Возраждается институт наставничества. Большое внимание уделяется воспитательной работе в рамках полилога культур: русской, коми, немецкой и других народов. 9 6. Продолжается работа по обновлению содержания и рецензированию дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, учебно-методических комплектов и комплексов к ним, реализуемых педагогами в соответствии с Учебным планом в свете современных требований. 7. Кадровый состав остаётся устойчиво - стабильным. 8.Значительно укреплена материальная база Центра. 9.Обеспечены безопасные условия ведения образовательного процесса, отсутствуют случаи травматизма среди учащихся и работников. 10.Учебный план, Годовой план, Образовательная программа на 2020-2021 учебный год, дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы выполнены в полном объёме. 11.Высокая результативность участия в учащихся и педагогических работников в конкурсах, проектах, акциях. 12. Отсутствие жалоб со стороны родителей (законных представителей). Администрация старается активнее включать педагогов в процесс управления Центром. Вопросы, наиболее значимые для коллектива, решаются совместно (определение целей, задач, приоритетов деятельности). Администрация ориентирует педагогический коллектив на саморазвитие и поощряет тех, кто добивается успехов, помогает другим самореализоваться. 3. Образовательная деятельность 3.1.Нормативно-правовая база В МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» имеются все необходимые организационно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность учреждения: ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании», СанПиН, Устав учреждения от 5 сентября 2019 года, Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 23 сентября 2019 г. с приложениями, Программа развития и др. Организация образовательного процесса в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» осуществляется в соответствии с локальными актами учреждения, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий учебных групп объединений и др., и утвержденными дополнительными общеобразовательными дополнительными общеразвивающими программами. 3.2.Сведения об организации учебного процесса Календарный учебный график является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение». Режим функционирования Центра устанавливается на основе следующих документов: - Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки от 09.11. 2018 г. № 196) 10 - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Устав МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение». Образовательный процесс в Центре осуществляется в две смены, в режиме шестидневной рабочей недели в четырех зданиях: здание № 1 по адресу г. Сыктывкар, ул. К. Маркса 145; здание № 2 по адресу г. Сыктывкар, ул. Печорская 12., здание № 3 по адресу г. Сыктывкар, ул. К. Маркса 178, здание № 4 по адресу г. Сыктывкар, ул. Красных партизан, 68. 3.2.Сведения об организации учебного процесса. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; Оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в общеобразовательной школе и др. Содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о развитии межпредметных связей. Образовательное пространство Центра представляет собой сложную систему: Образовательное пространство включает в себя пространственновременные взаимоотношения участников образовательного процесса, а также условия, которые могут оказывать влияние на образование, развитие человека, и непосредственно формирование среды. Образовательное пространство носит открытый характер. Результатом влияния образовательного пространства является приращение индивидуальной культуры образующегося (учащегося). Для образовательной среды характерно: - воздействие на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание; - каждый элемент образовательной среды, наряду с физическими характеристиками, обладает также и социальным значением; - восприятие среды участниками образовательного процесса обусловлено характером деятельности. Формирование мотиваций учащихся зависит от того, как развивается образовательная среда образовательной организации. В основе образовательного процесса МУДО «ЦДОД «Вдохновение» лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения 11 того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. В соответствии с годовым планом работы на 2020-2021 уч. г. коллектив Центра выполнял социальный заказ по сохранению и пополнению контингента учащихся и развитию творческого потенциала детей на основе сохранения их физического, психологического и нравственного здоровья в содружестве с родителями. С этой целью коллектив на основе использования всех имеющихся ресурсов (кадровых, программно-методических, материально-технических, сотрудничества с социумом): - реализовал 61 дополнительную общеобразовательную программудополнительную общеразвивающую программу; - обеспечивал активное участие учащихся в мероприятиях различного уровня; - реализовывал методическое сопровождение образовательного процесса, повышение квалификации педагогов. В Учебный план Центра включены дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы с одно-, двух-, трех-, четырехгодчные, различные по направленностям деятельности, учитывающие возрастные категории учащихся. Выбор образовательных направлений деятельности Центра обусловлен необходимостью интеграции школьного и дополнительного образования. № п/п Направленности деятельности 1. 2. 3. 6. 7. Физкультурно-спортивная Художественная Туристско-краеведческая Техническая Социально-гуманитарная, естественнонаучная Итого: Количество учащихся 657 1684 60 77 365 2843 1.1 Общая численность учащихся, в том числе: 1.1.1 Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) 1.1.2 Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет) 925 чел. 1.1.3 Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) 216 чел. 1.1.4 Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет) 100 чел. 1.2 1.3 2843 чел. (1259 чел. по одному разу) 18 чел. Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг Численность/удельный вес численности учащихся, 0 чел. 1584 чел./ 12 занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся 56% 1.4 Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 2343 чел./ 82 % 1.5 Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся 0 чел./ 0% 1.6 Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе: 35 чел./ 2,77 % 1.6.1 Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 13 чел./ 1,0 % 1.6.2 Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей 1 чел./ 0,07 % 1.6.3 Дети-мигранты 0 чел./ 0% 1.6.4 Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию 21 чел./ 1,7% 1.8 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: 560 чел./ 44% 1.8.1 На муниципальном уровне 262 чел./ 21% 1.8.2 На региональном уровне 75 чел./ 6% 1.8.3 На межрегиональном уровне 66 чел./ 5% 1.8.4 На федеральном уровне 88 чел./ 7% 1.8.5 На международном уровне 69 чел./ 5% 1.9 Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: 381 чел./ 30 % 1.9.1 На муниципальном уровне 191чел./ 15 % 1.9.2 На региональном уровне 28 чел./ 2% 1.9.3 На межрегиональном уровне 40 чел./ 3% 13 1.9.4 На федеральном уровне 53 чел./ 4% 1.9.5 На международном уровне 69 чел./ 5 % 1.10 Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе: 265 чел./ 21 % 1.10.1 Муниципального уровня 213 чел./ 17 % 1.10.2 Регионального уровня 16 чел./ 1% 1.10.3 Межрегионального уровня 1.10.4 Федерального уровня 27 чел./ 2% 1.10.5 Международного уровня 9 чел./ 1% 1.11 1.11.1 Количество массовых мероприятий, образовательной организацией, в том числе: На муниципальном уровне 0 чел./0 % проведенных 10 ед. 10 ед. Вывод: Более 50% учащихся занимаются в объединениях художественной направленности. Необходимо вовлекать учащихся в объединения естественнонаучной, туристско-краеведческой и технической направленностей (общий показатель занятости в этих объединениях составляет менее 15% учащихся). Характеристика состава учащихся. МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» развивает творческий потенциал детей и подростков от 5 (ПФДО) до 18 лет, сохраняет и развивает традиции национального образования. Возрастной состав учащихся Детей младшего школьного возраста (5-9 лет) 745 чел. Детей среднего школьного возраста (10 - 14 лет) 414 чел. Детей старшего школьного возраста (15 - 18 лет) 100 чел. Всего: 1259 чел. Выводы: Большая часть занимающихся – это учащиеся начальных классов. Необходимо вовлекать в объединения Центра учащихся среднего звена и старших классов. Результаты промежуточной аттестации в 2020-2021 учебном году В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» педагоги проводили в течение года 14 текущий контроль освоения программы, по окончании года обучения и по завершении программы проводилась промежуточная аттестация. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является объективная оценка результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, а также оценка результатов деятельности Центра и педагогического коллектива. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) по направлению «качество образовательных результатов» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ДОП-ДОП. Учебные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке по всем ДОП-ДОП, включенным в Учебный план. Учебный план на 2020 –2021 учебный год был составлен на основании Закона об образовании в Российской Федерации, Устава, Программы развития и Образовательной программы и отражал специфику учреждения дополнительного образования. При составлении Учебного плана соблюдались нормы по наполняемости учебных групп, предусматривались разнообразные формы организации образовательного процесса. Учебный план на 2020 -2021 учебный год выполнен на 99,8%. Программный материал пройден во всех объединениях. Учебный план в части количества учебных групп корректировался в течение учебного года в зависимости от кадровой обеспеченности и социальных условий (карантин, актированные дни). Дополнительные общеобразовательные-дополнительные общеразвивающие программы были направлены на: - максимальное содействие социальной адаптации детей в системе дополнительного образования, формирование навыка противостояния асоциальным влияниям и увлечениям; - удовлетворение актуальных образовательно-развивающих потребностей и интересов учащихся; - помощь в профессиональном самоопределении учащихся. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по дополнительным общеобразовательным программ - дополнительным общеразвивающим программам МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» проводилось дистанционное обучение учащихся. Педагогами дополнительного образования было обеспеченно регулярное взаимодействие с учащимися и родителями (законными представителями). Занятия проводились с помощью социальных сетей (WhatsApp, Viber, VK.), ZOOM, Skype, Google Forme, задания были размещены на сайте ГИС ЭО, сайте Центра в разделе «Дистанционное обучение». Практическая реализация 15 дистанционного обучения была организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. 3.3. Режим занятий учащихся Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Начало учебного года в Центре начинается с 05 сентября и заканчивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой. Продолжительность учебного года 36 недель. С 01 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г. Центр переходит на летний режим работы с привлечением педагогов дополнительного образования к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки в день. Для обеспечения образовательного процесса в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» установлен режим работы с 8.00 до 20.00 в течение всей недели в соответствии с расписанием работы объединений. Для учащихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором. Продолжительность занятий определяется дополнительными общеобразовательными программами – дополнительными общеразвивающими программами в соответствии с возрастными особенностями и нормами СанПин с обязательным 10 - минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений. В период реализации противоэпидемических мероприятий до особого распоряжения в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» с 1 сентября 2020г. действует следующий режим учебных занятий: один академический час равен 30-40 мин. В перерывах проводится влажная уборка с антисептиками, работают рецеркуляторы. На входе проводится термометрия. 3.4.Сведения о дополнительных общеобразовательных программахдополнительных общеразвивающих программах В учебный план Центра включены дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы с одно-, двух-, трех-, четырех-годичным и более сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возрастные категории учащихся. Выбор образовательных направлений деятельности Центра обусловлен необходимостью интеграции школьного и дополнительного образования. Направленности: - физкультурно-спортивная - художественная 16 туристско – краеведческая естественнонаучная социально – гуманитарная техническая МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» реализовал дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы (бюджетные и сертифицированные): - № 1. 3. Мини - баскетбол Баскетбол Срок реализации 4 года 4 года 5. 7. Ритмика Ритмика (Улыбка) 1 год 4 года 6. 8. 9. 11. 13. 15. В ритме танца Робототехника Живопись Вольная борьба 1 год 1 год 2 года 1 год 10. 12. 14. 16. 17. Юный спортсмен 19. Живопись 3 года 1 год 18. 20. 21. «Моя палитра» 23. «Художественный дизайн» 25. Юный художник 27. Радужные краски 29. Радужные краски 31. 1 год 1 год 22. 24. 2 года 2 года 1 год Робототехника 26. Школьный экскурсовод 28. Юный краевед-этнограф 30. Юный эколог 1 год 32. Программы за счет средств 3 года 2 года 1 год 1 год 1 год 2 года 3 года 34. 36. 38. 40. 42. 44. 46. 4 года 48. 1 год 1 год 3 года Живая глина 50. Живопись 52. Православный мир 2 года 1 год 33. 35. 37. 39. 41. 43. 45. 47. 49. 51. Программы «Фотодизайн» Вокальное пение 2Умелые руки 2Умелые руки Мастер рукоделия Студия ведущих Современный танец Театральная студия «Созвездие» Драмстудия "Семицветик" «Я снимаю кино» Ансамбль коми песни "Горадзуль" № 2. 4. Программы ОФП Изостудия «В мире красок и сказок» Графика идизайн Современная хореография Вальс Эстрадный танец Мультстудия Юный организатор «Дружба» Активист 1. В мире английских сказок,2. Занимательные истории, 3.Учим английский по песням Лего-конструирование Срок реализации 2 года 1 год 1 год 3 года 1 год 3 года 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 2 года 2 года персонифицированного финансирования Азбука танца Праздник Спортивные игры Старт Красочные фантазии Вальс Театральные звёздочки 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 1 год 17 53. Мастерица 55. Маленький мастер 57. Волшебная глина 59. Моя палитра 2 года 2 года 3 года 2 года 54. Фотодизайн 56. Тайны природы 58. Дизайн-мой выбор 60. Палитра 1 год 1 год 2 года 2 года Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы реализуются в соответствии с нормативными документами и учебным планом Центра. Все программы являются модифицированными. По форме обучения: очные программы (100%). 4. Качество предоставления образовательных услуг 4.1.Сведения о результатах освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ С целью учета качественных образовательных изменений у учащихся в 2021 году педагогами проводился мониторинг знаний и умений учащихся. Представленные педагогами итоги аттестации показывают достижение учащимися планируемых предметных результатов обучения. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями, выбор соответствующих форм проведения промежуточной аттестации позволили достичь в 2021 году хороших образовательных результатов. В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся «МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» педагоги проводили в течение года текущий контроль освоения программы, по окончании года обучения и по завершении программы проводилась промежуточная аттестация. В апреле-мае 2021 года промежуточная аттестация реализована в полном объёме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Один раз в четверть, полугодие проводится мониторинг, анкетирование учащихся, педагогов и родителей (законных представителей) с целью выявления удовлетворённости качеством образовательного процесса в ЦДОД «Вдохновение». Показатель удовлетворённости составляет 93,3 %. 4.2.Уровень сформированности личностных качеств учащихся. В конце учебного года была проведена диагностика личностных качеств учащихся. При заполнении карт личностных результатов обучения педагоги использовали метод наблюдения в ходе учебных занятий и внеклассных мероприятий. Личностные результаты проявляются в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; в прилежании и ответственности за результаты обучения; в ценностно-смысловых установках учащихся. Параметры диагностики: 18 - сформированность учебно-познавательного интереса; - принятие и соблюдение норм поведения; - самооценка; - уважение к культурному наследию своего народа; - эмоциональная отзывчивость, готовность к сотрудничеству и дружбе. 4.3 Данные о творческих достижениях учащихся. МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» проводит большую работу с одаренными детьми по их дальнейшему развитию, расширению базы познавательных интересов, способствует формированию жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей в избранных областях деятельности, развитию познавательной активности. Это позволяет учащимся успешно самореализовываться в конкурсах, других мероприятиях различного уровня. Участие в конкурсах способствует приобретению социальных компетенций, обретению уверенности в себе, получению публичного признания своих достижений. Учащиеся принимали активное участие в фестивалях, конкурсах художественного, театрального, танцевального, музыкального творчества, спортивных соревнованиях. 6 учащихся являются стипендиатами главы администрации МО ГО «Сыктывкар». Наличие призовых мест свидетельствует о том, что педагоги проводят целенаправленную работу в этом направлении. Данные показывают, что охват учащихся, которые принимают активное участие во всех мероприятиях Центра дополнительного образования детей, в конкурсах разного уровня постоянно растёт. Количество победителей и призёров по сравнению с прошлым годом значительно выросло: 2020г-221 чел./ 16,8% 2021г. - 381 чел./30 %. Призёры 400 300 200 Призёры 100 0 2020 2021 19 5. Воспитательная работа и досугово-массовая деятельность В Центре уделяется большое внимание воспитательной работе. Весь образовательно-воспитательный процесс в ЦДОД ориентирован на потребности ребенка – субъекта данного процесса. Воспитательный процесс выстраивается через реализацию дополнительных образовательных программ, организацию проектной, концертной деятельности коллективов, учащихся и педагогов Центра, организацию массовых мероприятий, социально значимых акций. В течение 28 лет Центр реализует гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте полилога культур: коми, русской и немецкой. Единство деятельности семьи и школы, эффективность и действенность работы с родителями определяется через четко организованную систему работы Центра. Цель данной работы - разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества Центра и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье. В 2021 году были поставлены следующие задачи: 1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, педагогами и родителями в образовательной и воспитательной среде; 2. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к образовательной деятельности детей; 4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями; 5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей; 6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; 7. развивать интерес к истории своей Родины, семьи, её традициям; 8. изучить мнение семей учащихся о Центре и к уровню образовательных услуг. Для решения поставленных задач работа была организована по следующим направлениям: 2.Организационно - деятельностное; - участие в заседаниях Совета родителей; - привлечение родителей к организации кружковой работы; - индивидуальная работа педагога с родителями (беседы, консультации); - день семьи; 3. Творческое; - организация совместных праздников; - экскурсии; 20 - участие в проектной деятельности. В Центре создан Совет родителей, который реализует свою деятельность согласно плану работы на год. В практике Центра используются массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями, которые направлены на укрепление взаимодействия ЦДОД и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. В течение года родители принимают непосредственное участие в делах Центра: проведении концертов, мероприятий, организации экскурсий и походов, обязательно на подведении итогов работы за год (отчётный концерт). Наиболее распространенной формой работы педагогов с родителями являются индивидуальные беседы. Администрация и педагоги Центра, в основном, могут рассчитывать на помощь и поддержку родителей в решении многих вопросов, с которыми к ним обращаются. Особую благодарность выражают родители тех учащихся, которые поступают в ВУЗы по направленности, соответствующей знаниям, дополнительно полученным в нашем учреждении. В каникулярный период Центр наращивает объем воспитательной деятельности, организуя отдых и занятость детей и подростков. Одним из направлений духовно-нравственного развития является патриотическое воспитание. Патриотизм начинается с любви к малой Родине. На формирование этих ценностей направлены занятия в кружках. Педагогами разработаны интегрированные дополнительные образовательные программы, которые ориентированы на реализацию содержания регионального компонента. Одним из разделов Образовательной программы Центра является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, педагоги Центра стараются создавать условия для формирования их здорового образа жизни и психологического комфорта. Дополнительное образование в настоящее время - необходимое звено в воспитании личности учащегося. Деятельность Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» на протяжении многих лет направлена на выполнение социально-педагогических функций по реализации духовно-нравственного воспитания с учетом личностных образовательных интересов и потребностей каждого ребёнка. Цель деятельности Центра: создание условий для развития личности учащихся в контексте современных задач воспитания, ориентированного на социализацию, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 21 Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей, это особая образовательная миссия, которая осуществляется в Центре, как приоритетное направление. Данная педагогическая функция отражена в представленном в приложении к отчёту «Учебно-методическом комплексе» (далее УМК), в нём представлены конспекты занятий с учащимися на основе аналитического подхода к деятельности. Эффектами нашего УМК является готовность педагогов к практическому решению следующих профессиональных проблем: сплочение детского коллектива, изменения подходов в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении, применения новых технологий и форм работы с учащимися. В центре «Вдохновение» осуществляется нравственноэстетическое, этно-культурное, духовно-нравственное и гражданскопатриотическое воспитание учащихся. Основной педагогической задачей является - духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. В рамках реализации программ различной направленности у учащихся формируется гражданское отношение к себе и к людям, Отечеству, чувство патриотизма; воспитывается понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями, верность духовным традициям России, ценностное отношение к своему национальному языку и культуре. Приложение №1 УМК система воспитательной работы 6. Оценка функционирования Внутренней системы оценки качества образования. Управление качеством образования предполагает систематическое отслеживание качества преподавания, учебных достижений учащихся, уровня реализации дополнительных общеобразовательных программдополнительных общеразвивающих программ. Система оценки качества образования для педагогического коллектива – это система сбора, обработка данных по показателям и индикаторам, хранение и предоставление информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности Центра, в том числе в воспитательной деятельности. Ежегодно разрабатывается, утверждается и доводится до сведения всех педагогов Центра план внутриучрежденческого контроля на год. Задачи внутреннй системы оценки качества образования: - совершенствование деятельности Центра - повышение мастерства педагогических работников; - улучшение качества образования в Центре. Основные направления контроля: -контроль за состоянием образовательного процесса (выполнение дополнительных общеобразовательных программ-дополнительных 22 общеразвивающих программ, посещение занятий, учёт посещаемости в объединении, отчёты педагогов); -контроль за личными достижениями учащихся (индивидуальная карта учёта результатов обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы объединения); -контроль за ведением документации (электронные журналы работы педагога дополнительного образования в объединении, реализация текущего контроля, промежуточной аттестации); - контроль за состоянием материально-технической базы (проверка состояния кабинетов). Администрацией используются различные формы внутриучрежденческого контроля: фронтальный, персональный, тематический. - фронтальный: - предварительный – готовность Центра к новому учебному году, - текущий – сохранность, наполняемость групп и посещаемость, - промежуточная аттестация – итоги года. - персональный контроль (молодые специалисты, аттестующиеся педагоги), -тематический (состояние документации, контроль календарнотематического планирования и программ, посещаемость занятий учащимися, состояние охраны труда и техники безопасности, состояние воспитательной работы в Центре, состояние нормативно-правовой базы). По результатам внутриучрежденческого контроля вырабатываются рекомендации и составляются аналитические справки, которые доводились до сведения педагогов на педагогических советах, совещаниях при директоре. Выполнение рекомендаций ставится на контроль. При осуществлении административного контроля используются следующие методы: наблюдение, изучение документации, анкетирование, проверка знаний, анализ. В 2021 году проводились проверки с целью контроля в соответствии с годовым Планом внутренней системы оценки образования: 1. Контроль за наполняемостью объединений. 2. Контроль за посещаемостью учащихся, состоящих на разных видах учёта. 3. Итоги проведения текущего контроля в соответствии с программами. 4. Контроль за наполняемостью объединений. 5. Посещение занятий молодых специалистов. 6. Контроль за ведением электронных журналов. 7. Контроль за выполнением программ за 1 полугодие. 8. Итоги контроля образовательного процесса в соответствии с программами. 9. Посещаемость учащихся, воспитательная работа. 23 10.Посещение занятий вновь принятого педагога. 11.Контроль за ведением электронных журналов, Сан ПиН. 12.Итоги промежуточной аттестации в соответствии с программами. 13.Итоги проведения мониторинга удовлетворённости качеством образовательного процесса. 14.Итоги промежуточной аттестации в соответствии с программами. 15.Итоги анкетирования участников образовательного процесса. 16.Контроль выполнения Образовательной программы Центра. 17.Выполнение программ за учебный год. 18.Перевод на следующий учебный год, отчисление завершивших обучение по программам. 19.Организованное завершение учебного года. 20.Посещение занятий молодых специалистов. Методическая помощь. 21.Итоги реализации Программы развития Центра. Управление качеством образования предполагает систематическое отслеживание качества преподавания, учебных достижений учащихся, уровня реализации дополнительных общеобразовательных программдополнительных общеразвивающих программ. Ежегодно разрабатывается, утверждается и доводится до сведения всех педагогов Центра план внутриучрежденческого контроля на год. Задачи внутреннй системы оценки качества образования: - совершенствование деятельности Центра - повышение мастерства педагогических работников; - улучшение качества образования в Центре. Основные направления контроля: -контроль за состоянием образовательного процесса (выполнение дополнительных общеобразовательных программ-дополнительных общеразвивающих программ, посещение занятий, учёт посещаемости в объединении, отчёты педагогов); -контроль за личными достижениями учащихся (индивидуальная карта учёта результатов обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы объединения); -контроль за ведением документации (электронные журналы работы педагога дополнительного образования в объединении, реализация текущего контроля, промежуточной аттестации); - контроль за состоянием материально-технической базы (проверка состояния кабинетов). 24 Администрацией используются различные формы внутриучрежденческого контроля: фронтальный, персональный, тематический. - фронтальный: - предварительный – готовность Центра к новому учебному году, - текущий – сохранность, наполняемость групп и посещаемость, - промежуточная аттестация – итоги года. - персональный контроль (молодые специалисты, аттестующиеся педагоги), -тематический (состояние документации, контроль календарнотематического планирования и программ, посещаемость занятий учащимися, состояние охраны труда и техники безопасности, состояние воспитательной работы в Центре, состояние нормативно-правовой базы). По результатам внутриучрежденческого контроля вырабатываются рекомендации и составляются аналитические справки, которые доводились до сведения педагогов на педагогических советах, совещаниях при директоре. Выполнение рекомендации ставится на контроль. При осуществлении административного контроля используются следующие методы: наблюдение, изучение документации, анкетирование, проверка знаний, анализ. 7. Кадровое обеспечение 7.1.Сведения о полноте кадрового обеспечения, общем количество педагогов с представлением данных об их стаже и квалификации. Педагогический коллектив Центра достаточно молодой (средний возраст составляет 35 лет), но об уровне профессионального педагогического мастерства педагогов Центра свидетельствует то, что в состав педагогического коллектива входят Почетные работники образования, несколько педагогов имеют звания, награды Министерства образования РФ, Министерства образования нескольких субъектов РФ, в том числе Республики Коми. Показатель Всего педагогических работников Укомплектованность штата педагогических работников Из них внешних совместителей Наличие вакансий (указать должности): Образовательный С высшим профессиональным уровень педагогических образованием работников Со средним профессиональным образованием Кол. чел. 26 100% 2 21 5 25 Прошли курсы повышения квалификации по должности «педагог дополнительного образования» Имеют высшую квалификационную первую категорию по должности соответствие «педагог без категории дополнительного образования» Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания 24 4 10 12 12 7 Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса показывает, что 80 % педагогов имеют высшее образование, что соответствует стандарту качества муниципальной услуги, имеют квалификационную категорию и соответствуют занимаемой должности. Кадровый потенциал педагогического состава соответствует реализации образовательных программ и поставленных целей. В соответствии с Планом работы в целях адаптации, профессионального становления, развития в течение 2021 года проводилась работа с молодыми педагогами. В Центре работает 4 молодых специалиста. Новые кадры способствуют дальнейшему развитию учреждения. Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе осуществляется через ресурс наставничества. Педагоги постоянно работают над самообразованием, повышением педагогического мастерства через участие в методических объединениях, в обучающих семинарах, семинарах-практикумах, в педагогических советах и других деловых совещаниях. Повышение квалификации педагоги проходят в различных формах: учрежденческие, городские и республиканские семинары, курсы повышения квалификации при высших учебных заведениях. Творческие усилия педагогов направленны на обновление программ, особенно ПФДО. С целью развития творческого потенциала молодых педагогов, повышения социального статуса начинающих педагогов в Центре развивается система наставничества, которая позволяет молодым педагогам получить практическую и теоретическую поддержку опытных профессионалов. Это создает условия для дальнейшего профессионального роста и развития инновационной активности педагогов. В течение 28 лет в Центре сложился стабильный, способный к профессиональному и личностному росту коллектив, гибко реагирующий на изменения в социальной и экономической сфере общества. Коллектив молодой, высокопрофессиональный, креативный, готовый к инновациям и новым проектам в образовательной деятельности. 26 Вместе с тем необходимо отметить, что половина работников (46%) не имеют категории, им необходимо в этом учебном году заняться подготовкой портфолио и аттестоваться на первую категорию. 7.2 Организация повышения уровня профессионального мастерства педагогов, участие в профессиональных конкурсах и фестивалях За отчетный период курсы повышения квалификации прошли 24 человека. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим успешно прошли все работники. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов в этом году осуществлялось через обучение (онлайн обучение) на курсах повышения квалификации, семинарах, посещениях и проведениях мастерклассов и открытых занятий. В 2021 году 5 педагогических работников прошли обучение на курсах повышения квалификации. В период работы в дистанционном режиме педагоги участвовали в вебинарах, проходили дистанционное обучение. Педагоги Центра активное участие принимают во всех мероприятиях, которые проводятся как внутри учреждения, так и в конкурсах и мероприятиях разного уровня. 7.3.Методическая работа Цель: повышение эффективности образовательного процесса через непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников, совершенствование педагогического мастерства. Основные направления методической работы: - информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности; - обновление и корректировка программного обеспечения; -организация работы по проведению экспертизы дополнительных общеобразовательных программ; - методическое сопровождение разработки сценариев мастер-классов для детей и взрослых, проводимых педагогами дополнительного образования; - сопровождение разработки положений проведения конкурсных мероприятий; - совершенствование содержания педагогической деятельности; - методическое сопровождение молодых специалистов и вновь принятых педагогов; - организация работы по повышению квалификации педагогических работников; - организация работы по участию педагогических работников в конференциях, семинарах, круглых столах, профессиональных конкурсах и др.; - организация работы по публикации собственного педагогического опыта педагогическими работниками; 27 - аттестация педагогов дополнительного образования на соответствие занимаемой должности; - организация и сопровождение социального партнерства. Работа с молодыми специалистами была направлена на их вхождение в профессиональную деятельность через работу с наставниками. Регулярно проводились консультации по учебно-методическим вопросам для молодых специалистов, методист посещала занятия, которые они проводили. В течение года молодым специалистам и начинающим педагогам была оказана методическая поддержка в форме консультаций, собеседования. Домбровской Т.Н. и Дёминой О.И. были посещены занятия молодых специалистов, проведён их анализ, подготовлен приказ о результатах внутреннего контроля деятельности молодых специалистов. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов в этом учебном году осуществлялось через обучение на курсах повышения квалификации, семинарах, посещениях и проведениях мастер-классов и открытых занятий. Активно обучаются педагогические работники Центра на методических семинарах, вебинарах. Проводилось своевременное информирование педагогов о проведении научно-практических конференций, семинаров, конкурсов и т.п., в которых педагогический коллектив Центра принимал активное участие. Результативность педагогов за 2021 год дата 16.02.2021 26.01.2021 7 апреля 2021 22 февраля по 1 апреля 2021 Название мероприятия, ФИО педагога Семинар-практикум в рамках городского методического объединения педагогов дополнительного образования г. Сыктывкара Открытое занятие по программе «Баскетбол» (Терентьев Е.С.) Открытое занятие на муниципальном уровне по духовно-нравственному воспитанию «Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы». I муниципальный конкурс «Традиции и новации в системе дополнительного образования», посвящённый 100-летию Республики Коми. Ф.И.О Итоги Гаврилюк А.С. Приказ МОЦ ДОД Терентьев Е.С. Приказ МОЦ ДОД Овчинникова В.И. Приказ МОЦ ДОД Ульнырова Л.В., педагог дополнительного образования МУДО «ЦДОД «Вдохновение», с конспектом занятий «Маска, я тебя знаю». Гаврилюк А.С., педагог дополнительного образования, с конспектом занятия «Буквица». Переверза Ю.А., педагог 1 место 3 место Диплом участника Сертификат участника 28 Апрель 2021 Март 2021 Март 2021 май 2021г. Май 2021 Февраль 2021 Март 2021 Февраль 2021 Февраль 2021 27 октября 2021г 27 октября 2021г 18 декабря20 21г дополнительного образования, Диплом «За популяризацию самобытной культуры народа Коми» Модянова С.В. – сертификат участника 1. Организация и проведение духовно- .Педагоги: Шаравина нравственного семинара для педагогов Е.И., Нагорнова Е.Н., города Сыктывкара. Труфанова А,О., Сольниц О.В., методист Дёмина О.И. Республиканский конкурс «Сердце отдаю Ульнырова Л.В. детям Всероссийский конкурс «Лучшая Чупров К.Е. презентация» в номинации «Презентация к уроку» Региональный конкурс «Моя Югра» «76 лет Першина С.А. Победе» Приказ ЦДОД «Вдохновение» Диплом участника Диплом 3 степени Диплом 1 степени Всероссийское профессиональное Чупров К.Е. тестирование Всероссийский СМИ «Время знаний» Терентьев Е.С. конспект (Терентьев Е.С.) Всероссийский конкурс «Лучшая Чупров К.Е. презентация» 1 место - 2 Международный творческий конкурс «Престиж» Дистанционный международный конкурс педагогического мастерства «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА» методическая разработка (Шебырева А.В.) Мастер-класс на тему «Системнодеятельностный подход на занятии объединения «Графика и дизайн». Открытое занятие «Театральные этюды» с использованием игровой технологии», по программе драмстудии «Семицветик». Тема: театральные этюды «Кошки – мышки». Муниципальный фестиваль компетенций «Будущие профессионалы»(компетенция «Изобразительное искусство» Чупров К.Е. Диплом 3 степени Шебырева А.В. 2 место Гаврилюк А.С. Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара 20 и 30 ноября 2021г Городское мероприятие на Стефановской площади «Почта Деда Мороза» Ноябрь 2021г Международная акция «Большой этнографический диктант Шешукова А.А Овчинникова В.И., Унгефуг И.Н., Шебырева А.В., Карепанова Ю.А., Дёмина О.И., Крестьянинова А.Г. Шишаев Н.С. Велиев В.У. Ульнырова Л.В. Ракин А.А., Филиппенкова М.А. Новикова М.А., Чупров К.Е. Шебырева А.В. участие Диплом 3 степени Приказ Приказ сертификат 29 18 ноября 2021г 25 ноября Семинар «Воспитательные техники и приёмы на занятиях в детских объединениях». Мастер-класс: «Цифровая иллюстрация». Попова В. Ц. приказ Овчинникова В. И. 26 ноября 2021г Городской семинар для педагогов театрального искусства.Тема: «Особенности реализации дистанционного обучения: важные аспекты, ошибки, идеи». Международный конкурс в номинации «Здоровье и здоровьесберегающие технологии», название работы: «Баскетбол как средство физического воспитания». Международная онлайн олимпиада по английскому языку «Classroom Activities». Фестиваль национальных видов спорта, в рамках межрегиональной спартакиады «Северная универсиада» в качестве судьи. Мастер-класс «Новогоднее настроение». Ульнырова Л.В. Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Модянова С.В. 20 декабря 2021г Мастер- класс в рамках городского МО хореографов, на базе МУДО ЦДОД « УСПЕХ». Тема: "Стилистические особенности немецкого танца Ойра". Публикация научной статьи в Республиканском сборнике СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ (Материалы VIII региональной научной конференции молодых ученых). Тема статьи: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЕВЕРНЫМ МНОГОБОРЬЕМ». Мастер-класс «Рождественский сувенир «Ангел». 27 декабря 2021г Онлайн премьера новогоднего спектакля в рамках плана МОЦ ДОД (открытое занятие) Ульнырова Л.В. Ноябрь 2021г 19 октября 2021г ноябрь 2021г 13 декабря 2021г 9 декабря 2021г Ноябрь 2021г Ракин А.А. Диплом 2 степени. Власова В.В. Диплом за 1 место. Чупров К.Е. Приказ Шебырева А.В. Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Чупров К.Е. Сборник статей Карепанова Ю.А. Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Приказ МОЦ ДОД г.Сыктывкара Участие МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» в мероприятиях и конкурсах в 2021 году № 1. 2. Название мероприятия Городской смотр-конкурс на лучший информационный паблик по праву в официальных группах образовательных организаций города Сыктывкара.Заместитель директора по УВР Крестьянинова А.Г. Республиканский конкурс программ летних детских оздоровительных лагерей «Лето на все сто» Дата Ноябрь 2021 Итоги 1 место Декабрь 2021 3 место 30 Программа «Летняя палитра» заняла III призовое место, Крестьянинова Анастасия Григорьевна награждена Дипломом. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и исследования. Одним из направлений в образовательном процессе Центра является создание условий для формирования у учащихся личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Средством достижения поставленной цели является проектная и исследовательская деятельность учащихся. Проектно-исследовательская работа реализуется как в процессе учебной деятельности (на занятиях) так и во внеурочное время. В 2021 году проводилась система работы по целевой модели наставничества. Выступления о результатах учебно-воспитательного процесса Центра нашли отражение на официальном сайте Центра «Вдохновение», публикациях в сборниках материалов и муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. В этом учебном году педагоги Центра принимали активное участие в работе методических объединений города Сыктывкара на базе Дворца творчества детей и учащейся молодёжи. 8. Материально-техническая база Учебно-материальная база и оснащенность образовательного процесса позволяют реализовать задачи, стоящие перед учреждением. Состояние материально-технической базы: - общая площадь – 2783, кв.м., из них площадь учебных помещений – 2528 кв.м; - общая площадь земельного участка – 0 га. Материально-техническая база Центра включает в себя 31 кабинет. В центре имеется актовый зал, спортивные залы. Можно сказать, что материальные условия для достижения высокого качества образования создаются достаточно эффективно. В Центре созданы необходимые материально-технические, кадровые и организационно - педагогические условия для занятий физкультурой и спортом. Спортивная база отвечает современным требованиям. Материальнотехнические условия: имеются большой и малый спортивный зал. Оснащение физкультурного зала необходимым оборудованием позволяет реализовывать образовательную программу по физической культуре. Учебные кабинеты оборудованы необходимой мебелью. Освещение и оборудование кабинетов соответствует требованиям и обеспечивает необходимые условия для работы. В Центре имеется доступ в Интернет, 31 функционирует сайт. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется через централизованную бухгалтерию Управления образования. Источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства. В течение 2020-2021 учебного года администрацией и педагогическим коллективом проводилась работа по обеспечению сохранности имущества Центра и велась документация, согласно требованиям бухгалтерии. В ноябре 2021 года была проведена плановая инвентаризация, нарушений не выявлено. Большую работу по сохранению и укреплению материальнотехнической базы Центра «Вдохновение» проводит завхоз Хмурович К.А. Приобретение товаров за 2021г. Дата 25.01.21 22.03.21 29.04.21 19.05.21 28.05.21 01.06.21 10.06.21 11.06.21 11.06.21 11.06.21 31.05.21 27.08.21. 28.09.21. 13.10.21. 16.11.21. 21.10.21. 17.11.21. 18.11.21. 10.12.21. 18.11.21. 19.11.21. 01.12.21. 10.12.21. 10.12.21. 13.12.21. 13.12.21. 13.12.21. 17.12.21. Поставщик Наименование товара Цена Кобра Гарант ООО «Стройхолдинг» АО «ФАРМ» АО «ФАРМ» ИП Лютоев А.А. ООО «Бенилюкс» ООО «ДНС Ритейл» ООО «Смарт Сити» ООО «Ростком Трейд» ИП Лютоев А.А. Ликор ООО Галилео Росткои Трейд ОО Мединвест ООО «Ликор» ООО «Ликор» ИП Мальцев А. ООО Бенилюкс ООО НКК ИП Лютоев А.В. ИП Лютоев А.В. Эколайн ООО ДНС. Ритейл ИП Косырев П.Е. ЭЦ Спорт Сервис ИП Лебедев С.В. ИП Бузут А.А. ООО Тереза Аккумуллятор Счетчик воды 2 250,00 1 400,00 Канцтовары Канцтовары Лакокрасочные материалы Ламинат+профиль 4 999,99 4 998,70 4 645,00 2 174,00 Гр.планшетр+порт.аудисистема+планшет+ чехол Конструктор 250 210,00 35 110,00 Доска магнитно-маркерная 3 790,00 Лакокрасочные материалы Канцтовары Мебель Набор базовый ЛЕГО Лампа бактерицидная Канцтовары Канцтовары Ремонт катриджей Сантехника Ноутбуки -7, радиомикрофоны и др. Лакокрасочные материалы сантехника Бутилированная вода Швейные машины, принтеры, утюги, видеокамера и др. Антисептики Секундомер, доска тактическая 1 948,00 4999,99 106 450 93 950 450 4989 4996 5000 7650 458 942 3991 1700 3000 25 163,84 Цифровое фортепиано в комплекте ПВХ-конструкции (двери) Лакокрасочные материалы 4520 11600 90920 39329 4985 32 17.12.21. 20.12.21. 27.12.21. ООО Цифровые технологии АО Фарм ООО ДНС. Ритейл Программные продукты – 24 шт. Канцтовары Швейные машины, микрофоны, радиомикрофоны, домашняя аудиосистема ИТОГО: 4492 4999 194 318 1 387 970,52 Укрепление материально-технической базы МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение». Выводы: 1. Обеспечена сохранность и приобретение нового имущества Центра «Вдохновение». 2. Своевременно проводилось списание материальных ценностей. 3. Текущий ремонт помещений МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» проведён в июне 2021 года педагогами Центра. В целом, материально-техническую базу ЦДОД можно считать удовлетворительной, что позволяет осуществлять дополнительное образование детей в соответствии с лицензией, Уставом, Образовательной программой, Программой развития. За 2020-2021 учебный значительно укреплена и пополнена материально-техническая база «Центра «Вдохновение», что способствует дальнейшему перспективному развитию нашего учреждения на ещё более высоком уровне. Приобретены и используются в учебном процессе множительная и копировальная техника, мультимедийное оборудование. Материально-техническое оснащение является удовлетворительным для обеспечения деятельности Центра. II Основные выводы о деятельности и перспективные направления деятельности развития учреждения за 2021 год. Проведенный анализ позволяет считать работу МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» в 2021 году удовлетворительной. Анализ образовательной деятельности выявил высокий качественный уровень образовательного процесса. Процент охвата детей, занимающихся в Центре, увеличился. Отмечена сохранность детского контингента. Наблюдается положительная тенденция по увеличению охвата детей на базе МАОУ СОШ №21, №26, КНГ. Анализ кадрового потенциала показал, что в нашем учреждении работают высококвалифицированные педагоги. Отмечается положительная тенденция по увеличению вовлеченности родителей в деятельность Центра. В Центре создана система взаимодействия с учреждениями города Сыктывкара. Прослеживается положительная динамика результатов достижений учащихся Центра. Учащиеся принимают активное участие в различных соревнованиях, конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках регионального, всероссийского и международного масштабов, имеют большое количество наград. 33 В Центре уделяется большое внимание воспитательной работе. Весь образовательно-воспитательный процесс в ЦДОД ориентирован на потребности ребенка – субъекта данного процесса. Воспитательный процесс выстраивается через реализацию дополнительных образовательных программ, организацию проектной, концертной деятельности коллективов, учащихся и педагогов Центра, организацию массовых мероприятий, социально значимых акций. Проанализировав работу за 2021 год, можно сделать следующие выводы: высокое качество дополнительных образовательных услуг подтверждается результативными показателями образовательного процесса, уровнем достижения учащихся и данными социально-педагогических исследований, а также отсутствием жалоб со стороны участников образовательного процесса; дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы выполнены на 100%; средняя посещаемость учебных занятий составила 80 -100%; достойный уровень педагогической компетентности, выражающийся в высоких образовательных результатах детей и профессионально-творческих достижениях педагогов; эффективная система информационно-методического оснащения образовательного процесса Центра; продолжилась работа по этнокультурному, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию; Отсутствие травматизма среди учащихся и работников Центра; Укрепление и развитие материально-технической базы и оснащения образовательного процесса. Таким образом, администрация и педагогической коллектив МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» успешно реализовали поставленные задачи на 2021 учебный год. Наряду с положительными результатами работы учреждения за 2021 год необходимо обратить внимание на решение ряда проблем: Необходимо вовлекать учащихся объединения в естественнонаучной, туристско-краеведческой и технической направленностей (общий показатель занятости в этих объединениях составляет 15% учащихся) невозможность удовлетворить все запросы учащихся и их родителей из-за отсутствия дополнительных педагогических часов и кабинетов для занятий из-за нехватки учебных помещений, особенно спортивных залов для проведения секций и танцевальных кружков (обучение детей проходит в две смены); возрастной анализ состава учащихся составляет: 15-18 лет - 19%, 10-14 лет28%, 5-9 лет -53%. Более половины занимающихся – это учащиеся начальных классов. Необходимо вовлекать в объединения Центра учащихся среднего звена и старших классов. 34 невозможность предоставить детям, обучающимся на дому по состоянию здоровья, часов дополнительного образования; по нормативам ГОСпожнадзора в Центре необходимо заменить старый линолеум на противопожарный (100 кв.м). Планируется в 2022 учебном году: Внедрение новых форм работы по духовно-нравственному, гражданскопатриотическому и этнокультурному воспитанию учащихся. Вовлечение в объединения учащихся 6-11 классов, в том числе состоящих на разных видах учёта (ОПДН, внутришкольный учёт, семьи СОП, опекунские семьи и др.) Введение в Учебный план и реализация новых дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ по нормативам ГОСпожнадзора планируется замена старого линолеума на противопожарный (100 кв.м). реализация целевой модели наставничества. Цели и задачи на 2022 учебный год. Цель: создание единого образовательно-воспитательного пространства МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение», обеспечивающего развитие потенциала участников образовательного процесса и формирование многогранной личности учащегося в соответствии с его склонностями и возможностями. Задачи: 1. Обеспечить доступность качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, с учетом социального заказа на образовательные услуги. 2. Способствовать формированию патриотических и духовно –нравственных качеств, творческих способностей, профессионального самоопределения, формирования общей культуры учащихся. Необходимо применять личностно-ориентированный принцип, формировать портфолио личностных достижений учащихся; организовывать исследовательскую деятельность учащихся; проводить конкурсные мероприятия различной направленности, выставки творческих работ; необходимо учитывать принцип ориентации на идеал, проводить уроки мужества, продолжить ознакомление с героическими проявлениями граждан, народов России в различные исторические периоды страны. 3.Развивать уникальные способности одарѐнных обучающихся, проявляющиеся в познавательно – исследовательской, творческой, технической и спортивно-оздоровительной деятельности. 4. Совершенствовать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации. 35 5. Формировать основы для профессионального самоопределения обучающихся, адаптации их к жизни в обществе. 6. Обеспечить условия для профессионального роста педагогического персонала через участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, обобщение актуального педагогического опыта. 7. Реализовывать проектную деятельность, новые информационные технологии в работе педагогического персонала. 8. Расширять зону сотрудничества в области обучения и творческого развития всех участников образовательного процесса, посредством повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых образовательных ресурсов. 9. Продолжить развитие этнокультурного образования и воспитания, направленных на усвоение учащимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России, Республики Коми и Германии. 10. Активизировать применение такой формы самообразования педагогов дополнительного образования, как взаимопосещение занятий с последующим анализом. В 2022 году наш Центр продолжит оказывать муниципальные услуги в сфере дополнительного образования, формирование креативной среды как возможности творческой самореализации, раскрытия личностного потенциала участников образовательного процесса. Также продолжится работа над повышением качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах учащихся, их родителей, социальных партнеров и общества в целом. В условиях модернизации системы дополнительного образования необходим системный подход к педагогической и профилактической деятельности, событийный подход к воспитанию на основе годового «Календаря образовательных событий», аналитический подход к планированию деятельности на основе изучения личностных достижений учащихся в образовательном процессе Центра. 36