Торлопова Лариса Александровна Подписано цифровой подписью: Торлопова Лариса Александровна Дата: 2021.04.23 16:09:12 +03'00' 1 Содержание Разделы Паспорт Программы развития Раздел I Информационная справка 1.1. Этапы развития Центра 1.2. МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» в настоящее время Раздел II Анализ деятельности учреждения 2.1 Проблемно-ориентированный анализ 2.2 SWOT- анализ деятельности МУДО «ЦДОД «Вдохновение» Раздел III. Концепция Программы развития 3.1. Основные идеи для создания необходимых условий для реализации дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеобразовательных программ 3.2. Миссия Центра 3.3. Цель деятельности Центра 3.4. Этапы реализации 3.5. Ожидаемые результаты реализации Программы Раздел IV. Программные мероприятия Раздел V. Инновационные риски Раздел VI. Управление Программой развития Раздел VII. Целевые индикаторы и показатели деятельности МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Стр. 3-8 8-15 8-9 9-15 15 15-17 18-19 19 20-23 23 23-24 24 24-26 27-37 38 38 39-40 2 I. Паспорт программы развития МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» на 2021-2025 годы Программа развития муниципального учреждения Полное наименование дополнительного образования «Центр дополнительного Программы образования детей «Вдохновение» на 2021-2025 учебные годы Координатор Торлопова Л.А., директор МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Программы Юридический 167031, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, д. 145. адрес Телефон (код и номер) e-mail сайт Разработчики Программы Исполнители Программы Обоснование программы Нормативноправовое обеспечение программы (88212) 31-11-51, (8212) 31-22-43 dopobraz21@mail.ru cdod23.komischool.ru Ковалева Е.Г., заместитель директора по УВР, Демина О.И., методист, Домбровская Т.Н., социальный педагог - администрация; - педагогический коллектив; - ученический коллектив; - родительская общественность; -социальные партнеры центра Программа является преемственной по отношению к Программам развития МУ ДО «ЦДОД № 23», МУДО «ЦДОД № 21 «Вдохновение», реализованным в 2016-2020 г.г. Федеральный уровень: - Конституция РФ; - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действ. ред.); - Конвенция о правах ребёнка; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 02.12.2019г. №403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 15 о сетевом взаимодействии) - «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва; - Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 года №467 «О внедрении Целевой модели развития 3 региональных систем дополнительного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016); - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Национальный проект «Образование», паспорт проекта утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16; - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 декабря 2019 года №56962 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»; - Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования (далее – Целевая модель наставничества), в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Региональный уровень: - Постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522 «О государственной программе Республики Коми «Развитие образования»; - Распоряжение Правительства Республики Коми от 29.10.2018 №450-р «Об утверждении Концепции создания и развития регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на период 2019-2021 годов»; - Приказ Министерства культуры, туризма и архивного дела 4 Республики Коми от 29 декабря 2018 г. № 507-п|660-од|0112|388 «О формировании и ведении республиканского реестра одаренных детей» - Распоряжение Правительства Республики Коми от 29 октября 2018 года N 448-р «Об утверждении Концепции внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми в 2019 - 2022 годах и Комплекса мер ("дорожной карты") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми на 2020 - 2022 годы (с изменениями на 14 августа 2019 года)»; - Типовое положение об электронной информационнообразовательной среде организации дополнительного образования Республики Коми; - Распоряжение правительства Республики Коми от 6 июня 2019 г. № 200-р «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Коми на 2019-2021 гг.» Цель программы Задачи программы Муниципальный уровень: - Постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.12.2013 № 12/4976 «Об утверждении муниципальной программы МО ГО «Сыктывкар» «Развитие образования»; - Распоряжение АМОГО «Сыктывкар» от 01.10.2019г. №592-р «О реализации в 2019-2021гг. Стратегии государственной культурной политики на период до 2030г.»; - Приказ АМОГО «Сыктывкар» от 27.08.2017г. № 106/2 «Об организации деятельности Муниципального центра поддержки и развития одаренных детей на базе муниципального учреждения дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» Создание пространства для многообразной деятельности учащихся, для самореализации детей и раскрытия их талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе интеграции ресурсов, технологий и усилий всех субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся, их родителей, социальных партнёров). 1. Совершенствование системы управления инновационным развитием учреждения посредством реализации подпрограмм и проектов. 2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников на основе программного 5 Сроки реализации Этапы реализации подхода, повышение их цифровой грамотности. 3. Обновление содержания, технологий и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования социальных компетентностей, удовлетворения индивидуальных запросов учащихся. 4. Обеспечение методической и психологической поддержки развития самоосознания, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности учащихся, создание комфортных условий их деятельности (через участие в проектной деятельности и организацию наставничества). 5. Обеспечение становления, развития и совершенствования единой системы воспитательной деятельности МУДО ЦДОД «Вдохновение», формирующей у детей духовнонравственные ценности, патриотическое сознание, гражданский долг и ответственность. 6. Создание цифровой образовательной среды Совершенствование инфраструктурной и материальнотехнической базы для реализации дополнительных общеобразовательных программ. 2021-2025 г.г. 11.01.2021–31.08.2021г.г. – подготовительный этап: - анализ деятельности учреждения за 2017-2020 учебные годы и определение векторов развития Центра; - создание творческих команд для осуществления проектного управления развитием учреждения; разработка организационного, информационного, методического обеспечения (плана мероприятий) и процедуры оценки эффективности реализуемой Программы; - вовлечение педагогического коллектива в обсуждение содержания Программы развития и её согласование; 01.09.2021г. – 31.12.2024г. – основной этап: - актуализация имеющихся и реализация новых программ и проектов; - осуществление промежуточной аттестации, экспертиза реализации целевых подпрограмм и проектов; - совершенствование методической базы; - внесение коррективов в план реализации Программы. 2025 г.– контрольно-оценочный этап: - анализ результативности целевых подпрограмм, проектов и эффективности реализации Программы; - проведение проблемно - ориентированного анализа деятельности учреждения, формулирование «болевых 6 точек» и описание путей их преодоления; - определение лучших практик по итогам реализации Программы. Выполнение Программы обеспечивается за счет средств Источники финансирован муниципального бюджета и средств ПФДО ия Ожидаемые - внедрение в практику проектного управления результаты учреждением как эффективного механизма образовательной реализации и кадровой политики. (Выход на проектное управление) программы - увеличение доли педагогов (на 40%), использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебной деятельности; - увеличение доли педагогов (на 40%), организующих проектно-исследовательскую деятельность учащихся; - увеличение (до 15% к 2023 г.) перечня дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ технической, естественнонаучной направленностей; - увеличение доли педагогов (на 40%), использующих дистанционные образовательные технологии, - расширение спектра программ (до 80%), содержание которых ориентировано на универсальные компетенции, усиление внимания к компетенции творчества (креативности), самовыражения, презентации; - осуществление наставничества в режиме «ученик-ученик»; - продвижение одаренных и талантливых детей, привлечение к участию в конкурсах, фестивалях, творческих выставках, соревнованиях различного уровня, - создание социокультурной среды, формирующей у детей духовно-нравственные ценности, патриотическое сознание, гражданский долг и ответственность; - расширенное использование игровых форматов и технологий, позволяющих проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения; - обновление инфраструктуры и материально-технической базы (на 45%) для создания цифровой образовательной среды в центре. Возможные 1. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг со стороны некоммерческих и коммерческих организаций. риски 2. Снижение уровня финансирования и сокращение штатного расписания. 3 Отсутствие отдельных нормативно-правовых актов на момент проектирования Программы развития. 7 Принятие Программы 4. Недостаточная ресурсная база и как следствие - отток учащихся из центра. 5. Сложившиеся стереотипы на педагогическую деятельность у части педагогического коллектива: неготовность к изменению содержания программ и отсутствие стремления к использованию в учебной деятельности электронного обучения и дистанционных технологий. Программа развития принята Педагогическим советом МУДО «ЦДОД «Вдохновение» от 01.02.2021г. Раздел I. Информационная справка о МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Этапы развития 1 этап 2016-05.2019 г.г. Самостоятельное ведение образовательной деятельности Муниципальным учреждением дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23» и муниципальным учреждением дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение». 2 этап С 05.2019 г. Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.05.2019г. № 5/1315 осуществлена реорганизация в форме присоединения муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 21 «Вдохновение» к муниципальному учреждению дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23». Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 23 меняет своё наименование на муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» (в дальнейшем именуемое Центр). Выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. За период 2016-2018 г.г. государственное задание в соответствии с показателями отчетности по его выполнению реализовано в полном объеме. Достижения МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»: - создана система управления учреждением; - обеспечена связь между коллегиальными и совещательными органами управления и комиссиями; - во взаимосвязи реализуются функции управления; - в основе управления лежит программно-целевой метод; 8 - разработана и реализуется образовательная программа; - прослеживается положительная динамика поступления выпускников в ВУЗы, преимущественно на бюджетной основе. Выпускники конкурентоспособны в образовательном пространстве Российской Федерации, успешно продолжают образование в высших учебных заведениях г. Москвы, С-Петербурга, Ухты, Кирова, Сыктывкара и т.д. МУДО «ЦДОД «Вдохновение» в настоящее время 1. Юридический адрес Полное наименование Центра: Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Вдохновение». Сокращенное наименование: МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение». Полное наименование на коми языке: «Вдохновение» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение. Сокращенное наименование: «Вдохновение» ЧСТСШ» СТС МУ. Юридический адрес и почтовый адрес Центра: 167031, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, д. 145. Фактические адреса Центра: 167031, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, д. 145; 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных партизан, д. 68; 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 178; 4 167005, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Печорская, д. 12. 2. Особенности местоположения, особенности социума Центр расположен в центральной части города, что позволяет максимально удовлетворять образовательные запросы родителей в выборе учреждения дополнительного образования. Центр продолжает осуществлять работу с тремя образовательными учреждениями: МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия), МАОУ «СОШ № 26», МАОУ «СОШ № 21» на основании договоров. Свидетельство о государственной регистрации права Выписка из Единого Государственного Реестра Недвижимости Договор о безвозмездном пользовании 11АА № 358311 29 сентября 2005 г. 11:05:0106011:2912 18 ноября 2019г. 1. Договор с МАОУ СОШ №21 с УИНЯ 2.Договор с МАОУ СОШ №26 с УИОП 3.Договор с МОУ «Гимназия» (КНГ) 27 июля 2020г. 27 июля 2020г. 27 июля 2020г. МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» обеспечивает необходимые условия, 9 способствующие максимальному развитию личности ребенка в полилоге трёх культур: русской, коми и немецкой. 3. Характеристика контингента учащихся В МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» открыты 182 группы, в которых занимаются 2620 учащихся по муниципальному заданию и 21 группа, в которых занимаются 315 учащихся ПФДО. Дополнительное образование основано на принципе добровольности, поэтому одной из главных задач для педагогического коллектива МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» является сохранение контингента детей в объединениях. Направленности Количество программ Туристско-краеведческая Физкультурно - спортивная Художественная Техническая Естественнонаучная, социально гуманитарная 2 13 34 2 6 Количество учащихся, занимающихся по этим программам 90 671 1840 40 220 Дополнительным образованием охвачены дети разных возрастов: Возраст 5-9 лет 10-14 лет 15-17 лет 18 и старше Всего 2020 – 2021 учебный год Общая Из них девочек численность детей 742 418 454 258 111 68 5 2 1312 746 4. Образовательные услуги, предоставляемые Центром Разрешительные документы на осуществление видов деятельности Разрешительные документы на осуществление видов деятельности Вид Серия, номер или Дата выдачи Наличие в Номер регистрации разрешительног другие реквизиты государстве (кадастровый номер) о документа нном или скриншот (свидетельство, реестре выписка и т.д.) Санитарно11РЦ09000М000425 06.11.2019г. Имеется Ссылка эпидемиологичес 11.19 http://fp.crc.ru/service/?o кое заключение per=s&type=max&text_p rodnm=&text_ff_firm=&f irmget_inn=&firmget_og rn=&text_pril=&text_n_s tate=&text_n_org=&text _n_otdel=&text_n_okp= 10 Заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности Лицензия на осуществление образовательно й деятельности 1. Заключение №262 МАОУ СОШ №26 с УИОП, ул. Печорская ,12 2. Заключение №261, МОУ «Гимназия» (КНГ), ул. Карла Маркса, 145 3. Акт проверки №551, ул. Карла Маркса, д.178 (помещение МУ ДО ЦДОД «Вдохновение», 100 кв.м.) 4. Заключение №79, МАОУ СОШ №21 с УИНЯ, ул. Красных партизан, 68. 1800-У Серия 11ЛО1 № 0002145 18.04.2014г. - &text_n_currnumb=&text _n_char=&text_n_year= &text_serialnumb=30651 32&use=0 - Имеется 458 18.04.2014г. 13.10.2017г. 17.03.2017г. 23 сентября 2019г. МУ ДО «ЦДОД № «Вдохновение» – учреждение, реализующее шесть направленностей дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ: физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, естественнонаучную, социально-гуманитарную и техническую. Центр ежегодно предлагает учащимся более 50 дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ на выбор. 5. Условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ дополнительных общеразвивающих программ - кадровые условия Центр полностью укомплектован кадрами. В 2020-2021 учебном году в Центре работают 33 работника, из них педагогических работников - 25, педагогов дополнительного образования - 23, из них с высшей квалификационной категорией – 5 человек, с 1 категорией - 9 чел., не имеют категории -11 чел. Это объясняется тем, что в коллективе работает много молодых специалистов и вновь принятых педагогов. Ежегодно педагоги повышают свою квалификационную категорию. Высшее образование имеют - 25 человек, среднее педагогическое - 6 чел., начальное профессиональное – 2 чел. Возрастной диапазон: моложе 25 лет - 2 чел., 25-35 лет – 12 чел., 35лет и 11 старше – 35 чел. Стаж работы: до 5-ти лет – 2 чел, 5-10 лет – 8 чел., 10-20 лет – 4 чел., 20 и более лет -15 чел. В МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» работают: * Почетный работник общего образования Российской Федерации – 3 чел. * Лауреат премии Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» - 7 чел. Педагоги награждены: * Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации – 6 чел. * Грамотой Министерства образования Республики Коми - 9 чел. - информационно-образовательная среда Для предоставления возможности использования в процессе обучения современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов в учреждении имеется 39 компьютеров для реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ. Доступ к информационным ресурсам для педагогов является неограниченным; это способствует повышению качества образовательных услуг за счёт использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов. Электронная почта позволяют оперативно осуществлять электронный документооборот. Для обеспечения работы и защиты информации в системе ПФДО komipfdo.ru и ГИС «Электронное образование» используются лицензионные пакеты VipNet. - материально-технические условия МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» занимается в зданиях МОУ «Гимназия» (КНГ), МАОУ СОШ №21 с УИНЯ и МАОУ СОШ №26 с УИОП. Ежегодно проводится косметический ремонт в помещениях зданий; приобретается соответствующая мебель, оборудование, различный инвентарь. Целевое использование помещений Всего кабинетов Количество целевых кабинетов для занятий Количество помещений для массовых мероприятий Количество административных кабинетов Компьютерный кабинет Количество 31 23 6 2 - Центр имеет достаточное количество учебного оборудования, материалов, информационно-методических и информационных средств обучения (Приложение 1, 2), необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ: - мультимедийный комплекс, 12 - музыкальное оборудование, - компьютерное оборудование, - цифровые фотоаппараты. Приобретены: новая ученическая мебель, компьютерная, фото и видео техники для реализации программ «Театральная студия «Созвездие», «Я снимаю кино», «Мультстудия», «Фотодизайн», «Художественный дизайн». - информационно-методические и программно – методические условия Наличие информационно-образовательных ресурсов в виде печатной продукции, на сменных оптических носителях, информационнообразовательные ресурсы Интернет к ДОП-ДОП. 6. Система управления образовательным учреждением Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Уставом. Управление Центром осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. Коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников, педагогический совет. В целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников по вопросам управления Центром и при принятии Центром локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в Центре создаются и действуют: – советы учащихся; – советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся; – профессиональные союзы работников и их представительные органы. 7. Социальное партнёрство Внутренняя открытость учреждения гармонично сочетается с внешним взаимодействием дополнительного образования с различными структурами социума, помогает решать задачи повышения качества образования, способствует профессиональному росту педагогов и дает возможность сформировать дружеское сообщество детей, сотрудников и родителей. Налажен тесный контакт МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» с другими образовательными, культурными, спортивными и медицинскими учреждениями: Центром коми культуры, Национальной галерей Республики Коми, Национальным музеем Республики Коми, редакциями газет «Коми му», «Йőлőга», «Радуга», Финно-угорским культурным центром Российской Федерации, Центром коми культуры, Немецкой национально-культурной 13 автономией РК, Сыктывкарской и коми зырянской епархией, Республиканским Госпиталем ветеранов и участников боевых действий, Центром социальной защиты «Жизнь». Учащиеся имеют возможность приобщиться к культурам русского, коми и немецкого народов через хореографическое искусство, вокальное пение и декоративно - прикладное творчество. Реализация взаимодействия с МОУ «Гимназия» (КНГ), с МАОУ СОШ №21 с УИНЯ и МАОУ СОШ №26 с УИОП отражена в годовом плане работы Центра. 8. Методическая деятельность В МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» под руководством методиста организована работа педагогов дополнительного образования по направленностям деятельности: художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально – гуманитарной и технической направленностям. Методист обеспечивает постоянную методическую поддержку педагогов по проблемам повышения профессионального мастерства. В центре проводятся практикоориентированные семинары, мастер-классы, открытые занятия. 9. Важные успехи в деятельности С целью творческой самореализации учащиеся ежегодно принимают участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях. Учебный год Уровень Муниципальный Региональный Всероссийский Международный 2020-2021 Муниципальный (1 полугодие) Региональный Всероссийский Международный 2019-2020 Количество участников 69 26 5 25 52 2 13 0 Количество призовых мест 42 7 8 19 33 4 8 8 Количест во детейпризеров 69 7 8 19 61 36 29 8 Педагоги дополнительного образования Центра в разные годы стали победителями/ участниками муниципального конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: Шнейгельбергер Е.А. (2017г.), Корепанов Н.А. (2019 г.), Григорьева Е.Ю. (2019г.), Плотникова Е.А. (2019г.), Ульнырова Л.В.(2020 г.); победителями/участниками республиканского этапа конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»: Шнейгельбергер Е.А. (2017г.), 14 Ульнырова Л.В. (2021 г.), «Традиции и новации в системе дополнительного образования», «Моя презентация», муниципального конкурса «Мастерство и творчество», 2019 г. и т.д. Раздел II Анализ деятельности учреждения 2.1. Проблемно-ориентированный анализ Программа развития муниципального учреждения дополнительного образования «ЦДОД «Вдохновение» на период 2021-2026 гг. разработана на основе анализа деятельности организации за 2016-2020 учебные годы. Анализ результатов реализации Программы развития на 2016-2020 г.г. позволил вычленить следующие проблемы: № 1. Направления анализа Программнометодическое обеспечение образовательного процесса Факты Проблемы Пути решения Реализуется 56 дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ на выбор по 6 направленностям. Обновлены учебнометодические комплексы к дополнительным общеобразовательным программам Разработаны и реализуются программы по техническому конструированию и моделированию “Лего-конструирование” и “Робототехника”; естественнонаучной направленности – «Юный эколог» Увеличено число педагогических работников, освоивших компьютерные технологии и программное обеспечение для реализации. - Доля объединений технической и естественнонаучной направленностей в организации растет, но остается недостаточной. - Запросы родителей и учащихся на занятия по программам технической направленности удовлетворены не в полной мере. Спрос превышает предложение. - Сокращение программ естественнонаучной направленности. - Недостаток педагогических кадров, имеющих необходимую квалификацию и специальную подготовку для реализации программ технической направленности. - Недостаточный темп обновления 1. Разработка новых программ технической и естественнонаучной направленностей. 2. Использование сетевой формы реализации программ. 3. Привлечение ресурсов «Точки роста» МОУ «Гимназия» (КНГ). 4. Поиск педагогов, имеющих необходимую квалификацию. 5. Система стимулирования педагогических кадров для мотивации педагогов к участию в проблемных курсах, вебинарах, конференциях по направлениям. 6. Организация работы по повышению уровня квалификации и профессиональной компетенции педагогов, реализующих программы, технической и 15 Развитие инфраструктуры Центра Создана ресурсная базы для развития центра дополнительного образования детей. Приобретены: - информационнокоммуникационное оборудование (проектор, экран, интерактивные доски, компьютеры и программно-аппаратные комплексы) - инструменты, материалы для творчества учащихся, обеспечивающие конструкторскую и техническую деятельности; - разрабатываются и создаются просветительские и содержания и технологий по отдельным дополнительным общеобразовательны м программам. - Недостаточно программ дополнительного образования для детей среднего и старшего возраста. - Увеличение интеллектуального потенциала центра, повышение его конкурентоспособно сти на рынке труда невозможно без развития системы адресного сопровождения одаренных детей. - Снижение принятия духовных, нравственных и межнациональных ценностей, патриотизма среди учащихся. - Вызовы современности, эпидемиологическая обстановка требуют использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. - Необходимо повышение цифровизации образования в целях повышения уровня комфортности учреждения для всех участников образовательных отношений. естественнонаучной направленностей. 7. При разработке программ ориентация на универсальные компетенции по всем направленностям 8. Изучить потребности старшеклассников в дополнительном образовании. 9. Реализация программ, направленных на профориентацию. 10. Поддержка одарённых и талантливых детей с целью предоставления условий для развития индивидуальных возможностей и способностей. 11. Воспитание гражданской идентичности учащихся на основе полилога трёх культур Создание информационной образовательной среды. Обновление и пополнение материальнотехнической базы учреждения для реализации дополнительных общеразвивающих программ. - Разработка цифровых образовательных ресурсов к дополнительным общеобразовательным программам 16 рекламные материалов о деятельности образовательного учреждения, направленные на различные слои общества – учащихся, педагогического состава, родителей (законных представителей); - обеспечен постоянный и устойчивый доступ к интернету. Рост числа педагогов, Методическое сопровождение участвующих в профессионально конкурсных мероприятиях внутри го роста учреждения, на уровне педагогов республики. Своевременное прохождение курсовой переподготовки 80 % прошли курсы повышения квалификации в 20192020 годах. Создание и позиционирование педагогами методических продуктов на учрежденческих, городских, республиканских площадках, в Интернетпространстве. Освоение дистанционные формы получения образования, повышения квалификации. Способность педагогов формировать компетенции учащихся в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиями современного рынка труда реализуется не в полной мере. 40% молодых педагогов не имеют категории. Необходимость в освоении дистанционных образовательных технологий. 1. Обучение в течение всей жизни, увеличение корпоративного и онлайн-обучения как векторов развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. 2. Расширение спектра технологий, способствующих формированию и развитию метапредметных компетенций, личностных качеств учащихся. 3. Модернизация методической службы в условиях развития системы дополнительного образования (создание МС). 4. Повышение уровня мотивации педагогов к участию в инновационной деятельности в учреждении и в профессиональных конкурсах. 5. Организация наставничества как универсальной технологии передачи опыта. 17 6. Повысить уровень сформированности ИКТ-компетенций участников образовательных отношений. 7. Внедрять в учебный процесс электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 18 2.2. SWOT-анализ системы деятельности МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Для оценки текущего состояния дел в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» и стратегического планирования его дальнейшего развития используется SWOT-анализ – метод, позволяющий выявить (зафиксировать) факторы внутреннего и внешнего развития. Сильные и Слабые стороны являются факторами внутренней среды учреждения как объекта анализа, на которые учреждение может повлиять. Возможности и Риски являются факторами внешней среды (тем, что может повлиять на учреждение извне и что им не контролируется). Оценка актуального состояния внутреннего потенциала МУДО «ЦДОД «Вдохновение» Сильная сторона Слабая сторона Оценка перспектив развития МУДО ЦДОД «Вдохновение» с опорой на внешнее окружение Благоприятные Риски возможности 1 Положительная 1. Отсутствие в 1. Расширение сетевого 1. Усиление динамика показателей учреждении взаимодействия с конкуренции на охвата учащихся собственных образовательными, рынке дополнительным спортзалов, культурными, образовательных образованием. кабинетов для общественными услуг со стороны 2. Увеличение доли технического, организациями в сфере некоммерческих и дополнительных естественнонаучног концертной, досуговой, коммерческих общеразвивающих о, физкультурноконкурсной, проектной организаций. программ технической спортивного деятельности детей 2. Снижение направленности. направлений 2. Привлечение уровня 3. Удовлетворенность деятельности. родителей к участию в финансирование и детей, законных 2. Наименее массовых сокращение представителей, вовлеченной мероприятиях и штатного населения, возрастной проектах учреждения расписания. общественных категорией являются 3. Создание 3. Отток учащихся организаций, качеством старшеклассники. креативной среды и из МУДО ЦДОД. оказываемых услуг 3. Низкий процент ситуации успеха. 4. Снижение дополнительного охвата детей с 4. Организация оплаты труда образования детей в особыми инновационной, работников Центре. потребностями проектной и грантовой учреждения 5. Наличие (ОВЗ, мигрантов, деятельности дополнительного необходимого детей «группы 5. Увеличение спектра образования, что ресурсного обеспечения риска») программ для может привести к образовательного 4. Недостаточный подростков от 14 до 17 утечке творческих процесса: частичное темп обновления лет. педагогов из сферы обновление МТБ, содержания и 6. Построение дополнительного наличие технологий индивидуальных образования и квалифицированных по отдельным образовательных снижению кадров; использование направленностям маршрутов для показателей. ЦОР. дополнительного учащегося 5. Неготовность 6. Повышение уровня образования 7. Совершенствование содержания информационной детей. системы управления образовательных открытости учреждения 5. Отсутствуют 8. Создание программ и для потребителей индивидуальные образовательной среды педагогических 19 (работа сайта, информирование потребителей через социальные сети) 7. Положительная динамика показателей участия и призовых мест (педагогов и учащихся) в мероприятиях различных уровней; распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, обучающие семинары, конкурсы педагогических достижений) 8. Сетевое взаимодействие с образовательными, культурными и общественными организациями города. программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья. 6. Слабое участие в грантовой деятельности. 7. Недостаточная сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров. с современным материальнотехническим и технологическим оснащением. работников к переключению на работу с детьми старшего школьного возраста. 6. Трудности включения родителей в вопросы воспитания и социализации детей. Раздел III Концепция программы развития Введение Программа развития – локальный нормативно-правовой акт, выступающий как перспективная целевая и организационная основа деятельности МУДО «ЦДОД «Вдохновение», всех участников образовательных отношений, включая сетевых и социальных партнеров. Программа учитывает основные изменения в государственной образовательной политике РФ на ближайшие 5 лет, приоритеты развития дополнительного образования. Программа развития МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» на 2021-2025 года разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми, города Сыктывкара и МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»: - Национальным проектом «Образование» (2018 г.), «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования»(2019г.), «Целевой моделью наставничества», «Целевой моделью цифровой образовательной среды» (2019 г.), Приказом Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми от 29 декабря 2018 г. № 507п|660-од|01-12|388 «О формировании и ведении республиканского реестра одаренных детей»; а также 20 - на основе проектного управления, учитывающего социальный заказ, интересы детей, запросы родителей, имеющиеся ресурсы и условия для успешной реализации Программы развития. 3.1. Основные идеи для создания необходимых условий для реализации дополнительных общеобразовательных дополнительных общеобразовательных программ В условиях глобальных вызовов и стратегических изменений усиливается запрос участников отношений в сфере образования к потенциалу дополнительного образования детей для определения современных траекторий формирования нового содержания и качества образования. Содержание дополнительных общеобразовательных программ должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а их оформление и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии. Развитие учреждения в режиме изменений опирается на следующие значимые идеи: 1. Одной из задач «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования» является внедрение проектного управления в сфере дополнительного образования детей. Проектное управление - особый тип и характер практики управления, близкий к стратегическому, программно-целевому управлению и предполагающий: - широкое использование проектного подхода в деятельности; - развитие организации на основе проектной культуры; - специфическое проектное мышление менеджеров; - управление с четким пониманием специфики проекта и условий реализации; - управление, направленное на удовлетворение потребностей и запросов всех участников деятельности. Данные идеи отражаются в проекте «Проектное управление эффективное управление». Инструмент проектного управления – Программа развития учреждения - совокупность инновационных проектов, объединенных общей концепцией развития, направленных, как на стабилизацию функционирования Центра, так и на обновление практики образования. 2. Проект «Будущий педагог - ПРОФИ» разработан с учетом основных положений федеральных проектов «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда». Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство являются инструментами повышения качества образования. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных реагировать на изменяющиеся 21 потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. Цифровые образовательные ресурсы – необходимый компонент образовательного процесса, позволяющий обеспечить не только вариативность дополнительных общеобразовательных программ, но и повысить доступность дополнительного образования и качество образовательных результатов посредством применения технологий электронного и дистанционного обучения. 3. В рамках реализации задач регионального проекта «Успех каждого ребёнка», «Целевой моделью цифровой образовательной среды» (2019 г.), муниципального Плана мероприятий по реализации в МО ГО «Сыктывкар» региональных проектов Республики Коми в рамках Национального проекта «Образование» в 2020-2024 гг. будет реализован проект «Гибкие компетенции XXI века – это успех». Новые представления о навыках 21 века, навыков проектной деятельности, технологических грамотностях предполагают изменения технологий, материалов, используемых в образовательном процессе. Дополнительное образование дает возможность ребенку развиваться, адекватно реагировать на социальнокультурные изменения, адаптироваться в быстро изменяющемся мире. В связи с этим необходимо построение целостного образовательного пространства как условия развития функциональной грамотности, формирования гибких компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов учащихся. 4. В рамках реализации задач проекта «Успех каждого ребёнка», Национального проекта «Образование» в 2020-2024 гг., с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех», приказа Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми от 29 декабря 2018 г. № 507-п|660-од|01-12|388 «О формировании и ведении республиканского реестра одаренных детей» будет работать проект «Зажечь звезду» (Поддержка детской одарённости). Среди самых интересных идей является успешность каждого учащегося. Современная окружающая среда требует не только высокую активность человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи способствует удовлетворения индивидуальных запросов участников образовательного процесса, их самореализации, самовыражения и самоутверждения. Для поддержания вовлеченности и интереса детей, обеспечения продуктивности занятий, организации проектной и исследовательской деятельности, применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо обновление средств обучения. В связи с этим 22 предполагается использование современной высокотехнологичной инфраструктуры центра «Точка роста» Коми национальной гимназии для создания цифровой образовательной среды. 5. Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020 определили разработку проекта «Традиций живая нить». Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны – одно и основных направлений Концепции развития дополнительного образования. Реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям раскрывает потенциал дополнительного образования детей. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". 6. В рамках реализации Целевой модели наставничества, федерального проекта «Успех каждого ребенка» и Национального проекта «Образование» разработан проект «Наставничество – технология интенсивного развития личности». Проект направлен на полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях как детяминвалидам, детям, находящимся в ТЖС, так и подросткам группы «риска». Программа развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация программы может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей программы выступает идея развития учреждения, через решение поставленных задач. При организации дополнительного образования детей учитываются приоритетные принципы: − Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора индивидуального маршрута, реализацию 23 собственного жизненного предназначения, осуществление своих целей, развитие способностей, творческую самореализацию. − Развитие индивидуальности: предполагает создание социокультурной и креативной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи учащимся в реализации творческих потребностей. − Творчество: творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребности в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост. − Систематичность и последовательность: планирование содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и вытекает из него. − Информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве образовательных услуг. − Государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и саморегулирования. 3.2. Миссия МУДО «ЦДОД «Вдохновение» определяется как согласованное видение администрации, педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) развития Центра по пути создания образовательного пространства, способствующего интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому совершенствованию детей. 3.3. Цель деятельности Центра - создание пространства для многообразной деятельности учащихся, для самореализации детей и раскрытия их талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе интеграции ресурсов, технологий и усилий всех субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся, их родителей, социальных партнёров). Задачи: 1. Совершенствование системы управления инновационным развитием учреждения посредством реализации проектов. 2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников на основе программного подхода, повышение их цифровой грамотности. 3. Обновление содержания, технологий и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования социальных компетентностей, удовлетворения индивидуальных запросов учащихся. 4. Обеспечение методической и психологической поддержки развития самоосознания, самовыражения, самоутверждения и самореализации 24 личности учащихся, создание комфортных условий их деятельности (через участие в проектной деятельности). и организацию наставничества). 5. Обеспечение становления, развития и совершенствования единой системы воспитательной деятельности МУДО ЦДОД «Вдохновение», формирующей у детей духовно-нравственные ценности, патриотическое сознание, гражданский долг и ответственность. 6. Создание цифровой образовательной среды. Совершенствование инфраструктурной и материально-технической базы для реализации дополнительных общеобразовательных программ. 3.4.Этапы реализации 11.01.2021–31.08.2021г.г. – подготовительный этап: - анализ деятельности учреждения за 2017-2020 учебные годы и определение векторов развития Центра; - создание творческих команд для осуществления проектного управления развитием учреждения; - разработка проекта «Проектное управление - эффективное управление»» - разработка организационного, информационного, методического обеспечения (плана мероприятий) и процедуры оценки эффективности реализуемой Программы; - вовлечение педагогического коллектива в обсуждение содержания Программы развития и её согласование; 01.09.2021г. – 31.12.2024г. – основной этап: - актуализация имеющихся и реализация новых проектов; - осуществление промежуточной аттестации, экспертиза реализации проектов; - совершенствование методической базы; - внесение коррективов в план реализации Программы. 2025 г.– контрольно-оценочный этап: - анализ результативности целевых подпрограмм, проектов и эффективности реализации Программы; - проведение проблемно – ориентированного анализа деятельности учреждения, формулирование «болевых точек» и описание путей их преодоления; - определение лучших практик по итогам реализации Программы. 3.5. Ожидаемые результаты реализации Программы - внедрение в практику проектного управления учреждением как эффективного механизма образовательной и кадровой политики. (Выход на проектное управление) - увеличение доли педагогов (на 40%), использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в учебной деятельности; 25 - увеличение доли педагогов (на 40%), организующих проектноисследовательскую деятельность учащихся; - увеличение (до 15% к 2023 г.) перечня дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ технической, естественнонаучной направленностей; - увеличение доли педагогов (на 40%), использующих дистанционные образовательные технологии, - расширение спектра программ (до 80%), содержание которых ориентировано на универсальные компетенции, усиление внимания к компетенции творчества (креативности), самовыражения, презентации; - осуществление наставничества в режиме «ученик-ученик»; - продвижение одаренных и талантливых детей, привлечение к участию в конкурсах, фестивалях, творческих выставках, соревнованиях различного уровня, - создание социокультурной среды, формирующей у детей духовнонравственные ценности, патриотическое сознание, гражданский долг и ответственность; - расширенное использование игровых форматов и технологий, позволяющих проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения; - обновление инфраструктуры и материально-технической базы (на 45%) для создания цифровой образовательной среды в центре. 26 Раздел IV Программные мероприятия Набор инициатив (проектов изменений) в виде дорожных карт для реализации Программы развития Программа деятельности и развития МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» осуществляется через реализацию проектов по видам условий. Проект 1 «Проектное управление - эффективное управление» Проекты, Сроки реализуемые в реализ рамках ации программы 2021Проект1 «Проектное 2025 управление - г.г. эффективное управление» Основная цель проекта Основные задачи проекта Планируемый результат Управление устойчивым развитием МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» 1.совершенствован ие нормативноправовой базы развития Центра через проекты; 2. совершенствование системы управления учреждением через развитие общественногосударственного управления; 3. совершенствование системы контроля за реализацией проектов совершенствование нормативно-правовой базы развития Центра; совершенствование системы управления учреждением через развитие общественногосударственного управления; совершенствование системы внутреннего контроля как одной из форм качества образовательного процесса. Основные мероприятия Показатели результативности 1. Диагностика существующей системы управления 2. Внедрение технологии проектного управления 3. Планирование проектирование и разработка проектов по проблемам 4. Разработка нормативноправового обеспечения проектов 5. Обеспечение информационной поддержки проектов 6. Реализация проектов 7. Координация действий участников проектов 8.Информационное обеспечение управления, увеличена доля общественного участия в улучшении состояния и развития Центра; - наличие договоров с организациями о совместной деятельности, сетевом взаимодействии; удовлетворённость учащихся и родителей широким спектром и качеством предоставляемых образовательных услуг (99 %); - самообследование и внутренняя оценка качеств образования; 27 контроль соответствия целей и результатов, разработка проектов. 9. Управление выполнением работ 10. Управление содержанием, сроками, качеством, рисками. 11. Анализ проектов и обобщение результатов реализации проектов 12. Активизация работы общественных (государственнообщественных) органов управления Центра: Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива по вопросам реализации проектов. 13. Осуществление взаимосвязи с различными структурами 14. Мониторинг результативности проектов 15. Подготовка и предоставление общественности доклада. положительная динамика оценки качества воспитания и дополнительного образования в МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение»; информационная открытость системы образования; - качество проработки локальных нормативных актов; профессиональное развитие команды педагогов. 28 Проект 2 «Педагог будущего - ПРОФИ» Проекты, реализуемые в рамках программы Сроки реализ ации Основная проекта Проект 2 «Педагог будущего ПРОФИ» 20212025 г.г. Создание условий для непрерывного повышения профессиональ ного мастерства педагогов дополнитель ного образования детей, формирование нового педагогического мышления. в условиях цифровой экономики. – цель Основные проекта задачи Планируемый результат 1. Поддерживать деятельность педагогов по внедрению в практику работы дистанционных образовательных технологий, современных методов и приёмов, ориентированных на развитие личности ребенка, формирование гибких навыков. 2. Содействовать становлению, накоплению и трансляции результативного педагогического опыта. 3. Осуществлять непрерывное обучение педагогов. 4. Развивать наставничество как Обогащение педагогического инструментария эффективными современными технологиями формирования навыков ХХI века. Основные мероприятия 1. Поддержка непрерывного профессионального роста педагогов: - система наставничества для молодых и новых педагогов, - городские ресурсы и проекты для повышения квалификации педагогов; 2. Корпоративное Увеличение повышение квалификации числа педагогов, педагогов по вопросам участвующих в реализации «Целевой модели конкурсах развития региональных профессиональн систем дополнительного ого мастерства. образования». 3. Дистанционное повышение квалификации педагогов по вопросам реализации «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования». 4. Онлайн-обучение 5. Освоение педагогами технологий «Метод проектов», «Эдьютайнмент», Показатели результативности - Увеличение числа педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства (50%). - Увеличение числа педагогов, участвующих в распространении собственного педагогического опыта на разных уровнях (35%). - Профессиональный рост педагога в области использования технологии «Метод проектов» и критериального оценивания. Способность педагогов формировать компетенции учащихся (в первую 29 универсальную технологию передачи опыта технологию квестов и квестинаров, решение кейсов и проектных задач. 6. Обучение дистанционным технологиям обучения с использованием платформ; Меет, Zoom: Video Conferencing 7. Ориентация на формирующее и критериальное оценивание, самооценку. 8. Практикоориентированные формы работы: защита проектов; вебинары; ведение личных блогов; сайт педагога в Интернете; сетевое сообщество педагогов. 9. Организация сетевого взаимодействия по вопросам повышения квалификации педагогов. 10. Привлечение педагогов к активному участию в конкурсах профессионального мастерства. очередь, одаренных и талантливых детей) в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиям современного рынка труда. 30 Проект 3 «Гибкие компетенции XXI века – это успех» (с использованием инфраструктуры «Точка роста» КНГ) «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Проекты, Сроки реализуемые в реализ рамках ации программы Проект 3 20212025 «Гибкие компетенци г.г. и XXI века – это успех» Формирование и развитие гибких компетенций учащихся Основная проекта цель Основные проекта Создание образовательное пространство, для освоения школьниками компетенций 21 века посредством обновления содержания, технологий и методов обучения. задачи Планируемый результат 1. Повысить качество обучения через использование ресурсов Центра образования «Точка роста»; 2. расширить возможности для предоставления качественного современного образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; 3. сформировать у учащихся навыки проектной деятельности через практическое воплощение - У учащихся развиты такие компетенции как: • системное мышление • критическое мышление • креативность • коммуникация • командообразо вание • 3D – моделирование и 3D –печать; • разработка и презентация проектов • навыки художественного творчества. - обновление методик преподавания; - использование дистанционных форм Мишель де Монтень Основные мероприятия Показатели результативности 1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ с обновленным содержанием и материальнотехнической базой. 2. Разработка новых программ с использованием ITтехнологий. 3. Проведение занятий в проектной зоне, коворкинг-зоне и медиазоне. 4. Организация «обучения с увлечением» (геймификация, 1.Усиление традиционной методики дополнительного образования современными цифровыми технологиями. 2.Оснащение необходимой материальнотехнической базой (камеры, ноутбуки, сервера, интерактивные доски, и т.д.) составит. 3.Доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде. 4. Охват учащихся ресурсами Центра образования «Точка роста». 31 творческих идей; обучения и сетевого 4. повысить партнерства мотивацию у детей к учебной деятельности. эдьютайнмент. 5. Интерактивные занятия. Тесты. 6. Проектная деятельность Проект 4 «Зажечь звезду» Проект «Зажечь звезду» представлен тремя модулями (познавательным, творчески-деятельностным, личностного развития). Познавательный модуль направлен на становление интеллектуальной культуры личности. Творчески-деятельностный модуль обеспечивает поддержание духовно-нравственной, гармонично-развитой культуры личности. Модуль личностного развития направлен на оказание помощи одаренному ребенку в понимании и самопринятии, развитии мотивации к достижениям, успеху и духовному самосовершенствованию. Реализация содержания модулей осуществляется через самоопределение и самореализацию в различных видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в форме бесед, дискуссий, спаррингов, турниров, соревнований, в процессе познавательно-творческих, интеллектуальных и спортивных игр. Проекты, Сроки реализуемые в реали рамках зации Программы Проект 4 20212025 «Зажечь г.г. звезду» Поддержка детской одарённости Основная цель Основные проекта проекта Создание условий для самореализации и самовыражения учащихся задачи Планируемый результат 1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления творческого потенциала, творческое развитие учащихся, владение разными видами творческой деятельности; Основные мероприятия Показатели результативности 1. Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными - Эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. - Повышение уровня индивидуальных 32 интересов и способностей. 2. Формирование у учащихся проектной, коммуникативной, креативной, рефлексивной компетенций 3.Совершенствован ие традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий. 4. Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми. 5. Разработка нормативноправового обеспечения. успешное самоопределени е и самовыражение; совершенствова ние форм работы с одаренными и способными детьми; создание условий для целенаправленно го выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессиональн ого самоопределени я в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; проведение детьми 2. Разработка инновационного проекта «Поддержка детской одарённости» 3. Проведение фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, квестов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. 4. Проведение олимпиад, конкурсов, соревнований для одаренных детей. 5. Формирование системы работы с одаренными учащимися: a. организация работы объединений различных направлений; b. организация системы исследовательской и проектной работы школьников; 6. Участие в практических конференциях школьников 7. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, достижений детей в областях, к которым у них есть способности - Повышение уровня владения детьми гибкими компетенциями. -Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности. -Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. -Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся (до 90%). -Увеличение численности одарённых детей, получающих услуги дополнительного образования детей. 33 конкурсов, конференций, создание сборника лучших работ учащихся; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуально й деятельностью; разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми. использованию -Реализация диагностического индивидуальных инструментария в работе с маршрутов. одаренными детьми, включая дистанционные. 8. Разработка нормативноправовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми. 9. Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми. 10. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и педагогов. 11. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований. 12. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети. 13. Подготовка сайт-страницы проекта «Поддержка детской одарённости» 34 Проект 5 «Традиций живая нить» Проекты, реализуемые в рамках Программы Проект5 «Традиций живая нить» Сроки реализ ации Основная проекта цель Основные задачи проекта 20212025 г.г. Воспитание гражданской идентичности учащихся на основе полилога трёх культур 1. развитие духовнонравственных качеств личности учащихся через приобщение к истокам народной культуры 2. приобщить детей к духовному наследию русского, коми и немецкого народов через организацию и проведение народных праздников, выставок, конкурсов, фестивалей; 3. сформировать интерес к духовнонравственному наследию предков. Планируемый результат Основные мероприятия Показатели результативности - обогащение опыта участия общения с окружающим социумом» - расширение спектра массовых мероприятий; - укрепление интереса к традиционной культуре, языку, истории своего народа; - осознание непреходящих духовных ценностей своего народа; - опыт работы педагогов по популяризации национальных, духовных, культурных традиций; - проявление целеустремленности и настойчивости в достижении результата; жизненного оптимизма, толерантности. Мастер-классы «Дары осени», «Характер осени»» Выставки творческих работ «Осенние сказки». «Зимние игры, забавы» «Святочные вечера» «Рождественские встречи» Выставки творческих работ «Зимние сказки» Выставка творческих работ «Весенние сказки» «Масленичные забавы» Народный праздник «Здравствуй, широкая масленица!» Мастер-классы, открытые занятия «Пасхальный подарок» Итоговое мероприятие: тематическая программа «Калейдоскоп народных праздников». - Количество и качество проводимых мероприятий. - Участие учащихся в традиционных национальных празднованиях - Разработана модель поликультурного образовательного пространства. 35 Проект 6 «Наставничество» Направления деятельности наставника: профориентация, помощь в обучении, социализация. .Проекты, реализуемые в рамках Программы Проект 6. «Наставнич ество» Сроки Основная реали проекта зации 20212025 г.г. цель Основные задачи Планируемый проекта результат Разносторонняя поддержка учащегося с особыми образовательным и или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. • помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов; • развитие гибких навыков и метакомпетенций • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, • создание комфортных условий и коммуникаций внутри МУ ДО «ЦДОД • повышение успеваемости и улучшение психоэмоциональн ого фона внутри группы и Центра; • численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; • снижение числа учащихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологичес ких диспансерах; • снижение числа жалоб от родителей и педагогов, Основные мероприятия Показатели результативности 1. Подготовка условий для запуска проекта наставничества 2. Формирование базы наставляемых. 3. Формирование базы наставников. 4. Обучение наставников 5. Формирование наставнических пар или групп. 6. Анкетирование. Изучения интересов и склонностей. 7. Профилактические беседы. 8. Совместное участие в семинарах, мастер-классах, слетах, конкурсах, квестах. 9. Участие в муниципальных этапах республиканских конкурсов «Наставник года», «Лучших практик наставничества», - Расширение количества учащихся - участников, образовательных программ фонда «Талант и успех». - Увеличение количества подростков от 14 до 17 лет, посещающих творческие объединения центра. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих проектов. - Снижение количества учащихся, стоящих на разных профилактических учётах. - Измеримое улучшение показателей учащихся в образовательной, культурной, спортивной и др. сферах. 36 «Вдохновение»; •формирование устойчивого сообщества учащихся и сообщества благодарных выпускников. связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива учащихся. «Ученик года» и др. 10. Организация и осуществление работы наставнических пар / групп 11. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых. 12. Участие в проекте «Билет в будущее». 13. Участие Центра в региональном мониторинге показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества. 14. Организация общего полезного дела. 15. Личная беседа, консультация, круглые столы, тренинги, деловые игры, диспуты «мозговые штурмы» и т.д. 37 Раздел V Инновационные риски 1. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг со стороны некоммерческих и коммерческих организаций. 2. Снижение уровня финансирования и сокращение штатного расписания. 3 Отсутствие отдельных нормативно-правовых актов на момент проектирования Программы развития. 4. Недостаточная ресурсная база и как следствие - отток учащихся из центра. 5. Сложившиеся стереотипы на педагогическую деятельность у части педагогического коллектива: неготовность к изменению содержания программ и отсутствие стремления к использованию в учебной деятельности электронного обучения и дистанционных технологий. Раздел VI Управление Программой развития Общее управление реализацией Программы развития осуществляется директором МУДО «ЦДОД «Вдохновение» Управление реализацией Программы развития предполагается через: - координацию деятельности координационного совета; - разработку и реализацию ежегодных планов работы; - разработку локальных нормативных актов, приказов, распоряжений; - текущий контроль за выполнением программных мероприятий; - мониторинг достижения планируемых результатов; - подведение промежуточных итогов реализации Программы развития на педагогическом совете. Управление процессом реализации программы развития МУДО ЦДОД предусматривает: • осмысление назначения программы развития всеми участниками образовательного процесса; • ведение постоянной экспертизы программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предлагаемых результатов; • создание условий, необходимых для реализации программы развития; • создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Программы развития; • выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых коррективов. Открытость программы Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в неё изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде. 38 Раздел VI Целевые индикаторы и показатели деятельности МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» Целевые индикаторы и показатели Индикаторы Укомплектованность МУ ДО «ЦДОД «Вдохновение» педагогическими кадрами. Доля числа педагогов, участвующих в распространении собственного педагогического опыта на разных уровнях. Доля числа педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Доля программ по технической и естественнонаучной направленностей. Доля учащихся старших (15-18 лет), охвачены дополнительным образованием Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе духовно-нравственной и гражданско-патриотической тематики. Удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции). Удельный вес численности учащихся - победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции). Доля учащихся и родителей (законных представителей) удовлетворенных спектром и качеством Единица измерения 2020 год (базовое значение) Значение показателей 2021 2022 2023 2024 2025 год год год год год % 95 100 100 100 100 100 % 20 23 25 27 30 35 % 40 42 45 47 50 50 ед. 4 5 5 6 6 7 % 9 10 11 12 13 14 ед. 15 16 17 18 19 20 % 25,6 26 27 28 29 30 % 16,8 17 17,5 18 18,5 19 % 99 99 99 99 99 99 39 предоставляемых образовательных услуг. Доля учащихся и родителей (законных представителей) удовлетворенных техническим оснащением образовательного процесса. Доля педагогов удовлетворенных техническим оснащением образовательного процесса. % 70 75 80 85 90 95 % 70 75 80 85 90 95 40